Демографическая политика в контексте устойчивого регионального развития
Стрекалова Н.Д.1, Татарникова М.А.2, Фролова Н.Н.1
1 Российский государственный педагогический университет им. А.Г. Герцена
2 Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 1 (Январь 2022)
Цитировать:
Стрекалова Н.Д., Татарникова М.А., Фролова Н.Н. Демографическая политика в контексте устойчивого регионального развития // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 281-294. – doi: 10.18334/ce.16.1.114101.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092603
Цитирований: 14 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В настоящее время в рамках управления устойчивым региональным развитием проблема повышения эффективности демографической и семейной политики является одной из наиболее актуальных. В статье отражен круг вопросов, связанных с изучением демографических процессов: естественного воспроизводства населения, миграции, демографической и миграционной политик.
За период 2020-2021 года на фоне пандемии COVID-19 произошло падение качества жизни подавляющей части населения, возрос уровень смертности и заболеваемости граждан, что негативно отразилось на региональных демографических показателях. Повышение эффективности демографической и семейной политики в сложных экономических и политических условиях определила направление исследования.
Материалы статьи представляют интерес для специалистов в области междисциплинарных исследований и процессов воспроизводства и здоровьесбережения населения, их влияния на устойчивое развитие регионов России.
Ключевые слова: региональная политика, нормативно-правовое регулирование, демографическая политика государства, индикаторы уровня жизни населения, эффективность демографической политики Ярославской области
JEL-классификация: J11, R13, Q01
Введение
Фундаментом устойчивого общественного развития, как уже не раз исторически было доказано, является государственная семейная политика, представляющая собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, необходимых для поддержки, укрепления и защиты семьи [6].
Цель семейной политики – обеспечить наиболее благоприятные социальные, экономические, нравственные условия для свободного развития каждой семьи в нашей стране, наилучшего выполнения семьей всех возложенных на нее функций. Перед семейной политикой любого из регионов нашей страны стоят такие важные задачи, как государственная помощь семьям с детьми, сохранение ценности и роли семьи в обществе, создание условий, благоприятных для повышения качества жизни [6]. Регион, как никакой другой территориальный таксон, чувствителен к свойствам демографической устойчивости, поскольку выступает активным субъектом государственной региональной политики, будучи ответственным за комплексное и сбалансированное развитие всех находящихся на его территории локальных сообществ.
Повышение эффективности демографической и семейной политики в сложных экономических и политических условиях определяет актуальность исследования.
По результатам оценки эффективности демографической и семейной политики в регионе в статье предложены направления совершенствования демографической и семейной политики в Ярославской области.
Роль демографической политики региона в обеспечении качества жизни населения
Рассмотрим нормативно-правовое регулирование демографической и семейной политики. В международном праве вопросы демографии контролирует Конвенция Международной организации труда (МОТ) и Концепция Организации Объединенных Наций. В Российской Федерации регулирует вопросы – Конституция РФ (12.12.1993, с изменениями 01.07.2020). В ст. 7 указано, что Россия – социальное государство, нацеленное на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан [1]. В законодательную базу, регулирующую демографическую и семейную политику, уровень и качество жизни населения в России, входят также федеральные законы, указы Президента РФ, в том числе Указ от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Данный указ нацелен на сокращение различий в качестве жизни граждан в различных регионах, а также в городах и сельской местности [5].
Необходимо отметить, что вся законодательная база периодически обновляется с целью приспособиться к новой экономической политике государства. В то же время большинство нормативно-правовых актов требуют регулярного пересмотра и существенной доработки. Методами реализации демографической и семейной политики подразделяются четыре блока: финансовые, административно-распорядительные, правовые и идеологические.
Эффективность демографической и семейной политики отражают показатели уровня и качества жизни населения, что является оценочной категорией, дающей обобщенную характеристику параметров всех составляющих жизни человека (жизненный потенциал, жизнедеятельность и условия жизнедеятельности по отношению к выбранному объективному или субъективному эталону) [5].
В последующем перечень экономических показателей стали восполнять за счет показателей, имеющих социальный и социально-демографический характер. Основные характеристики качества жизни можно рассматривать с помощью семи ее интегральных свойств или индикаторов (рис. 1) [7] (Andreeva, 2020).
Рисунок 1. Индикаторы уровня жизни населения
Источник: [7] (Andreeva, 2020).
Резюмируя вышесказанное, мы считаем, что понятие «качество жизни» можно свести к семи вышеперечисленным интегральным свойствам, эффективность демографической и семейной политики отражает качество жизни – это объективные условия существования и их оценка на уровне общества и отдельного гражданина. Выделяют различные индикаторы, позволяющие дать подробную характеристику качества жизни населения.
По результатам рассмотрения теоретических аспектов формирования демографической и семейной политики можно сделать следующие выводы:
1. Демографическая и семейная политика – это важнейшее направление социальной политики государства, основная цель которой – оптимизация демографической ситуации в стране, укрепление института семьи.
2. К методам реализации демографической и семейной политики относят: прямые – финансирование государством учреждений социальной сферы для оказания ими бесплатных услуг населению, выплаты пособий и пенсий, предоставление льгот по оплате услуг; косвенные методы – страхование, налогообложение и установление минимальных социальных стандартов, а также введение ограничений в социальной сфере и соответствующая идеология [2, 3].
3. Эффективность демографической и семейной политики характеризуется показателями качества жизни населения: благосостояние, условия жизни и информированность граждан, социальная безопасность, состояние экологии и природно-климатические условия и т.д. [9] (Frolova, Tatarnikova, Rasskazova, Pravdina, 2021).
Для аргументации теоретических выводов проанализируем эффективность демографической и семейной политики Ярославской области.
Важным показателем развития территории является величина валового регионального продукта, который 2020 году в Ярославской области составил 606820,7 млн руб. Прирост данного показателя к 2014 г. составил 3,98%. К уровню 2005 г. данный показатель увеличился в 4,62 раза [10, 11].
Таким образом, валовой региональной продукт в Ярославской области имеет устойчивую положительную динамику, что косвенно свидетельствует о повышении эффективности демографической и семейной политики.
Важным интегральным показателем, характеризующим качество жизни и привлекательность региона для проживания, является динамика численности населения. В таблице 1 представлена динамика численности постоянного населения Ярославской области и для сравнения – двух соседних областей (Костромской и Ивановской) за период с 2014 г. по 2020 г.
Из представленных данных следует, что начиная с 2014 г. численность населения области постепенно снижается и в 2020 г. составляет 1256501 чел., Ярославская область существенно отстает от среднероссийского уровня и показателей ЦФО, которые характеризуются ростом численности населения [11].
Таблица 1
Динамика численности постоянного населения Ярославской области в 2014–2020 гг., чел.
Регион
|
Численность постоянного населения в среднем за год
(чел.)
| ||||||
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
| |
Российская
Федерация
|
143506995
|
146090613
|
146405999
|
146674541
|
146842401
|
146830575
|
146764655
|
Центральный
федеральный округ
|
38749394
|
38885676
|
39027899
|
39156950
|
39260498
|
39344736
|
39405807
|
Ивановская
область
|
1046046
|
1040020
|
1033374
|
1026504
|
1018908
|
1009413
|
1000657
|
Костромская
область
|
657647
|
655389
|
652920
|
649804
|
645740
|
640296
|
635325
|
Ярославская
область
|
1271719
|
1271697
|
1271771
|
1271324
|
1268210
|
1262648
|
1256501
|
Это свидетельствует не только о негативных демографических трендах в области, но и о низком уровне конкурентоспособности региона при привлечении населения из других регионов России и мигрантов извне, что компенсировало бы естественную убыль и старение населения.
Надо отметить, что численность населения Ярославской области значительно больше, чем в соседних областях – Ивановской и Костромской, где тоже наблюдается убыль населения. Структура семей по количеству детей по данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Ярославской области и соседних областях, в соответствии с данными статистики, приведенными в таблице: в области в настоящее время проживают 147 428 семей, из них 97 843 супружеских пар с детьми, 44 634 матерей с детьми и 4 950 отцов с детьми. Количество семей, проживающих в соседних Ивановской и Костромской областях, значительно меньше (118 529 и 80 235 соответственно) [7, 11] (Andreeva, 2020).
Регулируют сферу управления демографической и семейной политикой, уровнем и качеством жизни в Ярославской области такие локальные нормативно-правовые акты, как Концепция социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 г.» (утверждена 27.02.2013 г.). В Концепции главная цель развития Ярославской области – к 2025 году войти в топ десять регионов России с высоким качеством жизни. Достижение целей возможно при использовании передовых и эффективных механизмов управления социальными направлениями региона.
Характеризуя инфраструктуру управления демографической и семейной политикой, а также качеством жизни населения в Ярославской области, мы выделили в ее составе:
1. Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, цель деятельности которого – повышение качества жизни населения на территории Ярославской области.
2. Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля.
3. Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля. Сферой деятельности департамента является городское хозяйство, в том числе жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории города, область лесных и водных отношений, охрана окружающей среды, дорожной деятельности, организация транспортного обслуживания населения города.
4. Департамент образования мэрии г. Ярославля. Занимается формированием и развитием единого городского образовательного пространства.
5. Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области [11].
Департаментом информационно-аналитического обеспечения Ярославской области регулярно проводится мониторинг оценки уровня и качества жизни населения области, по результатам которого в 2019 году Ярославская область заняла 12-е место в Центральном федеральном округе.
В 2020 году в связи с пандемией коронавируса в Ярославской области, как и во всей России, был применен ряд финансовых методов поддержки реализации демографической и семейной политики и повышения качества жизни населения [8] (Ivanova, 2020).
Необходимо отметить, что эффективную реализацию региональной демографической и семейной политики, рост качества жизни населения Ярославской области существенно сдерживает низкая плотность населения на территории области и спад инвестиционной активности в социальные отрасли.
Проанализируем демографические показатели Ярославской области. В таблице 2 приведена динамика коэффициента рождаемости (на одну женщину).
Таблица 2
Динамика суммарного коэффициента рождаемости в Ярославской области в 2014–2020 гг.
Регион
|
Годы
| |||||||
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
| |
Российская
Федерация
|
1,691
|
1,707
|
1,750
|
1,777
|
1,762
|
1,621
|
1,579
|
1,504
|
Центральный
федеральный округ
|
1,470
|
1,478
|
1,514
|
1,575
|
1,595
|
1,472
|
1,441
|
1,396
|
Ивановская
область
|
1,513
|
1,554
|
1,572
|
1,629
|
1,595
|
1,462
|
1,403
|
1,270
|
Костромская
область
|
1,828
|
1,852
|
1,866
|
1,890
|
1,880
|
1,703
|
1,610
|
1,543
|
Ярославская
область
|
1,604
|
1,635
|
1,640
|
1,695
|
1,710
|
1,529
|
1,465
|
1,373
|
Как следует из приведенных расчетов, уровень рождаемости в Ярославской области ниже, чем в среднем по России, по Центральному федеральному округу и в Костромской области. Это негативно характеризует демографическую и семейную политику Ярославской области [7] (Andreeva, 2020).
Заключение
Ниже проведем комплексную оценку уровня и качества жизни населения Ярославской области по следующим направлениям: доходы и расходы населения, жилищные условия населения, благосостояние, образование, здравоохранение и безопасность. Основные показатели уровня и качества жизни населения Ярославской области по перечисленным группам рассмотрим по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, сравним их со средними данными по Российской Федерации и Центральному федеральному округу.
В таблице 3 нами наглядно представлена величина прожиточного минимума на душу населения.
Таблица 3
Величина прожиточного минимума на душу населения в Ярославской области в 2021 г., руб.
Регион
|
Все
население |
В том числе по социально-демографическим группам
населения
| ||
трудоспособное
население |
пенсионеры
|
дети
| ||
Российская
Федерация
|
11653
|
12702
|
10022
|
11303
|
Ивановская
область
|
10761
|
11696
|
9521
|
10877
|
Костромская
область
|
11241
|
12264
|
9734
|
11283
|
Ярославская
область
|
10742
|
11749
|
9231
|
10959
|
Из представленных данных следует, что величина прожиточного минимума на душу населения в Ярославской области в 2021 г. составляет 10742 руб., что значительно ниже, чем в среднем по стране (11653 руб.). Динамка среднедушевых ежемесячных денежных доходов и расходов населения в области: ФО занимает первое место в Российской Федерации по величине среднедушевых ежемесячных денежных доходов и расходов населения. Ярославская область по данным показателям занимает 30 и 45-е места соответственно. В 2019 г. среднедушевые ежемесячные доходы населения в Ярославской области составили 27369 тыс. руб. Это на 10,2% меньше, чем в среднем по Российской Федерации и на 29,42% меньше, чем в Центральном федеральном округе [7, 10] (Andreeva, 2020).
По результатам проведенного анализа нужно отдать должное региональным властям, уровень благосостояния населения Ярославской области растет, однако находится на уровне ниже среднего по стране. В таблице 4 представлены комплексные показатели уровня и качества жизни населения Ярославской области.
Таблица 4
Комплексная оценка уровня и качества жизни населения Ярославской области в 2005–2020 гг.
Показатели
|
2005 г.
|
2010 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
Среднедушевые доходы в месяц
|
0,782
|
0,764
|
0,746
|
0,801
|
0,815
|
0,860
|
0,898
|
Общая площадь жилых помещений в среднем на одного
жителя
|
1,082
|
1,084
|
1,070
|
1,060
|
1,060
|
1,072
|
1,066
|
Мощность амбулаторно –
поликлинических организаций |
1,004
|
1,060
|
1,052
|
1,015
|
1,009
|
1,016
|
1,016
|
Количество собственных легковых автомобилей на 1000
чел. населения
|
0,781
|
0,806
|
0,779
|
0,757
|
0,819
|
0,834
|
0,843
|
Численность студентов на 10 тыс. чел. населения
|
1,197
|
1,085
|
1,058
|
1,058
|
1,171
|
1,179
|
1,129
|
Итого
|
4,846
|
4,799
|
4,705
|
4,691
|
4,874
|
4,961
|
4,952
|
В среднем по Российской Федерации
|
5,000
|
5,000
|
5,000
|
5,000
|
5,000
|
5,000
|
5,000
|
Данные таблицы показывают положительную динамику, но средний уровень по РФ пока не достигнут, поэтому проблема дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения региона в настоящее время актуальна.
В таблице 5 приведены обобщенные результаты оценки эффективности демографической и семейной политики в Ярославской области.
Таблица 5
Оценка эффективности демографической и семейной политики в Ярославской области
Индикаторы уровня
и качества жизни населения |
Оценка уровня и качества жизни
|
Доходы
и расходы
населения |
Доходы
и расходы населения ежегодно увеличиваются, однако ниже, чем в среднем стране
и в Центральном федеральном округе
|
Жилищные
условия
населения |
Уровень
обеспеченности жильем и его благоустройство улучшаются. Показатели лучше, чем
в среднем по Российской Федерации, но хуже, чем в Центральном федеральном
округе
|
Благосостояние
населения |
Уровень
благосостояния соответствует средним данным по стране и по Центральному
федеральному округу
|
Образование
|
Состояние
образования улучшается, оно выше, чем в среднем по стране и по Центральному
федеральному округу
|
Здравоохранение
|
Показатели
качества здравоохранения ухудшаются, они ниже среднего значения по стране и
по Центральному федеральному округу
|
Безопасность
населения |
Безопасность
населения значительно выше среднего значения по стране и по Центральному
федеральному округу
|
По результатам проведенной оценки эффективности демографической и семейной политики регион находится на уровне средних показателей по стране. При этом по ряду аспектов область существенно отстает от среднероссийского уровня. Это заболеваемость, уровень доходов населения, жилищные условия. По показателям безопасности жизни, уровню образования, благосостоянию Ярославская область имеет показатели лучше среднего по стране.
По результатам разработки направлений совершенствования демографической и семейной политики Ярославской области можно сделать следующие выводы:
1. Необходимым условием улучшения демографической ситуации в Ярославской области и жизни семей является усовершенствование системы здравоохранения, особенно актуальным это стало по причине распространения пандемии коронавируса.
2. Для улучшения качества и уровня жизни населения в регионе необходимо улучшить инфраструктуру. Особенно необходим ремонт дорог и оптимизация работы жилищно-коммунальных служб.
3. Реализация предложенных мероприятий приведет к улучшению демографической ситуации в Ярославской области, поскольку будет способствовать снижению заболеваемости, увеличению продолжительности жизни и рождаемости, привлечению в регион трудовых мигрантов.
Подводя итог, мы хотим еще раз аргументировать итоги проведенного анализа. Для устойчивого развития региональной социально-экономической системы Ярославской области внедрение вышеперечисленных нами мероприятий будет способствовать увеличению численности населения области. Увеличение трудовых региональных ресурсов, на наш взгляд, будет достигнуто как за счет увеличения продолжительности жизни постоянного населения Ярославской области, так и притока из других регионов за счет роста привлекательности жизни в регионе.
Источники:
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2020 г.). Консультант
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2020 г.). Консультант
4. Конвенция Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (принята в г. Женеве 23.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
5. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Консультант
6. Указ Президента РФ от 09 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Консультант
7. Андреева И.А. Государственное регулирование качества жизни населения Российской Федерации // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2020. – № 1. – c. 28-40. – doi: 10.24182/2073-6258-2020-19-1-28-40 .
8. Иванова Н.Е. Демографическая политика Российской Федерации на современном этапе // Новые горизонты: Материалы VII научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2020. – c. 691-694.
9. Фролова Н.Н., Татарникова М.А., Рассказова А.А., Правдина О.А. Влияние пандемии коронавируса на величину безработицы на федеральном и региональном уровнях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 6-1. – c. 390-397. – doi: 10.34670/AR.2021.55.27.036.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.11.2021).
11. Портал органов государственной власти Ярославской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.yarregion.ru/Pages/government/default.aspx (дата обращения: 05.11.2021).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:31:38