Подходы, методы и инструментальные средства к управлению ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности на микро- и мезоуровне
Андреева Т.В.1, Курлыкова А.В.2
1 Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет», Россия, Орск
2 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900285
Цитирований: 5 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В данном исследовании рассматриваются вопросы действенного двухуровневого методического инструментария управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности, обеспечивающего национальную продовольственную безопасность. Проведен анализ подходов и методов к управлению ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности. Определены и обоснованы управленческие подходы, такие как кластерный, процессный и стратегический для управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности на микроуровне. Установлены наиболее эффективные методы управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности на мезоуровне, такие как административные, экономические и цифровые. Предложены инструментальные средства, позволяющие осуществлять рациональное управление цепочкой создания стоимости продукта пищевой промышленности на микро и мезоуровне. Рассмотренные в статье методы, подходы и инструменты управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности будут полезны руководству хозяйствующих субъектов и региональным органам власти, а также для дальнейшего развития теории менеджмента и преподавания данной дисциплины в вузах
Ключевые слова: методы управления, подходы к управлению, ценностная цепочка, инструменты управления, пищевая промышленность
JEL-классификация: M11, M21, L66
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что для эффективного управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности необходимо определить подходы, методы и инструментальные средства, которые позволят осуществлять рациональное управление как на региональном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов.
Отдельные аспекты изучения подходов к управлению цепочкой создания стоимости представлены в работах М.А. Шаталова [2] (Shatalov, Akhmedov, Mychka, 2015), Ж.А. Ермаковой [3] (Korabeynikov, Ermakova, Sinyukov, 2013), Н.Н. Рябчиковой [4] (Ryabchikova, 2017), М.Ф. Тяпкиной [5] (Tyapkina, Vinokurov, 2016), Е.В. Романовской [10] (Romanovskaya, Garin, Dalidovich, Lapygin, 2016) и других. Вопросы исследования эффективных методов управления пищевой промышленностью представлены в трудах А.В. Тебекина [19] (Tebekin, 2018), В.Ю. Хатькова [20] (Khatkov, Boyarko, 2018), А.А. Мошкова [21] (Moshkov, Zherebov, Zdolnikova, 2016), Л.В. Беловой [26] (Belova, Pilkova, Fedotova, 2018), Е.И. Ловчиковой [28] (Lovchikova, Pervyh, Solodovnik, 2017). Инструментальные средства управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности рассмотрены в исследованиях Т.В. Андреевой [6] (Andreeva, Ermakova, 2014), В.А. Левенцова [7] (Leventsov, 2017), Е.А. Бессоновой [9] (Bessonova, Gridchina, 2016), О.А. Голубенко [11] (Golubenko, Miroshnikova, Slavogorodskiy, 2017), Р.Б. Гамидуллаева [12] (Gamidullaev, 2018), А.П. Соколова [14] (Sokolov, Kareev, 2015), Л.И. Дорофеевой [15] (Dorofeeva, Ermolova, Kirsanov, 2016) и других.
Авторы в своих исследованиях обращаются к определенным подходам и методам управления цепочкой создания стоимости продукта, однако основное внимание уделяется конкретным инструментальным средствам, попытки классифицировать и обобщить которые не проводились. Кроме того, специфика пищевой промышленности как ключевой отрасли народного хозяйства также накладывает свои ограничения и позволяет расширить базовые методы и подходы к управлению цепочками создания стоимости.
Ключевой целью исследования является теоретико-методическое обоснование, выявление и классификация подходов, методов и инструментальных средств управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности как на региональном – мезоуровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов – микроуровне. Применение предложенного методического инструментария позволит охватить основные векторы управленческой деятельности, направленные на повышение ценности продукта для конечного потребителя, конкурентоспособности, эффективности и устойчивости развития пищевого производства, а также организации взаимовыгодных связей между участниками ценностной цепочки.
Научная новизна исследования заключается в расширении управленческих подходов и методов, а также их классификации в соответствии с двумя уровнями управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности. Предложенный набор методов и подходов позволит повысить эффективность управления ценностной цепочкой как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на региональном уровне.
В качестве основного метода исследования выбран системно-аналитический метод, представляющий систему управления ценностной цепочкой продукта как совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих на принципах единства и целостности.
Ценностная цепочка продукта (далее – ЦЦП, ценностная цепочка) пищевой промышленности включает в себя звенья, комплексно охватывающие жизненный цикл продукта от заготовления сырья до реализации его конечному потребителю. Обоснование выбора инструментов управления ценностной цепочкой на уровне организаций базировалось на результатах исследований международной консалтинговой компании Bain (США). По результатам опроса составлен рейтинг эффективных инструментов менеджмента «Management Tools & Trends 2013» [1]. В исследовании приняли участие более 1200 руководителей крупных компаний Северной и Латинской Америки, Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. В таблице 1 представлен топ-10 наиболее востребованных инструментов управления по оценке компании Bain.
Таблица 1
Рейтинг инструментов управления по оценке Bain & Company
Инструмент
управления
|
Фактический
уровень использования, %
|
Коэффициент
эффективности
|
Стратегическое планирование
|
|
3,83
|
Система
управления взаимоотношениями с клиентами
|
|
3,81
|
Диагностика вовлеченности персонала
|
|
3,67
|
Бенчмаркинг
|
|
3,79
|
Система сбалансированных показателей
|
|
3,78
|
Ключевые компетенции
|
|
3,81
|
Аутсорсинг
|
|
3,54
|
Управление изменениями
|
|
3,78
|
Система управления цепочками поставок
|
|
3,76
|
Миссия и видение
|
|
3,84
|
Оценка состояния и развития отраслей пищевой промышленности позволила выявить ряд проблем, среди которых: техническое и технологическое отставание производства; высокая зависимость от импорта сырья и готовой продукции; недостаточное развитие инноваций и другие. Для решения этих и других проблем развития отрасли необходимо применять современные инструменты и подходы к управлению. На микроуровне предлагается использовать следующие подходы к управлению ЦЦП: кластерный, процессный и стратегический подходы, представленные на рисунке 1.
Подходы к управлению ценностной
цепочкой продукта пищевой промышленности на микроуровне
| ||||||||||||
Кластерный
подход |
|
Процессный
подход |
|
Стратегический
подход | ||||||||
Инструменты (средства) управления
| ||||||||||||
Интеграция участников
цепочки
|
Стратегические альянсы
|
Государственно-частное
партнерство
|
|
Логистическая
система JIT |
Бережливое производство
|
Реинжиниринг
бизнес-процессов
|
Шесть сигм
|
|
Стратегическое индикативное планирование
|
Система сбалансированных
показателей
|
Бенчмаркинг
|
Аутсорсинг
|
Рисунок 1. Инструментальные средства и подходы к управлению ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности на микроуровне
Источник: составлено авторами.
Кластерный подход реализуется через применение таких инструментов управления, как интеграция участников цепочки, создание стратегических альянсов, осуществление совместных инноваций, а также одной из самых востребованных форм взаимодействия государства и бизнеса – государственно-частное партнерство. М.А. Шатлов, А.Э. Ахметов и С.Ю. Мычка отмечают, что кластерная интеграция способна аккумулировать синергетический и мультипликационные эффекты от объединения участников ЦЦП за счет снижения транзакционных издержек, ускорения инновационного развития и формирования единого бизнес-пространства [2] (Shatalov, Akhmedov, Mychka, 2015).
Кластерная политика как элемент отраслевой и региональной политики способствует укреплению взаимосвязей между участниками ценностной цепочки при реализации крупных проектов. Процесс кластеризации в агропромышленном комплексе и отраслях пищевой промышленности выполняет важную социально-экономическую роль, которая заключается в более полном использовании производственных мощностей, увеличении рабочих мест, доходов работников, эффективности деятельности субъектов хозяйствования и налоговых поступлений в бюджет [3] (Korabeynikov, Ermakova, Sinyukov, 2013).
Кластерный подход в управлении ЦЦП пищевой промышленности реализуется по следующим направлениям [4, 5] (Ryabchikova, 2017; Tyapkina, Vinokurov, 2016): организационное развитие кластеров; создание благоприятных условий для развития кластера; снижение административных барьеров; импортозамещение; повышение загрузки производственных мощностей; обеспечение продовольственной безопасности; создание безотходных производств.
Интеграция участников ЦЦП является одним из инструментов реализации кластерного подхода. Процессы интеграции в ценностных цепочках направлены на достижение синергетических эффектов в виде снижения издержек производства и распределения продукта отрасли, повышения его конкурентоспособности по цене и качеству, максимизации ценности для потребителя и прибыли для коммерческих бизнес-структур.
Вертикально интегрированные структуры, объединяющие в единую цепочку производителей сельскохозяйственной продукции, пищевые производства и торговые организации, являются приоритетным направлением развития пищевой промышленности. Выбор направления интеграционного взаимодействия участников ценностной цепочки, заключающийся в интеграции «вперед» или «назад», зависит от их потенциальных возможностей и эффективности менеджмента [6] (Andreeva, Ermakova, 2014).
Стратегические альянсы как форма глобальной корпорации способствуют освоению участниками различных звеньев ценностной цепочки новых технологий, осуществлению совместных инновационных проектов. Такое межфирменное взаимодействие позволяет преодолевать межрегиональные и межнациональные границы, диверсифицировать риски, адаптироваться к внешней среде и ужесточению конкуренции.
Создание стратегических альянсов в пищевой промышленности позволяет реализовать следующие ключевые цели предприятий – участников ЦЦП за счет синергетического эффекта, эффекта масштаба и эффекта монополизации: доступ к недостающим ресурсам и активам; снижение и перераспределение рисков; получение альтернативных каналов сбыта; осуществление совместных инноваций; снижение закупочных цен; повышение добавленной стоимости и инвестиционной привлекательности; расширение возможностей кредитования [7] (Leventsov, 2017).
Эффективной формой взаимовыгодного сотрудничества бизнес-структур и региональных органов власти является государственно-частное партнерство (ГЧП), направленное на консолидацию имеющихся ресурсов и достижение стратегических целей всеми участками ценностной цепочки [8] (Ermakova, Trishkina, 2011).
Принятие Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» стало административным основанием для разработки и реализации проектов ГЧП в России. Число эффективно реализованных проектов ГЧП в аграрной сфере незначительно, однако дальнейшее развитие этого инструмента позволит во многом решить проблему импортозамещения и продовольственной безопасности России. Бессонова Е.А. и Гридчина Н.С. также отмечают важность создания региональных центров ГЧП для методического и информационного сопровождения совместных проектов [9] (Bessonova, Gridchina, 2016).
Эффективность применения процессного подхода в управлении ЦЦП заключается в снижении затрат ресурсов на всех этапах производства и распределения продукта пищевой промышленности за счет выявления «узких» мест, оптимизации бизнес-процессов и управляющих воздействий, а также максимизации целевых показателей субъектов хозяйствования через создание продукта с высокой потребительской ценностью. Процессный подход к управлению ЦЦП реализуется через применение принципов бережливого производства, системы «Just-in-time» (JIT), реинжиниринга бизнес-процессов и концепции «Шесть сигм».
Внедрение системы JIT предусматривает полную синхронизацию поставок с производственным процессом, что позволит участникам ЦЦП исключить собственный склад. Основной принцип реализации JIT заключается в производстве и поставке продукции точно в заданный срок. В пищевой промышленности внедрение JIT является ключевым приоритетом, связанным с короткими сроками хранения продукции отрасли [10] (Romanovskaya, Garin, Dalidovich, Lapygin, 2016).
Следующим инструментом реализации процессного подхода в управлении ЦЦП является бережливое производство (Lean production). Данная технология направлена на решения таких проблем пищевой промышленности, как: высокая себестоимость производимого продукта, энергоемкость производства; низкое качество продукции; значительный износ оборудования, невыполнение сроков поставок [11] (Golubenko, Miroshnikova, Slavogorodskiy, 2017).
Еще одним инструментом процессного подхода является реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг в аграрном секторе предполагает осуществление модернизации, реструктуризации и реорганизации. Осуществление реинжиниринга предполагает структурный пересмотр формирования ЦЦП с учетом организационно-экономических, природно-климатических, экологических и иных факторов. Такие преобразования повысят гибкость структуры ЦЦП, клиентоориентированность во всех ее звеньях, обеспечат координацию и взаимосвязь внутри интегрированных агропромышленных предприятий [12] (Gamidullaev, 2018).
Процессная методология управления «Шесть сигм» направлена на повышение качества производимой продукции и минимизацию уровня брака. Инструменты концепции «Шесть сигм» вносят весомый вклад в обеспечение безопасности продуктов питания и минимизацию риска возникновения отравлений, повышение производительности и улучшение качества продукции пищевой промышленности, а также сокращение времени цикла производства, отходов и излишних издержек [13] (Arsenev, Davydova, 2018).
Стратегический подход предполагает применение таких инструментов, как стратегическое индикативное планирование, система сбалансированных показателей, бенчмаркинг и аутсорсинг.
Целью стратегического индикативного планирования в пищевой промышленности является обеспечение населения продуктами питания собственного производства. В условиях постоянных внешних воздействий на развитие национального и регионального агропромышленного комплекса стратегическое индикативное планирование выступает важным инструментом управления ЦЦП, основанном на концептуальных положениях устойчивого воспроизводства и сбалансированного саморазвития многоресурсных систем региона [14] (Sokolov, Kareev, 2015).
Стратегия импортозамещения ориентирована на качественное преобразование существующих региональных, национальных и глобальных продовольственных цепочек. Основными индикаторами стратегического планирования выступают: доступность продуктов питания, бесперебойное продовольственное обеспечение, качество продовольственных товаров и их безопасное потребление [15] (Dorofeeva, Ermolova, Kirsanov, 2016).
Выбор индикаторов можно осуществить с помощью системы сбалансированных показателей, основная задача которых трансформировать конкретную стратегию в оценочные показатели. В исследовании Т.В. Андреевой и А.В. Курлыковой представлена система сбалансированных показателей для оценки эффективности управления ЦЦП пищевой промышленности в разрезе ключевых звеньев цепочки и значимых критериев оценки, затрагивающих эффективность бизнес-процессов в зависимости от их места в цепочке [16] (Andreeva, Kurlykova, 2019).
Применение бенчмаркинга в качестве эффективного инструмента оценки рыночной ситуации и конкурентных преимуществ ЦЦП предполагает определение сильных и слабых сторон продукта конкурентов и разработку собственной конкурентной стратегии. Бенчмаркинг позволяет проводить сравнительный анализ показателей эффективности управления ЦЦП с показателями других конкурирующих цепочек [17] (Elefteriadi, Stozhko, 2016).
Еще одним инструментом реализации стратегического подхода является аутсорсинг. Для реализации аутсорсинга в ЦЦП пищевой промышленности необходимо создание регионального аутсорсингового центра для обеспечения взаимодействия крупного и малого бизнеса. При этом аутсорсинговая модель позволит сосредоточить ресурсы, повысить качество продукции, уровень технического и технологического развития отрасли и специализации [18] (Lovchikova, Sukhocheva, 2017).
Важно понимать, что не существует универсальных методов и инструментов управления, которые одинаково были бы результативны как по отношению к хозяйствующему субъекту, так и к региону. Для эффективного управления ЦЦП пищевой промышленности на мезоуровне целесообразно применять административные, экономические и цифровые методы управления, представленные на рисунке 2.
Методы управления ценностной цепочкой
продукта пищевой промышленности
на мезоуровне | ||||||||||||
Административные
методы |
|
Экономические
методы |
|
Цифровые
методы | ||||||||
Инструменты (средства) управления
| ||||||||||||
Нормативные акты
|
Государственные программы
|
Стандарты качества
|
|
Налоговые льготы
|
Субсидии, субвенции,
дотации, займы, льготное кредитование
|
Специальные инвестиционные контракты,
гранты
|
Система государственных
закупок |
|
Базы статистических данных
|
Мониторинги
|
Методические указания,
инструкции, рекомендации
|
Программные продукты и ИКТ
|
Рисунок 2. Инструментальные средства и методы управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности на мезоуровне
Источник: составлено авторами.
С точки зрения классификации методов управления интересна работа А.В. Тебекина, в которой представлено 20 классов методов принятия управленческих решений в различных сферах, начиная от общего менеджмента и менеджмента организации, заканчивая управлением региональной экономикой и маркетингом [19] (Tebekin, 2018). При этом административные и экономические методы, по мнению автора, относятся к классу производственного менеджмента, но, на наш взгляд, эти методы применимы и в общем, и в частном менеджменте.
В свою очередь, административные и экономические методы управления чаще всего упоминаются при решении вопросов управления персоналом организации, а в частности для повышения мотивации работников как два противоположных метода «кнута» и «пряника». В прикладных исследованиях, направленных на управление импортозамещением, административные методы рассматриваются как инструменты административного управления, к числу которых относятся: установление правовых норм, координация органов власти, государственный контроль и другие [20] (Khatkov, Boyarko, 2018).
Административные методы включают: запрещение, разрешение, принуждение и контроль [21] (Moshkov, Zherebov, Zdolnikova, 2016). Запрещение предусматривает запрет или ограничение какой-либо деятельности. Например, запрет в пищевой промышленности включает ограничение импорта и экспорта ряда санкционных продуктов питания. Запрет касается 25 стран, откуда запрещено поставлять говядину, домашнюю птицу, несколько разновидностей рыбы и морепродуктов. В перечень запрещенных продуктов также входят некоторые виды молочных продуктов, овощей, фруктов, орехов и алкоголя [22] (Berekchiyan, 2015).
Разрешение предусматривает согласие на ведение определенной деятельности, выданное государственными органами в установленном порядке. К инструментам реализации разрешительной деятельности относится лицензирование. В качестве примера реализации данного метода можно привести то, что в пищевой промышленности требуется регистрация пищевых продуктов и подтверждение их качественного соответствия [23] (Nozdrachev, 2014).
Принуждение предполагает наказание за нарушение установленных норм путем применения полномочными органами и должностными лицами соответствующих мер воздействия посредством системы правового ограничения [24] (Boriskova, 2018). В пищевой промышленности принудительные меры касаются требований к качеству и безопасности пищевых продуктов, выполнению санитарных норм при осуществлении производственного процесса, транспортировки и складирования продукции пищевой промышленности.
Контроль как форма административных методов реализуется через государственный и муниципальный контроль (надзор). Контроль со стороны государственных органов за процессом производства пищевых продуктов дал толчок к развитию систем менеджмента качества, обеспечивающих по всей цепочке производства безопасность продуктов питания.
Административные методы управления направлены на регламентацию функций, прав, обязанностей и элементов системы управления ценностной цепочкой в рамках нормативно-правовой базы. К законодательным и нормативным документам, регламентирующим различные сферы деятельности ЦЦП пищевой промышленности, относят следующие: Доктрина продовольственной безопасности РФ, Стратегии национальной безопасности РФ, развития пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли РФ до 2020 года, Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и другие [25, 26] (Yalunina, Gayanova, 2014; Belova, Pilkova, Fedotova, 2018).
С целью развития сырьевых и производственных звеньев ЦЦП пищевой промышленности разрабатываются государственные программы. В числе наиболее значимых – «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.07.2017 г. № 717 (ред. от 08.02.2019 г.).
Стандарты качества выступают неотъемлемым атрибутом производства продовольственных товаров, так как безопасность пищевых продуктов напрямую связана с их качественной составляющей. Система управления ЦЦП строится на принципах HACCP, международных и национальных стандартах ISO, основное предназначение которых качественная сертификация и безопасность продуктов питания.
Экономические методы, базирующиеся на экономических законах, являются необходимым регулятором интересов участников ЦЦП и реализуются через предоставление налоговых льгот субъектам хозяйствования, субсидий, субвенций, дотаций и целевых займов, льготного кредитования, грантов, заключение специальных инвестиционных контрактов, осуществление государственных закупок.
Следует отметить, что в России стоимость кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей остается на достаточно высоком уровне, однако государственные органы могут стимулировать развитие ЦЦП путем снижения процентных ставок и расширения залоговых операций для стимулирования инновационного развития агропромышленного комплекса [27] (Pshentsova, Mineeva, Vasileva, Gorbunov, Kazakova, 2015).
Предоставление грантов участникам ценностной цепочки – весомая финансовая поддержка для производителей продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Например, в Оренбуржье в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» ежегодно проводится конкурс на получение грантов начинающими фермерами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Специальные инвестиционные контракты являются особой формой взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов государственной власти. Администрация муниципального образования и экономический субъект заключают инвестиционный договор, в соответствии с которым у каждой из сторон возникают взаимные обязательства.
Система государственных закупок, регулируемая Федеральными законами № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выступает действенным инструментом управления ЦЦП, так как способствует развитию рыночных отношений и расширению рынка сбыта производимого продукта пищевой промышленности.
Цифровые методы признаны обеспечить обработку имеющегося массива данных о деятельности участников ценностной цепочки путем их систематизации и классификации с целью принятия обоснованных управленческих решений.
Активное внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в управлении ЦЦП пищевой промышленности, таких как цифровое сельское хозяйство, «умные» электросетевые системы, интернет-торговля, беспилотный транспорт, способствуют ускоренному развитию агропродовольственной системы и сельских территорий. Цифровые методы повышают эффективность ценностной цепочки через создание сквозных бизнес-процессов, направленных на повышение добавленной стоимости, а также расширение полномочий экономических субъектов при выборе поставщиков, дистрибьюторов и транспортных компаний [28] (Lovchikova, Pervyh, Solodovnik, 2017).
Заключение
Отрыв классической теории управления, ее методов и подходов привел к тому, что специализированные исследования по управлению ценностной цепочкой продукта не используют традиционный подход к управлению. Кроме этого каждая отрасль народного хозяйства, в частности пищевая промышленность, обеспечивающая национальную продовольственную безопасность, определяет структуру эффективного методического инструментария.
Проведенное исследование позволило выявить, что вопросам идентификации и классификации методов и подходов к управлению ценностными цепочками не уделяется должного внимания, при этом эти инструменты управления, по оценке международной консалтинговой компании Bain, широко применяются всеми участниками ценностной цепочки. При этом эффективность применения комбинации методов и подходов возрастает за счет синергетического эффекта, позволяющего снизить или нивелировать негативные тенденции и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие отраслей пищевой промышленности.
Предложенный двухуровневый состав методов, подходов и инструментов является незаменимым элементом управления ЦЦП пищевой промышленности в условиях импортозамещения и постоянно меняющихся условий хозяйствования. Применение методического инструментария в практике менеджмента региона и его хозяйствующих субъектов будет способствовать не только развитию имеющихся ЦЦП пищевой промышленности, но и созданию новых эффективных цепочек, отвечающих последним требованиям цифровой экономики.
Источники:
brief_management_tools_26_trends_2013.pdf
2. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Мычка С.Ю. Кластерный подход развития регионов // Территория науки. – 2015. – № 2. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-razvitiya-regionov.
3. Корабейников И.Н., Ермакова Ж.А., Синюков А.А. Управление научно-техническим развитием регионального промышленного комплекса на основе кластерного подхода // Региональная экономика. – № 2. – 2013. – с. 47-61. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=19435213.
4. Рябчикова Н.Н. Концепция кластерориентированной аграрной политики: актуальность, сущность и направления реализации // Новые регуляторы развития АПК Российской Федерации: сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – с. 135-137. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=28774897.
5. Тяпкина М.Ф., Винокуров С.И. Комбинация стратегического и стейкхолдерского подходов к развитию интегрировано-диверсифицированной компании пищевой промышленности // Baikal Research Journal. – 2016. – № 2. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kombinatsiya-strategicheskogo-i-steykholderskogo-podhodov-k-razvitiyu-integrirovano-diversifitsirovannoy-kompanii-pischevoy.
6. Андреева Т.В., Ермакова Ж.А. Оценка вариантов интеграционного взаимодействия в цепочках производства хлебопродуктов (на примере Оренбургской области) // Вопросы управления. – 2014. – № 1 (26). – с. 138-144. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=21856632.
7. Левенцов В.А. Стратегические альянсы как форма институционализации реляционных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 5 (23). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-alyansy-kak-forma-institutsionalizatsii-relyatsionnyh-otnosheniy.
8. Ермакова Ж.А., Тришкина Н.И. Формы социально-экономического партнерства государства и бизнеса в регионе // Вестник ОГУ. – 2011. – № 8 (127). – с. 40-47. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=17855735.
9. Бессонова Е.А., Гридчина Н.С. Государственно-частное партнерство в АПК: международный опыт и российская практика // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2016. – №. 3. – с. 111-120. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=27200260.
10. Романовская Е.В., Гарин А.П., Далидович К.Н., Лапыгин Ю.Н. Оптимизация управления запасами в цепи поставок на основе процессного подхода // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 1-1 (13). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-upravleniya-zapasami-v-tsepi-postavok-na-osnove-protsessnogo-podhoda.
11. Голубенко О.А., Мирошникова М.Г., Славогородский В.Ю. Внедрение «Бережливого производства» на предприятиях малого и среднего бизнеса // Символ науки. – 2017. – № 4. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-berezhlivogo-proizvodstva-na-predpriyatiyah-malogo-i-srednego-biznesa.
12. Гамидуллаев Р.Б. Перспективы развития реинжиниринга процессов управления на предприятиях АПК Республики Дагестан // РППЭ. – 2018. – № 2 (88). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-reinzhiniringa-protsessov-upravleniya-na-predpriyatiyah-apk-respubliki-dagestan.
13. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Методология «шесть сигм» в обеспечении качества государственного управления и образования // Тульского государственного университета. – 2018. – № 1. – с. 3-14. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=32756696.
14. Соколов А.П., Кареев В.В. Стратегическое индикативное планирование регионального АПК // НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ. СЕРИЯ 1: ЭКОНОМИКА И ПРАВО. – 2015. – № 2. – с. 157-163. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=23931194.
15. Дорофеева Л.И., Ермолова О.В., Кирсанов В.В. Особенности современного этапа реализации стратегии импортозамещения в агропродовольственном комплексе // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2016. – № 1. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennogo-etapa-realizatsii-strategii-importozamescheniya-v-agroprodovolstvennom-komplekse.
16. Андреева Т.В., Курлыкова А.В. Формирование системы показателей оценки эффективности управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1987-2000. – doi: 10.18334/eo.9.3.40963
17. Элефтериади Е.В., Стожко К.П. Бенчмаркинг как маркетинговый инструмент повышения конкурентоспособности продукции предприятия // Молодежь и наука. – 2016. – №. 5. – с. 240. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27252282.
18. Ловчикова Е.И., Сухочева Н.А. Реализация концепции аутсорсинга в региональном агропромышленном комплексе // RJOAS. – 2017. – № 5. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kontseptsii-autsorsinga-v-regionalnom-agropromyshlennom-komplekse.
19. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений на основе теории игр как группа методов класса принятия стратегических решений на основе оптимизации показателей эффективности // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 10 (54). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy-na-osnove-teorii-igr-kak-gruppa-metodov-klassa-prinyatiya-strategicheskih-resheniy-na-osnove.
20. Хатьков В.Ю., Боярко Г.Ю. Административные методы управления импортозамещения дефицитных видов минерального сырья // Записки Горного института. – 2018. – Т. 234. – с. 683-692. – doi: 10.31897/PMI.2018.6.683.
21. Мошков А.А., Жеребов Е.Д., Здольникова С.В. Методы и подходы формирования государственной промышленной политики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2016. – № 1 (235). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-podhody-formirovaniya-gosudarstvennoy-promyshlennoy-politiki.
22. Берекчиян А.Л. Ограничения международной торговли на примере санкций по отношению к России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. – №3-4. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranicheniya-mezhdunarodnoy-torgovli-na-primere-sanktsiy-po-otnosheniyu-k-rossii.
23. Ноздрачев А.Ф. Административная разрешительная система: происхождение и содержание современного понятия // Журнал российского права. – 2014. – № 6 (210). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-razreshitelnaya-sistema-proishozhdenie-i-soderzhanie-sovremennogo-ponyatiya-1.
24. Борискова И.В. Краткая характеристика мер государственного принуждения // Территория науки. – 2018. – № 3. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkaya-harakteristika-mer-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya.
25. Ялунина Е.Н., Гаянова В.М. Повышение эффективности развития пищевой промышленности в России с помощью инструментов стратегического управления // Российское предпринимательство. – 2014. – № 17 (263). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-razvitiya-pischevoy-promyshlennosti-v-rossii-s-pomoschyu-instrumentov-strategicheskogo-upravleniya.
26. Белова Л.В., Пилькова Т.Ю., Федотова И.М. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов в настоящий период // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – № 2. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-kachestva-i-bezopasnosti-pischevyh-produktov-v-nastoyaschiy-period.
27. Пшенцова А.И., Минеева Л.Н., Васильева Е. В., Горбунов С.И., Казакова Л.В. Влияние государственной поддержки на развитие и эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. – 2015. – № 111. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gosudarstvennoy-podderzhki-na-razvitie-i-effektivnost-funktsionirovaniya-selskohozyaystvennyh-predpriyatiy.
28. Ловчикова Е.И., Первых Н.А., Солодовник А.И. Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Вестник ОрелГАУ. – 2017. – № 5 (68). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-i-kadrovyy-potentsial-apk-strategicheskaya-vzaimosvyaz-i-perspektivy
Страница обновлена: 25.10.2024 в 05:31:27