О поддержке материнства и детства в семейной политике России

Волкова А.С.1, Кудаева М.М.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления

Статья в журнале

Экономика труда
Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Волкова А.С., Кудаева М.М. О поддержке материнства и детства в семейной политике России // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 1491-1504. – doi: 10.18334/et.6.4.41215.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42471888

Аннотация:
В статье анализируются современные меры семейной политики России в части поддержки материнства и детства. Анализ реализуемых мер сопровождается зарубежными сравнениями, которые демонстрируют наличие широкого комплексного подхода к поддержке материнства и детства в России (материальная, социальная, трудовая и налоговая поддержка). Однако, многообразие мер поддержки семей с детьми не обеспечивает достижения желаемых показателей. Изучение мер семейной политики в отдельных субъектах Российской Федерации подтверждает необходимость разработки и использования дифференцированных региональных подходов к поддержке материнства и детства, вызванных разностью значений суммарного коэффициента рождаемости, возможностями регионов, культурными особенностями. Сделан вывод о том, что большинство мер представлены экономическими стимулами, которые имеют прямое сильное влияние на рост показателя рождаемости в России, но при этом не позволяют обеспечить высокий уровень жизни семей, не решают проблему эффективного сочетания родительских и профессиональных обязанностей

Ключевые слова: рождаемость, семейная политика, государственная социальная поддержка семей с детьми, женская занятость, социальные пособия и выплаты

JEL-классификация: J28, J13, J16, J12



Введение

Негативные демографические тенденции (старение населения, низкий уровень рождаемости, высокие показатели нагрузки на работающее население и др.) вынуждают развитые государства всего мира разрабатывать мероприятия, стимулирующие граждан создавать семьи и рожать детей. Меры, реализуемые в этой области, нуждаются в постоянном анализе и совершенствовании с целью соответствия реальным потребностям населения, общемировым тенденциям и оценке их эффективности для разработки и своевременной актуализации семейной политики государств. Россия не является исключением.

Утвержденная Правительством РФ «Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года» определяет государственную семейную политику как целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей [9].

Основной целью семейной политики современной России является поддержка материнства и детства, что должно обеспечить стимулирование роста рождаемости. Для реализации данной цели государственной семейной политики в России предусмотрены следующие меры:

· выплата «вознаграждений» семьям при рождении ребенка;

· выплата различных пособий семьям с детьми;

· отпуск по уходу за ребенком для одного из членов семьи;

· налоговые льготы для семей с детьми;

· меры социальной поддержки многодетных семей;

· обеспечение условий для сочетания родительских и профессиональных обязанностей, повышения экономической активности лиц с семейными обязанностями;

· меры пенсионного обеспечения родительского труда и др.

Приведенный перечень мер показывает, что государство стремится стимулировать рост рождаемости, широко используя, прежде всего, экономические стимулы. Стоит отметить, что внимание к данной проблеме, стабилизация и рост экономики, использование экономических стимулов в поддержку материнства и детства существенно повлияли на уровень рождаемости. В России в XXI веке отмечается постепенный рост суммарного коэффициента рождаемости (СКР). Анализ демонстрирует положительную очень высокую связь между СКР и объемом расходов на выплату семейных и материнских пособий за период 2000–2017 гг. (рис.), коэффициент корреляции составил 0,943.

Рисунок. Зависимость суммарного коэффициента рождаемости от выплат семейных и материнских пособий в 2000–2017гг.

Источник: подготовлен авторами по данным Федеральной службы государственной статистики: https://www.gks.ru.

Подробнее рассмотрим реализуемые меры. Одной из самых популярных и востребованных мер государственной поддержки российских семей выступает так называемый материнский капитал, который предоставляется единовременно при рождении, усыновлении второго или последующего ребенка в период с 01.01.2007 по 31.12.2021. В 2019 году его размер составляет 453 026 рублей. Это безналичные денежные средства, которые могут быть направлены на улучшение жилищных условий семьи, получение образования детьми, пенсионное обеспечение матери и на социальную адаптацию детей-инвалидов, а также ежемесячные выплаты. По данным Пенсионного фонда РФ (по состоянию на конец 2018 года) за весь период действия программы выдано около 9 млн сертификатов, а воспользовались ими 61,6 % владельцев [1].

Демографическая статистика демонстрирует, что впервые с 1995 года в 2013–2015 гг. наблюдался естественный прирост населения России, а среди только городского населения прирост длился с 2012 по 2016 год. Стоит предположить, что именно программа материнского капитал сыграла важную роль в повышении рождаемости и достижении естественного прироста населения России.

Ответственность за рост рождаемости в России возложена на региональные власти, поэтому большинство субъектов РФ, учитывая популярность материнского капитала, ввели в действие региональный семейный капитал. Денежное значение сертификата регионального семейного капитала и условия его получения, целевое назначение регулируются местными законами и различаются в субъектах РФ (табл. 1). Например, семьям Новосибирской области, родившим третьего или последующего ребенка, вручается сертификат областного семейного капитала в 104 000 рублей, которым можно воспользоваться через полтора года после рождения (усыновления) третьего или последующего ребенка. При этом суммарный коэффициент рождаемости в 2017 году в Новосибирской области составил 1,665 (при среднероссийском значении 1,621).

В Московской области со значением суммарного коэффициента рождаемости 1,610 в 2017 году семьи, родившие (усыновившие) второго и последующих детей, имеют право на региональный материнский капитал в 100 000 рублей, а воспользоваться им семьи могут с момента рождения (усыновления) второго или последующего ребенка.

Таблица 1

Региональный семейный капитал в отдельных субъектах РФ в 2019 году

Субъект РФ
СКР 2017 г.
Средн. ном. нач. з/плата в феврале 2019, руб.
Размер регион. сем. капитала, руб.
Доп. информация
Тверская область
1,559
30 855,00
59 006,00
При рождении третьего или последующих детей. Воспользоваться можно через 1год после рождения ребенка.
Нижегородская область
1,502
32 041,00
100 000,00
При рождении третьего или последующих детей. Воспользоваться можно через 1,5 года после рождения ребенка
Московская область
1,610
50 612,00
100 000,00
При рождении второго или последующих детей. Воспользоваться можно с момента рождения
Новосибирская область
1,665
34 778,00
104 000,00
При рождении третьего или последующих детей. Воспользоваться можно через 1,5 года после рождения ребенка
Краснодарский край
1,715
32 575,00
124 607,00
При рождении третьего ребенка. Воспользоваться можно через 3 года после рождения ребенка.
г. Санкт-Петербург
1,500
58 625,00
154 347,25
При рождении третьего или последующих детей. Срок использования сертификата не ограничен.
Калининградская область
1,567
31 886,00
100 000,00
При рождении третьего или последующих детей. Воспользоваться можно через 1год после рождения ребенка, а потратить средства можно в течение 2 лет.
200 000,00
При рождении пятого или последующих детей. Воспользоваться можно через 1года после рождения ребенка, а потратить средства можно в течение 2 лет.
Источник: составлено авторами по данным законодательных актов субъектов РФ.

Материнский капитал и региональный семейный капитал оказывают существенную поддержку семьям с детьми, но при их одинаковом значении имеют различную ценность и стимулирующий эффект в зависимости от региона РФ. Так, основное целевое назначение программ – это улучшение жилищных условий семьи. Средняя цена одного квадратного метра на вторичном рынке жилья в России в 2017-м варьировалась от 33,2 тыс. рублей (Орловская область, республики Ингушетия, Адыгея и Мордовия, Ставропольский край, Кемеровская область и другие) до 173,6 тыс. рублей (г. Москва) [2], что позволило бы семьям на выделенные средства материнского капитала приобрести от 13,6 м2 до 2,6 м2 соответственно.

Поэтому популярность данного направления использования материнского капитала ежегодно снижается: процент лиц, распорядившихся средствами материнского капитала с целью улучшения жилищных условий, за период 2011–2017 гг. сократился с 97,4 % до 85,9 %.

Семьи находят более рациональное применение данной выплате, а именно получение образования детьми. Так, за весь период действия программы процент лиц, воспользовавшихся данным направлением распоряжения семейного капитала, вырос с 2,5 % до 14 %.

Материнский капитал и региональный семейный капитал в России аналогичны французской премии на рождение ребенка – PAJE. Данное пособие выплачивается, если заработная плата родителей не превышает €35.729, ее получают 85 % французских семей. От российского аналога ее выгодно отличает отсутствие ограничений по использованию денежных средств. Кроме того, начисляется PAJE на седьмом месяце беременности, именно в тот момент, когда семье необходимо максимально вложиться и подготовиться к рождению ребенка [5].

Учитывая популярность семейного капитала в России и зарубежный опыт, в частности опыт Франции, можно предположить, что было бы рационально расширить перечень возможных направлений использования данных денежных средств. Целесообразно также сократить срок, по истечению которого семья может использовать денежные средства. Эти меры позволили бы усилить стимулирующий эффект выплат в отдельных регионах и поддержать семьи в тот момент, когда они наиболее уязвимы.

Помимо единовременных «вознаграждений» семьям, Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [10] устанавливаются следующие виды государственных пособий (по состоянию на 01.09.2019):

1) Пособие по беременности и родам. Данное пособие выплачивается за период соответствующего отпуска (около 140 дней). Пособие для работающих женщин устанавливается в размере 100 % от среднего заработка за последние 2 года, предшествующие году наступления страхового случая, не превышающего предельную величину

2) Базы для начисления страховых взносов.

3) Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) в размере 300 рублей.

4) Единовременное пособие при рождении ребенка. Его размер в 2019 году составляет 17 479,73 рубля. Пособие имеет право получить один из родителей на каждого ребенка, в том числе в случае если ребенка берут на воспитание в семью.

5) Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Пособие предоставляется застрахованным лицам, работающим по трудовому договору. Его размер составляет 40 % от среднего заработка за последние 2 года, предшествующие году наступления страхового случая. Размер пособия не должен превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов – 26 152,33 рубля в 2019 году. Он не может быть менее 4 512 рублей на первого ребенка и 6 284,65 рубля на второго.

Также предусмотрены пособия при усыновлении ребенка и передаче его на воспитание в семью и женщинам – женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Отдельные субъекты РФ на своих территориях устанавливают дополнительные пособия семьям при рождении детей. Например, в Новосибирской области для молодой семьи (возраст одного из родителей не превышает 30 лет) предусмотрено дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка: 6 000 рублей на первого ребенка, 12 000 рублей на второго и 18 000 рублей на третьего и последующих детей.

Таким образом, российское законодательство предусматривает широкий перечень различных выплат и пособий. Однако размеры выплат не велики и требуют пересмотра в сторону их увеличения. Моделирование среднедушевых доходов семей с разным составом взрослых и детей, учитывающее единовременные и регулярные выплаты, показывает, что существующие меры социальной поддержки семей с детьми не достаточны [2] (Andreeva, Bychkov, Feoktistova, 2018). Доля домохозяйств с детьми среди малоимущих домохозяйств составляла 81 % в 2017 году [3]. Возможно, от некоторых пособий, имеющих малый размер и не выполняющих стимулирующую функцию (например, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности), стоит вовсе отказаться и перенаправить эти средства на увеличение других выплат. Кроме того, все виды пособий распространяются лишь на женщин, застрахованных в системе социального страхования, то есть работающих по трудовому договору. На женщин, состоящих в иных формах занятости, отдельные пособия не распространяются. По оценкам экспертов, таких женщин около 50 % в Российской Федерации [1] (Ageeva, 2019).

Трудовое законодательство РФ также поддерживает семейную политику через предоставление отпусков и сохранение рабочего места за родителем, осуществляющим уход за ребенком. Женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск по беременности и родам (70 дней до и 70–86 дней после родов). Одному из родителей может быть предоставлен оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и не оплачиваемый отпуск с сохранением рабочего места по достижению ребенком 3 лет. Подобная поддержка материнства со стороны трудового законодательства РФ «выигрышна» в международном сравнении, поскольку немногие страны могут обеспечить родителю право на длительный отпуск.

С другой стороны, остро встает вопрос материального обеспечения семьи и обеспечения ее достойного уровня жизни. Пособие, выплачиваемое родителю, осуществляющему уход за ребенком, предоставляется только до полутора лет и составляет лишь 40 % от среднего заработка. Для сравнения в Германии аналогичное пособие выплачивается до 3 лет, составляет 65 % среднего заработка. Кроме того, есть дополнительное пособие на ребенка в размере 210 евро в месяц (до 3 лет). а так же с 1 января 2007 г. предусмотрено пособие на ребенка в возрасте до 14 лет, его размер может достигать до 1 800 евро в месяц. Также застрахованные работодателями женщины имеют право получать 13 евро в день [4] (Zagidullina, Myasnikov, Yurkov, 2014). В России нет аналогичных мер поддержки материального положения семьи с маленькими детьми, поэтому одной из важнейших задач в отношении поддержки материнства и детства встает задача повышения экономической активности женщин с семейными обязанностями, представления условий для сочетания родительских и профессиональных обязанностей. Для решения данной задачи следует:

· повысить доступность дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу, в том числе для детей в возрасте до 3 лет;

· развивать систему бесплатной переподготовки, повышения квалификации женщин, которые не работали по специальности во время ухода за детьми;

· оказать поддержку работодателям, принимающим на работу женщин, воспитывающих детей;

· оказывать содействие в трудоустройстве на условиях неполной занятости и прочих форм занятости, позволяющих работать женщине с малолетними, больными или ослабленными детьми;

· создавать условия в образовательных учреждениях для нормального функционирования групп продленного дня, кружков, секций и т.д.

Решение отдельных задач предусмотрено Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р [9].

Данные официальной статистики (табл. 2) подтверждают ежегодный рост охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (как отношение численности детей, посещающих дошкольные учреждения, к численности детей в соответствующем возрасте). При этом эффективность мероприятий Правительства РФ и отдельных субъектов РФ в решении данной задачи в первую очередь коснулась детей в возрасте 4–6 лет, увеличив их охват дошкольными образовательными учреждениями с 84,2 % до 88,3 % к 2017 году. Охват детей в возрасте 1–6 лет данными учреждениями к 2016 году составил только 66,5 %, что еще раз подтверждает невысокую активность и эффективность мер по доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3–4 лет.

Таблица 2

Статистика доступности дошкольных образовательных учреждений в России в 2012–2017 гг.

Показатели
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Охват детей в возрасте 1–6 лет дошкольными образовательными учреждениями в процентах от численности детей в соответствующем возрасте, %
62,1
63,0
64,6
66,2
66,5
66,5
Охват детей в возрасте 4–6 лет дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей в соответствующем возрасте
84,2
86,3
89,9
90,9
90,0
88,3
Численность детей, приходящихся на 100 мест, в дошкольных образовательных учреждениях, человек
105
105
106
106
105
н/д
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики: https://www.gks.ru.

Наиболее актуальным и значимым с позиции поддержки материнства и детства, обеспечения условий для сочетания семейной и профессиональной жизни, компенсации выпадения матерей из привычной социальной и профессиональной среды видится удовлетворение потребностей семей в местах в дошкольных образовательных учреждениях именно для детей раннего возраста – до 3 лет.

Интересен зарубежный опыт в решении данной проблемы. Так, правительства некоторых стран для обеспечения ухода за детьми предлагают использовать потенциал пенсионеров, вводя для них специальные дополнительные льготы и выплаты. Например, в Голландии пенсионеры, соответствующие ряду требований и зарегистрированные в специальном родительском агентстве, могут получить правительственный грант. В Австралии действует специальная льгота, которая предоставляется бабушкам и дедушкам, осуществляющим уход за внуками. Размер льготы покрывает полную среднюю стоимость затрат на ребенка [7] (Noskova, 2016). Французская семейная политика предусматривает выплату дополнительного пособия при свободном выборе способов ухода за ребенком. Правом на получение данного пособия обладают семьи с детьми в возрасте до шести лет. При этом предусмотрено два направления его использования – оплата услуг аккредитованной государством няни или услуг «бэби-ситтера» [5].

Отметим, что в течение 2012–2017 гг. при неполном охвате детей дошкольными образовательными учреждениями на 100 мест, имеющихся в соответствующем учреждении, приходилось 105 детей его посещающих. Подобная ситуация отрицательно сказывается на нагрузке и состоянии здоровья педагогических работников и, как следствие, может повлиять на качество дошкольного образования.

Ситуация с недостаточным обеспечением детей дошкольным образованием, присмотром и уходом прямо влияет на показатель уровня занятости женщин 20–49 лет, имеющих детей дошкольного возраста. По данным выборочного обследования, в течение последнего времени данный показатель достаточно стабилен и в 2018 году составил около 67,1 %, но разнится от возраста детей. Так, уровень занятости женщин составляет 49,9 % для имеющих детей в возрасте 0–2 лет и 78,6 % с детьми в возрасте 3–6 лет [4]. Это еще раз подтверждает, что для повышения экономической активности женщин с семейными обязанностями и уровня жизни семей необходимо уделять особое внимание удовлетворению потребностей семей в дошкольном образовании.

В целях содействия занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, центры занятости населения в рамках государственных программ организуют профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда (бухгалтер, воспитатель, делопроизводитель, кассир, оператор, повар, швея, парикмахер и др.). Молодым мамам, состоящим в трудовых отношениях, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и готовым приступить к трудовой деятельности, предлагается бесплатное обучение. В результате женщина возвращается к активной трудовой деятельности с требуемой работодателем квалификацией. К сожалению, единой статистической базы по реализации данной программы нет, что усложняет анализ ее эффективности.

В субъектах РФ программы содействия занятости населения, в том числе женщин, имеющих несовершеннолетних детей, включают такие направления, как:

· Выделение субсидий на организацию собственного дела. Например, в 2016 году 24 % (120 человек) от общего числа получателей подобной субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра – женщины, воспитывающие детей в возрасте до 18 лет; в Кировской области – 38 женщин стали участниками данной программы.

· Содействие развитию гибких форм занятости и надомного труда. Например, в отдельных субъектах предусмотрена единовременная финансовая помощь для трудоустройства на рабочем месте, предусматривающего гибкие формы занятости.

· Организация мероприятий, стимулирующих работодателей к созданию постоянных и временных рабочих мест для трудоустройства родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и др. Данные мероприятия представляются наиболее актуальными и сложными, но реализуются в настоящее время в меньшей степени. Чаще регионы ограничиваются привлечением внимания (выстраиванием диалога) социальных партнеров к проблемам трудоустройства женщин, имеющих несовершеннолетних детей, с целью реализации трудового потенциала последних и их социальных прав, а также рассматривают коллективные договоры на предмет дополнительных преимуществ и льгот для данной категории работников.

Таким образом, содействие занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей, активно реализуется на территории РФ, но оценка эффективности данного процесса усложняется отсутствием единого перечня показателей, комплексной официальной статистики по стране в целом.

На поддержку материнства и стимулирование роста рождаемости нацелено также и пенсионное законодательство РФ. После внесения изменений в Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионное обеспечение учитывает результаты родительского труда. Теперь периоды отпусков за детьми (до полутора лет на каждого из четырех детей) засчитываются в общий стаж одного из родителей, осуществляющего уход за детьми. Согласно пенсионной формуле, начисляются 1,8, 3,6, или 5,4 пенсионных баллов за год декретного отпуска по уходу за первым, вторым, третьим и четвертым ребенком соответственно.

В таблице 3 представлен расчет страховой пенсии, произведенный авторами при помощи пенсионного калькулятора на официальном сайте Пенсионного фонда РФ, для женщины 1980 года рождения, имеющей разное количество детей и получающей 43 724 рубля (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в РФ в 2018 году [5]).

Конечно, наблюдается существенное улучшение в порядке начисления страховой пенсии в сравнении с ранее действующими положениями, когда период ухода за ребенком вообще не включался в страховой стаж. Текущий порядок выполняет стимулирующую функцию по отношению к выполнению родительского труда. Так, женщина, имеющая детей и использующая свое право на отпуск до 1,5 года, получит пенсию на 1,4–8,2 % больше в сравнении с женщиной, не имеющей детей.

При этом государство берет на себя обязанность обеспечить местами в дошкольных учреждениях детей в возрасте от 3 лет, поэтому логичнее предположить, что женщина продолжит свою трудовую деятельность только по достижению ребенком возраста 3 лет. Согласно пенсионной формуле, в общий стаж засчитывается только отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года, а еще полтора года, которые другой женщине (не имеющей детей) будут засчитаны, молодой неработающей маме и ожидающей место в детском саду не засчитываются при начислении пенсии.

Учитывая данный факт в расчетах на пенсионном калькуляторе, наглядно видно, что женщина, осуществляя самостоятельный уход за ребенком с 1,5 до 3 лет, теряет около 3 % от размера страховой пенсии в сравнении с женщиной без детей. Подобная ситуация снижает статус и значимость родительского труда в определенном возрасте ребенка, что отрицательно сказывается на его качестве и результатах, стимулировании репродуктивной функции.

Таблица 3

Сравнительный анализ размера страховой пенсии для женщин, не имеющих детей, и женщин, имеющих 1–3 детей

Количество детей
Страховой стаж, лет
Отпуск по уходу за детьми, лет
Размер пенсии, руб.
Экономический эффект в сравнении с вариантом «нет детей», руб.
нет детей
30
-
17 275,22
-
1 ребенок
30
1,5
17 510,77
+235,55
28,5
3х1
16 714,70
-557,52
2 ребенка
30
1,5х2
17 981,86
+471,09
27
3х2
16 787,76
-487,46
3 ребенка
30
1,5х3
18 688,51
+706,65
25,5
3х3
16 698,33
-576,89
Источник: составлено авторами по данным Пенсионного фонда РФ: http://www.pfrf.ru/eservices/calc.

Важным и существенным изменением пенсионного законодательства, направленным на повышение рождаемости, является досрочный выход на пенсию для отдельных категорий матерей, имеющих страховой стаж не менее 15 лет:

· женщины, родившие трех детей и воспитавшие их до возраста 8 лет – 57 лет;

· женщины, родившие четырех детей и воспитавшие их до возраста 8 лет – 56 лет;

· женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до возраста 8 лет – 50 лет и другие случаи.

Дискриминация женщин-матерей, наблюдается не только в вопросах пенсионного обеспечения. Женщины, имеющие детей, особенно маленького возраста, а также многодетные матери имеют значительно меньше возможностей на рынке труда. Зачастую они вытеснены в неформальный сектор или малооплачиваемую сферу занятости [8, 6] (Petrova, 2017; Konstantinova, Kudaeva, 2019).

Таким образом, государственная семейная политика России имеет широкий спектр мер и программ поддержки материнства и детства, решающих задачу стимулирования роста рождаемости. Но несмотря на все усилия государственной и региональной политики повышения рождаемости, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в 2018 году снизился до 1,579, что сопоставимо с его уровнем в 2010–2011 гг. За последние три года роста СКР удалось добиться только семи регионам РФ – г. Москва, Псковская область, Республики Калмыкия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Еврейская автономная область. В целом, около 48 % регионов РФ имеют значение СКР ниже среднероссийского. Для изменения ситуации необходимо использовать успешный опыт регионов, дополнительные инструменты стимулирования рождаемости [3] (Volkova, 2019).

Снижение значения СКР наблюдается в первую очередь в периоды кризисных явлений в экономике, экономической и политической неустойчивости, снижения уровня жизни населения. За 2012–2017 гг. доля детей в возрасте до 16 лет, проживающих в домашних хозяйствах со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума, выросла с 17,6 % до 26 %. Доля малоимущих семей с детьми до 16 лет в общей численности малоимущих семей за 2012–2017 гг. выросла до 81 %.

Ежегодно растет дефицит денежных доходов малоимущих домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет. Стоит отметить, что дефицит денежных доходов увеличивается по мере роста числа детей в семье. Так, с появлением второго ребенка дефицит денежных доходов вырос на 15 % по сравнению с семьями, имеющими одного ребенка; а в семьях с тремя и более детьми дефицит доходов вырос уже на 25 %.

Заключение

Итак, экономические методы поддержки материнства и детства при реализации семейной политики неоднозначно влияют на показатель рождаемости в современной России. С одной стороны, выявлена очень высокая зависимость рождаемости и выплат семейных и материнских пособий. С другой стороны, в последние годы наблюдается снижение показателя рождаемости, а главное, существенный рост убыли населения во многих субъектах РФ (в 2018 году естественный прирост зафиксирован только в 20 регионах). Согласно среднему варианту прогноза, в РФ численность родившихся в 2020 году составит около 1,5 млн человек против численности умерших – 1,8 млн человек. Налицо региональная дифференциация эффективности предлагаемых государством мер семейной политики, поэтому важным представляется учет региональных и культурных особенностей отдельных субъектов РФ при реализации семейной политики в части поддержки материнства и детства.

Повышение рождаемости требует реализации не только экономических мер, но и гендерного равенства, привлечения женщин с семейными обязанностями к активной трудовой деятельности, развития системы обеспечения присмотра за детьми до 3 лет, увеличения налоговых льгот для семей с детьми и т.д.

[1] По данным Пенсионного фонда РФ. Режим доступа: URL: http://www.pfrf.ru/press_center/~2018/12/11/172366 (12.09.2019).

[2] По данным Федеральной службы государственной статистики – Регионы России. Социально-экономические показатели 2018. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14p/Main.htm (10.09.2019).

[3] По данным выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах Федеральной службой государственной статистики. Режим доступа URL: https://www.gks.ru/folder/13397 (10.09.2019).

[4] По данным Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа URL: http://www.gks.ru (15.09.2019).

[5] По данным Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/# (11.09.2019).


Источники:

1. Агеева Е.В. Обзор социальной защиты материнства как фактора женской занятости // Экономика труда. – 2019. – № 2. – С. 811-826.
2. Андреева Е.М., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Микроэкономика социальной поддержки государством семей при рождении ребенка // Экономика труда. – 2018. – № 4. – С. 1359-1374.
Волкова А.С. К вопросу об эффективности демографической политики в России // Управление человеческими ресурсами: теория, практика, перспективы. / сб. науч. тр. националь-ной научно-практич. конференции. - Новосибирск : НГУЭУ, 2019. – 18-28 с.
4. Загидуллина В.М., Мясников Д.А., Юрков Д.В. Специфика государственной поддержки материнства и детства: зарубежный опыт // Вопросы экономики и права. – 2014. – № 78. – С. 115-118.
Закутин А. Опыт поддержки многодетных семей за рубежом. Катехон. [Электронный ресурс]. URL: http://katehon.com/ru/article/opyt-podderzhki-mnogodetnyh-semey-za-rubezhom ( дата обращения: 15.09.2019 ).
6. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Дискриминационные различия в заработной плате в России // Дискуссия. – 2019. – С. 38-46.
7. Носкова А.В. Новые подходы в семейной политике в контексте меняющихся социальных реалий // Социальная политика и социология. – 2016. – № 5. – С. 123.
8. Петрова Т.Ю. Многодетные матери на рынке труда // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2017. – № 2. – С. 85-89.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» г. Москва. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html.
Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/laws/77 ( дата обращения: 13.09.2019 ).

Страница обновлена: 26.10.2020 в 03:55:54