Системный подход к маршрутизации и профориентации молодежи на рынке труда
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
.
Введение
Современная молодежь – поколение Z отличается по своим ценностным ориентациям от предыдущих поколений. При поиске работы не только высокая конкуренция влияет на трудоустройство молодежи, но и их ценностные ориентации, и прежде всего баланс между работой и жизнью. Они не готовы строить карьеру любой ценой. Поколение Z – поколение, выросшее в цифровой среде, объем цифровых навыков – это их несомненный «плюс», но в тоже время и предъявляет повышенные требования к конкретным рабочим местам, которые должны быть цифровизированы. Рутинная работа, бюрократическая иерархия пугает молодых работников, и они отдают предпочтение гибкому графику и удаленной работе. Довольно слабые социальные «навыки» молодежи, привыкшей к виртуальному общению в социальных сетях, являются причиной их слабой связи с компанией, довольно легкому уходу с рабочего места.
Отсутствие опыта, не только профессионального, но и социального, недостаточно высокий уровень знаний своих прав, приводит к тому, что молодые люди выбирают неформальную занятость. Такой выбор в настоящее время имеет и экономические причины: заработная плата в сфере неформальной занятости бьет все рекорды – сфера доставки предлагает заработные платы выше (средняя заработная плата за ноябрь-декабрь 2024 года), чем у ИТ-специалистов [1].
Проблему трудоустройства молодых специалистов усугубляют влияние нескольких факторов - необходимость быстрого трудоустройства после окончания профессионального обучения для обеспечения стабильного заработка, не востребованность полученной профессии на региональном рынке труда [1].
В последние годы снижается численность обучающихся в вузах на очной форме обучения [2]. В тоже время молодежь заинтересована в карьерном росте, профессиональном развитии, имеющаяся тенденция вряд ли положительно скажется на дальнейшем развитии экономики, основанной на инновационных технологиях.
К сожалению, нет статистических данных о численности работающей молодежи в платформенной занятости, самозанятости, но несомненно, что эта сфера составляет жесткую конкуренцию за молодежь и в дальнейшем эта тенденция сохранится.
Также существует определенная группа молодых людей, которые нигде не работают и не учатся. Согласно оценке вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, численность таких молодых людей за последние пять лет сократилась и в 2024 году составила 8,7 % [2]. Однако даже при таком снижении это остается значительным резервом потенциальных трудовых ресурсов, особенно в условиях острого кадрового дефицита в экономике.
Современная молодежь отличается от предшествующих поколений в силу экономических и политических обстоятельств, развития информационных технологий и изменения ценностных ориентаций. Сегодня работодатели выявляют необходимость нового подхода к взаимодействию с молодёжью на рынке труда [3].
Молодежь в возрасте до 30 лет, не смотря на низкий профессиональный статус, достаточно мобильна как с точки зрения профессионально-квалификационных характеристик, так и с точки зрения пространственной мобильности. В силу возраста молодые люди еще не имеют «привязки» к рабочему месту, территории или сфере деятельности. Это обеспечивает им высокую степень гибкости, адаптивности и оперативности в рамках постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка труда.
Основными их «слабыми» сторонами являются отсутствие профессионального и социального опыта, а как следствие, низкая востребованность со стороны ряда работодателей [4].
Структурными проблемами рынка труда молодых специалистов являются диспропорции в системе профессионального образования и реальной ситуации на рынках труда в региональном и профессиональном аспектах, ограниченность доступа к качественному профессиональному образованию в полной мере учитывающему современные профессионально-квалификационные и компетентностные требования, что в свою очередь негативно сказывается на дальнейшей мотивации молодых людей к образованию и профессиональной занятости [5].
К проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
- дисбаланс количества соискателей без опыта трудовой деятельности и количества вакансий для первого рабочего места. В 2020 году в среднем на 1 рабочее место для молодежи было подано порядка 14 резюме. В некоторых регионах таких как Санкт-Петербург и Ленинградская область, Северо-Кавказский Федеральный округ, Сибирский Федеральный округ, оно приближается к соотношению 20 резюме на 1 рабочее место. Молодежь без опыта работы практически не востребована. Для неё со стороны работодателей в среднем предлагается 1 % вакансий [6].
- отсутствие профессионального образования или подготовки к моменту выхода на рынок труда;
- низкая конкурентоспособность в связи с отсутствием трудового опыта, в том числе в сегменте квалифицированного труда;
- требовательность работодателя к качеству рабочей силы. В настоящее время ценится не только высокая квалификация, но и мобильность, креативное мышление, знание программирования, владение цифровыми системами [7].
- несформированность профессиональных ориентиров для построения трудовой карьеры.
Вместе с тем, остается актуальной задача по обеспечению возможности для молодежи реализовать свой трудовой потенциал. Перед современной молодёжью стоит двоякая задача – развитие комплексного набора навыков и умений, чтобы быть конкурентоспособными на данном этапе формирования рынка труда и наращивание новых компетенций для успешной адаптации к его изменениям [8].
Таким образом, вопросы профессиональной ориентации и маршрутизации молодежи на рынок труда приобретает особую значимость в условиях быстроменяющейся экономической среды, цифровизации, и растущего дефицита квалифицированных кадров в ряде отраслей. Молодежь сталкивается с уникальными вызовами, включая неравномерное развитие образовательных программ, несоответствие профессиональных навыков требованиям работодателей, а также недостаточную информированность о возможностях трудоустройства. Кроме того, растет доля молодых людей, которые не учатся и не работают (NEET), что представляет угрозу для социальной стабильности и экономического роста и снижает перспективы их маршрутизации на рынок труда.
Существующие исследования уделяют внимание либо общим аспектам профессиональной ориентации, либо отдельным механизмам взаимодействия образовательных учреждений и рынка труда. Однако недостаточно разработан системный подход, который бы объединял ключевых участников процесса (образовательные учреждения, работодателей, государственные структуры) и обеспечивал оперативную маршрутизацию молодежи с учетом как запросов рынка, так и индивидуальных потребностей. Авторы ставят своей целью восполнить данный пробел, предложив интегрированную модель, которая обеспечивает гибкость и адаптивность системы профориентации и маршрутизации.
Научная гипотеза - интеграция системного подхода к профессиональной ориентации и маршрутизации молодежи, основанного на координации образовательных учреждений, работодателей и государственных институтов, позволяет не только повысить уровень занятости молодежи, но и эффективно удовлетворить потребности рынка труда в условиях нехватки рабочей силы.
Цель работы – оценить перспективы профессиональной ориентации молодежи с целью ее эффективного трудоустройства и удовлетворения спроса на рынке труда в условиях острого кадрового дефицита.
Методы исследования.
Общетеоретические и специальные научные методы, как системный, аналитический, сравнительно-технический, системно-структурный, диалектический.
Основная часть
В данной связи проблематику и важность профориентации и маршрутизации выпускников колледжей и вузов к работодателям сложно переоценить: по экспертным оценкам до 2030 года экономике России дополнительно потребуется около 2,4 млн. специалистов [3].
Первичный выход на рынок труда, трудоустройство на первую работу, для молодых людей является одним из самых болезненных этапов построения карьеры. Уровень безработицы молодых людей по сравнению с другими возрастными группами при минимальных цифрах безработицы в российской экономике остается достаточно высоким (таблица 1).
Таблица 1
Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по возрастным группам, %
|
Всего
|
в том числе в возрасте, лет
| ||||||||||
15-19
|
20-24
|
25-29
|
30-34
|
35-39
|
40-44
|
45-49
|
50-54
|
55-59
|
60-69
|
70 и старше
| ||
2024
сентябрь
|
2,4
|
15,7
|
8,1
|
2,8
|
2,5
|
1,8
|
1,7
|
1,7
|
1,7
|
2,5
|
1,5
|
2,9
|
среднее
значение с октября 2023 по сентябрь 2024
|
2,7
|
17,5
|
8,1
|
3,2
|
2,8
|
2,2
|
2,0
|
1,9
|
1,9
|
2,3
|
2,0
|
1,4
|
Уровень безработицы в возрастных группах 15-19 и 20-24 лет значительно превышает уровень безработицы в других возрастных группах, хотя среднее значение в возрастной группе 15-19 лет снизилось за 12 месяцев, в возрастной группе 20-24 года значение показателя не изменилось. В возрастной группе 25-29 лет уровень безработицы снизился и ненамного превышает значение в более старших возрастных группах.
В тоже время среднее время поиска работы в возрастных группах 15-19 лет и 20-24 года – 4 месяца, в то время как в других возрастных группах поиск работы занимает 5-6 месяцев [4]. Однако это связано не только с тем, что работодатели начали набирать молодежь без опыта работы, но и со спецификой трудоустройства молодежи этих возрастных групп. Подросткам и студентам активно предлагают вакансии курьеров, кассиров, продавцов, администраторов, др. обслуживающего персонала. Молодых людей охотно берут в сферу услуг, поскольку здесь высока текучесть и доля временной занятости, к сожалению, чаще всего опыт такой работы не способствует развитию профессиональных навыков студенческой молодежи по той специальности, по которой она проходит обучение.
Тенденции развития отечественного рынка труда обусловлены изменением демографической ситуации и корректировкой спроса на специалистов со стороны работодателей — речь идет, в первую очередь, о запросе на высококвалифицированных рабочих.
Наиболее значимым вызовом для молодых людей в сфере труда и занятости остается проблема безработицы, которая определяет не только конкурентоспособность и степень их интеграции в современный рынок труда, но и социальный статус [9].
Последствия неудачного трудоустройства могут способствовать возникновению ситуаций, при которых многие попросту не готовы позиционировать себя специалистами в своей отрасли и перестают искать место работы, считая, что это не принесет результата. В конечном итоге подобный опыт может выходить далеко за рамки трудовой жизни, оказывая негативное влияние на социализацию и взросление [10].
Удовлетворение потребностей работодателей в сложившихся условиях возможно путем эффективного задействования внутренних ресурсов. Имеется в виду качественная профориентация с учетом реального запроса работодателей, быстрое трудоустройство выпускников и переобучение россиян для их дальнейшей занятости на современных производствах.
Решить такую задачу возможно только в тесном сотрудничестве Федерального Собрания Российской Федерации, министерств, институтов развития, работодателей, экспертов как федерального, так и регионального уровня, с полным вовлечением учебных заведений, бизнеса и кадровых центров «Работа России» как основного модератора процесса.
Минтруд России в партнерстве с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Минобром, Минпросветом, Минпромторгом разработал и утвердил Методические рекомендации для исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования, в сфере содействия занятости населения, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также учредителей указанных образовательных организаций по организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также молодых специалистов на конкретные предприятия (организации) региона (далее – Методические рекомендации) [11].
Документ получил поддержку широкого круга экспертов, обсуждался регионами, в том числе с участием Полномочных представительств Президента в федеральных округах. Особенность подхода, реализованного в Методических рекомендациях, выделение различных клиентских групп в довольно большом сегменте населения «молодежь». Для каждой из этих групп дополнены направления работы со стороны всех участников системы маршрутизации и профориентации, что позволяет персонализировать подход к каждому молодому человеку.
Например, для подростков акцент делается на экскурсиях (профтурах) на предприятия, профориентационных консультациях для родителей и детей, что помогает осознанно выбирать будущую профессию. А для студентов, получающих высшее образование, особое внимание уделяется стажировкам и практикам, которые помогут раннему трудоустройству.
Работа по выбору профессии, согласно Методическим рекомендациям, начинается еще в школе, а ключевой клиентской группой становятся студенты, которые проходят через различные этапы профессионального становления — от обучения в общеобразовательных учреждениях до выхода на рынок труда и построения карьеры.
Документ предназначен для объединения всех участников профориентации и маршрутизации молодежи в единую систему взаимодействия, способную оперативно и синхронно реагировать на текущие и будущие запросы рынка труда и потребности молодых людей. Задачи включают в себя выстраивание: единого процесса; единой информационной среды; единого методического подхода.
Важно отметить, что методические рекомендации включают как реализуемые в настоящее время мероприятия, так и подходы и инструменты на перспективу, основу которых необходимо закладывать уже сейчас на уровне участников системы профориентации и маршрутизации.
В методических рекомендациях выделяются блоки общесистемных мероприятий. Под системными мероприятиями понимаются мероприятия, не привязанные к конкретному этапу или маршруту клиента-молодого человека, а оказывают влияние на всю систему профориентации и маршрутизации. Задают контур работы системы с точки зрения потребности работодателей (через прогноз, контрольные цифры приема, целевое обучение, мониторинг выпускников).
Первое, это прогноз потребности рынка труда в кадрах. Результаты прогноза в системе маршрутизации учитываются при определении контрольных цифр приема в учебные заведения.
Второе, на каждом этапе возникает определенная оценка эффективности работы, проделанной участниками системы профориентации и маршрутизации, как на этапе выпуска из школы, так и на этапе выпуска из профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Третье, это мониторинг трудоустройства выпускников. Его результаты также оказывают влияние при определении контрольных цифр приема в учебные заведения. Это же и метрики для оценки эффективности маршрутизации, собственно главный ключевой показательно эффективности (КПЭ) всего процесса.
Остановимся отдельно на участии трека занятости в реализации задач.
Методические рекомендации предусматривают подключение кадровых центров «Работа России» к реализации школьного Единого профориентационного стандарта уже в седьмом классе. По сути, речь идет о реализации индивидуального плана профориентации. Это могут быть знакомства с профессиями в игровой форме, профтуры на предприятия региона, визиты в кадровый центр. Все это с акцентом на те отрасли и предприятия, где сформирована четкая потребность в перспективе нескольких лет. Самое важное на этом этапе — чтобы школьник определился со своей будущей профессией.
Начиная с 14 лет школьник активнее вовлекается в систему профориентации. Ему могут быть предложены варианты временного трудоустройства, участие в ярмарке учебных мест, мастер-классах от профессионалов и профессиональных пробах, доводится информация о востребованных профессиях, об имеющихся подготовительных курсах и образовательных программах.
Выбор вида образования и учебного заведения на этом этапе также маршрутизируется. Приемная кампания организуется таким образом, чтобы дать информацию абитуриентам об уровне трудоустройства по учебным заведениям, прогнозируемым к спросу специальностям, возможностям пойти по пути целевого обучения и сразу тем самым закрепиться за работодателем.
Во время обучения реализуется основной этап маршрутизации. Часть задач может решаться онлайн: например, на платформе «Работа России» уже есть функционал для прохождения практик и стажировок. На этом этапе предстоит большая совместная работа кадровых центров и центров карьеры образовательных учреждений.
Молодежь, владеющая ценными профессиональными навыками, имеет большую вероятность найти подходящую работу и рассчитывать на высокую заработную плату.
Следует отметить, что с получением базового профессионального образования и приобретением необходимых профессиональных навыков, умений и компетенций доля безработных молодых людей в возрастной категории 20-24 лет сокращается в среднем до 15 % [12].
Совместными задачами центров карьеры и центров занятости на данном этапе является подготовка студентов к рынку труда – обеспечение всех атрибутов для эффективного выхода на контакт с работодателем. Подготовка резюме, собеседований. Вторая группа задач – обеспечение максимального числа контактов с потенциальными работодателями. Ярмарки вакансий, учебные программы на базе предприятий (учебно-производственные комплексы), мастер-классы, опять же эффективны профтуры, а также привлечение работодателей на экзамены. Третья группа задач – создание условий для совмещения учебы и работы.
Предлагается внедрить рискориентированный подход: если уровень риска нетрудоустройства выпускника оценивается как высокий, на критическом последнем курсе обучения данные о таком студенте передаются в кадровый центр «Работа России». Центр закрепляет за выпускником персонального куратора, который сопровождает его до момента трудоустройства. Курирование включает снятие стресса, поиск трудовой мотивации, помощь в составлении резюме, проведение проактивного подбора вакансий и установление контактов с работодателями. Все меры поддержки фиксируются в индивидуальном плане трудоустройства, который разрабатывается совместно с куратором. Такой подход позволяет интегрировать усилия образовательных учреждений, центров
Неотъемлемой частью профориентации и маршрутизации молодых специалистов в будущем выглядит формирование цифрового профиля специалиста, который объединит в одном месте сведения из разных информационных систем на одной платформе. Например, наличие опыта волонтерской или социальной работы будет иметь значение в том случае, если работодателю требуется специалист с для работы в формате «человек-человек».
Выпуском из учебного заведения и трудоустройством сопровождение молодого специалиста не заканчивается. На этом этапе ведущую роль играет работодатель. Главная цель — удержать молодого специалиста в профессии. Помочь в этом может повышение квалификации за счет государства, создание комфортных условий труда, развитие карьеры. Возможен и переход из профессии в профессию при сохранении специалиста для экономики — за счет переобучения в рамках работающего сейчас нацпроекта «Демография» или дополнительного профессионального образования, такие возможности предполагается, что будут и в нацпроекте «Кадры».
После получения первого трудового опыта может возникнуть потребность повысить квалификацию, получить дополнительные знания. Здесь снова должны сработать синхронно и службы занятости, и образовательные учреждения, и работодатели.
Необходимо отметить, что каждое ведомство вносит свой вклад в построение карьерного маршрута молодежи. Вместе с тем, для создания единой системы профориентации и маршрутизации необходимо синхронизировать существующие направления работы и применить комплексный подход на всех этапах жизненного цикла карьерного маршрута.
Методическими рекомендациями предполагается создать единую информационную среду, которая объединит все необходимые ресурсы и платформы. Данное нововведение обосновано, в том числе широким составом участников системы профориентации и маршрутизации молодежи.
Методические рекомендации по профориентации и маршрутизации выпускников образовательных организаций к работодателям предполагается пилотировать и апробировать в 6 регионах РФ: Липецкой, Омской, Самарской, Тульской, Ярославкой областях и Хабаровском крае.
В целях поэтапного сопровождения в рамках пилотирования видится разумным провести количественный анализ клиентских групп, определить клиентские запросы и профилировать их, определить перечни направлений работы и мероприятий, их форматов и сроков проведения по каждой клиентской группе, провести опросы и тестирования студентов в целях определения уровня риска нетрудоустройства.
Планирование проведения мероприятий необходимо осуществлять не менее чем на год согласно всем этапам сопровождения карьерного маршрута клиентских групп, план информирования разрабатывать с акцентом на использование цифровых платформ и соцсетей.
В реализацию мероприятий в общеобразовательных организациях и центрах занятости необходимо включить: профориентацию, профтуры, ярмарки учебных мест и др.
В организациях высшего и профессионального образования: целевое обучение, стажировки и практики, тренинги и др.
Кроме того, организовать по направление студентов последних курсов в центры занятости населения для содействия в поиске подходящей работы в центрах занятости мероприятия по: профилированию молодежи, подготовке индивидуальных планов, кураторству молодых людей с риском нетрудоустройства, предоставлению соответствующих сервисов, созданию на базе центров занятости населения молодежных клубов или сообществ.
Заключение
Важнейшей составляющей работы по профориентации и маршрутизации молодежи должен стать анализ кадровой потребности в регионе, инфраструктуры и оценки эффективности реализуемых мероприятий. Инструментарием для осуществления анализа кадровой потребности могут является: организация процесса анализа мониторинга трудоустройства выпускников, формирования критериев оценки эффективности работы в субъекте РФ, прогнозирование кадровой потребности и уточнением контрольных цифр приема на его основе, организация проведения ежегодного мониторинга готовности выпускников к трудоустройству, уточнение образовательных программ под требования работодателей
Анализ кадровой потребности в регионе, инфраструктуры и оценка эффективности мероприятий должны стать ключевыми элементами системы профессиональной ориентации и маршрутизации молодежи на рынок труда. Данный подход напрямую связан с выдвинутой в статье научной гипотезой, согласно которой интеграция системного подхода, объединяющего образовательные учреждения, работодателей и государственные институты, позволяет не только повысить уровень занятости молодежи, но и эффективно удовлетворить кадровые потребности экономики.
Кроме того, важно адоптировать мероприятия под региональные потребности, выявлять и тиражировать лучшие практики, разрабатывать новые региональные сервисы в сфере занятости, разрабатывать региональные программы и проекты, направленные на содействие трудоустройству выпускников.
На фоне драматических событий последних лет ситуация может быстро меняться, внося коррективы в поведение молодых людей на рынке труда. В особенности это касается тех, кто делает первые шаги на профессиональном поприще.
Молодые люди играют важнейшую роль в развитии трудового потенциала страны, поэтому их положению на рынке труда должно уделяться особое внимание.
[1] Коммерсант. Курьеры начали новогодний спринт. 9декабря 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7362722 (дата обращения: 25.12.2024)
[2] РИА Новости. Число молодежи, которая не работает и не учится, сократилось. 4 апреля 2024 года. [Электронный ресурс]. URL:https://ria.ru/20240404/molodezh-1937891845.html?ysclid=m55bcwh117771723951 (дата обращения: 25.12.2024)
[3] Голикова оценила потребность в дополнительных кадрах в 2,4 млн человек до 2030 года. Интерфакс. 15.04.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/957733 (дата обращения: 25.12.2024)
[4] Итоги выборочного обследования рабочей силы. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 25.12.2024)
Страница обновлена: 30.12.2024 в 14:58:49