Направления повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда

Масленникова Е.В.1, Антонова О.А.2,1, Колмакова И.Д.1
1 Челябинский государственный университет
2 Челябинский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследование посвящено изучению ключевых аспектов повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта разработана комплексная система мер, включающая организационные, информационные и профориентационные мероприятия. Цель исследования заключается в определении на основе отечественного и зарубежного опыта ключевых направлений повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, которые будут способствовать снижению молодежной безработицы и вовлечению молодых людей в продуктивную деятельность. Исследование базируется на научных положениях молодежной занятости, конкурентоспособности, данных государственной статистики, социологических исследований, лучших региональных практиках РФ. Научная новизна заключается в систематизации подходов к решению проблемы молодежной занятости и разработке направлений повышения конкурентоспособности молодежи. Исследование имеет практическое значение для образовательных учреждений, государственных органов власти и бизнеса.

Ключевые слова: рынок труда, молодежь, конкурентоспособность молодежи, занятость, государственная политика, молодежный рынок труда

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда перспективных научных исследований ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2025 г. Исследование выполнено в соответствии с Планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2024–2026 гг.

JEL-классификация: J08, J29, J81



Введение

Современные трансформации, вызванные цифровизацией, нестабильностью социально-экономических и политических процессов обостряют проблему конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Актуальность решения этого вопроса связана, с одной стороны, с высоким уровнем безработицы среди молодых людей, с другой стороны - с дефицитом кадров, необходимых для обеспечения экономического роста, импортозамещения, технологического прорыва.

За последние два года в структуре российской экономики произошел масштабный сдвиг, по данным директора ИНП РАН Широва А.А. [16], в 2023-2024 годах наблюдался рост ВВП на 8,5% и снижение уровня безработицы до рекордно низкого показателя в 2,4%. При этом экономика столкнулась с уникальной ситуацией одновременного дефицита как капитала, так и рабочей силы при сохраняющемся устойчивом росте занятости.

Дефицит рабочей силы экстремально вырос, особенно остро для российского бизнеса встала проблема с квалифицированными специалистами, необходимыми для обеспечения технологического инновационного прорыва [9].

Дефицит работников на рынке труда может обернуться негативными последствиям для экономики, такими как снижение темпов экономического роста, падение производительности труда, рост затрат на заработную плату для удержания имеющейся рабочей силы, сокращение трудового потенциала, потеря кадрового суверенитета, зависимость от трудовых мигрантов [8].

Одним из инструментов решения проблемы дефицита кадров заключается в повышении уровня занятости молодежи. Несмотря на беспрецедентно низкий уровень безработицы в целом трудоспособного населения, уровень молодежной безработицы на рынке труда в ряде регионов остается высоким. Так, среди регионов РФ в 2023 г. самый высокий уровень безработицы в возрасте 15-19 лет наблюдался в г. Севастополе - 25,2%, в возрасте 20-29 лет в Чукотском автономном округе - 71,2%, в возрасте 30-39 лет в Магаданской области - 43%. В целом возрастная структура безработных в РФ, Челябинской области за 2023 г. показана на рисунке 1

Рисунок 1 - Возрастная структура безработного населения в РФ, Челябинской области за 2023 г. (по данным выборочных обследований рабочей силы; в процентах к итогу)

Источник: составлено авторами по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081.

Из данных, показанных на рисунке 1 видно, что самый высокий уровень безработицы в РФ за 2023 г. наблюдался среди возрастных групп 20-29 и 30-39 лет по 27,6% соответственно. В Челябинской области уровень молодежной безработицы во всех возрастных группах превышает уровень безработицы по РФ, так в группе от 20 до 29 лет уровень безработицы превышает на 10,6%.

Кроме того, высокая безработица среди молодых людей, которые, как правило, только начинают свою трудовую деятельность, ведет к негативным последствиям, таким как снижение самооценки, разочарование в трудовой деятельности, маргинализация, подверженность употреблению наркотиков и криминальному поведению, а также к риску снижения будущей заработной платы и повторяющихся периодов безработицы во взрослом возрасте. Кроме того, длительное отсутствие работы у молодежи создает значительные затраты для государственного бюджета, требуя дополнительных средств на социальные программы поддержки и переобучения незанятой молодежи, а также обесценивает вложенные средства в образование вследствие неэффективного использование человеческого капитала [23].

Таким образом, чтобы сократить масштабы молодежной безработицы, обеспечить активное участие молодых людей в трудовой деятельности, избежать неэффективного использования государственных средств, важно повышать конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Под конкурентоспособностью молодежи понимается совокупность свойств данной категории трудовых ресурсов, которые обуславливают ее способность удовлетворять потребность в труде работодателей в рамках определенного рынка труда наилучшим образом по сравнению с другими категориями работников, и, как следствие, данные свойства определяют успех участия молодежи в социально-экономической деятельности на определенной территории [15].

Федеральные и региональные органы власти и управления осуществляют достаточно большую работу с целью укрепления конкурентоспособных позиций молодых людей на рынке труда. Так, с 2022 года в регионах РФ реализуются проекты по сопровождению развития молодежного предпринимательства «Страна мастеров» и карьерного роста, в которых приняли участие 40 российских регионов, 30 тыс. молодых людей и 2,5 тыс. наставников. Согласно национальному проекту «Демография» для молодых людей, испытывающих трудности в трудоустройстве, доступны более 24 тыс. образовательных программ в разрезе конкретных регионов, по которым возможно бесплатно получить новую востребованную профессию или переквалифицироваться [14].

В Челябинской области по данным Главного управления по труду и занятости населения в 2023 году стартовала работа Молодежного клуба при Челябинском центре занятости населения «Молодежная Лига». Мероприятия Молодежного клуба предусматривают регулярное проведение карьерных и профессиональных консультаций кадрового центра «Работа России». Задачи специалистов – содействие в карьерном росте, знакомство молодежи с современными возможностями рынка труда и сервисами службы занятости. Привлеченные эксперты - известные в регионе спикеры делятся эффективными практиками, успешным опытом. Услуги по профориентации получили 11679 граждан в возрасте 14-29 лет, из них 6102 гражданина в возрасте 14-17 лет и 438 детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот [12]. Необходимо отметить, что власти регионов, учитывая социальную, экономическую, демографическую специфику, формируют повестку мероприятий по развитию молодежи.

Однако, этого недостаточно необходим комплексный подход к решению вопроса, связанного с определением направлений по повышению конкурентоспособности молодежи, учитывая эндогенные и экзогенные факторы и условия в регионах, возможности, желания и трудовую мотивацию самих молодых людей.

Материалы и методы исследования

Анализ литературы по определению направлений повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда показал, что исследования можно разделить на три группы.

Первая группа [6; 15] включает в себя исследования, прямо изучающие конкурентоспособность молодежи на рынке труда, а также ее различные аспекты. Авторы уточняют содержание категории «конкурентоспособность молодежи на рынке труда», предлагают методики ее оценки, на основе полученных результатов формируют рекомендации, включающие мониторинг молодежного рынка труда, работу по профориентации молодых людей в соответствии с отраслевой спецификой территории, обучение, организация стажировок и развитие наставничества, содействию молодежному предпринимательству и т.д.

Вторая группа исследований [3; 5; 7] направлена на исследование молодежного рынка труда, выявление причин и решение проблем молодежной безработицы и через это совершенствование государственной политики занятости. Молодежь рассматривается как важнейший источник трудовых ресурсов и одновременно категория населения, испытывающая объективные трудности на рынке труда, связанные с вступлением в трудовую деятельности. В рамках данной группы исследований повышение конкурентоспособности молодежи рассматривается как один из факторов, способствующих успешному трудоустройству молодых людей. Часть мероприятий, предлагаемых в рамках этой группы исследований можно отнести к повышению конкурентоспособности молодежи.

К третьей группе работ можно отнести аналитические отчеты российских и зарубежных организаций, научные исследовательские отчеты, статьи зарубежных авторов [1; 14; 17; 18; 19; 20; 22], посвященные изучению молодежной безработицы, систематизации и анализу международного опыта, опыта российских регионов в решении проблем молодежного рынка труда, оценке эффективности реализуемых программ повышения занятости молодежи. Часть описанных мероприятий можно рассматривать в контексте повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, направленных на увеличение шансов молодых людей получить рабочие места с условиями, отвечающими критериям достойного труда.

Так, например, Card, D., Kluve J., Weber A. [17] обобщили оценки, полученные на основе 207 исследований действующих программ на рынке труда, используя регрессионные модели для оценки эффекта программ и их значения и пришли к выводу, что среднее воздействие программ близко к нулю в краткосрочной перспективе, но становится более положительным через 2-3 года после завершение программы. Также временные рамки воздействия варьируются в зависимости от типа программы, при этом средний эффект больше для программ, которые направлены на накопление человеческого капитала. Данные выводы можно использовать при отборе и предварительной оценке эффективности программ, направленных на повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

В отчете Международной организации труда [18] анализируются тенденции глобального рынка труда выделяют приоритетные направления политики в области занятости молодежи: создание рабочих мест и совершенствование механизмов финансовой поддержки молодых специалистов; развитие образовательных программ и систем профессиональной подготовки, способствующих плавному переходу от обучения к трудовой деятельности и устранению разрыва между навыками и требованиями рынка; поддержка уязвимых категорий молодежи при трудоустройстве; содействие предпринимательству и развитию самозанятости среди молодых людей; защита трудовых прав молодых работников для обеспечения справедливого и равного подхода к ним на рабочем месте. Все это также важно учитывать при разработке государственной политики занятости и составляющих ее мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

Целью исследования является определение на основе отечественного и зарубежного опыта ключевых направлений повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, которые будут способствовать снижению молодежной безработицы и вовлечению молодых людей в продуктивную деятельность.

Настоящее исследование основано на научных трудах российских и зарубежных ученых в области конкурентоспособности молодежи на рынке труда, политики занятости, решения проблем молодежной безработицы. Также в работе использованы данные исследований ВЦИОМ, данные официальной статистики и др. В ходе исследования применялись такие методы, как анализ и синтез, метод научного обобщения, индукции и дедукции, социологического исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

На обсуждения выносятся следующие результаты исследования. В ходе анализа зарубежной литературы были установлены следующие трудности и проблемы, связанные с конкурентоспособностью молодежи, с которыми она сталкивается на рынке труда [19]:

1. Дефицит технических навыков, необходимых для выполнения конкретных рабочих задач, базовых компетенций (грамотность, математические способности, навыки владения информационными технологиями), а также социально-эмоциональных качеств, важных для успешной работы в коллективе, достижения долгосрочных целей. Проблемы связаны с некачественными учебными программами, низким уровнем подготовки педагогов, несоответствием образовательного контента требованиям современного рынка труда.

2. Молодые люди часто сталкиваются с недостатком информации о востребованных профессиях и имеющихся рабочих местах, с ограниченным доступом к каналам поиска работы. Также они могут не иметь навыки написания резюме, поиска работы и прохождения собеседований.

3. Отсутствие практического опыта работы создает серьезные препятствия при трудоустройстве, так как работодатели предпочитают более опытных сотрудников, несмотря на высокий потенциал молодых специалистов.

4. Ограниченный доступ к финансовым ресурсам и кредитам, отсутствие собственных активов и сбережений существенно затрудняют для молодежи возможность получения дополнительного образования и профессионального развития.

5. Молодёжь сталкивается с проблемой ограниченного доступа к трудоустройству из-за жёсткого законодательства о защите занятости, которое делает работодателей менее склонными нанимать молодых специалистов без опыта работы, воспринимая их как более рискованный кадровый ресурс.

6. Социальные нормы также могут препятствовать компаниям и бизнесу в приеме на работу бедной молодежи, молодежи с ограниченными возможностями или молодежи из групп риска.

Ряд указанных проблем характерен и для российского рынка труда.

Исследователи Забелина О. В., Асалиев А. М., Дружинина Е. С. [5] отмечают следующие особенности молодежного рынка труда, которые можно рассматривать, как факторы, негативно влияющие на уровень занятости молодежи:

- неоформленность профессиональных ориентаций молодежи, отсутствие у многих молодых людей ценностной доминанты на самореализацию своего трудового потенциала в профессии;

- отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда, в том числе напряженность в сегменте стартовых вакансий;

- низкое качество существенной части вакансий для молодежи (временная или сезонная занятость, отсутствие социальных гарантий, минимальная оплата труда и пр.);

- неудовлетворенность со стороны работодателей качеством рабочей силы молодежи и ее готовностью к труду;

- относительно низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда (в т.ч. склонность работодателей отдавать предпочтение более опытным кандидатам);

- неудовлетворенность молодежи профессиональным образованием, качеством рабочих мест, предлагаемых на региональных рынках труда (прежде всего, по востребованности навыков и уровню оплаты труда) [5].

Важнейшим показателем качества образования, в первую очередь, является трудоустройство молодежи, в частности, выпускников в течение первого года после выпуска в соответствии с профилем полученной специальности/направления подготовки. В связи с этим возрастает роль мониторинга трудоустройства выпускников, при этом решающее значение имеет поддержание связи с выпускниками для дальнейшего анализа и систематизации данных. Министерство труда и социальной защиты РФ представил Национальные рейтинги по трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования [10], базирующиеся на двух ключевых критериях: 1) процент выпускников очной формы обучения, успешно нашедших работу через два года после окончания учебного заведения; 2) показатель медианной заработной платы этих выпускников за второй год трудовой деятельности. Также рейтинги ВУЗов формируются по восьми направлениям подготовки, а ССУЗы - по 24 приоритетным отраслям экономики. Все учебные заведения поделены на группы по численности выпускников. Всего был сформирован 81 рейтинг, для вузов — 34. Лидирующие позиции в них, чаще всего, занимают ВУЗы столичных регионов.

При трудоустройстве молодые специалисты испытывают значительные трудности из-за высокой конкуренции на рынке труда. Не обладая достаточным профессиональным опытом и специализированными компетенциями, они уступают более зрелым соискателям. Стартовые позиции для молодежи часто представлены временными формами занятости: краткосрочными контрактами, стажировками или проектными работами. Подобный формат трудоустройства порождает нестабильность финансового положения, создает неопределенность перспектив профессионального роста. Заработная плата молодых сотрудников, как правило, существенно ниже, чем у их более опытных коллег. Данная ситуация обусловлена объективным отсутствием у новичков необходимых профессиональных навыков и практического опыта работы в выбранной сфере деятельности [3].

По данным Росстата большинство безработных молодых людей в возрасте 15 – 24 года практически не имеют опыта работы (таблица 1).

Таблица 1- Численность незанятой молодежи с разбивкой по возрастным категориям и наличию профессионального опыта (по результатам выборочных обследований рабочей силы)

Опрошенные безработные - всего
в том числе по возрастным группам
15 - 19
20 - 24
25 - 29
30 - 34
99 чел.
394 чел.
270 чел.
366 чел.
в том числе:
имеют опыт работы, чел.
9
88
157
293
% от численности безработных соответствующей возрастной группы
9%
22%
58%
80%
ранее не имели работы, чел.
90
306
113
73
% от численности безработных соответствующей возрастной группы
91%
78%
42%
20%
Источник: составлено авторами по: Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2024. Росстат M., 2024.

В ходе исследования авторы провели социологический опрос, посвященный конкурентоспособности молодежи на рынке труда г. Челябинска. Опрос был проведен в апреле 2025 г., в нем приняло участие 274 молодых человека (работающая молодежь, студенты ВУЗов, CCУЗов, школьники), 46 представителей работодателей. Результаты опроса показали, что основными проблемами молодых людей при трудоустройстве (рисунок 2) является отсутствие опыта работы, низкий уровень оплаты труда по предлагаемым вакансиям, недостаточность профессиональных знаний и навыков поиска работы и прохождения собеседований.

Рисунок 2- Проблемы, с которыми наиболее часто сталкиваются молодые люди при трудоустройстве по мнению молодежи и работодателей (% выбравших соответствующий вариант ответа)

Источник: составлено авторами

В итоге проведенного опроса была дана оценка конкурентоспособным качествам молодежи на рынке труда. Качества, подлежащие оценке, были разбиты на три группы: 1) профессионально – квалификационные качества (качество образования, уровень знаний и умений по профилю работы, опыт работы по профессии, владение цифровыми технологиями, готовность к освоению новых компетенций, к саморазвитию); 2) личностные качества (ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, уровень мотивации к труду, готовность к работе с полной отдачей сил, уровень здоровья и стрессоустойчивости); 3) качества, необходимые для успешного трудоустройства (умение находить рабочее место на рынке труда; умение убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами). Данные качества были оценены по 5 – бальной шкале как самими молодыми людьми, так и работодателями. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3- Оценка качеств конкурентоспособности молодежи на основе мнений работодателей и молодых людей

Источник: составлено авторами

Из представленного рисунка 3 видно, что работодатели оценили конкурентоспособные качества молодежи ниже, чем сами молодые люди. Причем наибольшую разницу получили оценки, связанные с личными качествами молодых людей, такие как ответственность, дисциплинированность, уровень мотивации к труду. Также работодатели не очень высоко оценивают качество образования и уровень профессиональной подготовки. Такое расхождение оценок влияет на возможности трудоустройства молодых людей, предлагаемые работодателями должности и уровень заработной платы, а также на последующее закрепление молодежи в организациях.

Как отмечает Рыбакова И. С. [13] тенденция сокращения участия молодежи в рабочей силе обусловлена, в том числе, такими причинами, как «завышенные ожидания молодежи при устройстве на работу, недоверчивое отношение работодателей (предложение низкооплачиваемых должностей без карьерного роста), неподготовленность выпускников к трудовой деятельности (отсутствие практических навыков), несоответствие требованиям бизнес-среды и рынка труда и т.д.» [13].

Важным фактором повышения успешности трудоустройства молодежи выступает мотивация к трудовой деятельности, те стороны трудовой жизни, которые для молодых людей являются наиболее важными и привлекают их к реализации своего трудового потенциала в организации. По результатам проведенного опроса (рисунок 4) для молодых людей наиболее важным в трудовой деятельности является размер заработной платы, удобный режим работы и условия труда, карьера и должностной рост, престиж профессии и возможность себя реализовать.

Рисунок 4 – Распределение ответов молодых людей в возрасте от 18 – 35 лет на вопрос «Что для вас является наиболее важным в трудовой деятельности?» (% выбравших соответствующий вариант ответа)

Источник: составлено авторами

Полученные данные коррелируют с результатами мониторингового опроса ВЦИОМ россиян о работе [9], опубликованными в апреле 2024 г. На рисунке 5 представлено распределение ответов молодых людей в возрасте от 18 – 34 года на вопрос «Если бы Вам пришлось сейчас устраиваться на работу, то что для Вас было бы наиболее важным?», лидирующими являются размер заработной платы, возможность профессиональной самореализации, удобный режим и график работы, хорошие условия труда и отношения с руководством и коллективом, предоставление социальных гарантий, предусмотренных законом.

Все это говорит о том, что для того, чтобы вовлечь молодых людей в трудовую деятельность, стимулировать их к максимальной реализации своего потенциала необходимо учитывать данные факторы, расставляя соответствующие приоритеты кадровой политики, политики создания и совершенствования качества трудовой жизни.

Рисунок 5 – Распределение ответов молодых людей в возрасте от 18 – 34 года на вопрос «Если бы Вам пришлось сейчас устраиваться на работу, то что для Вас было бы наиболее важным?» (% выбравших соответствующий вариант ответа)

Источник: составлено авторами по результатам опроса ВЦИОМ Не только деньги, или О факторах выбора работы в России. 4.04.2024 // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ne-tolko-dengi-ili-o-faktorakh-vybora-raboty-v-rossii

Данный вывод подтверждают результаты исследования формирования конкурентоспособности работников современных организаций, проведенные Вашаломидзе Е. В., Костюченко С. Б. [2]. Авторы указывают, что «доля безработных выпускников, согласно данным Росстата, постоянно увеличивается, в первый год после выпуска доля нетрудоустроенных по специальности и безработных выпускников минимальная, однако, начиная со второго года эта доля устойчиво и фактически экспоненциально нарастает. Из этого можно заключить, что знания, умения, навыки, образующие профессиональные компетенции выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений либо становятся невостребованными, либо выпускники не видят для себя достаточных перспектив карьерного роста и поэтому покидают изначально выбранные рабочие места» [2]. Также авторы отмечают, что «численность работников, имеющих заработную плату на среднем уровне или на уровне ниже среднего, значительно больше численности тех, кто имеет высокую заработную плату. Это позволяет говорить о том, что в российской экономике снижается количество стимулов к повышению профессиональных компетенций, поскольку ограничения в оплате труда снижают мотивацию работников организаций к развитию своих знаний, умений, навыков, а также прочих способностей» [2]. Зарубежные исследования [21] показывают, что проблемы при переходе молодых людей от обучения к стабильной занятости влекут за собой негативные последствия, приводя к существенному росту нестабильной и нестандартной занятости, что приводит к нарушению дальнейшего профессионального и карьерного и роста, увеличивает риск безработицы в будущем.

В качестве результата исследования установлено, что целесообразно рассматривать направления повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда как со стороны предложения, что отражает тенденции формирования конкурентоспособности, так и, со стороны спроса на труд, что отражает возможности реализации и дальнейшего развития трудового потенциала молодежи, а также со стороны инфраструктуры рынка труда, включающего информационное обеспечение рынка труда, государственные службы занятости, рекрутинговые агентства, службы управления персоналом организаций, нормативно – правовое обеспечение. Исходя из этих направлений, была проанализирована практика российских регионов.

В таблице 2 представлены причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда и лучшие региональные практики в РФ.

Таблица 2 - Лучшие региональные практики в РФ по повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда

Причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда
Лучшие региональные практики в РФ
- отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
- низкое качество существенной части вакансий для молодежи (временная или сезонная занятость, отсутствие социальных гарантий, минимальная оплата труда и пр.);
- неудовлетворенность молодежи с профессиональным образованием качеством рабочих мест, предлагаемых на региональных рынках труда (прежде всего, по востребованности навыков и уровню оплаты труда).
Новгородская область
Предоставляются субсидии на возмещение затрат:
- на оборудование рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений;
- связанных с трудоустройством несовершеннолетних по квоте
Новосибирская область
- доплаты молодым преподавателям ИТ, оставшимся работать после окончания обучения;
-дополнительные выплаты на конкурсной основе учителям информатики;
Приморский край
Обеспечивается поддержка временно работающих школьников.
Самарская область
Предоставляются меры поддержки молодым специалистам, трудоустроенным по полученной востребованной на рынке труда профессии.
Сахалинская область
- меры поддержки молодых специалистов, включающие квотирование рабочих мест, впервые ищущих работу,
- предоставление единовременных и ежемесячных денежных пособий, дополнительных надбавок к зарплате, обеспечения служебным жильем или компенсации аренды, компенсации коммунальных услуг и проезда,
- в рамках квотирования заключатся трудовой договор с работодателем, что позволяет молодому специалисту наработать профессиональный стаж и получить предложение от работодателя о продлении трудового договора,
- заключаются договора с работодателями об организации преддипломной практики
Республика Саха (Якутия)
- проект «Учитель Арктики» для поддержки и закрепления педагогов, молодым специалистам выплачивают единовременное подъёмное пособие и компенсацию проездных расходов.
- программа «Молодой оленевод», выплаты предоставляют молодым оленеводам младше 35 лет на приобретение жилого помещения или создание объекта ИЖС на территории муниципального района, в котором он занимается оленеводством.
Тверская область
организуют временные рабочие места для молодежи через формирование студенческих трудовых отрядов
Ярославская область
- для содействия занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в Ярославской области реализуют квотирование рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан
Красноярский край
Субсидирование найма молодых специалистов
Новгородская область
Предоставляются субсидии на возмещение затрат:
- на оборудование рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе молодого возраста;
- на оплату труда наставников при трудоустройстве незанятых инвалидов молодого возраста
- дефицит технических навыков, необходимых для выполнения конкретных рабочих задач, базовых компетенций
- низкий уровень профориентации молодежи, отсутствие у многих молодых людей ценностной доминанты на самореализацию в труде;
- неудовлетворенность со стороны работодателей качеством рабочей силы молодежи и ее готовностью к труду;
- отсутствие у молодежи опыта работы;
Вологодская область
Программа «Профстарт – стажировка для выпускников», предусматривающая, в том числе, гарантированное собеседование с работодателями
Красноярский край
Поддержка наставничества, оплачиваемые стажировки
Оренбургская область
- профориентационные акции: «Выбор», «Единый День профориентации», «Формула успеха», презентации востребованных профессий, родительский всеобуч «Родителям о профессиях», профориентационные вебинары «Профконтур», экскурсии на предприятия,
- конкурсы среди учащихся на лучший стенд, постер о будущей профессии, опросы старшеклассников о профессиональных предпочтениях и другое.
Сахалинская область
- практикуется «Комплекс мер, направленных на развитие региональной профориентационной среды в Сахалинской области», в школах открываются классы нефтегазовой (и другой) направленности, способствующие поступлению детей в местный вуз и трудоустройству в проектах Сахалин-1, Сахалин-2.
Ярославская область
- развитие целевого обучения по востребованным в регионе профессиям;
Проведение профориентационных мероприятий со школьниками: «Дни профессионального образования», «Ярмарки учебных мест», «Скажи профессии "Да!"
недостаток информации о востребованных профессиях и имеющихся рабочих местах, с ограниченный доступом к каналам поиска работы
Ивановская область
Действует подпрограмма «Информирование о положении на рынке труда в Ивановской области», готовятся и издаются справочные и информационные материалы для населения и работодателей, оформляется наглядная агитация, изготавливаются или арендуются рекламные щиты. Материалы размещаются в СМИ, массово освещается в Интернете в виде постов, историй и рекламы в социальных сетях и мессенджерах.
В учебные учреждения на постоянной основе предоставляется информация о положении на рынке труда.
Оренбургская область
Проводятся практикумы «Профессиональный стартап» со студентами выпускных курсов, где обсуждаются психологические аспекты поиска работы, проводится обучение навыкам проведения собеседования и составления резюме, оказывается юридическая помощь будущим молодым специалистам.
Самарская область
Учреждения, занимающиеся трудоустройством молодежи: Молодежный центр «Самарский» и «Дом молодежи». Специалисты этих учреждений организуют информирование о трудоустройстве, взаимодействуют с работодателями по трудоустройству молодежи в рамках местного и областного финансирования, проводят методические консультации по организации временных рабочих мест с выплатой заработной платы за счет средств работодателей.
В области организуются пресс-туры на ведущие предприятия региона, трудоустраивающие граждан, а также в образовательные учреждения, обучающие безработных и работающих граждан, с последующим размещением материалов в СМИ. Информация о мероприятиях службы занятости населения, предоставлении государственных услуг размещена в свободном доступе на официальном сайте министерства (trud.samregion.ru), а также для максимального охвата молодежной аудитории на официальных аккаунтах Министерства в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм-канал министерства). В социальной сети в ВКонтакте создано 29 сообществ центров занятости населения области.
Санкт-Петербург
Специалисты Службы занятости в работе с молодежью используют следующие информационные ресурсы Интернета: группа Службы занятости «В контакте», Санкт-Петербургский портал по профессиональной ориентации граждан pkp.r21.spb.ru, сайты postupi.online, proektoria.online, smartia.me, dv-arctic.labourmarket.ru, ucheba.ru, игры «профХ», Профессьянс, а также «Атлас новых профессий 3.0».
В городе работает Молодежная биржа труда.
Ярославская область
Реализуется проект по созданию и внедрению информационной системы содействия трудоустройству обучающихся (выпускников) профессиональных образовательных организаций, функционально подчиненных департаменту образования Ярославской области. Это региональный ресурс в сети Интернет https://profijump.ru/, который содержит базу резюме выпускников профессиональных образовательных организаций, информацию о вакансиях и предложениях работодателей в регионе.
Источник: составлено авторами на основе аналитического доклада «Практика работы региональных государственных органов по реализации программ занятости молодёжи» Федерации независимых профсоюзов [1]

Таким образом, в повышении конкурентоспособности молодежи и ее занятости не только заинтересованы, но и получают определенные выгоды все субъекты рынка труда: работодатели, образовательные учреждения, государственные органы власти и управления, осуществляющие деятельность в социально-трудовой сфере.

Для органов государственной власти повышение конкурентоспособности молодежи способствует снижению уровня безработицы, повышению производительности труда, внедрению инноваций, снижение дефицита кадров и обеспечение развития стратегически важных отраслей экономики, а также обеспечивается долгосрочное развитие экономики и социальной сферы.

Особо важное значение приобретает информационное обеспечение, что способствует «повышению эффективности информационного обмена между участниками рынка труда, в результате такого взаимодействия происходят преобразования, которые позволяют стимулировать развитие каждого из участников рынка; сократить качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы; повысить эффект от реализации государственных программ содействия занятости населения» [4]. На уровне работника роль информационных каналов состоит в самореализации личности, когда человек в условиях конкуренции должен определит свое положение в обществе за счет максимальной мобилизации энергии и инициативы, природных дарований, приобретенных знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции [4].

Для бизнеса высокий уровень конкурентоспособности молодежи способствует снижению затрат на адаптацию и обучение персонала, снижает дефицит кадров, способствуя заполнению вакансий квалифицированными специалистами, молодые люди имеют большой потенциал для роста и развития, что позволяет компаниям инвестировать в их человеческий капитал, молодежь лучше адаптирована к работе с новыми технологиями, быстрее осваивает цифровые инструменты, что обеспечивает приток инновационных идей и современных технологий в организацию.

Для ВУЗов и ССУЗов также выгодно заниматься повышением конкурентоспособности молодежи, так как успешное трудоустройство выпускников и их высокая конкурентоспособность напрямую влияют на репутацию учебного заведения, привлекает талантливых абитуриентов, повышает мотивацию к учебе, что позволяет привлечь дополнительное финансирование от государства и бизнеса, способствует созданию базы практик и стажировок, улучшить подготовку студентов, повысить качество образования.

Комплексная система мер будет включать организационные, информационные и профориентационные мероприятия, содержащие ключевые направления повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда:

- совершенствование образовательного процесса, расширение его доступности, в том числе, через онлайн-платформы, что позволит молодым людям получить актуальные знания и востребованные навыки, существенно повышающие их шансы на успешное трудоустройство;

- предоставление молодым людям возможностей для получения практического опыта работы и создание эффективной системы практико - ориентированного обучения, включающего в себя разработку комплексных программ стажировок, укрепление партнерских связей с работодателями, всестороннюю поддержку начинающих предпринимателей;

- стимулирование молодежного предпринимательства, поддержка молодых бизнес-инициатив, предоставление грантов, льготного кредитования, консультационной поддержки и образовательных программ для начинающих бизнесменов;

- цифровизация рынка труда, расширение доступа к современным информационным технологиям, формирование цифровых навыков у молодежи, что открывает дополнительные возможности для их трудоустройства в динамично развивающихся секторах экономики;

- создание экосистемы трудоустройства с использованием инновационных инструментов, разработка цифровых платформ для поиска работы, организация карьерных форумов, проведение профессиональных конкурсов, формирование базы вакансий для молодых специалистов.

Реализация данной комплексной системы мер позволит создать благоприятные условия для профессионального роста молодого поколения и повышения его конкурентоспособности на современном рынке труда.

Повышение конкурентоспособности молодежи является стратегически важным направлением для всех участников рынка труда, поскольку приносит существенные выгоды как работодателям и образовательным учреждениям, так и государственным органам власти. Эффективная реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности молодежи будет способствовать решению ключевых задач в сфере занятости: снижению безработицы, обеспечению организаций квалифицированными кадрами, стимулированию инновационного развития экономики.

Заключение

Проведенное исследование позволило определить ключевые направления повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда. В ходе исследования был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по определению направлений повышения конкурентоспособности молодежи, который показал, что позиции авторов можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя исследования, непосредственно посвященные конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Вторая группа исследований направлена на исследование молодежного рынка труда, выявление причин и решение проблем молодежной безработицы и через это совершенствование государственной политики занятости. К третьей группе работ можно отнести аналитические отчеты российских и зарубежных организаций, научные исследовательские отчеты, статьи зарубежных авторов, посвященные изучению молодежной безработицы, систематизации и анализу международного опыта, опыта российских регионов в решении проблем молодежного рынка труда, оценке эффективности реализуемых программ повышения занятости молодежи.

Были установлены причины низкой конкурентоспособности молодежи и представлены лучшие региональные практики РФ по решению данной проблемы.

Результаты проведенного авторами социологического исследования показали, что молодежь испытывает ряд трудностей при трудоустройстве из-за: отсутствия опыта работы, низкого уровня оплаты труда по предлагаемым вакансиям, недостаточной базой профессиональных знаний и навыков поиска работы и прохождения собеседований. Со стороны представителей работодателей была дана оценка конкурентоспособных качеств молодежи, которые показали, что наиболее высоко работодатели оценивают владение молодыми людьми цифровыми навыками и умениями находить рабочее место на рынке труда и убедить работодателя в своих преимуществах, по сравнению с другими кандидатами. Тогда как такие важные характеристики, как качество образования, уровень знаний, умений, навыков, опыт работы по профессии, а также личные качества (ответственность, дисциплинированность, уровень мотивации) получили достаточно низкие оценки. Также в результате исследования было выявлено расхождение в оценках уровня конкурентоспособности молодежи работодателями и молодыми людьми, причем молодые люди оценили свой уровень более высоко. Это объясняет то, что работодатели склонны предлагать молодым людям определенные вакансии и невысокий уровень оплаты труда, а молодые люди, часто разочаровываются в трудовой деятельности и стремятся найти более комфортную и высокооплачиваемую работу.

В исследовании была предложена комплексная система мер, включающая организационные, информационные и профориентационные мероприятия, содержащие ключевые направления повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда.


Источники:

1. Аналитический доклад «Практика работы региональных государственных органов по реализации программ занятости молодёжи». Федерация независимых профсоюзов. Приложение № 2 к постановлению Исполкома ФНПР от 15.02.2023 № 2-4. Fnpr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://fnpr.ru/documents/dokumenty-federatsii/postanovlenie-ispolkoma-fnpr-ot-15-02-2023-2-4.html (дата обращения: 27.06.2025).
2. Вашаломидзе Е.В., Костюченко С.Б. Формирование конкурентоспособности работников современных организаций // Экономика труда. – 2024. – № 6. – c. 925-940. – doi: 10.18334/et.11.6.121248.
3. Вашаломидзе Е.В., Крекова М.М., Ведехин А.Ю. Направления снижения молодежной безработицы // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – № 3. – c. 303-312. – doi: 10.38197/2072-2060-2023-241-3-303-312.
4. Воробьева Ж.Л. Особенности формирования современного рынка труда: информационное обеспечение. / Автореферат дисс.,.. кандидата экономических наук. - Москва, 2012. – 25 c.
5. Забелина О.В., Асалиев А.М., Дружинина Е.С. Проблемы молодежного сегмента российского рынка труда и новые акценты политики поддержки занятости молодежи // Экономика труда. – 2021. – № 9. – c. 985-1002. – doi: 10.18334/et.8.9.113473.
6. Колесникова О.А., Донецкий А.М. Конкурентоспособность молодежи: теоретические и практические аспекты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – c. 73-79.
7. Колмакова И.Д. Социально-экономические особенности регионального рынка труда // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 2(27). – c. 102-105.
8. Масленникова Е.В., Антонова О.А., Колесник Е.А., Елисеева Е.Н. Дефицит работников на рынке труда: возможности преодоления для устойчивого развития региона. / Сборник научных статей: Устойчивость демографического развития: детерминанты и ресурсы. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2024. – 259-270 c.
9. Мурычев А.В. Ключевые направления развития российской экономики: взгляд бизнеса // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2024. – № 4. – c. 188-191. – doi: 10.38197/2072-2060-2024-248-4-188-191.
10. Национальные рейтинги по трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования. Trudvsem.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trudvsem.ru/ratings_education_organizations/universities (дата обращения: 27.06.2025).
11. Не только деньги, или о факторах выбора работы в России. Wciom.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ne-tolko-dengi-ili-o-faktorakh-vybora-raboty-v-rossii (дата обращения: 27.06.2025).
12. Основные итоги работы Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области в 2023 году. Szn.gov74.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://szn.gov74.ru/szn/activities/itogi2022.htm?ysclid=m9cn5zyjxr839141617 (дата обращения: 27.06.2025).
13. Рыбакова И. С. Динамика занятости молодежи с высшим образованием в России // Экономика труда. – 2024. – № 11. – c. 1861-1880. – doi: 10.18334/et.11.11.121925.
14. Санкова Л.В., Богаченко Е.Д., Отставнова Л.А. Молодежь на рынках труда регионов: основные тренды, новые вызовы и перспективы // Human Progress. – 2024. – № 1. – c. 4. – doi: 10.34709/IM.1101.4.
15. Суворова В.В., Мезенцев Ю.М. К вопросу оценки конкурентоспособности молодежи на рынке труда муниципального образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 4. – c. 40-46.
16. Эффективные механизмы регулирования рынка труда предложили на заседании Президиума РАН. New.ras.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://new.ras.ru/activities/news/effektivnye-mekhanizmy-regulirovaniya-rynka-truda-predlozhili-na-zasedanii-prezidiuma-ran-/ (дата обращения: 27.06.2025).
17. Card D., Kluve J., Weber A. What Works? A Meta Analysis of Recent Active Labor Market Program Evaluations. IZA Discussion Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w21431/w21431.pdf (дата обращения: 31.03.2025).
18. Global Employment Trends for Youth 2024. Decent work, brighter futures. - Geneva: International Labour Organization, 2024. – 116 p.
19. Datta N., Assy A., Buba J., Johansson de Silva S., Watson S., et al. Integrated Youth Employment Programs. - Washington: International Bank for Reconstruction and Development, 2018. – 60 p.
20. Pompei F., Selezneva E. Education mismatch and youth labour force status in Europe. / In book: Young People and the Labour Market: A Comparative Perspective. - London, UK: Routledge, 2018. – 31-64 p.
21. Stuth S., Jahn K. Young, successful, precarious? Precariousness at the entry stage of employment careers in Germany // Journal of Youth Studies. – 2020. – № 6. – p. 702-725. – doi: 10.1080/13676261.2019.1636945.
22. Yeung W.-J.J., Yang Y. Labor Market Uncertainties for Youth and Young Adults: An International Perspective // Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2020. – № 1. – p. 7-19. – doi: 10.1177/0002716220913487.
23. Youth Employment: Impact, Challenges and Opportunities for Social Development Conference room paper. Commission for Social Development Forty-fifth session. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/csocd45emergingissues.pdf.

Страница обновлена: 07.07.2025 в 21:43:55