К вопросу о креативных пространствах, как инструменте продвижения территории

Королева А.А.1,2
1 Карагандинский Государственный Технический Университет, Казахстан, Караганда
2 Южно-Уральский Государственный Технический Университет, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2018)

Цитировать:
Королева А.А. К вопросу о креативных пространствах, как инструменте продвижения территории // Экономика Центральной Азии. – 2018. – Том 2. – № 4. – С. 169-178. – doi: 10.18334/asia.2.4.110105.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644485
Цитирований: 1 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Доходы от креативной экономики занимают значительный удельный вес в ВВП европейских стран. Все большую популярность получает обретение «второй жизни» заброшенных зданий. Там начинают развивать креативные кластеры, художественные галереи, коворкинг-центры. Таким образом, текущий период развития территориального маркетинга – это время новых возможностей и перспектив для развития территорий.

Ключевые слова: креативная экономика, территориальный маркетинг, заброшенные здания

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Проблемы, с которыми приходится сталкиваться территориальному маркетингу, включают низкую инвестиционную привлекательность территорий, недостаточную конкурентоспособность производителей, отсутствие эффективных связей и четкого механизма взаимодействия между партнерами, нестабильность ситуации на рынке и постепенное снижение покупательной способности населения. В данных обстоятельствах классические маркетинговые практики управления территориальным развитием являются неэффективными, так как современное региональное развитие требует не механического подхода, а более гибких решений.

Доходы от креативной экономики занимают значительный удельный вес в ВВП европейских стран. Все большую популярность получает обретение «второй жизни» заброшенных зданий. Там начинают развивать креативные кластеры, художественные галереи, коворкинг-центры.

Преимущества у заброшенных зданий:

– дешевизна аренды для начинающих предпринимателей

В Караганде довольно много заброшенных зданий, где можно было бы открыть креативные пространства, например:

1. Дом культуры.

13 самых жутких мест Караганды

Это здание, находящееся в районе Федоровка, давно превратилось в забытый уголок посреди оживленного города [1].

Дом культуры, отличающийся своей интересной архитектурой, построили японцы. Старые картины, фрески, колонны – все это сохранилось здесь как напоминание о былой жизни, которая здесь когда-то кипела.

13 самых жутких мест Караганды

Местная молодежь занималась в этом здании в различных кружках, а с концертами и постановками сюда приезжали со всей страны.

На сегодняшний день Дом культуры не является государственной собственностью. Его купили почти 20 лет назад.

13 самых жутких мест Караганды

Так и стоит он, отсыревший и полуразрушенный, обрастая огромным количеством городских легенд и притягивая к себе самые различные негативные истории.

2. Кирпичный завод.

13 самых жутких мест Караганды

Кирпичный завод

Район, где раньше действовал кирпичный завод, теперь для карагандинцев больше известен как конечная остановка для автобуса № 7. Стоит сказать, что как таковой остановочной будки или любого другого опознавательного знака в местности нет.

А самая главная достопримечательность здесь – заброшенный завод, который все стараются обходить стороной.

3. Машиностроительный цех.

13 самых жутких мест Караганды

Машиностроительный цех

Один из цехов бывшего машиностроительного завода общей площадью 43 тысячи квадратных метров вот уже много лет пустует прямо в центре города.

Войти в здание может каждый желающий. Поэтому неудивительно, что сюда часто приходит молодежь в поисках острых ощущений или для того, чтобы сделать зрелищные фотографии.

13 самых жутких мест Караганды

Машиностроительный цех

Несколько лет назад власти города заявляли, что цех собираются перестроить в торгово-развлекательный центр, однако строительство так и не началось, а здание пришло в еще большее запустение.

4. Старый завод.

13 самых жутких мест Караганды

Старый завод

В этом заброшенном здании, которое находится на улице Космонавтов в центре города, часто собираются наркоманы и люди без определенного места жительства. Внутри и вокруг завода почти на каждом шагу можно увидеть мусор, пустые бутылки и использованные шприцы. Карагандинцы стараются обходить стороной это страшное место.

Таким образом, на территории заброшенных зданий возможно создание креативных пространств.

Креативное пространство  –  место, где сосредоточена деятельность творческих профессионалов. Стиль жизни креативного класса выражается в совмещении работы и досуга и стремлении к совершенному культурному потреблению. В креативных пространствах происходит полный цикл креативного производства: и креативная рабочая деятельность, и креативный «нетворкинг»  – заключение сделок, PR-мероприятия, и креативный досуг.

В креативном пространстве могут быть мастерские, коворкинг, парк, кофейня.

В креативном кластере также можно организовывать выставки и фестивали (музыкальные фестивали, модные показы).

Заработок креативного кластера складывается из аренды, которую будут платить резиденты, дохода от магазина и оплаты услуг цеха и коворкинга. При этом проект будет оставаться подведомственным учреждением управления по вопросам молодежной политики. Кластер будет получать финансирование, выигрывать гранты, запускать краудфандинг-проекты, но основной актив – это поддержка властей области.

Посетители

50% территории планируется для офисов, остальное – магазины, кафе и мастерские. Для проектов, которые генерируют трафик, целесообразно делать скидки.

Чтобы привлечь первых клиентов, можно ввести арендные каникулы, а также сделать ремонт внутри помещения. Затем, когда вырастет спрос на помещения, понемногу повышается арендная ставка. Люди должны понимать, что они платят не просто за помещение, а за среду. Они будут пользоваться всей инфраструктурой креативного кластера и видеть там таких же людей, с которыми могут знакомиться и устраивать коллаборации. Конечно, находиться в сообществе близких тебе людей – это плюс.

Такая ниша – это не А-класс и не самые дорогие помещения. Цель таких проектов – это малый бизнес, креативные ребята, которые хотят сидеть за небольшие деньги в красивом, интересном помещении.

Задача государства – предоставить необходимые условия и инфраструктуру, чтобы владельцы малого бизнеса могли там работать: это может быть как городская или даже областная программа поддержки, так и локальная помощь от государства.

К примеру, Ася Филлипова, директор московского Центра Творческих Индустрий «Фабрика» поделилась своим опытом создания кластера и дала несколько советов, как «слепить творческое пространство и его не развалить».

1. Баланс: люди, работающие в кластере, не должны чувствовать себя, как в колхозе, но в то же время должно сохраняться сообщество и коллективность.

2. Содержание первично, а форма вторична.

Необходимо заботиться не о стенах, а о том, какие смыслы в этих стенах создаются. Для людей из Европы, например, аутентичные пространства без лоска и дизайна представляют немалую ценность, ведь у таких мест есть своя неповторимая атмосфера андеграунда.

3. Отсутствие крупных инвестиций – не приговор!

Креативное пространство с интересным и свежим содержанием притягивает внимание зрителей, а как следствие, деньги, – работает. Главное – это кропотливая работа и настойчивость в достижении цели.

4. Взаимодействие кластера с государством.

К сожалению, отношения между государством и современным искусством находятся не на том уровне, как в Европе. Во многих странах людям, работающим в творческих институциях, полагаются налоговые льготы, выделяются гранты и даже выплачиваются зарплаты. Возможно, и мы придем к такому взаимодействию, а пока что выход – это создание ассоциации кластеров, художников, которая может формировать запросы творческих людей на понятном чиновникам языке.

5. PR

Большая ошибка не тратить усилия на рекламу и на пиар. Необходимо рассказывать о себе, это дает результаты. Сейчас есть интернет, это не требует таких затрат, как раньше. Самый подходящий канал общения со зрителем – интернет. Аккаунт на Facebook намного актуальнее, чем собственный сайт.

5. Творческих кластеров без общепита не существует!

Таким образом, необходимо развивать творческие кварталы (или районы), то есть создавать кластеры, направленные на развитие территорий с учетом потребительских предпочтений в сфере культуры. В целом же именно креативные кластеры обладают синергетическим эффектом и рыночной пластичностью, необходимой сфере культуры на современном этапе развития.

Всем карагандинским креативным пространствам сегодня остро не хватает инновационности, то есть использования новых технических и коммуникативных подходов в работе с посетителями учреждений культуры, а следовательно, и той аудитории, которая, как правило, является активным пользователем достижений новейших технологий.

Если раньше на кластер смотрели как на инструмент для укрепления региональной экономики, то скоро стало понятно, истинная роль кластера – это воспитывать культуру сотрудничества между партнерами разных секторов [2, 3, 4, 5] (Savina, 2010; Melnikov, Yaremchuk, 2018).

Следует особо остановиться на роли государства в формировании кластерных стратегий. Если первоначально кластеры образовывались исключительно благодаря «невидимой руке рынка», прежде всего, при модернизации транснациональных компаний, то в последнее время правительства многих стран стали «выращивать» их по собственной инициативе в рамках государственно-частного партнерства, оказывая этому процессу ощутимое материальное и моральное содействие. Такой подход к кластеризации называется дирижистским, который принес ощутимый доход экономикам таких стран, как Япония, Сингапур, Финляндия и Швеция [3, 6, 7] (Starikova, Bezuglyy, Shakhov, 2018; Levchenko, 2014).

Таким образом, текущий период развития территориального маркетинга – это время новых возможностей и перспектив для развития территорий на основе активного использования информационных технологий и инновационных маркетинговых инструментов продвижения территориальных брендов в сети Интернет на основе новейших технологий цифрового маркетинга.


Источники:

1. Nur.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nur.kz/1429507-13-samykh-zhutkikh-mest-karagandy.html.
2. Как создать креативный кластер: советы эксперта Виты Браковской. Журнал «Чернозем». - 2015
3. Омурзаков Т. Ключевой инструмент в реализации инновационной политики. «Казахстанская правда». - 2014
4. Савина М.В. Проблемы консолидации представителей креативного класса стран БРИК перед вызовами современной экономики // Креативная экономика. – 2010. – № 2(38). – c. 34-39. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4192.
5. Мельников О.Н., Яремчук А.П. Управление интеллектуально-креативными ресурсами организации, обеспечивающими поддержку и рост конкурентоспособности инновационно-активных предприятий // Креативная экономика. – 2018. – № 9. – c. 1257-1272. – doi: 10.18334/rp.19.9.39448.
6. Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. Креативный потенциал как основа инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 235-254. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39150.
7. Левченко И.И. Значение «креативной экономики» в современном инновационном развитии: зарубежный опыт // Креативная экономика. – 2014. – № 12. – c. 44-54. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5216.

Страница обновлена: 09.10.2023 в 14:57:06