Конвергентный механизм удержания молодежи в пределах Дальневосточного федерального округа

Пашук Н.Р.1, Вертинова А.А.1, Булгакова М.А.1
1 Владивостокский государственный университет, Россия, Владивосток

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310534

Аннотация:
Удержание населения, а в частности трудоспособной молодежи, в регионах Дальневосточного федерального округа, является острой проблемой в связи с тем, что на территориях наблюдается отрицательная динамика населения на протяжении более 20 лет. В связи с чем были выявлены различные препятствия в деятельности по удержанию населения, вызванные недостаточным уровнем взаимодействия между заинтересованными сторонами. В следствии этого авторами был применен конвергентный подход для формирования механизма удержания молодежи в пределах ДФО, суть которого заключается в сближении и уплотнении связей между заинтересованными сторонами за счет общих ресурсов, которыми они могут пользоваться совместно, а также единых принципов, инструментов, мероприятий. Заключительный этап состоял в определении эффектов, которые последуют при использовании данного механизма. Данные эффекты будут носить всеобщий характер, т.е. окажут свое влияние на все группы заинтересованных лиц, однако будут различны по времени проявления результатов. Представленная статья будет интересна специалистам, изучающим демографические процессы в регионах России, а также разрабатывающим мероприятия молодежной политики в целях сохранения данной социальной группы в регионах.

Ключевые слова: удержание молодежи, Дальневосточный федеральный округ, конвергенция, заинтересованные стороны, региональная инновационная система

JEL-классификация: J13, J24, O31, R11, R12, R13



Введение

Основой концепции региональной инновационной системы (далее - РИС) является способствование проникновению на рынок новых технологий, система генерации знаний, образование, государственная поддержка, производство инновационной продукции, что схоже с приведенными выше результатами деятельности университетов. Более того для существования РИС необходима взаимосвязь между подсистемами, входящими в нее. Цель РИС состоит в эффективном использовании потенциала региона, чему способствует развитие университетов, как одной из подсистем РИС.

Поэтому в данных современных условиях развитие университета мы считаем необходимым рассматривать в рамках концепции РИС.

Основным потенциалом развития региональной системы является трудоспособное население, способствующее в свою очередь формированию и развитию трудового, интеллектуального и инновационного капитала территорий. Связи с этим, регионы для которых характерны проблемы чрезмерного оттока населения остаются не способными обеспечить баланс спроса и предложения на рынке труда.

Подобные демографические проблемы наблюдаются в социально-экономическом развитии Дальневосточного федерального округа, где наблюдается постоянная убыль населения, так в 2019 году число выбывших составило 342106 чел. при числе прибывших в 330375 чел., аналогичная ситуация наблюдалась и в 2020 г. (число выбывших составило 309248 чел., в то время как число прибывших 289323 чел.) [1].

При этом, основные движения населения, согласно структуре, затрагивают именно группу трудоспособного возраста, которая за анализируемый период уменьшилась на 3,2 % [2].

Согласно более детальной информации, представленной на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, преимущественное сокращение населения региона приходится на социальные группы возрастом 20-24 года, 25-29 лет и 30-34 года [3].

По этой причине, основными приоритетами стратегии социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа (ДФО) [3] является сокращение миграционного оттока населения и привлечение специалистов из других регионов, для достижения которых активно реализуются программы поддержки молодежи.

Также проблемой миграции молодежи за пределы региона были освящены в работах таких ученых как А.А. Боделукова [4], Н.В. Боровских, Е.А. Кипервар, В.Ф. Потуданская [5], О.А. Дремлюга, А.Г. Ким, Е.Н. Смольянинова [6], С.И. Королева, И.В. Новикова [7], Е.Л. Луценко, А.М. Шкуркин [8], Е.С. Мальцева [9] и мн.др.

Тем не менее, в настоящее время тенденция сокращения трудоспособного населения, в частности оттока молодых специалистов в Центральную России и за рубеж, является основным препятствием развития экономики ДФО ввиду недостаточно результативного функционирования существующего механизма удержания молодежи в регионе.

В качестве наиболее распространенных проблем функционирующего в настоящее время механизма удержания молодежи на территории выделяют:

- обострение диспропорции между карьерными ожиданиями выпускников и потребностями рынка труда [10];

- низкий уровень заинтересованности предпринимательского сектора в организации достойных условий труда для молодых специалистов и отсутствие индивидуального подхода в работе с выпускниками университетов [11];

- отсутствие продуманной информационной составляющей молодежной политики, проводимой в регионе [12];

- нежелание образовательных организаций соответствовать потребностям предпринимательского сектора и искать дополнительные источники денежных средств помимо государственного финансирования.

Данные препятствия возникают в связи с недостаточно плотно развитыми взаимодействиями между всеми заинтересованными сторонами, однако именно конвергентный подход к данным недостаткам поможет нивелировать их, укрепить существующие взаимоотношения сторон и совершенствовать единую политику удержания молодежи в регионе.

Поэтому, основной целью данной работы является разработка конвергентного механизма удержания молодежи в пределах региона, способствующего достижению эффектов развития региональной инновационной системы.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении конвергенции взаимоотношений заинтересованных сторон относительно действий, предпринимаемых с целью удержания молодежи в регионах ДФО.

Достижение поставленной цели обуславливается решением совокупности задач:

1 определить элементы конвергентного механизма удержания молодежи (участники, принципы, ресурсы, инструменты);

2 выявить возможные социально-экономические эффекты от применения конвергентного механизма удержания молодежи.

Материалы и методы исследования

Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, различные научные публикации по исследуемой тематике.

В работе были использованы следующие методы:

- анализ (в целях разбиения всего процесса удержания молодежи в регионах ДФО на составляющие и их более детального изучения);

- синтез (в целях объединения элементов в единый механизм);

- семантический поиск (с целью выявления мероприятий по удержанию молодежи в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, различных научных публикациях).

Результаты исследования

Основными элементами механизма удержания молодежи в пределах региона являются: его участники; принципы, на основании которых они взаимодействуют; ресурсы, инструменты, необходимые для организации мероприятий; и социально-экономические эффекты. В реализации политики удержании молодежи на дальнем востоке тесно взаимодействуют множество структур и заинтересованных сторон. В соответствии с выполняемыми функциями разделим участников механизма на группы.

Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Государственной думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). В отношении политики удержания молодежи в ДФО органы законодательной власти всех уровней формируют нормативную основу, которая должна способствовать снижению оттока и послужить инструментом для привлечения интереса молодых специалистов.

Органы исполнительной власти разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, экологии.

Система образования в России представляет единую структуру взаимодействующих между собой элементов дошкольного, начального, среднего, средне-специального и высшего образования, которые можно разделить на группы:

- органы, осуществляющие образовательную деятельность;

- совокупность образовательных программ, осуществляемые в образовательных учреждениях;

- нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности;

- органы, контролирующие деятельность образовательных учреждений.

Основные задачи системы образования в политики удержания молодежи в дальневосточном регионе – это формирование компетенций с учетом потребностей регионального сообщества, а также сохранение культурной и исторической преемственности.

Некоммерческие организации являются институтами развития Дальнего Востока, которые обеспечивают предприятия региона квалифицированными кадрами, а также отвечает за информационное и методологическое сопровождение государственных программ.

Основная миссия некоммерческих организаций – развитие человеческого капитала и кадровое обеспечение экономики Дальнего Востока, создание условий для привлечения и закрепления новых жителей на Дальнем Востоке. Комплексное решение вопросов по развитию Дальневосточного федерального округа способствует достижению положительной миграционной динамики за счёт дополнительного притока населения и его закрепления.

Бизнес сообщество является ключевым звеном по созданию рабочих мест для трудоспособного населения. Тем самым привлечение квалифицированных специалистов является приоритетным направлением кадровой политики. Исходя из этого, члены бизнес сообщества формируют условия для привлечения молодых специалистов в дальневосточном регионе, такие как:

- поддержка при переезде на новое место работы;

- оплата жилья, суточных, предоставление оплачиваемого отпуска на обустройство;

- оплата подъёмных, предусмотренных законодательством;

- оплата обратного проезда при расторжении договора;

- оплата дополнительного обучения и т.д.

В основу набора принципов организационного механизма удержания молодежи легли принципы профориентационной деятельности, как основного элемента, без которого функционирование данного механизма не будет осуществляться достаточно эффективно.

Принцип полиформности предполагает многообразие возможных форм и направлений взаимодействия субъектов.

Принцип преемственности подразумевает интеграцию образовательных программ среднего общего образования со средним профессиональным и высшим вкупе с совокупностью нормативно-правовых документов, регулирующих взаимодействие образовательных учреждений. Реализация данного принципа обеспечивает непрерывность в приобретении, расширении и преобразовании учащимися опыта социума [13-15].

Принцип учета перспективы развития личности в условиях развития экономики выражается в корреляции форм и направлений, используемых с целью удержания молодежи в регионе, с кадровой политикой страны, в выявлении и развитии у учащихся способностей, соответствующих запросам и перспективным планам экономического и социального развития, за счет применения психологических и педагогических научных методов [16].

Принцип учета личных интересов выражается в возможности учащегося по осуществлению профессионального самоопределения с целью соотнесения индивидуального профессионально-психологического потенциала с характеристиками профессий, необходимых рынку. Принцип отражает ориентированность на достижение удовлетворения личных и общественных интересов посредством применения ориентированного на личность подхода в организации процессов образования.

Принцип многоаспектности (комплексности) включает организацию этой работы в социально-экономическом, психофизиологическом, педагогическом, медицинском, правовом и профессиональном направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодого человека к выбору своей профессии.

Принцип согласования интересов предусматривает тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в профессиональном самоопределении. При этом не допускается разногласий, а, наоборот, предполагается дополнение и расширение целенаправленности и единения в совместной работе всех участников механизма.

Под принципом консолидации ресурсов бизнес-структур, образовательных организаций, и государства понимается объединение материальной и нематериальной ресурсной базы бизнес-сообщества, государства и образовательных структур, с целью увеличения эффективности их деятельности. Консолидация ресурсов обеспечивается постановкой единой для всех участников цели, созданием единого аппарата управления и обеспечения контроля достижения цели в пределах региональной инновационной системы.

Основные ресурсы, используемые участниками механизма удержания молодежи в регионе, можно укрупненно разделить на две группы:

1. социально-экономические ресурсы (финансовые, материально-вещественные, трудовые, инновационные и интеллектуальные) [17];

2. информационно-правовые ресурсы (массивы документов, расположенные в информационных системах, в том числе и нормативные правовые акты).

Соотнесение видов ресурсов и их основных источников в рамках реализации предлагаемого механизма представлено в таблице 1.

Таблица 1. – Источники ресурсов механизма удержания молодежи в регионах (составлено авторами)


Органы государственной власти
Образовательные учреждения
Бизнес-сообщество
Социально -экономические ресурсы
1.1 финансовые
Х

Х
1.2 материально-вещественные
Х
Х
Х
1.3 трудовые

Х
Х
1.4 инновационные

Х
Х
1.5 интеллектуальные

Х

2. Информационно-правовые ресурсы
Х
Х
Х
В целях удержания молодежи осуществляется крупномасштабная деятельность относительно вопросов образования, подготовки и повышения квалификации трудовых ресурсов, имиджа региона и предоставления наиболее комфортных условий для проживания. Реализация данной деятельности предполагает использование следующих инструментов.

Так, Степанищенко О.В. [12], Крикунова В.А. [18] выделяет основным инструментом молодежную политику, состоящую из национальных программ, социально-государственного партнерства, законов на федеральном и муниципальном уровнях, федеральных планов по молодежной и детской политике. В целом молодежная политика является общей стратегией развития молодежи, определяет универсальные принципы поддержки молодежи и выделяет приоритеты ее развития. Ломтева Е.В. [19], Соломин В.П. [20] в своих работах также уделяют внимание государственным инструментам поддержки молодежи, исследуя итоги национального проекта «Образования» и резюмируя, что данный проект позволяет формировать нормы эффективного взаимодействия системы образования, государства и бизнеса. Вахтерова Е.О. и Гоман И.В. [21] рассматриваю государственное регулирование рынка труда, как общей площадки для взаимодействия системы образования, государства и бизнес-сообщества. Титова Т.П. [22], Станишевская С.П. и Имайкин Е.А. [23], Клемешев А.П. и Гараев Т.Р. [24] рассматривали миграционную политику и академическую мобильность как один из важных элементов всего механизма удержания молодежи. В миграционную политику, по их мнению, входит: создание механизмов противодействия утечке умов, стимулирование научной карьеры; повышение привлекательности научных исследований для молодежи, повышение практической ориентации научных исследований, консолидация исследователей разных стран с целью формирования международной, научно-исследовательской сети для решения наиболее актуальных научных проблем международного масштаба.

Душина С.А. и Ащеулова Н.А. [25] говорят о международных лабораториях и научных центрах, в которых ученые из разных стран, университетов могут создавать научные разработки необходимые для общества. Такие объединения всегда показывают высокие результаты деятельности и привлекают талантливых люде.

О важности не только государственной, но и корпоративной политики компаний в целях создания социально-экономического роста региона говорили такие ученые, как Смирнов В.А. [26], Синицына Т.В. [27], Самотойлова Т.Е. [28], Гетманенко Д., Прилепская И., Самохвалова С.М. [29], Шумейко М.В. [30]. Помимо этого, компаниям необходимо создавать рабочие места, адаптируя их к современным условиями «пожизненного обучения», т.е. предлагать гибкие формы занятости (Козлова О.А., Кармакулова А.В. [31]).

Современные технологии обучения, такие как проектная деятельность и симуляторы управления бизнесом, описанные в работе Клемешева А.П. и Гараева Т.Р. [32] также относят к инструментам удержания молодежи в ДФО. Информационно-технические инструменты, такие как социальные медиа, сайты университетов, в своих работах рассматривали Исаншина Т.Н. [33], Тарасов А.М. [34].

В целях обеспечения комфортных условий жизни в регионе развивается система образовательных кредитов (Чиботару В.Д. [35]), жилищные программы (Кудеев А.С. [36]) и инвестиционная привлекательность региона (Пшиканокова Н.И. [37]), предпринимательство (Волков И.В., Торгашов Д.А. [38], Блинов В.И. и Артамонова М.В. [39]).

Не менее важна и атмосфера внутри университета и психологическое состояние студентов, что детально описано в работах Кручинина В.А. и Калтаева М.В., Фельдштейн Д.И. Заработная плата научных сотрудников является инструментом-мотивацией для молодежи остаться в научных и образовательных организациях региона по мнению Гершман М.А. Такой инструмент как социальное творчество, т. е. способность молодого человека транслировать полученные идеи и модели на окружающую среду предлагает Смирнов В.А.

Для воспитания патриотического духа молодежи и поддержки принципов и приоритетов политики государства, а также создания молодежных инициатив по мнению Ковалевой А.М. необходимо воспитывать политическое сознание молодежи.

Стоит отметить, что все участники механизма взаимодействуют на рынке труда, поэтому необходимо отслеживать последние его тенденции и проводить мониторинги их развития (Герман М.В. и Далибожко А.И. [32]).

В рамках реализации вышеописанных инструментов проводят следующие мероприятия, представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Мероприятия механизма удержания молодежи в регионах (составлено авторами)

Вид
Пример
Методологические
- Создание вне сферы образования профессиональных стандартов и системы профессиональных экзаменов [24]
- Разработка методологии реализации компетентностного подхода при формировании содержания общего и профессионального образования всех уровней
- Разработка концепции профессионального стандарта, профессиональных стандартов и системы классификации профессий
- Разработка российской национальной системы квалификаций
- Разработка методов оценки достижения декларируемых образовательных результатов [39]
Поддерживающие
- Политическая реклама
- Заключение договоров с вузами (ссузами)
- О прохождении практик и стажировок, обучение молодых людей по целевым направлениям
- Спонсорская деятельность
- Оптимизация процесса адаптации студента к новым условиям жизнедеятельности
- Формирование готовности и способности к самоорганизации и самоконтролю
- Профилактика явлений дезадаптации в студенческой среде
- Диагностика мотивов учебной деятельности
- Мониторинг эмоционального состояния обучающихся
- Индивидуальные консультации для студентов, имеющих трудности в учебной деятельности
- Тренинг на развитие эмоциональной устойчивости в период сессии
- Семинары «Организация самостоятельной работы студентов» (ознакомление с психологическими приемами повышения эффективности подготовки к экзаменам, обучение основам тайм менеджмента)
- Изучение социально психологического климата в студенческих группах
- Семинары для кураторов учебных групп по вопросам оптимизации социально психологического климата, профилактике конфликтов и др.
Профориентационные
- Организация Дней открытых дверей, Дней карьеры и т.д.
- Индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии
- Беседы с родителями абитуриентов
- Знакомство с профессиограммам
- Первичное знакомство со структурой университета, спецификой обучения в данном вузе
- Встречи со студентами по специальности
- Тренинги по саморазвитию
- Проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам выбора специальности
- Изучение уровня сформированности профессиональной идентичности у студентов и др.
- Определение дальнейшей образовательной стратегии, целей и перспектив
- Профориентационная диагностика и консультирование для определения характера будущей профессиональной деятельности
- Курс занятий с элементами тренинга «Технология трудоустройства»
Корпоративные
- Стажировка, занятость на временных проектах, Graduate Recruitment Programs [27]
- Создание рабочих мест с гибким (скользящим) рабочим графиком
- Развитие системы временной занятости (сезонные, общественные работы и др.)
- Создание рабочих мест с нестандартными формами организации труда (надомный труд)
- Организация профессионального обучения через службы занятости по профессиям (специальностям), позволяющим трудоустроиться в системе гибких форм занятости
- Субсидии на реализацию направлений развития гибких форм занятости
- Налоговые льготы организациям, осуществляющим прием на работу в рамках гибких форм занятости представителей наиболее уязвимых групп населения на рынке труда [31]
Создание ресурсных центров
- Подготовка, переподготовка кадров
- Модернизация системы управления
- Взаимодействие с работодателями
- Совершенствование материально-технической базы
- Модернизация образовательных программ, подготовка по новым специальностям
- Формы взаимодействия предприятий с инновационными учреждениями НПО/СПО
- Практика/стажировка на предприятии
- Наставничество на предприятии
- Социальные программы для удержания молодых специалистов
- Совместные программы по переоборудованию учебно- производственной базы
- Участие в составлении учебных программ
- Участие в разработке квалификационных требований по специальностям
- Подготовка мастеров производственного обучения
- Переподготовка мастеров производственного обучения [20]
Качественное взаимодействие государства, системы образования и бизнес сообщества ведет к улучшению экономического, социального и политического климата на территории ДФО, а также выравнивают возможности роста для молодых специалистов по сравнению с другими регионами, что является ключевым фактором в развитии ДФО и преодоления «кадрового голода».

Эффекты от такого взаимодействия можно разделить на следующие направления:

- социальное воспитание [26];

- создание имиджа и бренда территории, т.е. территориальный маркетинг;

- создание рабочих мест за счет непосредственной близости университетских городков;

- вклад университета в экономику города, связанного с их ежедневными расходами на товары и услуги;

- присутствие студентов и сотрудников университета приводит к тому, что за счет роста общей культуры средняя заработная плата линейно растет в соответствии с вкладом от знаний;

- развитие бизнеса ведет к повышенным требованиям к общим компетенциям, культуре самостоятельного поиска и обновления знаний – «пожизненный» процесс образования;

На основании проведенного основных, изложенных выше, элементов, составлен механизм удержания молодежи в пределах региона (рис. 1).

Рисунок 1 – Конвергентный механизм удержания молодежи в пределах ДФО (составлено авторами)

Подводя итоги, хотим отметить, что существующий механизм удержания молодежи в ДФО недостаточно эффективен, чему свидетельствуют статистические данные миграции населения региона. Хоть данный показатель имеет волнообразный характер, на протяжении анализируемого периода сохраняется тенденция к убыли населения. Однако, в представленном механизме преодоление изученных проблем представляется возможным благодаря конвергенции заинтересованных сторон путем укрепления их взаимоотношений друг с другом с помощью общих принципов, инструментов, мероприятий, а также возможных эффектов, результаты которых затронут все группы участников механизма.

Заключение

Проведя исследование и рассмотрев существующую политику в данном вопросе, были выявлены элементы, необходимые для формирования актуального механизма удержания молодежи в ДФО. В них учтены тренды современного развития Дальнего востока и потребности регионов, что должно способствовать созданию благоприятной среды для достижения общей цели всех участников механизма, заключающейся в преодолении демографического кризиса и формировании человеческого капитала в регионе. Более того, применение данного механизма будет способствовать и появлению эффектов, результаты которых могут быть отложены во времени и проявиться в долгосрочной перспективе.


Источники:

1. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года
2. Бардовский В.П., Звягинцева Ю.А. Регулирование региональной трудовой миграции // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. – № 4 (42). – c. 142-145.
3. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года
4. Боделукова А.А. Обоснование теоретического подхода к трудовой миграции молодежи // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2017. – № 5-1. – c. 161-164.
5. Боровских Н.В., Кипервар Е.А., Потуданская В.Ф. Трудовая миграция и ее социально-экономические последствия для региона // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 997-1006.
6. Дремлюга О.А., Ким А.Г., Смольянинова Е.Н. Социальные проблемы миграционного поведения молодёжи в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – № 4 (25). – c. 125-128.
7. Королева С.И., Новикова И.В. Рынок труда Амурской области: дефицит трудовых ресурсов усиливается! // Вестник Академии. – 2014. – № 2. – c. 6-10.
8. Луценко Е.Л., Шкуркин А.М. Миграция российской молодежи в региональном измерении: дальневосточный ракурс // Уровень жизни населения регионов России. – 2017. – № 2 (204). – c. 78-82.
9. Мальцева Е.С. Некоторые аспекты влияния миграции населения на состояние трудового потенциала региона // Среднерусский вестник общественных наук. – 2011. – № 2 (19). – c. 177-182.
10. Меркулова Е.П. Трудовая миграция в Байкальском регионе как следствие подстройки абитуриентов под ошибочные установки при выборе направления обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – c. 563.
11. Понявина М.Б. Проблема оттока талантливой молодежи из россии и пути его преодоления // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2018. – № 3. – c. 11-17.
12. Степанищенко О.В. Актуальные проблемы формирования молодежной политики в Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. – 2012. – № 84.
13. Рягин С.Н. Преемственность среднего и общего образования в условиях их системных изменений. / диссертация доктора педагогических наук. - Москва, 2010. – 409 c.
14. Протасова Н.Б. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия-вуз». / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Йошкар-Ола, 2012. – 24 c.
15. Попов А.А. Организационно-педагогические условия профессиональноориентированного образования в системе «школа-вуз». / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Самара, 2017. – 24 c.
16. Сазонов М. А. Принципы профориентации школьников // Совершенствование процессов обучения, воспитания и профессиональной ориентации молодежи в системе общего и профессионального образования: Тезисы докладов и сообщений региональной научно-практической конференции, Курган, 24 февраля 2000 года. – Курган: Курганский государственный университет. Курган, 2000. – c. 5-6.
17. Кисуркин А.А., Плотникова Т.Н., Краснова Т.Г. Экономические ресурсы как факторы влияния на социально-экономическое развитие региона // Сибирский журнал науки и технологий. – 2010. – № 2. – c. 151-155.
18. Крикунова В.А. Молодежная политика в современной России: понятие, субъекты, факторы формирования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 101.
19. Ломтева Е.В. Первые итоги приоритетного национального проекта «Образование» // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 11. – c. 25-35.
20. Соломин В.П. Деятельность университета в новых условиях развития педагогического образования // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 1. – c. 3-17.
21. Вахтерова Е.О., Гоман И.В. Государственное регулирование рынка труда // Вестник СамГУ. – 2014. – № 8 (119).
22. Титова Т.П. Интеллектуальная миграция в контексте национальной безопасности: подходы к регулированию в Республике Беларусь // Социологический альманах. – 2014. – № 5. – c. 367-376.
23. Станишевская С.П., Имайкин Е.А. Управление интеллектуальным капиталом в регионе на основе взаимодействия региональной системы образования и рынка труда // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2010. – № 2. – c. 6-14.
24. Клемешев А.П., Гареев Т.Р. Институциональные барьеры модернизации российского образования // Балт. рег. – 2010. – № 3.
25. Душина С.А., Ащеулова Н.А. Международные лаборатории: шанс сохранить науку в России (по материалам интервью с инсайдерами) // Наука. Инновации. Образование. – 2014. – № 16.
26. Смирнов В.А. Молодежная политика российского бизнеса: опыт моделирования // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2010. – № 4. – c. 71-82.
27. Синицына Т.В. Современный Российский рынок graduate-рекрутмента // Высшее образование в России. – 2009. – № 1. – c. 132-137.
28. Самотойлова Т.Е. Сущность и специфика корпоративных средств массовой информации в аспекте социально-культурного воздействия на студенческую молодежь // Вестник ТГУ. – 2013. – № 9 (125).
29. Гетманенко Д., Прилепская И., Самохвалова С.М. Инструменты стратегического управления персоналом на примере Компании ОАО «РЖД» // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – № 6. – c. 246-247.
30. Шумейко М.В. Вовлеченность сотрудников в корпоративную культуру на основании организационной миссии // Общество: политика, экономика, право. – 2007. – № 2. – c. 122-135.
31. Козлова О.А., Кармакулова А.В. Проблемы и перспективы развития гибких форм занятости населения в Северном регионе // Экономика региона. – 2013. – № 2. – c. 27-34.
32. Герман М.В., Далибожко А.И. . Мониторинг рынка труда в условиях инновационного развития общества // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. – 2013. – № 2 (22). – c. 91-96.
33. Исаншина Т.Н. Социальные сети — перспективный инструмент управления имиджем фирмы // Лингвокультурология. – 2012. – № 6. – c. 38-52.
34. Тарасов А.М. Маркетинговые коммуникации в университете: научно-инновационный аспект // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – № 2. – c. 44-49.
35. Чиботару В.Д. Роль образовательного кредита в подготовке и закреплении кадров // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. – 2012. – № 9 (268).
36. Кудеев А.С. Новый вектор государственно-частного партнерства в сфере развития жилищной мотивации молодых специалистов // Известия МГТУ. – 2013. – № 4 (18). – c. 300-306.
37. Пшиканокова Н.И. Региональная инвестиционная политика: институционально-экономический механизм стратегического управления // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2005. – № 4. – c. 35-65.
38. Волков И.В., Тогашов Д.А. Исследование факторов, влияющих на развитие предпринимательства в аграрном секторе экономики // АНИ: экономика и управление. – 2017. – № 1 (18). – c. 53-57.
39. Блинов В.И., Артамонова М.В. Чего ждут в России от профессионального образования // Вопросы образования. – 2012. – № 1. – c. 291-308.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:05:56