Анализ основных этапов социализации молодежи как важнейшей категории рынка труда
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (10), Октябрь 2007
Цитировать:
Бессарабова Н.В. Анализ основных этапов социализации молодежи как важнейшей категории рынка труда // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 10. – С. 82-89.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549613
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Молодежный рынок труда – это комплекс социально-экономических отношений, субъектами которых выступает молодежь, государство и предприятия, основанный на согласовании интересов сторон по поводу найма, использования рабочей силы, формирования профессиональных навыков и, как следствие, обеспечение благосостояния, экономической стабильности государства в целом на основе долгосрочных вложений в профессионализм, здоровье и творческий потенциал нации.
Ключевые слова: рынок труда, молодые специалисты, трудоустройство, творческий потенциал, социализация
Молодежный рынок труда - это комплекс социально-экономических отношений, субъектами которых выступает молодежь, государство и предприятия, основанный на согласовании интересов сторон по поводу найма, использования рабочей силы, формирования профессиональных навыков и, как следствие, обеспечение благосостояния, экономической стабильности государства в целом на основе долгосрочных вложений в профессионализм, здоровье и творческий потенциал нации.
В условиях перехода к рыночным отношениям в сфере труда и занятости возникла принципиально новая ситуация. Прежде всего, это касается социально-трудовых отношений. Достаточно тяжелой данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики своих социально-психологических характеристик была недостаточно подготовлена к современным реалиям российского рынка труда.
Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:
‑ недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
‑ необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных Трудовым кодексом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т.д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
‑ трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т.д.;
‑ инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т.д.).
Отмена централизованного распределения выпускников учебных заведений привела к тому, что более половины, закончивших общеобразовательные школы, высшие, средние специальные и профессиональные учебные заведения в современных условиях не могут найти применении своим силам в соответствии с полученной специальностью [3]
Это потребовало от государства разработки особой политики, которая обеспечивала бы не только представление тех или иных гарантий занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общества. Государство и общество не должны пассивно ожидать самонастройки молодежного рынка труда: требуется научно обоснованная политика регулирования молодежной занятости и достижения эффективного уровня ее развития.
В значительно большей степени острота проблемы связана с особенностями молодежи как наиболее взрывоопасной с социальной точки зрения группы. Неприятие ею выбранного направления развития общества может стать не только помехой этому, но и угрозой самому существованию общества.
Если общество, и в частности общественное производство, не получает притока молодых сил, в проигрыше оказывается как оно само, ибо нарушается его нормальное воспроизводство, так и каждый человек, который, не находя возможности для реализации своих способностей в нормальных условиях, своего места в социуме, попадает в безвыходную ситуацию, чреватую совершениями преступлений, алкоголизмом, наркоманией, переходом в группу маргиналов и т.п.
Важно учитывать, что проблема включения молодежи в рыночно трудовые отношения тесно связана с проблемой ее трудовой ориентации, с определением ее приоритетов и потребностей, желаний и возможностей. В этой связи становится очевидной ошибочность получившего достаточно широкое распространение мнения, что острая ситуация с молодежной занятостью связана, в первую очередь, с отсутствием вообще каких-либо вакантных мест.
Если следовать этой логике, проблему можно решить достаточно просто: отправив работников на льготные пенсии, осуществив квотирование рабочих мест для молодежи и другие подобные меры, освободить часть рабочих мест для молодых людей. Однако при этом не принимается во внимание, что подавляющее большинство рабочих мест в промышленности и сельском хозяйстве не соответствуют запросам сегодняшней молодежи ни по своему качеству, ни по тому уровню дохода, который они могут обеспечить. Следовательно, молодые люди не придут на эти места работать.
Доля молодежи в составе работников предприятий Волгоградской области составляет более 25% (в промышленности ‑ 20%, на транспорте ‑ 16%), что в 1,5-2 раза ниже необходимого уровня для нормального функционирования организаций [1].
Для выявления путей достижения эффективной занятости молодежи необходим анализ молодежного рынка труда и изучение основных приоритетов при формировании этой группы трудовых ресурсов.
В результате проведенного нами исследования было опрошено 2 тыс. молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет (средний возраст – 23 года, все проживают на территории Волгоградской области, мужчин –43%, женщин – 57%). Из них 25% имеют (или получают) техническое образование, 39% ‑ экономическое, 18% ‑ гуманитарное, а 12% могут быть отнесены к прочим профессиональным направлениям. 6% не имеют профессионального образования.
В рамках законодательно установленных возрастных границ молодежи наблюдается сильная групповая дифференциация практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выделить группы: 14-15, 16-17, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации.
Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодежной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.
В возрасте 14-16 лет у молодых людей несколько меркнет авторитет учителей и родителей. На первый план выступают авторитеты в новой сфере общения ‑ трудовой. Это возраст становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. Необходимо предпринять усилия на то, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в досуговой сфере жизнедеятельности.
Участие в труде 14-15-летних подростков является в целом результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника.
Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества.
В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.
Для 16-18-летних необходима поведенческая и профессиональная переориентация. В современных условиях для молодых людей этого возраста характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни. Они готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособиться к ним.
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходит работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.
Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости.
Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков [2]. Но бывает и так, что во многих случаях профессия оказывается невостребованной, и в этом случае остро встает вопрос профессионального переобучения, а иногда и профессиональной реабилитации. В этот период необходим целый комплекс мер по социальному обеспечению нормального включения в процесс производства.
Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому, что в сознании молодого человека материальные стимулы к труду начинают соседствовать с моральными. Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.
Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.
Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях.
Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Если это условие соблюдено, то он имеет возможность стать независимым «генератором идей» в своей области и как можно меньше полагаться на других. Это состояние независимости может привести к определенным проблемам, так как сильно отличается от состояния зависимости на первой стадии.
Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия:
‑ предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда;
‑ поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме;
‑ обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях;
‑ увязать притязания новичка на высокую оценку его способностей и возможностей с реальными трудовыми достижениями.
Окончание следует
Источники:
2. Специфика положения молодежи на рынке труда» Г.Г. Руденко : социологические исследования. - 2002. - № 5. - С. 101-106.
3. Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: учеб. пособие / Иванова В.Н., Безденежных Т.И. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с. – 3000 экз. – ISBN 5-279-02540-2.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:50:23