Воспроизводство сельских трудовых ресурсов Вологодской области

Лихачева Т.Н.1
1 Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27658472

Аннотация:
Численность сельского населения Вологодской области существенно сократилась: за прошедшие столетия (1962–2014 гг.) сокращение составило 79 %. В 2014 году коэффициент миграционной убыли сельского населения в Вологодской области составил 101,2 чел. на 10 тыс. населения. Данные тенденции приводят к сокращению численности сельского населения в целом и, следовательно, к сокращению сельских трудовых ресурсов. Целью данного исследования является анализ воспроизводства сельских трудовых ресурсов Вологодской области, для этого выполнена оценка сельских трудовых ресурсов на этапах формирования, распределения и использования и выявлены тенденции развития. В работе были использованы методы анализа, сравнения, обобщения, а также табличные и графические приемы визуализации данных. В ходе исследования были получены следующие результаты: на этапе формирования трудовых ресурсов естественная убыль населения не восполняется, сокращается удельный вес трудоспособного населения, сельское население перемещается в города, что связано с тяжелыми социально-экономическими условиями, это приводит к массовому оттоку жителей; при распределении сельского населения по видам экономической деятельности доминируют те, которые обеспечивают жизнеспособность территории, при этом оплата труда данных сфер деятельности на порядок ниже остальных; трудоспособное населения сокращается вместе с экономически активным населением, сокращается численность занятого населения, группа младше и старше трудоспособного населения постепенно становится равной уровню величины трудоспособного населения. Данные направления развития говорят о необходимости совершенствования системы управления эффективностью использования трудовых ресурсов, в частности развитии инфраструктуры (постройка школ, больниц, дорог), а также создании новых рабочих мест.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, распределение, формирование, воспроизводство трудовых ресурсов, сельское население, использование трудовых ресурсов

JEL-классификация: J24, J21, R23



Несмотря на тенденции урбанизации, принявшие в последние десятилетия устойчивый характер, сельские территории по-прежнему играют большое значение в экономике, в частности в Вологодской области, села обеспечивают: продовольственную безопасность (поставка продовольствия и сырья); выполняют сельскохозяйственную функцию; являются дополнительным источником рабочей силы (пополнение потенциала страны); играют важную роль в поддержке инфраструктуры и пространственном контроле [11].

Масштабное сокращение сельского населения, в том числе и трудоспособного, создает серьезные угрозы для развития сельских территорий, особенно при резком сокращении численности сельской молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Динамика социально-демографических и экономических процессов вносит существенные изменения в воспроизводство трудовых ресурсов сельских территорий. Поэтому практике управления требуются новые методические подходы к их эффективному использованию.

Термин «трудовые ресурсы» введен в научный оборот в 1920-е гг. Струмилиным С. Г. для характеристики главного богатства страны. Начиная с 1960-х гг. исследованию проблем трудовых ресурсов в отечественной экономической науке стало уделяться больше внимания. Особо рассматривались проблемы рационального размещения трудовых ресурсов, демографические аспекты занятости, эффективности использования трудовых ресурсов [2].

До начала 1960-х, годов термин «трудовые ресурсы» трактовался традиционно, сугубо экономически. Исследователи процессов использования ресурсов труда изучали в основном вопросы использования наличной рабочей силы, анализировали количественные показатели, отражающие ее наличие в различных отраслях, секторах экономики, регионах страны и рассчитывали потребности в трудовых ресурсах. При таком подходе проблемы воспроизводства человеческого и трудового потенциалов оставались вне поля зрения исследований [6].

В состав трудовых ресурсов входят трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет, женщины от 16 до 54 лет) и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты.

Современное состояние трудовых ресурсов является результатом протекания множества взаимосвязанных процессов, образующих единый процесс воспроизводства трудовых ресурсов [20]. Воспроизводство трудовых ресурсов – это процесс непрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активной части населения, включающий фазы формирования, распределения и перераспределения, а также использования трудовых ресурсов [21].

Процесс превращения трудовых ресурсов в рабочую силу проходит ряд стадий (рисунок 1):

Рисунок 1. Процесс воспроизводства трудовых ресурсов

Источник: составлено автором

1. Период с рождения до достижения индивидом трудоспособности. Трудовые ресурсы существуют в виде потенциальной рабочей силы (множества трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических и духовных способностей), которая вне трудового процесса не проявляется.

2. Период трудоспособности. Трудовые ресурсы распределяются по рабочим местам, начинается процесс расходования физических и умственных способностей, и трудовые ресурсы становятся рабочей силой.

3. Период утраты способности к труду. Рабочая сила, расходуясь во времени и реализуясь в трудовом процессе, создает потребительные стоимости. С момента прекращения трудовой деятельности экономически активное население вновь становится трудовыми ресурсами, а с выходом на пенсию – трудовыми ресурсами с ограниченной экономической активностью [22].

Формирование трудовых ресурсов

Управление процессом формирования трудовых ресурсов осуществляется в рамках государственной демографической и образовательной политики путем разработки и проведения системы мероприятий, направленных на регулирование рождаемости, смертности, миграции, приема и выпуска в образовательных учреждениях, развития системы повышения квалификации и т. п.

Приоритетные направления государственной демографической политики и политики в сфере образования отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7] и соответствующих ей Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [10].

Управление процессом формирования трудовых ресурсов в Вологодской области осуществляется с опорой на указанные документы Департаментом образования и Департаментом труда и социальной защиты населения области в соответствии с государственными программами РФ «Развитие образования» [3] на 2013–2020 годы и долгосрочными целевыми программами «Демографическое развитие Вологодской области» [5], «Развитие образования Вологодской области на 2013–2017 годы» [14] и другими документами.

Численность сельского населения в целом на период с 1926–2014 гг. постепенно сократилась на 79,3 % (таблица 1). Большая часть населения мигрирует в города, это связано с неравенством условий жизни и труда по сравнению с городским населением, что приводит к массовому оттоку жителей, так в 2014 году коэффициент миграционной убыли сельского населения в Вологодской области составил 101,2 чел. на 10 тыс. населения. Согласно прогнозу Росстата, численность сельского населения Вологодской области сократится к 2030 г. на 20 % (с 331,8 до 266,2 тыс. чел.) по отношению к 2016 г. [19].

Таблица 1

Численность населения Вологодской области

Год
Численность населения, тыс. чел.
Городское население, тыс. чел.
Сельское население, тыс. чел.
Городское население, %
Сельское население, %
1926
1795
148,8
1646,2
8,29
91,71
1939
1599
287,3
1311,7
17,97
82,03
1950
1220,3
319,2
901,1
26,16
73,84
1961
1311,3
495,2
816,1
37,76
62,24
1970
1295,9
616,1
679,8
47,54
52,46
1981
1313,7
792,5
521,2
60,33
39,67
1990
1358,8
892,1
466,7
65,65
34,35
2000
1320
902,9
417,1
68,40
31,60
2010
1208,4
864,2
344,2
71,52
28,48
2014
1193,4
853,8
339,6
71,54
28,46
Источник: [4]

В Вологодской области насчитывается 26 административных районов, в которых проживает 1193,4 тыс. чел. на 2014 г., причем в 16 из них концентрация проживает более половины сельского населения (рисунок 2).

карта ВО-2002 - копия

Рисунок 2. Распределение сельского населения Вологодской области

Источник: [4]

В 2014 г. численность сельских трудовых ресурсов Вологодской области равнялась 166,8 тыс. чел. (таблица 2), большую часть составляет экономически активное население в трудоспособном возрасте (90,5 %).

Численность сельского населения в трудоспособном возрасте с 2010 по 2014 гг. сократилась на 20,1 тыс. чел. (на 9,9 %), а численность подростков (на 6,05 %) и пенсионеров (на 5,5 %), наоборот, увеличилась (таблица 2). Изменения в структуре сельского населения характеризуются сокращением удельного веса сельского населения в трудоспособном возрасте (с 58 % до 54,1 %) и увеличением нетрудоспособного населения (с 41,9 % до 45,8 %), рост численности населения пожилого возраста опережает рост численности населения младше трудоспособного возраста. Коэффициент демографической нагрузки к 2014 г. увеличивается на 18 % (2010‑2014 гг.), так группа младше и старше трудоспособного населения постепенно становится равной уровню величины трудоспособного населения.

Таблица 2

Сельское население Вологодской области

Источник: [19]

Согласно Всероссийской переписи населения, уровень сельского населения, не имеющего начального общего образования, снизился на 53,1 %. Сократилась численность населения, получившего общее начальное и основное образование (на 40,8 % и 11,3 % соответственно), но при этом увеличилась численность населения, получившего общее среднее (полное) образование (на 28,5 %).

Сократилась численность населения, получившего начальное профессиональное образование (на 51,3 %), при этом увеличилась численность населения, получившего среднее и высшее образование (таблица 3).

В структуре экономически активного населения в период 2010–2014 гг. произошли заметные изменения: в первую очередь перевесил удельный вес населения, получившего начальное образование при сокращении среднего (полного) общего образования. Во-вторых, сократилась численность населения, не имеющего начального общего образования. Заметна тенденция к распространению высшего профессионального образования среди экономически активного населения, происходит повышение уровня образования сельского населения (таблица 4).

Таблица 3

Уровень образования сельского населения Вологодской области

Сельское население
Человек
Доля, %
2002
2010
2002
2010
Все население в возрасте 15 лет и более
326429
300638
100
100
– в том числе имеют:




Профессиональное образование
152358
146375
46.67
44.84
– высшее (включая послевузовское образование)
19696
28314
6.03
8.67
– неполное высшее
2597
4768
0.80
1.46
– среднее
72357
85202
22.17
26.10
– начальное
57708
28091
17.68
8.61
Общее образование
165504
146300
50.70
44.82
– среднее (полное)
41761
53695
12.79
16.45
– основное
65786
58348
20.15
17.87
– начальное
57957
34257
17.75
10.49
Не имеющие начального общего образования
8398
3937
2.57
1.21
– из них неграмотные
4167
2131
1.28
0.65
– не указавшие уровень образования и лица, по которым сведения получены из административных источников
169
4026
0.05
1.23
Источник: Уровень образования населения Вологодской области: итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Статистический сборник. – Вологда: Вологдастат, 2012. – 238 с.

Таблица 4

Распределение численности экономически активного сельского населения по уровню образования

Год
Экономически активное население
в том числе имеют образование
высшее профессиональное
среднее профессиональное
начальное профессиональное
среднее (полное) общее
основное общее
начальное общее, не имеют начального общего
Тысяч человек
2010
193,8
26
43,9
44,2
52,8
24,5
2,3
2011
174,1
21,0
41,4
45,0
41,4
22,7
2,6
2012
170,7
23,1
37,9
42,5
43,4
21,7
2,1
2013
166,7
23,4
41,8
40,6
40,4
19,5
0,9
2014
166,8
25,4
40,8
46,6
34,7
18,6
0,6
В процентах
2010
100
13,4
22,7
22,8
27,3
12,7
1,2
2011
100
12,1
23,8
25,9
23,8
13,0
1,5
2012
100
13,6
22,2
24,9
25,4
12,7
1,2
2013
100
14,0
25,1
24,4
24,3
11,7
0,5
2014
100
15,2
24,5
28,0
20,8
11,1
0,4
Источник: Экономическая активность населения Вологодской области. 2014: Статистический сборник. – Вологда: Вологдастат, 2015. – 81 с.

Демографические процессы являются определяющими в формировании трудовых ресурсов, которые характеризуются такими основными показателями, как рождаемость и смертность (таблица 5). В период 2010–2014 гг. показатели движения сельского населения увеличиваются. Уровень смертности превышает рождаемость, что связано в первую очередь с оттоком сельского населения и его старением. Естественная убыль населения к 2014 г. чуть замедлила темп, тем не менее сокращение остается значительным.

На 2014 г. наибольший удельный вес смертности в возрасте от 70 лет (51,03 %). Наиболее распространенной причиной смерти является атеросклеротическая болезнь сердца (10,81 %), которая доминирует в возрасте старше трудоспособного. В трудоспособном возрасте основными причинами смерти являются травмы и воздействия внешней среды (205 чел.), а также неблагоприятные реакции на химические и биологические вещества (отравления) (125 чел.). Наименьший удельный вес смертности наблюдается в возрасте младше трудоспособного возраста (1,24 % 85 чел.).

Миграционные потери сельского населения многих регионов России привели к тому, что территории пустуют и в большинстве своем нуждаются в заселении и возрождении. Так за счет сельского населения сохраняется численность городского.

Таблица 5

Прирост (убыль) сельского населения Вологодской области, чел.

Год
Рождаемость населения
Смертность населения
Коэффициент естественного прироста (убыли), тыс. чел.
Коэффициент миграционного прироста (убыли), тыс. чел.
тыс. чел.
%
тыс. чел.
%
2010
4,5
29.81
7,8
38.92
-3.3
-3.4
2011
4,7
30.12
7,1
37.85
-2.4
-2.4
2012
4,9
29.64
6,6
36.60
-1.6
-2
2013
4,8
29.63
6,6
36.66
-1.7
-2
2014
4,6
28.60
6,2
35.29
-1.6
-3.5
Источник: [4]

За счет новой рабочей силы (естественного прироста) должна возмещаться естественная убыль населения (старение, инвалидность, смерть), и обеспечиваться прирост численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст [22]. Анализ демографических показателей свидетельствует, что убыль населения не восполняется, рождаемость увеличивается медленными темпами, сокращается удельный вес трудоспособного населения.

Распределение трудовых ресурсов

Фаза распределения и перераспределения трудовых ресурсов представляет собой социально-экономический и временной процесс движения экономически активного населения в целях его первичного распределения по видам работ, роду и сферам деятельности, отраслям, организациям, регионам и перераспределения в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.

Распределение и перераспределение трудовых ресурсов протекает:

1. При непосредственном воздействии или участии государственных органов в рамках государственной политики занятости, политики развития рынка труда и общественных организаций [20].

2. В рыночной экономике при воздействии рыночных регуляторов экономики через рынок труда [21].

Основные методы регулирования занятости в аграрной сфере, распределения сельских трудовых ресурсов можно разделить на рыночные и нерыночные. Рыночными методами регулирования являются различные соглашения – на международном, государственном, региональном, отраслевом уровнях; коллективные, индивидуальные договоры; контракты, нормативная база в сфере аграрного труда и занятости сельского населения. Конкретное проявление данных форм – «Кодекс законов о труде», «Закон о занятости населения» [9], «О пенсионном обеспечении», «Закон об охране труда» и т. д., где в концентрированной форме государством регулируются вопросы оплаты, условий труда, рабочего времени, отдыха, занятости и т. д. К числу нерыночных методов следует отнести методы, основанные на социальной, «социалистической» ориентации, в частности квотирование и лимитирование рабочих мест для социально уязвимых групп сельского населения.

Наименьший удельный вес работников организаций приходится на сельские территории (18,04 %). Основными видами деятельности являются: образование, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, государственное управление, обеспечение военной безопасности, здравоохранение, – то есть основная занятость относится к тем видам деятельности, которые обеспечивают базовую жизнеспособность территории [13]. Наблюдается сходство отраслевой структуры занятости населения сельских территорий и Вологодской области в целом. Так, на первом месте стоят следующие отрасли: образование, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (таблица 6).

Заработная плата является одной из основных компонент доходов населения, она во многом определяет уровень и качество жизни, формирует материальную базу, необходимую для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства (таблица 7) [12].

Таблица 6

Среднесписочная численность работников организаций по видам экономической деятельности

Источник: Труд и занятость в разрезе районов и городов Вологодской области в 2014 году: Статистический бюллетень. – Вологда: Вологдастат, 2015. – 90 с.

Таблица 7

Уровень заработной платы работников организаций Вологодского области относительно среднего уровня заработной платы, %

Виды экономической деятельности
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего, в том числе:
100
100
100
100
100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
87,32
85,37
82,95
85,62
93,74
Рыболовство, рыбоводство
112,53
119,90
107,97
126,97
103,05
Добыча полезных ископаемых
138,49
124,42
136,24
128,51
128,00
Обрабатывающие производства
86,65
86,52
86,56
88,37
90,89
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
118,26
111,83
105,63
106,11
109,59
Строительство
128,34
182,76
185,71
149,73
144,99
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
83,65
77,32
76,33
77,88
79,10
Гостиницы и рестораны
67,88
62,63
62,85
64,63
63,54
Транспорт и связь
135,99
132,25
129,41
130,90
134,60
Финансовая деятельность
144,79
142,85
137,58
126,85
112,92
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
101,57
96,16
99,00
101,68
101,54
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
117,40
110,58
122,14
128,07
127,60
Образование
58,16
54,43
57,05
68,54
74,48
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
62,38
57,98
57,51
60,90
69,08
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
56,60
54,99
53,08
55,26
66,87
Источник: Труд и занятость в разрезе районов и городов Вологодской области в 2014 году: Статистический бюллетень. – Вологда: Вологдастат, 2015. – 90 с.

Большая часть сфер занятости имеет оплату труда выше среднего уровня, тем не менее наблюдаются сокращения. Несмотря на то что наибольший удельный вес занятости приходится на сферу образования, оплата занятости здесь ниже среднего уровня. В период с 2010–2014 гг. оплата труда в данной сфере увеличивалась, что связано с реализацией долгосрочных целевых программ, разрабатываемых Департаментом образования, направленных на обеспечение региональной системы образования квалифицированными кадрами, способными решить задачи модернизации образования [15], и с реализацией стратегии социально-экономического развития Вологодской области [16].

Использование трудовых ресурсов

Фаза использования трудовых ресурсов состоит в трудовой деятельности, в процессе которой рабочая сила непосредственно реализуется, и таким образом обеспечивается занятость трудоспособного населения, желающего трудиться.

На данном этапе государство выступает в роли социального гаранта, обеспечивая правовое регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками. Использование трудовых ресурсов регулируется Трудовым кодексом РФ [18], законом «О занятости населения в Российской Федерации» [9] и другими нормативно-правовыми актами. Непосредственное управление процессом использования трудовых ресурсов, осуществляемое на производственно-отраслевом уровне, заключается в эффективной организации труда, обеспечении охраны и безопасности труда, улучшении его условий, повышении технической оснащенности рабочих мест, рациональной организации рабочего времени и т. п. [20].

Основными характеристиками степени использования имеющихся трудовых ресурсов служат показатели экономической активности, занятости и безработицы населения. Так, в период с 2010–2014 гг. доля трудоспособного сельского населения в общей численности сельского населения трудоспособного возраста сохранялась в пределах 90,5–93,1 %. Сокращение экономически активного сельского населения (180,3 – 166,8 тыс. чел.) обусловлено снижением уровня численности сельского населения в целом. Также наблюдается изменение в структуре сельского экономически активного населения: так, удельный вес занятого населения увеличивается (с 2010 по 2014 гг. на 5,6 %), при этом сокращается их численность (на 4,4 тыс. чел.). Удельный вес безработных сокращается (на 4,6 %) вместе с численностью (на 9,2 %), основными причинами этого являются миграция и поиск работы (таблица 8).

Таблица 8

Экономическая активность сельского населения

Год
Экономически активное население
В том числе
Экономически неактивное население
занятые
безработные
тыс. чел.
тыс. чел.
%
тыс. чел.
%
тыс. чел.
Экономическая активность населения в возрасте 15–72 лет
2010
180,3
160,4
88.96
19,9
11.04
91,2
2011
174,1
158,1
90.81
16,0
9.19
88,0
2012
170,7
154,8
90.69
15,9
9.31
85,9
2013
166,7
150,9
90.52
15,8
9.48
89,9
2014
166,8
156,0
93.53
10,7
6.41
85,5
Экономическая активность населения в трудоспособном возрасте (женщины в возрасте 16–54 лет; мужчины – 16–59 лет)
2010
167,3
147,6
88.22
19,7
11.78
45,8
2011
162,1
146,7
90.5
15,4
9.5
41,5
2012
157,6
141,9
90.04
15,7
9.96
40,1
2013
153,5
138,3
90.1
15,2
9.9
43,1
2014
151,0
140,7
93.18
10,3
6.82
39,9
Источник: Труд и занятость в разрезе районов и городов Вологодской области в 2014 году: Статистический бюллетень. – Вологда: Вологдастат, 2015. – 90 с.

В рамках данного исследования были выявлены следующие тенденции воспроизводства сельских трудовых ресурсов Вологодской области:

1. За счет новой рабочей силы (естественного прироста) должна возмещаться естественная убыль населения (старение, инвалидность, смерть) и обеспечиваться прирост численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. На 2014 г. смертность населения не восполняется, рождаемость увеличивается медленными темпами. Сокращается удельный вес трудоспособного населения. Увеличение населения старше трудоспособного населения опережает увеличение населения моложе трудоспособного возраста. Также причинами уменьшения населения являются отрицательный миграционный прирост сельских территорий. Большая часть населения перебирается в города, что связано с неравенством условий жизни и труда по сравнению с городским населением, это приводит к массовому оттоку жителей. Данные тенденции являются неблагоприятными для восполнения трудовых ресурсов, что представляет собой угрозу для развития сельских территорий.

2. Основными видами деятельности являются: образование, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, государственное управление, обеспечение военной безопасности, здравоохранение, – то есть основная занятость относится к тем видам деятельности, которые обеспечивают базовую жизнеспособность территории. Несмотря на то что наибольший удельный вес занятости приходится на сферу образования, оплата занятости здесь ниже среднего уровня.

3. Трудоспособное население сокращается. Вместе с тем сокращается экономически активное население в трудоспособном возрасте. Сокращается численность занятого и безработного экономически активного населения в трудоспособном возрасте. Изменения в структуре сельского населения характеризуются сокращением удельного веса сельского населения в трудоспособном возрасте (с 58 % до 54,1 %) и увеличением нетрудоспособного населения (с 41,9 % до 45,8 %), рост численности населения пожилого возраста опережает рост численности населения младше трудоспособного возраста, так группа младше и старше трудоспособного населения постепенно становится равной уровню величины трудоспособного населения.

Данные направления развития говорят о необходимости совершенствования системы управления эффективностью использования трудовых ресурсов, в частности развитии инфраструктуры (постройка школ, больниц, дорог), а также создании новых рабочих мест, проведении политики дифференциации занятости.


Источники:

1. Вячеславов В.Н. Оценка миграционной ситуации в Вологодской области (на уровне муниципальных образований) // Вопросы территориального развития. – 2015. – № 9. – С. 1–10.
2. Горбунова О.Н. Генезис категории «трудовые ресурсы» // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 3–4. – С. 62–69.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р.
4. Демографический ежегодник Вологодской области. 2012: Статистический сборник. – Вологда: Вологдастат, 2015. – 80 с.
5. Долгосрочная целевая программа «Демографическое развитие Вологодской области» на 2009, 2010 годы, утв. постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008 № 1713.
6. Докторович А.Б. Генезис концепций и теорий человеческого развития // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2014. – Т. 7. – № 1. – С. 7.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
8. Морев М.В. Суицидальное поведение как индикатор общественного развития: опыт региональных исследований // Социология. – 2014. – №4. – С. 121–131.
9. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 09.03.2016).
10. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утв. Председателем Правительства Российской Федерации от 14.05.2015.
11. Панов М.М. Внутрирегиональная типология сельских территорий (на примере Вологодской области) // Проблемы развития территорий. – 2015. – № 2. –С. 159–173.
12. Панов А.М. Оплата труда в России: состояние и условия формирования // Проблемы развития территорий. – 2014. – № 1. – С. 82–92.
13. Панов М.М. Трудовые ресурсы сельских территорий: состояние и проблемы // Вопросы территориального развития. – 2014. – № 5. – С. 1–11.
14. Проект государственной программы «Развитие образования Вологодской области на 2013–2017 годы».
15. Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Вологодской области на 2009–2010 годы», утв. постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008 № 1731.
16. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утв. постановлением Правительства Вологодской области от 28.06.2010 № 739.
17. Труд и занятость в разрезе районов и городов Вологодской области в 2015 году: Статистический бюллетень. – Вологда: Вологдастат, 2013. – 90 с.
18. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
19. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области.
20. Чекмарева Е.А. Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов на региональном уровне (на примере Вологодской области) // Проблемы развития территории. – 2009. – № 2. – С. 56–67.
21. Шигапова Д.К. Конспект лекций по курсу «Управление трудовыми ресурсами» [Электронный ресурс] // KPFU.ru. – Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F896571243/1_shig_lekurs.pdf
22. Щербин Н.Н. Воспроизводство трудовых ресурсов сельских территорий (на материалах Краснощековского района Алтайского края: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Новосибирск, 2015. – 167 с.
23. Экономическая деятельность // Словарь финансовых и юридических терминов [Электронный ресурс] // Consultant.ru. – Режим доступа: http://www.consultant

Страница обновлена: 01.12.2024 в 00:21:29