Развитие государственно-частных партнерств в области физической культуры и спорта и риски, связанные с их реализацией в Вологодской области

Парушев А.В.1
1 ООО «Метеорит Групп»

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898400

Аннотация:
В настоящий момент Российская Федерация проходит через ряд структурных преобразований, которые нацелены на стабилизацию экономических отношений при помощи реализации национальных задач, которые в свою очередь, позволяют сформировать новые критерии качества жизни людей. Одним из таких инструментов является государственно-частное партнерство. (ГЧП). Опыт реализации государственно-частных партнерств давно уже практикуется в США и ряде европейских стран. Следует отметить, что данный тип отношений государства и бизнеса очень прижился в этих странах . Однако в России государственно-частные партнерства находятся на стадии становления. В настоящий момент очень актуален вопрос сбалансированности интересов бизнеса, общества и государства. Для решения задач, поставленных обществом перед государством улучшения качества жизни, необходимы инструменты и эффективные формы их взаимодействия с обратной связью. Формы взаимодействия постоянно претерпевают изменения, становятся все сложнее, постоянно улучшая институциональную среду ГЧП. Статья посвящена обобщению опыта автора в становлении государственно-частных партнерств в области физической культуры и спорта. Автор подробно описывает источники финансирования развития данного направления при помощи инфраструктурных облигаций и кредитных средств, указывает на способы усиления инвестиционной привлекательности спортивного направления; подробно описаны различные подходы к использованию инфраструктурных облигаций в разных странах; даются советы по эффективному планированию и региональному управлению инфраструктурными облигациями; подробно описываются риски строительства физкультурно-спортивных объектов, основываясь на собственном опыте автора, на стадии инвестирования. Также составлена организационно-экономическая модель функционирования государственно-частных партнерств в области физической культуры и спорта для Вологодской области. Все это делает данное исследование особенно значимым и ставят его актуальность на самый высокий уровень.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, региональное управление, планирование, каналы распределения, удовлетворение потребностей потребителей, рентабельность, мультипликативный эффект, инвестиции, риски, инфраструктурные облигации, платежеспособность, лояльность потребления

JEL-классификация: L32, O21, P11, P21



Введение

В условиях кризиса государство расходует бюджетные средства на поддержку преимущественно стратегически важных отраслей. Эффективные антикризисные действия оказывают сильное влияние на них. Однако, говоря про сферу услуг в области физической культуры и спорта, последние претерпевают некоторые трудности с финансированием со стороны регионов. Особенно это ощущается в удаленных регионах России. В условиях санкций, когда государственные ресурсы направляются, в основном, на поддержку стратегически важных отраслей, становится актуальной тема привлечения ресурсов из бизнеса. Государственно-частные партнерства позволяют находить компромисс между интересами бизнеса, интересами государства и потребителями услуг и являются хорошим инструментом в структурных преобразованиях страны, направленных на улучшение качества жизни. В этом направлении работает множество российских ученых. В частности, о проблемах развития государственно-частного партнерства в России много сказано в работах Кесаевой Д.А. [10], Папоян Р.А. и Воротникова А.М. [13]. Проблемы и трудности , связанные с ГЧП в Забайкальском крае подробно описаны в работе Сапожниковой Т.И. [20]. Юдашев У.А.в своей работе [22], посвященной ГЧП в сфере физической культуры и спорта, подробно рассматривает управленческие отношения в указанной области, такие как повышение качества услуг и доступности занятий физической культуры и спортом. Особенно хочется отметить работу Виноградовой Е.К. и Толкаченко Г.Л. [7] , где проведена разработка схемы построения институциональной среды государственно-частных партнерств в России.

Цель работы: обобщить опыт автора в работе в государственно-частных партнерствах в области физической культуры и спорта в сфере финансирования, привлечения инвестиционной привлекательности развития социальной инфраструктуры.

Научная новизна: разработана модель функционирования государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта на территории Вологодской области. Предложены способы решения проблем финансирования ГЧП в области физической культуры и спорта. Раскрыта природа налоговых рисков и рисков в финансировании ГЧП.

Государственно-частные партнерства и риски их реализации

Следует отметить, что количество проектов, направленных на решение проблем населения в области физической культуры и спорта невелико. И это вызвано прежде всего тем, что данные проекты имеют достаточно большой период окупаемости в силу своей низкой маржинальности, следовательно, низкой рентабельностью и, как следствие, низкой привлекательностью для инвесторов. Конечно, существуют гранты и программы поддержки со стороны государства, но все равно число государственно-частных партнерств в области физической культуры и спорта оставляет желать лучшего. К середине 2023 года по данным РОСИНФА в РФ существует 285 проектов за всю историю государственно-частного партнерства [18]. Данные по степени завершенности проектов сведены в таблицу 1. Фактически, из общего числа проектов в 2023 году только 8 проектов дошли до стадии заключения договоров. Причем, в общее число входят проекты, которые прекратили свое существование. Это очень малое количество на всю РФ по сравнению с количеством государственно-частных партнерств за рубежом [18].

Таблица 1. Степень завершенности объектов физической культуры и спорта (составлено автором на основе [18])

Проектные инициативы
Подготовка проекта
Отбор инвестора
Реализация проекта
Завершение проекта
16
6
8
173
82

Основными сложностями распространения государственно-частных партнерств в сфере услуг ( к ним относится физическая культура и спорт) является спрос на услуги при учете локальности потребления. Именно это является сдерживающим фактором от участия частного сектора в государственно-частных партнерствах, поскольку объекты физической культуры и спорта должны быть не только там, где много населения, но и там, где потребителей не так много, и, следовательно, спрос небольшой [7], [21]. Этот факт задает область риска осуществления ГЧП физической культуры и спорта. Однако возможно выработать механизмы минимизации рисков, которые могут быть разработаны от идеи разделения рисков, являющейся основой для построения государственно-частных партнерств. Спрос на услуги физической культуры и спорта, несомненно, у населения имеется. Однако, весь вопрос упирается в платежеспособность. Здесь очень большое значение принимает локальность потребления с учетом низкой плотности населения в среднем по стране с тенденцией снижения активной ее части, которая может быть преодолена способом, предлагаемым [16]. Суть данного способа сводится к стимулированию гибкости различных форм занятости, программ переподготовки, повышения квалификации, а также использование различных форм стратегического маркетинга: дифференциация продукта и рациональные способы реализации услуг при помощи различных каналов распределения.

Как было отмечено ранее, низкая рентабельность и большой период окупаемости делает проекты малопривлекательными для инвесторов [7], [13]. Поэтому возникает необходимость в обосновании тех механизмов, которые нацелены на привлекательность сферы услуг физической культуры и спорта, а именно:

- отсрочка налоговых платежей

-вовлечение в процесс различного рода страховых компаний, институциональных инвесторов и т.п.

На рисунке 1 автором разработана модель функционирования государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта на территории конкретного муниципального образования Вологодской области (организационно-экономический механизм работы государственно-частного партнерства). При этом важно учитывать тот момент, что увеличение денежных потоков, возникающих на стадии реализации проекта, происходит за счет создания дополнительных рабочих мест и миграции населения РФ. Следует отметить, что инвестиции в развитие рынка физической культуры и спорта малоэффективны в краткосрочном периоде в силу слабого мультипликативного эффекта, зато очень эффективно в долгосрочном периоде, поскольку осуществляет развитие человеческого капитала конкретного региона [20].

Сами по себе государственно-частные партнерства достаточно прибыльны в долгосрочной перспективе, поскольку запуск инфраструктурных проектов увеличивает денежные поступления в местный и региональный бюджет [14], [15]. В основном, эти поступления состоят из земельного налога (местный налог), имущественного и транспортного (региональные налоги). Инвестору эти налоги возвращаются на протяжении всего срока реализации проекта [5], [6].

Рис.1 Организационно-экономическая модель функционирования государственно-частных партнерств в области физической культуры и спорта в Вологодской области (составлено автором на основе [2], [3], [5], [23] ).

Инвестиционная деятельность в РФ определена Законами [2], [3], [4]. Инструментами финансирования проектов по физической культуре и спорту могут быть кредитные средства от банков, а также проектные инфраструктурные облигации, создаваемые под конкретный проект. На июль 2023 года доступны 4 выпуска инфраструктурных облигаций общим объемом 45 млрд.рублей. Совокупный объем торгов по этим облигациям составил 1.8 млрд.руб [8].

Использование инфраструктурных облигаций сильно отличается в отдельно взятой стране. К примеру, в США эмиссией инфраструктурных облигаций занимается муниципалитет и размещаются они среди частных инвесторов. Великобритания выпускает инфраструктурные облигации под конкретного инвестора. В Канаде инфраструктурные облигации выпускаются со стороны проектных компаний. Индия выпускает инфраструктурные облигации как государственными структурами, так и частными компаниями. Более того, часть облигаций, которые наиболее защищены, имеющие небольшой номинал, предназначена для физических лиц [14], [22].

Автор настоящей статьи рекомендует использовать инфраструктурные проекты для физической культуры и спорта по американскому принципу. Распределение инфраструктурных облигаций между частными инвесторами порождает конкуренцию и влияет на качество инфраструктурных объектов [9].

Следует отметить, что риски из-за низкой доходности объектов физической культуры и спорта делятся между региональным управлением, местным управлением и инвестором [17]. Рассмотрим более подробно те риски, которые ожидают инвесторов на важнейшем этапе - стадии инвестирования. Автор настоящего исследования передает собственный опыт, поскольку принимал активное участие в государственно-частных партнерствах физкультурно-спортивных проектов. На инвестиционной стадии существует 3 вида рисков: увеличение капитальных затрат, налоговые риски, риски в финансировании [11].

Увеличение капитальных затрат возникает по следующим причинам:

Ненадлежащее качество проектно-сметной документации. Имеется ввиду устаревшие стандарты, с которыми работают проектные институты. Кроме того, у проектных институтов отсутствует страховая ответственность за качество предоставляемой информации. Проектировщики часто пользуются устаревшими стандартами [12]. В этой ситуации все дополнительные расходы ложатся на плечи частного партнера, и сможет ли он получить компенсацию от публичного партнера, это большой вопрос. На практике автора настоящей статьи капитальные расходы могут вырасти до 15%.

Высокие валютные риски. Валютные риски имеют прямую зависимость от девальвации рубля. Импортное спортивное оборудование дорожает. И валютные риски по ГЧП соглашениям ложатся именно на публичного партнера, поскольку курс национальной валюты определяется ЦБ РФ. В силу этого все дополнительные расходы будут компенсироваться со стороны государства. Но, следует заметить, что бюджетные средства получить иногда проблематично. Это может занять несколько месяцев. Поэтому данный факт может сильно сказаться на сроках строительства спортивного объекта.

Что касается рисков увеличения девальвации, то они могут быть заложены в проект соглашения, и на практике покрываться дополнительными субсидиями. Инфляция по итогам 2022 года составила 11,94% [19] и это сильно сказывается на реализации проектов.

Риски непредвиденных затрат практически неизбежны. Чаще всего, это следствие ненадлежащего качества проектно-сметной документации и недоработки проектов. Основываясь на опыте автора настоящего исследования, общие расходы могут увеличиться на 20%.

Налоговые риски.

Основным документам по налогам является Налоговый кодекс РФ [1]. Начиная с 01.07.2019 года государство перестало возмещать расходы, которые были оплачены за счет субсидий из регионального бюджета. По этой причине концессионеры не могут возвратить себе величину налога с затрат, профинансированные капитальным грантом на этапе стройки ( оформляется в форме субсидии).

Кроме того, начиная с начала 2019 года вырос НДС с 18% до 20%. Затраты растут, приходится партнерам прибегать к заемным средствам, что само по себе увеличивает затраты. Ухудшение ситуации в части налогов ложится на публичного партнера. В силу этого, все дополнительные расходы возмещаются из бюджета, но бюджет их может возместить только тогда, когда предъявят доказательства сверх расходов. Поэтому частный партнер должен искать дополнительное финансирование на стороне. Опыт автора настоящего исследования свидетельствует, что в большинстве случаев финансовый разрыв покрывается из своих средств. В силу того, что капитализация осуществляется за счет акционерных займов, растут расходы по процентам. Величина достигает до 20% от общего количества дополнительных расходов ежегодно, бывает даже до момента компенсации затрат по налогам. Все это увеличивает общие расходы.

Риски в финансировании. Происходит из бюджета, банков и акционеров. При строительстве физкультурно-спортивных комплексов финансирование из бюджетных средств достигает 50%. Источники: программы господдержки и региональные бюджеты. Все остальное берет на себя частный инвестор, который включает в себя банковское финансирование и акционерное финансирование. Левередж при банковском финансировании составляет 30:70: 30% осуществляется за счет собственных средств частного инвестора и 70% покрывает банк. Бюджетное финансирование как правило, осуществляется с запозданием. В результате у публичного партнера появляются просрочки в платежах, что вызывает удорожание проекта. Как правило, эти просрочки платежей оплачиваются за счет акционерного капитала, что приводит подчас к драматическим и неожиданным последствиям во взаимоотношениях среди акционеров.

Генеральный подрядчик вносит свои денежные средства в самом начале стадии инвестирования. Публичный партнер, несвоевременно финансируя проект, вынуждает тем самым частного партнера финансировать стройку спортивного объекта за счет своих средств, который, возможно, занимает денежные средства в банковских структурах. Когда наступает момент получения гранта, потребность в финансах уже отсутствует, а потратить их нет возможности, поскольку банк не даст согласия из-за ковенант, банковский кредит погасить практически невозможно из-за комиссий. Таким образом, на счетах проектной компании копятся государственные средства, что само по себе привлекает интерес со стороны контролирующих органов. Все это сильно усложняет инвестирование и снижает его эффективность. Такая картина наблюдалась при строительстве Ледового Дворца в г. Череповце.

Заключение

Для того, чтобы эффективно и результативно осуществлять планирование и региональное управление выпуском инфраструктурных облигаций, нужно сформировать модель оценки региона по социальному признаку в пределах регрессионного анализа и выделить показатели, которые формируются внутри данной модели и показатели, формирующиеся вне этой модели. Это своевременно позволит выявить ключевые факторы развития социального потенциала конкретного региона и оказывать влияние на государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта.

Реализация ГЧП в Вологодской области имеет множество недостатков. Причиной тому является ненадлежащее качество проектной документации, отсутствие оптимизации в финансировании, девальвация рубля, налоговые риски. По опыту автора настоящего исследования существует очень много ситуаций, когда вместо бюджетного финансирования приходится вкладывать средства инвесторов (теоретические представления расходятся с практикой). По этой причине необходимо проработать юридическую сторону финансирования со стороны государства государственно-частных партнерств (касательно компенсаций от публичного партнера дополнительного финансирования со стороны акционера).

Банкам необходимо создать новый продукт по части возобновления финансирования (кредитная линия) на случай, если потребуется дополнительное финансирование, который будет обеспечиваться всеми правами в основном соглашении. При соблюдении этих замечаний бюджетные расходы уменьшатся, а эффективность от вложений в ГЧП возрастет.


Источники:

1. Налоговый кодекс РФ. Ч.1 и Ч.2. - М.: Проспект, 2023. – 896 c.
2. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 №46-ФЗ (С изменениями и дополнениями от 30.12.2021). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.07.2023).
3. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.19 (ред. от 14.07.99г. №160- ФЗ (ред. от 14.07.2022 №320-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.07.2023).
4. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.1999г. №39-ФЗ (ред. от 28.12.2022г. №569-ФЗ). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.07.2023).
5. Федеральный закон «О концессионных соглашениях от 21.07.2005г. №115-ФЗ (ред. от 13.06.2023г. №240 –ФЗ с учетом Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.07.2023).
6. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 03.07.2015 г. «224-ФЗ (c изменениями и дополнениями от 12.07.2023). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.07.2023).
7. Виноградова Е.К. Толкаченко Г.Л. Особенности функционирования механизма государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2023. – № 2(62). – c. 122-133. – doi: 10.26456/2219-1453/2023.2.122-133.
8. Инвестиции в инфраструктуру. Аналитический обзор. Nainfracom.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nainfracom.ru/wp-content/uploads/2022/03/Исследование-InfraOne.pdf (дата обращения: 30.07.2023).
9. Канамготов А.Э. Государственно-частное партнерство в сфере услуг. / Диссертация,.. кандидата экономических наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2015. – 183 c.
10. Кесаева Д.А. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации. / В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления материалов научно-практической конференции, посвященной 90-летию Смоленского филиала Финансового университета. - Москва, 2022. – 147-152 c.
11. Лактюшина О.В. Формирование организационно-экономического механизма государственно-частного партнерства в сфере услуг: на примере Брянской области. / Диссертация,.. кандидата экономических наук : 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2011. – 144 c.
12. Медянцева С.Г., Кавкаева,Н.В.,Кавкаева О.Н. Проекты государственно частного партнерства в социальной сфере Российской Федерации // Journal of Economic Regulation. – 2018. – № 4. – c. 83-90. – doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.4.082-095.
13. Папоян Р.А. Воротников А.М. Проблемы и перспективы взаимодействия государства и бизнеса в развитии спортивной инфраструктуры // Xii международная научно-практическая конференция «регионы россии: стратегии развития и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и программ», конференция «научно-технологическое развитие россии: приоритеты, проблемы, решения»: В сборнике : Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Том Выпуск 16. Часть 2. Курск, 2021. – c. 587-591.
14. Парушев А.В. Влияние макроэкономических факторов на стратегический выбор компаний отрасли здоровья и красоты // Сегодня и завтра российской экономики. – 2019. – № 93-94. – c. 41-51. – doi: 10.26653/1993-4947-2019-93-94-04.
15. Парушев А.В. Стратегический анализ: конкурентная и корпоративная стратегия компаний фитнес-индустрии (на примере представителя Вологодского регионального сектора «Метеорит Групп») // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – № 3(28). – c. 305-310. – doi: 10.26140/anie-2019-0803-0070.
16. Родионов Д.Г., Жиляева И.А. Сфера услуг как объект регулирования в современной экономике // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Сборник научных трудов 19-й Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2017. – c. 232-236.
17. Родионов Д.Г., Баранова И.В.,Насрутдинов М.Н. Формирование модели интерферирования показателей социального потенциала региона // Российский экономический интернет-журнал. – 2019. – № 4. – c. 119.
18. РОСИНФРА: База проектов. Dpo.rosinfra.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/base-projects (дата обращения: 30.07.2023).
19. Росстат: инфляция в России в 2022 году составила 11,94%. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5771639 (дата обращения: 31.07.2023).
20. Сапожникова Т.И. Развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации: региональный аспект (на примере Забайкальского края) // Вестник Забайкальского государственного университета. – 202. – № 8. – c. 70-80. – doi: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-70-80.
21. Тоскаева Н.Н, Гончаренко М.А., Карпенко Е.М., Коломоец Е.А. Место и роль государственно-частного партнерства в системе социально-экономического развития регионов // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 2(151). – c. 779-779. – doi: 10.34925/EIP.2023.151.2.148.
22. Юлдашев У.А. Управление государственно-частным партнерством в сфере физической культуры и спорта // Ценности, традиции и новации современного научного конгресса: Материалы II Международного научного конгресса. В 3-х частях. Том Часть 2. Минск, 2022. – c. 194-198.
23. Гончарова Н.Л., Рудская И.А. Развитие партнерства государства и бизнеса в сфере услуг лицам старше трудоспособного возраста // Экономические науки. – 2020. – № 12(193). – c. 44-49. – doi: 10.14451/1.193.44.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:49