Молодежь на рынке труда в цифровую эпоху: социально-профессиональный аспект
Зинич А.В.1, Ревякина Ю.Н.1, Ревякин П.И.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 10 (Октябрь 2022)
Цитировать:
Зинич А.В., Ревякина Ю.Н., Ревякин П.И. Молодежь на рынке труда в цифровую эпоху: социально-профессиональный аспект // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 10. – С. 1605-1616. – doi: 10.18334/et.9.10.116408.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49850146
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Современный рынок труда предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню. В статье рассматривается как цифровая трансформация рынка труда воспринимается современной молодежью? Испытывает ли она обеспокоенность из-за увеличения темпов автоматизации и распространения технологий, позволяющих если не заменить, то существенно сократить долю ручного рутинного труда, одновременно предъявляющих повышенные требования к цифровой компетентности работников? Авторами получены новые результаты, отражающие отношение молодежи десяти регионов РФ к своему будущему на рынке труда. Проанализировано как современные молодые люди оценивают свои надпрофессиональные компетенции и какие навыки считают необходимыми для успешной конкуренции на рынке труда. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе повышения квалификации кадров, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками.
Ключевые слова: Молодежь, рынок труда, цифровая эпоха
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366
JEL-классификация: J13, J21, J24
Введение
Современное общество испытывает значительное влияние цифровых технологий во всех сферах, начиная от ежедневных бытовых реалий и рабочих инструментов и заканчивая целыми процессами и явлениями в экономике, политике, культуре [6, 9] (Denisov, 2018; Samorodova, 2022). Возрастает зависимость индивидов, организаций и обществ от цифровых технологий и цифровой инфраструктуры. Цифровая интервенция сформировала новый мир социально-экономического пространства, который получил название «цифровое общество».
Хотя данный термин не совсем верен в том плане, что общество не создается цифровыми технологиями, а напротив, порождает их для своего развития и удовлетворения возрастающих потребностей в потреблении и комфорте, основные тренды показывают рост использования цифровых технологий, особенно в области искусственного интеллекта, и становление новой цифровой экономики. McAfee и Brynjolfsson указывают, что основными источниками изменений в результате цифровизации являются машинное обучение, платформенное мышление и краудсорсинговые технологии [2, 4] (Volkova, Kozlova, Petrova, 2021; Gladilina, Kadyrov, Stroganova, 2019).
Цифровизация всех видов деятельности приводит к пересмотру подходов к определению эффективности человека не только на рынке труда, но и в процессе обучения и выбора своего профессионального пути. Трансформируются критерии успешности профессионалов, от ранее фокусируемых на знаниях, умениях и навыках до активно развивающегося компетентностного подхода, ориентированного на потребности рынка труда, и социально-экономических тенденций в обществе [1, 3] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020; Lopatina, Leonova, Travkin, Roshchin, Rudakov, 2020).
Цель нашего исследования – выявление особенностей поведения молодых людей на рынке труда в условиях цифровизации. Авторами получены новые результаты, отражающие отношение молодежи десяти регионов РФ к своему будущему на рынке труда. Проанализировано, как современные молодые люди оценивают свои надпрофессиональные компетенции и какие навыки считают необходимыми для успешной конкуренции на рынке труда. В качестве респондентов выступали обучающиеся средних, средних профессиональных и высших образовательных учреждений, молодые специалисты Сибирского федерального округа в возрасте 14–35 лет. Выборочная совокупность составила 5000 человек.
Основная часть
Для выявления особенностей поведения молодых людей на современном рынке труда нами было опрошено 5000 человек, проживающих в Республике Алтай, Республике Тыва, Республике Хакасия, Алтайском крае, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях. В социологическом опросе, проведенном в 2021 году, приняли участие 36,7% респондентов в возрасте 14–17 лет, 53% респондентов в возрасте 18–24 лет и 10,3% молодежи в возрасте 25–35 лет [7] (Zinich, Revyakina, Skosyreva, Pomogaev, Revyakin, 2022).
Программа исследования включала блок вопросов, отражающих мнение молодых людей о роли и месте человека на рынке труда в эпоху цифровизации. В частности, был задан вопрос: «На Ваш взгляд, цифровизация (роботизация, искусственный интеллект, машинное обучение, Big Data, AR/VR технологии и пр.) оставит место человеку на рынке труда?». Ответы респондентов распределились довольно интересным образом: около трети молодых людей (33,1%) отметили, что роль человека не стоит недооценивать. Можно утверждать, что еще треть (37,6%) согласились с данным мнением, добавив, что «машины» заберут лишь рутинные процессы, все же оставив функцию управления человеку. Лишь 11% опрошенных настроены скептически, полагая, что все процессы станут цифровыми (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос о вытеснении человека с рынка труда современными технологиями
Источник: составлено авторами.
С одной стороны, молодежь активно включена в цифровую реальность, новые технологии выступают частью ее повседневной жизни, опосредуя многие личностно значимые процессы – работу, учебу, межличностные взаимоотношения, персонализированы под нужды и предпочтения, и посему наделяются некоторыми эмоциональными свойствами. С другой – молодежь надеется на сохранение превосходства, демонстрируя скептическое отношение к цифровым новинкам и веру в свои силы, не желая заглянуть за горизонт актуальных событий. К примеру, уже сегодня есть множество примеров того, как технологии справляются с задачами, которые раньше считались по силам только человеку: нейронные сети сочиняют музыку и пишут художественные произведения, сценарии и научные работы, рисуют картины, «умеют» петь и помогают в лечении пациентов. Очевидно, что будущим поколениям придется принять эту реальность и адаптироваться под нее.
Сравнительный анализ по регионам [1] показал, что вера в то, что все процессы у будущем станут цифровыми, была в большей степени присуща жителям Республики Хакасия (26,7%), Республики Алтай и Красноярского края (14–15%) и меньше всего разделялась молодыми людьми, проживающими в Алтайском крае (6,5%), Кемеровской и Иркутской областях (10,0%). Респонденты из этих же регионов, а также из Республики Алтай чаще, чем в других регионах, считали, что будущее цифровизации состоит в полной автоматизации рутинных процессов (38–46%), тогда как меньше всего таких ответов было получено в Республике Хакасия (20%). Жители Алтайского края (14,7%) и Кемеровской области (11,0%) реже отстаивали позицию о том, что, возможно, в будущем человеком будут управлять технологии (больше всего ответов данной категории было получено в республиках Тыва и Хакасия – 30–33%), тогда как непреходящую значимость человека чаще отстаивали в Кемеровской и Новосибирской областях (около 37% в каждом регионе) и сравнительно реже в Республике Хакасия (20,0%) (рис. 2). Таким образом, молодежь, проживающая в разных регионах, по-разному относилась к цифровой реальности и ее влиянию на сферу труда и занятости.
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос о вытеснении человека с рынка труда современными технологиями в региональном разрезе
Источник: составлено авторами.
Сравнительный анализ в социально-профессиональных группах показал, что в полную замену человека цифровыми технологиями чаще верят школьники (16,0%) и реже – студенты вузов (7,2%), что студенческая молодежь больше других категорий отстаивает позиции об автоматизации рутинных процессов (45%) и не верит в то, что технологии смогут управлять человеком (14%, близкую позицию занимает работающая молодежь – 18,0%), тогда как в других группах отношение к ним примерно одинаковое. Относительно оценки роли человека ответы были практически единодушными, однако студенты учреждений НПО в большей степени сомневались, что эту роль удастся сохранить (24,0%, в других группах – 32–38%) (рис. 4).
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос о вытеснении человека с рынка труда современными технологиями в различных группах молодежи Источник: составлено авторами.
В процессе разработки программы исследования нами было сделано предположение о том, что при выборе будущего места работы молодые люди в большинстве своем будут ориентироваться на уровень внедрения цифровых сервисов и технологий в компании. Полученные данные подтвердили данную гипотезу. 37,5% респондентов хотя и сомневаются в уровне своих цифровых компетенций, но демонстрируют намерение работать в подобных компаниях. Однозначно же поддержали данный тренд 24,3% молодых людей. Немногочисленная группа молодежи (8,2%) были не только не уверены в своих силах, но и не желали прикладывать усилия для повышения уровня своих цифровых навыков, совсем небольшая часть молодых людей (3,3%) – выразили свою полную несовместимость с цифровыми технологиями и почти треть (26,7%) – не имели совсем никакого мнения и не желали отвечать на данный вопрос (рис. 5).
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «При выборе будущего места работы Вы будете ориентироваться на уровень внедрения цифровых сервисов и технологий в компании?»
Источник: составлено авторами.
Таким образом, более половины молодых людей в сибирских регионах (61,8%) имеют позитивные установки в отношении своего будущего в условиях цифровой трансформации, готовы получать дополнительное образование и совершенствоваться для того, чтобы вписаться в реалии новой цифровой экономики.
Анализ показал, что статистические различия по регионам были значимы только по промежуточным категориям: так, неготовность подстраиваться под новую реальность выразили 21,6% респондентов в Красноярском крае и 17,2% – в Томской области, категорическую неготовность чаще демонстрировали молодые жители Республики Хакасия (14,3%) (рис. 6). Однако в чем причина таких ответов и есть ли какие-то региональные особенности, которые могли бы их объяснить, выяснить на основе полученных данных было невозможно, требуется изучить мнения экспертов и особенности регионов, что возможно станет предметом будущих исследований.
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос о выборе работы в высокотехнологичной компании и соответствии кандидатуры в разрезе регионов исследования
Источник: составлено авторами.
Кроме территориальных различий отношение и поведение на рынке труда частично зависели от социально-профессионального статуса молодых людей. Доля положительных ответов («однозначно да») была примерно равной во всех группах, тогда как по остальным стратегиям различия были существенными. Так, на готовность к самообразованию и приложению усилий для того, чтобы соответствовать требованиям конкурентной цифровой среды, чаще указывали студены вузов (52,4%) и работающая молодежь (44,7%), тогда как другие группы, особенно студенты НПО (32,8%), значительно уступали в таких стремлениях. Вузовская молодежь также значимо реже давала отрицательный ответ «однозначно нет» (всего 2,0%). Студенты учреждений начального и среднего профессионального образования, напротив, чаще разделяли позицию о том, что они не будут ориентироваться на компании, которые следуют за цифровыми трендами, и предпринимать действия по повышению уровня своей цифровой конкурентоспособности (18,3%, в других группах доля таких ответов не превышала 10%) (рис. 7). Таким образом, если две наиболее сильные группы молодежи – студенты и работающая молодежь – проявляли активность в самоопределении на рынке труда, были готовы использовать современные возможности и следовали принципу «никогда не говори “никогда”», то молодежь младшего возраста, без опыта работы и находящаяся на первых ступенях своего профессионального становления, была в значительной степени не уверена в себе и не готова к принятию ситуации на рынке труда.
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос о выборе работы в высокотехнологичной компании и соответствии кандидатуры в различных группах молодежи
Источник: составлено авторами.
Большое значение для становления будущего специалиста имеют надпрофессиональные навыки [5] (Davydov, Logunova, 2015), обладание которыми позволяет молодым специалистам успешно конкурировать на рынке труда. Проведенный контент-анализ мнений лидеров в СМИ и научной литературе позволил нам выделить семнадцать навыков, они представлены в таблице 1. Участники исследования оценивали их по пятибалльной шкале [4, 8, 10–12] (Gladilina, Kadyrov, Stroganova, 2019; Nestik, Soldatova, 2016; Skosyreva, Zinich, Revyakina, Vasyukova, Kuznetsova, Avlasovich, 2020; Soldatova et al., 2013; Soldatova, Rasskazova, 2016).
По каждому измерению (самооценки и необходимости) были рассчитаны средние значения для выявления общих тенденций. В таблице 1 приведены доли высоких оценок и средние значения. Визуализация на основе цветовых шкал демонстрирует полное совпадение двух инструментов.
Таблица 1
Оценка сформированности и необходимости надпрофессиональных навыков, востребованных в условиях цифровой экономики, средние значения и доли высоких оценок (4 и 5 баллов) (данные упорядочены по самооценке)
Надпрофессиональные навыки
|
Актуальная самооценка
|
Необходимость
|
Разница, %
| ||
Среднее значение
|
Доля высоких оценок, %
|
Среднее значение
|
Доля высоких оценок, %
| ||
Высокий
уровень работоспособности
|
3,79
|
64,0
|
4,59
|
89,9
|
25,9
|
Работа
с людьми
|
3,75
|
63,1
|
4,54
|
88,0
|
24,9
|
Социальное
мышление
|
3,71
|
60,9
|
4,5
|
87,5
|
26,6
|
Умение
принимать и реализовывать решения
|
3,7
|
60,5
|
4,61
|
90,5
|
30,0
|
Сила
личности
|
3,7
|
60,3
|
4,54
|
88,7
|
28,4
|
Уверенность
|
3,64
|
57,5
|
4,6
|
90,0
|
32,5
|
Бережливое
производство
|
3,64
|
57,4
|
4,36
|
82,8
|
25,4
|
Высокий
уровень саморегуляции
|
3,59
|
55,7
|
4,48
|
87,2
|
31,5
|
Высокий
уровень антиципации (способность предвидеть результаты)
|
3,53
|
53,0
|
4,48
|
87,7
|
34,7
|
Клиентоориентированность
|
3,48
|
52,0
|
4,43
|
84,6
|
32,6
|
Системное
мышление
|
3,35
|
46,3
|
4,33
|
82,9
|
36,6
|
Работа
в условиях неопределенности
|
3,31
|
44,8
|
4,31
|
81,5
|
36,7
|
Экологическое
мышление
|
3,32
|
44,3
|
4,19
|
78,3
|
34,0
|
Управление
проектами
|
3,23
|
40,6
|
4,37
|
84,1
|
43,5
|
Межотраслевая
коммуникация
|
3,21
|
40,3
|
4,29
|
81,6
|
41,3
|
Мультиязычность
и мультикультурность
|
3,12
|
39,4
|
4,22
|
78,0
|
38,6
|
Программирование
(робототехника) ИИ
|
2,67
|
27,4
|
3,99
|
71,0
|
43,6
|
В результате наиболее высоко молодежь оценила свой уровень работоспособности, навыки работы с людьми, уровень социального мышления, умения принимать решения, личностную силу (по данным позициям доля высоких оценок составила свыше 60% баллов). Близкие оценки были получены по показателям уверенности, бережливому производству, саморегуляции (56–58%). На среднем уровне были оценены способности антиципации (предвидения) событий, клиентоориентированность, работа в условиях неопределенности, экологическое мышление, управление проектами, межотраслевая коммуникация (от 40% до 53% высоких оценок, средние значения в диапазоне 3,2–3,5 балла). Самые низкие оценки были получены по навыкам мультиязычности и мультикультурности (39,4% высоких оценок, среднее значение – 3,12), а также по навыкам программирования и работы с искусственным интеллектом (27,4% высоких оценок, среднее значение 2,67).
Различия в разности высоких оценок свидетельствовали о том, что некоторые навыки молодые люди считали более перспективными и ощущали нехватку информации и потребность в обучении. Так, максимальные различия (более 40%) были выявлены по навыкам программирования и искусственного интеллекта, управления проектами, межотраслевой коммуникации. Значительный разрыв (35–38%) наблюдался между личной и проспективной оценкой сформированности системного мышления, работы в условиях неопределенности, мультиязычности и мультикультурности. Меньше всего (около 25–27% разницы) молодые люди были заинтересованы в улучшении своих навыков бережливого производства, работоспособности, работы с людьми, социального мышления, так как считали их достаточно сформированными или недостаточно важными.
Заключение
В рамках проведенного исследования нами проанализировано отношение молодежи к изменяющимся условиям на рынке труда. Предпринята попытка оценить, как молодые люди готовы позиционировать себя в новых реалиях и какие опасения испытывают. Респонденты отвечали на вопросы о роли человека на рынке труда будущего, о необходимости обладания некоторыми надпрофессиональными навыками. Социологические опросы в сибирских регионах показали, что молодежь имеет достаточно позитивный настрой, отводя себе как будущим профессионалам не последнее место, оценивая свои надпрофессональные навыки достаточно высоко и уделяя большое внимание развитию цифровых компетенций.
Однако нельзя не отметить низкий уровень уверенности молодых людей в своих цифровых компетенциях, и этот вопрос требует решения на различных уровнях, начиная со школьного образования и заканчивая развитием необходимой инфраструктуры, способной обеспечить доступ молодежи к новым знаниям, актуальным для цифровой экономики.
[1] Различия оценивались с помощью критерия χ2 и z-критерия для сравнения пропорций столбцов с поправкой Бонферонни для множественных сравнений. Приводятся отличия, значимые по крайней мере на 5%-ном уровне.
Источники:
2. Волкова И.А., Козлова О.А., Петрова В.С. Использование Big Data в экономике и управлении: подходы, проблемы и их решение // Современное программирование: Материалы III Международной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2021. – c. 304-308.– doi: 10.36906/AP-2020/60.
3. Лопатина М.В., Леонова Л.А., Травкин П.В., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда. / Информационный бюллетень. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 72 c.
4. Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 5. – c. 62-64.
5. Давыдов С.Г., Логунова О.С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2015. – № 41. – c. 120-141.
6. Денисов Д.В. От цифровой грамотности к цифровой компетентности // Педагогические и социологические аспекты образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2018. – c. 38-41.
7. Зинич А.В., Ревякина Ю.Н., Скосырева Н.Д., Помогаев В.М., Ревякин П.И. База данных оценок жизненных перспектив, целей и ценностей молодежи Сибирского федерального округа. Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49194311 (дата обращения: 09.10.2022).
8. Нестик Т.А., Солдатова Г.У. Основные модели цифровой компетентности // Наука. Культура. Общество. – 2016. – № 1. – c. 107-119.
9. Самородова Е.М. Взаимосвязь цифровизации общественной жизни, национального человеческого капитала и социально-экономического благополучия: результаты корреляционного анализа // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114240.
10. Скосырева Н.Д., Зинич А.В., Ревякина Ю.Н., Васюкова М.В., Кузнецова О.З., Авласович Е.М. Профессиональное самоопределение молодежи сравнительный анализ (1990-2020 гг.) // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5(84). – c. 247-250. – doi: 10.24411/1991-5497-2020-00949.
11. Солдатова Г.У. и др. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 282-284 c.
12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – c. 50-60. – doi: 10.11621/npj.2016.0205.
Страница обновлена: 11.08.2024 в 20:29:16