Уровень безработицы среди молодёжи и обеспечение условий для трудоустройства и предпринимательской деятельности в Болгарии

Терзиев В.1,2
1 Военная академия имени Георгия Раковского, Болгария, Русе
2 Руссенский университет им. Ангела Кънчева, Болгария, Русе

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Терзиев В. Уровень безработицы среди молодёжи и обеспечение условий для трудоустройства и предпринимательской деятельности в Болгарии // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – Том 3. – № 1. – С. 79-86. – doi: 10.18334/social.3.1.114540.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48906037

Аннотация:
Цель настоящего исследования – сделать краткий обзор и анализ уровня безработицы среди молодёжи на рынке труда в Болгарии. Кратко описаны программы и меры, которые диктуют условия болгарского рынка труда, согласно Закону о содействии занятости и Национальному плану действий по занятости. Сделана попытка краткого описания и аргументированного предложения по изменениям, чтобы используемые инструменты были более эффективными, делая выводы, что относительная доля безработной молодёжи самая высокая по сравнению с другими возрастными группами.

JEL-классификация: E21, E24. J13, J13, J64, J65



Введение

Уровень занятости и безработицы всегда были одним из основных индикаторов экономического и политического развития данного общества. Наиболее ощутимыми для конкретного человека являются последствия состояния рынка труда. На него влияют десятки факторов, значимость которых определяется по силе их воздействия. Бесспорно, негативные последствия эпидемического кризиса COVID-19 являются одним из тех факторов, которые по-разному воздействуют на отрасли экономики и, соответственно, оказывают существенное влияние на рынок труда. Предпринятые меры и программы, созданные правительствами и соответствующими организациями, создали определенные условия по преодолению критической ситуации, не приводя к окончательному решению и не усложняя его. Последующее возвращение к эпидемической ситуации уменьшало или усиливало влияние на эту группу факторов, создавая предпосылки для принятия кризисных решений, которые продолжаются по сей день.

Это в целом дает ответ или скорее объяснение, что предварительно подготовленные и существующие планы действий в таких кризисных ситуациях являются недостаточно эффективными по отношению к рынку труда.

И если мы примем, но не в абсолютном смысле, что присутствующие на рынке труда молодые люди из группы, которая легче адаптируется и является более креативной, то у нас будет только какое-то основание или точнее, нам нужно будет проанализировать существующую статистическую информацию за последние два года, чтобы установить наиболее критические ситуации при безработице среди молодежи и, прежде всего, факторы, которые сильнее всего влияют на эти процессы.

1. Уровень безработицы среди молодежи

Данные национального Агентства по трудоустройству показывают, что за 2020 г. безработица среди молодежи возрастом до 24 лет и до 29 лет в Болгарии выросла по сравнению с 2019 г. Среднемесячное количество зарегистрированных безработных возраста до 24 лет составляет 12 504, а в общем количестве безработных – это 5,2 %. Их количество увеличивается на 35,5 % (3 237 человек) по сравнению с 2019 г., а их относительная доля по сравнению с общим количеством зарегистрированных безработных возросла на 0.2 п.п. В 2020 г. количество зарегистрированных безработных возрастом до 29 лет в среднем составило 30 824 человека, что составляет 12,8 % от общего числа безработных. Параллель с 2019 г. показывает рост абсолютного числа, выраженного в 28,6 % (6 856 человек), а относительная доля по сравнению с общим количеством зарегистрированных безработных снизилась на 0,02 п.п.

Неактивность молодежи на рынке труда является результатом таких факторов, как:

· отсутствие взаимосвязи образования с рынком труда имеет существенное значение, поскольку это проблема и среднего, и высшего образования. Этот недостаток формирует нереальные ожидания у учащихся и отпугивает их при первом знакомстве с бизнес-требованиями;

· ряд культурных и социальных особенностей также оказывают влияние, такие как возраст, в котором молодые люди покидают родительский дом, низкая степень мобильности рабочей силы в целом;

· слабое социальное и экономическое развитие некоторых районов в стране и, в частности, проблемы с трудовой и социальной интеграцией этнических меньшинств;

· раннее прерывание образовательной системы тоже является одной из причин трудной реализации и социальной изоляции молодых людей;

· нереальные ожидания молодых людей по отношению к заработной плате, условиям труда и др.

Все эти факторы диктуют необходимость, прежде всего, работать в направлении предупреждения молодежной безработицы и неактивности. За этот период она реализуется через разные подходы, один из них – тесное партнерство с учебными заведениями.

Основная цель при осуществлении совместных инициатив – это предоставить доступ к информации о подходящей трудовой реализации с помощью организации форумов: «День открытых дверей», «День карьеры», «Вместе в будущее», «День профессий», «Национальные дни карьеры – Хорошая Карьера, Хорошая Жизнь» и информационных дней с учениками и студентами, которые заканчивают обучение, для консультаций по молодежной инициативе и мотивации к использованию инструментов рынка труда, которые осуществляются Агентством по трудоустройству и ее территориальными отделениями; популяризации процедур для поступления на летние стажировки студентов в государственной администрации.

Совместную работу для идентификации и регистрации неактивных молодых людей в центрах занятости осуществляют медиаторы для молодежи, районные медиаторы здравоохранения, эксперты по этническим и интеграционным вопросам, мэры маленьких населенных пунктов и др.

В 2020 г. 1 687 человек зарегистрированы в центрах занятости в результате работы медиаторов для молодежи.

2. Инструменты воздействия на безработицу среди молодежи

Использование набора инструментов воздействия на этот процесс играет существенную роль. Оно осуществляется с помощью механизма Национального плана действий по занятости Республики Болгария, который ежегодно принимается болгарским правительством.

Этот набор инструментов состоит из следующих проектов и мерок.

2.1. Проект «Готовы к работе»

Основная цель проекта «Готовы к работе» – это стимулировать активность молодых людей в возрасте до 29 лет, включая тех, которые не участвуют в образовании или обучении, не трудоустроены и не зарегистрированы как безработное лицо в центрах занятости, а также увеличить их шансы при поиске работы и трудовой реализации на рынке труда.

2.2. Европейская гарантия для молодежи

Отслеживание прогресса исполнения деятельности, которая связана с Национальным планом исполнения Европейской гарантии для молодежи. Европейская гарантия для молодежи способствует улучшению перехода от образования к трудоустройству молодых людей, которые зарегистрированы в центрах занятости, так же как и включение неактивных. Возможность учиться и работать лежит в основе профессионального развития и процветания каждого молодого человека. Действия, направленные на преодоление безработицы среди молодых людей, реализуются в контексте Национального плана исполнения Европейской гарантии для молодежи 2014–2020 гг. как приоритет по поощрению занятости – это ускоренное снижение безработицы среди молодых людей, особенно принадлежащих к группе неактивных. Исключительно важна своевременная и индивидуальная работа с каждым молодым человеком до 4 месяцев с момента регистрации в центре занятости, так как хорошее образование в сочетании с потребностями рынка труда – это гарантированная занятость.

Достигнутые результаты деятельности, ориентированные на молодых людей, представлены в таблице 1 [1].

Таблица 1

Индивидуальные планы действия недавно зарегистрированных молодых людей на бирже труда в 2020 г. в Болгарии

Показатель
Период 01.12.2020 г.
1. Недавно зарегистрированные молодые люди с приготовленными Индивидуальными планами действия
81 653
2. Трудоустроены и включены в обучение, в т.ч.:
47 908
2.1. Начали работу:
46 598
2.1.1. Начали работу на первичном рынке
40 768
2.1.2. Начали работу по Оперативной программе развития человеческих ресурсов
4 284
2.1.3. Начали работу по программе занятости
1 096
2.1.4. Начали работу в связи с мерами по улучшению занятости
450
2.2. Включены в обучение
1 310
2.2.1. Включены в обучение – ст. 63 Закона о содействии занятости
341
2.3. Индивидуальная консультация «лицо в лицо» молодых людей, не реже одного раза в месяц
240 713
Специализированные услуги консультанта:

1.Включены в «Ателье для поиска работы»
9 572
2.Предоставлена специализированная индивидуальная консультация с кейс-менеджером
655
3. Предоставлена специализированная индивидуальная консультация с психологом
889
4. Предоставлена групповая консультация с психологом
731
5. Проведение профориентации
33 882
5.1. Индивидуальная профориентация
30 125
5.2. Групповая профориентация
3 757
Источник: данные взяты из статистики Министерства труда и социальной политики в Республике Болгария [1].

2.3. Проект № BGО5М90PО01–1.005 – «Обучение и трудоустройство молодых людей»

Проект «Обучение и трудоустройство молодых людей» направлен на безработную молодежь возрастом до 29 лет путем предоставления возможности обучения и долгосрочных субсидий для трудоустройства. В соответствии с изменениями в критериях отбора для операции, принятых Комитетом по мониторингу Оперативной программы «Развитие человеческих ресурсов» 2014–2020 гг., срок исполнения проекта был продлен до 2023 г. Проект осуществляется в двух компонентах. Компонент I – это интеграция неактивной и безработной молодежи в возрасте до 29 лет, зарегистрированной в центрах занятости, трудоустроенных в реальном секторе или органах местного самоуправления путем проведения тренингов, адаптированных к индивидуальным потребностям рабочего места, и предоставления субсидий на трудоустройство. Компонент II – это интеграция неактивной и безработной молодежи с постоянной нетрудоспособностью в возрасте до 29 лет, трудоустроенной в реальном секторе или в органах местного самоуправления путем проведения обучения, адаптированного к индивидуальным потребностям рабочего места, предоставления субсидий на трудоустройство и единовременной финансовой помощи.

Главная цель – предоставить возможности для получения опыта работы безработным молодым людям, получившим высшее образование с целью облегчения перехода от образования к трудоустройству.

Ближайшие цели связаны с:

· предотвращением деквалификации молодежи;

· предотвращением «утечки мозгов»;

· предоставлением возможностей обновления общественной администрации;

· предоставлением возможностей последующего назначения части молодежи на постоянную работу;

· достижением гибкого сочетания знания, умения и опыта, соответствующих требованиям рыночной экономики.

Работодателями являются общественные администрации – центральные ведомства, включая их второстепенные уполномоченные по бюджетным кредитам и их территориальные подразделения администрации исполнительной власти согласно ст. 36 Закона об администрировании, областные и муниципальные администрации.

Главная ближайшая цель – это социальная интеграция экономически неактивных людей в трудоспособном возрасте и безработных, уязвимых групп на рынке труда и снижение риска бедности, а также поддержка трудовой и социальной интеграции безработных лиц путем предоставления посреднических услуг, определения других услуг (социальных, медицинских, образовательных и др.), в которых они нуждаются, и оказание помощи в их предоставлении. Поддержка организации и выполнения общественных работ безработными лицами в трудоспособном возрасте, получающими социальную помощь, с целью восстановления/приобретения трудовых навыков, мотивация к поиску работы и получению доходов от труда, а также улучшению условий жизни.

2.4. Проект «Новое начало для работы»

Суть этого проекта – повышение уровня и качества знаний, умений у безработных лиц путем обучения в профессиональных направлениях, востребованных работодателями, для достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда и обеспечения более высокого и качественного трудоустройства.

Конкретные цели связаны с предоставлением новых возможностей трудоустройства безработным лицам из малообеспеченных слоев населения посредством профессионального обучения для приобретения навыков и компетентностей; удовлетворением потребностей бизнеса путем обеспечения квалифицированными кадрами и достижения соответствия между умениями рабочей силы и потребностями работодателей на рынке труда; сокращением безработицы среди уязвимых групп на рынке труда путем обеспечения трудоустройства в соответствии с квалификацией человека и потребностями бизнеса; налаживанием сотрудничества между работодателями, обучающими организациями и социальной системой за счет целенаправленного использования государственных средств и предоставления возможности обучения на протяжении всей жизни для безработных из малообеспеченных слоев населения.

Одной из целевых групп проекта являются безработные молодые люди в возрасте до 29 лет.

2.5. Проект «Вызов»

Цель проекта – создание занятости лицам из наиболее малообеспеченных групп на рынке труда, а также повышение и/или получение профессиональной квалификации и необходимых умений 1 250 безработными/неактивными лицами по профессиям, востребованным на рынке труда.

Обучение рабочей силы по конкретно заявленным работодателями профессиям и специальностям для уменьшения дисбаланса между спросом и предложением кадров, а также для удовлетворения растущего спроса со стороны бизнеса.

Одна из целевых групп – безработная молодежь в возрасте до 29 лет.

2.6. Ст. 36 §1 Закона о содействии занятости

Регламент определяется Законом о содействии занятости и создает условия для каждого безработного на время, в течение которого он находится на работе, выделяются средства из государственного бюджета для его заработной платы в размере 550 болгарских левов лицам со средним и основным образованием и 630 болгарских левов для лиц с высшим образованием (нанятых на должности, для которых минимальный образовательный и квалификационный уровень, согласно НКПД, определяется как законченная степень высшего образования). Из государственного бюджета предусмотрены средства на дополнительные вознаграждения в минимальных размерах, установленных трудовым кодексом и вознаграждения за основной оплачиваемый ежегодный отпуск по ст. 155 и ст. 319 Трудового кодекса, а также денежное вознаграждение по ст. 40, §5 Кодекса социального обеспечения и причитающиеся отчисления на социальное обеспечение, которые производятся за счет работодателя сверх полученного, включая начисленное и невыплаченное валовое вознаграждение, вознаграждения по т. 3 и т. 4, согласно ст. 6, §3 Кодекса социального обеспечения.

Заключение

При уровне безработицы 5,6 %, зарегистрированном Национальным статистическим институтом во втором квартале 2021 г., 15,5 % – это уровень безработицы лиц в возрасте 15–24 лет, который считается самым высоким по сравнению с остальными возрастными группами и в два раза выше уровня возрастной группы 25–34 лет и приблизительно в три раза выше других возрастных групп.

Доступный набор программ и мер в Болгарии не может оказать необходимого положительного влияния на рынок труда, чтобы помочь молодым людям в трудоустройстве или предпринимательской деятельности. Крайне важно увеличить количество мероприятий в следующие периоды и внести изменения в Национальный план действия в области трудоустройства за 2022 г. Это создало бы лучшие условия для воздействия, а первые ожидаемые положительные результаты могут быть зарегистрированы только во второй половине следующего года. При отсутствии изменений в политике в этом направлении число зарегистрированных безработных лиц в центрах занятости и коэффициент безработицы среди молодых людей останутся без изменений.


Источники:

1. Ministry of employment and social 'policy of the Republic of Bulgaria. Employment Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.az.government.bg/stats/1/?fbclid=IwAR1bqgoPFJrjD0t1qX9iEz0KTDvClQ8fRK-gmF_2wNrjjgYkQIEThgqFJNc.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:27:36