Проектная деятельность как инструмент профессионального и карьерного развития выпускников
Никулина Ю.Н.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 7 (Июль 2022)
Цитировать:
Никулина Ю.Н. Проектная деятельность как инструмент профессионального и карьерного развития выпускников // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 7. – С. 1133-1146. – doi: 10.18334/et.9.7.115122.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298003
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены практические вопросы внедрения проектной деятельности в рамках трансформации образовательного процесса. Представлены результаты исследования студентов относительно оценки основных требований работодателей к потенциалу молодых специалистов, форм и направлений проектной деятельности, реализуемой в вузе в целях формирования профессионального, научного и предпринимательского треков развития студентов, а также востребованности конкретных конкурсов и проектов, организованных на базе вузов. Автором представлен опыт вуза по реализации мероприятий различной направленности и сделаны выводы, что в большей степени активность студентов отмечается в рамках профессионального трека.
Автором сделаны выводы, что для формирования конкурентоспособной личности молодого специалиста на рынке труда необходимо в процессе обучения привлекать студентов и выпускников не только к практической подготовке, но и к исследовательской, инновационной и проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, траектории развития, профессиональная подготовленность, молодой специалист
JEL-классификация: I23, J24, O15
Введение
В эпоху глобализации, цифровизации, быстрой смены технологий и возрастающей конкуренции на современном рынке труда традиционная модель высшего образования становится неконкурентоспособной. В этой связи актуальной является проблема трансформации образовательной среды вуза. В основе этой трансформации – переход от концепции профессиональной подготовки к концепции развития личности, которая может выстраивать и реализовывать траекторию персонального профессионального и карьерного развития. Траектории карьерного развития включают, на наш взгляд, три основных направления: профессиональное, научное и предпринимательское.
Основным треком построения карьеры выступает профессиональный, практико-ориентированный, нацеленный на формирование и развитие профессиональных компетенций. Профессиональный трек включает в себя хакатоны, проектные смены, турниры, кейс-чемпионаты, интенсивы, конкурсы, проводимые, как правило, при поддержке и по заказам профильных индустриальных партнеров. Участие в реальных проектах крупных промышленных компаний дает возможность студентам приобретать дополнительные знания, умения и реальный практический опыт. Проектное обучение в таком формате позволяет в ближайшие годы встраивать студенческие проектные группы в коллективы, работающие над проектами в области фундаментальных и прикладных исследований важнейших направлений науки и техники [1] (Ryzhova, 2022).
Научный трек развития приобретает все большую актуальность в настоящее время. Одной из важнейших задач университета выступает подготовка квалифицированных специалистов, способных по окончании вуза заниматься исследовательской и инновационной деятельностью в профессиональной сфере для создания научного продукта, организации наукоемких производств и внедрения современных достижений науки в практику. Эффективность решения этой задачи находится в прямой зависимости от организации научно-исследовательской деятельности студентов в период их обучения в вузе. В числе основных форм проектной научной деятельности выступают: форумы, научные конференции, круглые столы, патентование, лицензирование, научные публикации.
Предпринимательский трек развития будущего молодого специалиста также стал набирать обороты и пользоваться спросом среди студентов. В настоящее время основной целью предпринимательской подготовки в системе вуза считается: формирование у обучающихся готовности к предпринимательской деятельности как основной трудовой сфере предпринимательских отношений. Все проводимые в вузах конкурсы – профессиональные или по оказанию финансовой поддержки предпринимателям, рабочие группы по разработке проектов нормативных правовых актов, законодательства, стратегических документов, дорожных карт предпринимательской и инвестиционной деятельности –проводятся с участием предпринимателей или их объединений. В числе основных целей их организации – приобщение студентов к технологическому предпринимательству, создание пула бизнес-идей, подготовка и адаптация к работе в региональном бизнес-инкубаторе, привлечение к работе в сфере науки и производства для создания высокотехнологичных стартапов [2] (Kovalevich, Leonyuk, 2021).
Следовательно, актуальными становятся вопросы исследования проектной деятельности как инструмента профессионального и карьерного развития выпускников. Целью статьи является определение роли проектной деятельности в профессиональном развитии и построении карьеры, анализ опыта ее внедрения на примере конкретного вуза и разработка новых подходов к практико- ориентированному обучению исходя из треков профессионального развития.
Роль проектной деятельности в профессиональном развитии и построении карьеры: результаты исследования
В 2022 г. Оренбургский государственный университет выступил участником в смотр-конкурсе Центров карьеры содействия занятости и трудоустройства студентов и выпускников, организованном Министерством науки и высшего образования РФ. В рамках конкурсных процедур более 400 студентов ОГУ приняли участие в онлайн-опросе на тему «Тенденции трудоустройства и карьерного развития выпускников вузов глазами студентов». В числе основных исследуемых вопросов один из блоков исследования включал вопросы, связанные с оценкой роли и востребованности проектной деятельности с позиции студентов.
Как показали результаты исследования, в числе основных требований работодателей к потенциалу студентов участники опроса указали ответственность (72%), умение работать в команде (62%), инициативность (60%). Часть опрошенных отметили знание иностранных языков как востребованную компетенцию (44%) и владение IT-технологиями (40%).Третья часть указала на необходимость наличия портфолио достижений в процессе обучения (32%).
Рисунок 1. Как вы считаете, какие требования у работодателей (бизнеса, предприятий, компаний) к потенциалу студентов?
Источник: составлено автором.
В основном с точки зрения студентов в числе основных требований работодателей преобладает уровень сформированности soft skills. Все перечисленные компетенции могут быть сформированы в рамках участия в различных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников [3] (Danilaev, Malivanov, 2021). В связи с чем студентам был задан вопрос относительно катализаторов знаний на базе университета, которые способствуют наращиванию дополнительных компетенций (рис. 2).
Рисунок 2. Перечислите катализаторы знаний на базе университета, которые способствуют наращиванию дополнительных компетенций
Источник: составлено автором.
Более 40% респондентов в качестве оснований приобретения дополнительных компетенций выделили выступления известных людей и ученых на различных мероприятиях, проводимых в стенах вуза. Третья часть (33%) обратили внимание на поддержку со стороны вуза участия студентов в профильных конкурсах и проектах. 25% отметили участие в конкурсах предпринимательских инициатив и 22% – в научных конкурсах соответственно. Следовательно, можно сделать вывод, что студенты знают и принимают фактическое участие в подобных мероприятиях, формируя тем самым профессиональный, научный и предпринимательский треки развития либо одновременно, либо выбирая исходя из собственных ориентиров, поддержки и вовлечения преподавателей [4] (Nikulina, 2021).
Рисунок 3. Отметьте конкурсы, способствующие старту карьеры и развитию ваших компетенций, которые проводятся в вашем регионе, в которых вы участвовали/хотите поучаствовать
Источник: составлено автором.
Опрос студентов показал, что студентами наиболее востребованы конкурсы и проекты, ориентированные на развитие профессионального трека («Я- профессионал», «Профстажировки 2.0», «Твой ход»). Второе место по значимости занимают конкурсы и проекты, направленные на развитие предпринимательских компетенций («Молодой предприниматель», «Умник»). На третьем месте оказались научные конкурсы и проекты, связанные с развитием цифровых компетенций.
Проектная деятельность студентов: опыт вуза
В образовательной среде Оренбургского государственного университета созданы дополнительные условия, обеспечивающие поддержку деятельности студентов по формированию и реализации персональной траектории развития. Студент имеет возможность приобрести опыт «построения себя нового», последовательно расширяя и усложняя свою образовательную программу, осознанно выбирая не только новые учебные дисциплины, но и вариативные треки личностного и профессионального развития обучающихся. Студенты могут вовлекаться в различные треки развития: профессиональный, научный и предпринимательский [5, 6] (Temnova, Lizunova, 2017; Naumov, Konstantinova, 2019).
Каждый трек содержит в себе комплекс образовательных форматов и внеучебных мероприятий, направленных на формирование и совершенствование личностных и профессиональных компетенций студентов. Выбор происходит на основе осознания обучающимся собственных жизненных целей и ценностей и обусловлен представлением о том, кем студент хочет стать в будущем. Студенты не только приобретают личностные и профессиональные компетенции, участвуя в конкурсах и проектах, но и учатся самоопределяться, делать жизненный выбор и нести за него ответственность.
В систему реализации треков карьерного развития включены различные субъекты взаимодействия: студенты и выпускники, абитуриенты, работодатели и органы власти, а также различные структурные подразделения вуза, которые вносят свой вклад в достижение целевых показателей [7, 8] (Olkhovaya, Zinyukhina, Nikulina, 2019; Chulanova, Koltunovich, Yavorskaya, 2016).
Оренбургский государственный университет реализует мероприятия в рамках формирования карьерной траектории в формате профессионального, научного и предпринимательского треков.
Студенты и выпускники Оренбургского государственного университета принимают активное участие в проектах, реализуемых АНО «Россия – страна возможностей» федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование», направленных на профессиональное развитие:
- всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!»;
- проект «Профстажировки 2.0»;
- всероссийский конкурс «Цифровой прорыв»;
- всероссийская студенческая олимпиада «Я – профессионал»;
- международный инженерный чемпионат CASE-IN;
- всероссийский инженерный конкурс (ВИК) среди студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям.
Оренбургский государственный университет с сентября 2019 г. выступает партнером проекта «Профстажировки 2.0» в качестве образовательной организации. За два сезона – (2019–2020, 2020–2021, 2021–2022 годы) подана 931 заявка на участие в проекте, 605 было принято работодателями. По итогам решения кейсов студентами ОГУ 296 работ было одобрено работодателями и около 107 студентов были приглашены на практику и стажировку.
В проекте принимают участие студенты всех факультетов и институтов ОГУ. География предприятий, кейсы которых решали студенты ОГУ, охватывает не только Оренбургскую область, но и другие регионы − Ульяновскую, Иркутскую, Мурманскую, Белгородскую, Тюменскую и Брянскую области, г. Москву, область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республику Коми, Республику Башкортостан и др.
Студентов Оренбургского государственного университета пригласили на стажировку такие предприятия и организации, как группа компаний «НМЖК», госкорпорация «Роскосмос», АО «ГК „Электрощит”, ПАО «Интер РАО», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, АО «ДОМ.РФ», ОАО «РЖД», АПХ «Мираторг», ООО «УК Группа ГАЗ», ООО «АСТЕРА», ООО «Ставролен», ПАО «Нижнекамскнефтехим», правительство Ульяновской области, АО «Почта России», ООО «Пивоваренная компания «Балтика», ПАО «АВТОВАЗ», АО «Научно-производственное объединение «Курганприбор» и другие. Так, ОГУ в 2021 г. вошел в топ-5 образовательных организаций - партнеров проекта «Профстажировки 2.0».
Востребована среди студентов и всероссийская олимпиада «Я – профессионал». Олимпиада проходит по 72 направлениям – от журналистики до робототехники. Состязания традиционно включают в себя два этапа: отборочный и заключительный. «Я – профессионал» – это не только проверка знаний, это еще и социальный лифт, который помогает построить карьерную траекторию во время обучения в вузе. Задания рассчитаны на студентов старших курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры. Участники в ходе отборочного и заключительного этапов решают кейсы, составленные экспертами ведущих российских компаний [9].
Традиционно студенты Оренбургского государственного университета активно участвуют в проекте «Я – профессионал». В этом году в отборочном этапе от университета приняли участие 510 студентов, из них 41 стали участниками заключительного этапа – финалистами олимпиады. В числе востребованных направлений олимпиады студентами ОГУ были выбраны «Машиностроение», «Налоги и налогообложение», «Электроника, радиотехника и системы связи», «Авиастроение», «Биотехнологии», «Строительство», «Программирование и информационные технологии» и другие [10] (Esina, Stepanenkova, Agafonova, 2015).
В числе победителей пятого сезона олимпиады «Я – профессионал» 2022 года 4 студента Оренбургского государственного университета, дипломанты следующих направлений олимпиады: «Филология», «Лингвистика», «Математическое моделирование». Победа в олимпиаде не только почетна, но и дает ряд преимуществ. Дипломанты могут претендовать на льготы при поступлении в магистратуру и аспирантуру в ведущие вузы страны, а также студенты-победители на два сезона олимпиады получают доступ к стажировкам и вакансиям в компаниях – партнерах олимпиады таких предприятий, как «Яндекс», Госкорпорация «Росатом», РСХБ-страхование, ПАО «РЖД», Банк ВТБ, АО «Газпромбанк», ПАО «Полюс», «Сбер», «Трубная металлургическая компания», и консультациям HR-специалистов, онлайн-мероприятиям и экскурсиям в компании.
Активное участие принимают студенты и во всероссийском конкурсе «Цифровой прорыв», отрабатывая тем самым свои цифровые компетенции как будущих специалистов. В числе основных выбранных тем: Big Data, Data Science, «Антикризисные и управленческие решения», «Финансовое планирование», HR, «Финансы», «Бережливое производство», «Кибербезопасность», «Образование», «Поиск и привлечение клиентов», «Ресурсное управление», «Информационно-аналитические системы и системы мониторинга».
ОГУ выступил региональным оператором Всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй». Университет вошел в топ-10 вузов по числу зарегистрированных участников и занял 5-е место среди вузов РФ (5000 зарегистрированных студентов и преподавателей). Студенты и преподаватели приняли участие в цикле мастер-классов и вебинаров, посвященных реализации кубка «Управляй». По итогам отборочного этапа 8 студентов стали полуфиналистами, один из которых стал победителем.
Кроме федеральных проектов, студенты Оренбургского государственного университета – постоянные участники конкурсов, реализуемых профильными министерствами на уровне региона [11, 12] (Zabelina, Mayorova, Matveeva, 2020; Anisimova, 2021). Одним из таких примеров являются хакатоны министерства цифрового развития и связи Оренбургской области. Основная цель областного цифрового хакатона «Первый» министерства цифрового развития и связи Оренбургской области – развитие и поддержка талантливых, перспективных специалистов в сфере информационных технологий, управления цифровыми проектами, дизайна. Проект также организовывает поиск команд, обладающих способностью создавать цифровые продукты и сервисы. От ОГУ в хакатоне поучаствовали 9 коллективов, в которые вошли студенты и преподаватели вуза. Победителем стала команда ProTrafficGroup с проектом CHIP&PET, разработанным на тему «Сервис сопровождения мероприятий по работе с бездомными животными». В команды-призеры также вошли студенты и выпускники различных факультетов ОГУ.
Команды факультета математики и информационных технологий ОГУ WNG и Cyber стали победителями в онлайн-хакатоне 2.0 министерства цифрового развития и связи Оренбургской области, цель которого – помощь талантливым командам в создании качественного цифрового проекта. Второй областной хакатон проходил в двух направлениях: разработка и презентация программного продукта и соревнование по кибербезопасности CTF.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся университета является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого [13, 14] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020; Salynskaya, Yasnitskaya, 2021). В среднем более 40% обучающихся очной формы обучения принимают участие в выполнении НИР. Для участия в хоздоговорных и госбюджетных НИР привлекаются обучающиеся как старших, так и первых курсов. Основными результатами научно-исследовательской деятельности обучающихся становятся доклады, заслушанные на конференциях всех уровней, и опубликованные статьи. Студенты принимают участие в конкурсах студенческих научных работ, представляют на выставках экспонаты и проекты. Ежегодно по результатам участия в различных научно-технических мероприятиях обучающиеся получают свыше 450 наград (медалей, дипломов, грамот и т.п.).
Кроме того, в ОГУ функционируют 13 студенческих конструкторских бюро (СКБ), цель которых – развить предпринимательскую и научную активность студентов под руководством опытных наставников. СКБ представляют собой студенческие научно-технические мастерские, включающие проектную деятельность студентов на базе университета и промышленных предприятий региона с полным комплектом учебно-методического и технического обеспечения в рамках организации самостоятельной работы студентов. Как правило, в СКБ входят обучающиеся технических направлений подготовки: СКБ «АВТО-21», СКБ «Мобилстан», СКБ «Навигатор», СКБ «Недра», СКБ «Новый инжиниринг», СКБ «Репер», СКБ «Старт-Софт», СКБ «Студенческий научный кластер», СКБ «Фактор риска», СКБ «Центр строительных компетенций», СКБ «Энергия», СКБ «Экология, природопользование, технологии». Авторы лучших работ получают по 500 000 рублей на реализацию своих идей. В работе конструкторских бюро заинтересованы крупные высокотехнологичные организации Оренбургской области, в том числе АО ПО «Стрела». Идеи студентов находят способы их применения в реальной жизни.
Особое внимание в ОГУ уделяется популяризации предпринимательства среди молодежи и вовлечению в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса. Данное направление реализуется в том числе в рамках национального проекта «Образование», подпрограммы для выявления и поддержки талантливой молодежи в области предпринимательства и менеджмента «Социальные лифты для каждого», направленной на создание реального и эффективно действующего механизма поддержки усилий молодых людей к достижению личного успеха, рассчитанной на улучшение экономической и социальной атмосферы в стране [15] (Afanaseva, Noskova, 2022).
К числу проектов в области привлечения студентов ОГУ к вопросам предпринимательства относится бизнес-клуб «Двигай вверх». Это бесплатный проект, создается для предоставления молодым предпринимателям актуальных знаний и обмена опытом с успешными предпринимателями, бизнес-экспертами. В рамках ежегодного форума «Pro-бизнес» предприниматели делятся личным опытом запуска и продвижения своих бизнес-идей, практическим опытом ведения бизнеса, а также рассказывают о проблемах, с которыми сталкивается предприниматель, решивший создать свое дело. Студенты ОГУ на презентации получают рекомендации и предложения по реализации своих идей и привлечению инвестиций на реализацию планируемых проектов.
Общественная образовательная акция «Школа лидерства», которая работает на базе ОГУ, полезная вещь для студентов вуза. Только за пять лет ее проведения организовано 150 встреч с ведущими работодателями региона, это и круглые столы, и онлайн-собеседования, и тренинги с бизнес-тренерами.
Программа «Стартап как диплом» стала достаточно востребована студентами ОГУ. Она направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. Бизнес-проекты выпускников могут быть как реально существующими (с юридическими лицами и сформированной командой), так и находиться в стадии идеи. Это позволяет планировать системное взаимодействие университетов с внешними экспертами, влияющими на процесс появления новых продуктов и решений, готовых к выходу на рынок.
В 2022 году в ОГУ состоялась первая защита «Стартап как диплом», которая реализована в рамках госпрограммы «Цифровая экономика в РФ» проекта «Кадры для цифровой экономики». Программа направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие технологического предпринимательства, а также на поддержку молодежного научно-технического бизнеса.
Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что опыт организации проектной деятельности в контексте различных треков развития позволяет эффективно достигать утвержденные целевые показатели в сфере профессиональной, научной и предпринимательской активности студентов вуза.
Общие выводы и предложения
В заключение стоит отметить, что каждый вуз должен выстраивать собственную систему организации и вовлечения в проектную деятельность студентов, пример которой представлен в таблице 1.
В дополнение к трем трекам развития, на наш взгляд, необходимым для профессионального и карьерного развития, может выступать цифровой трек, ориентированный на формирование digital skills.
Таблица 1
Система профессионального развития молодежи и характеристика треков для различных категорий пользователей образовательных услуг (абитуриентов, студентов, выпускников)
Профессиональный трек (hard skills, soft skills)
|
Профессиональное
развитие (определение потенциального места практики, развитие профессиональных
компетенций): конкурсы и проекты – Всероссийский
молодежный кубок по менеджменту «Управляй», Проект «Профстажировки 2.0»,
Международный инженерный чемпионат CASE-IN, Олимпиада «Я – профессионал» и
др.
|
Научный трек (hard skills)
|
Участие абитуриентов
в олимпиадах и конкурсах (Евразийская
многопрофильная олимпиада старшеклассников «Поиск», «САММАТ», «Звезда» и др.),
участие студентов в международных, всероссийских, региональных, профильных
научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, грантовой
деятельности, подготовка курсовых и дипломных работ по заказу
предприятий-работодателей
|
Предпринимательский трек (business skills)
|
Бизнес-клуб
«Двигай вверх», форум «Pro-бизнес», «Школа лидерства», программа «ВКР как стартап»
|
Цифровой трек (digital skills)
|
Профильные хакатоны
в рамках всероссийского конкурса «Цифровой прорыв», образовательные интенсивы
университета НТИ 2035, в том числе интенсив «Готов к цифре», программа «Цифровые
профессии», проект «ПРОНАВЫКИ», направленный на обучение востребованным на
рынке труда цифровым навыкам, карьерную консультацию и помощь в поиске работы
|
В качестве предложения по расширению формата профессионального трека может выступать реализация проекта «Фабрика разработок», в котором совместно с наставниками-преподавателями и заказчиками от индустриальных партнеров студенты будут выполнять профессионально ориентированные проекты. Участие в реальных проектах крупных промышленных компаний дает возможность студентам приобретать дополнительные знания, умения и реальный практический опыт.
В части развития предпринимательского трека инновационным можно считать внедрение акселерационной программы и чемпионата идей для бизнеса. Обучение в акселерационной программе будет включать в себя онлайн-лекции, встречи с наставниками и экспертами, а также защиту проекта. Чемпионат идей для бизнеса предполагает лекции от специалистов в области предпринимательства, а также решение кейса от работодателей. Кроме того, рекомендуется к внедрению предакселератор НТИ в «Точках кипения» вузов. Совместно с проектно-образовательным интенсивом от Университета 20.35 «Точка кипения вуза» может организовать предакселератор, включающий в себя лекции от ведущих отраслевых экспертов, мастерскую по проработке концепций, работу с трекерами и демо-день – презентацию проектов.
Источники:
2. Ковалевич М. С., Леонюк Н. А. Модель профессионально-карьерного развития студенческой молодежи в условиях дуального высшего образования: синергетический подход // Вышэйшая школа. – 2021. – № 4. – c. 37–41.
3. Данилаев Д. П., Маливанов Н. Н. Кадровое обеспечение системы технологического образования молодёжи: проблемы и пути решения // Высшее образование в России. – 2021. – № 1. – c. 60-72.
4. Никулина Ю. Н. Интеграция образования и бизнеса в вопросах практической подготовки кадров для экономики региона // Экономика труда. – 2021. – № 7. – c. 701-714.
5. Темнова Л. В., Лизунова О. А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. – 2017. – № 11. – c. 89-97.
6. Наумов С. Ю., Константинова Л. В. Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения // Высшее образование в России. – 2019. – № 3. – c. 137-146.
7. Ольховая Т. А., Зинюхина Н. А., Никулина Ю. Н. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. – 2019. – № 7. – c. 139-149.
8. Чуланова О. Л., Колтунович М. А., Яворская К. И. Эффективные технологии взаимодействия работодателей с выпускниками вузов с целью формирования компетенций конкурентоспособных специалистов на рынке труда // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 5-2. – c. 167-174.
9. Приоритеты развития модернизационной экономики. / монография / под ред. Ж. А. Ермаковой; [Ж. А. Ермакова и др.]. - Москва : Креативная экономика, 2017. – 462 c.
10. Есина Ю.Л., Степаненкова Н.М., Агафонова Е.Е. Формы и механизмы интеграции науки, образования и бизнес-сообщества в условиях инновационного обновления региональной экономики // Креативная экономика. – 2015. – № 12. – c. 1491-1508. – doi: 10.18334/ce.9.12.2137.
11. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 589-608.
12. Анисимова Н.Ю. Организация подготовки кадров в цифровой экономике // Креативная экономика. – 2021. – № 3. – c. 735-748. – doi: 10.18334/ce.15.3.111846.
13. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – № 3. – c. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
14. Салынская Т. В., Ясницкая А. А. Проектная деятельность как инструмент развития профессиональной личности студента // Муниципальная академия. – 2021. – № 3. – c. 88-95.
15. Афанасьева Т.С., Носкова И.В. Исследование зависимости между наличием у молодых специалистов навыков soft skills и их востребованностью на рынке труда в период пандемии COVID- 19 // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 271-284.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:29:50