Importozameshchenie v pishchevoy promyshlennosti v usloviyakh sanktsiy

Gusakova E.P., Gusakov I.A., Shtokov D.V., Soldatov V.O.

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (July-september 2025)

Citation:



Введение

В последние годы усилилось внимание к различным аспектам импортозамещения. Этому послужили изменения в мировой экономике: протекционизм в межгосударственной торговле и инвестициях, пандемия COVID-19, развитие технологий и создание высокотехнологичных производств, и как следствие, рост технологической конкуренция.

Эскалация международной напряженности, усиление антироссийских санкций и запрет ввоза многих продуктов в Россию диктуют необходимость пересмотра целей политики импортозамещения. Сегодня важно не только заместить ушедшее импортное продовольствие отечественным, но и развивать самостоятельные производства, основанные на российских технологиях, механизмах и материалах. Это станет основой формирования технологического суверенитета страны.

Пищевая промышленность занимает особую роль в экономике любой страны, что обосновывается спецификой производства и социальной значимостью производимых продуктов. Эта специфика преломляется в формировании политики импортозамещения и определяет цель исследования – изучение политики импортозамещения в пищевой промышленности и выработки практических предложений по ее оптимизации с учетом взаимосвязи процессов импортозамещения с технологической модернизацией, ростом конкурентоспособности и необходимостью стабильного продовольственного обеспечения населения и потенциала участия России в международной торговле.

Фундаментальные основы политики импортозамещения заложены в трудах таких ученых, как Ф. Лист [11, с.387], А. Хиршман [30, с.11], Р. Пребиш [17, с.127], Ф. Ману [31, с.100] и многих других. История российского импортозамещения исследована в работах А. Строганова [20, с.1278], И. Пичурина [15, с.80], Д. Ушкаловой [24, с.110] и других. Импортозамещению в агропромышленном комплексе посвящены труды Хейфец Б. А. [26, с.74], Алтухова А.И. [1, с.38], Черновой В.Ю. [27, с.125], Тер-Григорьянц А.А. [4, с.68].

Вместе с тем, ученые преимущественно исследуют импортозамещение в страновом аспекте, что диктует необходимость изучения отраслевых проблем ее реализации и определяет научную новизну исследования - приращение научного знания о процессах импортозамещения посредством изучения его особенностей в конкретной отрасли, в том числе на примере Самарской области, рассмотрения подходов к трансформации политики импортозамещения в условиях применения ответных санкций, выявления препятствий к ее полноценной реализации и подбора современных инструментов развития импортозамещения в пищевой промышленности.

Гипотеза состоит в проверке зависимости результатов импортозамещения в пищевой промышленности от низкого качества сырья и подверженности объемов его производства климатическим воздействиям, нестабильности развития агропродовольственного сектора, а также устаревших технологий, не дающих производить качественную и конкурентоспособную пищевую продукцию. Проверке гипотезы способствует методология исследования, которая основана на использовании диалектического метода, включающего в себя разнообразные методы исследования: анализа, синтеза, системный подход, ретроспективный и сравнительный анализ, статистической обработки информации.

Основная часть

Государственное регулирование развития международной торговли, экономической и продовольственной безопасности России, а также регулирование развития отраслей, взаимосвязанных с производством продовольствия находятся в зоне особого внимания государства в постсоветской истории и определяют процесс импортозамещения в отраслях, производящих продовольствие.

Россия имеет значительный опыт импортозамещения в разных отраслях экономики. Для реализации политики импортозамещения в пищевой промышленности через различные государственные программы, приоритетные национальные проекты выделено уже порядка 3 трлн.рублей [13].

Позитивное влияние масштабной государственной поддержки развития агропромышленного производства в последние годы заложило прочный фундамент для наращивания производства продукции, развития внутренней переработки и производства готовых к потреблению качественных продуктов питания, увеличению экспорта сельскохозяйственного сырья и расширения импортозамещения и экспортной ориентации в производстве готовой пищевой продукции с высокой добавленной стоимостью. Вместе с тем, существует ряд проблем, сдерживающих рост производства и развитие импортозамещения в пищевой промышленности, решение которых приумножит снабжение населения внутри страны качественными и разнообразными продуктами питания, а также станет новым этапом в экспансии России на мировые продовольственные рынки и закрепит за нашей страной статус крупнейшей продовольственной державы в мире.

В 2010 г. Указом Президента РФ была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ (далее Доктрина), успешная реализация которой позволила «существенно повысить уровень самообеспеченности важнейшими продуктами питания». Изменившиеся внешнеэкономические условия продиктовали необходимость обновления этого стратегического документа и в 2020 году принята новая Доктрина продовольственной безопасности РФ [8]. В обновленный документ заложены принципы не только продовольственного, но и технологического суверенитета.

Обострение международно-противоправных действий и недружественной политики отдельных государств, препятствующих торговле российской сельскохозяйственной продукцией и развитию агропромышленного комплекса привело в 2025 году к подписанию Президентом РФ указа [23], дополняющего Доктрину новым разделом. Поправки направлены на укрепление позиций страны на мировых продовольственных рынках, развитие внутреннего сельскохозяйственного производства и защиту национальных интересов в условиях внешнего давления.

Доктрина полностью вписывается в контекст Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [18]. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ставится задача обеспечения национальных интересов государства на долгосрочную перспективу, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Развитию агропромышленного комплекса, обеспечению продовольственной безопасности России с 2012 г. служит Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [5]. Вместе с принятой Стратегией развития пищевой промышленности Российской Федерации до 2020 года были акцентированы цели «ускоренного импортозамещения», «повышения конкурентоспособности продукции с целью импортозамещения и увеличения экспорта» [19].

Сегодня можно констатировать, что принятые документы стратегического развития и предусмотренные в них меры сработали и дали синергический эффект в импортозамещении продовольствия. Выпуск продукции российского пищепрома неуклонно возрастает, демонстрируя высокие и стабильные темпы роста.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики практически все важнейшие импортозамещаемые продовольственные продукты пищевой промышленности в 2018 - 2023 гг. демонстрируют рост объемов выпуска: плодоовощная продукция замороженная и консервированная (66%), рыбное филе и мясо рыбы (38%), сливки (21%), фрукты и ягоды обработанные и замороженные (19,2%), сыр (17,4%) колбасные изделия (2,7%) [25]. Молочное скотоводство в условиях разнонаправленной масштабной поддержки государства стабилизировало производство молочного сырья и демонстрирует рост производства большей части продуктов переработки из него.

Эволюция российской политики импортозамещения демонстрирует «последовательную смену условий и принятые меры, адекватные сформировавшимся условиям» [29].

Следует констатировать существенную трансформацию российской политики импортозамещения после 2022 года, вызванную появлением новой реальности. Если до 2014 года импортозамещение мотивировалось необходимостью опережающего развития экономики и ее диверсификации, то после 2021 года ситуация изменилась и мотивацией к импортозамещению стали внешние ограничения для импорта. Однако, «именно в 2014 году произошел своеобразный перелом, когда заканчивали свое действие большие федеральные проекты (например, федеральная целевая программа по дизелестроению) и понадобились новые меры» [29]. Была серьезно переформатирована система государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), создан Фонд развития промышленности, симулирующий льготными кредитами вывод в серийное производство, ранее созданных в ходе НИОКР изделий. Подходы к развитию экспорта пересмотрели, прежде всего, по показателю качества продуктов. Инфраструктура экспорта была расширена появлением Российского экспортного центра и Росэксимбанка, главной целью которых является содействие при выходе на мировые рынки российским экспортерам.

Предпринятые шаги заложили фундамент, который позволил экономике страны выстоять в условиях ужесточения санкционного давления в 2022 году. И не просто устоять, а даже продолжить свое экономическое развитие.

Трансформация мотивации для проведения политики импортозамещения сопровождалась формированием новых факторов развития российской экономики:

- отрасли экономики и отдельные предприятия зависят от импорта по-разному и оценка этой зависимости достаточно приблизительна;

- условия ограниченности трудовых ресурсов накладывают отпечаток на политику импортозамещения и сдерживает возможности реализации сплошного подхода к импортозамещению;

- современные предприятия демонстрируют большую готовность использовать импортное оборудование и компоненты для производства, чем желание вкладываться в модернизацию и в создание отечественного оборудования;

- иностранные инвесторы ушли из российской экономики и их возвращение в ближайшие годы маловероятно, поэтому на них рассчитывать не стоит;

- в условиях отсутствия прямых иностранных инвестиций и отрицательной внешнеэкономической конъюнктуры крайне важно продолжение государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как наиболее гибкого и адаптивного звена в экономике, способного включиться в процессы импортозамещения;

- введенные санкционные ограничения следует воспринимать как возможность переориентироваться на новые рынки, новых потребителей и с учетом их потребительских предпочтений начать производить новые продукты.

Современная политика импортозамещения должна быть ориентирована на создание долгосрочных структурных эффектов, устойчивое развитие экономики и стимулировать формирование технологического суверенитета. При этом, политика импортозамещения не может быть универсальной для разных отраслей. Необходимо разрабатывать гибкие инструменты стимулирования и поддержки, маневрирующие ресурсами (производственные мощности, человеческий капитал, НИОКР) и отраслевыми особенностями.

Важно сохранить открытость страны и экономики, стимулировать экспортную ориентацию импортозамещения, выходить на рынки дружественных стран и развивать с ними взаимодействие, как научно-технологическое, так и производственное.

Регионы Российской Федерации занимают важнейшее место в реализации федеральной промышленной политики в целом и политики импортозамещения, в частности. Одним из основных факторов обеспечения региональной экономической и продовольственной безопасности является потенциал импортозамещения в пищевой промышленности.

Потенциал импортозамещения в АПК Самарской области, не в последнюю очередь, связан с динамикой развития пищевой промышленности. Многоотраслевой характер пищевой промышленности региона позволяет перерабатывать сельскохозяйственное сырье, производимое в регионе, снабжать население региона продуктами питания и вывозить их за пределы области и стрны, замещать по отдельным позициям сокращенный импорт продовольствия.

Пищевая промышленность Самарской области представлена более 700 организациями, производящими продукты питания и напитки, которые в 2023 году отгрузили товаров собственного производства на сумму около 200 млрд. руб. Центральными отраслями пищевой промышленности в Самарской области являются мукомольно-крупяная отрасль, хлебопекарная отрасль, молокоперерабатывающая отрасль, мясоперерабатывающая отрасль, рыбоперерабатывающая отрасль, масложировая отрасль, пищевая отрасль.

По информации Территориального органа государственной статистики по Самарской области за 2017-2023гг. в составе импортозамещающих продуктов сократилось производство сыра (-96%), масла сливочного (-67,7%), мороженого (-18%), мяса и субпродуктов из птицы (-7,2%), шоколада и кондитерских изделий (-21,2%), крупы (-43%). Увеличение производства наблюдается по плодовоовощным консервам (+60,3%), мясу убойных животных (+28,8%), мясным полуфабрикатам (+23,2%), растительным маслам (+40,5%), молоку (+54%), муке (+49,7%), печеньям и вафлям (+8,7%), изделиям мучным кондитерским (+21,9%), макаронам (+15,3%) [21].

Динамика производства импортозамещающей пищевой продукции в Самарской области не по всем позициям соответствует общероссийским тенденциям. Производство мяса и колбасных изделий, плодовоовощных консервов растет, как и в целом по России. Применяемые меры господдержки в молочном скотоводстве и наличие развитой переработки молока в регионе дает рост производства молока при отрицательной тенденции в стране. При этом, по стране растет производство сыров и кисломолочной продукции, тогда как в регионе обратная динамика.

Интенсивное развитие регионального растениеводства закладывает сырьевую основу для производства плодоовощных консервов и макаронных изделий, объемы производства которых возрастают. Значительная доля технических культур (подсолнечника) в структуре посевных площадей дает сырье масложировой промышленности и обеспечивает рост производства растительного масла. В Самарской области развернул мощности крупнейший в Поволжье маслоэкстракционный завод Группы Компаний «Русагро» – АО «Самараагропромпереработка». Завод является крупнейшим российским экспортером [7].

Всего в Самарской области насчитывается около 200 компаний-экспортеров, которые отправляют продукцию в более чем 40 стран мира, крупнейшими из которых стали Казахстан, Узбекистан, Турция, Киргизия, Беларусь. Традиционными направлениями агропромэкспорта являются зерно, масложировая продукция и рыба.

Объем экспорта продукции АПК вырос с 2017 года в 2 раза и по итогам 2023 года достиг 279,5 млн. долларов. В структуре регионального экспорта 43% занимает продукция масложировой отрасли (177,2 тыс. т) и 30% пищевые продукты (60,3 тыс. т). На протяжении 2020-2023 годы фактическое значение анализируемого показателя превышало плановое, предусмотренное региональным проектом «Экспорт продукции АПК». Соответственно, в 2020 году план был перевыполнен на 54,35%, в 2021 году – на 10,36%, в 2022 году – на 47,6%, в 2023 году – на 16,75% [12].

Традиционные виды агропромышленного экспорта в последние годы расширяются за счет экспорта пищевых продуктов с высокой добавленной стоимостью, а именно кондитерских изделий, продуктов глубокой переработки зерновых, напитков и прочей продукции АПК [6, 30].

В 2023 году в Самарскую область импортировано около 78 тыс.тн продовольственных товаров на общую сумму почти 160 млн.долл.США [12]. Основными статьями импорта являются какао—бобы, какао-масло, какао-жир, томаты консервированные, солод, хмель, рыба и ракообразные, фрукты и др. Это подтверждает, что в первую очередь импортируются товары, производство которых невозможно в местных климатических условиях и которые являются сырьем для производства пищевых продуктов и напитков.

Оценить уровень потребления импортного продовольствия в регионе не представляется возможным в силу статистических ограничений, которые в последние годы не раскрывают структуру продовольственных ресурсов. Однако, изучение уровня потребления населением продуктов питания в целом по региону позволяет сделать вывод о наличии платежеспособного спроса у населения, который формирует потенциал развития импортозамещающих пищевых производств.

Сдерживающим фактором к росту объемов производства экспортоориентированной пищевой продукции является использование самарскими переработчиками ингредиентов, ферментов и пищевых добавок, завезенных по импорту или из других российских регионов. Причем, как было отмечено ранее, в регионе развито растениеводство, продукция которого могла бы в процессе глубокой переработки стать сырьем для производства пищевых продуктов. Однако, глубокая переработка в регионе развита слабо.

Расширение номенклатуры импортозамещаемой пищевой продукции в Самарской области сдерживается низкой инвестиционной активностью в пищевой промышленности и значительной зависимостью от поставок из-за рубежа отдельных видов сырья, ингредиентов и оборудования. Так, сокращение производства шоколада и кондитерских сахаристых изделий почти на 20% обусловлено удорожанием основного сырья – какао-бобов, вызванного девальвацией рубля и сложностью логистики поставок.

В Самарской области активно развивается инфраструктура поддержки развитию импортозамещения. Центр импортозамещения региона работает с импортерами, помогает в поиске товаров взамен импортных в России и в дружественных странах.

На основании проведенного анализа отраслевой диверсификации производства импортозамещающей продукции пищевой промышленности можно сделать вывод о многоотраслевом характере пищевой промышленности региона. Отрасль развивается и обеспечивает потребности жителей региона в качественном продовольствии, наращивает объемы экспорта. При этом следует констатировать низкий уровень развития глубокой переработки сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью – ферментов и ингредиентов для пищевой промышленности. В целом, сделанные выводы можно положить в основу определения стратегии развития пищевой промышленности и разработки мер региональной государственной политики по развитию импортозамещения.

Преобладающее использование зарубежных добавок при производстве пищевой продукции является общероссийской тенденцией. Процесс замещения импортных ингредиентов для пищевой промышленности в самом начале пути и частично ситуацию спасает ввоз по параллельному импорту и из дружественных стран.

Вместе с тем, инвесторы проявляют все больший интерес к развитию глубокой переработки зерна и других видов сельскохозяйственного сырья. Это послужило росту в последние годы объемов производства крахмалов и глютена (на 40%), почти удвоилось производство кукурузного и пшеничного крахмалов, на 71% возросли объемы производства модифицированных крахмалов, на 56% глюкозно-фруктозных сиропов. Следствием этого стало снижение импортозависимости по перечисленным составляющим для пищевого производства, а по некоторым видам отмечается рост экспорта. Отмечается сокращение импорта мальтодекстринов (минус 85% к 2019 году), лизина (минус 46%), пшеничного глютена (снижение на 83% к уровню 2019г.). Экспорт продуктов глубокой переработки зерна за 2019-2023гг. возрос почти на 100%. Экспорт мальтодекстрина с 2019 года вырос в 35 раз. «Основными потребителями продуктов глубокой переработки зерна являются страны Ближнего Востока, Африки и Южной Америки» [10].

Следует отметить сохраняющуюся зависимость по витаминам (самообеспеченность 18%), ферментам (самообеспеченность 8%), а также подсластителей, эмульгаторов, органических кислот и других ингредиентов, производство которых отсутствует в стране. Так, российским кондитерам необходимо 25 тыс. тонн в год эмульгаторов, 70 тыс. тонн в год органических кислот (лимонной, молочной, яблочной и прочих).

В целом из 349 разрешенных пищевых ингредиентов в нашей стране производится только 30 наименований, что покрывает только 3% спроса внутри страны. «Эксперты оценивают емкость рынка пищевых ингредиентов в России в 3,5 млрд долл. с тенденцией ежегодного роста в 6-7%» [16].

Перспективным направлением развития импортозамещения в пищевой промышленности продолжает оставаться развитие производства не только с целью обеспечить потребности россиян в полноценном и здоровом питании, но и с перспективой экспорта конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью в другие страны.

Среди компаний пищевой промышленности растет число тех, которые планируют не только насытить отечественный рынок, но и выйти на зарубежные рынки. В зоне особого внимания правительства должна находится малотоннажная химия, «по внешним поставкам которой сложилась угрожающая зависимость (более 90%)» [28]. В этой группе находятся пищевые добавки широкого применения в различных областях производства. Мерами поддержки развития производства химических ингредиентов могут стать: снятие административных ограничений к использованию мер поддержки, государственная поддержка научных и проектных организаций, стимулирование малого предпринимательства.

На современном этапе развития российской экономики простое импортозамещение уже не сможет обеспечить полный продовольственный суверенитет. Остро встает необходимость достижения технологического суверенитета как долгосрочной цели в сфере продовольственной безопасности. Именно наличие технологий переработки продовольственного сырья, соответствующее оборудование отечественного производства и компетенции могут и должны избавить Россию от импортной зависимости.

Современные российские пищевые предприятия не могут быстро отказаться от иностранного оборудования, отдельные виды которых в России просто не производят. Производство отечественного оборудования для пищевой промышленности пока отстает от растущего спроса, составив в 2022г. чуть более 100 млрд.руб., но демонстрирует положительный тренд со среднегодовым темпом роста около 10-15%. При этом «чуть больше ½ всего оборудования в пищевой промышленности отечественного производства, а емкость рынка составляет 151,9 млрд. рублей» [9].

Эксперты рынка перерабатывающей промышленности отмечают, как важнейшую, проблему «локализации оборудования» [16]. Развитие отрасли тормозит смена поставщика пищевого оборудования со стран Евросоюза на Китай или через параллельный импорт, что существенно увеличивает сроки поставки и стоимость контрактов. При этом, «по итогам 2023 г. доля российских заводов на отечественном рынке приобретаемого оборудования для пищепрома снизилась на 10%: например, доля российского оборудования в мясопереработке составляет 11%, в хлебопечении – 30%, в молокопереработке – более 40%» [16].

В этой части политика импортозамещения в России реализуется в основном через поддержку отечественных производителей компенсацией понесенных затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, субсидированием процентных ставок по кредитам, беспошлинного ввоза оборудования и т.д. Для развития пищевого машиностроения необходимо рассмотреть возможность компенсации капитальных затрат на создание новых производств ("капексов"), нулевых ставок налогообложения, таможенных барьеров и других.

Конкретными решениями развития импортозамещения на уровне регионов могут стать:

¾ грантовая поддержка, направленная на обеспечение материально-технической базы отечественных предприятий, занимающихся отраслевыми научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими в области пищевой промышленности;

¾ выдача субсидий российским предприятиям, производящим оборудование, комплектующие и запчасти для переработки, биотехнических производств;

¾ расширение доступа производителей к финансовым инструментам, в том числе займам Фонда развития промышленности по сегментам перерабатывающих отраслей, в частности, за счёт внедрения механизма государственной гарантии или долевого государственного участия;

¾ введение льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% для продукции биотехнологической промышленности;

¾ расширение перечня субсидируемых объектов биотехнологического производства в части включения производств по следующим видам продукции: ингредиенты специализированного питания и фарминдустрии, пищевые ингредиенты (в том числе пищевые добавки и ароматизаторы), продукты химического и биологического синтеза;

¾ отмена ввозных пошлин на стратегически важные ингредиенты и оборудование для пищевой промышленности, не производимые в Российской Федерации, с целью реверсного инжиниринга, дальнейшей разработки отечественных технологий и запуска собственных производств в области генной инженерии.

Положительные эффекты, которые получены от реализации важнейших документов стратегического развития нуждаются в пролонгации с учетом новых вызовов и национальных целей и приоритетов.

Действующая Стратегия повышения качества пищевой продукции, Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности до 2030 года и утверждение Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 года станут стимулом развития отрасли и преодоления негативных тенденций, в том числе негативного влияния санкций, и позволят в текущих геополитических реалиях обеспечить полное импортозамещение материально-технической и сырьевой базы пищевой промышленности в целях сохранения продовольственной безопасности России.

Для обеспечения технологического суверенитета российской экономики и пищевой промышленности также критически важно решать кадровый вопрос и привлекать квалифицированных специалистов в области импортозамещения в приоритетных секторах. Решением здесь может стать проецирование мер поддержки молодых специалистов в сельском хозяйстве на предприятия пищевой промышленности активно реализующие программы импортозамещения и экспортной ориентации производства. Необходимо проработать для специалистов, работающих в таких предприятиях, льготы и преференции, например, по аналогии с IT-сектором.

Заключение

Меры, заложенные в документы стратегического развития национальной экономики в целом и АПК и пищевой промышленности, в частности, стимулировали развитие российского пищепрома и способствовали наращению темпов импортозамещения продовольствия. Экономическая нестабильность сдерживает рост платежеспособного спроса населения, но в условиях сокращения импорта продовольствия сопровождается ростом спроса на продукты питания отечественного производства и, как следствие, увеличением предложения продовольствия, в том числе импортозамещаемого.

Пищевая промышленность Самарской области развивается в основном по общероссийскому сценарию. Большая часть продукции пищевой промышленности демонстрирует положительную динамику. Диагностика процессов импортозамещения в пищевой промышленности региона позволила выявить факторы, определяющие состояние и перспективы развития импортозамещения в пищевой промышленности региона. Устойчивые темпы роста производства сельскохозяйственного сырья, новые технологии переработки, инвестиции в современное оборудование, развитие производства отечественных ингредиентов для производства пищевой продукции позволят повысить качество, расширить ассортимент и нарастить объемы производства продовольствия с высокой добавленной стоимостью. Предложенный комплекс мер тактического и стратегического характера будет стимулировать замещение ранее импортированной продукции, повышение удовлетворенности населения качеством и количеством производимого продовольствия и увеличение экспорта готовой продукции на мировой рынок.


Страница обновлена: 13.05.2025 в 10:43:56