Исследование карьерных ожиданий молодых специалистов и их соответствие реалиям рынка труда

Мусиенко С.О., Ложечко А.С., Серебрякова Е.А., Куц М.А., Спирина А.А.

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

За последнее десятилетие российский рынок труда столкнулся с тремя последовательными шоками (в 2014–2015 гг., в 2020–2021 гг., и начиная с 2022 г.), ключевым триггером которых были негативные изменения в совокупном предложении [9]. В более ранний период так же наблюдалось большое количество изменений на рынке труда, которые были обусловлены трансформациями в различных сферах: политической, экономической и социальной. Менялась рыночная система, а вместе с ней и трудоустройство граждан, набор требуемых навыков для успешного профессионального роста, а также, что особенно важно, на этом фоне менялись карьерные и зарплатные ожидания молодых специалистов.

Современный рынок труда отличается высокой динамичностью и подверженностью постоянными изменениями, вызванными совокупностью макроэкономических факторов. Вопросам изменения рынка труда и процессов формирования трудовых ресурсов посвящено множество работ российских ученых. Данное исследование в определенной части основывается на работах Ахапкина Н.Ю. в области исследования факторов формирования и структуры трудовых ресурсов [2], Положихиной М.А. в области исследования ключевых тенденций развития рынка труда [17], Морозова М.А. и Морозовой Н.С. в области регионального разреза в изучении развития российского рынка труда в современных условиях [15] и ряда других [5, 13] исследований.

Акценты в формировании трудовых ресурсов в последние годы смещаются под влиянием трех основных факторов: геополитической нестабильности, активизации глобализационных процессов [19] и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В сложившихся обстоятельствах растет значимость успешной адаптации выпускников образовательных учреждений к реальным условиям профессиональной деятельности, что обусловливает необходимость проведения основательного анализа карьерных и зарплатных ожиданий молодых специалистов и их соответствия реалиям.

Современный рынок труда предъявляет к молодым специалистам ряд уникальных для своего времени требований: развития одновременно и технических навыков (hard skills), и универсальных гибких навыков (soft skills), которые необходимы для эффективной рабочей деятельности в условиях цифровой экономики, готовность применять в своей работе не только навыки, относящиеся к специальности в теоретическом и практическом смысле, но и показывать свою социальную и эмоциональную зрелость, а также проявлять интерес к дальнейшему профессиональному росту [14].

Успешное трудоустройство молодежи является одним из ключевых факторов, способствующих устойчивому развитию как экономики, так и общества в целом. Обеспечение занятости молодых специалистов способствует увеличению инновационной активности, повышению производительности труда, снижению социальной напряженности и устойчивому развитию.

В настоящем исследовании анализируются карьерные ожидания молодых специалистов, их соответствие актуальным тенденциям рынка труда, а также факторы, влияющие на успешное трудоустройство выпускников высшего и среднего профессионального образования.

Материалы и методы

В статье представлен анализ результатов социологического исследования – опроса – 8075 респондентов (обучающихся колледжей и вузов), проживающих во всех федеральных округах Российской Федерации (при этом в Центральном федеральном округе проживает 35% респондентов, в Приволжском – 15%, в Сибирском – 13%, в Северо-Кавказском – 11%, а доли остальных федеральных округов составили менее 10%). Опрос проводился с 1 февраля по 21 марта 2025 года. В процессе исследования применялся комплексный подход, основанный на количественных методах сбора и анализа данных, в том числе анкетировании и статистическом анализе полученных результатов.

Анкетирование, стало основным инструментом для сбора первичных данных. Структура анкеты разрабатывалась с учетом статуса занятости респондентов (работающие, имеющие опыт стажировки или работы, а также те, кто не работает и не имеет опыта). Одной из ключевых задач исследования было определение зарплатных ожиданий респондентов и факторов, которые на них влияют, а также сопоставление представлений со статистическими данными о средней заработной плате в федеральных округах. В анкету были включены вопросы, направленные на оценку влияния разных факторов на формирование зарплатных ожиданий: уровень образования, степень осведомленности о конъюнктуре рынка труда, специальность, федеральный округ проживания, наличие рабочего опыта и субъективная оценка востребованности различных профессиональных навыков на рынке труда.

Выборка состояла из учащихся вузов всех федеральных округов России, среди которых студенты программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также слушатели программ среднего профессионального образования, что обеспечило максимальную репрезентативность и абстрагирование от конкретных факторов, мешающих глубокому анализу.

Результаты и обсуждение

Одними из существенных факторов формирования зарплатных ожиданий молодежи в современных исследованиях [11, 16, 20] считаются региональные особенности и диспропорции рынка труда России. Так, например, существует значительная дифференциация в предпочтениях молодых соискателей, обусловленная как внешними (макроэкономическими), так и внутренними (специфика рынка труда конкретного региона) факторами [3], что подчеркивает необходимость учета региональной специфики при формировании государственной политики регулирования рынка труда, а также акцентирует внимание на важности анализа социально-экономической системы, в которой протекает процесс трудовой мобильности молодежи, для достижения эффективного управления трудовыми ресурсами.

Существующее в научной литературе мнение о том, что трудовые ценности, установки и представления о будущей работе, распространенные среди студентов высших учебных заведений, будут оказывать влияние как на их собственные стратегии на рынке труда, уровень вовлеченности в производственные процессы, так и на поддержание старой или формирование новой трудовой этики [18] находит полное подтверждение в настоящем исследовании, посвященном анализу опасений студентов при трудоустройстве.

Наибольшую обеспокоенность у молодых специалистов, не имеющих опыта работы, вызывают низкая заработная плата (20,66% от общего числа респондентов, 1918 человек) и недостаток опыта работы/решения практических задач (20,10%, 1866 человек). Данный факт указывает на то, что для данной категории соискателей финансовая сторона трудоустройства и недостаточная сформированность практических навыков являются ключевыми факторами, определяющими уровень их обеспокоенности в отношении перспектив трудоустройства.

При этом следует отметить, что в части зарплатных ожиданий акценты все же сместились. Если в 1990-2000-е гг. завышенные ожидания заработной платы чаще всего были связаны с переоценкой молодыми специалистами своих возможностей, то в в настоящее время молодежь учитывает не только свои компетенции и предлагаемый уровень оплаты труда от работодателя, но и уровень жизни, а также стандарты, которые считают приемлемыми для себя [21]. Существенная доля респондентов выразила опасения, связанные с отсутствием подходящих вакансий (16,65%, 1546 человек) и высокой конкуренцией на рынке труда (14,83%, 1377 человек). То есть, помимо индивидуальных характеристик соискателей, существенную роль играют факторы, связанные со структурой рынка труда и доступностью рабочих мест, соответствующих квалификации и ожиданиям молодых специалистов. В качестве мер, нивелирующих последствия несовершенства рынка труда, выступает стимулирование создания новых рабочих мест, ориентированных на молодых специалистов, а также содействие развитию информационных платформ, облегчающих поиск работы и трудоустройство.

Более 10% респондентов (11,76%, 1092 человека) выразили обеспокоенность отсутствием карьерных перспектив на потенциальном месте работы. Молодые специалисты ориентированы не только на получение первоначального опыта, но и на возможность дальнейшего профессионального роста и развития, поэтому работодателям следует уделять больше внимания вопросам планирования карьеры и создания возможностей для профессионального роста сотрудников.

Менее значимыми, но тем не менее важными, являются опасения респондентов, связанные со сложностями в адаптации и налаживании коммуникаций (8,61%, 799 человек) и страхом прохождения собеседований (6,59%, 612 человек). Влияние социально-психологической атмосферы в коллективе на продуктивность деятельности человека нельзя переоценить, поэтому необходимо создать благоприятный эмоционально-психологический климат в вузе [10].

На рисунке 1 приведены основные опасения, высказанные респондентами в отношении своего трудоустройства в рамках проведенного исследования.

Рисунок 1 – Опасения респондентов насчет работы

Источник: составлено авторами

Проведенное исследование показало, что уровень заработной платы является одним из доминирующих факторов, определяющих обеспокоенность среди студентов, планирующих трудоустройство, особенно среди тех, кто не имеет опыта работы. В рамках исследования проведен сравнительный анализ ожидаемой стартовой заработной платы между неработающими студентами без опыта, студентами с опытом работы и работающими студентами. Результаты анализа и проведенного опроса позволили выделить ключевые тенденции в отношении зарплатных ожиданий данной категории соискателей, что позволяет более точно определить их приоритеты и факторы, влияющие на выбор первого места работы.

На рисунке 2 приведена информация об ожидаемой стартовой заработной плате неработающих и не имеющих опыта работы студентов в разрезе федеральных округов.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, число

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

Рисунок 2 – Ожидаемая стартовая заработная плата неработающих и не имеющих опыта студентов, руб.

Источник: составлено авторами

В категории «неработающих» респондентов выявлена тенденция к завышению стартовых зарплатных ожиданий. Выделяются Уральский и Дальневосточный федеральные округа, демонстрирующие наиболее реалистичную оценку. В частности, в Уральском федеральном округе 46% опрошенных обозначили ожидаемую стартовую заработную плату на уровне ниже 50 000 руб., а 42% – в диапазоне 50 000–100 000 руб. Аналогичные показатели для Дальневосточного федеральном округе составили 44% и 44% соответственно. С учетом средней заработной платы в данных регионах (77 888 руб. в Уральском ФО и 85 449 руб. в Дальневосточном ФО), такие ожидания можно отнести к достаточно релевантным, принимая во внимание отсутствие практического опыта работы у рассматриваемой категории студентов [22].

С другой стороны, в Южном федеральном округе, где только 28% неработающих студентов указали заработную плату менее 50 000 руб., что свидетельствует о наименее реалистичной оценке стартовых возможностей на рынке труда среди неработающих респондентов.

В рамках данной группы респондентов наблюдается тенденция к необоснованно высоким зарплатным ожиданиям при трудоустройстве. Уровень этих ожиданий в значительной степени определяется регионом проживания, что напрямую связано со спецификой социально-экономического развития, обуславливающей неравномерность и, как следствие, углубление диспропорций на их рынках труда [8].

Среди работающих студентов (см. рисунок 3) Южный федеральный округ выделяется наиболее реалистичной оценкой рыночной стоимости труда. 68% респондентов выразили мнение, что стартовая заработная плата должна быть менее 50 000 руб., а 23% – в диапазоне 50 000-100 000 руб. Принимая во внимание среднюю заработную плату по округу (53 431 руб.), и учитывая, что стартовая заработная плата, как правило, ниже средней, можно констатировать высокую степень соответствия ожиданий и реальных возможностей рынка труда в данном регионе.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, число, дисплей

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

Рисунок 3 – Ожидаемая стартовая заработная плата работающих студентов, руб.

Источник: составлено авторами

В Северо-Западном федеральном округе наблюдается меньшая доля респондентов, ориентированных на заработную плату ниже 50 000 руб. Однако, данный факт может быть вызван высоким уровнем средней заработной платы в регионе (81 442 руб.), что позволяет ожидать более высоких заработных плат в начале трудовой деятельности.

Наиболее реалистичные зарплатные ожидания среди студентов с опытом стажировок и работы наблюдаются в Сибирском и Уральском федеральных округах (см. рисунок 4). 68% респондентов в Сибирском федеральном округе и 65% в Уральском федеральном округе считают, что стартовая заработная плата должна быть менее 50 000 руб. При этом только 28% в обоих округах ориентируются на диапазон 50 000–100 000 руб. С учетом средней заработной платы в этих регионах (66 422 руб. в Сибирском федеральном округе и 77 888 руб. в Уральском федеральном округе) ожидания представляются наиболее адекватными как в рамках рассматриваемой категории студентов, так и в сравнении с другими федеральными округами.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, дисплей, число

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

Рисунок 4 – Ожидаемая стартовая заработная плата студентов, имеющих опыт стажировки/работы, руб.

Источник: составлено авторами

В Приволжском федеральном округе, напротив, зафиксированы наиболее завышенные зарплатные ожидания. При средней заработной плате 55 723 руб. только 45% респондентов выбрали вариант менее 50 000 руб., а 38% – 50 000-100 000 руб. Примечательно, что доля респондентов, ориентированных на заработную плату свыше 100 000 руб., составила 17%, что является самым высоким показателем среди всех федеральных округов.

Анализ, направленный на оценку динамики зарплатных ожиданий после получения первого опыта стажировки или работы, подтверждают гипотезу о том, что первоначальные ожидания студентов относительно уровня заработной платы нередко оказываются завышенными ввиду отсутствия практического опыта и неполного понимания реалий рынка труда. Получение реального опыта работы или стажировки способствует более реалистичной оценке собственных компетенций и, как следствие, приводит к корректировке зарплатных ожиданий в сторону большей адекватности. Данный факт подчеркивает значимость практико-ориентированного обучения и необходимости интеграции студентов в профессиональную среду для формирования у них реалистичного представления о рынке труда.

Результаты опроса указывают на влияние первого опыта работы на формирование и корректировку зарплатных ожиданий респондентов, демонстрируя вариативность реакций на приобретенный профессиональный опыт.

Основываясь на предыдущих результатах, подчеркивающих роль осведомленности о рынке труда и практического опыта в формировании реалистичных зарплатных ожиданий, была проведена оценка ответов студентов касательно их информированности о карьерных возможностях (см. рисунок 5).

Студенты без опыта работы характеризуются наименьшей оценкой информированности, с преобладанием оценок в 3 балла и относительно высоким количеством респондентов, оценивших свою осведомленность на 1 или 2 балла. В группе студентов с опытом стажировки или работы наблюдается тенденция к более высокой оценке информированности, с доминированием оценок в 4 балла. Наибольшую оценку информированности демонстрируют работающие студенты, с преобладанием оценок в 3 и 4 балла, а также максимальным количеством респондентов, оценивших свою осведомленность на 5 баллов.

Рисунок 5 - Оценка информированности студентов о карьерных возможностях по шкале от 1 до 5 баллов

Источник: составлено авторами

Опыт работы, включая стажировки, положительно связан с самооценкой информированности студентов о карьерных возможностях, в то время как отсутствие опыта ассоциируется с более низкой оценкой.

С каждым годом возрастает важность не только профессиональных знаний, но и личных качеств, которые в большей степени определяются характером человека и его надпрофессиональным развитием [4]. Исследования демонстрируют превалирующую значимость soft skills на рынке труда: 92% работодателей приравнивают их важность к профессиональной экспертизе [23]. Отмечается, что 85% успеха в работе зависит от гибких навыков, а 76% компаний рассматривают кандидатов на вакансии преимущественно по ним [6].

Анализ восприятия soft skills студентами показывает, что всего 51% оценивает их значимость как высокую (4-5 баллов), а 12% как маловажный фактор (см. рисунок 6). Корреляция между требованиями работодателей и восприятием студентов имеет умеренный характер: несмотря на общее осознание важности, классическое образование не обладает достаточными механизмами развития гибких навыков, важнейшими из которых признаются коммуникабельность и ответственность [12].

Изображение выглядит как снимок экрана, диаграмма, текст, круг

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

Рисунок 6 – Оценка студентами важности soft skills по шкале от 1 до 5 баллов

Источник: составлено авторами

Опыт работы влияет не только на зарплатные ожидания, но и на формирование карьерных планов и стремлений студентов, позволяя им более осознанно оценивать свои интересы и перспективы. Поэтому были проанализированы карьерные планы молодых специалистов в зависимости от статуса занятости (см. рисунок 7).

Наиболее высокие показатели планирования работы по специальности наблюдаются у респондентов, не имеющих опыта работы (1306 человек), что значительно превышает этот же показатель у имеющих опыт стажировки (870 человек) и работающих на момент исследования (929 человек). Примечательно, что неопределенность в выборе места работы демонстрирует схожую тенденцию среди неработающих респондентов (1186 человек), что может свидетельствовать о влиянии отсутствия практического опыта на формирование идеализированных представлений о профессиональной деятельности. Наименьшее количество опрошенных во всех трех категориях выбрали вариант отказа от работы по специальности, что указывает на относительную устойчивость первоначальной профессиональной ориентации.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Параллельный, дизайн

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

Рисунок 7 - Карьерные планы молодых специалистов в зависимости от статуса занятости

Источник: составлено авторами

Данные опроса о карьерных планах позволяет констатировать наличие существенной дифференциации в карьерных ориентациях молодых специалистов в зависимости от их трудового опыта.

Заключение

Проведенное исследование позволило выявить существенные закономерности в формировании карьерных и зарплатных ожиданий молодых специалистов. Установлена значимая взаимосвязь между наличием практического опыта работы и реалистичностью оценки рынка труда: у студентов без опыта трудовой деятельности зарплатные ожидания преимущественно завышены, тогда как респонденты с опытом работы демонстрируют более адекватную оценку. Выявлена существенная региональная дифференциация в представлениях о стартовых зарплатных возможностях, что указывает на влияние социально-экономической специфики регионов на формирование карьерных ожиданий. Наиболее реалистичные ожидания у работающих студентов зафиксированы в Южном федеральном округе (68% ожидают зарплату ниже 50 000 руб.), у студентов с опытом стажировок – в Сибирском и Уральском федеральных округах.

Обнаружено несоответствие между требованиями работодателей и восприятием студентов относительно значимости гибких навыков: при высокой оценке важности soft skills работодателями, лишь 51% студентов придают им высокое значение.

Наличие расхождений в зарплатных и карьерных ожиданиях молодых специалистов с реалиями рынка труда приводит к проблемам в адаптации новых сотрудников на рабочем месте, как следствие вызывает неудовлетворенность работой, текучесть кадров. Данные проблемы стоят перед работодателями сегодня особенно остро, что связывают с особенностями поколения, которое сейчас выходит на рынок труда [1]. Поскольку выявленная проблема является комплексной и оказывает негативное влияние на развитие экономики в целом, то и решение должно быть комплексным, т.е. с участием всех заинтересованных сторон образовательного процесса и трудоустройства.

На основании полученных результатов представляется целесообразным наладить эффективное взаимодействие между образовательными учреждениями, органами государственной власти и работодателями для прогнозирования потребностей рынка труда и соответствующей корректировки структуры подготовки кадров в системе профессионального и высшего образования, а также проведение [7] внеаудиторных карьерных мероприятий и повышение осведомленности молодежи касательно реалий рынка труда.


Страница обновлена: 03.06.2025 в 11:50:00