Анализ механизмов, направленных на согласование системы образования с потребностями экономики (на примере высшего образования в Вологодской области)

Ольховик А.О.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 5 (Май 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23603076
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В современных условиях особую значимость приобретает сбалансированность профессионально-квалификационной структуры рынка труда. Настоящее исследование посвящено выявлению, систематизации и оценке эффективности действующих механизмов, направленных на согласование системы образования с потребностями экономики на примере высшего образования в Вологодской области – одном из типичных регионов РФ.

Ключевые слова: рынок труда, высшее образование, молодые специалисты, профессионально-квалификационная структура рабочей силы



Введение

Сбалансированность профессионально-квалификационной структуры рынка труда, то есть соответствие направления, уровня и качества подготовки работников требованиям экономики, в современных условиях приобретает особую значимость. При этом существует ряд внешних факторов, обуславливающих необходимость регулирования сферы трудовых отношений и наличия действенных механизмов, направленных на содействие трудоустройству молодых специалистов (и обеспечение предприятий квалифицированными кадрами). Среди них, прежде всего, объективное несовпадение факторов формирования спроса и предложения на рынке труда и наличие лага, связанного со временем, необходимым для получения образования.

В связи с вышесказанным возрастает актуальность исследований, направленных на изучение особенностей взаимодействия системы образования и рынка труда. Большая часть работ данного направления акцентирует внимание на количественной оценке и моделировании динамики показателей, характеризующих спрос и предложение на рынке квалифицированного труда [см., например, 4, 5]. Отдельные исследования посвящены качественной оценке, в частности [6, 10]. Гораздо меньшее число работ затрагивает вопросы собственно взаимодействия рынка труда и профессионального образования. Среди них необходимо отметить работу Г.В. Гореловой, Л.В. Макаровой [2], предлагающих использование когнитивного подхода для моделирования взаимосвязи проблем системы высшего образования и социально-экономической системы. Различные способы формализованного отображения отношений между агентами в системе «профессиональное образование – рынок труда» используются в работах И.П. Лотовой [9], Л.С. Гринкруга, В.С. Василенко [3] и др.

Настоящее исследование посвящено выявлению, систематизации и оценке эффективности действующих механизмов, направленных на согласование системы образования с потребностями экономики на примере высшего образования в Вологодской области – одном из типичных регионов РФ. Основными источниками информации послужили данные официальных органов государственной статистики [11,12], а также результаты опросов работодателей и молодых специалистов, проведенных автором в 2014 году. В ходе анкетирования молодых специалистов было опрошено 384 студента и выпускника различных специальностей и направлений подготовки. При этом для 95% доверительной вероятности при ошибке, равной 5%, необходимый объем выборки составляет 381 человек. В ходе анкетирования работодателей было опрошено 308 представителей предприятий и организаций различных видов экономической деятельности, предельная ошибка выборки при 95% доверительной вероятности составила 5,57%.

Образование и рынок труда, по сути, являются, элементами единой системы «школа - профессиональное образование – рынок труда». Следовательно, существующие механизмы, направленные на согласование системы профессионального образования с потребностями экономики, целесообразно рассматривать относительно их принадлежности к данным элементам.

На уровне рынка труда преимущественно решаются текущие задачи кадрового обеспечения предприятий и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Основными институциональными единицами, обеспечивающими взаимодействие между продавцами и покупателями рабочей силы, являются государственные и коммерческие центры занятости, а также кадровые агентства. Отдельно можно выделить центры трудоустройства выпускников при учреждениях профессионального образования. При непосредственном взаимодействии продавцов и покупателей на рынке труда основным индикатором востребованности той или иной профессии и, соответственно, ориентиром для соискателя служит заработная плата. Нами предлагается введение более широкого понятия «компенсации», включающее в себя наряду с оплатой труда неденежные элементы, такие как стабильность и социальные гарантии, престиж места работы или должности, возможность самореализации, атмосфера в коллективе и т.д. Универсальными инструментами на данном уровне, применяемыми для решения как текущих, так и среднесрочных или долгосрочных задач, является подготовка и публикация аналитических материалов о профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения труда, а также организуемые совместно центрами занятости, предприятиями и учреждениями профессионального образования ярмарки вакансий, встречи и экскурсии.

На уровне сферы профессионального образования решаются задачи на среднесрочную перспективу, и основой механизма, направленного на согласование системы профессионального образования с потребностями экономики, является обеспечение абитуриентов информацией об учебном процессе и перспективах по трудоустройству при поступлении в образовательное учреждение и профессиональными знаниями и навыками и информацией об имеющихся вакансиях при выпуске. При этом отдельно следует выделить конкретные инструменты, используемые предприятиями при подборе персонала на данном уровне. К ним относится целевая подготовка, программы стажировок, формирование кадрового резерва и т.д.

На уровне школы, в основном, происходит профессиональное самоопределение. То есть на данном этапе основными задачами является предоставление информации об имеющихся профессиях и их соотношении со специальностями и направлениями подготовки и об условиях получения профессионального образования. К конкретным инструментам можно отнести дни открытых дверей в учреждениях профессионального образования, профориентационные тесты, уроки, посвященные выбору профессии.

В результате общую схему взаимодействия работодателя и соискателя можно представить следующим образом (рис.1).

Рисунок 1. Схема взаимодействия работодателя и соискателя

В качестве одного из базовых показателей эффективности действующих механизмов, направленных на согласование системы образования с потребностями экономики и содействие трудоустройству квалифицированной молодежи на уровне рынка труда, можно рассматривать время, необходимое молодому специалисту для поиска первой работы.

Поиск первой работы как таковой, несмотря на определенные трудности, у абсолютного большинства (70,95%) респондентов занял меньше месяца. Несмотря на то, что абсолютное большинство опрошенных считает, что молодым специалистам в России трудно найти работу по специальности, среди респондентов, работавших только по специальности, 78% устроились на первую работу раньше чем через месяц после начала поиска, 18% искали первую работу от 1 до 3 месяцев, и лишь для 4% опрошенных время поиска затянулось до 6 месяцев. Среди общего числа респондентов от 3 до 6 месяцев искали первую работу 7% опрошенных, а доля тех, кто потратил на поиск больше 6 месяцев, составляет меньше 3%. При этом по последним официальным данным средняя продолжительность поиска работы в Вологодской области составляла 8 месяцев [11]. Распределение студентов и выпускников по времени поиска первой работы представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение студентов и выпускников по времени поиска первой работы

Как было сказано выше, основными институциональными единицами, обеспечивающими взаимодействие между продавцами и покупателями рабочей силы на уровне рынка труда, являются государственные и коммерческие центры занятости, кадровые агентства. В Вологодской области, однако, роль данных институтов в трудоустройстве молодых специалистов минимальна. По результатам опроса, при поиске первой работы услугами службы занятости воспользовались всего 3% респондентов, и никто из опрошенных студентов и выпускников не прибегал к помощи кадровых агентств или аналогичных организаций.

Среди работодателей, напротив, обращение в службу занятости является одним из наиболее задействованных инструментов подбора квалифицированных кадров. Из числа опрошенных представителей предприятий и организаций не прибегали к обращению в службу занятости только 4%, а 56% респондентов обращаются в службу занятости часто. Обращение в кадровые агентства в Вологодской области является менее популярным инструментом среди работодателей, к нему прибегали менее половины опрошенных.

Роль центров трудоустройства выпускников при учреждениях профессионального образования в трудоустройстве молодых специалистов значительно выше. Помощью образовательного учреждения в поиске первой работы успешно воспользовались 12% респондентов.

Сотрудничество с центрами содействия трудоустройству учреждений профессионального образования как инструмент подбора квалифицированных кадров регулярно используют 14% респондентов из числа работодателей. В большей степени данный инструмент используется представителями организаций здравоохранения.

Около трети опрошенных нашли первую работу самостоятельно по объявлению в сети Интернет, СМИ или непосредственно обратившись к работодателю. При этом 7% респондентов были приглашены работодателем на первую работу после окончания обучения.

Большинство респондентов (49%), однако, нашли первую работу с помощью родителей, друзей, знакомых. Популярность неформальных способов поиска работы характерна как для Вологодской области, так и для России в целом. По последней информации, предоставляемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, доля безработных, использовавших при поиске работы обращение к друзьям, родственникам, знакомым, составляла в 2012 году 59,3% [11]. По данным Росстата на 2012-2013 гг., данным способом воспользовались около 60% безработных [12].

При непосредственном взаимодействии продавцов и покупателей на рынке труда основным индикатором востребованности той или иной профессии и, соответственно, ориентиром для молодого специалиста служит заработная плата. Однако в России оплата труда в большей мере определяется общим состоянием отрасли или даже финансовыми результатами конкретного предприятия, чем профессионально-квалификационной принадлежностью работника. В частности, по данным выборочного обследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики, средняя начисленная заработная плата специалистов в строительстве на 31% выше, чем в сфере обрабатывающих производств, и в 2 раза выше, чем в сфере образования [12] (рис. 3).

Рисунок 3. Средняя начисленная заработная плата специалистов по видам экономической деятельности за октябрь 2011 года

Такая модель формирования заработной платы приводит к увеличению структурных диспропорций на рынке труда и общей несбалансированности экономики. Данное положение подтверждает и тот факт, что именно низкую заработную плату выделяют выпускники и студенты вузов в качестве второй по значимости проблемы, связанной с трудоустройством.

Эффективность функционирования механизма компенсации в целом можно определить через сопоставление основных критериев выбора места работы с позиции работодателя и соискателя (табл. 1).

Основным критерием при выборе места работы для большинства опрошенных студентов и выпускников является уровень заработной платы, на втором месте находится возможность карьерного роста и возможность самореализации - на третьем. По мнению большинства опрошенных работодателей, определяющим критерием при выборе соискателем работы в представляемой ими организации будет стабильность, социальные гарантии. Таким образом, на данном этапе проявляется разрыв между компенсацией за труд, предлагаемой работодателем, и образом компенсации, представлением, сформированным соискателем.

Таблица 1

Рейтинг критериев выбора места работы молодыми специалистами по оценкам работодателей и результатам опроса студентов и выпускников

Критерий
Место в рейтинге по оценкам студентов и выпускников
Место в рейтинге по оценкам работодателей
уровень заработной платы
1
2
возможность карьерного роста
2
6
возможность самореализации
3
4
стабильность, социальные гарантии
4
1
атмосфера в коллективе
5
3
престиж места работы или должности
6
5

Задачи согласования профессионального образования с потребностями экономики на среднесрочную перспективу решаются на уровне сферы профессионального образования. В данном контексте необходимо подробнее рассмотреть практическую составляющую процесса профессиональной подготовки. Производственную практику во время обучения проходили абсолютное большинство (79%) респондентов. Однако при этом даже среди выпускников 5% опрошенных не проходили производственную практику. Большинство (86,5%) респондентов, проходивших производственную практику, считают ее полезной. Примерно половина отмечает, что практика дала им представление о будущей работе и профессиональные навыки, которых не получить при занятиях в аудитории (рис. 4).

Рисунок 4. Распределение студентов и выпускников по ответу на вопрос «Что Вам дала производственная практика?»

Полезные знакомства в результате прохождения практики приобрели 28% опрошенных, а 17% получили определенность в будущем месте работы. При этом 6% респондентов прохождение производственной практики позволило убедиться в ошибочности выбора профессии, а 14% опрошенных отмечает, что практика была формальной. При этом доля опрошенных, считающих, что практика была совершенно бесполезной, составляет всего 5%.

Среди конкретных инструментов, используемых на уровне сферы профессионального образования, также необходимо отметить муниципальную Концепцию кадровой политики «Вологда – город профессионалов», в рамках которой с 2011 года проводится проект-конкурс для студентов учреждений профессионального образования города. Финалисты конкурса попадают в золотой кадровый резерв, с 2013 года проект включает в себя программу стажировок на базе предприятий и органов местного самоуправления [1]. По данным опроса в различных программах стажировок участвовали 44% студентов и выпускников области, при этом 16% респондентов проходили стажировку по собственной инициативе.

В организации практик, стажировок в той или иной степени участвуют 63% опрошенных представителей предприятий и организаций, а 16% из них используют данный инструмент подбора квалифицированных кадров часто. Наиболее в организацию практик, стажировок вовлечены представители предприятий и организаций сферы здравоохранения, образования и обрабатывающих производств. Среди них данный инструмент используют часто 36%, 25% и 21% опрошенных соответственно.

Формирование кадрового резерва как инструмент подбора квалифицированных кадров используют более половины респондентов из числа работодателей. Данный инструмент наиболее задействован в обрабатывающих производствах, в той или иной степени его используют 89% опрошенных данной сферы.

Треть опрошенных представителей предприятий и организаций как инструмент подбора квалифицированных кадров используют экскурсии и встречи со студентами. В большей степени к данному инструменту прибегают представители организаций здравоохранения, среди которых 55% используют его часто.

С 2004 года в Вологодской области издается справочник «Лучшие выпускники», экземпляры которого рассылаются в кадровые агентства и в крупные предприятия. Однако насколько данные инструменты действительно способствуют эффективной занятости квалифицированной молодежи оценить достаточно сложно.

Профессиональное самоопределение происходит, в основном, на уровне школы. Согласно данным опроса 58% респондентов определились с выбором специальности в старших классах, а 11% еще раньше. При этом 10% опрошенных сделали профессиональный выбор уже после окончания школы (был перерыв год или больше для принятия решения), а 22% определились со своей специальностью лишь по факту поступления. Основными задачами на данном этапе, как было сказано выше, является предоставление информации об имеющихся профессиях, их соотношении со специальностями и направлениями подготовки и об условиях получения профессионального образования. Если со второй задачей институт школы в России справляется более или менее успешно, то в реализации первой существуют серьезные пробелы. В частности, профориентационные тесты на базе школы и отдельные уроки, посвященные выбору будущей профессии, проводились во время учебы в старших классах более половины студентов и выпускников Вологодской области. Во встречах с представителями вузов участвовали 35% опрошенных, во встречах с представителями учреждений среднего профессионального образования – 17%. Однако только 11% респондентов принимали участие в экскурсиях и встречах с представителями предприятий и организаций. При этом в организации экскурсий и встреч со школьниками (профориентационных мероприятий) задействованы только 30% опрошенных работодателей. Преимущественно данным инструментом пользуются организации сферы здравоохранения и образования.

Для проверки гипотезы о наличии связи между временем выбора специальности и участием в профориентационных мероприятиях использовался критерий χ2, позволяющий провести сравнение наблюдаемых и ожидаемых частот встречаемости качественных оценок по группам. В случае если рассчитанное значение χ2 больше критического, то с определенной степенью вероятности принимается гипотеза о наличии связи в распределении рассматриваемых групп. В данном случае статистически значимой связи между временем выбора специальности и участием в профориентационных мероприятиях не наблюдается (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь времени профессионального самоопределения и профориентационных мероприятий

Факторы
Эмпирическое и теоретическое значение χ2
участие в профориентационных тестах и уроках на базе школы
2,5<χкрит(5,99)
участие во встречах с представителями вузов, экскурсиях по вузам
1,17<χкрит(5,99)
участие в днях открытых дверей в вузах
1,5<χкрит(5,99)
участие в ярмарках вакансий
1,35<χкрит(5,99)
участие в экскурсиях и встречах с представителями предприятий и организаций
0,11<χкрит(5,99)

Сами студенты и выпускники также оценивают влияние данных мероприятий на профессиональный выбор как низкое.

В результате самыми значимыми критериями при выборе специальности становятся ее престиж и репутация образовательного учреждения. Содержание будущей работы вообще не принимали во внимание 35% респондентов, а спрос на профессию со стороны работодателя не учитывался практически половиной опрошенных.

Система образования и рынок труда в Вологодской области и в России в целом функционируют обособленно, и после окончания высшего учебного заведения выпускнику приходится тратить значительные усилия на переориентацию и адаптацию к условиям рынка и реальной трудовой деятельности.

Заключение

Изученные статистическими методами закономерности позволяют нам конкретизировать комплекс текущих задач по развитию и совершенствованию механизмов, направленных на согласование системы образования с потребностями экономики. Одним из инструментов дальнейших исследований взаимодействия субъектов рынков труда и образовательных услуг могут стать математические модели конкуренции и сотрудничества, построенные на базе аппарата теории кооперативных игр.

Среди работ, в которых в той или иной мере затрагивалась данная тема, могут быть названы, например, [7, 13, 14]. Также возможным перспективным направлением развития математических моделей процессов взаимодействия субъектов рассматриваемых рынков являются, так называемые, игровые модели сотрудничества [8].

Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке мер государственной экономической политики, направленных на согласование спроса и предложения на рынке труда и содействие трудоустройству молодых специалистов как на региональном, так и на федеральном уровне.


Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:01:38