Молодежь на рынке труда России

Леушкина В.В.1, Зинич А.В.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 3 (Март 2022)

Цитировать:
Леушкина В.В., Зинич А.В. Молодежь на рынке труда России // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 3. – С. 689-702. – doi: 10.18334/et.9.3.114336.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48224418
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Дезориентация выпускников на рынке труда, является основной проблемой в России. Занятость молодежи и регулирование молодежного сегмента рынка труда в условиях современной экономики значима как для системы будущего страны, так и для учебных заведений и общества в целом. В статье представлены основные проблемы, возникающие при трудоустройстве молодежи, рассмотрена занятость и уровень безработицы среди выпускников с 2015 года по 2019 год выпуска имеющих высшие и средним профессиональное образование. Авторами представлены данные уровня безработицы в городе и сельской местности с варьированием по годам выпуска; связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование. Указаны наиболее не востребованные профессии (специальности) у выпускников со стажем работы 1-3 года.

Ключевые слова: уровень безработицы, занятость выпускников, основная работа, профессия, специальность, не востребованные направление подготовки, рынок труда, Россия

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366

JEL-классификация: J64, J13, J21, J24

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Проблема молодежной занятости актуальна для всех стран мира и во все времена, т.к. молодёжь является важной социальной группой, положение на рынке труда которой оказывает влияние на будущее национальной экономики [3].

Вкладываемые денежные средства государством в систему образования затрагивает вопрос эффективности их вложения, которую можно оценить на основе анализа трудоустройства выпускников на Российском рынке труда [6].

Недостаток многолетних статистических и аналитических данных в России о трудоустройстве выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования не дает возможность в полной мере оценить всю возникшую ситуацию на «молодежном рынке труда» [2].

Занятость молодежи в условиях рынка труда зависит от общемировой и государственной экономической ситуации. Так в советское время было гарантированное трудоустройство выпускников за счет их адресного распределения. Казалось бы, есть точная гарантия, что ты трудоустроен, но распределяли выпускников на долгий промежуток времени в отдаленные точки страны и с низкой заработной платой, что не удовлетворяло амбиции молодого специалиста [8].

При переходе на рыночную экономику данная практика была утеряна, и новоиспеченный выпускник стал сталкиваться с рядом проблем, которые сформировались на рынке труда.

Основная часть. Основными проблемами при трудоустройстве молодежи в РФ являются:

− несоответствие объемов выпусков образовательных организаций в разрезе специальностей реальному спросу на работников соответствующих специальностей со стороны работодателей;

− отсутствие опыта работы по получаемой профессии;

− несоответствие условий труда и ожидаемого размера заработной платы;

− несоответствие уровней подготовки и квалификации выпускников требованиям рабочих мест [2,9].

В результате возникающих проблем молодые специалисты становятся не востребованными в условиях рынка, среди данного контингента возникает неполная занятость или безработица. Сложившие условия провоцируют потерю у молодых специалистов, полученных в процессе учебы навыков, в последующем неудовлетворенности собой, что приводит к социальному отторжению, а как следствии «молодежной бедности» [5].

В настоящее время встает проблема, что наличие образования не дает молодежи в условиях сформировавшего рынка полной гарантии трудоустройства, как это было в СССР [1].

Анализ трудоустройства выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России представлен на рисунке 1 [4, 10].

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 1 - Уровень трудоустройства выпускников 2010-2019 гг. по годам выпуска, %

Динамика трудоустройства выпускников за 10 лет варьирует от 70,6% до 94,8 %. Наиболее кризисными годами являются 2019 г. и 2014 г., в данные годы смогли трудоустроиться лишь 70,6% и 76,8% выпускников имеющих высшие и средним профессиональное образование. Снижение данных показателей связано с историческими аспектами данных периодов.

Так существенные изменения уровня трудоустройства выпускников, произошедшие, в 2015 году в основном связаны, с кризисной ситуацией в России, которая произошла в 2014 года, что повлияло на сферу занятости населения страны. Уже в начале 2015 года начинается рост безработицы и достигает пикового значения 12,2% среди выпускников, закончивших образование в текущем году. Так же в этот период времени в наибольшем объеме выпустились бакалавры, которых работодатели категорически не воспринимали и с наименьшим желанием брали на работу, называя их «недоучками» (рис.1).

в России 2019-2020 гг. связаны с началом развития новой короновирусной инфекции – COVID-19 и ухода страны на изоляцию (отдаленный режим работы), которая спровоцировала высокий уровень безработицы, побивший многолетние рекорды [1]. Уязвимым звеном в данной ситуации оказалась молодёжь в частности выпускники высших и средне профессиональных заведений, закончивших их в 2019 году, уровень безработицы данной категории составил 15,7%. Новое поколение выпускников оказались просто не востребованными в условиях сложившейся экономической ситуации (рис.1).

По сведениям Международной организации труда (МОТ), только в 2020 году без работы остались 114 миллионов человек, среди людей в возрасте от 15 до 24 лет она составила 8,7 процента в среднем по миру, в то время как среди людей постарше работу потеряли 3,7 процента [1, 2].

Следует отметить, что с 2015 года по 2019 год отмечается увеличение категории молодых граждан, относящих себя к поколению «ни-ни». Так в 2017 г, 2018 г. и 2019 г. процент молодых выпускников данных годов выпуска, которые не трудоустраивались и не искали работу составил 9,3%, 12,3% и 13,7% соответственно. Данные значения указывают о положительной тенденции развития в России молодежи NLFET ("Ни в рабочей силе, ни в образовании или профессиональной подготовке") (рис.1,2).

Наивысший уровень безработицы среди выпускников высшего образования (ВО) отмечается у выпускников 2019 года – 13,8% и 2018 года выпуска – 8,3%. Аналогичная тенденция прослеживается и у выпускников СПО (среднего профессионального образования), как по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (2018 г. выпуска – 12,6%; 2019 г. выпуска – 18,2%) так и по программе подготовки специалистов среднего звена (2018 г. выпуска – 13,8%; 2019 г. выпуска – 17,7%) (рис.2).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 2 - Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015–2019 гг. выпуска.

За период с 2015 года по 2019 год значение данного показателя на селе у выпускников с высшим образованием варьировало от 7,6% (2015 г. выпуска и 2017 г. выпуска) до 16,7% (2019 г. выпуска). Наиболее не востребованными оказались выпускники, со средним профессиональным образованием обучающиеся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) с варьированием по годам выпуска от 9,4% (2017 г. выпуска) до 19,8% (2019 г. выпуска) [4, 10] (рис.3).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 3 - Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015–2019 гг. выпуска проживающих в сельской местности.

Превалирующей категорией безработных в городе являются выпускники 2018 и 2019 годов выпуска имеющие средне специальное образование (рис.4).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 4 - Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015–2019 гг. выпуска проживающих в городе.

Так уровень безработицы среди выпускников в сельской местности значительно выше, чем в городе, превышение с варьированием по годам выпуска составило:

- от 1,4 п.п. (2017 год выпуска) до 4,4 п.п. (2015 год выпуска) у выпускников с высшим образованием;

- от 0,8 п.п. (2017 год выпуска) до 5,2 п.п. (2016 год выпуска) у выпускников СПО обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена;

- от -1,6 п.п. (2017 год выпуска) до 5,7 п.п. (2016 год выпуска) выпускников СПО обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

На основании данных Росстата, общероссийской база вакансий «Работа в России» и результатов исследования Сбербанка, представленная динамика (рис.5) заработной платы выпускников по году выпуска в момент наблюдения (2020 г.) варьирует от 22,1 тыс. рублей до 31,4 тыс. руб. [2, 7, 10].

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики, общероссийской база вакансий «Работа в России» и результатов исследования Сбербанка

Рисунок 5 - Динамика заработной платы выпускников в зависимости от года выпуска (окончания) учебного заведения, тыс. руб.

На графике видно, что заработная плата возрастает с продолжительностью нахождения на рынке труда: чем позже выпустились индивиды, тем более высокую заработную плату они получают. Это связано с тем, что на начальном этапе карьеры, как правило, знания, полученные в образовательном учреждении, дополняются ещё одним необходимым элементом человеческого капитала — опытом работы, что приводит к приросту заработной платы.

При анализе связи основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее образование (всех сфер деятельности) (рис.6) отмечается, что 29-31% выпускников высших учебных заведений, или каждый третий, не работают по специальности.

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 6 - Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее образование (по годам выпуска).

Наиболее не востребованной профессией (специальностью) у выпускников со стажем работы 1-3 года является по направлению подготовки «Сельское и рыбное хозяйство» [9]. В период с 2016 года по 2017 год не могли трудоустроиться чаще всего специалисты по естественным и социальным наукам, сферы обслуживания, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, с 2018-2019 гг. работники сферы «Науки о земле», с 2019-2020 гг. выпускники сферы машиностроения, промышленной экологии и биотехнологии, политических наук и регионоведение (табл.1).

Таблица 1 – Не работающие по профессии (специальности) в условиях Российского рынка (работники со стажем 1-3 года работы, имеющие высшее образование)

Профессия (специальность)
Аналитический год
2016
2017
2018
2019
2020
Сельское и рыбное хозяйство





Специальности естественных наук





Специальности по социальным наукам





Сфера обслуживания





Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров





Науки о Земле





Машиностроение





Промышленная экология и биотехнологии





Политические науки и регионоведение





Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Анализируя данные с 2016-2020 гг. по выпускникам с 2013 года выпуска по 2019 года выпуска, отмечено, что не работают по полученной специальности практически половина выпускников колледжей и техникумов (рис. 7).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 7 - Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших среднее профессиональное образование (по годам выпуска).

Наиболее не востребованными, в условиях Российского рынка являются работники со стажем работы от 1-3 лет:

- с 2016 г. по 2020 год - имеющие профессию в сфере сельского и рыбного хозяйства;

- в период с 2017-2019 гг. в области информатики и вычислительной техники;

- с 2018-2020 гг. в сфере машиностроения, техники и технологии строительства, юриспруденции, прикладной геологии, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия (таб. 2).

Наименее не востребованными направлениями подготовки в последнее время являются: фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, история и археология, техносферная безопасность и природообустройство, технологии легкой промышленности, изобразительное и прикладные виды искусств (таб.2).

Таблица 2 – Не работающие по профессии (специальности) в условиях Российского рынка (работники со стажем 1-3 года работы, имеющие среднее профессиональное образование).

Профессия (специальность)
Аналитический год
2016
2017
2018
2019
2020
Сельское и рыбное хозяйство





Информатика и вычислительная техника





Техника и технологии строительства





Машиностроение





Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия





Юриспруденция





Геодезия и землеустройство





Воспроизводство и переработка лесных ресурсов





Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы





Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии





История и археология





Техносферная безопасность и природообустройство





Технологии легкой промышленности





Изобразительное и прикладные виды искусств





Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

«Лидерство» среди не работающих по специальности прочно удерживают, уже последних пять лет, выпускники обучившие по направлению подготовки «Сельское и рыбное хозяйство», так процент дипломированных специалистов с высшим образованием не связывающих себя с данной профессией составляет 43-61%, а со среднем профессиональным образование - 52-69% (рис.8).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 8 - Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников по направлению «Сельское и рыбное хозяйство» (по годам выпуска).

Выводы.

Данные 2010-2019 гг. о трудоустройстве выпускников высшего и среднего профессионального образования, указывают на то, что наиболее не благоприятными для них явились 2014 г. и 2019 г., которые связаны с историческими аспектами, происходящими в этот период времени на территории России. Так кризисные условия 2014 года спровоцировали в 2015 года рост безработицы до пикового значения 12,2%, а распространение новой короновирусной инфекции COVID-19 позволило повысить уровень безработицы, среди выпускников высшего образования (ВО) (2019 года выпуска) до 13,8%, а у выпускников СПО от – 17,7% до 18,2%.

Так уровень безработицы среди выпускников в сельской местности значительно выше, чем в городе, особенно получивших среднее профессиональное образование (9,4-19,8%).

Наибольшие трудности при трудоустройстве наблюдаются у выпускников имеющих диплом средне профессионального образования. Менее востребованными среди выпускников высшего образования являются выпускники программы бакалавриата. Это связано с непониманием работодателя кто такие бакалавры, они часто руководствуются стереотипом о том, что более качественная подготовка выпускника программы магистратуры. В результате этого заведомо ужесточает, объективные требования к кандидату и в меньшей мере руководствуются требованиями к конкретному рабочему месту.

В Росси в последнее время среди выпускников увеличивается категория молодежи NLFET ("Ни в рабочей силе, ни в образовании или профессиональной подготовке"). Уровень такой молодежи выпуска 2019 года был достигнут 13,7%.

Анализируя данные с 2016-2020 гг. по выпускникам с 2013 года выпуска по 2019 года выпуска, отмечается, что 29-31% выпускников высших учебных заведений, не работают по полученной специальности, а выпускников колледжей и техникумов практически половина не связывают свою трудовую деятельность с полученной профессией.

Наиболее не востребованными на рынке труда являются выпускники сферы сельского и рыбного хозяйства. Основная проблема, в связи с которой выпускники не могут трудоустроиться по полученной специальности, заключается в том, что происходит «вымирание» деревень и сельских поселений, в результате чего на рынке труда отсутствуют вакансии для трудоустройства. Важными причинами является объемы выпусков образовательных организаций в разрезе специальностей реальному спросу на них со стороны работодателей; несоответствие условий труда и размера заработной платы, предложенных работодателями, ожиданиям выпускников; несоответствие уровней подготовки и квалификации выпускников требованиям рабочих мест [2,7,9].

В результате следует уделять внимание содействию трудоустройству выпускников, а именно стимулированию работодателей к созданию стажировок или возможностей для прохождения производственной практики для обучающихся в образовательных учреждениях или уже окончивших обучение. Таким образом, студенты всех уровней образования будут иметь возможность получать практические навыки, которых часто не хватает у выпускников при приеме на работу, по мнению работодателей.


Источники:

1. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1249-1268. – doi: 10.18334/et.7.12.111230 .
2. Лопатина М.В., Леонова Л.а., Травкин П.В. и др. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда. / информационный бюллетень. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 72 c.
3. Разумов В.И., Скосырева Н.Д., Зинич А.В. и др. Формирование гипотезы исследования проблем профессионального самоопределения сельской молодежи в формате форсайт-инсейфинга // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5(84). – c. 243-247. – doi: 10.24411/1991-5497-2020-00948 .
4. Российская Федерация. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/PublishData/Reports/Reports_RF.html (дата обращения: 15.12.2021).
5. Самородова Е.М. Взаимосвязь цифровизации общественной жизни, национального человеческого капитала и социально-экономического благополучия: результаты корреляционного анализа // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114240.
6. Скосырева Н.Д., Зинич А.В.. Ревякина Ю.М. и др. Профессиональное самоопределение молодежи сравнительный анализ (1990-2020 гг.) // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5(84). – c. 247-250. – doi: 10.24411/1991-5497-2020-00949.
7. Сбербанк подсчитал уровень зарплат молодых специалистов в России. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/10/09/2018/5b9641789a7947069e9026a8 (дата обращения: 15.12.2021).
8. Стукач В.Ф., Зинич А.В., Асташова Е.А., Леушкина В.В. и др. Научные основы адаптации молодежи к рынку аграрного труда в контексте развития человеческого капитала // British Journal for Social and Economic Research. – 2017. – № 6. – c. 17-24. – doi: https://doi.org/10.22406/bjser-17-2.6-17-24.
9. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 15.12.2021).

Страница обновлена: 05.04.2024 в 13:28:18