Формирование системы показателей оценки эффективности управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности

Андреева Т.В.1, Курлыкова А.В.2
1 Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет», Россия, Орск
2 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41243684
Цитирований: 8 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Территориальная разобщенность участников ценностной цепочки продукта отрасли определила необходимость пересмотра имеющегося терминологического аппарата. Под влиянием процессов глобализации, кластеризации, интеграции и политики импортозамещения изменяется и цепочка создания стоимости продукта пищевой промышленности, деятельность которой начала выходить не только за рамки региона, но и страны. С учетом преобразований предлагается ввод нового термина «корпоративная цепочка стоимости (corporate value chain – CVC), представляющая собой последовательность действий хозяйствующих субъектов (организаций, корпораций, холдингов) по созданию добавленной стоимости в рамках сырьевых, производственных и дистрибутивных звеньев ценностной цепочки продукта отрасли, осуществляющих деятельность на территории региона, страны и/или за ее пределами. С целью оценки эффективности управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности проведен литературный обзор имеющихся методических подходов и определен перечень ключевых показателей. Предложена система показателей оценки эффективности управления ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности на уровне хозяйствующих субъектов в разрезе сырьевых, производственных и звеньев дистрибуции, базирующаяся на процессном подходе, концепции добавленной стоимости и системе сбалансированных показателей, с выделением трех атрибутивных категорий: показатели эффективности бизнес-процессов в зависимости от места в цепочке; относительные показатели доходности на основе добавленной стоимости; показатели эффективности процесса управления. Определены перспективы использования и преимущества предложенной системы показателей по сравнению с имеющимся методическим инструментарием.

Ключевые слова: пищевая промышленность, добавленная стоимость, ценностная цепочка, корпоративная цепочка стоимости, показатели эффективности управления

JEL-классификация: M11, M21, L66

Источники:

1. Андреева Т.В. Проектирование цепочек создания стоимости продукта в пищевой промышленности // Вестник оренбургского государственного университета. – 2011. – № 13(132). – С. 6-13. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_18023087_56890694.pdf..
2. Беляев В.И., Оськина О.А. Концептуальная модель оценки результатов экономического роста и экономического развития регионов в процессах формирования цепочек добавленной стоимости: теория и методология // Экономика. – 2018. – № 3. – С. 36-49. – doi: 10.14258/201836 .
Азимина Е.В. Прикладные инновационные модели управления цепочкой создания стоимости. / Монография. - СПб.: СПбГЭУ, 2018. – 74 с.
4. Андреева Т.В., Ермакова Ж.А. Добавленная стоимость в системе анализа цепочки производства продукции // Вестник оренбургского государственного университета. – 2011. – № 10(129). – С. 242-248. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_17989191_40933053.pdf.
Андреева Т.В. Цепочка создания стоимости продукта: формирование и оценка эффективности. / Монография. - Москва: ИЦ РИОР, 2012. – 169 с.
6. Резкин П.Е. Порядок формирования эффективной цепочки создания стоимости продукта // Экономика. – 2018. – № 2(4). – С. 16-22.
7. Резкин П.Е. Методика выявления наиболее продуктивных звеньев в цепочке создания стоимости топливной и нефтехимической промышленности // Вестник полоцкого государственного университета. серия d: экономические и юридические науки. – 2018. – № 6. – С. 43-47.
8. Андреев П.С. Методика оценки результативности России в GVC и формирование эффективных цепочек стоимости с участием стран АТР // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2017. – № 1. – С. 28-40. – doi: 10.22363/2313-2329-2017-25-1-28-40 .
9. Шишелов М.А. Оценка эффективности лесопромышленного комплекса на основе расчета показателя добавленной стоимости (на примере Республики Коми) // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 3(162). – С. 52-61. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-lesopromyshlennogo-kompleksa-na-osnove-rascheta-pokazatelya-dobavlennoy-stoimosti-na-primere-respubliki-komi.
10. Борисюк Н.К., Солдатова Л.А., Курлыкова А.В. Модель диагностирования показателей эффективности экономической деятельности предприятия на основе адаптивного подхода // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 2. – С. 30-38. – doi: 10.25198/2077-7175-2019-2-30 .
11. Nauhria Y., Kulkarni M.S.,Pandey S. Development of strategic value chain framework for Indian car manufacturing industry // Global Journal of Flexible Systems Management. – 2018. – № 19(1). – С. 21-40. – doi: 10.1007/s40171-017-0179-z.
12. Шевченко Е.А. Развитие методических подходов к оценке цепочки создания ценности в системе стратегического менеджмента организации // Транспортное дело России. – 2014. – № 1. – С. 38-40. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_21561726_89590127.pdf.
Логинов Е.Л., Шкута А.А. Совершенствование механизмов формирования добавленной стоимости в глобальных и локальных кооперационных цепочках экспорта российской промышленной продукции и услуг // Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2018. – С. 152-154.
14. Цигелкова Е., Платонова И.Н., Фролова Е.Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости // Экономика региона. – 2019. – № 1. – С. 256-269. – doi: 10.17059/2019-1-20 .
15. Alfaro L. Internalizing global value chains: A firm-level analysis // Journal of Political Economy. – 2019. – № 2. – С. 508-559.
Темина О.Л. Факторы успешного включения стран в глобальные цепочки добавленной стоимости // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб., 2019. – С. 118-122.
17. Eckhardt J., Lee K. Global value chains, firm preferences and the design of preferential trade agreements // Global Policy. – 2018. – С. 58-66.
18. Zhu Q., Krikke H., Caniels M.C.J. Supply chain integration: value creation through managing inter-organizational learning // International Journal of Operations and Production Management. – 2018. – № 1. – С. 211-229.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 06:20:23

 

 

Formation of a system of indicators to assess the effectiveness of management of the value chain of the food industry product

Andreeva T.V., Kurlykova A.V.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 3 (July-September 2019)

Citation:

Abstract:
Territorial disunity of the participants of the value chain of the industry product has determined the need to revise the existing terminology. Under the influence of globalization, clustering, integration and import substitution policies, the value chain of the food industry, which activity began to extend not only beyond the region but also beyond the country, is also changing. Taking into account the changes, it is proposed to introduce a new term "a corporate value chain" (CVC), which is a sequence of actions of economic entities (organizations, corporations, holdings) to create added value within the raw materials, production and distribution links of the value chain of the industry product, operating in the region, the country and/or abroad. In order to assess the effectiveness of management of the value chain of the food industry product, a literary review of the available methodological approaches and a list of key indicators are defined. A system of indicators for assessing the effectiveness of management of the value chain of the food industry at the level of economic entities in the context of raw materials, production and distribution links, based on the process approach, the concept of value added and the system of balanced indicators, with the allocation of three attribute categories, is suggested. The indicators are as follows: performance indicators of business processes depending on the place in the chain; relative profitability indicators based on value added; performance indicators of the management process. Prospects of use and advantages of the offered system of indicators in comparison with the available methodical tools are defined.

Keywords: added value, food industry, value chain, performance management, enterprise value chain

JEL-classification: M11, M21, L66