Реализация промышленно-торговой политики предприятия посредством гармонизации производственной и сбытовой деятельности

Смольянова Е.Л., Серебрякова Н.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (24), Декабрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11765426
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современная концепция успешного управления предприятием предполагает, что вся деятельность предприятия должна гарантировать выпуск конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом и учитывающих нужды и запросы потребителей в данный момент времени и в перспективе. Возрастающие изменения в окружающей среде, появление новых запросов покупателей, усиление конкуренции, открытия в научно-технической сфере, представляющие новые возможности для бизнеса, требуют организации эффективной системы управления деятельностью предприятия, позволяющей гибко реагировать на все рыночные изменения. Эта задача решается с помощью реализации промышленной и торговой политики предприятия посредством гармонизации производственно-сбытовой деятельности.

Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, конкурентоспособность, система управления предприятием, гармонизация производственно-сбытовой деятельности



Современная концепция успешного управления предприятием предполагает, что вся деятельность предприятия должна гарантировать выпуск конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом и учитывающих нужды и запросы потребителей в данный момент времени и в перспективе. Возрастающие изменения в окружающей среде, появление новых запросов покупателей, усиление конкуренции, открытия в научно-технической сфере, представляющие новые возможности для бизнеса, требуют организации эффективной системы управления деятельностью предприятия, позволяющей гибко реагировать на все рыночные изменения. Эта задача решается с помощью реализации промышленной и торговой политики предприятия посредством гармонизации производственно-сбытовой деятельности [4].

К проблеме гармонизации производственной и сбытовой политики обращались многие ученые. Так, например, В.П. Грузинов отмечает, что у предприятия нет продукта, если нет потребителя, и нет потребителя, если нет продукта. Из этого следует, что промышленная политика, реализуемая через производственную сферу деятельности предприятия, оказывает существенное влияние на принятие решений в целом в организации, а значит и на торговую политику [2]. Однако, торговая политика является вполне самостоятельной, имея свои ориентиры, цели, механизмы реализации. В данном случае гармонизация состоит в том, что предприятие должно заниматься производством только той продукции и в таком количестве, которая не просто найдет сбыт, а в реализации которой предприятие будет уверено.

Под гармонизацией производственной и сбытовой деятельности предприятия авторы понимают структурно-унифицированную систему мероприятий программно-целевого регулирования, обеспечивающую гармоничное развитие всех звеньев производственно-сбытовой деятельности предприятия. Оно нацелено на создание полноценной социально-ориентированной инновационной среды, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, формирование новой культуры потребления при гарантированном качестве и безопасности. Цель гармонизации производственной и сбытовой деятельности определяется нами в форме обеспечения взаимного согласования данных видов деятельности, направленное на получение максимальной прибыли и обеспечение устойчивого функционирования предприятия, нацеленного на долгосрочную перспективу.

Под содержанием гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия авторы понимают единство всех элементов ее составляющих, а также свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Такое единство составляющих гармонизации выражается в том, что гармонический процесс, предполагающий интеграцию научных, организационных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые совместно применяясь, может привести к взаимной согласованности [4].

Одним из основных элементов, обеспечивающих гармонизацию, является учет производственных возможностей в ходе разработки ассортимента продукции, который позволил бы обеспечить ее последующий сбыт. Если целью производства с точки зрения максимальной его эффективности является сужение ассортимента продукции, связанное с необходимостью снижения издержек, эффективного использования производственных мощностей и повышения конкурентоспособности предприятия на рынке. То с точки зрения сбыта, чем больше выпускается видов продукции, тем больше возможностей в поиске заинтересованного потребителя, а значит, и получения конкурентных преимуществ.

Таким образом, если спрос на товар достаточно высок и объем сбыта имеет тенденцию к росту, то целесообразно расширять производство при сохранении запланированной структуры ассортимента. Но если процесс сбыта продукции одной ассортиментной группы неустойчив, а другой – относительно устойчив, то производственная деятельность подвергается корректировки за счет неустойчивых товарных групп. Отсюда вытекает еще один важный элемент гармонизации производственной и торговой деятельности предприятия – учет положения товара на рынке. Поэтому подключение торговли к производственному сектору возможно по методологии, представляющей внутренне единство торговли и производства [3].

При гармонизации производственной и сбытовой деятельности важно учитывать ритмичность производства и реализации продукции. Ритмичная, равномерная работа предприятия является условием своевременного выпуска и реализации продукции. Аритмичность отрицательно сказывается на многих показателях деятельности предприятия, к которым можно отнести увеличение объема незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе; рассредоточение продукции, снижение ее качества; замедление оборачиваемости капитала; несвоевременное выполнение поставок по договорам и поступление выручки. Отсутствие гармонизации производственной и сбытовой деятельности при неравномерном производстве и реализации продукции приведет к увеличению ее себестоимости, уменьшению прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия в целом.

Гармонизация производственной и сбытовой деятельности не может осуществляться без продуктовых инноваций. Ей больше свойственен стратегический характер, нежели тактический, что находит отражение во внедрении в производство новых и снятии с производства неэффективных товаров. При этом можно выделить следующие условия гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия:

  • новый товар позволит предприятию осуществить выход на неосвоенный сегмент рынка;
  • при выпуске нового изделия будут задействованы неиспользуемые производственные мощности;
  • освоение изделия связано с реализацией передовых технологий, что, несомненно, приведет к повышению технико-технологического потенциала предприятия;
  • выпуск изделия позволит освоить прогрессивные формы организации и управления производством;
  • реализация изделия позволит поддержать или создать связи с посредниками, повысить деловую репутацию предприятии.

    Проведенное нами исследование гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия позволяет сформулировать следующие требования к ней:

  • используемые в производственном процессе оборудование и технология должны обладать высоким потенциалом и постоянно совершенствоваться;
  • доля предприятия на секторах рынка должна расти, поэтому существует объективная необходимость освоения новых рынков сбыта;
  • издержки производства необходимо снижать, обеспечивая выпуск продукции, которая бы отвечала наилучшим образцам и обладала бы потенциалом для совершенствования;
  • предприятие должно иметь стабильные связи с покупателями и посредниками, обеспечивающими максимальный эффект от продажи товаров.
  • Чем теснее связь продукции с уже имеющимися в производственной программе изделиями, тем легче снизить издержки по их производству в сравнении с теми конкурентами, у которых эта связь слабее. Исключение из производственной программы изделия, не связанного с другой продукцией, менее заметно отразиться на производстве. В данном случае задачей гармонизации может быть такая ситуация, при которой для каждого товара в производственной программе имеется другое изделие, близко связанное с первым.

    Необходимо учитывать цели и задачи предприятия, его финансовые возможности, типы выпускаемых товаров, структуру и конъюнктуру рынков, этапы жизненно цикла товаров. Все это должно быть отражено при формировании промышленной и торговой политики предприятия. А успех промышленной и торговой политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации [5].

    Таким образом, гармонизация производственной и сбытовой деятельности является важной задачей каждого предприятия, направленной на обеспечение его эффективного функционирования. Ставя задачи производства и сбыта, необходимо принимать во внимание способы гармонизации производственной и сбытовой деятельности, структуру промышленного потенциала, особенности производимой продукции, ситуацию на рынке, возможные последствия для финансового состояния предприятия с учетом имеющегося потенциала промышленной и торговой политики предприятия и особенностей его экономического развития.


    Источники:

    1. Абрютина М.С. Экономика предприятия: учебник / М.С. Абрютина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 528 с. – 5000 экз. – ISBN 5-8018-0230-4.
    2. Анисимов, Ю.П. Гармонизация деятельности предприятия: монография / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, С.В. Горин. – Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2003. – 304 с. – 500 экз. – ISBN 5-89448-279-8 .
    3. Кочурова Л. Управление торгово-производственной сферой России: научный подход / Л. Кочурова // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 6. – С. 94-104.
    4. Паршин Н.М. Промышленно-торговая политика производственных предприятий потребительской кооперации / Н.М. Паршин. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. – 360 с. – 500 экз. – ISBN 5-9273-0968-2.
    5. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России / А. Татаркин // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 8. – С. 8-21.

    Страница обновлена: 22.09.2024 в 17:00:34