Механизмы «удержания» профессиональных кадров в регионах (на примере сферы информационных технологий)
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Введение
Человеческий капитал и конкурентная борьба за его «удержание» на территории или предприятии являются актуальными уже более двадцати лет. В частности, важность человеческого капитала при построении инновационной экономики, отдельные инфраструктурные элементы которой начали появляться в России в 90-е годы прошлого века (технопарки в Томске, Зеленограде, Уфе, Саратове и т.д.) [15], отмечает Плаксунова Т.А. (2009) [13], утверждая, что государству экономически целесообразнее инвестировать средства в студентов, обладающих большими способностями, так как образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала. Мустафин А.Н. и Рамазанов А.В. (2017) [11] обращают внимание на то, что человеческий капитал является главным постулатом Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан в Российской Федерации до 2030 года, так как наряду с уровнем технологического развития производства накопленный человеческий капитал играет значимую роль в формировании высокопроизводительной рабочей силы. Зелинская А.Б., Богомолова Л.Л. и Кушников Е.И. (2018) [22] также отмечают значимость человеческого капитала в процессе формирования инновационной экономики северных территорий России. Здесь же отмечается необходимость расширения пула субъектов инновационной инфраструктуры для формирования «бесшовной» поддержки кадров инновационной экономики и их проектов.
Не вступая в полемику по вопросу возможной синонимизации инновационной экономики и экономики знаний (их сходства и различия достаточно широко описал в своей работе Щербин В.К. (2006) [21]), необходимо отметить, что существенный вклад человеческого капитала в формировании последней также рассматривался современными исследователями. Например, Иванова Н.Е. и Митченко В.А. (2021) [4] отмечали, что, являясь субъектом новой экономики, человек, как главная движущая сила социально-экономического развития современного общества, обладает производительными и предпринимательскими способностями, соответствующими требованиям ее формирования. Причина О.С., Орехов В.Д., Блинникова А.В. (2023) [14] выделяют и анализируют конкретные вызовы, возникающие по отношению к оптимальному функционированию человеческого капитала России, а также уровень принятия этих вызовов обществом и переформатирования в ключевые стратегические цели, в том числе по построению экономики знаний. В работе Пелихова Н.В. и Кушникова Е.И. (2018) [12] рассматриваются общеизвестные факторы производства в контексте инновационной экономики, приводится исторический анализ роли знаний в экономической жизни общества. Там же в противовес общеизвестным предлагаются иные факторы, актуальность использования которых основана на практическом опыте реализации инновационных процессов.
Изучение аспектов развития институциональной экономики также не обошло вниманием роль человеческого капитала, в частности Цакуловой О.С. (2008) [17] рассматриваются многоструктурная сложность и полифункциональность человеческого капитала в современном обществе и экономике как определенного института, выступающего активной движущей силой постиндустриальной модернизации общества и экономики. Устинова К.А. (2020) [16] показывает роль институциональных факторов в социально-экономическом развитии территорий, в том числе в процессах воспроизводства человеческого капитала. Карминская Т.Д. и Исламутдинов В.Ф. [6], изучая особенности развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как северного ресурсодобывающего региона, доля человеческого капитала в ВРП которого ничтожно мала, предполагают, что даже в этом регионе темпы экономического развития определяются именно степенью развитости и качеством человеческого капитала, на которые влияют институциональные ловушки в системе высшего и профессионального образования. Резюмируя, исследователи прогнозируют, что при сохранении текущих трендов в системе образования и науки Югру ожидает полноценная стагнация экономики, что в том числе снизит конкурентоспособность региона для молодых специалистов.
Процессы активизации цифровой экономики в пандемийный и постпандемийный периоды также вызвали дискуссии в научных кругах. Например, Маллах Д.М. (2021) [9] отмечает, что человеческий капитал в цифровой экономике играет фундаментальную роль в экономическом развитии стран, в том числе через формирование онлайн-бизнеса, изменившего жизнь многих людей в развивающихся странах. Эскиндаров М.А., Грузина Ю.М., Харчилава Х.П. и Мельничук М.В. (2022) [19] доказывают, что человеческий капитал выступает необходимым условием развития наукоемких отраслей, являясь важным звеном в создании добавленной стоимости в регионах и формировании национального ВРП в условиях цифровизации экономики. Махмудова М.М. (2023) [10] в своей работе отмечает, что значимость человеческого капитала в условиях цифровизации сложно переоценить, напоминая, что все мировое сообщество рассматривает его как один из важнейших элементов совокупного мирового богатства.
Активное продвижение в последние годы креативных индустрий в России также требует участия человеческого капитала. Кравченко Л.А., Троян И.А. и Горячих М.В. (2022) [8] путём рассмотрения теоретических аспектов развития человеческого капитала в условиях креативной экономики приходят к выводу о его высокой значимости как доминирующей креативной составляющей. Шевченко С.А., Морозова И.А. и Кузьмина Е.В. (2024) [18] при уточнении понятия человеческого капитала выявили составляющие потенциала креативного класса и их содержание для новой индустриализации. Залевская М.А. и Морданов М.А. (2022) [3], изучая состояние и перспективы развития креативных индустрий Югры, определяют угрозы и барьеры, способные уменьшить эффективность различных мер и мероприятий для поддержки креативных индустрий, среди которых – отток человеческого капитала.
«Удержание» человеческого капитала путём использования запрещающих мер в современном обществе не является популярным, в отличие от широко распространённых методов материального и нематериального стимулирования. Законодательными инициативами отражаются в большей степени меры по созданию благоприятных условий для работы и жизни людей, формирования комфортной среды, инфраструктурного пояса. Так, например, в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 216-рп от 8 мая 2024 года утверждена Концепция развития отрасли информационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года (далее – Концепция ИТ). В Концепции ИТ описывается текущее состояние сферы информационных технологий (далее – ИТ) в Югре, отмечается высокий уровень её развития, выделяются риски, влияющие на реализацию Концепции ИТ, в том числе недостаток специалистов в области информационных технологий (далее – ИТ-специалисты) и отраслевых исследований. В качестве цели развития сферы ИТ в автономном округе определено создание условий, необходимых для её развития, использование преимуществ региона для привлечения ведущих ИТ-компаний и создание благоприятной для этого инфраструктуры. Именно поэтому одним из ключевых проектов реализации Концепции ИТ обозначено создание ИТ-кластеров и ИТ-парков как точек притяжения ИТ-специалистов, крупных ИТ-компаний и новых ИТ-стартапов для создания экосистемы и увеличения доли сферы ИТ в экономике региона. При этом реализованные крупные проекты центральных регионов (Сколково, казанский ИТ-парк, пермский Morion Digital и др.) не только «притягивают» лучшие кадры из иных субъектов РФ, но и вызывают серьёзные опасения о конкурентоспособности создаваемой инфраструктуры, особенно для известной своей мобильностью сферы информационных технологий.
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных в данной области, для определения потенциально результативных механизмов «удержания» профессиональных кадров в регионах требуются эмпирические данные. Именно поэтому данное исследование направлено на выявление факторов, позволяющих снизить отток кадров из периферийных в центральные регионы России и за рубеж, а также призвано подтвердить эмпирическим путём возможность влияния на данный процесс созданием на местах инновационной инфраструктуры с востребованными сервисами и условиями для реализации человеческого капитала (на примере сферы информационных технологий).
Материалы и методы
Любой элемент инфраструктуры – это продукт, который в той или иной степени будут использовать люди. Поэтому в основу поиска востребованного облика субъекта инфраструктуры был взят подход, который применяется в бизнес-среде для идентификации потребностей клиентов – «Customer Development» [18].
В сентябре 2024 года с использованием сервиса «Яндекс.Формы» было проведено анонимное анкетирование, которым было охвачено более 300 человек. К анкетированию были приглашены участники стартапов, сотрудники партнёров работодателей авторов исследования, студенты высшего и среднего профессионального образования, которые в силу профессиональных или образовательных обязанностей, а также личных интересов, связаны со сферой информационных технологий. Большинство участников анкетирования (73,4%) утверждают, что их деятельность связана со сферой ИТ. Среди оставшейся части хотели бы связать свою жизнь с ИТ 28,7% участников, 13,8% изъявили желание переучиться, чтобы зайти в ИТ, а 5,0% хотели бы создать ИТ-стартап. Остальные – не желают связывать свою жизнь с ИТ-сферой, в связи с чем они не были допущены до основной части анкетирования. Итого за вычетом нецелевой группы 259 человек приняли участие в основной части анкетирования.
География участников в большей степени определяется Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой (90,7%), остальные из иных регионов России (7,8%) и из других стран (1,5%).
Большая часть респондентов работает в найме (53,5%) или обучается (38,9%), а 6,6% участников анкетирования – предприниматели. Профессиональная структура респондентов выглядит следующим образом (рис. 1): большинство являются программистами (39%), далее следуют руководители (10%) и разработчики (8%). Лишь 6% участников указали, что обучаются. Это объясняется тем, что обучающиеся сразу отмечали свое направление подготовки, так как имеют практику и опыт работы в нём (например, программист, разработчик и т.д.).
Рисунок 1. Ответы на «Чем конкретно Вы занимаетесь или чему обучены?»
Источник: Составлено авторами.
Большинство респондентов – это мужчины (71%), в том числе среди предпринимателей их 88,9%, среди учащихся – 76,7%, среди работающих в найме – 64,2%. Возраст опрошенных различен (рис. 2). Большая часть – от 18 до 23 лет (39,8%). Объединённый сегмент от 24 до 55 лет составляет вторую большую группу (49,4%). Среди предпринимателей большинство в возрасте с 36 до 40 лет (27,8%), среди наёмных работников – с 41 до 55 лет (33,3%), а среди учащихся – студенты (74,1%).
Рисунок 2. Ответы на «Укажите ваш возраст»
Источник: Составлено авторами.
Свой ежемесячный уровень дохода большинство респондентов оценивают ниже 50 тысяч рублей. При этом 7,1% оценивают его выше 250 тысяч рублей в месяц (рис. 3).
Рисунок 3. Ответы на «Укажите уровень вашего ежемесячного дохода»
Источник: Составлено авторами.
Собранные в результате проведенного анкетирования данные были проанализированы и послужили основой для формирования гипотез, которые проверялись и обосновывались авторами исследования в качестве перспективных инструментов достижения цели исследования.
Результаты
Учитывая, что большинство респондентов оценили свой уровень дохода ниже среднего, логично было предположить, что повышение заработной платы может стать для них основным стимулом повышения эффективности деятельности, повлиять на снижение оттока кадров и т.п.
Однако, по результатам анкетирования это лишь отчасти нашло своё подтверждение (рис. 4): действительно 61% опрошенных в качестве главного стимула работы в ИТ выделяют заработную плату, однако 51% – отмечают потребность в свободном формате занятости, а 47% – возможность работать удалённо и наличие цели – вызова.
Рисунок 4. Ответы на «Что Вас больше всего стимулирует к участию в ИТ-проектах?»
Источник: Составлено авторами.
При этом у предпринимателей большинство выбирает стимулом именно цель (72%), у работников в найме – заработную плату (65%), у учащихся – возможность работать из дома (66%). Это служит подтверждением потенциала нематериального стимулирования кадров, как альтернативы консервативному подходу применения исключительно финансового стимулирования. Причем важно понимать особенности непосредственно той целевой аудитории, под которую подбираются нематериальные стимулы, так как их эффективность очевидно зависит от разных факторов: от типа трудовой мотивации [2], от поколения и возраста [5] и т.д.
Важным фактором, ограничивающим эффективность внешнего стимулирования, является текущая жизненная проблематика. Так, среди респондентов на дату проведения анкетирования наибольшее беспокойство вызывал текущий уровень дохода (38,2% респондентов). Также отмечены отсутствие интересных задач и амбициозных проектов (22,8%), «перегорание» (23,2%) и иные проблемы. То есть помимо финансовой проблемы имеют место и нематериальные аспекты, негативно сказывающиеся на жизни граждан. При этом треть опрашиваемых всё устраивает (рис. 5).
Рисунок 5. Ответы на «Что Вас не устраивает сейчас?»
Источник: Составлено авторами.
Среди важнейших мер способных простимулировать к переезду в другой город респондентами выделены: заработная плата (90% опрошенных поставили балльные значения 4 и 5), близость жилья к месту работы (72,2%), инфраструктура (70,3%), климат (66,3%), наличие аэропорта (64,5%), наличие целевой установки, крутой идеи, мегапроекта (62,5%), а также безопасность и уют маленького города (61,4%). Предприниматели также высоко оценили важность окружения (людей с определённым уровнем образования, жизни и т.д.) и негативно отреагировали на фактор расположения такого города за границей (61,1% поставили минимальный балл). Схожая оценка важности факторов и у остальных групп респондентов (рис. 6).
Рисунок 6. Ответы на «Оцените важность факторов для Вашего переезда в другой город»
Источник: Составлено авторами.
Трудовая деятельность является важной частью жизни людей. Поэтому поддержка работодателей (будь то стартап или крупная компания) также имеет весомое значение. Так, среди мер поддержки развития ИТ-предприятий, по общему мнению респондентов, наиболее востребованы: обучение сотрудников (71,8%), создание рабочей среды, в том числе комфортной обстановки в коллективе (61,4%), а также льготы и гранты (более 50%). При этом льготы на аренду помещений не так востребованы, как льготы на доступ к программному обеспечению. Это подтверждает специфику ИТ-проектов, успешная реализация которых возможна и удалённо. Относительно целевых групп можно отметить следующее: для предпринимателей наиболее важным является грантовое финансирование (88,9%), которое позволяет разработчикам сосредоточиться на ИТ-разработке, а не тратить временные ресурсы на поиск и привлечение инвестиций в проект. Но в большей степени гранты снижают риски на первичном этапе реализации проекта, когда слишком высока неопределённость результата. Сформировавшаяся грантовая система в большинстве случаев позволяет произвести продукт, не выводя его на рынок, а в случае с привлечением инвестиций – без реализации никак. На втором месте (как и в случае с наёмными работниками) находится создание рабочей среды – важный фактор, несомненно влияющий на успешность реализации проекта. Наиважнейшей же мерой для наёмных работников (как и для обучающихся) является обучение (70,7% и 75,9%, соответственно), что видимо обусловлено недостаточностью компетенций и/или неуверенностью в их актуальности для работы в сфере ИТ (рис. 7).
Рисунок 7. Ответы на «Какие меры поддержки на Ваш взгляд наиболее востребованы для развития ИТ-предприятий?»
Источник: Составлено авторами.
При оценке значимости сервисных услуг по пятибалльной шкале (рис. 8) более половины респондентов отметили в качестве максимально значимых услуги по привлечению финансирования (58,7%), обучению по профилю (57,1%) и коммерциализации ИТ-продукта (52,1%). При этом предприниматели, изначально ориентированные на извлечение прибыли и рыночную реализацию проекта, на первое место ставят именно коммерциализацию (максимально значимо для 66,7% респондентов), наёмные работники – привлечение финансирования (60,2%), учащиеся – обучение по профилю (62,9%). Это в большей степени свидетельствует о слабых местах каждой целевой группы, когда максимальное значение отдаётся наиболее значимой услуге, но с учётом (поправкой) на невозможность её реализации своими силами.
Рисунок 8. Ответы на «Оцените услуги по их значимости для реализации вашего проекта»
Источник: Составлено авторами.
Необходимо также отметить, что в ответах предпринимателей и обучающихся не выявлено крайне негативных реакций на предложенные услуги, тогда как 19,5% наемных работников считают совершенно не значимой услугу по выходу на экспорт, а 16,3% – аналогично относятся в услуге по формированию отдела продаж.
Обсуждение
Использование консервативного подхода материального стимулирования не может быть основополагающим фактором для удержания кадров. Этому может быть противопоставлено несколько доводов, основной из которых сводится к тому, что борьба за кадры через повышение уровня заработной платы может привести к неожиданному эффекту, описанному в классической экономике как «эффект дохода»: когда после достижения высокого уровня дохода у работника появляется желание не только приобретать больше товаров, но и иметь больше свободного времени для отдыха, семьи за счёт сокращения количества рабочего времени (рис. 9), то есть излишне высокая заработная плата будет стимулировать более разнообразный и длительный досуг, а не труд (его длительность и эффективность).
Рисунок 9. Кривая предложения труда по доходу (заработной плате)
Источник: Составлено авторами на основе [1].
В этой связи необходимость создания благоприятных условий для работы и жизни специалистов на местах, которые также были отмечены респондентами, является более эффективным в долгосрочном периоде инструментом для удержания кадров.
Далее рассмотрим возможность реализации этого на примере проработки концептуального описания создания инфраструктурной площадки для реализации проектов ИТ-специалистов, представляющей собой абстрактное здание или набор помещений, управление происходящим внутри которого осуществляется управляющей командой.
Целью создания реализации любого капиталоёмкого инфраструктурного проекта, направленного на поддержку бизнеса, является укрепление позиций инициатора-выгодополучателя (правительства региона за счёт налоговых отчислений, частного инвестора за счёт окупаемости инвестиций, др.) через развитие пользователей инфраструктуры и создание условий для их кратного роста. Этому могут способствовать результаты проведённого анкетирования, согласно которым в такой проект должна быть заложена возможность:
· взаимодействия с совершенно разными аудиториями, что особенно актуально для регионов с низким числом объектов инфраструктуры (это позволяет идентифицировать талантливых специалистов любых возрастов);
· внедрения инструментов нематериального стимулирования через формирование целей-вызовов, приглашение авторитетных лидеров, реализации востребованных проектов и т.д.;
· создания комфортных условий для пребывания на территории инфраструктурной площадки.
Взаимодействовать с людьми из разных поколений, с разным уровнем целей и доходов сложно, но задача упрощается, если речь идёт о наличии между ними чего-то общего – например, интереса к сфере ИТ. Поэтому в основу деятельности такой инфраструктурной площадки должно быть положено проведение пула различных мероприятий (хакатоны, акселераторы, навигаторы, конференции и т.д.) для широкого диапазона категорий участников: школьников, студентов, молодых учёных, ИТ-специалистов и специалистов смежных отраслей. По сути речь идёт об аналоге воронки продаж, описанной, например, в [7], где клиентами выступают пользователи инфраструктуры, а управляющая команда – продавцы услуг инфраструктуры (даже если они бесплатны). Такой подход позволит, расширив устье воронки на входе, увеличивать число искомых проектов на выходе из неё при условии удержания уровня конверсии на фильтрации перспективных ИТ-проектов, специалистов, команд. Важное место в формировании такой воронки в современном мире должно быть уделено внедрению и активному использованию в устье воронки онлайн инструментария. Например, интернет-платформы, функциями которой станут привлечение ИТ-специалистов на мероприятия, трансляция позитивных кейсов местных компаний, их траекторий развития, мер поддержки и возможностей для роста. Так, платформа через объявление о каждом мероприятии путём оповещения зарегистрированных пользователей формирует лист регистрации на мероприятие и при необходимости осуществляет первичный отбор (по возрасту, компетенциям, др.). Причем отправной точкой регистрации на такой платформе видится именно связь регистрирующегося со сферой ИТ (или желание связать свою жизнь с ней).
Интерес к регистрации на такой платформе может быть связан со следующими преимуществами:
· участие в мероприятиях инфраструктурной площадки только после регистрации (предотбор проходит на платформе);
· оповещение о предстоящих мероприятиях, формах поддержки и т.п.;
· возможность получить приглашение для участия в проекте под компетенции зарегистрированного, приглашение на работу;
· ведение личного портфолио проектов, формирование матрицы компетенций, уточнение квалификации, тестирование;
· выстраивание траектории для роста.
Также отдельно необходимо рассмотреть интересы конкретных групп стейкхолдеров инфраструктурной площадки по участию в мероприятиях. В частотности, интерес стартапов и ИТ-специалистов к участию в мероприятиях инфраструктурной площадки может быть связан с:
· возможностью реализации собственных инициативных проектов;
· близостью к ключевым игрокам сферы ИТ;
· возможностью закрытия непрофильных компетенций за счет сопровождения проекта управляющей командой инфраструктурной площадки;
· доступом к мощностям инфраструктурной площадки.
Интерес крупных ИТ-компаний к «приземлению» на инфраструктурной площадке может быть связан с:
· сосредоточением кадров, проектов и ключевых игроков сферы ИТ;
· возможностью обкатки своих проектов и решению проблем через мероприятия инфраструктурной площадки с привлечением сторонних команд;
· первоочередным правом поглощения формирующихся на инфраструктурной площадке стартапов;
· возможностью инвестирования в стартапы.
Интерес инвесторов в участии в реализуемых проектах на инфраструктурной площадке может быть связан с:
· снижением риска потери средств в сравнении с самостоятельным запуском стартапов разработчиками за счёт снижения числа стартовых ошибок и передачи части функций стартапа управляющей команде;
· возможностью участия в отборных процедурах мероприятий;
· возможностью формировать направления проектных инициатив, продвигать интересующее отраслевое направление;
· наличием потенциальных покупателей стартапов и их проектов для успешного экзита.
Интерес органов власти к реализации проекта создания инфраструктурной площадки может быть связан с:
· передачей функций по популяризации сферы ИТ и расширению пояса ИТ-компаний на сторону;
· апробацией модели поддержки стартап-проектов с возможностью выхода на самообеспечение;
· сбором данных и аналитикой по воронке ИТ-специалистов;
· возможностью презентации деятельности инфраструктурной площадки делегациям из других регионов и стран;
· созданием рабочих мест и налоговыми отчислениями.
Так как именно проведение мероприятий может обеспечить инфраструктурной площадке постоянную подпитку ИТ-специалистами, ИТ-проектами, ИТ-командами, то вариант, когда такие мероприятия могут быть инициированы и внешние заказчиками (по сути рынком), является оптимальным. Более того, очевидно, что часть мероприятий должна быть направлена на решение актуальных практических задач, эффективных с точки зрения экономического развития фирмы, региона, страны, общества в целом, а часть – на футуристические цели (форсайт-сессии, конкурсы фундаментальных исследований и т.п.), что также важно для развития любой сферы.
Отличившиеся на мероприятиях ИТ-специалисты формируют стартапы и переходят на новый уровень взаимодействия с инфраструктурной площадкой, который строится на основе договорных отношений с дорожной картой по реализации проекта. Причём важно понимать необходимость ухода от типовых договоров, ведь каждый проект и, соответственно, дорожная карта его реализации индивидуальны – договоры на сопровождение могут длиться и 3 месяца, а могут и 3 года.
Также проведение мероприятий окажет и стимулирующий эффект – через формирование целей (вызовов), решение которых вызовет отклик у ИТ-специалистов и профессиональный интерес. Приглашение авторитетных спикеров является распространённым, но в большей степени практически не окупаемым мероприятием (если только не продавать билеты на встречу). В этой связи в долгосрочном периоде более перспективным видится приглашение на договорной срочной основе опытного специалиста, лидера, способного не только стать амбассадором развития сферы, но и на своём примере, опыте, профессионализме взрастить новых лидеров, расширить кадровые компетенции сотрудников стартапов и управляющей команды.
Создание комфортных условий для жизни и работы связано как с внешними, так и с внутренними для инфраструктурной площадки факторами. И если на внешние (климат, транспортная удаленность, стоимость проживания, др.) площадка повлиять не может, то сформировать внутренние таким образом, чтобы они отчасти перекрыли недостатки внешних, – вполне решаемая задача. Наглядный пример, Якутия, где несмотря на суровые климатические условия активно развивается сфера ИТ. В типичный перечень локаций современной инфраструктурной площадки должны входить зоны питания, лекториумы, комнаты отдыха, тематические мини-библиотеки, коворкинги, лаборатории, центры коллективного пользования оборудованием и т.д. Хотя минимально допустимо (по результатам проведенного анкетирования) наличие стула и стола для 91,5 % ИТ-специалистов.
Дальнейшая деятельность такой инфраструктурной площадки может быть реализована по следующим сценариям финансового обеспечения:
1. Самообеспечение за счёт сопровождения инновационных проектов и иной деятельности (например, ООО «Морион Диджитал» (Технопарк Morion Digital), г. Пермь);
2. Частичное самообеспечение за счет сопровождения инновационных проектов и иной деятельности с привлечением софинансирования – субсидии (например, ГАУ «Центр инновационного развития» (Технопарк «Жигулевская долина»), г. Самара);
3. Полное обеспечение деятельности за счёт субсидии (например, АУ «Технопарк высоких технологий», г. Ханты-Мансийск);
4. Этап становления субсидируется, далее – самообеспечение (примеры не выявлены, но сценарий теоретически возможен).
Во всех перечисленных вариантах основные расходы инфраструктурной площадки связаны с оплатой труда персонала, сторонних организаций и специалистов. Варианты 1 и 2 также подразумевает оплату содержания помещений, коммунальные платежи и иные производственные расходы.
Первый сценарий подразумевает ежемесячное внесение сопровождаемыми стартапами оплаты, привязанной к показателям стартапа, размерам арендуемого помещения, сложности исполнения дорожной карты, количеству услуг, предоставляемых сервисами площадки и т.д. В общей сумме оплата всех сопровождаемых компаний должна выводить площадку на прибыль. Оплата стимулирует обе стороны работать быстро и результативно. Активно привлекаются механизмы софинансирования, грантовой поддержки, кредитования под залог интеллектуальной собственности и т.д. Компании нацелены на результат и коммерческий успех.
Второй сценарий подразумевает ежемесячное внесение сопровождаемыми компаниями оплаты в объеме, меньшем чем в первом сценарии, так как часть денежных средств, необходимая для функционирования инфраструктурной площадки субсидируется из бюджета региона. Этот сценарий менее рисковый (снижается бремя компаний и требования к площадке), но при этом и менее эффективный.
Третий сценарий подразумевает полное субсидирование деятельности площадки, соответственно плата за сопровождение не берётся. При этом дорожная карта проекта составляется в том же порядке, используются отчётные мероприятия и т.д. Однако использование сторонних ресурсов значительно снижает эффективность деятельности обеих сторон, сдвигает целевой вектор со скорейшей коммерчески успешной реализации на долгосрочное «завершение» проектов. Также появляется дополнительный рычаг давления на инфраструктурную площадку со стороны субсидирующего органа, который несомненно будет «вклиниваться» в работу коллектива, вносить правки, продвигать политически важные проекты, в большинстве случаев не обладающие коммерческим потенциалом. При этом риски в данном сценарии сведены до минимума.
Четвёртый сценарий подразумевает использование средств субсидии бюджета только на этапе становления. За этот период должен быть сформирован портфель проектов, экзиты с которых позволят инфраструктурной площадке не только вести экономическую деятельность на последующих этапах, обеспечивая себя самостоятельно, но и вести инвестиционную деятельность, финансируя сопровождаемые проекты. Бремя оплаты со стороны сопровождаемых стартапов сведено к минимуму на этапе становления, далее – используется символическая сумма оплаты услуг сопровождения, подтверждающая желание компании работать над проектом и стимулирующая эффективность такой работы. Данный подход активно используется в стартап-студиях (только при зарубежном опыте бюджетные деньги на старте чаще заменены на частные инвестиции).
Заключение
Проект создания любой инфраструктурной площадки, осуществляющей поддержку стартапов и их сотрудников должен строиться не только на изучении опыта лучших практик подобных проектов, но и на внедрении бизнес-практики, когда, например, перед запуском проекта изучается мнение потребителя («customer development»). Так, проведённое анкетирование позволило не только выделить минимально необходимые требования для наполнения инфраструктурной площадки, но и подсветить внутренние предпочтения респондентов.
В частности, важным видится тот факт, что нематериальные стимулы могут конкурировать с общераспространёнными финансовыми. В этом ключе рекомендуется выстраивать концепт инфраструктурной площадки вокруг целей-вызовов (например, для реализации мегапроектов) и приглашения отраслевых лидеров. Это станет конкурентным преимуществом и важным отличием данной площадки от иных. Также была выявлена потребность при реализации ИТ-проектов в экспертной поддержке и оказании непрофильных услуг (формирование отдела продаж, привлечение финансирования, выход на экспорт, коммерциализация ИТ-продукта и т.п.). Это легло в основу внедрения модели сопровождения, когда непрофильные функции стартапа исполняет управляющая команда. Помимо этого, важным моментом для успешной реализации инфраструктурной площадки является генерация новых проектных инициатив и привлечение сторонних исследователей, учёных, технологических предпринимателей для реализации своих проектов. Это создаст предпосылки для наполнения стартап-проектами экономики региона, её диверсификации и кластеризации, а также положительно скажется на формировании взаимодействия между ключевыми и новыми участниками, развитии преемственности и воронки специалистов, достижению синергетического эффекта.
Страница обновлена: 21.06.2025 в 18:47:03