Новые маркетинговые стратегии для ЭКСИМ Банка в странах Азии
Сафари М.Н.1
1 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 7 (Июль, 2015)
Цитировать:
Сафари М.Н. Новые маркетинговые стратегии для ЭКСИМ Банка в странах Азии // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 7. – С. 887-896. – doi: 10.18334/ce.9.7.504.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23815973
Аннотация:
В данной работе рассмотрена возможность использования принципа исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии ЭКСИМ банков по основе смешанной модели для этого типа банков при помощью статистики хи-квадрат. Главной гипотезой является то, что у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии. Эта гипотеза состоит из 4-х дополнительных гипотез, основывающихся на том, что у исламского банкинга есть возможность формирования: 1) маркетинговой ценовой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии; 2) маркетинговой стратегии продукта для ЭКСИМ банка в странах Азии; 3) маркетинговой стратегии продвижения для ЭКСИМ банка в странах Азии; 4) маркетинговой стратегии дистрибуции для ЭКСИМ банка в странах Азии.
Ключевые слова: экспорт, банковские услуги, комплекс маркетинга, смешанная модель, исламская экономика
Введение
ЭКСИМ банк обычно поддерживает экспорт с помощью агентства экспортной гарантии в Азии. В этом случае банк удовлетворяет финансовые потребности экспортеров и агентства экспортной гарантии – их гарантийные потребности [1]. У каждого банка есть собственные маркетинговые стратегии, конкретизируемые с помощью концепции 7P, которая включает в себя: продукт, дистрибуцию, цену, продвижение, персонал, процесс покупки, физический атрибут.
Исламский банкинг оказался в центре внимания после международного экономического кризиса в 1974 году. В Азии исламская экономика развивается быстро, благодаря своей мусульманской среде. Но на самом деле в 1974 г. исламский банкинг начался в то время, когда цена на нефть была высокой, что способствовало развитию стран, таких как Иран, Пакистан, арабские страны и также страны юго-восточной Азии (TaghiZadeh, 2013). Сегодня исламский банкинг переживает бурное развитие, связанное с ростом глобализации и возрастающим интересом к механизмам его работы(Абдулла, 2011; Бахмутская, 2006; Беккин, 2007; Беккин, 2012; Елакова, Шаймарданова, 2015; Ковалева, 2011; Мусаев, Магомедова, 2013; Пахомова, 2013; Хабибуллов, 2013; Belabes, Belouafi, Daoudi, 2015; Chong, Liu, 2009; Fasih, 2012; Gheeraert, Weill, 2015; Khan, 2010; Mallin, Farag, Ow-Yong, 2014; Rosman, Wahab, Zainol, 2014; Siswantoro, 2014).
В исламском банкинге банк может получить доход, не взимая процента, если он сам является участником проекта. Кроме этого, банк может участвовать в торговле и извлекать прибыль из наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой его реализации. В этом случае лишь реальные результаты деятельности, а не предопределенная заранее ставка процента будут влиять на прибыль банка (Трунин, Каменских, Муфтяхетдинова, 2009).
Принципы исламского банкинга успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в Европе и США. Многие западные банки открыли и поддерживают так называемые исламские окна – отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата. Под запретом шариата:
- Риба (любой ссудный процент);
- Гарар (спекуляция, излишняя неопределенность в отношении предмета договора и его существенных условий, т.е. риск);
- Майсир (обогащение, прибыль, возникшая из случайного стечения обстоятельств)(Рыкова, Андреянова, 2011).
Шаджари в статье «Изменение исламского банкинга» писала, что исламский банкинг не может занять место традиционного банкинга из-за того, что сложно исполнить исламские экономические законы с учетом международных стандартов банковской системы(Shajari, 2012). Моемени и Хори рассмотрели исламский банкинг в 22-х исламских странах и разделили их банковские системы по денежным инструментам на 3 группы:
а) Иран, Пакистан и Судан – полностью исламский банкинг. Иран не использует операции открытого рынка с государственными облигациями;
б) 12 стран: Иордания, Индонезия, ОАЭ, Бахрейн, Бангладеш, Турция, Тунис, Саудовская Аравия, Кувейт, Ливан, Малайзия и Египет: у них есть исламский банкинг и традиционный банкинг. ОАЭ, Бахрейн, Турция и Саудовская Аравия не используют операции открытого рынка;
в) 7 стран: Афганистан, Сирия, Оман, Катар, Ливия, Нигерия и Йемен не используют исламский банкинг, и у них есть традиционный банкинг(Moemeni, Horry, 2009).
Отметим, что ранее не проводились исследования о роли исламского банкинга в формировании маркетинговых стратегий и даже о маркетинговых стратегиях ЭКСИМ банков. Но в книге «Разработка различных моделей ЭКСИМ банка и оптимальная модель ЭКСИМ банка Ирана» (Расулиан, 2012) были изучены модели ЭКСИМ банков Азии, Европы и США, в результате их сравнения были сформулированы выводы об оптимальности европейско- американской модели в Иране, с учетом экономической ситуации в данной странах.
Методология
В данной работе представлена следующая гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии.
Эта гипотеза состоит из 4 дополнительных гипотез: 1) у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой ценовой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии; 2) у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии продукта для ЭКСИМ банка в странах Азии; 3) у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии продвижения для ЭКСИМ банка в странах Азии; 4) у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии дистрибуции для ЭКСИМ банка в странах Азии.
Участниками исследования стали эксперты ЭКСИМ банка в Иране. Анкета была разработана при помощи 5-балльной шкалы Лайкерта.
Для расчета размера выборки, в соответствующие последовательных перемен и без ограниченного предмета использовали эту формулу:
,
где n – требуемый размер выборки,
р – ожидаемая частота результата (в данном случае 0,5)
– ширина доверительного интервала (в данном случае 0.1)
при 99% уровне доверия 1,96:
= = 96.
α Кронбаха равно 0,806, что показывает на удовлетворительную надежность опросника.
Анкета содержала следующие вопросы:
1. По 5-балльной шкале, где 5 – самая высокая вероятность использования исламских продуктов в формировании стратегии продукта ЭКСИМ банков стран Азии, в основе плавающей процентной ставки и также прибыль банка равна прибыли компании: Мурабаха, Мудараба и т.д., сколько баллов вы даете:
очень низкий – 1; низкий – 2; средний, высокий – 4; очень высокий – 5.
2. По 5-балльной шкале, где 5 – самая высокая вероятность использования исламского бренда в маркетинговых стратегиях ЭКСИМ банков в странах Азии, сколько баллов вы даете:
очень низкий – 1; низкий – 2; средний, высокий – 4; очень высокий – 5.
3. По 5-балльной шкале, где 5 – самая высокая вероятность использования исламского банкинга в формировании ценовой маркетинговой стратегии ЭКСИМ банков странах Азии по принципу участия банка в прибылях и убытках; представлении услуг без рибы и представлении услуг с учетом расходов, сколько баллов вы даете:
очень низкий – 1; низкий – 2; средний, высокий – 4; очень высокий – 5.
4. По 5-балльной шкале, где 5 – самая высокая вероятность использования исламского банкинга в формировании стратегии продвижения ЭКСИМ банков странах Азии, сколько баллов вы даете:
очень низкий – 1; низкий – 2; средний, высокий – 4; очень высокий – 5.
5. По 5-балльной шкале, где 5 – самая высокая вероятность использования исламского банкинга в формировании стратегии дистрибуции ЭКСИМ банков странах Азии, сколько баллов вы даете:
очень низкий – 1; низкий – 2; средний, высокий – 4; очень высокий – 5.
Главная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии.
Первая дополнительная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой ценовой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии.
Исламский банкинг базируется на участии банка в прибылях и убытках клиентов; представлении услуг без рибы и представления услуг с учетом расхода(Рыкова, Андреянова, 2011). В традиционном банкинге инфляция играет важную роль в определении ссудных процентов, но исламский банкинг обращает внимание на реальную прибыль, которая в себе содержит инфляцию. На основе разработок австрийской школы, которую используют многие страны в мире, такие как Турция, Англия и Австралия, определено, что чем выше уровень инфляции, тем больше величины процентных ставок для возмещения убытков представителей кредита. С учетом форм собственности большинства ЭКСИМ банков (государственной) и важной роли государства в определения ценовой стратегии ЭКСИМ банков с другой стороны, главной проблемой перед применением исламского банкинга является риск на основе участия банка в прибылях и убытках своих клиентов. Фактически для ЭКСИМ банка не существует такой проблемы, так как государство его поддерживает – главным приоритетом для ЭКСИМ банка является повышение экспорта страны, только на втором месте приоритетным является прибыль банка.
Вторая дополнительная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии продукта для ЭКСИМ банка в странах Азии.
Главные продукты исламского банкинга включают: Мударабу (участие в прибыли); Мушараку (участие в прибыли или убытке); Мурабаху (торговля с надбавкой или по цене выше себестоимости); Баи битхамахаджиль (продажа с отсрочкой уплаты); Иджарах (финансовый лизинг) и т.д.
Все продукты исламского банкинга базируются на основе плавающей процентной ставки.
В результате были рассмотрены 9 ЭКСИМ банков в Азии (которые включают: Бангладеш, Вьетнам, Индонезию, Иран, Китай, Малайзию, Южную Корею и Японию); главными продуктами ЭКСИМ банков стран в Азии являются: финансирование экспортеров, гарантия, консультация в сфере экспорта и т.д.
Кроме того, в этой связи рассмотрена возможность брендинга на основе исламского банкинга.
На самом деле в этой части рассмотрена возможность формирования стратегии продукта на основе исламских продуктов и исламского брендинга для ЭКСИМ банка в странах Азии.
Третья дополнительная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии продвижения для ЭКСИМ банка в странах Азии.
В Азии большое количество мусульман, которое интересует торговля по законам ислама. Так что применение исламского банкинга привлекает мусульманских клиентов и даже, в результате пропаганды со стороны исламского банкинга, привлекает немусульман, которых интересует исламский банкинг. В этой сфере Малайзия смогла развить свой рынок на Ближайшем Востоке и также привлечь капитал арабских инвесторов на малазийский рынок(Mehrabi, 2013).
Четвертая дополнительная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии дистрибуции для ЭКСИМ банка в странах Азии.
Вышерассмотренные ЭКСИМ банки в Азии обратили внимание на ИТ в сфере дистрибуции, а также на их филиалы за рубежом, расположенные на экспортных рынках и на территории страны с целью быть ближе к своим клиентам.
Далее рассмотрим главный вопрос: можно ли развивать ЭКСИМ банки в странах Азии с использованием исламского банкинга? [2]
Результат
Данные, приведенные в таблице, показывают результаты теста хи-квадрата:
Таблица
Результаты теста хи-квадрат
|
Sig
|
Хи-квадрат
|
Утверждение/
Отказ |
Применение
исламского банкинга в формировании маркетинговой ценовой стратегии для
ЭКСИМ банков в странах Азии
|
0.000
|
22.021
|
Утверждение
|
Применение
исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии продвижения
для ЭКСИМ банков в странах Азии
|
0.000
|
42.750
|
Утверждение
|
Применение
исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии продукта для
ЭКСИМ банков в странах Азии
|
Бренд:
0.315
|
Бренд:
2.313
|
Утверждение
по продукту и отказ по бренду
|
Продукт:
0.000
|
Продукт:
46.667
| ||
Применение
исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии дистрибуции
ЭКСИМ банков в странах Азии
|
0.15
|
10.417
|
Отказ
|
Отсюда вытекает следующее:
– применение исламского банкинга в формировании ценовой стратегии ЭКСИМ банков в странах Азии абсолютно реально (с учетом того, что для ЭКСИМ банка не является приоритетом прибыль). Для применения этих принципов необходимо наличие стабильной экономической и политической ситуации в стране;
– исламские продукты могут предлагаться как новые для ЭКСИМ банков в исламских и не исламских странах Азии;
– у исламского банкинга хорошая репутация, и поэтому ЭКСИМ банк может использовать его в формировании стратегии продвижения.
– исламский банкинг не поможет в формировании стратегии дистрибуции ЭКСИМ банка в странах Азии.
Заключение
1. Если рассматривать банк как финансовый институт, связанный с получением прибыли, то это утверждение вступает в противоречие с принципами исламского банкинга. Исламский банкинг не может занять место традиционного банкинга, как писала Шаждари в своей статье «Изменение исламского банкинга» (Shajari, 2012).
Отметим, несмотря на то, что исламские страны утверждают, что у них действует исламский банкинг, к сожалению, это не так, потому что на их взгляд банк – это финансовый институт, который сконцентрирован на прибыли. ЭКСИМ банк в первую очередь концентрируется на поддержке экспортеров, поэтому он может в полной мере использовать принципы исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии.
2. ЭКСИМ банки в странах Азии могут использовать принципы исламского банкинга для формирования ценовой стратегии и стратегии продукта и не использовать название исламского банкинга в соответствии со своими экономическими и политическими ситуациям.
3. В случае формирования ценовой стратегии и стратегии продукта по принципу исламского банкинга предполагается использовать название этого банкинга для того, чтобы получить большую выгоду от продвижения стратегии исламского банкинга.
[1] Смешанная модель ЭКСИМ банка
[2] Отметим, что в ЭКСИМ банках Ирана, Бангладеш и Вьетнама филиалы на территории этих стран расположены по географической сегментации из-за форм собственности банка и экономической ситуации.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:48:47