Кадровый потенциал как инструмент повышения конкурентоспособности промышленных предприятий
Се Яцзин1, Круглов Д.В.1![]()
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 63
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52264000
Аннотация:
В работе исследуется кадровый потенциал как инструмент повышения конкурентоспособности промышленных предприятий. С развитием технологий, чтобы в полной мере соответствовать потребностям рынка (национального и международного), промышленные предприятия проходят этап активной модернизации. Сложные процессы трансформации экономических отношений, и развития современных рыночных условий требуют новых подходов к организации производственной деятельности, принципов и методов управления персоналом. В ходе экономических реформ промышленные предприятия претерпели значительные изменения, как с точки зрения социально-экономического характера собственности, так и с точки зрения качественных и количественных характеристик их производственных мощностей.
Первостепенной задачей в подобных обстоятельствах становится определение конкурентоспособности, а именно конкретных критерий, которым должно соответствовать конкурентоспособное предприятие. Существующие бизнес-теории представляют собой не что иное, как тщательно продуманный корпоративный опыт в различных странах и периодах времени, и не дают однозначного ответа на вопрос, почему одна компания более конкурентоспособна, чем другая. Это вполне логично, так как на конкурентоспособность предприятия влияют не только конкретные факторы, но и их совокупность. Поэтому, конкурентоспособность не только сложно определить, но и чрезвычайно трудно измерить: как известно, ноу-хау, принесшее успех одному предприятию, может оказаться не эффективным для других предприятий. В связи с чем, проблема разработки механизма развития кадрового потенциала промышленных предприятий, который будет соответствовать целям и задачам устойчивого функционирования компаний в конкурентной среде, является актуальной темой многих научных исследований.
В процессе исследования сделан вывод о том, что анализ и планирование человеческих ресурсов способствует удержанию талантливых сотрудников на предприятиях, повышению конкурентных преимуществ. Работа может быть интересна руководителям крупных и средних предприятий различных отраслей как с научной, так и с практической точек зрения, а также преподавателям, аспирантам и магистрантам.
Ключевые слова: промышленные предприятия, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, управление человеческими ресурсами
JEL-классификация: J21, J24, J82
Введение. Принципиально, изменившаяся внешняя среда потребовала навыков ведения бизнеса в условиях жесткой конкуренции. Факторы – это те явления и процессы экономической деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают трансформации абсолютной и относительной величины издержек производства, и, как следствие, изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия. К ключевым факторам рыночного успеха относятся:
– финансовое положение предприятия, развитие базы собственных исследований (уровень затрат на них);
– возможности кредитования своего экспорта (в том числе государственная поддержка);
– наличие передовых технологий;
– обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
– способность производственного и ценового маневрирования;
– наличие сети сбыта и опытного персонала по маркетингу;
– состояние технического обслуживания;
– эффективность системы рекламы и связей с общественностью,
– информационная безопасность;
– кредитоспособность крупных покупателей.
Сочетание, перечисленных факторов, как и бизнес-процессов в целом, имеют тенденцию быть не только сложными, но и не всегда логически объяснимыми. Факторы могут влиять как в сторону повышения конкурентоспособности предприятий, так и в сторону снижения, способствуя превращению возможностей в реальность, а также, определять средства и способы использования резервов конкурентоспособности.
Человеческие ресурсы, являются одним из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность компаний. Следовательно, для эффективного управления компанией важно не только планировать свою финансово-экономическую деятельность, но и грамотно управлять персоналом. Помимо эффективности персонала, большую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия играют уровень образования и предыдущий опыт ведения бизнеса владельцев и управляющих компаний. Эти два фактора жизненно необходимы для средних и малых предприятий, где владельцы и управляющие являются ключевыми человеческими ресурсами, и несмотря на разные их роли, нет сомнений в том, что образование и навыки топ менеджеров компаний очень важны и в крупных предприятиях. В этой связи, современный управленец должен обеспечивать конкурентные преимущества компании, наращивая ее кадровый потенциал.
Вопросам развития кадрового потенциала, а также экономическим аспектам трудовой деятельности посвящены научные труды: Б.М. Генкина [3, с. 40-52], Н.А. Горелова [4, с. 18-20], Н.А. Волгина [1, с. 5], Ю.Г. Одегова [14, с. 120-122], В.В. Халиулиной [14, с. 120-122], Р.И. Капелюшникова [8, c. 18-22] и др.
Решение проблем конкурентоспособности промышленных предприятий отражены в научных работах: М. Портера [11], П. Каппелли [15] и др.
Цель исследования состоит в обосновании, адекватных современным условиям приоритетов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий за счёт развития кадрового потенциала.
Задачи исследования:
– выявить роль кадрового потенциала в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий;
– сформулировать практические рекомендации по управлению талантами в промышленных предприятиях.
Объект исследования – персонал промышленных предприятий.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического планирования предприятия и развития кадрового потенциала.
Методология исследования основана на анализе академической литературы и теоретических подходах в области управления развитием кадрового потенциала в контексте повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Информационную базу составили источники академической литературы по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в актуализации теоретических и практических основ, отражающих развитие кадрового потенциала в целях повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Практическая значимость работы:
− материал можно использовать в образовательных целях (в ВУЗах, колледжах);
− авторские предложения могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований в области управления развитием кадрового потенциала в контексте повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Роль кадрового потенциала в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий. В современных условиях проблема повышения конкурентоспособности промышленных предприятий становится все более актуальной, что вызвано изменениями факторов как внутренней, так и внешней среды, а также возрастанием рисков экономической деятельности. Рен Чжэнфэй, генеральный директор компании Huawei, еще в 1997 году сказал: «Талант – это ключевой фактор конкурентоспособности предприятия» [6]. Становится вполне очевидным, что качество человеческих ресурсов имеет решающее значение при выборе конкурентной стратегии компании [2]. Исходя из этого, определим, что такое «передовое производство», и что значит быть конкурентоспособным.
Понятие «передовое производство», было введено в научно-практический оборот Национальной ассоциацией перспективных производственных технологий США, трактуемое, как «производство, в котором широко используются компьютерные, высокоточные и информационные компоненты, интегрированные с высокопроизводительной рабочей силой [5, с. 8].
Конкурентоспособность предприятий является общей мерой интереса и доверия к товарам на фондовом, финансовом и трудовом рынках. Среди факторов, влияющих на конкурентоспособность, можно выделить стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, управленческие технологии, человеческий капитал, стратегический маркетинг, инвестиционная и инновационная политики и др. [16]. Технологическое развитие в «передовом производстве» играет важную роль, как и непосредственное влияние человека на научно-технический прогресс, поскольку с помощью технологий и компетентного персонала, возможно улучшение конкурентных преимуществ предприятия. Так, в своей книге «Конкурентная стратегия», М. Портер предлагает «стратегии конкурентного преимущества для фирм» [11]. Основной тезис ресурсной концепции состоит в том, что устойчивый успех предприятия зависит от наличия у нее уникальных человеческих ресурсов и технологий, которые определяют конкурентные преимущества фирмы.
Обратимся к управлению человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами на базе конкурентных стратегий отражена в таблице 1.
Таблица 1. Система управления человеческими ресурсами на базе
конкурентных стратегий
|
Управление человеческими ресурсами
| ||||||
|
Перед набором
|
Процесс набора
|
Удержание и управление
| ||||
|
Анализ работы
|
Планирование человеческих
ресурсов
|
Набор
персонала
|
Отбор персонала
|
Управление
эффективностью
|
Управление
вознаграждениями |
Управление
взаимоотношениями
с сотрудниками |
Как видно из таблицы 1, этапы управления человеческими ресурсами состоят из:
– практики до найма (анализ должностей, кадровое планирование);
– практики во время найма (найм и отбор);
– практики после найма (обучение и развитие, компенсационный менеджмент) [12].
Управление этими тремя процессами с использованием стратегии конкурентного преимущества может оказать положительное воздействие на развитие компании, что подтверждается тезисом в выше названной работе М. Портер, который делает акцент на том, что стратегия, сфокусированная на лидерстве, означает сосредоточение всех ресурсов компании. Рассмотрим подробнее этапы управления человеческими ресурсами в контексте повышения конкурентоспособности предприятия.
Повышение конкурентоспособности перед наймом на работу. Перед набором персонала необходимо провести анализ системы управления и планирования человеческих ресурсов, опираясь на будущие потребности компании в персонале, а также необходимые требования к каждой должности с целью экономии времени и ресурсов (стратегия лидерства по сокращению издержек).
Планирование человеческих ресурсов должно сочетаться со стратегией развития компании, особенно в передовых отраслях, которые динамично развиваются (отдел персонала разрабатывает требования к рабочим местам под контролем высшего менеджмента). П. Каппелли предложил модель управления талантами, используя которую появляется возможность оперативно подбирать сотрудников с нужными компетенциями и минимальными издержками [15]. Например, такие компании как Huawei, SMIC, Tencent, Baidu и TikTok, создали свои собственные базы данных кадрового резерва. Соискателям необходимо указать на сайте компании в анкете свое образование, опыт работы, специальность. Кандидаты, отвечающие требованиям вакансии, получат уведомление о собеседовании, а те, кто не отвечает требованиям на текущий момент, останутся в кадровом резерве компании. Этот метод подбора с использованием больших данных помогает, с одной стороны, повысить эффективность работы HR-отдела, с другой стороны, сократить издержки, связанные с получением навыков сотрудниками, не соответствующими вакантной должности.
Повышение конкурентоспособности в процессе найма. В процессе подбора персонала потребности компании в талантах можно разделить на две основные группы: общие и специальные [7]. Под общепринятыми талантами подразумеваются те кандидаты, которые могут соответствовать основным стандартным и требованиям, а также вносить вклад в основную деятельность компании. В связи с распространенностью и заменяемостью этого типа талантов, в процессе подбора персонала в первую очередь необходимо ориентироваться на стоимость [19]. Это делается следующими способами:
– предлагать заработную плату равную или немного выше, чем в других аналогичных компаниях за тот же вид работ;
– география найма должна включать как небольшие населенные пункты, так и мегаполисы.
Специалисты – это кандидаты, которые обладают специфическим набором знаний в определенной области. Они хорошо подходят для будущего развития компании, и могут сыграть решающую роль в конкурентной борьбе [13]. Большинство таких соискателей имеют высшее образование. Для такого типа талантов важно использовать стратегии дифференциации в процессе подбора персонала. Это делается следующими способами:
– для талантливых сотрудников, одним из способов удержания является предоставление им высокого уровня материального вознаграждения (например, «Программа гениальной молодежи» в компании Huawei; «Программа элитных талантов Hornbill» в компании Tencent; Программа «Резерв и обучение талантов» в компании TikTok);
– набор выпускников, а также приглашение иностранных студентов на стажировку.
Повышение конкурентоспособности в области удержания и управления талантами. Удержание и управление талантами включает в себя следующие направления: компенсационный менеджмент и управление трудовыми взаимоотношениями [10]. Реализация стратегии контроля затрат и стратегии дифференциации могут способствовать повышению конкурентных преимуществ компании.
В управлении эффективностью менеджеры оценивают сотрудников, устанавливая ключевые показатели эффективности (KPI). Показатели KPI базируются на «Законе Парето» (80% стоимости компании вносят 20% сотрудников) [20]. В этой связи, для сокращения затрат на управление компанией достаточно охватить лишь 20% основных сотрудников.
Помимо установления KPI, очень часто используется «метод принудительного распределения» Он применяется высшим руководством менеджмента компании Huawei при управлении эффективностью работы.
Компенсационный менеджмент должен быть интегрирован с управлением эффективной деятельностью сотрудников. Суть её заключается в том, чтобы иметь возможность назначить справедливое вознаграждение, поскольку оплата труда является одним из важнейших инструментов мотивации, рациональный уровень которой может удовлетворить потребности работников.
В области управления взаимоотношениями с сотрудниками, компаниям необходимо сосредоточиться на психологических аспектах своих работников, и решить проблемы, связанные с текучестью кадров. Потеря талантов может привести к утрате запатентованных технологий, а также снижению прибыли предприятия. Более того, из-за увольнения талантливых сотрудников необходимо заново набирать и обучать персонал, что повлечет за собой косвенные экономические издержки предприятия.
Управление талантами в промышленных предприятиях. Управление талантами – это процесс, с помощью которого предприятие формирует оптимальную рабочую силу для своих бизнес-целей [18], постоянно оценивая мотивацию и удовлетворение потребностей своих сотрудников для того, чтобы они не только оставались, но и были вовлеченными, продуктивными и стремящимися к развитию в компании. Например, многие менеджеры по подпору персонала используют термин «ранний талант» вместо «начальный уровень», чтобы сделать акцент на выявлении, уточнении и совершенствовании навыков [9].
В широком смысле процесс управление талантами включает в себя:
– привлечение людей, которые хорошо вписываются в культуру предприятия и обладают навыками, необходимыми для достижения успеха в этой роли;
– развитие навыков сотрудников посредством непрерывного образования и обучения, а также распределение таким образом, чтобы обеспечить наилучшее использование их навыков для достижения бизнес-целей;
– удержание высокоэффективных сотрудников не только за счет компенсаций и полных пакетов вознаграждений, но и за счет понимания того, что их мотивирует, чтобы они стали более вовлеченными в свою работу.
Ключевыми компонентами высокоэффективного процесса управления талантами являются [17]:
– четкое понимание текущих и будущих бизнес-стратегий предприятия;
– выявление ключевых пробелов между имеющимся талантом и талантом, необходимым для достижения успеха в бизнесе;
– надежный план управления талантами, предназначенный для устранения пробелов в талантах, интегрированный со стратегическими и бизнес-планами;
– точные решения о найме и продвижении по службе;
– связь индивидуальных и командных целей с корпоративными целями, а также предоставление четких ожиданий и обратной связи для управления производительностью;
– развитие талантов для повышения производительности на текущих должностях, а также готовность к переходу на следующий уровень.
Между тем, существуют барьеры, которые могут помешать самому продуманному планированию управления талантами. Существующие барьеры содержат в себе такие проблемы, как неточные данные, ручные и разрозненные процессы, отсутствие заинтересованности руководства и неосознанная предвзятость при принятии решений. В связи с этим, авторами предлагаются следующие стратегии управления талантами, которые смогут помочь предприятиям преодолеть перечисленные и другие распространенные проблемы:
1. Согласованность целей. Если люди и их навыки имеют решающее значение для бизнеса, то управление персоналом и талантами должно способствовать формированию видения и целей предприятия. Когда менеджер по управлению персоналом является активной частью общего бизнеса, и не работает обособленно, сотрудники и бизнес-цели более тесно согласуются сверху вниз. Это приводит к более высокой производительности труда и ответственности сотрудников за успех предприятия. Очевидно, что это требует четкого информирования о бизнес-целях всего предприятия, чтобы менеджеры могли получать доступ, и быть в курсе целей других отделов для формирования межфункциональной поддержки.
2. Создание сильного бренда работодателя. Большинство кандидатов при приёме на работу задают вопросы, которые требуют от менеджеров переосмысления планирования и найма талантов, выходящего далеко за рамки заработной платы и льгот, например, «Я буду горд работать в этой компании?», «Соответствует ли эта компания моим ценностям?». Это лишь некоторые из вопросов, на которые должны отвечать методы управления талантами. Менеджеры должны хорошо понимать, что они находятся в более слабом положении, чтобы привлекать и удерживать лучшие таланты без сильного бренда работодателя.
3. Сконцентрированность на деятельности сотрудников. Современные технологические решения по управлению персоналом могут обеспечить улучшенный опыт работы с пользовательскими интерфейсами, которые поддерживают мобильную рабочую силу в широком спектре процессов управления. Расширение возможностей самообслуживания, мобильный доступ и простой интерфейс поддерживают комфортный рабочий процесс сотрудников, что в свою очередь приводит к повышению качества обслуживания клиентов.
4. Поощрение культуры высокой производительности. Лучшие стратегии управления талантами эффективно организовывают обучение и развитие, компенсацию и вознаграждение, а также внутреннее продвижение по службе, чтобы сотрудники чувствовали себя мотивированными, продуктивными и способными работать на пике своих возможностей. А когда цели понятны и согласованы, управление талантами может помочь сотрудникам работать лучше, и улучшить бизнес-результаты.
5. Единое представление о сотрудниках. Менеджеры и сотрудники стремятся к гибкости и согласованности, особенно в условиях изменения потребностей бизнеса. Гибкая система со сквозным представлением о рабочей силе позволит руководителям устранять пробелы в обучении и распознавать потенциал сотрудников, который открывает новые возможности карьерного роста. А единый источник данных позволит сотрудникам, менеджерам и другим руководителям регулярно оценивать производительность, и следить за развитием каждого сотрудника.
Заключение
Проблема востребованности в квалифицированных кадрах сохраняет свою актуальность в любом историческом периоде. Человеческие ресурсы являются важным достоянием передовых промышленных предприятий, что в свою очередь положительно влияет на их развитие. Рационально-эффективный менеджмент затратами и стратегиями дифференциации на каждом этапе управления человеческими ресурсами способствует повышению их качества, и создаёт конкурентные преимущества предприятия.
Гибкая стратегия управления талантами, ориентированная на людей, даёт возможность сотрудникам показать себя с лучшей стороны, способствуя карьерной мобильности, благодаря непрерывному обучению и доступу к информации. Для реализации этой стратегии требуется поддержка отдела управления кадровым потенциалом, который имеет доступ к данным о навыках, в последствии, предоставляя данную информацию руководству предприятия. Получив полное представление о своей рабочей силе, руководство предприятия понимает, какие таланты и навыки необходимы их организации для решения проблем, использования возможностей роста и сохранения конкурентоспособности.
Источники:
2. Волков В.И., Кабанов Д.В. Кадровый потенциал как ключевая составляющая устойчивого развития машиностроительных предприятий // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1165-1178. – doi: 10.18334/et.5.4.39579.
3. Генкин Б.М. Методы повышения производительности и оплаты труда. / Монография. - Москва: Норма, 2022. – 160 c.
4. Горелов Н.А. Экономика труда в контексте вызовов времени // Экономика труда. – 2014. – № 1. – c. 7-28.
5. Дежина И.Г. Новые производственные технологии. - М.: Издательский дом «Дело», 2015. – 272 c.
6. Жэнь Чжэнфэй Huawei не предоставит китайскому правительству конфиденциальную информацию пользователей. Huawei.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/by/facts/voices-of-huawei/interview-with-ren-zhengfei (дата обращения: 24.02.2023).
7. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Современный кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 1. – c. 207-218. – doi: 10.18334/ppib.10.1.116708.
8. Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале. / Монография. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 55 c.
9. Круглов Д.В., Дигуев В.М. Инвестиции в развитие человеческого капитала как конкурентное преимущество экономики России // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: Сборник научных статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курск, 2021. – c. 262-266.
10. Круглов Д.В., Се Я. Управление талантами в процессе формирования кадрового резерва в Китае // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 363-376. – doi: 10.18334/et.9.2.114185.
11. Портер М. Конкурентная стратегия. - Китай: Издательство СИТИК, 2014. – 452 c.
12. Мельничук А.В., Макушкин С.А. Основы управления человеческими ресурсами. сущность управления человеческими ресурсами. / Текстовый материал учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами». Лекция. Направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом (бакалавриат). - Москва: РГСУ, 2010. – 21 c.
13. Молчанов И.Н. Образование и наука: тенденции развития кадрового потенциала // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 691-708. – doi: 10.18334/lim.9.3.114932.
14. Одегов Ю.Г., Халиулина В.В. Организационные аспекты оценки и аттестации персонала // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 1(57). – c. 119-126.
15. Питер Каппелли Талант по требованию: Управление талантами в эпоху неопределенности. - США: Издательство Гарвардской школы бизнеса, 2008. – 304 c.
16. Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. Cfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/20005/12.shtml (дата обращения: 27.02.2023).
17. Алиев И.М., Горелов Н.А., Симонов В.С. Управление человеческими ресурсами:. / Учебник– 2-е изд., пер. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 467 c.
18. Чжао С., Круглов Д.В. Развитие человеческого капитала в условиях совершенствования системы подготовки кадров Китая // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022. – № 2(134). – c. 35-39.
19. Шпилева А.А., Быкова О.Н. Есть ли кадровый потенциал у российского предпринимательства? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 177-184. – doi: 10.18334/epp.10.2.100440.
20. Ян Чанчунь KPI в построении индексной системы оценки эффективности предприятия // Популярная стандартизация. – 2022. – № 4. – c. 114-116.
21. O’Leonard K. Talent management factbook: Global trends, facts and strategies in corporate talen management / Bersin by Deloitte. - 2008
Страница обновлена: 24.07.2025 в 17:27:25
Download PDF | Downloads: 63
Workforce capacity as a tool to increase the competitiveness of industrial companies
Se Yatszin, Kruglov D.V.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 4 (April 2023)
Abstract:
The authors explores workforce capacity as a tool for increasing the competitiveness of industrial companies. With the development of technology in order to fully meet the needs of the market (national and international one), industrial companies are actively modernizing.
The complex processes of economic relation transformation and the development of modern market conditions require new approaches to the organization of production activities, principles and methods of personnel management. In the course of economic reforms, industrial companies have undergone significant changes both in terms of the socio-economic nature of ownership and in terms of the qualitative and quantitative characteristics of their production capacities.
The primary task in such circumstances is to determine competitiveness, namely, the specific criteria that a competitive company must meet. The existing business theories are nothing more than carefully thought-out corporate experience in different countries and time periods. They do not give a clear answer to the following question. Why is one company more competitive than another? This is quite logical, since the company's competitiveness is influenced not only by specific factors, but also by their totality. Therefore, competitiveness is not only difficult to determine, but also extremely difficult to measure. The know-how that brought success to one company may not be effective for other companies. In this connection, the problem of creating a mechanism for developing the workforce capacity at industrial companies that will meet the goals and objectives of sustainable development in a competitive environment is an urgent topic of many scientific studies.
Analysis and planning of human resources contributes to the retention of talented employees, increasing competitive advantages. The article may be of interest to managers of large and medium-sized companies of various industries from both scientific and practical points of view, as well as academic staff, graduate students and undergraduates.
Keywords: industrial companies, competitiveness, competitive advantages, human resource management
JEL-classification: J21, J24, J82
