Инновационный менеджмент как механизм выхода региона из экономического кризиса

Дубровская Е.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (41), Май 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13920590
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье определяется роль инновационного менеджмента и инновационной деятельности при выходе региона из экономического кризиса. Предлагается ряд мероприятий по поддержке формирования и развития инновационной инфраструктуры: анализ состояния экономики региона, деление территории и отрасли по стратегическому значению их для региона, концентрация бюджетных ассигнований на выбранных приоритетах, а также изменение управленческого инструментария в соответствии с реалиями современной экономики.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновационная деятельность, инновационная активность, экономический кризис, выход из кризиса, региональная экономика, экономика региона



В современной экономике инновационные идеи, новые продукты и высокие технологии, а также новейшие стратегические управленческие решения позволяют бизнесу завоевывать конкурентные позиции, обеспечивать его выживание и финансовую устойчивость. При этом стратегия и тактика развития инновационно-производственного сектора, устанавливают новые условия организации и содержания управленческой деятельности. Появляется необходимость формирования и развития специальных форм инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент, осуществляемый на предприятиях в различных отраслях народного хозяйства, должен охватывать все стадии инновационного процесса, начиная с зарождения инновационной идеи, маркетингового исследования инновации и до ее масштабного распространения в народном хозяйстве [4].

Для определения роли и места инновационного менеджмента и инновационной деятельности при выходе региона из экономического кризиса следует сначала провести всесторонний анализ состояния экономики региона. Одной из главных задач такого анализа является определение территорий, отраслей и их производств (видов деятельности), имеющих особо важное значение для социально-экономического развития региона с учетом его экономического и научного потенциала, занятости населения, конкурентоспособности выпускаемой и планируемой к выпуску на внутреннем и внешнем рынках.

По результатам такого анализа необходимо разделить территории и отрасли на имеющие и не имеющие стратегическое значение для региона, что в свою очередь позволит определить основные направления инновационной деятельности и сферы ее приложения.

Либерализация цен вызвала резкий рост материальных затрат, что привело к многократному росту накладных расходов, связанных с обслуживанием исследований [1]. Этот рост сопутствующих затрат практически не дает возможности для вложений средств в обновление экспериментальной базы предприятий и обеспечения стимулирующей роли заработной платы.

В этих жестких условиях ограничений финансовых ресурсов стратегическая линия региона заключается в концентрации бюджетных ассигнований на выбранных приоритетах через финансирование исследований по государственным программам и тематическим планам на грантовой основе [3]. Тактические цели заключаются в варьировании процентных соотношений между различными формами планирования НИР, а также между областями науки и техники, различными организациями, регионами России, в расширении практики конкурсного формирования проектов и программ, в сочетании средств государственного бюджета со средствами внебюджетных фондов.

В условиях выхода региона из экономического кризиса на предприятии требуется новый подход к инновационной деятельности со стороны его подразделений. Они должны принять инновационное направление процесса планирования и мыслить категориями создания, приобретения и исследования новых технологий.

Новое мышление необходимо и в области подготовки менеджеров. В переходных условиях в обязанности менеджеров должны входить не только руководство финансами, рынками и продукцией, но и ответственность за инновационную деятельность предприятия.

Механизм управления научно-технической деятельностью предприятий в современных условиях должен отражать:

  • особенности специфической связи науки и производства;
  • ориентацию научных исследований и разработок на рыночные потребности общества;
  • повышение влияния рыночной конъюнктуры на стратегические решения предприятия;
  • учет того фактора, что идея нововведения должна возникать на базе новых потребностей, а уже затем - знаний.
  • Целями инновационного менеджмента на государственном уровне являются: стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала [2].

    Политика стимулирования инновационной активности должна проводиться и на федеральном уровне, и на республиканском, и на муниципальном уровне. Основной целью деятельности государственных органов в этой области должно стать создание инновационного климата, который обеспечивал бы благоприятные правовые, экономические и другие условия для становления и развития наукоемких фирм, занятых освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений.

    Вывод

    В ходе осуществления экономических преобразований в регионе проведение инновационной политики становится мощным рычагом преодоления спада в экономике, обеспечения ее структурной перестройки и насыщения рынка разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого сначала следует провести всесторонний анализ состояния экономики региона, по результатам которого необходимо разделить территории и отрасли по их стратегическому значению для региона, а затем необходимо сконцентрировать бюджетные ассигнования на выбранных приоритетах и изменить управленческий инструментарий в соответствии с реалиями региональной экономики.


    Источники:

    1. Гончаренко Е.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. – М.: Кнорус, 2009.
    2. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 10.
    3. Мазуренко С. Федеральные программы – инструмент инновационного обновления российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 5.
    4. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. Инновационный менеджмент в России: Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. – М.: Наука, 2004.
    5. Ясин Е. Условия инновационного развития и необходимые институциональные изменения // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 7.

    Страница обновлена: 22.09.2024 в 02:59:50