Анализ маркетинговых стратегий Третьяковской галереи
Арсеньева А.А.1
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 8 (Август 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83019295
Аннотация:
В статье представлен анализ маркетингового комплекса и маркетинговых стратегий “Третьяковской галереи” как одного из ведущих государственных музеев России. В отечественной практике музейного маркетинга недостаточно прикладных исследований, а применяемые стратегии, как правило, описываются обобщенно. Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании маркетинга на примере конкретной выставочной организации и адаптации классической модели маркетинг-микса к деятельности государственных выставочных организаций в современных условиях. В результате исследования выявлены ключевые и наиболее развитые элементы маркетинговой деятельности рассматриваемого музея: товарная политика (насыщенная выставочная деятельность, дополненная цифровыми продуктами “Моя Третьяковка” и “Лаврус”) и коммуникационная, которая выстроена с учетом всех самых актуальных маркетинговых стратегий (ее ядром является продвижение в социальных сетях, также важную роль играют инфлюэнс-маркетинг и коллаборации). Полученные результаты объясняют рост посещаемости “Третьяковской галереи” как признак вовлеченности аудитории и указывают на направления дальнейшего развития маркетинговых коммуникаций. Работа будет интересна специалистам по менеджменту и маркетингу в области искусства и культуры, и особенно — в сфере музеев и галерей
Ключевые слова: музейный маркетинг, государственные музеи, маркетинговые стратегии
JEL-классификация: M30, M31, M38
Введение
В современных условиях стремительного развития новых технологий музейная сфера вынуждена бороться за сохранение и повышение интереса аудитории. Особенно это касается государственных выставочных организаций, которые, во многом благодаря применению различных маркетинговых стратегий, стараются адаптироваться к новым реалиям, расширять присутствие музея не только офлайн, но и онлайн, повышая свою конкурентоспособность внутри области.“Третьяковская галерея” как одно из самых популярных российских выставочных пространств успешно развивает маркетинговый комплекс. Главным индикатором этого служит рост числа посетителей, который наблюдается в музейной сфере в целом. За период 2021-2024 гг. в “Третьяковской галерее” он составил порядка 56% (с 1,6 до 2,5 млн человек). Такой спрос на услуги музея, как ничто другое, демонстрирует актуальность изучения маркетинга, применяемого в государственных музеях, и его специфики.
Ввиду ограниченного количества исследований по теме музейного маркетинга в России, что указывает на наличие существенного научного пробела, информационной базой для проведения исследования стали официальные отчеты “Третьяковской галереи” [10], материалы ее официального сайта [9], а также новостные материалы информационных агентств ТАСС [14], РИА [17], статьи различных российских порталов о культуре и искусстве [16] [18].
Соответственно, цель данной работы — выявить особенности применения маркетинга в “Третьяковской галерее”. Научная новизна заключается в комплексной оценке эффективности адаптации классического маркетингового комплекса под работу современного государственного выставочного пространства, которому необходимо прилагать значительные усилия для сохранения и удержания аудитории в условиях стремительного развития новых технологий, с одной стороны, и ограниченного финансирования, с другой. Авторская гипотеза состоит в том, что интеграция цифровых сервисов и мультиканальных коммуникаций в рамках адаптированной модели маркетинг-микса способствует росту посещаемости музея, вовлеченности аудитории как в онлайн-, так и в офлайн-проекты. В качестве методологической основы используются маркетинговый анализ, контент-анализ официальных отчетов и материалов официального сайта выставочной организации, а также общенаучные социокультурные методы исследования.
Основная часть
“Третьяковская галерея” — один из главных государственных музеев национального искусства России, галерейная визитная карточка страны. Основанная в 1856 году московским купцом П.М. Третьяковым, сегодня галерея насчитывает более 180 000 произведений и охватывает 10 веков истории русского искусства: от иконописи до современного искусства [9]. Сейчас в комплекс галереи входит 14 пространств (рис. 1):
Рисунок 1. Музеи в составе “Третьяковской галереи”.
Источник: составлено автором на основе: Государственная Третьяковская галерея. Музеи [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи. — URL: https://www.tretyakovgallery.ru/museums/ (дата обращения: 21.03.2025).
В последние годы музей активно развивает маркетинг, адаптируя классическую модель маркетинг-микса под специфику государственного учреждения культуры. Это иллюстрируют впечатляющие результаты работы: в 2024 году посещаемость выросла на 25% по сравнению с предшествующим годом, составив около 2,5 млн человек [1].
Согласно официальным финансовым отчетам эндаумента “Третьяковской галереи” (в этот целевой капитал входят только пожертвования, общие финансовые отчеты недоступны с 2020 года), расходы на маркетинг, которые входят в категорию административно-управленческих, не являются основной статьей расходов, составляя лишь в среднем 4,5% от общих. Но в период 2021-2024 гг. прослеживается тенденция к постепенному повышению затрат по этой статье (в среднем на 16,8%): руководство галереи перенаправляет средства на финансирование маркетинговой деятельности (рис. 2) [10].
Рисунок 2. Административно-управленческие расходы эндаумента “Третьяковской галереи” за период 2021-2024 гг.
Источник: составлено автором на основе отчетов об исполнении финансового плана НКО (некоммерческая организация) “Фонд поддержки Государственной Третьяковской галереи” за 2021-2024 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tretyakovgallery.ru/support/endaument-fonda-gosudarstvennoy-tretyakovskoy-galerei/ (дата обращения: 25.04.2025).
Товарная политика. Сочетает в себе традиционные и дополнительные музейные услуги. Что касается основной деятельности, невероятными темпами год от года растет число выставочных проектов (таблица 1).
Таблица 1. Количество выставочных проектов и посетителей “Третьяковской галереи” за период 2021-2024 гг.
|
Год
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
Количество
выставочных проектов (шт.)
|
7
|
26
|
36
|
42
|
|
Количество
посетителей (млн чел.)
|
1,6
|
1,9
|
2,1
|
2,5
|
К 2024 году количество проводимых выставок увеличилось в 6 раз по сравнению с 2021-м, посещаемость за аналогичный период взлетела на 56,3%, а расходы на организацию выставок сократились на 31,65% (рис.3).
Рисунок 3. Главные статьи расходов эндаумента “Третьяковской галереи” за период 2021-2024 гг.
Источник: составлено автором на основе отчетов об исполнении финансового плана НКО “Фонд поддержки Государственной Третьяковской галереи” за 2021-2024 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tretyakovgallery.ru/support/ endaument-fonda-gosudarstvennoy-tretyakovskoy-galerei/ (дата обращения: 25.04.2025).
Такой парадокс объясняется оптимизацией затрат и перераспределением финансирования. За счет привлечения внебюджетных средств от спонсоров и меценатов (“Третьяковскую галерею” поддерживают более 70 крупных компаний и частных лиц) галерее удается снижать удельные издержки на выставку и при этом реализовывать даже самые амбициозные проекты. Например, на 2025 год один из центральных проектов станет выставка Виктора Борисова-Мусатова: затраты на ее создание оценены в 47,8 млн рублей, что составляет, например, почти 50% годового бюджета на выставочные цели в 2024 году. Подобные проекты осуществимы лишь при поддержке спонсоров, а с точки зрения маркетинга и управления проектами здесь отражается оптимизация портфеля проектов и стремление максимизировать отдачу от каждого рубля. По плану руководство галереи сделало выбор в пользу бережливого менеджмента и сократило бюджет на экспозиционную деятельность, при этом запланировав больше выставок маленького и среднего масштаба, которые можно провести экономично или при софинансировании.
Ядром товарной политики “Третьяковской галереи” являются “центральные” выставочные проекты, для которых ежегодно выбирается и детально исследуется творчество нескольких художников или их объединений. Такие выставки, как правило, выпускаются для самой широкой аудитории и посвящены ключевым фигурам русского искусства, чтобы посетить их стремились и жители Москвы, и гости столицы. Например, в 2024 г. было реализовано 3 крупных проекта (рис. 4).
Рисунок 4. Посещаемость крупных временных выставок “Третьяковской галереи” в 2024 г.
Источник: составлено автором на основе данных, предоставленных “Третьяковской галереей”.
В силу того, что именно на центральные проекты приходится более 35% от общего числа посетителей за 2024 год, а также из-за особенно высоких затрат на проведение цена билетов на 54-55% выше, чем на постоянную экспозицию и обычные временные выставки (900 рублей вместо 600 для взрослых; 540 рублей вместо 350 для студентов высших учебных заведений и т.д.).
Следуя тренду на мультиканальность, “Третьяковская галерея” активно дополняет традиционные оффлайн-услуги цифровыми продуктами. В 2021 году при поддержке платежной системы “Мир” запущен проект “Моя Третьяковка” — виртуальная галерея, которая постоянно пополняется оцифрованными произведениями искусства из фондов музея. Суть проекта — предоставить аудитории обширное собрание, которое насчитывает несколько сотен тысяч экспонатов и даже при таком количестве корпусов не может экспонироваться полностью. Принимая участие в “Моей Третьяковке” на основе одной из 3 программ (“Ценитель” (бесплатно), “Меценат” (от 100 руб.), “Патрон” (от 5000 руб.)) или просто жертвуя средства разово или по подписке, каждый может помочь открыть новый экспонат из коллекции музея: сотрудники галереи оцифруют и опишут его, чтобы как можно больше интересующихся смогли о нем узнать. К маю 2025 года с помощью этого краудсорсингового проекта открыто уже более 8713 предметов искусства, а количество участников превышает 18219 человек [13].
Значимым цифровым продуктом выступает и подкаст “С искусством на Т”, в котором доступным языком информационно дополняются выставочные проекты галереи, рассказываются истории музейных предметов, интересные факты из биографии их создателей и т.п. К маю 2025 года к прослушиванию на более чем 10 стриминговых площадках (“Яндекс.Музыка”, “Podcast Addict”, “Castbox” и т.д.) доступно 64 выпуска, а рейтинг проекта по оценке Apple Podcasts составляет 4,9/5 [2].
Еще один элемент товарной политики — образовательная онлайн-платформа “Лаврус”, просветительский проект о прошлом и настоящем отечественного искусства. В 7 разделах доступны 2 платных курса видеолекций (“Великие мастера русского искусства” из 8 выпусков за 2100 руб. и “Тысяча лет русской живописи” из 7 выпусков за 1799 руб.), тексты, видео и подкасты о более чем 30 художниках и коллекционерах, мастер-классы по рисованию и рукоделию, а также игры и тесты (“Угадай картину передвижников по фрагменту”, “10 шедевров русского искусства, изображенных в эмодзи” и др.) [12]. Также ко всем выставкам добавляются бесплатные мобильные аудиогиды, доступные на платформе izi.TRAVEL [5].
Ценовая политика. В “Третьяковской галерее” она направлена на обеспечение доступности искусства широкой публике при стимулировании дополнительного дохода от наиболее заинтересованных посетителей. Стоимость билетов подлежит государственному контролю и установлена на среднем для других крупных российских музеев уровне: цена входа для взрослых составляет порядка 650 рублей, для студентов высших учебных заведений и пенсионеров — 350 рублей, для детей в возрасте от 7 до 17 лет — 300 рублей и т.п. Также галерея с недавнего времени экспериментирует со специальными предложениями для туристов и посетителей, которые приходят семьями. В 2024 году была открыта программа туристических маршрутов, которые позволяют посетить сразу несколько корпусов: например, билет "Туристический. Маршрут 1" дает право на 1 посещение постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке и экспозиции в Новой Третьяковке в течение 7 дней с даты приобретения билета. Стоимость составляет 1150 рублей (экономия 11,5%) [6]. На постоянные экспозиции доступны два семейных пакета: для пары с одним ребенком в возрасте 7-17 лет за 1300 рублей (экономия 13%) и с двумя — за 1550 рублей (экономия 14%). Помимо этого, галерея соблюдает установленные льготные категории (бесплатный вход для ветеранов, лиц с инвалидностью, сотрудников музеев и т.д.), а также ежемесячно организует дни свободного входа по категориям гостей, участвует в акциях (“Ночь музеев”, “Ночь искусств”).
Галерея принимает участие в федеральной программе “Пушкинская карта”, билеты на все выставочные проекты по ней доступны к покупке на официальном сайте. В 2024 году 150 тыс. школьников и студентов в возрасте от 14 до 22 лет посетили музей, воспользовавшись этой картой (6% от всех посетителей за год) [1].
Выставочная организация с 2017 года объединяет элементы дифференцированного ценообразования и программы лояльности, воплощая это в выпуске годовых абонементов “Друзья Третьяковской галереи”. Индивидуальная программа подразумевает не только свободное посещение галереи, но и обширную бонусную систему в зависимости от уровня Карты (таблица 2).
Таблица 2. Условия программы лояльности “Друзья Третьяковской галереи”.
|
|
Статус
|
Цена
(руб.) |
Пакет
услуг
|
|
Уровень
I
|
Карта
Молодежная
(для тех, кому не исполнилось 27 лет) |
4 800
|
- Посещение
временных и постоянных экспозиций без очереди и без билета
- Посещение по понедельникам и в утреннее время - Приоритетная покупка лекционных абонементов, а для семейного пакета - абонементов на занятия в творческой мастерской на Крымском Валу - Скидка 10% на покупки в музейном магазине и кафе - Новостная рассылка Галереи - Скидка 7% в сети художественных магазинов «Красный Карандаш» и сети багетных салонов «Арт Рама» |
|
Карта 60+
(для тех, кому исполнилось 60 лет) |
4 800
| ||
|
Персональная
карта
|
8 400
| ||
|
Семейная карта
(2 взрослых + 3 детей до 18 лет) |
18 000
| ||
|
Уровень II
|
Карта II уровня
(+1 гость) |
30 000
|
Услуги
I уровня +
- Экскурсии по выставкам в сопровождении научного сотрудника Галереи - Скидка 10% в сети художественных магазинов «Красный Карандаш» |
|
Уровень III
|
Карта III уровня
(+2 гостя) |
60 000
|
Услуги
II уровня +
- Участие в специальных мероприятиях Галереи - Скидка 10% на экскурсионное обслуживание - Приглашения на вернисажи Галереи (не более 2 раз в год) - Скидка 15% в сети художественных магазинов «Красный Карандаш» |
|
Уровень IV
|
Карта IV уровня
(+3 гостя) |
120 000
|
Услуги
III уровня +
- Скидка 15% на экскурсионное обслуживание - Скидка 20% в музейном кафе - Упоминание имени участника программы в ежегодном отчете Галереи |
Источник: составлено автором на основе: Государственная Третьяковская галерея. Программа поддержки “Друзья Третьяковки” [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tretyakovgallery.ru/support/drug-tretyakovki/ (дата обращения: 25.04.2025).
Система построена так, чтобы за счет верхних уровней участников сформировать лояльную аудиторию (поскольку цена, например, абонемента Молодежной карты с избытком покрывает посещение как минимум 1 раз в месяц, то есть выгода ее приобретения действительно есть), а за счет уровней III-IV - привлечь дополнительные средства, ведь стоимость таких карт близка к меценатским пожертвованиям.
Сбытовая политика. Музей активно участвует во внешних выставочных проектах, отправляя целые экспозиции или отдельные произведения из фондов в другие города России и за рубеж. В 2023 году музей с выездной выставкой "Чехов и Прянишников: четыре шедевра Третьяковской галереи" посетил Сахалин. На встрече с губернатором области в преддверии открытия проекта нынешний директор Елена Проничева отметила: “Одна из главных задач нашей галереи — сделать коллекцию доступной и узнаваемой по всей стране, в том числе через цифровые платформы, наши образовательные программы, и мы продолжим над этим работать” [14].
В число целей “Третьяковской галереи” входит популяризировать национальное достояние и за пределами страны. Крупнейшим в истории галереи международным проектом стала выставка “Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии”, которая была реализована в 2021 г. в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена. Более 300 произведений из России и Германии от XIX века до нашего времени, объединенных идеей поисков духовной свободы, были показаны сначала в Москве, а после — в столице Саксонии [3]. Теперь же галерея меняет международный курс с западного на восточный: в 2024 г. в Столичном музее Пекина совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и компанией VK проходила выставка “Русская душа”. В 2025 году в Пекине планируется выставка работ Ильи Репина, а в Омане в конце 2025 — начале 2026 г. экспонируют русское авангардное искусство в рамках проекта “Русские сезоны” [19].
Коммуникационная политика. Аналогично всем другим элементам маркетинг-микса в музейной области нацелена в первую очередь на то, чтобы донести ценность искусства широким слоям населения. С этим галерея справляется при помощи как традиционных PR-каналов, так и новейших цифровых инструментов, упомянутых в теоретической главе (VK Клипы, подкасты, коллаборации и др.). Основу политики составляет PR и информационное освещение проектов: каждый сопровождается пресс-релизами или пресс-конференциями, анонсами в СМИ и сотрудничеством с профильной прессой. Главными информационными партнерами традиционно выступают федеральные СМИ, они размещают материалы в своих профильных разделах (“Коммерсантъ”, “РБК”, ТАСС, РИА Новости и др.), выпускают передачи на телевидении и радио, формируя сильную медиаповестку.
Еще одно важное направление коммуникационной политики музея – SMM-стратегия. Галерея активно ведет официальные аккаунты в социальных сетях: до 2022 г. — Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ), Facebook; после фокус сместился на «ВКонтакте» и Telegram (в связи с ограничением для госучреждений публикации материалов в запрещенных соцсетях). Всего на социальные сети галереи к маю 2025 года подписано 723,3 тыс. человек (рис. 5).
Рисунок 5. Распределение аудитории “Третьяковской галереи” в социальных сетях в мае 2025 года (тыс. чел.)
Источник: составлено автором на основе социальных сетей “Третьяковской галереи”, указанных на официальном сайте [Электронный ресурс]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/?lang=ru (дата обращения: 26.04.2025).
“Третьяковская галерея” особенно сконцентрирована на отечественном аналоге Reels — VK Клипах [11]. Наибольшую активность демонстрирует серия видео “Ожившее искусство”, инсценирующая ряд картин и историй из жизни художников, чьи работы входят в собрание музея. При количестве подписчиков в почти 398 тыс. человек показатель вовлеченности на видео из этой рубрики составляет 2,8% (такой показатель SMM-специалисты оценивают как “средний”, но если учесть, что это образовательный контент без хештегов и рекламы, то отметка вполне достойная). Позже видео рубрики “Ожившее искусство” стали частью digital-маршрута по Новой Третьяковке: перейти к просмотру коротких выпусков можно было по QR-кодам, расположенным у полотен [16]. Подобные цифровые активности повышают вовлеченность молодой аудитории, знакомя с коллекцией в форме, близкой к игровой.
Самый свежий пример инфлюэнс-маркетинга — коллаборация с популярным детским видеоблогером Владом А4 (78,4 млн подписчиков на YouTube и 3,1 млн в VK). В марте этого года он провел авторскую онлайн-экскурсию по залам корпуса в Лаврушинском переулке, рассказав о нескольких полотнах, в частности о “Девочке с персиками” Валентина Серова, “Гадалке” Михаила Врубеля и др. Менее чем за месяц после публикации в официальном сообществе VK видео посмотрели почти 713 тыс. человек. Но вовлеченность аудитории (Engagement Rate (ER)) у этой видеоэкскурсии все равно довольно низкая — 0,71%: это значит, что контент не находит отклика у аудитории. Возможно, это связано с тем, что предполагаемая целевая аудитория продолжает смотреть блогера на YouTube, а подписчики сообщества в VK более старшего возраста не смогли оценить концепции ролика, потому что не знакомы с творчеством Влада А4 [4]. Как бы то ни было, это смелая и необычная для музея коллаборация, которая призвана помочь молодежи с интересом взглянуть на классическое искусство, и самое главное — вдохновить пойти в музей лично.
У галереи также было разработано собственное мобильное приложение “Tretyakov”. Оно предназначалось для планирования посещения музея, покупки билетов, предоставления информации о проектах и т.п. и было доступно для скачивания в Google Play и AppStore, но его обслуживание временно приостановлено по неизвестным причинам.
Нельзя не упомянуть про коллаборации: в истории галереи их было множество, но одна из самых успешных — с российской сетью магазинов одежды ТВОЕ. Первая совместная коллекция “ТВОЕ Искусство” вышла в феврале 2021 года и включала в себя футболки, худи и другие элементы одежды с принтами, цитирующими шедевры “Третьяковской галереи”. В 2024 году к 150-летию со дня рождения художника Николая Рериха и проведению масштабной одноименной выставки была выпущена капсульная коллекция с картинами живописца “Эверест. 1936”, “Гуга Чохан” и другие [15].
Все товары коллаборации с брендом ТВОЕ доступны в продаже не только в физических торговых точках и на официальном сайте, но и на маркетплейсах Wilberries (в среднем оценка товаров 4,8/5 при 4000 оценок и около 1300 отзывов, что очень высоко для одежды сегмента масс-маркет) и Ozon (4,9/5 при более чем 8000 отзывов). Если проанализировать отзывы на товары на платформах, то можно увидеть, что подавляющее большинство покупателей одежды с изображением картин из собрания галереи составляют молодые люди в возрасте до 25 лет, что подтверждает успешность сотрудничества с брендом ТВОЕ. Невысокая цена (в среднем 1000-1700 рублей за товар) и натуральное качество (состав всех футболок 100% хлопок, худи — выше 80%), а также удачный выбор принтов и цветовых решений позволили коллекции стать популярной и востребованной, создать позитивный ассоциативный облик галереи для молодежи и вызывать желание посетить галерею.
Кадровая политика. Направлена на поддержание высокого профессионализма персонала и ориентированности на посетителя. Штат насчитывает несколько сотен человек, включая научных сотрудников, кураторов, экскурсоводов, реставраторов, смотрителей, менеджеров и т.д. Разумеется, в музейной области важную роль играет и фронт-лайн-персонал, с которым ранее были проблемы: смотрителей критиковали за излишнюю строгость и грубость с посетителями. С приходом бывшего директора Зельфиры Трегуловой был провозглашен принцип “музей, как и театр, начинается с вешалки”, отбору и обучению персонала стали уделять больше внимания [18]. В 2018 году “Третьяковская галерея” обновила форменную одежду сотрудников фронт-офиса: совместно с дизайнером Викторией Андреяновой были разработаны платья и костюмы в цветовой гамме темно-синего и пудрово-розового [20]. Этот дресс-код объединил работников в едином стиле, придал современный облик и сплоченность персоналу и улучшил восприятие сервиса посетителями.
Помимо этого, галерея вкладывается в обучение и мотивацию персонала. Показательным примером выступает сотрудничество с бизнес-школой RMA. В 2019–2020 гг. музей провёл внутренний конкурс среди сотрудников, по итогам которого лучшие идеи развития (проекты арт-резиденций, виртуальных сервисов и др.) были награждены грантами на обучение по программе «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» [17].
Наконец, отдельно стоит отметить и смену руководства “Третьяковской галереи”: в феврале 2023 года новым генеральным директором была назначена Елена Проничева. Ее первый год работы на этом посту уже показал ориентированность на командную работу, готовность реализовывать проекты для молодой аудитории (сотрудничество с блогером Владом А4, расширение мультимедийных проектов и т.д.), полагаясь на креатив сотрудников [4].
Процесс. Можно сказать, что по этому элементу маркетинг-микса “Третьяковская галерея” близка к эталону в России, но все же еще есть к чему стремиться (рис. 6):
Рисунок 6. Чек-лист “процесса” посещения музея: “Третьяковская галерея”.
Источник: составлено автором на основе изучения практик ведущих музеев мира.
В целом, процесс предоставления музейных услуг галереи можно охарактеризовать как клиентоориентированный, технологичный и гибкий. Для посетителей обеспечивается достойный уровень обслуживания, который может быть оценен в 16 из 20 баллов.
“Третьяковская галерея” - один из самых выдающихся музеев России, так что его работу можно сравнивать с лучшими музеями других стран мира, чтобы максимально точно понять, чего не хватает в плане организации процесса посещения, чтобы достичь непревзойденного уровня в обслуживании (таблица 3):
Таблица 3. Недостатки в процессе посещения “Третьяковской галереи” на основе разработанного чек-листа.
|
Критерий
|
Оценка
|
За что
снят балл
|
|
Наличие
чат-бота или онлайн-консультанта
|
0/1
|
Пока нет своего
чат-бота или онлайн-консультанта (служба поддержки доступна по номеру
телефона и адресу электронной почты, что не так эффективно и оперативно, как
могло бы быть.
|
|
Наличие
зон для семейного и детского досуга
|
0,5/1
|
В российской
музейной практике не принято располагать детские площадки вблизи выставочных
пространств, специально оборудовать под это холлы в корпусах. Зато
предоставляется обширная программа мастер-классов для семейного досуга, а
также специальные билеты/абонементы.
|
|
Наличие
зон для отдыха внутри залов
|
0,5/1
|
Далеко не во
всех залах размещены лавки для отдыха, при этом нет возможности взять
складные стулья, которые иногда предлагаются в музеях.
|
|
Наличие
технологий AR для изучения экспонатов
|
0/1
|
На постоянной
основе пока не внедрена возможность изучать экспозицию при помощи AR,
пилотные версии были представлены только в рамках спецпроектов.
|
|
Наличие
мобильного приложения музея
|
0/1
|
Собственное
мобильное приложение есть, но в настоящее время не поддерживается (аудиогиды
доступны в приложении izi.TRAVEL).
|
Источник: составлено автором на основе: Государственная Третьяковская галерея. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://my.tretyakov.ru/app/compilations/recommend/79687/ (дата обращения: 21.03.2025).
Материальная среда. “Третьяковская галерея” из 4 сенсорных областей, которые задействуют при оформлении выставок, активно работает в основном над зрительными и слуховыми. В качестве примера - проект “Николай Рерих”, который проходил в Новой Третьяковке в октябре 2023 — марте 2024 года [8]. Для выставки были возведены отдельные комнаты для иллюстрации панно художника, которые украшали особняк Бажанова, а стены залов, посвященных азиатским путешествиям Рериха, вместо привычных приглушенных тонов обрели яркий желтый и синий цвета, что красочно дополняло полотна с тибетскими пейзажами. В одном из залов, рассказывающем о периоде работы над театральными постановками, был представлен эскиз декорации к опере Александра Бородина “Князь Игорь”: свет в этом зале был театрально приглушен, чтобы посетители смогли ощутить атмосферу присутствия на показе “Русских сезонов” Дягилева, к которым декорации и создавались.
В качестве одного из направлений развития визуального оформления выставок можно рассматривать применение AR/VR-технологий. У “Третьяковской галереи” была всего одна подобная выставка — “VR зал: Наталия Гончарова, Казимир Малевич, Иван Шишкин, Эдвард Мунк”. Это серия из 4 проектов, погружающих посетителей в мастерские великих художников и процесс написания всемирно известных шедевров. Например, в разделе «Авангард в трех измерениях…» о творчестве Гончаровой и Малевича в форме виртуальной игры участнику проекта предлагалось изучить художественные приемы (пластический метод, логику построения произведения и т.п.) и попробовать свои силы в написании натюрморта из виртуально предложенных объектов. В подобном мастер-классе можно было поучаствовать и в разделе “Шишкин”: воссоздать картину “Утро в сосновом лесу” и поделиться результатом в социальных сетях. Полноценное же погружение в художественную реальность ждало участников раздела “Эдвард Мунк: Крик природы”. При просмотре 4 картин из цикла “Фриз жизни” звучала своя музыкальная тема, специально написанная экспериментальным композитором Андреем Ругару [7].
Помимо визуальных средств, галерея старается, но чуть реже, интегрировать и другие сенсорные аспекты — слуховые. Звуковое оформление встречается не на всех временных выставках и, как правило, лишь в нескольких залах. Например, на выставке “Виктор Попков”, проходившей с декабря 2024 года по май 2025 года в корпусе на Кадашевской набережной, в последних залах звучала трагическая классическая музыка, дополняющая ряд работ художника, написанных перед гибелью. Что касается осязательной и обонятельной составляющей материальной среды, то пока в рамках проектов это не применяется, даже зрительные и слуховые элементы интегрируются очень осторожно, ненавязчиво. Можно предположить, что это связано с консерватизмом экспозиционной деятельности музея.
К материальной среде также причисляют и инклюзивные решения, над которыми “Третьяковская галерея” ведет активную работу последнее время. В 2024 году было объявлено об открытии “Доброго музея” — нового полностью инклюзивного пространства рядом с главным корпусом в Лаврушинском переулке. Созданный при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и техническом партнерстве компании Samsung, проект представляет собой образовательные и культурные программы для посетителей всех возрастов с особыми потребностями. Особое использование освещения, цветовые и звуковые решения, специальные осязательные элементы, развивающие мастер-классы и лекции — все это помогает адаптироваться к музейному пространству и получать полноценное удовольствие от взаимодействия с музейным пространством [21].
Заключение
Бесспорно, маркетинг играет огромную роль в деятельности музея и является главным инструментом формирования устойчивого интереса аудитории и продвижения культурных продуктов и реализации миссии выставочной организации.В ходе проведенного исследования был проанализирован комплекс маркетинга и маркетинговых стратегий “Третьяковской галереи”, который показал, что наиболее успешно разработаны такие компоненты маркетинг-микса, как товарная и коммуникационная политики. Первая эффективно реализуется за счет разнообразной выставочной деятельности, активно дополняется цифровыми продуктами: краудсорсинговым проектом-галереей “Моя Третьяковка”, подкастом “С искусством на Т”, а также образовательной платформой “Лаврус”. В рамках товарной политики можно рекомендовать расширение цифровой коллекции музея в “Моей Третьяковке” и увеличение числа медиаматериалов с бесплатным доступом на “Лаврусе”.
Коммуникационная политика выстраивается с внедрением актуальных маркетинговых стратегий. В SMM-стратегии большой акцент делается на продвижение с использованием короткого видео-формата (VK Клипов), ведется активная работа в области инфлюэнс-маркетинга и коллабораций (эти инструменты в основном служат для привлечения и удержания молодой аудитории). В данном направлении целесообразно дублировать части информации в социальных сетях на иностранных языках и возобновить работу мобильного приложения.
Стоит отдельно отметить, что посещение “Третьяковской галереи” по разработанному чек-листу (то есть такой компонент маркетингового комплекса, как процесс) можно оценить в 16 из 20 баллов. Среди недочетов — отсутствие чат-бота или онлайн-консультанта на официальном сайте, приостановка обслуживания мобильного приложения “Tretyakov”, отсутствие достаточного количества зон для отдыха внутри и за пределами залов галереи, а также то, что на постоянной основе пока не внедрена возможность изучать экспозицию при помощи AR-технологий, от адаптации которой к выставочным пространствам зависит будущее всей музейной сферы.
Благодарности. Автор выражает огромную благодарность доктору экономических наук, профессору А.В. Шевелевой, блестящему преподавателю кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности им. И.Н. Герчиковой МГИМО МИД РФ. Анастасия Викторовна поддержала выбор темы исследования и всецело помогала на всех этапах написания работы.
Источники:
2. Mave: цифровая платформа \Моя Третьяковка\. Официальный партнерский проект Государственной Третьяковской галереи. [Электронный ресурс]. URL: https://tgallery.mave.digital (дата обращения: 25.04.2025).
3. Бендина К. Выставки-блокбастеры: отличительные черты, история возникновения, современный российский опыт (Третьяковская галерея, Санкт-Петербургский центральный выставочный зал Манеж, Севкабель Порт) // Новое искусствознание. – 2023. – № 3.
4. Блогер Влад А4 провел экскурсию по Третьяковской галерее. Культура.РФ. — 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://portal-kultura.ru/articles/news/369657-bloger-vlad-a4-provel-ekskursiyu-po-tretyakovskoy-galeree/ (дата обращения: 26.04.2025).
5. Государственная Третьяковская галерея. Аудиогиды izi.TRAVEL. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/about/projects/izi-travel/ (дата обращения: 25.04.2025).
6. Государственная Третьяковская галерея. Билеты на постоянные экспозиции. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/tickets/postoyannye-ekspozitsii/ (дата обращения: 25.04.2025).
7. Государственная Третьяковская галерея. Выставка «VR зал: Наталия Гончарова, Казимир Малевич, Иван Шишкин, Эдвард Мунк». [Электронный ресурс]. URL: https://a-a-ah.ru/event-avangard-v-treh-izmereniyah-goncharova-i-in-moscow?yscl.id=ma4a96nv73627914009 (дата обращения: 30.04.2025).).
8. Государственная Третьяковская галерея. Выставка «Николай Рерих». [Электронный ресурс]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/nikolay-rerikh/?ysclid=ma3%20unzuupw17561725 (дата обращения: 30.04.2025).
9. Государственная Третьяковская галерея. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/?lang=ru (дата обращения: 21.03.2025).
10. Государственная Третьяковская галерея. Отчеты об исполнении финансового плана НКО “Фонд поддержки Государственной Третьяковской галереи” за 2021-2024 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/support/endaument-fonda-gosudarstvennoy-tretyakovskoy-galerei/ (дата обращения: 25.04.2025).
11. Государственная Третьяковская галерея. Официальная страница в социальной сети «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/tretyakovgallery (дата обращения: 21.03.2025).
12. Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи. Лаврус: для тех, кто учит и учится. [Электронный ресурс]. URL: https://lavrus.tretyakov.ru (дата обращения: 25.04.2025).
13. Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи. Моя Третьяковка. [Электронный ресурс]. URL: https://my.tretyakov.ru/app/ (дата обращения: 25.04.2025).
14. На Сахалине планируют проводить выставки подлинников из Третьяковской галереи. ТАСС. Культура. - 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kultura/17461853 (дата обращения: 25.04.2025).
15. Ожившие картины: 5 коллабораций российских брендов с художниками. Marie Claire. 26 ноября 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marieclaire.ru/moda/ozhivshie-kartiny-5-kollaboracii-rossiiskikh-brendov-s-khudozhnikami/ (дата обращения: 26.04.2025).
16. Пользователи «VK Клипов» смогут увидеть ожившие картины Малевича, Кандинского и других художников XX века из коллекции Третьяковской галереи. PRO.Культура.РФ. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://pro.culture.ru/blog/718 (дата обращения: 26.04.2025).
17. Сотрудники Третьяковской галереи приступили к обучению в бизнес-школе RMA. РИА Музеи и галереи. — 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rma.ru/news/33041 (дата обращения: 26.04.2025).
18. Трегулова З. Музей, как и театр, начинается с вешалки. Artguide. — 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://artguide.com/posts/745 (дата обращения: 26.04.2025).
19. Третьяковка проведёт выставки в Китае и Омане. Орфей. — 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://orpheusradio.ru/news/news/90086/tretyakovka-provedyot-vystavki-v-kitae-i-omane (дата обращения: 25.04.2025).
20. Третьяковская галерея обновила форму сотрудников. Interior + design. — 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interior.ru// design/5272-tretyakovskaya-galereya-obnovila-formu-sotrudnikov.html (дата обращения: 26.04.2025).
21. Фонд Потанина. Добрый музей Третьяковской галереи готовится принять посетителей. Фонд Потанина. 24 июня 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://fondpotanin.ru/press/press-about/dobryy-muzey-tretyakovskoy-galerei-gotovitsya-prinyat-posetiteley/ (дата обращения: 01.05.2025).
Страница обновлена: 17.10.2025 в 23:10:37
Download PDF | Downloads: 6
Analysis of the Tretyakov Gallery\'s marketing strategies
Arseneva A.A.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 19, Number 8 (August 2025)
Abstract:
The article analyzes the marketing complex and marketing strategies of the Tretyakov Gallery as one of the leading state museums in Russia.
In the domestic practice of museum marketing, there is not enough applied research, and the applied strategies are usually described generically.
The article provides a comprehensive study of marketing on the example of a specific exhibition organization and the adaptation of the classical marketing mix model to the activities of state exhibition organizations in modern conditions. As a result of the research, the key and most developed elements of the museum marketing activities have been identified. They are: product policy (intensive exhibition activities complemented by digital products “My Tretyakov Gallery” and “Lavrus”) and communication policy, which is built taking into account all the most relevant marketing strategies (its core is promotion on social networks, and influencer marketing and collaborations also play an important role). The results obtained explain the increase in attendance at the Tretyakov Gallery as a sign of audience engagement and indicate the directions for further development of marketing communications. The article will be of interest to management and marketing specialists in the field of art and culture, especially in the field of museums and galleries.
Keywords: museum marketing, state museum, marketing strategy
JEL-classification: M30, M31, M38
References:
Bendina K. (2023). Blockbuster exhibitions: distinctive features, history of origin, modern Russian experience (Tretyakov Gallery, St. Petersburg Central Exhibition Hall Manege, Sevkabel Port). Novoe iskusstvoznanie. (3).
