Личные подсобные хозяйства и малый аграрный бизнес нуждаются в государственной поддержке
Шарипов С.А.1
1 Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 12
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42865609
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Функционирование аграрной сферы экономики показывает, что развитие малых форм хозяйствования, малого аграрного бизнеса, является важным фактором в обеспечении населения доступным продовольствием, основой сохранения сельского населения, сельских территорий и становления многоукладной экономики. В настоящее время происходит увеличение объемов производства и повышения товарности в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Развивается инфраструктура обслуживания малых форм хозяйствования посредством создания сети сельскохозяйственных потребительских, крупных производственных кооперативов и т.д. Развивается система земельно-ипотечного кредитования, которая позволит разрешить проблему залоговой базы для малых форм хозяйствования.
Переход к рыночной экономике сопровождается трансформационными процессами организационных структур сельского хозяйства.
Показаны результаты государственного регулирования взаимодействия малого и крупного аграрного бизнеса, рассмотрены модели их взаимодействия.
На примере сельскохозяйственных формирований в том числе ЛПХ, малых форм, малого аграрного бизнеса, показаны результаты работы аграрного сектора республики, как единого объекта управления, повышения конкурентоспособности и обеспечения продовольственной безопасности на основе инноваций.
Ключевые слова: РФ, РТ, ЛПХ, КФХ, малый аграрный бизнес, экономический потенциал, средний класс, кооператив, бюджет, кредитный ресурс, стратегия, семейные фирмы
Введение
В современных условиях экономического развития, характеризующихся необходимостью преодоления негативных последствий системных трансформаций переходного периода, кризисными тенденциями и высокой волатильностью мировых рынков, значительно возрастает значимость устойчивого развития сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны. Поэтому проблемы организации эффективной работы малых форм аграрного бизнеса приобретает особую актуальность, выступают решающим условием обеспечения импортозамещения с/х продукции и продовольственной безопасности страны.
В ходе рыночных преобразований, проводившихся в 90-х годах XX века, процессы трансформации предприятий сопровождались многочисленными процедурами банкротств, значительными издержками. Вследствие сложности решаемых проблем начального периода реформ не удалось в достаточной мере обеспечить поддержку аграрного бизнеса со стороны государства, не все организационные формы хозяйствования смогли показать ожидаемые результаты, многие вопросы взаимодействия участников аграрной производственной сферы не нашли окончательного урегулирования и требуют дальнейших исследований.
Многие ученые отмечают о необходимости глубокого и всестороннего изучения специфики личных подсобных хозяйств и малых форм на селе. За пределами исследований продолжает оставаться изучение таких проблем, как обеспечение эффективного взаимодействия используемых хозяйствующими субъектами факторов производства, влияние на производственный процесс государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
В этих условиях проблема устойчивого развития аграрной сферы, обеспечивающей эффективное взаимодействие малых форм бизнеса в системе регионального аграрного производства, требует более детального и глубокого изучения. Данной проблемой занимались такие известные ученые, как А.И. Алтухов [1] (Altukhov, 2019), В.В. Милосердов [3] (Miloserdov, 2002), А.В. Петриков [4, 5] (Petrikov, 2016; Petrikov, 2001), И.Г. Ушачев [6, 7] (Ushachev, 2011; Ushachev, 2017), Шутьков А.А. и другие.
Обеспечение продовольственной безопасности страны сопряжено с преодолением макроэкономических, природно-климатических, социально-политических и международных торгово-политических рисков, которые могут значительно ее снизить, а также с предотвращением внешних и внутренних угроз, ведущих к уменьшению количества и ухудшению качества продовольственных товаров, отмечает А.И. Алтухов [2] (Altukhov, 2019). В условиях действия неблагоприятных погодных факторов аграрная сфера нуждается в разработке стратегии развития аграрного производства [7] (Ushachev, 2017).
Решение приоритетных задач, обеспечивающих удовлетворение потребности населения страны в продовольствии, находится в непосредственной зависимости от природных ресурсов и используемых современных технологий аграрного производства [4, 5] (Petrikov, 2016; Petrikov, 2001).
Государственная поддержка малых форм хозяйствования должна осуществляться при непосредственной поддержке администраций субъектов Федерации и муниципальных образований [12] (Sharipov, Kharisov, Kolpakov, Shamsutdinov, 2009).
Результаты
Особый интерес представляет цель производственной деятельности сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств. Для первых целью производственной деятельности является получение прибыли, а для владельцев личных подсобных хозяйств – самообеспечение продовольствием и функционирование личных подсобных хозяйств в качестве дополнительного источника денежных средств. Так, по результатам проведенных Всероссийских сельскохозяйственных переписей в республике по состоянию на 01.07.2006 г. из общего числа обследованных владельцев ЛПХ и других индивидуальных хозяйств граждан при определении основной цели производства 99,8% отметили самообеспечение продовольствием, 27,0% указали на дополнительный источник денежных средств, и только для 0,1% ЛПХ выступают в качестве основного источника денежных средств [11]. Результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года показали, что данное распределение сохраняется и в дальнейшем, когда по состоянию на 01.07.2016 г. значения показателей показывают 98,7%, 30,6% и 0,2% соответственно [11]. Это свидетельствует об устойчивости предпочтений жителей сельских территорий, когда личное подворье играет особую роль в их системе жизненных ценностей.
В связи с этим в Республике Татарстан разработаны и успешно реализуются программы поддержки малых форм аграрного бизнеса. Так, была оказана грантовая поддержка по программам развития семейных ферм в объеме 350 млн руб., поддержка начинающих фермеров в объеме 250 млн руб., поддержка кооперативов в объеме 300 млн руб., на 2020 год сохраняются все виды поддержки ЛПХ по строительству мини-ферм, приобретению нетелей и первотелок, ветеринарному обслуживанию, содержанию дойного стада [10].
В республике в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» успешно реализуется федеральная программа, «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в составе национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В хозяйствах всех категорий сохраняются позитивные тренды сельскохозяйственного производства. Так, динамика производства продукции растениеводства за период с 2014 г. до 2018 г. показывает прирост валового сбора зерновых культур в весе после доработки, сахарной свеклы, картофеля, овощей – 8,7%, 49,8%, 8,2%, 5,1% соответственно, урожайность зерновых культур выросла на 14,8%. Положительная динамика также сохраняется и в животноводстве. Производство скота и птицы на убой в живом весе, молока, яиц увеличилось на 8,2%, 6,9%, 25,6% соответственно.
Обсуждение
За этот период система взаимодействия крупного и малого аграрного бизнеса характеризуется значительным экономическим потенциалом и может быть представлена моделями трех типов взаимодействия, характеризующих этапы трансформации сельского хозяйства: начальный этап преобразований, текущее состояние переходного периода и перспективные направления в экономическом развитии региона и страны в целом. В рамках рассматриваемого подхода в производственном контуре сельские жители выступают как владельцы домохозяйств и представлены личными подсобными хозяйствами (ЛПХ), а сельхозорганизации являются представителями крупных форм аграрного бизнеса [8] (Shutkov, 2017).
Трансформация сельскохозяйственного производства в ходе проведения реформ переходного периода сопровождалась преобразованием существовавших предприятий аграрного сектора экономики, появлением различных типов организационных структур, функционирующих в условиях рыночной экономики, включая и крупные формирования аграрного бизнеса, обеспечивающих эффективное использование факторов производства [9] (Sharipov, Kharisov, Kolpakov, 2013). В Татарстане хозяйственную деятельность в различных формах аграрного бизнеса осуществляет более 5,0 тысяч сельскохозяйственных формирований. Из них 498 представлены сельхозорганизациями, около 3500 – крестьянскими фермерскими хозяйствами, 1203 – семейными фермами, 273 – кооперативами и более 400 тысяч – ЛПХ.
В республике предусматривается в течение 5 лет увеличение объемов производства молока до 2,5 млн т, продуктивность коров – до 7000 кг в год, создание экономически устойчивой отрасли с внедрением цифровизации. В рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2019 году введено 39,4 тыс. кв. м. жилья, обеспечено 779 семей жильем, соединено 11 сельских поселений дорогами общего пользования с твердым покрытием протяженностью 41,3 км. Для этих целей было выделено 2,02 млрд руб.
В дальнейшем в рамках новой программы комплексного развития сельских территорий на предстоящий период 2020–2025 гг. предусматривается выделение в 2020 году 2,168 млрд руб. В данной программе появились такие направления, как льготный ипотечный кредит до 3 млн руб. сроком до 25 лет по ставке 3% и потребительский кредит до 250 тыс. руб. по ставке до 5% для ремонта жилых домов с обеспечением инженерными сетями сроком не более 5 лет.
Для развития села в 2019 году особое внимание уделялось развитию фермерства и потребительских кооперативов. Бюджетная поддержка малых форм хозяйствования в 2019 году составила 1992 млн руб., на 2020 год предусматривается выделение 1695 млн руб.
Важнейшей характеристикой внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство является приоритетный характер цифровизация отрасли. Как известно, в условиях цифровой экономики повышаются требования к качеству человеческого капитала, обеспечению сельскохозяйственного производства профессионально подготовленными кадрами.
В результате реформирования аграрной сферы в Татарстане сформированы и эффективно функционируют сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, семейные фермы и личные подсобные хозяйства населения, представляющие социально-экономические уклады и экономическую структуру аграрного сектора.
В 2018 году аграрное производство в сельскохозяйственных организациях, хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах имеет тенденцию роста (табл. 1).
В хозяйствах населения республики в 2018 году рост валового сбора картофеля и производства яиц к уровню 2014 года составил 6,6% и 2,0% соответственно. При этом наблюдается снижение производства овощей, мяса скота, птицы и молока. Это объясняется высокой стоимостью кормов вследствие диспаритета цен и сложностями, с которыми сталкиваются сельские жители в процессе заготовки кормов.
В результате преобразований современного сельскохозяйственного производства между предприятиями крупного аграрного бизнеса и жителями сельских территорий (владельцев ЛПХ) устанавливаются тесные прямые и обратные производственные и экономические связи, отражающие горизонтальную и вертикальную интеграцию в аграрном бизнесе.
Таблица 1
Структура продукции сельского хозяйства в Республике Татарстан по категориям хозяйств (фактически в действующих ценах, в процентах к итогу)
|
1990
|
2005
|
2010
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
Хозяйства всех категорий
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Сельскохозяйственные организации
|
74,8
|
47,9
|
47,0
|
46,2
|
44,8
|
46,4
|
46,2
|
47,4
|
Хозяйства населения
|
25,2
|
47,5
|
48,6
|
48,4
|
49,2
|
46,4
|
46,3
|
44,3
|
Крестьянские (фермерские) хозяйства
|
-
|
4,6
|
4,4
|
5,4
|
60
|
7,2
|
7,5
|
8,3
|
Источник: Сельское хозяйство Республики Татарстан. Статистический сборник, 2001 г., 2008 г., 2017 г.
Материалы таблицы 1 свидетельствуют, что за период с 1990 г. по 2016 г. в структуре продукции сельского хозяйства Республики Татарстан наблюдается снижение доли сельскохозяйственных организаций на 27,4%, рост доли хозяйств населения на 19,1%, а доля появившихся в ходе рыночных преобразований крестьянских (фермерских) хозяйств характеризуется положительной динамикой и в 2016 г. она составила 8,3%. Увеличение доли хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств может быть объяснено не только ростом объемов производства в них, но и сокращением производства в сельскохозяйственных организациях, особенно продукции животноводства (табл. 2, 3).
Таблица 2
Производство продукции растениеводства и животноводства в хозяйствах населения (ЛПХ) Республики Татарстан
|
2014¹)
|
2015¹)
|
2016¹)
|
2017¹)
|
2018
|
2018 г.
к 2014 г., в %
|
Валовой
сбор картофеля, тыс. тонн
|
967,3
|
1088,0
|
1001,4
|
1020,0
|
1031,2
|
106,6%
|
Валовой
сбор овощей, тыс. тонн
|
222,8
|
219,7
|
216,0
|
209,5
|
212,0
|
95,2%
|
Производство
скота и птицы на убой, в живом весе, тыс. тонн
|
132,6
|
130,0
|
128,6
|
127,5
|
126,9
|
95,7%
|
Производство
молока, тыс. тонн
|
604,0
|
581,5
|
569,3
|
554,0
|
552,5
|
91,5%
|
Производство
яиц, млн штук
|
301,8
|
305,2
|
304,5
|
305,4
|
307,7
|
102,0%
|
Источник: Сельское хозяйство Республики Татарстан. Статистический сборник, 2019 года [10].
Таблица 3
Производство продукции растениеводства и животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах² Республики Татарстан
|
2014¹)
|
2015¹)
|
2016¹)
|
2017¹)
|
2018
|
2018 г.
к 2014 г., в %
|
Валовой
сбор зерновых культур в весе после доработки, тыс. тонн
|
605,6
|
613,8
|
757,0
|
1016,7
|
759,0
|
125,3%
|
Валовой
сбор сахарной свеклы, тыс. тонн
|
155,6
|
217,9
|
334,1
|
386,9
|
239,5
|
153,9%
|
Валовой
сбор картофеля, тыс. тонн
|
27,9
|
46,6
|
35,8
|
33,5
|
34,1
|
122,2%
|
Валовой
сбор овощей, тыс. тонн
|
25,6
|
26,0
|
28,7
|
31,4
|
31,7
|
123,8%
|
Поголовье
крупного рогатого скота на конец года, тыс. голов
|
79,4
|
81,4
|
84,0
|
91,7
|
92,0
|
115,9%
|
Поголовье
коров, на конец года; тыс. голов
|
27,6
|
28,0
|
29,6
|
32,3
|
31,7
|
114,9%
|
Поголовье
овец и коз на конец года, тыс. голов
|
35,6
|
37,6
|
41,5
|
42,3
|
38,5
|
108,1%
|
Производство
скота и птицы на убой, в живом весе, тыс. тонн
|
16,2
|
15,9
|
17,8
|
19,0
|
20,9
|
129,0%
|
Производство
молока, тыс. тонн
|
124,5
|
140,,2
|
139,1
|
157,9
|
155,1
|
124,6%
|
Производство
яиц, млн шт.
|
9,9
|
9,8
|
11,4
|
17,4
|
24,6
|
248,5%
|
²) Включая индивидуальных предпринимателей.
Источник: Сельское хозяйство Республики Татарстан. Статистический сборник, 2019 года [10].
Поддержка малых форм хозяйствования на селе в республике осуществляется по направлениям, обеспечивающим инновационное развитие. К их числу относятся гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, субсидии личным подсобным хозяйствам, меры несвязанной поддержки, субсидии на сельскохозяйственную технику, субсидии на растениеводство, субсидии на животноводство, развитие инфраструктуры и прочие виды поддержки.
Таким образом, в современных условиях значительно возрастает значимость сельского хозяйства как фактора, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. В этой связи организация эффективного взаимодействия малых форм аграрного бизнеса обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона.
Гармонизация экономического взаимодействия различных форм аграрного бизнеса предусматривает проведение дифференцированной инновационной политики поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. К этому ряду мер поддержки относится также реализуемая республиканская целевая программа развития семейных ферм. В республике предусматривается осуществление комплекса мер по дальнейшему развитию малых форм хозяйствования, созданию и организации работы сельскохозяйственных кооперативов, инновационному обновлению и повышению продуктивности хозяйств населения, производящих более 50% сельскохозяйственной продукции. Создаются соответствующие центры и сеть агрозоотехнических пунктов для бонитировки почв и сдачи в аренду сельхозтехники, снабжения хозяйств населения качественным семенным материалом и молодняком животных, агрономического и зоотехнического обслуживания, оказания помощи в переработке и продаже продукции.
Развитие инфраструктуры агропродовольственных рынков предусматривает совершенствование механизмов их регулирования, облегчения доступа товаропроизводителей к рынкам сельскохозяйственной продукции, финансовым и производственным ресурсам с целью формирования экономически активных субъектов агробизнеса.
Актуализация требований обеспечения социального контроля территорий требует создания условий для динамичного и устойчивого развития сельских территорий, улучшения социальной и инженерной инфраструктуры, повышения социальной защищенности сельского населения. Это одна из наиболее приоритетных сфер деятельности, включающая в себя комплекс мер по развитию социальной инфраструктуры, повышению занятости и доходов населения, уровня социально-культурных, медицинских, образовательных и других условий жизни, созданию условий проживания населения на уровне не ниже городского.
Заключение
Процессы взаимодействия аграрных формирований Республики Татарстан характеризуются тем, что сельскохозяйственное производство все в большей степени становится индустриальным, обеспечивается развитие инновационного производства в аграрной сфере. Эффективное развитие аграрного бизнеса выступает фактором, обеспечивающим продовольственную безопасность страны, устойчивое инновационное развитие, рост конкурентоспособности аграрных предприятий.
В Татарстане продолжается курс на развитие малых форм аграрного бизнеса, способных успешно работать в условиях глобализации и жесткой конкуренции.
На основе государственно-частного партнерства возможно создание и функционирование территориальных кластеров с замкнутым циклом производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации готовой продукции через собственную торговую сеть.
Осуществление комплекса мер, обеспечивающих эффективное функционирование аграрной сферы республики как единого объекта, совершенствование управления агропромышленным комплексом способствуют росту конкурентоспособности региона, закреплению жителей на сельских территориях, устойчивому социально-экономическому развитию Республики Татарстан и обеспечению продовольственной безопасности.
Источники:
2. Алтухов А.И. Размещение и специализация сельского хозяйства – основа его пространственного развития // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019. – № 2. – c. 272-282.
3. Милосердов В.В. Многоукладная политика АПК: состояние и перспективы // АПК: Экономика, управление. – 2002. – № 2. – c. 10-20.
4. Петриков А.В. Основные направления реализации современной агропродовольственной и сельской политики // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2016. – № 1. – c. 3-9.
5. Петриков А.В. Крупные сельскохозяйственные предприятия и изменение социально-экономической структуры аграрного сектора // АПК: Экономика, управление. – 2001. – № 5. – c. 13-17.
6. Ушачев И.Г. Социально-экономические проблемы развития малых форм хозяйствования на селе // АПК: Экономика, управление. – 2011. – № 1. – c. 3-9.
7. Ушачев И.Г. Основные направления стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК России // АПК: Экономика, управление. – 2017. – № 6. – c. 4-24.
8. Шутьков А.А. Аграрная реформа, этапы и результаты проблемы модернизации и продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2017. – № 4. – c. 2-6.
9. Шарипов С.А., Харисов Г.А., Колпаков П.А. Формирование институциональной среды инновационного развития АПК // Экономика сельского хозяйства России. – 2013. – № 6. – c. 59-70.
10. Сельское хозяйство Республики Татарстан. / стратегический сборник Татарстанстат. - Казань: ТО ФСГС по РТ, 2019. – 107 c.
11. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. / Том 2. - Казань: ТО ФСГС РТ, 2008. – 425 c.
12. Шарипов С.А., Харисов Г.А., Колпаков П.А., Шамсутдинов Л.Ф. Государственное регулирование аграрного производства в регионе – условие повышения его эффективности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2009. – № 7. – c. 18-21.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 00:04:51