Семейное предпринимательство как основная форма развития малого и среднего бизнеса в России

Варкулевич Т.В.1, Белоглазова В.А.1
1 ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Варкулевич Т.В., Белоглазова В.А. Семейное предпринимательство как основная форма развития малого и среднего бизнеса в России // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 2797-2814. – doi: 10.18334/ce.17.8.118719.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383741

Аннотация:
Уверенность в ведущей роли семейного бизнеса в развитии малого и среднего предпринимательства, а также в его значимости как крепкой опоры для экономики страны, закладывается в традициях предпринимательства и особенностях семейных традиций в России. Семейные предприятия могут быть наиболее устойчивыми, потому что участники семьи заинтересованы в сохранении бизнеса и сохранении ценностей. Кроме того, член семьи может обладать знаниями и опытом, которые позволяют им лучше понимать бизнес и его потребности. Следует отметить, что на сегодняшний день семейный бизнес не имеет официального статуса в законодательстве РФ, что является острой проблемой при получении государственных мер поддержки и существенным препятствием к развитию сектора семейного предпринимательства. В настоящей статье, на основе научных работ отечественных и зарубежных авторов, выявляются основные особенности и характеристики субъектов семейного бизнеса, а официальные статистические данные легли в основу исследования состава, структуры и места регистрации субъектов семейного предпринимательства. Проведенное в статье исследование способно представить интерес для специалистов, изучающих семейное предпринимательство в России, а также руководителям субъектов семейного предпринимательства, нуждающихся в специализированных мерах государственной поддержки.

Ключевые слова: семейный бизнес, торгово-промышленная палата Российской Федерации, субъекты малого и среднего предпринимательства, меры государственной поддержки

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

На протяжении всей истории семейные династии оказывали значительное влияние на экономику каждого государства. Обращаясь к истории, можно отметить, что в России семейные предприниматели начали свою деятельность еще в XV веке в период царствования Ивана Грозного. Именно тогда была учреждена первая семейная династия бизнесменов - Строгоновых. Помимо них представителями семейного бизнеса являлись семьи Демидовых, Морозовых, Третьяковых. Среди представителей зарубежных династий можно выделить Рокфеллеров, Ротшильдов, Рупертов и других.

Актуальность темы исследования обусловлена существенным влиянием семейного бизнеса на экономический рост страны, так как субъекты семейного предпринимательства увеличивают вклад в национальный ВВП, при этом укрепляя семейные узы и создавая особую корпоративную культуру, основанную на ценностях и культурном наследии семьи.

На сегодняшний день новое поколение предпринимателей продолжают семейное дело, и среди различных форм предпринимательской деятельности наблюдается рост семейного бизнеса. Однако, на официальном уровне не закреплена дефиниция семейного предпринимательства, а в отечественной литературе отсутствует единый общепринятый подход к детерминации феномена семейного бизнеса, а это затрудняет развитие семейного бизнеса в России, обуславливая проблему исследования. Изложенное выше позволяет сформулировать основную цель данной работы - идентификацию основных особенностей субъектов семейного предпринимательства как одной из форм развития малого и среднего бизнеса в России.

Научная новизна исследования заключается в формировании авторских характеристик эффективного семейного предпринимательства, определении тенденций развития субъектов семейного предпринимательства, анализе адресной поддержки субъектов семейного предпринимательства.

Для достижения поставленной цели был решен комплекс взаимосвязанных задач:

1) выявлены ключевые особенности и характеристики субъектов семейного предпринимательства;

2) проведен анализ субъектов социального предпринимательства по составу, структуре и месту регистрации;

3) определены проблемы развития субъектов семейного предпринимательства, которые возможно решить за счет мер государственной поддержки.

В настоящее время в Российской Федерации семейный бизнес не имеет официального статуса, в связи с чем, ведется активная работа по формированию и развитию действующего законодательства, а также уточнению понятия «семейное предпринимательство».

Феномен семейного предпринимательства и его особенности в своих трудах рассматривают многие отечественные ученые: Ионов В. А., Строков А. А., Зенова Е. Н. [1] и др., которые отмечают, что одной из главных целей семейного предпринимательства является укрепление семейных ценностей. Авторы Жук А. А. и Потий К. М. [2] установили, что семейное предпринимательство обладает специфической организационной культурой, основанной в первую очередь на семейных обычаях. Это подтверждается, результатами Глобального мониторинга предпринимательства в России (исследование GEM), в котором одним из значимых мотивов выбора предпринимательского пути выделяют продолжение семейных традиций.

Помимо необходимости создания семейной преемственности, Пономарев Д. А. [3] обращает внимание на то, что для развития семейного предпринимательства необходимо рассматривать его как особое правовое явление. Так, проводя сравнительный анализ развития семейного бизнеса в России и за рубежом Воротилкина А. М. [4] подчеркивает необходимость официальной идентификации с целью формирования эффективной государственной политики в области семейного предпринимательства. Государственная поддержка способствует устойчивости семейного бизнеса, отражая особенности фамильной идеологии, об этом подробно пишет Потанина М. В. [5], анализируя влияние опыта зарубежных стран в области семейного предпринимательства.

Сегодня Российская торгово-промышленная палата активно проводит мероприятия для субъектов семейного предпринимательства, отражающие его философские традиции.

Так, по словам С.Н. Катырина, президента ТПП РФ: «Семейный бизнес – уникальное явление, позволяющее решить сразу несколько важных задач: привлечение к труду подрастающего поколения, наставничество и преемственность, обеспечение финансовой самостоятельности семьи» [6].

Эксперты Торгово-промышленной палаты Российской Федерации активно занимаются семейным предпринимательством и предлагают свою трактовку данного вида предпринимательской деятельности в рамках работы над законопроектом о «Семейном предпринимательстве».

«Семейное предприятие – субъект малого или среднего предпринимательства, чья собственность контролируется членами одной семьи (династии). Члены семьи (для целей определения семейного предприятия) – супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого из супругов, усыновители, усыновленные.»

Материалы и методы исследования

Информационной базой для проведения исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов, электронные ресурсы, сайты торгово-промышленных палат РФ, Росстата и РБК, результаты Глобального мониторинга предпринимательства в России и рейтинга «The World’s Top 750 Family Businesses Ranking».

В качестве методологической базы в исследовании был применен контент-анализ для выявления ключевых особенностей и характеристик субъектов семейного предпринимательства, группировка и графический метод для анализа субъектов социального предпринимательства по составу, структуре и месту регистрации, а также обобщение для определения проблем развития субъектов семейного предпринимательства, которые возможно решить за счет мер государственной поддержки.

Результаты исследования

Семейное предпринимательство является одним из ключевых факторов экономического роста многих стран и включает в себя: создание, управление и развитие собственного бизнеса семейными поколениями, охватывая различные отрасли экономики и создавая предприятия различных форм собственности от малого бизнеса до крупных корпораций.

Особенность семейных предприятий заключается в том, что они создаются членами семейной династии, что позволяет им быть наиболее устойчивыми, за счет особой заинтересованности в сохранении бизнеса и сохранении наследственных ценностей.

При этом отмечается, что семейное предприятие должно соответствовать одному из следующих условий:

· в ООО, АО или хозяйственном товариществе у членов одной семьи должно быть больше половины доли или акций.

· для производственного или потребительского кооператива, и ИП необходимо, чтобы не менее половины сотрудников или участников являлись родственниками.

Предприятие может быть отнесено к категории семейных на основе множества различных критериев и признаков. Так, например, компания PricewaterhouseCoopers, занимающаяся исследованиями семейного бизнеса, определяет его как бизнес, в котором семья владеет не менее 51% акций, а ее члены являются представителями топ-менеджмента компании [7].

В странах с высокоразвитой экономикой и фондовым рынком семейное предпринимательство уже давно изучается и является одним из основных направлений предпринимательской деятельности. Следует отметить, что во многих европейских странах, странах Азии, а также в США и Латинской Америке количество семейных компаний является преобладающим.

В работах Денниса Т. Джаффе, доктора философии и члена исследовательской ассоциации «Wise Counsel» приводятся отличительные особенности таких компаний. Так, в одной из его статьей приводятся результаты опроса, респондентами которого стали 100 семейных предприятий из 20 стран мира. Основное отличие «межпоколенческих» организаций («generative families») от остальных – их существование на протяжении более чем трех поколений одной семьи [8].

Такой успех обусловлен следующими характеристиками:

1) создание устойчивой «семейной культуры», которая воплощает в себе ценности семьи как внутри бизнеса, так и за его пределами.

2) преемственность и личная связь между членами семьи в перспективе способная стать проводником для будущего поколения семьи.

3) обеспечение доступности и прозрачности информации, основанной на важных задачах и ценностях.

4) устойчивость к переменам и способность воспользоваться всеми существующими возможностями, чтобы при необходимости приспособить бизнес к изменяющимся условиям.

По мере разрастания семьи, каждое последующее поколение, тесно связанное с ее миссией и ценностями, вносит существенный вклад в развитие будущего для всей династии.

Вышеизложенное определяет важность такого компонента семейных предприятий, как социально-эмоциональный капитал.

На 6-м саммите европейского семейного бизнеса выступила профессор Cristina Cruz, руководитель Families in Business Centre at IE Business School, на котором особое внимание уделялось концепции социально-эмоционального капитала семейных предприятий (SEW). Данная концепция является достаточно новой, она основана на поведенческой теории и сфокусирована на общих принципах поведения семейного бизнеса, делая акцент на достижении нефинансовых целей предприятия [9].

Таким образом, российские и зарубежные компании имеют общую основу семейного предпринимательства – социальная ответственность, обусловленная ценностями и миссией семьи.

Несмотря на то, что исследованию семейного предпринимательства в последнее время посвящается большое количество работ, проблемы семейного предпринимательства по-прежнему остаются актуальными и недостаточно изученными, поскольку эта форма малого бизнеса, являясь фактором восстановления экономики многих стран, не выделяется как самостоятельный объект исследования.

В подтверждение актуальности и с целью популяризации семейного бизнеса в России, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработаны специальные проекты, направленные на оказание содействия семейным компаниям.

Так, специалисты Торгово-промышленной палаты уже инициировали ряд предложений, адресованных Правительству РФ и направленных на содействие семейного бизнеса:

· закрепление в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) термина «семейное предприятие».

· разработка специального налогового режима в формате пилотного проекта для семейных предприятий в трех регионах страны.

«Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.16 № 1083-р, и в первоочередном порядке определяет приоритетное значение и популяризацию семейного предпринимательства [10].

С 2018 года ТПП Российской Федерации каждый год организовывает Всероссийский Форум Семейного предпринимательства «Успешная Семья – успешная Россия!», на площадке которого объединяются не менее трех тысяч компаний из более чем 80 регионов. Форум создан для того, чтобы стать центром притяжения для всех российских семейных предприятий, а его целями являются: распространение семейного бизнеса в России как наиболее устойчивого и стабильного сектора экономики, присвоение ему особого статуса и разработка программ для его поддержки.

В 2023 году форум Семейного предпринимательства состоится уже в 5 раз, а в феврале 2023 г. состоялось первое мероприятие для участников специального проекта ТПП РФ «Семейные компании России».

Для того чтобы обозначить свой статус, получить поддержку от государства и иные привилегии, руководителю экономического субъекта необходимо зарегистрироваться в электронном каталоге (Реестре) семейных предприятий России.

Помимо общероссийского электронного реестра семейных предприятий, с 2020 г. ведется совместная работа Правительства Приморского края и Союза «Приморская торгово-промышленная палата» по формированию регионального реестра семейного предпринимательства

Особенностью реестра является свободное и самостоятельное включение в него предпринимателей Приморского края. Информирование о возможности включения в реестр семейного предпринимательства ведется через муниципальные образования, по данным которого в Приморском крае зарегистрировано 78 субъектов хозяйствования.

Согласно опросу, проведенному среди членов Торгово-промышленных палат, 57% предпринимателей в России являются основателями своего бизнеса в первом поколении, 36% отметили, что в их компаниях работают представители двух поколений, а 7% компаний вовлекают в деятельность три поколения своей семьи [6].

По данным Росстата и РБК, в России на конец 2020 года было зарегистрировано более 4 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, а в отдельных исследованиях указывается, что доля семейных компаний в России составляет около 74% всех предприятий. При этом, чаще всего это субъекты МСП, которые являются бизнесом семьи или созданы несколькими членами семьи [11].

Несмотря на важность и значимость для экономической системы страны точные данные по статистике семейных предприятий в России отсутствуют. Тем не менее нам удалось выявить некоторые тенденции, проведя анализ субъектов социального предпринимательства по составу, структуре и месту регистрации на примере Приморского края.

В России 52 % семейных компаний имеют годовой оборот до 500 млн. рублей и охватывают большой спектр направлений в предпринимательской сфере (рисунок 1).

Рисунок 1 – Лидеры семейных предприятий по видам деятельности (составлено авторами)

По экспертной оценке, ТПП России, именно семейные компании, развивают деловую среду вокруг себя: они создают рабочие места, производят качественную продукцию и оказывают жителям разнообразные услуги, инвестируют в новые проекты и направления деятельности, продвигают имидж региона, их налоги формируют региональные и городские бюджеты [12].

По статистическим данным электронного реестра лидерами семейных предприятий на 29.07.2020 стали 5 муниципальных образований (рисунок 2):

Рисунок 2 – Лидеры муниципальных образований по числу

зарегистрированных семейных предприятий (составлено авторами)

Представленные следующими организационно-правовыми формами: индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью, крестьянское (фермерское) хозяйство, автономная некоммерческая организация (рисунок 3).

Рисунок 3 – Лидеры семейных предприятий по организационно-правовой форме (составлено авторами)

Среди видов деятельности, лидирующих в области семейного предпринимательства, зарегистрированных в приведенных ранее муниципальных образованиях, можно выделить: розничную торговлю, производство хлебобулочных изделий, животноводство, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (рисунок 4).

Рисунок 4 – Лидеры семейных предприятий по организационно-правовой форме (составлено авторами)

Согласно данным ТПП РФ, отмечается, что семейный бизнес в России является основой экономики большинства «несырьевых» регионов страны, а в нефтегазовых и горнодобывающих областях его экономический вклад составляет 30% [6].

Согласно результатам последнего рейтинга Family Capital, проводимого компанией North Mews Publishing Limited, которая изучает мировое семейное предпринимательство, данный вид бизнеса активно развивается во всем мире (таблица 1).

Таблица 1 – Представители мировых семейных династий на 2022 год (составлено авторами)

Страна
Количество зарегистрированных семейных предприятий
Крупнейшие представители семейного бизнеса
Владельцы семейных предприятий
Европа
325
Chanel International B.V.
Wertheumer
Volkswageh AG
Porshe and Piech
Axel Johnson AB
Johnson
США
161
Walmart Inc.
Walton
The Gap Inc.
Fisher
Marriott International Inc
Marriot
Китай
89
Logan Group Co. Ltd
Kei
Guangzhou R&F Properties Co., Ltd
Li
Midea Group Co. Ltd
He
Россия
11
MMC Norilsk Nickel PJSC
Potanin
PJSC Polyus
Kerimov
Mobile TeleSystems PJSC
Evtushenkov
Япония
21
Yazaki Corp.
Yazaki
Rakuten Group Inc
Mikitani
Pasona Group inc
Nambu
Южная Корея
23
LG Electronics Co., Ltd.
Koo
SK Group
Chey
Lotte Shopping Co.,Ltd.
Shin
Бразилия
12
JBS S.A.
Batista
Cosan S.A.
De Mello
Magazine Luiza S.A.
Trajano
Тайланд
5
Central Group
Chirathivat
CP ALL Public Co. ltd.
Chearavanont
Indorama Ventures Public Co. Ltd
Lohia
Канада
18
Canadian tire Corp., Ltd.
Billes
CGI Inc.
Godin
George Weston Ltd.
Weston
Турция
9
Zorlu Holding A.S.
Zorlu
Ronesans Holding AS
Llicak
Turkcell iletisim Hizmetleri A.S.
Karamehmet
Индия
21
HCL Technologies Ltd.
Nadar
TVS Group
Srinivasan
Bharti Airtel Ltd.
Mittal
Норвегия
3
Reitangruppen AS
Reitan
NorgesGruppen ASA
Johannson
Moller Mobilty Group AS
Moller
Сингапур
3
Golden Agri-Resources Ltd
Widjaja
Yanlord Land Group Ltd.
Zhong
Japfa Ltd.
Santosa
Израиль
4
ICL Group Ltd.
Ofer
Elco Ltd.
Salkind
Ebit Systems Ltd.
Federmann

Как видно из таблицы, лидерами по числу зарегистрированных семейных предприятий на 2022 г. являются Европейские страны [13] (рисунок 5).

Рисунок 5 – Лидеры семейных предприятий рейтинга «The World’s Top 750 Family Businesses Ranking - 2022» по территориальной регистрации (составлено авторами)

Отсутствие закрепленного законодательством определения семейного предпринимательства является серьезным препятствием для развития специализированных мер государственной поддержки данному виду бизнеса. Однако, с 2018 года ТПП России способствует системному развитию семейного предпринимательства в стране, включая формирование целевых мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства для семейных предприятий, создавая инфраструктуру с комплексным пакетом услуг для решения текущих проблем и стратегических вызовов семейному бизнесу.

В рамках развития семейного предпринимательства ТПП РФ также запущены следующие проекты:

Таблица 2 – Комплексные меры поддержки семейного бизнеса, оказываемые ТПП РФ на 2023 год (составлено авторами)

Название проекта
Описание проекта
«Семейные компании России»
Проводится при участии территориальных ТПП и участников из числа семейных компаний, в рамках поручения Президента Российской Федерации. Цель: формирование сообщества единомышленников, основанного на построении устойчивого семейного бизнеса.
«Семейный бизнес в России»
Участниками являются малые, средние и крупные семейные компании, в которых работают, преимущественно, два и более поколения семьи. Цель: формирование устойчивых предпринимательских династий, за счет вовлечения молодежи в семейный бизнес и наставничество.
«100 семейных компаний под патронатом президента ТПП РФ»
Проект имеет формат ежегодной акции, проводимой при участии региональных ТПП, федеральных министерств и депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ. Цель: формирование новых рынков сбыта, решение существующих проблем бизнеса и обретение надежных партнеров.
«100 надежд бизнеса»
Специальный проект по поддержке и развитию молодежного предпринимательства, перезапущенный в 2021 году. Цель: продемонстрировать реальный опыт построения бизнеса для молодого поколения семейных предпринимателей.
Всероссийский семейный совет
Мероприятия, объединяющие предпринимателей, развивающих семейный бизнес в России в форме выездных площадок. Цель: разработать предложения по улучшению экономического климата в РФ на основе передового опыта семейного разных регионов страны.
Центры семейного бизнеса
Центр, созданный для взаимодействия внутрирегиональных семейных компаний, поиска единомышленников, продвижения и развития бизнеса. Цель: формирование семейной династии и продвижение фамильного бренда.
Всероссийский форум семейного предпринимательства «Успешная семья – успешная Россия»
Площадка для семейных предпринимателей и представителей региональных и федеральных органов власти. Цель: формирование весомого вклада в развитие страны.
Всероссийский семейный совет
Выездные семейные советы, включающие в себя встречи с руководителями субъектов РФ с 2021 года. Цель: познакомиться с передовым опытом Семейного предпринимательства в разных регионах РФ и разработать предложения по улучшению экономического климата в России.
Центры семейного бизнеса
Центр развития семейного бизнеса при территориальной ТПП – площадка, где предприниматели смогут получать консультации и помощь по вопросам, касающимся организации и ведения семейного бизнеса. Цель: распространение практики семейного бизнеса на локальной территории.

Как отмечает вице-президент ТПП России Е. Н. Дыбова, в 2023 году участниками мероприятий стали более тысячи семейных компаний, заявки от которых были зарегистрированы 75 территориальными торгово-промышленными палатами.

Таким образом, семейное предпринимательство играет важную роль в экономике государства и нуждается в постоянном мониторинге для обеспечения понимания его проблем и достижения повышения эффективности и устойчивого развития.

Заключение

Проведя исследование и рассмотрев существующую практику по данному вопросу, были определены проблемы, препятствующие развитию семейного предпринимательства в России и подтверждена необходимость системного продвижения семейного предпринимательства в стране, как тренда, включая формирование целевых мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства для семейных предприятий. Признание семейного предпринимательства как одной из ключевых форм бизнеса на законодательном уровне, позволит открыть новые перспективы и возможности для успешного развития экономики страны в целом.

Дальнейшие исследования будут посвящены изучению вопросов социальной ответственности субъектов бизнеса, в том числе семейного предпринимательства как одного из факторов обеспечения их деловой репутации.


Источники:

1. Ионов В.А., Строков А.А., Зенова Е.Н. Семейное предпринимательство - стратегический ресурс развития сектора малого и среднего предпринимательства // Финансовая экономика. – 2019. – № 9. – c. 350-353.
2. Жук А.А., Потий К.М. Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство. – 2017. – № 19. – c. 2891-2908. – doi: 10.18334/rp.18.19.38321.
3. Пономарев Д.А. Понятие и признаки семейного предпринимательства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2021. – № 5. – c. 54-64. – doi: 10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64.
4. Воротилкина А.М. Анализ особенностей развития семейного бизнеса в России и за рубежом // Российское предпринимательство. – 2018. – № 4. – c. 933-944. – doi: 10.18334/rp.19.4.38904.
5. Потанина М.В. Особенности семейного предпринимательства как устойчивой формы ведения бизнеса // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 451-456.
6. Сайт торгово-промышленной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://family.tpprf.ru/semeinye-kompanii/ (дата обращения: 15.06.2023).
7. Family Business Survey 2023. Сайт PwC's Global. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/family-business/family-business-survey.html (дата обращения: 15.06.2023).
8. Dennis T. Jaffe Borrowed from Your Grandchildren: The Evolution of 100-Year Family Enterprises. - New Jersey: John Wiley & Sons, 2020. – 432 p.
9. Berrone Pascual, Cruz Cristina, Gomez-Mejia Luis Socioemotional Wealth in Family Firm // Family Business Review. – 2012. – № 3. – p. 258-279. – doi: 10.1177/0894486511435355.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 № 2623-р, от 30.03.2018 № 547-р. Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102400738 (дата обращения: 15.06.2023).
11. Сайт фонда развития предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://fondp42.ru/actual/2021/06/03/12438 (дата обращения: 15.06.2023).
12. Сайт Центра семейного предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://primcffb.org (дата обращения: 15.06.2023).
13. Сайт Family Capital. [Электронный ресурс]. URL: https://www.famcap.com/2022/08/the-worlds-top-750-family-businesses-ranking-2022/ (дата обращения: 15.06.2023).

Страница обновлена: 26.12.2023 в 15:12:04