Исследование карьерных ожиданий молодых специалистов и их соответствие реалиям рынка труда
Мусиенко С.О., Ложечко А.С., Серебрякова Е.А., Куц М.А., Спирина А.А.
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 7 (Июль 2025)
Введение
За последнее десятилетие российский рынок труда столкнулся с тремя последовательными шоками (в 2014–2015 гг., в 2020–2021 гг., и начиная с 2022 г.), ключевым триггером которых были негативные изменения в совокупном предложении [9]. В более ранний период так же наблюдалось большое количество изменений на рынке труда, которые были обусловлены трансформациями в различных сферах: политической, экономической и социальной. Менялась рыночная система, а вместе с ней и трудоустройство граждан, набор требуемых навыков для успешного профессионального роста, а также, что особенно важно, на этом фоне менялись карьерные и зарплатные ожидания молодых специалистов.
Современный рынок труда отличается высокой динамичностью и подверженностью постоянными изменениями, вызванными совокупностью макроэкономических факторов. Вопросам изменения рынка труда и процессов формирования трудовых ресурсов посвящено множество работ российских ученых. Данное исследование в определенной части основывается на работах Ахапкина Н.Ю. в области исследования факторов формирования и структуры трудовых ресурсов [2], Положихиной М.А. в области исследования ключевых тенденций развития рынка труда [17], Морозова М.А. и Морозовой Н.С. в области регионального разреза в изучении развития российского рынка труда в современных условиях [15] и ряда других [5, 13] исследований.
Акценты в формировании трудовых ресурсов в последние годы смещаются под влиянием трех основных факторов: геополитической нестабильности, активизации глобализационных процессов [19] и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В сложившихся обстоятельствах растет значимость успешной адаптации выпускников образовательных учреждений к реальным условиям профессиональной деятельности, что обусловливает необходимость проведения основательного анализа карьерных и зарплатных ожиданий молодых специалистов и их соответствия реалиям.
Современный рынок труда предъявляет к молодым специалистам ряд уникальных для своего времени требований: развития одновременно и технических навыков (hard skills), и универсальных гибких навыков (soft skills), которые необходимы для эффективной рабочей деятельности в условиях цифровой экономики, готовность применять в своей работе не только навыки, относящиеся к специальности в теоретическом и практическом смысле, но и показывать свою социальную и эмоциональную зрелость, а также проявлять интерес к дальнейшему профессиональному росту [14].
Успешное трудоустройство молодежи является одним из ключевых факторов, способствующих устойчивому развитию как экономики, так и общества в целом. Обеспечение занятости молодых специалистов способствует увеличению инновационной активности, повышению производительности труда, снижению социальной напряженности и устойчивому развитию.
В настоящем исследовании анализируются карьерные ожидания молодых специалистов, их соответствие актуальным тенденциям рынка труда, а также факторы, влияющие на успешное трудоустройство выпускников высшего и среднего профессионального образования.
Материалы и методы
В статье представлен анализ результатов социологического исследования – опроса – 8075 респондентов (обучающихся колледжей и вузов), проживающих во всех федеральных округах Российской Федерации (при этом в Центральном федеральном округе проживает 35% респондентов, в Приволжском – 15%, в Сибирском – 13%, в Северо-Кавказском – 11%, а доли остальных федеральных округов составили менее 10%). Опрос проводился с 1 февраля по 21 марта 2025 года. В процессе исследования применялся комплексный подход, основанный на количественных методах сбора и анализа данных, в том числе анкетировании и статистическом анализе полученных результатов.
Анкетирование, стало основным инструментом для сбора первичных данных. Структура анкеты разрабатывалась с учетом статуса занятости респондентов (работающие, имеющие опыт стажировки или работы, а также те, кто не работает и не имеет опыта). Одной из ключевых задач исследования было определение зарплатных ожиданий респондентов и факторов, которые на них влияют, а также сопоставление представлений со статистическими данными о средней заработной плате в федеральных округах. В анкету были включены вопросы, направленные на оценку влияния разных факторов на формирование зарплатных ожиданий: уровень образования, степень осведомленности о конъюнктуре рынка труда, специальность, федеральный округ проживания, наличие рабочего опыта и субъективная оценка востребованности различных профессиональных навыков на рынке труда.
Выборка состояла из учащихся вузов всех федеральных округов России, среди которых студенты программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также слушатели программ среднего профессионального образования, что обеспечило максимальную репрезентативность и абстрагирование от конкретных факторов, мешающих глубокому анализу.
Результаты и обсуждение
Одними из существенных факторов формирования зарплатных ожиданий молодежи в современных исследованиях [11, 16, 20] считаются региональные особенности и диспропорции рынка труда России. Так, например, существует значительная дифференциация в предпочтениях молодых соискателей, обусловленная как внешними (макроэкономическими), так и внутренними (специфика рынка труда конкретного региона) факторами [3], что подчеркивает необходимость учета региональной специфики при формировании государственной политики регулирования рынка труда, а также акцентирует внимание на важности анализа социально-экономической системы, в которой протекает процесс трудовой мобильности молодежи, для достижения эффективного управления трудовыми ресурсами.
Существующее в научной литературе мнение о том, что трудовые ценности, установки и представления о будущей работе, распространенные среди студентов высших учебных заведений, будут оказывать влияние как на их собственные стратегии на рынке труда, уровень вовлеченности в производственные процессы, так и на поддержание старой или формирование новой трудовой этики [18] находит полное подтверждение в настоящем исследовании, посвященном анализу опасений студентов при трудоустройстве.
Наибольшую обеспокоенность у молодых специалистов, не имеющих опыта работы, вызывают низкая заработная плата (20,66% от общего числа респондентов, 1918 человек) и недостаток опыта работы/решения практических задач (20,10%, 1866 человек). Данный факт указывает на то, что для данной категории соискателей финансовая сторона трудоустройства и недостаточная сформированность практических навыков являются ключевыми факторами, определяющими уровень их обеспокоенности в отношении перспектив трудоустройства.
При этом следует отметить, что в части зарплатных ожиданий акценты все же сместились. Если в 1990-2000-е гг. завышенные ожидания заработной платы чаще всего были связаны с переоценкой молодыми специалистами своих возможностей, то в в настоящее время молодежь учитывает не только свои компетенции и предлагаемый уровень оплаты труда от работодателя, но и уровень жизни, а также стандарты, которые считают приемлемыми для себя [21]. Существенная доля респондентов выразила опасения, связанные с отсутствием подходящих вакансий (16,65%, 1546 человек) и высокой конкуренцией на рынке труда (14,83%, 1377 человек). То есть, помимо индивидуальных характеристик соискателей, существенную роль играют факторы, связанные со структурой рынка труда и доступностью рабочих мест, соответствующих квалификации и ожиданиям молодых специалистов. В качестве мер, нивелирующих последствия несовершенства рынка труда, выступает стимулирование создания новых рабочих мест, ориентированных на молодых специалистов, а также содействие развитию информационных платформ, облегчающих поиск работы и трудоустройство.
Более 10% респондентов (11,76%, 1092 человека) выразили обеспокоенность отсутствием карьерных перспектив на потенциальном месте работы. Молодые специалисты ориентированы не только на получение первоначального опыта, но и на возможность дальнейшего профессионального роста и развития, поэтому работодателям следует уделять больше внимания вопросам планирования карьеры и создания возможностей для профессионального роста сотрудников.
Менее значимыми, но тем не менее важными, являются опасения респондентов, связанные со сложностями в адаптации и налаживании коммуникаций (8,61%, 799 человек) и страхом прохождения собеседований (6,59%, 612 человек). Влияние социально-психологической атмосферы в коллективе на продуктивность деятельности человека нельзя переоценить, поэтому необходимо создать благоприятный эмоционально-психологический климат в вузе [10].
На рисунке 1 приведены основные опасения, высказанные респондентами в отношении своего трудоустройства в рамках проведенного исследования.
Рисунок 1 – Опасения респондентов насчет работы
Источник: составлено авторами
Проведенное исследование показало, что уровень заработной платы является одним из доминирующих факторов, определяющих обеспокоенность среди студентов, планирующих трудоустройство, особенно среди тех, кто не имеет опыта работы. В рамках исследования проведен сравнительный анализ ожидаемой стартовой заработной платы между неработающими студентами без опыта, студентами с опытом работы и работающими студентами. Результаты анализа и проведенного опроса позволили выделить ключевые тенденции в отношении зарплатных ожиданий данной категории соискателей, что позволяет более точно определить их приоритеты и факторы, влияющие на выбор первого места работы.
На рисунке 2 приведена информация об ожидаемой стартовой заработной плате неработающих и не имеющих опыта работы студентов в разрезе федеральных округов.
Рисунок 2 – Ожидаемая стартовая заработная плата неработающих и не имеющих опыта студентов, руб.
Источник: составлено авторами
В категории «неработающих» респондентов выявлена тенденция к завышению стартовых зарплатных ожиданий. Выделяются Уральский и Дальневосточный федеральные округа, демонстрирующие наиболее реалистичную оценку. В частности, в Уральском федеральном округе 46% опрошенных обозначили ожидаемую стартовую заработную плату на уровне ниже 50 000 руб., а 42% – в диапазоне 50 000–100 000 руб. Аналогичные показатели для Дальневосточного федеральном округе составили 44% и 44% соответственно. С учетом средней заработной платы в данных регионах (77 888 руб. в Уральском ФО и 85 449 руб. в Дальневосточном ФО), такие ожидания можно отнести к достаточно релевантным, принимая во внимание отсутствие практического опыта работы у рассматриваемой категории студентов [22].
С другой стороны, в Южном федеральном округе, где только 28% неработающих студентов указали заработную плату менее 50 000 руб., что свидетельствует о наименее реалистичной оценке стартовых возможностей на рынке труда среди неработающих респондентов.
В рамках данной группы респондентов наблюдается тенденция к необоснованно высоким зарплатным ожиданиям при трудоустройстве. Уровень этих ожиданий в значительной степени определяется регионом проживания, что напрямую связано со спецификой социально-экономического развития, обуславливающей неравномерность и, как следствие, углубление диспропорций на их рынках труда [8].
Среди работающих студентов (см. рисунок 3) Южный федеральный округ выделяется наиболее реалистичной оценкой рыночной стоимости труда. 68% респондентов выразили мнение, что стартовая заработная плата должна быть менее 50 000 руб., а 23% – в диапазоне 50 000-100 000 руб. Принимая во внимание среднюю заработную плату по округу (53 431 руб.), и учитывая, что стартовая заработная плата, как правило, ниже средней, можно констатировать высокую степень соответствия ожиданий и реальных возможностей рынка труда в данном регионе.
Рисунок 3 – Ожидаемая стартовая заработная плата работающих студентов, руб.
Источник: составлено авторами
В Северо-Западном федеральном округе наблюдается меньшая доля респондентов, ориентированных на заработную плату ниже 50 000 руб. Однако, данный факт может быть вызван высоким уровнем средней заработной платы в регионе (81 442 руб.), что позволяет ожидать более высоких заработных плат в начале трудовой деятельности.
Наиболее реалистичные зарплатные ожидания среди студентов с опытом стажировок и работы наблюдаются в Сибирском и Уральском федеральных округах (см. рисунок 4). 68% респондентов в Сибирском федеральном округе и 65% в Уральском федеральном округе считают, что стартовая заработная плата должна быть менее 50 000 руб. При этом только 28% в обоих округах ориентируются на диапазон 50 000–100 000 руб. С учетом средней заработной платы в этих регионах (66 422 руб. в Сибирском федеральном округе и 77 888 руб. в Уральском федеральном округе) ожидания представляются наиболее адекватными как в рамках рассматриваемой категории студентов, так и в сравнении с другими федеральными округами.
Рисунок 4 – Ожидаемая стартовая заработная плата студентов, имеющих опыт стажировки/работы, руб.
Источник: составлено авторами
В Приволжском федеральном округе, напротив, зафиксированы наиболее завышенные зарплатные ожидания. При средней заработной плате 55 723 руб. только 45% респондентов выбрали вариант менее 50 000 руб., а 38% – 50 000-100 000 руб. Примечательно, что доля респондентов, ориентированных на заработную плату свыше 100 000 руб., составила 17%, что является самым высоким показателем среди всех федеральных округов.
Анализ, направленный на оценку динамики зарплатных ожиданий после получения первого опыта стажировки или работы, подтверждают гипотезу о том, что первоначальные ожидания студентов относительно уровня заработной платы нередко оказываются завышенными ввиду отсутствия практического опыта и неполного понимания реалий рынка труда. Получение реального опыта работы или стажировки способствует более реалистичной оценке собственных компетенций и, как следствие, приводит к корректировке зарплатных ожиданий в сторону большей адекватности. Данный факт подчеркивает значимость практико-ориентированного обучения и необходимости интеграции студентов в профессиональную среду для формирования у них реалистичного представления о рынке труда.
Результаты опроса указывают на влияние первого опыта работы на формирование и корректировку зарплатных ожиданий респондентов, демонстрируя вариативность реакций на приобретенный профессиональный опыт.
Основываясь на предыдущих результатах, подчеркивающих роль осведомленности о рынке труда и практического опыта в формировании реалистичных зарплатных ожиданий, была проведена оценка ответов студентов касательно их информированности о карьерных возможностях (см. рисунок 5).
Студенты без опыта работы характеризуются наименьшей оценкой информированности, с преобладанием оценок в 3 балла и относительно высоким количеством респондентов, оценивших свою осведомленность на 1 или 2 балла. В группе студентов с опытом стажировки или работы наблюдается тенденция к более высокой оценке информированности, с доминированием оценок в 4 балла. Наибольшую оценку информированности демонстрируют работающие студенты, с преобладанием оценок в 3 и 4 балла, а также максимальным количеством респондентов, оценивших свою осведомленность на 5 баллов.
Рисунок 5 - Оценка информированности студентов о карьерных возможностях по шкале от 1 до 5 баллов
Источник: составлено авторами
Опыт работы, включая стажировки, положительно связан с самооценкой информированности студентов о карьерных возможностях, в то время как отсутствие опыта ассоциируется с более низкой оценкой.
С каждым годом возрастает важность не только профессиональных знаний, но и личных качеств, которые в большей степени определяются характером человека и его надпрофессиональным развитием [4]. Исследования демонстрируют превалирующую значимость soft skills на рынке труда: 92% работодателей приравнивают их важность к профессиональной экспертизе [23]. Отмечается, что 85% успеха в работе зависит от гибких навыков, а 76% компаний рассматривают кандидатов на вакансии преимущественно по ним [6].
Анализ восприятия soft skills студентами показывает, что всего 51% оценивает их значимость как высокую (4-5 баллов), а 12% как маловажный фактор (см. рисунок 6). Корреляция между требованиями работодателей и восприятием студентов имеет умеренный характер: несмотря на общее осознание важности, классическое образование не обладает достаточными механизмами развития гибких навыков, важнейшими из которых признаются коммуникабельность и ответственность [12].
Рисунок 6 – Оценка студентами важности soft skills по шкале от 1 до 5 баллов
Источник: составлено авторами
Опыт работы влияет не только на зарплатные ожидания, но и на формирование карьерных планов и стремлений студентов, позволяя им более осознанно оценивать свои интересы и перспективы. Поэтому были проанализированы карьерные планы молодых специалистов в зависимости от статуса занятости (см. рисунок 7).
Наиболее высокие показатели планирования работы по специальности наблюдаются у респондентов, не имеющих опыта работы (1306 человек), что значительно превышает этот же показатель у имеющих опыт стажировки (870 человек) и работающих на момент исследования (929 человек). Примечательно, что неопределенность в выборе места работы демонстрирует схожую тенденцию среди неработающих респондентов (1186 человек), что может свидетельствовать о влиянии отсутствия практического опыта на формирование идеализированных представлений о профессиональной деятельности. Наименьшее количество опрошенных во всех трех категориях выбрали вариант отказа от работы по специальности, что указывает на относительную устойчивость первоначальной профессиональной ориентации.
Рисунок 7 - Карьерные планы молодых специалистов в зависимости от статуса занятости
Источник: составлено авторами
Данные опроса о карьерных планах позволяет констатировать наличие существенной дифференциации в карьерных ориентациях молодых специалистов в зависимости от их трудового опыта.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить существенные закономерности в формировании карьерных и зарплатных ожиданий молодых специалистов. Установлена значимая взаимосвязь между наличием практического опыта работы и реалистичностью оценки рынка труда: у студентов без опыта трудовой деятельности зарплатные ожидания преимущественно завышены, тогда как респонденты с опытом работы демонстрируют более адекватную оценку. Выявлена существенная региональная дифференциация в представлениях о стартовых зарплатных возможностях, что указывает на влияние социально-экономической специфики регионов на формирование карьерных ожиданий. Наиболее реалистичные ожидания у работающих студентов зафиксированы в Южном федеральном округе (68% ожидают зарплату ниже 50 000 руб.), у студентов с опытом стажировок – в Сибирском и Уральском федеральных округах.
Обнаружено несоответствие между требованиями работодателей и восприятием студентов относительно значимости гибких навыков: при высокой оценке важности soft skills работодателями, лишь 51% студентов придают им высокое значение.
Наличие расхождений в зарплатных и карьерных ожиданиях молодых специалистов с реалиями рынка труда приводит к проблемам в адаптации новых сотрудников на рабочем месте, как следствие вызывает неудовлетворенность работой, текучесть кадров. Данные проблемы стоят перед работодателями сегодня особенно остро, что связывают с особенностями поколения, которое сейчас выходит на рынок труда [1]. Поскольку выявленная проблема является комплексной и оказывает негативное влияние на развитие экономики в целом, то и решение должно быть комплексным, т.е. с участием всех заинтересованных сторон образовательного процесса и трудоустройства.
На основании полученных результатов представляется целесообразным наладить эффективное взаимодействие между образовательными учреждениями, органами государственной власти и работодателями для прогнозирования потребностей рынка труда и соответствующей корректировки структуры подготовки кадров в системе профессионального и высшего образования, а также проведение [7] внеаудиторных карьерных мероприятий и повышение осведомленности молодежи касательно реалий рынка труда.
Страница обновлена: 03.06.2025 в 11:50:00