Семейное предпринимательство как основная форма развития малого и среднего бизнеса в России
Варкулевич Т.В.1, Белоглазова В.А.1
1 ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Скачать PDF | Загрузок: 25
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 8 (Август 2023)
Цитировать:
Варкулевич Т.В., Белоглазова В.А. Семейное предпринимательство как основная форма развития малого и среднего бизнеса в России // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 2797-2814. – doi: 10.18334/ce.17.8.118719.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383741
Аннотация:
Уверенность в ведущей роли семейного бизнеса в развитии малого и среднего предпринимательства, а также в его значимости как крепкой опоры для экономики страны, закладывается в традициях предпринимательства и особенностях семейных традиций в России. Семейные предприятия могут быть наиболее устойчивыми, потому что участники семьи заинтересованы в сохранении бизнеса и сохранении ценностей. Кроме того, член семьи может обладать знаниями и опытом, которые позволяют им лучше понимать бизнес и его потребности.
Следует отметить, что на сегодняшний день семейный бизнес не имеет официального статуса в законодательстве РФ, что является острой проблемой при получении государственных мер поддержки и существенным препятствием к развитию сектора семейного предпринимательства.
В настоящей статье, на основе научных работ отечественных и зарубежных авторов, выявляются основные особенности и характеристики субъектов семейного бизнеса, а официальные статистические данные легли в основу исследования состава, структуры и места регистрации субъектов семейного предпринимательства.
Проведенное в статье исследование способно представить интерес для специалистов, изучающих семейное предпринимательство в России, а также руководителям субъектов семейного предпринимательства, нуждающихся в специализированных мерах государственной поддержки.
Ключевые слова: семейный бизнес, торгово-промышленная палата Российской Федерации, субъекты малого и среднего предпринимательства, меры государственной поддержки
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение
На протяжении всей истории семейные династии оказывали значительное влияние на экономику каждого государства. Обращаясь к истории, можно отметить, что в России семейные предприниматели начали свою деятельность еще в XV веке в период царствования Ивана Грозного. Именно тогда была учреждена первая семейная династия бизнесменов - Строгоновых. Помимо них представителями семейного бизнеса являлись семьи Демидовых, Морозовых, Третьяковых. Среди представителей зарубежных династий можно выделить Рокфеллеров, Ротшильдов, Рупертов и других.
Актуальность темы исследования обусловлена существенным влиянием семейного бизнеса на экономический рост страны, так как субъекты семейного предпринимательства увеличивают вклад в национальный ВВП, при этом укрепляя семейные узы и создавая особую корпоративную культуру, основанную на ценностях и культурном наследии семьи.
На сегодняшний день новое поколение предпринимателей продолжают семейное дело, и среди различных форм предпринимательской деятельности наблюдается рост семейного бизнеса. Однако, на официальном уровне не закреплена дефиниция семейного предпринимательства, а в отечественной литературе отсутствует единый общепринятый подход к детерминации феномена семейного бизнеса, а это затрудняет развитие семейного бизнеса в России, обуславливая проблему исследования. Изложенное выше позволяет сформулировать основную цель данной работы - идентификацию основных особенностей субъектов семейного предпринимательства как одной из форм развития малого и среднего бизнеса в России.
Научная новизна исследования заключается в формировании авторских характеристик эффективного семейного предпринимательства, определении тенденций развития субъектов семейного предпринимательства, анализе адресной поддержки субъектов семейного предпринимательства.
Для достижения поставленной цели был решен комплекс взаимосвязанных задач:
1) выявлены ключевые особенности и характеристики субъектов семейного предпринимательства;
2) проведен анализ субъектов социального предпринимательства по составу, структуре и месту регистрации;
3) определены проблемы развития субъектов семейного предпринимательства, которые возможно решить за счет мер государственной поддержки.
В настоящее время в Российской Федерации семейный бизнес не имеет официального статуса, в связи с чем, ведется активная работа по формированию и развитию действующего законодательства, а также уточнению понятия «семейное предпринимательство».
Феномен семейного предпринимательства и его особенности в своих трудах рассматривают многие отечественные ученые: Ионов В. А., Строков А. А., Зенова Е. Н. [1] и др., которые отмечают, что одной из главных целей семейного предпринимательства является укрепление семейных ценностей. Авторы Жук А. А. и Потий К. М. [2] установили, что семейное предпринимательство обладает специфической организационной культурой, основанной в первую очередь на семейных обычаях. Это подтверждается, результатами Глобального мониторинга предпринимательства в России (исследование GEM), в котором одним из значимых мотивов выбора предпринимательского пути выделяют продолжение семейных традиций.
Помимо необходимости создания семейной преемственности, Пономарев Д. А. [3] обращает внимание на то, что для развития семейного предпринимательства необходимо рассматривать его как особое правовое явление. Так, проводя сравнительный анализ развития семейного бизнеса в России и за рубежом Воротилкина А. М. [4] подчеркивает необходимость официальной идентификации с целью формирования эффективной государственной политики в области семейного предпринимательства. Государственная поддержка способствует устойчивости семейного бизнеса, отражая особенности фамильной идеологии, об этом подробно пишет Потанина М. В. [5], анализируя влияние опыта зарубежных стран в области семейного предпринимательства.
Сегодня Российская торгово-промышленная палата активно проводит мероприятия для субъектов семейного предпринимательства, отражающие его философские традиции.
Так, по словам С.Н. Катырина, президента ТПП РФ: «Семейный бизнес – уникальное явление, позволяющее решить сразу несколько важных задач: привлечение к труду подрастающего поколения, наставничество и преемственность, обеспечение финансовой самостоятельности семьи» [6].
Эксперты Торгово-промышленной палаты Российской Федерации активно занимаются семейным предпринимательством и предлагают свою трактовку данного вида предпринимательской деятельности в рамках работы над законопроектом о «Семейном предпринимательстве».
«Семейное предприятие – субъект малого или среднего предпринимательства, чья собственность контролируется членами одной семьи (династии). Члены семьи (для целей определения семейного предприятия) – супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого из супругов, усыновители, усыновленные.»
Материалы и методы исследования
Информационной базой для проведения исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов, электронные ресурсы, сайты торгово-промышленных палат РФ, Росстата и РБК, результаты Глобального мониторинга предпринимательства в России и рейтинга «The World’s Top 750 Family Businesses Ranking».
В качестве методологической базы в исследовании был применен контент-анализ для выявления ключевых особенностей и характеристик субъектов семейного предпринимательства, группировка и графический метод для анализа субъектов социального предпринимательства по составу, структуре и месту регистрации, а также обобщение для определения проблем развития субъектов семейного предпринимательства, которые возможно решить за счет мер государственной поддержки.
Результаты исследования
Семейное предпринимательство является одним из ключевых факторов экономического роста многих стран и включает в себя: создание, управление и развитие собственного бизнеса семейными поколениями, охватывая различные отрасли экономики и создавая предприятия различных форм собственности от малого бизнеса до крупных корпораций.
Особенность семейных предприятий заключается в том, что они создаются членами семейной династии, что позволяет им быть наиболее устойчивыми, за счет особой заинтересованности в сохранении бизнеса и сохранении наследственных ценностей.
При этом отмечается, что семейное предприятие должно соответствовать одному из следующих условий:
· в ООО, АО или хозяйственном товариществе у членов одной семьи должно быть больше половины доли или акций.
· для производственного или потребительского кооператива, и ИП необходимо, чтобы не менее половины сотрудников или участников являлись родственниками.
Предприятие может быть отнесено к категории семейных на основе множества различных критериев и признаков. Так, например, компания PricewaterhouseCoopers, занимающаяся исследованиями семейного бизнеса, определяет его как бизнес, в котором семья владеет не менее 51% акций, а ее члены являются представителями топ-менеджмента компании [7].
В странах с высокоразвитой экономикой и фондовым рынком семейное предпринимательство уже давно изучается и является одним из основных направлений предпринимательской деятельности. Следует отметить, что во многих европейских странах, странах Азии, а также в США и Латинской Америке количество семейных компаний является преобладающим.
В работах Денниса Т. Джаффе, доктора философии и члена исследовательской ассоциации «Wise Counsel» приводятся отличительные особенности таких компаний. Так, в одной из его статьей приводятся результаты опроса, респондентами которого стали 100 семейных предприятий из 20 стран мира. Основное отличие «межпоколенческих» организаций («generative families») от остальных – их существование на протяжении более чем трех поколений одной семьи [8].
Такой успех обусловлен следующими характеристиками:
1) создание устойчивой «семейной культуры», которая воплощает в себе ценности семьи как внутри бизнеса, так и за его пределами.
2) преемственность и личная связь между членами семьи в перспективе способная стать проводником для будущего поколения семьи.
3) обеспечение доступности и прозрачности информации, основанной на важных задачах и ценностях.
4) устойчивость к переменам и способность воспользоваться всеми существующими возможностями, чтобы при необходимости приспособить бизнес к изменяющимся условиям.
По мере разрастания семьи, каждое последующее поколение, тесно связанное с ее миссией и ценностями, вносит существенный вклад в развитие будущего для всей династии.
Вышеизложенное определяет важность такого компонента семейных предприятий, как социально-эмоциональный капитал.
На 6-м саммите европейского семейного бизнеса выступила профессор Cristina Cruz, руководитель Families in Business Centre at IE Business School, на котором особое внимание уделялось концепции социально-эмоционального капитала семейных предприятий (SEW). Данная концепция является достаточно новой, она основана на поведенческой теории и сфокусирована на общих принципах поведения семейного бизнеса, делая акцент на достижении нефинансовых целей предприятия [9].
Таким образом, российские и зарубежные компании имеют общую основу семейного предпринимательства – социальная ответственность, обусловленная ценностями и миссией семьи.
Несмотря на то, что исследованию семейного предпринимательства в последнее время посвящается большое количество работ, проблемы семейного предпринимательства по-прежнему остаются актуальными и недостаточно изученными, поскольку эта форма малого бизнеса, являясь фактором восстановления экономики многих стран, не выделяется как самостоятельный объект исследования.
В подтверждение актуальности и с целью популяризации семейного бизнеса в России, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработаны специальные проекты, направленные на оказание содействия семейным компаниям.
Так, специалисты Торгово-промышленной палаты уже инициировали ряд предложений, адресованных Правительству РФ и направленных на содействие семейного бизнеса:
· закрепление в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) термина «семейное предприятие».
· разработка специального налогового режима в формате пилотного проекта для семейных предприятий в трех регионах страны.
«Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.16 № 1083-р, и в первоочередном порядке определяет приоритетное значение и популяризацию семейного предпринимательства [10].
С 2018 года ТПП Российской Федерации каждый год организовывает Всероссийский Форум Семейного предпринимательства «Успешная Семья – успешная Россия!», на площадке которого объединяются не менее трех тысяч компаний из более чем 80 регионов. Форум создан для того, чтобы стать центром притяжения для всех российских семейных предприятий, а его целями являются: распространение семейного бизнеса в России как наиболее устойчивого и стабильного сектора экономики, присвоение ему особого статуса и разработка программ для его поддержки.
В 2023 году форум Семейного предпринимательства состоится уже в 5 раз, а в феврале 2023 г. состоялось первое мероприятие для участников специального проекта ТПП РФ «Семейные компании России».
Для того чтобы обозначить свой статус, получить поддержку от государства и иные привилегии, руководителю экономического субъекта необходимо зарегистрироваться в электронном каталоге (Реестре) семейных предприятий России.
Помимо общероссийского электронного реестра семейных предприятий, с 2020 г. ведется совместная работа Правительства Приморского края и Союза «Приморская торгово-промышленная палата» по формированию регионального реестра семейного предпринимательства
Особенностью реестра является свободное и самостоятельное включение в него предпринимателей Приморского края. Информирование о возможности включения в реестр семейного предпринимательства ведется через муниципальные образования, по данным которого в Приморском крае зарегистрировано 78 субъектов хозяйствования.
Согласно опросу, проведенному среди членов Торгово-промышленных палат, 57% предпринимателей в России являются основателями своего бизнеса в первом поколении, 36% отметили, что в их компаниях работают представители двух поколений, а 7% компаний вовлекают в деятельность три поколения своей семьи [6].
По данным Росстата и РБК, в России на конец 2020 года было зарегистрировано более 4 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, а в отдельных исследованиях указывается, что доля семейных компаний в России составляет около 74% всех предприятий. При этом, чаще всего это субъекты МСП, которые являются бизнесом семьи или созданы несколькими членами семьи [11].
Несмотря на важность и значимость для экономической системы страны точные данные по статистике семейных предприятий в России отсутствуют. Тем не менее нам удалось выявить некоторые тенденции, проведя анализ субъектов социального предпринимательства по составу, структуре и месту регистрации на примере Приморского края.
В России 52 % семейных компаний имеют годовой оборот до 500 млн. рублей и охватывают большой спектр направлений в предпринимательской сфере (рисунок 1).
Рисунок 1 – Лидеры семейных предприятий по видам деятельности (составлено авторами)
По экспертной оценке, ТПП России, именно семейные компании, развивают деловую среду вокруг себя: они создают рабочие места, производят качественную продукцию и оказывают жителям разнообразные услуги, инвестируют в новые проекты и направления деятельности, продвигают имидж региона, их налоги формируют региональные и городские бюджеты [12].
По статистическим данным электронного реестра лидерами семейных предприятий на 29.07.2020 стали 5 муниципальных образований (рисунок 2):
Рисунок 2 – Лидеры муниципальных образований по числу
зарегистрированных семейных предприятий (составлено авторами)
Представленные следующими организационно-правовыми формами: индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью, крестьянское (фермерское) хозяйство, автономная некоммерческая организация (рисунок 3).
Рисунок 3 – Лидеры семейных предприятий по организационно-правовой форме (составлено авторами)
Среди видов деятельности, лидирующих в области семейного предпринимательства, зарегистрированных в приведенных ранее муниципальных образованиях, можно выделить: розничную торговлю, производство хлебобулочных изделий, животноводство, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (рисунок 4).
Рисунок 4 – Лидеры семейных предприятий по организационно-правовой форме (составлено авторами)
Согласно данным ТПП РФ, отмечается, что семейный бизнес в России является основой экономики большинства «несырьевых» регионов страны, а в нефтегазовых и горнодобывающих областях его экономический вклад составляет 30% [6].
Согласно результатам последнего рейтинга Family Capital, проводимого компанией North Mews Publishing Limited, которая изучает мировое семейное предпринимательство, данный вид бизнеса активно развивается во всем мире (таблица 1).
Таблица 1 – Представители мировых семейных династий на 2022 год (составлено авторами)
Страна
|
Количество
зарегистрированных семейных предприятий
|
Крупнейшие
представители семейного бизнеса
|
Владельцы
семейных предприятий
|
Европа
|
325
|
Chanel International B.V.
|
Wertheumer
|
Volkswageh AG
|
Porshe and Piech
| ||
Axel Johnson AB
|
Johnson
| ||
США
|
161
|
Walmart Inc.
|
Walton
|
The Gap Inc.
|
Fisher
| ||
Marriott International Inc
|
Marriot
| ||
Китай
|
89
|
Logan Group Co. Ltd
|
Kei
|
Guangzhou R&F Properties Co., Ltd
|
Li
| ||
Midea Group Co. Ltd
|
He
| ||
Россия
|
11
|
MMC Norilsk Nickel PJSC
|
Potanin
|
PJSC Polyus
|
Kerimov
| ||
Mobile TeleSystems PJSC
|
Evtushenkov
| ||
Япония
|
21
|
Yazaki Corp.
|
Yazaki
|
Rakuten Group Inc
|
Mikitani
| ||
Pasona Group inc
|
Nambu
| ||
Южная Корея
|
23
|
LG Electronics Co., Ltd.
|
Koo
|
SK Group
|
Chey
| ||
Lotte Shopping Co.,Ltd.
|
Shin
| ||
Бразилия
|
12
|
JBS S.A.
|
Batista
|
Cosan S.A.
|
De Mello
| ||
Magazine Luiza S.A.
|
Trajano
| ||
Тайланд
|
5
|
Central Group
|
Chirathivat
|
CP ALL Public Co. ltd.
|
Chearavanont
| ||
Indorama Ventures Public Co. Ltd
|
Lohia
| ||
Канада
|
18
|
Canadian tire Corp., Ltd.
|
Billes
|
CGI Inc.
|
Godin
| ||
George Weston Ltd.
|
Weston
| ||
Турция
|
9
|
Zorlu Holding A.S.
|
Zorlu
|
Ronesans Holding AS
|
Llicak
| ||
Turkcell iletisim Hizmetleri A.S.
|
Karamehmet
| ||
Индия
|
21
|
HCL Technologies Ltd.
|
Nadar
|
TVS Group
|
Srinivasan
| ||
Bharti Airtel Ltd.
|
Mittal
| ||
Норвегия
|
3
|
Reitangruppen AS
|
Reitan
|
NorgesGruppen ASA
|
Johannson
| ||
Moller Mobilty Group AS
|
Moller
| ||
Сингапур
|
3
|
Golden Agri-Resources Ltd
|
Widjaja
|
Yanlord Land Group Ltd.
|
Zhong
| ||
Japfa Ltd.
|
Santosa
| ||
Израиль
|
4
|
ICL Group Ltd.
|
Ofer
|
Elco Ltd.
|
Salkind
| ||
Ebit Systems Ltd.
|
Federmann
|
Как видно из таблицы, лидерами по числу зарегистрированных семейных предприятий на 2022 г. являются Европейские страны [13] (рисунок 5).
Рисунок 5 – Лидеры семейных предприятий рейтинга «The World’s Top 750 Family Businesses Ranking - 2022» по территориальной регистрации (составлено авторами)
Отсутствие закрепленного законодательством определения семейного предпринимательства является серьезным препятствием для развития специализированных мер государственной поддержки данному виду бизнеса. Однако, с 2018 года ТПП России способствует системному развитию семейного предпринимательства в стране, включая формирование целевых мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства для семейных предприятий, создавая инфраструктуру с комплексным пакетом услуг для решения текущих проблем и стратегических вызовов семейному бизнесу.
В рамках развития семейного предпринимательства ТПП РФ также запущены следующие проекты:
Таблица 2 – Комплексные меры поддержки семейного бизнеса, оказываемые ТПП РФ на 2023 год (составлено авторами)
Название проекта
|
Описание проекта
|
«Семейные компании России»
|
Проводится при участии территориальных
ТПП и участников из числа семейных компаний, в рамках поручения Президента
Российской Федерации. Цель: формирование сообщества единомышленников, основанного
на построении устойчивого семейного бизнеса.
|
«Семейный бизнес в России»
|
Участниками являются малые, средние и
крупные семейные компании, в которых работают, преимущественно, два и более
поколения семьи.
Цель: формирование устойчивых предпринимательских династий, за счет вовлечения
молодежи в семейный бизнес и наставничество.
|
«100 семейных компаний под патронатом
президента ТПП РФ»
|
Проект имеет формат ежегодной акции,
проводимой при участии региональных ТПП, федеральных министерств и депутатов
Государственной думы Федерального собрания РФ. Цель: формирование новых
рынков сбыта, решение существующих проблем бизнеса и обретение надежных
партнеров.
|
«100 надежд бизнеса»
|
Специальный проект по поддержке и
развитию молодежного предпринимательства, перезапущенный в 2021 году. Цель: продемонстрировать
реальный опыт построения бизнеса для молодого поколения семейных
предпринимателей.
|
Всероссийский семейный совет
|
Мероприятия, объединяющие
предпринимателей, развивающих семейный бизнес в России в форме выездных
площадок. Цель: разработать предложения по улучшению экономического климата в
РФ на основе передового опыта семейного разных регионов страны.
|
Центры семейного бизнеса
|
Центр, созданный для взаимодействия внутрирегиональных
семейных компаний, поиска единомышленников, продвижения и развития бизнеса. Цель:
формирование семейной династии и продвижение фамильного бренда.
|
Всероссийский форум семейного
предпринимательства «Успешная семья – успешная Россия»
|
Площадка для семейных предпринимателей
и представителей региональных и федеральных органов власти. Цель:
формирование весомого вклада в развитие страны.
|
Всероссийский
семейный совет
|
Выездные семейные советы, включающие в
себя встречи с руководителями субъектов РФ с 2021 года. Цель: познакомиться с
передовым опытом Семейного предпринимательства в разных регионах РФ и
разработать предложения по улучшению экономического климата в России.
|
Центры семейного бизнеса
|
Центр развития семейного бизнеса при
территориальной ТПП – площадка, где предприниматели смогут получать
консультации и помощь по вопросам, касающимся организации и ведения семейного
бизнеса. Цель: распространение практики семейного бизнеса на локальной территории.
|
Как отмечает вице-президент ТПП России Е. Н. Дыбова, в 2023 году участниками мероприятий стали более тысячи семейных компаний, заявки от которых были зарегистрированы 75 территориальными торгово-промышленными палатами.
Таким образом, семейное предпринимательство играет важную роль в экономике государства и нуждается в постоянном мониторинге для обеспечения понимания его проблем и достижения повышения эффективности и устойчивого развития.
Заключение
Проведя исследование и рассмотрев существующую практику по данному вопросу, были определены проблемы, препятствующие развитию семейного предпринимательства в России и подтверждена необходимость системного продвижения семейного предпринимательства в стране, как тренда, включая формирование целевых мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства для семейных предприятий. Признание семейного предпринимательства как одной из ключевых форм бизнеса на законодательном уровне, позволит открыть новые перспективы и возможности для успешного развития экономики страны в целом.
Дальнейшие исследования будут посвящены изучению вопросов социальной ответственности субъектов бизнеса, в том числе семейного предпринимательства как одного из факторов обеспечения их деловой репутации.
Источники:
2. Жук А.А., Потий К.М. Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство. – 2017. – № 19. – c. 2891-2908. – doi: 10.18334/rp.18.19.38321.
3. Пономарев Д.А. Понятие и признаки семейного предпринимательства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2021. – № 5. – c. 54-64. – doi: 10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64.
4. Воротилкина А.М. Анализ особенностей развития семейного бизнеса в России и за рубежом // Российское предпринимательство. – 2018. – № 4. – c. 933-944. – doi: 10.18334/rp.19.4.38904.
5. Потанина М.В. Особенности семейного предпринимательства как устойчивой формы ведения бизнеса // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 451-456.
6. Сайт торгово-промышленной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://family.tpprf.ru/semeinye-kompanii/ (дата обращения: 15.06.2023).
7. Family Business Survey 2023. Сайт PwC's Global. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/family-business/family-business-survey.html (дата обращения: 15.06.2023).
8. Dennis T. Jaffe Borrowed from Your Grandchildren: The Evolution of 100-Year Family Enterprises. - New Jersey: John Wiley & Sons, 2020. – 432 p.
9. Berrone Pascual, Cruz Cristina, Gomez-Mejia Luis Socioemotional Wealth in Family Firm // Family Business Review. – 2012. – № 3. – p. 258-279. – doi: 10.1177/0894486511435355.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 № 2623-р, от 30.03.2018 № 547-р. Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102400738 (дата обращения: 15.06.2023).
11. Сайт фонда развития предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://fondp42.ru/actual/2021/06/03/12438 (дата обращения: 15.06.2023).
12. Сайт Центра семейного предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://primcffb.org (дата обращения: 15.06.2023).
13. Сайт Family Capital. [Электронный ресурс]. URL: https://www.famcap.com/2022/08/the-worlds-top-750-family-businesses-ranking-2022/ (дата обращения: 15.06.2023).
Страница обновлена: 15.08.2024 в 19:29:49