Механизм интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему

Пономарева С.А., Плеханов А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (61), Январь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310473
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследована кластерная форма интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему, позволяющая повысить эффективность инновационных процессов; представлена модель инновационно-конкурентного процесса, обеспечивающего повышение конкурентоспособности региона на базе ведущего вуза Вологодской области.

Ключевые слова: конкурентоспособность, интеграция, Вологодская область, кластер, инновационный процесс, вузовская наука



Несмотря на многочисленность исследований, касающихся вопросов повышения региональной конкурентоспособности, с одной стороны, и активизации инновационных процессов на региональном уровне – с другой, остаются недостаточно изученными теоретические и методологические основы механизма интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему, направленного на повышение эффективности инновационных процессов и обеспечивающего конкурентоспособность регионов в экономическом пространстве страны.

Потенциал дает результат

Систематизация подходов к рассмотрению сущности конкурентоспособности региона позволила выявить дуальную природу ее понимания:

- с одной стороны, как способность и/или возможность участвовать в конкурентных отношениях, характеризуемая обладанием минимальным уровнем регионального конкурентного потенциала, определяющего порог вхождения в конкурентные отношения; - с другой – как занимаемую конкурентную позицию, отражающую эффективность участия в конкурентных отношениях.

Последовательность взаимосвязанных этапов формирования конкурентного преимущества региона, включающая выявление и формирование конкурентного потенциала; создание, привлечение и сохранение конкурентных ресурсов; недопущение их оттока; трансформацию конкурентных ресурсов в конкурентные преимущества в уникальных региональных условиях; диффузию конкурентных преимуществ как в пределах региональной экономической системы субъекта Федерации, так и за ее пределами с целью выявления занимаемой конкурентной позиции, может быть определена как конкурентный процесс. Следовательно, конкурентоспособность региональной системы есть свойство региона, формируемое как результат эффективного конкурентного процесса.

В условиях постиндустриальной экономики основным источником конкурентных преимуществ и поддержания конкурентоспособности выступает способность региональной системы к генерации новых знаний, трансформации потоков знания в инновационные товары и услуги, востребованные на внешнем рынке, иначе говоря, способность к реализации инновационного процесса. Соотношение стадий, результатов инновационного процесса и объектов, этапы конкурентного процесса позволяют выявить единство природы их формирования [1]. Представленный подход к пониманию инновационного процесса предполагает его дальнейшую концептуальную разработку как формы конкурентного процесса. Исходя из чего, снижение эффективности инновационного процесса понижает и уровень конкурентоспособность региона.

Вуз играет по-крупному

В Вологодской области существуют условия для создания и привлечения конкурентных ресурсов: наличие высокого уровня кадрового потенциала вузовской науки; численный рост исследователей; устойчивое увеличение темпов финансирования научных исследований и разработок и затрат на технологические инновации; конкурентоспособная оплата труда научных работников. Регион характеризуется высокой результативностью на этапе создания конкурентных ресурсов в сфере изобретательской и рационализаторской деятельности. Так число поданных заявок на патент, приходящееся на 100 исследователей, в 2009-м году в Вологодской области в 12,3 раза превышало среднероссийские показатели.

В то же время трансформации результатов научно-технической деятельности (патентов на изобретения и полезные модели) в реальный сектор экономики не происходит, что косвенно свидетельствует, с одной стороны, об оттоке конкурентных ресурсов, с другой – об отсутствии условий для их коммерциализации внутри региона. Индикатором «разрыва» на этапе трансформации конкурентных ресурсов в конкурентные преимущества выступает низкое значение показателя «Инновационная активность организаций»: в 2009-м году регион занимал предпоследнее место по темпу роста данного показателя в конкурентной группе регионов федерального округа и был значительно ниже средних значений РФ и Северо-Западного федерального округа. Потеря конкурентной позиции регионом подтверждается и сокращением объема инновационных товаров, свидетельствующим о снижении спроса на производимую инновационную продукцию на внешних и внутренних рынках.

Успешный опыт зарубежных стран в области активизации инновационных процессов подтверждает, что именно кластер как форма интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему позволяет повысить эффективность инновационных процессов на мезоуровне и как результат повысить региональную конкурентоспособность.

В регионе реализуют образовательные и научные функции шесть государственных вузов федерального подчинения. Однако только федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный технический университет» ориентировано на формирование и реализацию полного инновационного цикла на базе своего учреждения, что подтверждается фактом создания и развития хозяйственных обществ, ориентированных на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности.

С целью повышения эффективности инновационно-конкурентных процессов и обеспечения роста конкурентоспособности региона в университете разработаны и внедрены рекомендации по формированию инновационно-образовательного кластера (далее – ИОК), реализующего механизм интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему. Под ИОК понимается локальная форма региональной инновационной системы, ядром которой выступает источник генерации знаний – научно-образовательное учреждение/вуз, осуществляющее распространение научных знаний и трансформацию результатов научной деятельности в конкурентные преимущества и занятие устойчивой конкурентной позиции (рис.1).

Отличительной особенностью созданного ИОК выступает наличие:

- ядра кластера – вуза как центра «генерации» конкурентных ресурсов;

- «пояса» конкурирующих малых инновационных предприятий, диверсифицированных по направлениям развития вуза;

- инновационной инфраструктуры, обеспечивающей протекание эффективного инновационно-конкурентного процесса и создающей условия для трансформации конкурентных ресурсов в инновационные конкурентные преимущества, которая позволяет ускорить протекание инновационных процессов, реализовывать взаимодействие и взаимосвязь, в том числе и обратную, с внешним конкурентным пространством.

Именно инновационная инфраструктура вуза обеспечивает повышение эффективности инновационно-конкурентного процесса в кластере и создает условия для интеграции вузовской науки в инновационную систему региона.

Рис. 1 Организационная структура ИОК, формируемого на базе ВоГТУ

В основу построения ИОК заложена нелинейная модель инновационно-конкурентного процесса, позволяющая преодолеть фрагментарность и обеспечить устойчивость конкурентной позиции участников на основе выявления, поддержания и развития взаимосвязей и взаимодействий. Научно обоснованный подход к пониманию инновационно-конкурентного процесса позволил определить направления обеспечения его эффективности в кластере, среди которых необходимо отметить:

1) выстраивание недостающих элементов ИОК и четкое закрепление их прав и обязанностей;

2) выявление, поддержание и развитие взаимоотношений и взаимосвязей участников ИОК, их нормативно-правовая регламентация;

3) разработку методического инструментария обоснования решения о форме коммерциализации результата научно-технической деятельности в кластере.

Основным субъектом управления ИОК выступает Координационный совет, в состав которого входят представители участников кластера:

- вуза (ректор, проректор по научной работе и инновационному развитию вуза и директор центра кластерного развития);

- малых инновационных предприятий;

- предприятий – участников технологических платформ;

- руководители научно-образовательных центров;

- представитель департамента промышленности, науки и инновационной политики Правительства Вологодской области.

Текущее управление инновационно-конкурентным процессом осуществляет Центр кластерного развития, среди управленческих функций которого можно выделить:

1) планирование и прогнозирование научно-технического и инновационного развития ИОК;

2) разработку организационной структуры управления ИОК: определение структурных подразделений, определение функциональных связей, взаимодействие, команд управления; обеспечение финансовых ресурсов для финансирования стадий инновационно-конкурентного процесса;

3) определение и закрепление функциональных обязанностей за ответственными лицами, структурными подразделениями, делегирование полномочий;

4) внутреннюю (согласование, установление рациональных связей между участниками ИОК, с партнерами технологических платформ) и внешнюю (с органами власти) координацию;

5) контроль соответствия результатов поставленным целям и задачам, оценку эффективности инновационно-конкурентного процесса в ИОК.

Вывод

В силу высокой конкуренции на региональном рынке большинство компаний Вологодской области испытывают потребность в инновациях. Однако в настоящее время предприятия региона заключают краткосрочные договоры на выполнение НИОКР, что не позволяет говорить о системности спроса на инновации. В то же время вуз «предлагал» компаниям не инновационный продукт, а знания, обладающие высоким уровнем риска внедрения в производство. Участие в инновационном процессе функционирования ИОК позволит решить указанные проблемы на основе активизации взаимоотношений с участниками кластера, в том числе путем:

- непосредственного участия представителей бизнес-структур в определении тематики и экспертизе научных и инновационных проектов на всех стадиях инновационно-конкурентного процесса;

- проведения совместных исследований;

- инновационного аутсорсинга;

- создания совместных компаний, посредством участия в капитале малых инновационных предприятий, созданных в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 №217-ФЗ;

- формирования интегрированных производственных площадок в технопарке ИОК.


Источники:

1. Пономарева, С.А. Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия [Текст] // Креативная экономика. – 2011, №9.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:06