Нестандартные формы занятости на молодежном рынке труда: приоритеты, угрозы и пути преодоления
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 7 (Июль 2025)
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими аспектами.
Во-первых, в условиях глобализации и цифровизации экономики традиционные подходы к занятости претерпевают существенные изменения. Во-вторых, молодёжь всё чаще рассматривает альтернативные формы занятости как способ повышения своей профессиональной гибкости и конкурентоспособности на рынке труда. В-третьих, понимание взаимосвязи между формой занятости и выбором молодым работником может способствовать разработке эффективных стратегий карьерного развития, а также формированию политики занятости, учитывающей интересы молодёжи.
Вопросами нестандартных форм занятости занимались такие ученые как Р. И. Капелюшниковаи В. Е. Гимпельсон, ими предложено разделение форм занятости на стандартные и нестандартные [3,4].
Проблематика появления новых форм занятости отражены в Е.С. Дашкова [7, 8] и Долженко Р.А. [9]
Молодежной занятостью занимались Н. К. Емелина, К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев, П. В. Травкин [2]. Нестандартным формам занятости на региональном уровне посвящены работы Гуськовой И.В. [5]
Молодежь – это человеческий ресурс для будущего, в силу своей специфики именно молодом возрасте осуществляются самые большие инвестиции в человеческий капитал, так как они гарантируют длительный срок окупаемости. В конечном итоге, развитие, поддержка, воспитание молодых людей и их привлечение к активному участию в жизни общества – это стратегические инвестиции в развитие государства. Одной из острых социальных проблем современного российского общества является проблема не просто занятости молодежи, а целесообразной и эффективной занятости с будущим профессиональным ростом и социальными гарантиями.
В научной среде приводятся разные трактовки молодежи как социальной группы, так и различные подходы к возрастным ограничениям [17]. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», к молодежи относятся лица в возрасте от 14 до 35 лет [15]. Не стоит забывать, что есть еще категория «молодых специалистов», подразумевающее что это выпускники учреждений профессионального образования. Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р, молодой специалист – это гражданин РФ в возрасте до 30 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией [14]. Категория вводится с целью проведения анализа качества подготовки, сбалансированности рынка труда, осуществления социальной политики в отношении молодых специалистов и т.д. Все чаще поднимается вопрос и необходимости исследования молодежного рынка труда
Целью данной работы является обоснование влияния формы занятости на выбор молодого специалиста на рынке труда.
Вводы, представленные в данной работе сделаны на основе изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, теоретического анализа и документального анализа, совокупности методов экономико-статистического анализа, методов синтеза и анализа экономической информации.
Информационной и методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов, а также законодательные и нормативно-правовые акты, материалы научно-практических конференций и научных журналов, информационно-аналитические материалы Интернет-источников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных езультатов для разработки программ профессиональной карьерной лестницы и повышения социальной защищенности молодых специалистов, выбирающих нестандартную занятость.
Основная часть
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, которые нуждаются в трудоустройстве. Чтобы понять современные тенденции молодежного рынка труда мы использовали данные Росстат и исследования HeadHunter в 2023 были, были сделаны следующие выводы:
Сохраняется высокая конкуренция среди молодых специалистов: на 1 млн 86 тыс. резюме приходится 173 тыс. вакансий. Конкурс молодых специалистов при трудоустройстве 2023 году достаточно высок и составлял 6 специалистов на одну вакансию [11].
Специалисты по рынку труда отмечают неустойчивость спроса и предложения [11], так молодежь часто несмотря, что получает образование по определенной специальности, в реальности не определилась с выбором профессии, не имеют четких представлений о существующих требованиях со стороны работодателя, не имеет навыков поиска работы и самопрезентации на рынке труда.
Отмечается низкая конкурентоспособность молодежи, так именно эта социальная группа чаще сталкивается с риском потери работы или отсутствием возможности трудоустройства. Этот факт объясняется недостатком опыта, необходимого для современных вакансий. Как результат, выпускники образовательных учреждений часто оказываются в зоне риска безработицы. Например, по данным исследований, в среднем около 20% выпускников сталкиваются с трудностями трудоустройства в течение первого года после окончания учебы.
Значительная часть молодежи, не имея возможности трудоустроиться, попадает в категорию тех, кто не учится и не работает. Эта скрытая форма безработицы создает серьезные социальные проблемы. По данным ряда исследований, число таких молодых людей растет, что негативно сказывается на экономике и обществе в целом.
По данным Росстата, уровень фактической безработицы имеет тенденцию к снижению на протяжении последних двух лет: с 5,8% в январе 2021 года до 3,2% в 2024 г., что объясняется ростом государственных расходов на оборонно-промышленный комплекс и импортозамещение [6].
Уровень безработицы среди молодежи традиционно выше и имеет сезонные всплески в июле и январе, что может быть связано с экзаменами, каникулами и отпусками. Безработица среди молодых людей от 20 до 24 лет в 2023 года составила 16,4%, а среди молодых специалистов 25–23 лет — 11,2% (Таблица 1) [6].
Таблица 1
Структура безработных по возрастным группам, % [6]
|
Всего
|
в
том числе в возрасте, лет
| |||||||||||
15-19
|
20-24
|
25-29
|
30-34
|
35-39
|
40-44
|
45-49
|
50-54
|
55-59
|
60-64
|
65-69
|
70
и старше
| ||
Безработные – всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2013
|
100
|
4,3
|
21,3
|
15,6
|
11,9
|
10,1
|
8,5
|
9,1
|
10,5
|
6,0
|
2,1
|
0,5
|
0,1
|
2014
|
100
|
4,1
|
20,3
|
15,9
|
12,5
|
10,2
|
8,6
|
8,7
|
10,5
|
6,3
|
2,3
|
0,5
|
0,1
|
2015
|
100
|
4,6
|
19,7
|
16,2
|
12,7
|
10,3
|
8,8
|
8,1
|
10,4
|
6,4
|
2,2
|
0,6
|
0,1
|
2016
|
100
|
4,2
|
19,0
|
16,6
|
13,2
|
10,8
|
9,0
|
8,0
|
9,8
|
6,4
|
2,4
|
0,7
|
0,1
|
2017
|
100
|
3,8
|
17,7
|
16,5
|
13,1
|
10,7
|
9,3
|
8,5
|
9,4
|
7,4
|
2,5
|
0,9
|
0,1
|
2018
|
100
|
3,9
|
18,4
|
16,0
|
13,6
|
11,2
|
9,4
|
8,4
|
8,8
|
6,9
|
2,5
|
0,8
|
0,1
|
2019
|
100
|
3,3
|
17,6
|
15,9
|
14,5
|
11,1
|
9,6
|
9,0
|
8,7
|
6,8
|
2,3
|
1,0
|
0,2
|
2020
|
100
|
2,9
|
15,4
|
15,3
|
15,9
|
12,7
|
10,5
|
8,9
|
8,3
|
7,0
|
2,3
|
0,6
|
0,2
|
2021
|
100
|
3,6
|
17,0
|
13,2
|
15,1
|
12,6
|
9,8
|
8,5
|
8,3
|
7,9
|
2,9
|
0,6
|
0,3
|
2022
|
100
|
3,6
|
17,4
|
13,1
|
15,1
|
12,7
|
9,9
|
9,0
|
7,7
|
7,3
|
3,4
|
0,7
|
0,2
|
2023
|
100
|
4,1
|
16,4
|
11,2
|
15,2
|
12,4
|
10,3
|
9,0
|
7,8
|
7,3
|
5,0
|
1,0
|
0,2
|
Молодежный рынок труда отличает высокая вариативность. Выпускники выходят на рынок с самыми разными специальностями, однако не все из них востребованы или работодатель предъявляет высокие профессиональные требования, так как рынок насыщен предложениями со стороны квалифицированных специалистов. В результате значительная часть молодежи вынуждена трудоустраиваться в сферах, далеких от их образования. Например, около 25% молодых специалистов ежегодно становятся кандидатами на переобучение или получение второй профессии. Часто причиной такого выбора становится неудовлетворенность профессией или условиями труда: каждый пятый молодой специалист увольняется в течение первого года после начала работы [6].
Когда нарастает демографическая проблема и семейные ценности для стратегического развития страны становятся приоритетными, выходят на первый план проблемы занятости и гендерной дискриминации. Женщины составляют значительную долю выпускников учебных заведений, однако работодатели зачастую отдают предпочтение мужчинам, особенно в технических и инженерных сферах. Исключением являются гуманитарные и педагогические специальности, где женщины имеют преимущество в силу того, что уровень заработных плат в этих секторах горазздо меньше и мужчины. Тем более молодые не вступают в конкуренцию за эти рабочие места.
Из всех резюме, размещенных на сайте hh.ru, половозрастная структура примерно одинакова: 51% - это женщины, 49% — мужчины. Распределение занятых по профессиональным сферам объясняется традиционными предпочтениями со стороны женщин и мужчин.
· информационные технологии, высшее руководство и рабочие профессии предпочитают мужчины;
· в бухгалтерию, управленческий учет, финансы, научную деятельность, сферу услуг идут в основном женщины
· высший менеджмент: 30% женщин и 70% мужчин;
· спортивные клубы, фитнес, салоны красоты: 74% женщин и 26% мужчин;
· наука, образование: 78% женщин и 22% мужчин;
· рабочий персонал: 10% женщин и 90% мужчин;
· производство: 20% женщин и 80% мужчин;
· медицина, фармацевтика: 71% женщин и 29% мужчин;
· административный персонал: 75% женщин и 25% мужчин [6].
Реалии современной экономики увеличивают спрос на мобильных, универсальных и креативных специалистов, способных работать в условиях гибкого графика и быстро меняющейся среды, поэтому усиливается адаптивность рынка труда, которая выражается в распространении новых форм нестандартной занятости (арендный труд, удаленная работа, гибкий график, фриланс), а также сохранению уже существующих (временная, сезонная, случайная занятость и др.). Наиболее приспособленной к таким формам занятости оказалась молодежь.
По результатам исследований HeadHunter работодатели учитывают запросы молодежи. Выпускники предпочитают гибкий (30%) и сменный (21%) график, а также удаленную работу (8%). Рынок труда не всегда может продуцировать такое количество вакансий, в основном работодатели берут режим полного дня (93%), для молодежи это сегмент составляет – 58% [6].
Большинство исследователей [16] сходится в том, что распространение разнообразных форм занятости связано с возрастом, полом и территорией. В гибких режимах рабочего времени в первую очередь заинтересованы особенные социальные группы. Например, молодежь предпочитает удаленный формат, молодые женщины, особенно те, у которых есть маленькие дети, скорее всего выберут работу с гибким или гибридным графиком, регионы, которые находят в отдаление от центра тоже голосуют за гибкость
Наибольшее число вакансий для молодых специалистов с частичной занятостью приходится на продавцов (20%), курьеров (17%) и водителей (7%). Часто эти рабочие места занимают самозанятые: это выгодно изза сокращения затрат на налоги, содержание рабочих мест и т.д.
Гибкие формы трудоустройства, включая работу на неполный день, сверхурочную занятость, различные типы трудовых договоров и удаленный формат, формируют новые возможности для молодежи, которая ранее сталкивалась с трудностями сочетания учебы и работы, необходимости переезда, несоответствия дохода от работы и издержек проезда, питания и т.д. Работодатели предпочитают выпускников уже с опытом работы, к тому же молодым людям нужны карманные деньги, поэтому многие из них совмещают работу и учебу. [19].
Согласно исследованию аналитиков «Национального бюро экономических исследований» (NBER), удаленная работа приводит к увеличению ежедневного рабочего времени, размытия границы «дом-работа» и необходимости увеличения онлайн встреч и совещаний [12].
Удаленная работа часто вызывает внутреннее противоречие, так как нет четкой границы между рабочими обязанностями и личной жизнью. Для студентов и выпускников гибкий график с одной стороны является серьезным преимуществом, а с другой недостатком, поскольку требует от них самостоятельного формирования навыков самоорганизации и дисциплины, которые будут необходимы на протяжении всей карьеры. Другие специалисты отмечают, что появляется возможность в силу освободившегося времени больше внимания уделять самообразованию и профессиональному развитию.
Но сложность самоорганизации, нехватка неформального общения в коллективе, а также возможное отсутствие карьерного роста из-за недостатка личного взаимодействия с руководством являются серьезными факторами отказа от такой формы занятости и необходимости встраивания гибридного формата [20]. Многие люди, особенно молодые крайне нуждаются в живом общении и социализации [18].
Молодым специалистам сложно продемонстрировать свои навыки и проявлять себя, особенно дистанционно, что может замедлить их профессиональное развитие. В традиционном формате через институты наставничества они перенимают опыт у более опытных коллег, получают быструю обратную связь и развивают навыки командной работы. При удаленной занятости этот процесс требует разработки специальных инструментов для развития и оценки персонала [13].
Отсутствие непосредственного контакта и взаимодействия может привести к снижению уровня потребностей, а значит и мотивации, адаптации и социализации [1]. Знания, полученные в университете, зачастую оказываются недостаточными для высокоэффективной профессиональной деятельности.
В то же время современные студенты и молодые специалисты обладают высокими цифровыми навыками, что облегчает им работу в онлайн-среде и позволяет эффективно совмещать трудовую деятельность с учебой. Исследование Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность россиян: исследование 2020» подтверждает высокий уровень цифровой грамотности у студентов.
Согласно отчету PwC «Preparing for tomorrow’s workforce, today» (2019) [10], такая компетенция, как способность оперативно адаптироваться к изменениям является одной из ключевых компетенций будущего. Это значит, что успех в удаленной работе во многом зависит не только от уровня самоорганизации, но и от умения быстро учиться и подстраиваться под новые условия.
Риски снижения социальных гарантий для самозанятых остаются высокими. Если в молодом возрасти они воспринимаются несерьезно, как некая временная трудность, то с годами осознание низкой социальной защищенности воспринимается все острее.
Таблица 1
Преимущества и недостатки нестандартных форм занятости для молодежи
Форма занятости
|
Примерная доля
упоминаний
|
Преимущества
(цитаты и выводы)
|
Недостатки
(цитаты и выводы)
|
Гибкий график /
Частичная занятость
|
~60–70%
|
— «Можно
совмещать работу с учёбой»
— «Оставляет время на жизнь и развитие»
— «Баланс между личным и профессиональным»
|
— «Не позволяет
быть на 100% вовлечённым в рабочий процесс»
— «Ограниченные перспективы карьерного роста»
|
Фриланс /
Самозанятость
|
~30–35%
|
— «Свободный
график, не привязывает к одной геозоне»
— «Формирует самостоятельность и дисциплину»
— «Можно работать и учиться»
|
— «Риск
выгорания, депрессии»
— «Высокая нестабильность»
— «Необходима высокая самоорганизация»
|
Полная занятость
|
~50%
|
— «Гарантирует
стабильность и заработную плату»
— «Ценится у работодателей»
— «Увеличивает вовлечённость и понимание процессов»
|
— «Меньше
свободного времени»
— «Вызывает перегрузку при длительной нагрузке»
|
Стажировка
|
~20–25%
|
— «Возможность
попасть в компанию на фуллтайм»
— «Полезна при недостатке опыта»
|
— «Часто
воспринимается как бесплатный труд»
— «Не всегда даёт дальнейшее трудоустройство»
|
Скепсис /
Неопределённость
|
~10%
|
— (редкие позитивные
высказывания, чаще размышления о трудностях выбора)
|
— «Все не очень»
— «Затрудняюсь ответить»
— «Все хотят работать меньше, а получать больше»
|
Общие преимущества и недоставки различных форм занятости представлен в таблице 1, которые были получены в результате опроса молодых специалистов в возрасте от 20 до 30 лет, проведенном автором в апреле 2025 г.
По данным анкетирования, 71% молодых специалистов, официально устроившихся в первые два года после вуза, уже через 3 года получали доход выше рыночного среднего по региону. Среди тех, кто работал неофициально, этот показатель составил только 24%. 62% опрошенных признались, что согласились на стажировку, потому что «больше ничего не предлагали». Однако из этой группы 48% через 1 год получили оффер на постоянную позицию в этой же компании, а 27% — стали тимлидами или руководителями проектов через 2–3 года.
Ситуация на молодежном рынке труда заставляет искать новые подходы и по-новому выстраивать HRпроцессы, так как растет спрос на молодых специалистов. Наиболее активно молодежь привлекается в производственную сферу, IT-направление, медицину и продажи.
Заключение
Молодежь проявляет всё больший интерес к нетрадиционным формам занятости, так данные форматы позволяют совмещать работу с учёбой, развивать собственные проекты и быстрее адаптироваться к изменениям рынка. Однако вместе с возможностями сохраняются и серьёзные риски — от отсутствия социальных гарантий до правовой незащищённости и высокой нестабильности доходов.
В ходе проведенного исследования было установлено, что форма занятости оказывает прямое влияние на скорость трудоустройства и уровень стабильности. Полная занятость обеспечивает наиболее быстрый выход на рынок и высокую стабильность. Однако неформальная занятость или как ее еще называют «нетрадиционная», предоставляет дополнительные возможности для совмещения работы с учебой и развития профессиональных навыков, особенно в творческих и цифровых сферах, то есть здесь идет акцент именно на баланс рабочей и личной жизни. Также исследование показало, что выбор типа занятости влияет на карьерный рост. Работа на полную ставку способствует продвижению по вертикально карьерной лестнице, а нетрадиционные формы помогают развивать навыки и расширять профессиональное портфолио, то есть карьерный рост горизонтальный.
На основе полученных данных можно разработать практические рекомендации для молодых специалистов и работодателей. Молодым сотрудника нужно выбирать форму занятости исходя из наиболее приоритетных факторов на данный момент, это может быть стабильность, соц. гарантии, официальное трудоустройство или же гибкость, баланс между рабочей и личной и жизнью и быстрый доход; не стоит в этом выборе забыть и про специфику отрасли. Работодателям лучше внедрять модели гибкой занятости хотя бы для молодых сотрудников
Можно рассматривать интеграцию самозанятых сотрудников в систему социальных гарантий. Несмотря на то, что экономически работать с ними удобнее и гибче, но отсутствие социального обеспечения для этого типа работников чревато долгосрочными рисками как для них самих, так и для общества в целом.
Страница обновлена: 04.06.2025 в 11:25:19