Социальная направленность государственной семейно-демографической политики в Российской Федерации

Молчанов И.Н.1,2,3, Отарова К.В.1
1 Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва
2 Департамент общественных финансов, финансовый факультет
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать:
Молчанов И.Н., Отарова К.В. Социальная направленность государственной семейно-демографической политики в Российской Федерации // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 6. – С. 859-878. – doi: 10.18334/et.10.6.117966.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53991221

Аннотация:
В статье представлен авторский подход исследования проводимой Российским государством семейно-демографической политики. Научная проблема исследования заключалась в обосновании взаимосвязи между предпринимаемыми государством мерами в области семейно-демографической политики и социально-экономическим положением домохозяйств. Цель исследования состояла в выявлении особенностей проводимой государством семейно-демографической политики и обосновании рекомендаций по повышению эффективности механизма экономического регулирования отношений в сфере семьи и демографии. Систематизированы применяемые государством меры и инструменты для реализации основных положений семейно-демографической политики. Установлено, что предпринимаемые органами власти и управления действия имеют тактическую направленность и носят преимущественно экономический характер. Целью семейно-демографической политики является сбережение народа и приумножение человеческого потенциала. Научная новизна исследования состоит в использовании системного подхода при рассмотрении проблем семьи как важнейшей сферы жизнедеятельности общества. В рамках компаративного и контент-анализа проведено сравнение различных мнений отечественных и зарубежных исследователей о сущностном наполнении и структурных элементах семейно-демографической политики; систематизирована статистическая информация о демографическом и экономическом положении семей, установлены факторы, противодействующие повышению результативности проводимой в России социальной политики. На основе анализа мнений ученых и экспертного сообщества определены селективные меры, реализация которых поможет улучшить экономическое положение российских семей в среднесрочной перспективе. Результаты исследования будут интересны специалистам в области управления социальным и демографическим развитием, международного сотрудничества

Ключевые слова: доходы домохозяйств; причины неравенства; малоимущие семьи; государственная социальная политика; инструменты экономического регулирования; селективный подход

JEL-классификация: J11, J12, J18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Семейно-демографическая политика является важнейшей составной частью социальной политики государства. Положение семьи как важнейшего института, поддерживающего функционирование общественных отношений, активно обсуждается научным сообществом. Сложилось многообразие взглядов научных школ и отдельных ученых по методологическим и практическим вопросам разработки и реализации социальной политики и ее структурных компонентов. Одна часть исследователей рассматривает семейную политику и демографическую политику как составные части социальной политики, имеющие самостоятельные цели и задачи. Другая часть исследователей полагает, что поскольку названные виды (формы) социальной политики в определенной мере (а по мнению ряда ученых и весьма существенно) пересекаются, то вполне правомерным можно считать тот факт, что за годы перехода к рыночным отношениям в России сформировалась и продолжает развиваться семейно-демографическая политика, имеющая общие цели и предназначение. В периодических изданиях дискутируются различные подходы к формированию модели и поэлементного состава социальной политики на федеральном уровне, обосновывается необходимость учета ее специфики на субнациональном уровне, раскрываются возможные способы улучшения социально-экономического положения семей в субъектах Российской Федерации.

Современную семью чаще всего понимают как общность людей, связанных узами отцовства, родства, брака, ведущих общие бытовые отношения. Семья в качестве основной ячейки общества становится важным социальным институтом, выполняющим ключевые функции: защита человека, формирование личности, удовлетворение духовных потребностей, обеспечение первичной социализации и другие. Приходит осознание того, насколько важно в цивилизационном аспекте сохранить в России институт семьи как основной ячейки общества, несмотря на дестабилизирующее воздействие либеральных идей и ценностей западного мира, усиление которого наблюдалось в 1990-х – 2010-х гг.

С начала XXI в. центром внимания ученых, занимающихся исследованиями социальной сферы, находятся предпринимаемые Российским государством меры стимулирования социально-демографической политики [1]. В средствах массовой информации делается упор на приоритетный характер предпринимаемых действий Правительством страны и органами власти регионов. В научных публикациях отмечается комплексный характер принимаемых решений по поддержке семьи и наличие на местах положительных примеров социальных практик. Однако, несмотря на это, в механизме исполнения социально-демографической политики имеют место некоторые проблемы, обусловленные влиянием ряда внутренних и внешних факторов.

Актуальность темы исследования обусловливается особенностями текущей демографической ситуации в нашей стране и различных регионах мира. Необходим системный подход к разработке семейно-демографической политики, научному обоснованию общих стратегических и селективных тактических мер государственной помощи семьям в реализации их основных функций.

Цель исследования состоит в выявлении обоснованности проводимой государством семейно-демографической политики, а задачи – в систематизации нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в сфере семьи и демографии, определении некоторых направлений совершенствования методологии исследований в данной области, выявлении пробелов в практике реализации ее основных положений на субнациональном уровне, обосновании возможных векторов развития государственной семейно-демографической политики на современном этапе цивилизационного развития.

Исследование основывается на общенаучных методах индукции и дедукции, компаративного и контент-анализа, обобщения и систематизации информации из различных информационных источников. Объектом исследования выступает семья как социальный институт, предметом исследования – семейно-демографическая политика в России.

Обзор литературы и методы исследования

В современных условиях возрастает роль государства в проведении социальной политики, для реализации которой используются методы и инструменты административного и экономического регулирования. В прикладном аспекте социальная политика предполагает проведение «совокупности конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения» [1, с. 119], однако такое достаточно узкое понимание не позволяет разносторонне представить сущность и содержание этого социального явления. В теоретическом ракурсе социальная политика выстраивается в «систему взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, главная конечная цель которых – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность в целом» [2, с. 9]. Структура социальной политики охватывает ряд разделов, базовые из которых – демографическая политика и семейная политика.

В научных публикациях представлены результаты исследований по актуальным вопросам семейной политики и механизмов ее согласованного проведения в масштабах государства и на субнациональном уровне. Существуют разные мнения относительно содержательного понимания семейной политики и ее места в составе социальной политики. В качестве одной из позиций можно выделить строгое разграничение семейной и демографической политик как самостоятельных направлений социальной политики [3]. Некоторые авторы аргументируют «подчиненное положение семейной политики по сравнению с демографической» [4, с. 189]. Другие авторы соединяют воедино две названные выше формы социальной политики и рассматривают семейно-демографическую поли­тику как составную часть демогра­фической политики [5, с. 162]. При этом отмечается, что «цели и задачи семейной и демогра­фической политики отчасти совпадают друг с другом» [5, с. 163] и указывается на неоднозначность трактовки данных терминов. При рассмотрении роли семьи в обществе приоритетное внимание уделяется ее основным функциям “в воспроизводстве населения, воспитании детей и в обеспечении психологического комфорта для членов семьи” [6, с. 95]. Утверждается, что “уменьшение числа законных браков и рост числа сожительских пар ведет не к модернизации семьи, а к ее ослаблению как социального института” [6, с. 95].

За рубежом в отношении семейной политики применяются разные практики ее реализации, основанные на социальных нормах, классовых интересах и принятых моделях устройства экономики (либеральной, консервативной, социально-демократической и их разновидностях). В зависимости от совокупности превалирующих факторов и устоявшихся традиций определяются ориентиры помощи семьям разных категорий [7]. В ряде стран Западной Европы вопросы развития семьи считаются личной прерогативой индивидов, а их публичное обсуждение оценивается весьма негативно. Однако, в определенных случаях в некоторых странах (Ирландия, Франция и др.) при проведении активной семейной политики, не ориентированной “конкретно на демографическое развитие”, включаются методы материального стимулирования репродуктивного поведения путем финансовой и иной материальной поддержки семей с детьми. В ряде стран с либеральной политико-идеологической ориентацией (Великобритания, Бельгия и др.) государство занимает нейтральную позицию по отношению к вопросам репродуктивного поведения [8, с. 147]. По мнению экспертов, наиболее показательна и результативна в демографическом плане «консервативная модель семейно-демографической политики, но при условии ее существенного допол­нения правовым и идеологическим компонентом» [8, с. 148].

Проблематика жизнедеятельности семьи отличается высокой актуальностью. Проводимые государством меры регламентируются российским законодательством и осуществляются в рамках концептуальных документов Российской Федерации по вопросам демографической политики, государственной семейной политики, миграционной политики, а также стратегических документов в области национальной безопасности. Последовательное проведение семейно-демографической политики в России осуществляется посредством реализации национальных проектов и государственных (муниципальных) программ.

Результаты исследования и дискуссия

Разнообразие подходов к изучению семьи

как социального института

Изучение семьи как социального института предполагает рассмотрение широкого круга проблем, связанных с изменением статуса семьи в современном обществе, брачным и репродуктивным поведением, семейно-демографической политикой и другими актуальными социально-экономическими вопросами демографических и семейных отношений. Особенности демографического развития России ярко проявляются в исторической ретроспективе (1940-2020 гг.). Исследователями выделены две волны депопуляции: первая – 1996-2005 годы; вторая – с 2015 г. по настоящее время [9, с. 810]. Положение России в демографической сфере, тенденции изменения характеризующих ее показателей за период с 2000 по 2021 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные демографические показатели России (2000-2021 гг.)*


2000 г.
2010 г.
2020 г.
2021 г.
2021 г. к 2000г.
Численность населения (на конец года), всего, тыс. человек
146304
142865
146171
145557
0,995
В том числе:
городское, тыс. человек
107072
105421
109252
108896
1,017
сельское, тыс. человек
39232
37444
36919
36661
0,934
Из общей численности населения – население в возрасте, тыс. человек:
65,34
68,94
71,54
70,06
1,072
моложе трудоспособного
28387
23209

27387
27318
0,962
в трудоспособном
88040
87847
81881
83227
0,945
старше трудоспособного
29877
31809

36903
35013
1,172
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет
65,34
68,94
71,54
70,06
1,072
Естественный прирост (+), убыль (–) населения
–6,6
–1,7

–4,8
–7,1

Число браков
6,2
8,5
5,3
6,3

Число разводов
4,3
4,5

3,9
4,4

Миграционный прирост (+), убыль (–) населения
2,5
1,9
0,9
2,9

*Источник: Таблицы 1 – 7 составлены / рассчитаны по: [10].

** Примечание: Коэффициенты брачности и разводимости показывают число демографических событий, приходящихся на 1000 человек населения, и выражаются в промилле.

Источник: [10].

В разрабатываемых демографических прогнозах указывается на высокую вероятность доминирования отрицательной динамики численности населения России и ее уменьшения к 2050 г. до 129 млн человек [11]. В условиях продолжающейся угрозы депопуляции Правительством России для достижения положительной динамики демографических показателей был предприняты меры по воспроизводству населения, разработаны механизмы правового и экономического регулирования для повышения эффективности проводимой государством семейно-демографической политики [2].

Дефиниции «семейная политика» и «демографическая политика» не идентичны, но весьма тесно взаимосвязаны. Если демографическая политика по своей сути призвана регулировать воспроизводство населения, то семейная политика отражает деятельность органов управления в направлении создания благоприятных условий семьям для выполнения их основных функций [12, с. 538-540]. В условиях нестабильной социальной ситуации, как это наблюдалось в период пандемического кризиса (падение рождаемости, повышение смертности), оба названные вида социальной политики практически сливаются, образуя некое единство в целях поиска действенных административных и финансовых инструментов для выхода на траекторию роста демографических показателей. Целью проведения семейной политики становится воздействие «на семейно-демографическое поведение [3] на микроуровне и демографическую ситуацию на макроуровне» [5, с. 164].

Семейно-демографическая политика – это воспроизводство населения, развитие человеческого потенциала и сбережение народа России [4]. Центральным вопросом деятельности государственных органов власти и управления в контексте решения данных задач является создание благоприятного климата, способствующего воспроизводству населения, развитию человеческого капитала, что отражает концептуальные положения политики «сбережения народа». Представляется, что только при активной позиции всех акторов и их высокой информированности можно полностью воспользоваться широким спектром правительственных программ, которые направлены на сохранение демографической составляющей и развитие человеческого потенциала в части национальной безопасности.

В середине 2022 г. после оживленных дискуссий известной международной организацией ЮНФПА [5] опубликована региональная программа демографической устойчивости для Европы и Центральной Азии (Demographic Resilience Programme for Europe & Central Asia), которая направлена на поддержку и укрепление потенциала стран региона в разработке политики и программ в области народонаселения и социальной защиты, нацеленных на реагирование на демографические изменения, развитие человеческого капитала и построение благополучного будущего. В современных исследованиях демографическую устойчивость понимают как концепцию, в которой подчеркивается важность изучения динамических процессов воспроизводства населения в деле социально-экономического развития и благополучия применительно к отдельно взятым индивидам, а также для стабильности в политике и сфере безопасности. Под демографической устойчивостью понимается цель, которая включает предсказание демографических сдвигов, определяет понимание их последствий, способствует разработке политических мер, основанных на фактических данных с учетом защиты прав человека [6].

Предложенная ЮНФПА программа призвана решить демографические проблемы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые столкнулись с демографическими вызовами. Правительства многих стран Восточной Европы, включая Российскую Федерацию, обеспокоены тем, что низкая рождаемость, миграционный отток, демографическое старение населения, а в некоторых случаях сокращение численности населения и глубокая депопуляция в ближайшем будущем окажут негативное влияние на экономику и устойчивость систем социального обеспечения, а также на жизненно важные объекты инфраструктуры и систему услуг в районах с низкой или уменьшающейся плотностью населения. В странах Центральной Азии ситуация более благоприятная вследствие сравнительно высокой (по сравнению с Европейскими странами) рождаемостью. Демографическая устойчивость здесь связана с наличием относительно большей доли молодежи в возрастной структуре населения и возможностью использования демографического потенциала для поддержания положительной динамики показателей воспроизводства населения.

Введение США и странами ЕС антироссийских санкций против юридических и физических лиц инициировало усиление напряженности в международных отношениях и четко обозначило сферу приоритетов национальной безопасности Российского государства. В условиях формирования нового мирового порядка утверждена Концепция внешней политики России [7], которая является документом стратегического планирования. В ней представлены ключевые задачи органов государственной власти и общественных организаций в различных сферах межгосударственного сотрудничества, решение которых возможно на основе максимального задействования ресурсного, и в первую очередь человеческого потенциала России. В данном контексте в числе задач первостепенной важности выделяется задача сбережения населения и повышения благосостояния в целях сохранения семьи.

Благосостояние семьи определяется денежными доходами, их уровнем и структурой. Проблемы неравенства доходов и преодоления бедности, их соотношение и взаимосвязь с экономическими и социальными аспектами устойчивого развития находят отражение в работах российских и зарубежных ученых [13; 14. 15]. Исследования материального положения домашних хозяйств основываются на результатах периодически проводимых Росстатом выборочных наблюдений доходов населения и участия домохозяйств в социальных программах (табл. 2–4). Информация о доходах в увязке с местом жительства домохозяйств – в табл. 2.

Таблица 2

Уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств

в зависимости от места проживания (2020 г.)


Все домашние хозяйства
из всех домашних хозяйств проживающих
в городских населенных пунктах
в т.ч. с численностью населения 1 млн и более человек
в сельских
населенных пунктах
Денежный доход в среднем на члена домашнего хозяйства (в месяц), руб.
30960,0
33960,0
43572,1
22051,9
в том числе в процентах:




доход от трудовой деятельности – всего
76,5
78,2
81,9
68,9
оплата труда (включая выплаты социального характера)*
70,6
72,6
76,6
61,4
доход от самостоятельной занятости*
4,7
4,3
4,0
6,5
доход, не отнесенный к определенной форме занятости**
1,3
1,3
1,4
1,0
доход от собственности – всего
1,1
1,2
1,8
0,6
из него доход от сдачи в аренду недвижимости и другого имущества***
1,0
1,1
1,7
0,5
трансферты полученные – всего
22,4
20,6
16,2
30,5
социальные выплаты
20,7
18,9
14,6
29,2
пенсии
15,4
14,2
11,3
21,1
пособия, компенсации и другие социальные выплаты
5,3
4,7
3,3
8,1
из них пособия, назначенные в связи с распространением коронавирусной инфекции
1,2
1,1
0,7
1,8
иные денежные поступления от частных лиц и организаций
1,6
1,7
1,6
1,3
из них алименты и другие приравненные к ним выплаты
0,4
0,4
0,4
0,3
трансферты переданные – всего
10,5
10,8
11,6
9,3
подоходный налог на сумму заработной платы и налоги с доходов от предпринимательской деятельности
8,6
8,9
9,5
7,2
налог на имущество, сборы и другие обязательные платежи
0,4
0,4
0,5
0,5
страховые взносы по страхованию имущества и жизни
0,6
0,6
0,6
0,6
добровольные трансферты другим домохозяйствам
0,9
0,9
0,9
0,9
Располагаемый денежный доход
89,5
89,2
88,4
90,7
*По месту основной работы.

**Помимо основной работы и/или от нерегулярной трудовой занятости.

***Включая доход от сдачи в аренду земли.

Источник: [10].

Уровень денежных доходов домохозяйств и их структура находятся под влиянием места проживания: городская или сельская местность, а также величины населенного пункта. Структура доходов российских семей сложилась исторически и отличается инерционностью: основной удельный вес в ней занимает доход от трудовой деятельности (средний уровень – 76,5%), в сельской местности существенно ниже (68,9%), в городской местности – выше (78,2%). Далее по степени значимости следуют трансферты полученные (средний уровень – 22,4%). Доходы от собственности составляют незначительный удельный вес (1,1%). Трансферты переданные варьируют в интервале 9,3–11,6% в зависимости от места проживания семьи, вследствие чего удельный вес располагаемого денежного дохода (в месяц) также колеблется и в среднем составляет 89,5% от номинального подушевого денежного дохода (см. табл. 2).

К приоритетам семейно-демографической политики относится снижение уровня бедности. В России сохраняются малоимущие домохозяйства. Росстатом разработана методика отнесения домохозяйств к малоимущим [8]. Их распределение и динамика изменений за период с 2015 по 2020 гг. по признаку проживания в городской или сельской местности содержится в табл. 3, по структуре семьи – в табл. 4 [9].

Таблица 3

Распределение малоимущих домашних хозяйств России

по месту проживания(2015-2020 гг.)

Малоимущие домохозяйства
2015 г.
2020 г.
Проживающие в городах – всего
47,2
48,7
в том числе с численностью населения, человек:


до 99,9 тыс.
24,1
22,7
до 499,9 тыс.
12,6
12,2
до 999,9 тыс.
5,1
6,3
1 млн и более
5,4
7,5
Проживающие в сельских поселениях – всего
52,8
51,3
в том числе с численностью населения, человек


до 1000
21,4
23,3
до 5000
20,3
18,6
Более 5 тыс.
11,1
9,4
Источник: [10].

Таблица 4

Распределение малоимущих домашних хозяйств России

по составу домохозяйств и наличию детей (2015-2020 гг.)

Малоимущие домохозяйства
2015 г.
2020 г.
Домохозяйства, состоящие:


из 1 – 2 человек
18,1
16,8
из 3 – 4 человек
49,2
45,4
из 5 и более человек
32,7
37,8
Домохозяйства по наличию детей:


Домохозяйства, не имеющие детей в возрасте до 18 лет
22,3
20,1
Домохозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет
77,7
79,9
в том числе:


1 или 2 детей
58,8
53,4
3 и более детей
18,9
26,5
Источник: [10].

Из анализа данных, представленных в табл. 3 и 4 следует, что существенных позитивных изменений в сторону повышения материальной обеспеченности малоимущих семей в период с 2015 по 2020 гг. не наблюдалось. Отчасти это объясняется тем, что данные обследования проводятся Росстатом на выборочной основе. Однако нельзя исключать влияния таких факторов, как неполная или частичная занятость, отсутствие вакансий в службе занятости, необходимость ведения домашнего хозяйства, уход за детьми, инвалидность и др. При обсуждении проблем семьи исследователи выделяют высокую актуальность вопросов стимулирования деятельности по воспитанию и содержанию детей. Однако при этом обращается внимание, что величина домохозяйства имеет два аспекта: позитивный и негативный. Первый аспект обусловлен высокой социальной значимостью деторождения, но при этом следует иметь в виду увеличение расходов государства на материальное обеспечение семьи. Второй аспект (по причине ограниченности финансовых ресурсов) связан с потенциальным ростом вероятности усиления длительной бедности [16; 17]

Поддержка малоимущих семей в России базируется на федеральном и региональном законодательстве [10]. Получателями мер социальной поддержки являются малоимущие граждане, малоимущие семьи с детьми и др. В составе мер социальной поддержки выделяются: регулярные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты. Помимо этого, малоимущим семьям оказывается социальная поддержка в натуральной форме и форме денежных компенсаций [18, с. 35].

Следует подчеркнуть, что весьма весомым фактором, негативно влияющим на благосостояние семей, являются внешние по отношению к Российскому государству причины, а именно: введенные против России странами Запада экономические санкции, пандемия коронавируса COVID-19, усиление макроэкономической нестабильности в глобальном масштабе в связи с колебаниями рыночной конъюнктуры, проблемами логистики под воздействием разрыва цепочек добавленной стоимости. Положение усугубляется кризисными явлениями в мировой финансово-экономической системе [19].

Инструментом противодействия неблагоприятным тенденциям в динамике доходов домохозяйств выступает усиление внимания к пенсионному обеспечению граждан и предоставлению семьям адресных социальных пособий. В Российской Федерации существенное внимание уделяется системе пенсионного обеспечения: как государственного, так и негосударственного. Несмотря на рост численности граждан пенсионного возраста, наблюдается рост среднего размера назначенных пенсий и величины прожиточного минимума, что отражается на росте благосостояния домохозяйств (табл. 5).

Таблица 5

Основные показатели системы государственного пенсионного обеспечения

населения России (2000-2021 гг.)


2000 г.
2010 г.
2021 г.
Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации:



всего, тыс. человек
38411
39706
42007
в % к предыдущему году
101,1
101,6
97,7
Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения, человек
262,5
277,9
288,5
Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, человек
1,68
1,81
1,67
Средний размер назначенных пенсий, руб.
694
7476
16642
Величина прожиточного минимума пенсионера:



руб.
909
4521
10022
в % к предыдущему году
117,9
110,3
н/д
Соотношение среднего размера назначенных пенсий, %:



с величиной прожиточного минимума пенсионера
76,4
165,4
н/д
со средним размером начисленной заработной платы
31,2
35,7
29,1
Источник: [10].

В этом же направлении улучшается деятельность системы негосударственного пенсионного обеспечения. Законодательная регламентация негосударственных пенсионных фондов способствовала наведению порядка в их работе. За период с 2000 по 2021 гг. значительно уменьшилось число данных организаций, по роду своей деятельности функционирующих на коммерческой основе, но при этом существенно улучшились их финансово-хозяйственные показатели, возросли размеры пенсионных выплат получателям (табл. 6).

Таблица 6

Основные показатели системы негосударственного пенсионного обеспечения

населения России (2000-2021 гг.)


2000 г.
2010 г.
2021 г.
Число негосударственных пенсионных фондов
262
151
39
Число участников, тыс. человек
3375,2
6634,0
6161,2
Численность получателей негосударственных пенсий:



всего, тыс. человек
281,9
1361,9
1484,4
в % от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации
0,7
3,4
3,5
Общая сумма пенсионных выплат, млн. руб.
600
2660
75088
Сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на одного получателя, руб.
177
1631
4215
Источник: [10].

Социальная направленность семейно-демографической политики проявляется в систематическом росте расходов государства на выплату пособий и социальную помощь населению России. За период с 2000 по 2021 гг. произошло реформирование системы социального страхования: в федеральном законодательстве устанавливаются дополнительные меры поддержки семей с детьми в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь [11]. Изменился состав, появились новые виды предоставляемых пособий и разного рода выплат для семей с детьми (табл. 7). Особая роль отводится материнскому капиталу: его исчисление и правила предоставления постоянно совершенствуются, повышается эффективность использования полученных средств на цели развития семьи [12].

Таблица 7

Расходы на выплату пособий и социальную помощь населению России*


2000 г.
2010 г.
2021 г.
Всего, млрд руб.
77,7
1522,7
4296,6
Всего, в %
100
100
100
в том числе:



пособия по временной нетрудоспособности**
42,8
12,2
12,2
семейные и материнские пособия
34,8
23,1
41,5
в том числе:



по беременности и родам**
4,7
4,4
2,9
при рождении ребенка**
2,0
1,2
0,4
по уходу за ребенком до 1,5 года**
2,3
8,0
3,8
ежемесячное пособие на ребенка***
25,6
2,9
1,8
ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого и второго ребенка***


3,4
ежемесячная денежная выплата, назначенная в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет***


1,5
ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно***


9,1
предоставление материнского (семейного) капитала

5,7
9,3
прочие семейные и материнские пособия

0,8
9,3
денежные выплаты отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации
...
39,0
22,4
субсидии и льготы гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг
...
15,5
8,9
пособия и материальная помощь безработным***
8,1
3,7
1,7
расходы на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение**
1,9
0,4
0,3
другие виды пособий и социальной помощи
12,4
6,1
13,0
Расходы на выплату пособий и социальную помощь, в процентах:



к ВВП
1,1
3,4
3,3
к объему денежных доходов населения
2,0
4,7
6,1
Доля семейных и материнских пособий, в процентах:



к ВВП
0,4
0,9
1,4
к объему денежных доходов населения
0,7
1,1
2,5
Расходы на выплату семейных и материнских пособий****,
в процентах к предыдущему году
86,9
121,6
146,5

*За счет средств консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов.

**По данным Фонда социального страхования Российской Федерации.

*** По данным Минтруда России.

****С корректировкой на индекс потребительских цен.

Источник: [10].

В научных трудах отечественных ученых детально анализируются показатели доходов и уровня жизни населения, формулируются выводы о необходимости принятия действенных мер укрепления семьи [см., например, 18]. Наряду с этим, в рамках корпоративной социальной ответственности представляется целесообразным рассмотреть создание системы юридического консультирования в целях повышения заинтересованности работодателей в части предоставления семьям сотрудников разного рода преференций, материальных и моральных стимулов.

Для значительной части российских граждан семья является воплощением единства, неким символом общности, который показывает способность людей совместно преодолевать трудности и определять реализацию своих жизненных планов. Усилия государства по поддержке семьи проецируются на качественные характеристики жизни общества, способствуют увеличению рождаемости, повышают благополучие каждого члена домохозяйства. Современная семейно-демографическая политика контекстуально связана с устойчивостью брачно-семейных отношений, особенно среди молодежи [20]. Ценность первого зарегистрированного брака не теряет своей актуальности, которая в последние годы пропагандируется весьма активно на национальном уровне и является важным показателем отнесения к благополучной молодой семье.

Заключение

У разных народов наблюдается разнообразие моделей демографического, в том числе репродуктивного и самосохранительного поведения. В этой связи поиск подходов к выстраиванию концептуальных ориентиров семейно-демографической политики многонационального Российского государства в условиях изменяющейся реальности является одной из актуальных тем научных публикаций. Можно предположить, что будущее семейных отношений будет во многом определяться трансформационными процессами в российском обществе. Основой для разработки стратегии семейно-демографической политики выступают обширные эмпирические данные, в том числе оригинальные социологические исследования, направленные на изучение жизнедеятельности российских семей со всеми их особенностями и во взаимосвязи с демографическими категориями: брачностью, рождаемостью, репродуктивным и самосохранительным поведением.

Для более полного и последовательного претворения на практике целевых ориентиров нормативных правовых документов следует системно подходить к комплексу положений и рекомендуемых мер семейно-демографической политики, учитывать специфику жизнедеятельности домохозяйств в увязке с материальной обеспеченностью, жилищными условиями и территорией проживания (мегаполис, городская или сельская местность). Современное модельное законодательство по вопросам социальной политики и ее важнейшей составной части – семейно-демографической политики целесообразно выстраивать с учетом постоянно возрастающих запросов домохозяйств и развивающейся системы социальной защиты населения, но при этом ориентироваться на финансовые возможности государства.

[1] Социально-демографическая политика направлена на стимулирование рождаемости, повышение материальной поддержки различных категорий семей, улучшение жилищной обеспеченности.

[2] Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (дата обращения: 26.04.2023); Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/ (дата обращения: 26.04.2023); Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622. «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139/ (дата обращения: 26.04.2023).

[3] Семейно-демографическое по­ведение – это поведение индивидов, связанное с формированием, разделе­нием и распадом семьи и направлен­ное на изменение либо на воспрепят­ствование изменению своего семейно-демографического статуса и (или) раз­мера и демографического типа их се­мей [5, с.164].

[4] Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. Ст. 28-33 “Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 25.04.2023).

[5] ЮНФПА – фонд ООН в области народонаселения – орган ООН, осуществляющий руководство оперативной деятельностью системы ООН в области народонаселения, содействующий развивающимся странам и странам с переходной экономикой в поиске решений демографических проблем.

[6] Программа демографической устойчивости для стран Европы и Центральной Азии / Региональный офис ЮНФПА для Восточной Европы и Центральной Азии. Стамбул, 2022. 8 с. URL: https://eeca.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/104_demographic_resilience_brochure_russian_updated_2023_r1.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

[7] Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации”. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_443540/ (дата обращения: 26.04.2023).

[8] Малоимущие домашние хозяйства – домашние хозяйства с уровнем денежных доходов ниже величины прожиточного минимума, определяемого расчетным методом, исходя из фактического состава обследуемого домохозяйства и величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения, установленной в субъекте Российской Федерации по месту проживания обследуемого домохозяйства. Денежный доход домохозяйства включает все поступления в денежной форме, которые это домохозяйство или его отдельные члены получают на годовой или более частой основе. [10, с. 183].

[9] Информация в табл. 3 и 4 представлена в процентах от общего числа малоимущих домашних хозяйств.

[10] Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения: 26.04.2023); Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата обращения: 26.04.2023); Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 N 418-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (дата обращения: 26.04.2023).

[11] Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения: 20.04.2023).

[12] «Все, что надо знать о материнском капитале в 2023 году» (дата публикации: 1.02.2023). Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/news/56275/ (дата обращения: 26.04.2023).


Источники:

1. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н. Экономическая и финансовая политика: научные основы и практические аспекты. / Монография. - Москва: МАКС Пресс, 2020. – 308 c.
2. Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика. / коллектив авторов; под общ. ред. Н.А. Волгина. - Москва: КНОРУС, 2018. – 424 c.
3. Синица А.Л. Демографическая и семейная политика в современной социальной политике: теоретические подходы, цели, механизмы реализации и оценка результативности (часть 1) // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. – № 1. – c. 50–59. – doi: 10.19181/lsprr.2022.18.1.4.
4. Синица А.Л. Демографическая и семейная политика в современной социальной политике: теоретические подходы, цели, механизмы реализации и оценка результативности (часть 2) // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. – № 2. – c. 189–200. – doi: 10.19181/lsprr.2022.18.2.4.
5. Синельников А.Б. Семейно-демографическая политика и пути повышения ее эффективности // Социология. – 2022. – № 2. – c. 162-173.
6. Синельников А.Б. Семья и брак: кризис или модернизация? // Социологический журнал. – 2018. – № 1. – c. 95–113. – doi: 10.19181/socjour.2018.24.1.5715.
7. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. - Cambridge: Polity Press, 1990. – 264 p.
8. Меркулов П.А. Государственная семейно-демографическая политика // Власть. – 2016. – № 3. – c. 146-152.
9. Рязанцев С.В., Рыбаковский Л.Л. Демографическое развитие России в XX–XXI веках: историческое и геополитическое измерения // Вестник Российской академии наук. – 2021. – № 9. – c. 810–819.
10. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2022. – 691 c.
11. Мировые демографические перспективы: пересмотренное издание 2019 года. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://population.un.org/wpp/ (дата обращения: 20.04.2023).
12. Ионцев В.А., Саградова А.А. Введение в демографию. - М.: ТЕ¬ИС, 2003. – 629 c.
13. Coppola L., Di Laurea D. Persistent at-risk-of-poverty rate in Italy (2007—2010) // Net-Silc2 Working Paper. – 2014. – № 3.
14. Кауфман Н.Ю. Проблемы бедности в России: экономико-социальный аспект // Вопросы управления. – 2020. – № 5. – c. 36–45. – doi: 10.22394/2304-3369-2020-5-36-45.
15. Макашина О.В. Роль финансовой системы в обеспечении развития государства: отечественный и зарубежный опыт. / монография., 2022. – 402 c.
16. Fourarge D., Layte R. Welfare regimes and poverty dynamics: The duration and recurrence of poverty spells in Europe // Journal of Social Policy. – 2005. – № 34 (16).
17. Гришина Е.Е. Различные аспекты бедности семей с детьми // Эко. – 2018. – № 3. – c. 7–26. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2018-3-7-26.
18. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2021 год. / [монография]. Вып. 5 (201) / В. Н. Бобков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Бобков, А. А. Гулюгина. - М. : ФНИСЦ РАН, 2022. – 114 c.
19. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н., Гвозданный В.А. Поиск путей стабилизации экономических и финансовых отношений: глобальный контекст // Россия и современный мир. – 2023. – № 1. – c. 241-259. – doi: 10.31249/rsm/2023.01.14.
20. Ростовская Т.К., Безвербная Н.А. Благополучная молодая семья: поиск баланса между самореализацией и демографическими стратегиями // Цитисэ. – 2022. – № 3(33). – c. 203–214. – doi: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.18.

Страница обновлена: 07.03.2024 в 16:12:29