Новые и традиционные услуги, предоставляемые ИТ-компаниями в контексте развития удалённого налогового контроллинга и аудита: сравнительный анализ региона Центральной Азии и индустриально развитых стран
Деева Т.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2018)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644150
Аннотация:
В публикации раскрываются вопросы участия ИТ-компаний в системе цифрового налогового консалтинга. Отмечается, что развитие цифровой экономики способствует трансформации рынка налогового консультирования за счет выхода на него ИТ-компаний, прежде выступавших исключительно в качестве потребителей консультационных налоговых услуг. Высокотехнологичные платформы и решения, поставляемые ИТ-компаниями, способны развивать такие направления, как удаленный налоговый контроллинг и аудит, новая архитектура которых описывается в публикации. На основе изучения передового опыта индустриально развитых стран рассматривается интенсивность внедрения цифровых платформ налогового контроллинга и аудита и доля ИТ-компаний на рынке в соотношении с традиционными сервисами. Соответствующие показатели сравниваются с интенсивностью развития аналогичных услуг, предоставляемых странами Центральной Азии, на примере Казахстана и Кыргызстана, констатируется существенное отставание от передового зарубежного опыта. Предлагаются меры по развитию системы новых услуг высокотехнологических компаний региона в области налогового контроллинга и аудита, включая формирование комплексной системы гибридного очно-дистанционного налогового консалтинга и аудита (контроллинга), с учетом проблем и противоречий, с которыми сталкиваются ИТ-компании из индустриально развитых стран.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая экономика, ИТ-компании, удаленный налоговый контроллинг, удаленный налоговый аудит, налоговый консалтинг
Введение. Налоговое консультирование и налоговый менеджмент являются весьма востребованными услугами в различных государствах, в особенности со сложными, запутанными налоговыми системами и (или) жесткими подходами к налоговому администрированию [1] (Elesina, Rashkeeva, Tambiev, 2014). Сюда же следует отнести налоговый аудит, который представляется важным не только в контексте налоговой оптимизации, но и зачастую инициируется группами владельцев (акционеров, инвесторов), контрагентами, в частности, может быть необходим для участия компаний в публичных торгах и закупках, в государственно-частном партнерстве и т. д. [2] (Erzhanov, Erzhanova, 2013).
В условиях постепенного перехода налогового администрирования и налогового контроля на цифровые технологии меняется сущность налогового консалтинга, а также субъектный состав участников рынка – к традиционным консультантам и аудиторам добавляются ИТ-компании: разработчики и операторы цифровых информационных платформ налогового контроллинга и налогового аудита. Стремительные перемены на рынке консультационных и смежных услуг в налоговой сфере требуют дополнительного изучения, в том числе в части сопоставления опыта и прогресса, достигнутого соответствующими ИТ-компаниями стран Центральной Азии и индустриально развитых государств, что и является целью настоящей публикации.
Материалы и методы. Публикация основана на сочетании диалектического, системно-структурного и сравнительного подхода к исследованию изучаемых социально-экономических явлений. Информационную основу составляют статистические материалы о рынке цифровых услуг в сфере дистанционного налогового консалтинга (контроллинга, аудита), а также данные экспертного опроса по поводу состояния и развития дистанционного налогового консалтинга (контроллинга, аудита) в Республике Казахстан и Кыргызской Республики, проведенного в октябре-ноябре 2017 года с участием 8 экспертов – руководящих работников налоговых органов и крупных консалтинговых компаний двух стран (4 – Казахстана, 4 – Кыргызстана).
Цифровые трансформации системы налогового консалтинга: удаленный налоговый контроллинг и налоговый аудит. Цифровизация, активно касающаяся в настоящее десятилетие практически всех сфер общественной жизни, постепенно проникает и в систему налоговых отношений, в том числе в ее частную сферу, с минимальным или отсутствующим публичным вмешательством.
Сложность налоговых систем современности предопределила активное развитие системы услуг по налоговому консультированию, в состав которых входят по отдельности или в виде набора нижеследующие традиционные услуги [3, 4] (Kulova, 2016; Shakhbanova, 2014):
– аутсорсинг налогового учета и налоговой отчетности;
– разработка локальной налоговой документации (положений о ведении налогового учета и проч.);
– выбор налогового режима;
– представительство в отношениях с налоговыми органами, в исковых разбирательствах по налоговым претензиям и проч.;
– консультирование по поводу легальных и иных способов снижения налоговой нагрузки (отмечая наличие полулегальных услуг, далее по тексту настоящей публикации мы не будем касаться данной проблематики);
– организационные услуги (предоставление персонала, принятие архивов на хранение и проч.);
– внешний (инициативный, обязательный) налоговый аудит;
– информационное обеспечение (поставка и обслуживание специализированного программного обеспечения для налогового учета и аудита, зачастую, как правило, в рамках комплексных систем автоматизированного управления корпоративными ресурсами (CRM) или же по меньшей мере автоматизации финансового учета и (или) делопроизводства [10] (Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018).
ИТ-компании участвовали в системе представленных услуг в крайне незначительном объеме и, как правило, через посредников, хотя уже 10–15 лет назад профессиональное сообщество бухгалтеров и специалистов в сфере налогового учета по достоинству оценило первые программные решения в сфере автоматизации финансового учета [5] (Krashchenko, 2006).
В предшествовавшие новому «цифровому» десятилетию 1990-е и 2000-е годы ИТ-компании были не столько полноценными разработчиками программных решений, сколько исполнителями технических заданий, поступавших от заказчиков. Даже разработчики уникальных автономных решений, такие как «1С», «Парус», активно применяемых в постсоветских государствах Центральной Азии, были вынуждены полагаться на консультационные услуги традиционных специалистов по учету, аудиту и налогообложению, лишь постепенно, ближе к середине-концу 2000-х годов принимая их в штат и становясь центрами знаний в сфере бухгалтерского учета, налогового консалтинга и менеджмента.
Цифровые трансформации 2010-х годов кардинально меняют систему налогового консалтинга. Основными движущими силами трансформаций выступили [6] (Sadovskiy, 2017): развитие искусственного интеллекта и нейросетевых технологий, применение технологий распределенного реестра, функционирование платформ для анализа больших массивов данных и др. Все они в той или иной степени не просто могут применяться в развитии налогового консалтинга, но и формируют новые его сферы, особый интерес среди которых представляют следующие технологии:
– цифровой налоговый контроллинг;
– удаленный цифровой налоговый аудит.
Контроллинг – уникальная управленческая философия, основанная на конвергенции внутреннего контроля (мониторинга), в данном случае – в сфере налогового учета и менеджмента, а также непрерывного применения средств и инструментов автоматизации [7] (Barulin, Barulina, 2016). Именно развитие цифровых технологий способствует полноценному формированию систем налогового контроллинга и платформ, обеспечивающих их функционирование:
– цифровые технологии позволяют охватывать действительно большие массивы данных, то есть обеспечивать контроль и управление абсолютно всеми операциями в сфере налогообложения компаний (корпораций) любого размера, иерархии, территориальной распределенности и др.;
– за счет применения цифровых технологий минимизируется необходимость в человеческом участии в налоговом менеджменте и контроле, в дополнение к чему снижается уровень операционных рисков;
– надежность новых высокотехнологичных платформ, включая высокую отказоустойчивость и защищенность от внешних вмешательств, позволяет переводить налоговое управление и налоговый менеджмент полностью в цифровой формат, то есть способствует полноценному функционированию налогового контроллинга.
Цифровой налоговый аудит – новое направление налогового аудита [8] (Khalevinskaya, 2017). Категория «цифровой» в некотором роде метафорична, поскольку сфера аудита является одной из немногих, где по профессиональным и этическим соображениям едва ли видится возможной замена «живых» аудиторов искусственным интеллектом: ценностью аудита безотносительно вида и формы, включая источника инициативы по его проведению, выступает аудиторское заключение, содержащее профессиональное суждение, в данном конкретном случае – о состоянии налогового учета, менеджмента и контроля, достоверность которого обеспечивается примененными методами аудита и подкрепляется профессиональным авторитетом аудитора [9, 10] (Erygina, Zolotareva, Denisenko, 2017; Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018). Инструментальные «аудиторы» были бы более независимыми в целом, однако и менее совершенными, поскольку творческий потенциал искусственного интеллекта остается ограниченным, а риски ошибок в чувствительных сферах общественных отношений – несоизмеримо высокими в сравнении с общими выгодами от цифровизации аудита. Таковые, безусловно, имеются – от большего охвата операций (переход от выборочного аудита к сплошному) до существенного развития аналитического инструментария (например, уровень существенности может быть определен на основе сложных эконометрических моделей, а экономическое обоснование по итогам аудита может включать расчеты, выверенные до минимальной математической погрешности [12]). Весь указанный арсенал если не заменит аудитора (хотя и способен его подменить, прежде всего в части выполнения рутинных операций), то, безусловно, будет способствовать существенной модернизации его деятельности.
Новая роль ИТ-компаний в налоговом консалтинге: внедрение услуг по удаленному налоговому контроллингу и аудиту. Представленные преобразования в сфере налогового консалтинга сами по себе не приводят к изменению роли ИТ-компаний, что вполне наглядно может быть продемонстрировано на примере постсоветских государств Центральной Азии, где, несмотря на устойчивый рост спроса на цифровые платформы автоматизации корпоративного управления, включая налоговый менеджмент, ИТ-предприятия все еще остаются, прежде всего, разработчиками и поставщиками цифровых решений (средств и инструментов).
В условиях Центральной Азии речь идет лишь о предпосылках самостоятельного и активного участия ИТ-компаний в системе налогового консалтинга: в статичной форме они все еще остаются лишь разработчиками и поставщиками цифровых платформ, но никак не услуг. Между тем в последние годы, начиная приблизительно с середины 2010-х годов, в развитых индустриальных странах Запада активно происходят дальнейшие преобразования в сфере участия ИТ-компаний в налоговом консалтинге [13] (De Simone, Ege, Stomberg, 2015):
– основным драйвером преобразований выступает подключение ИТ-компаний к сервисной деятельности: они не просто поставляют высокотехнологичные решения и обслуживают их, но также предлагают управление по аутсорсингу, в том числе силами собственного персонала (как уже отмечалось, ряд разработчиков еще на заре эпохи цифровизации принимали в штат квалифицированных специалистов по финансовому и налоговому учету и аудиту), а также искусственного интеллекта, там, где применимо);
– представители высокотехнологичного бизнеса имеют свободу выбора модели участия на новом рынке цифрового налогового консалтинга: они могут оставаться поставщиками ИТ-решений (и/или предоставлять услуги по их обслуживанию), они могут также оказывать услуги по удаленному цифровому налоговому консалтингу на основе технологий партнеров-разработчиков (см. ниже) или специализироваться в каждой из представленных сфер;
– в новой архитектуре сервисной деятельности ИТ-компаний посредники – традиционные налоговые консультанты или вовсе не нужны, или требуются в малой степени (об этом свидетельствуют данные, иллюстрирующие долю цифрового налогового консалтинга в странах ОЭСР в 2012–2016 годах, которая продемонстрировала беспрецедентный рост (см. рис. 1), колоссально отличающегося от экспертных оценок текущего состояния цифровизации налогового менеджмента в государствах Центральной Азии (см. рис. 2)), – к примеру, в модели удаленного налогового аудита, в которой требуется «физический аудитор», хотя бы в части соответствия требованиям законодательства, однако даже в этой ситуации роль ИТ-компаний существенно меняется, – они являются генеральными подрядчиками в сфере оказания услуг по удаленному цифровому налоговому аудиту.
Направления развития системы новых услуг высокотехнологических компаний региона Центральной Азии в области налогового контроллинга и аудита. Исходя из представленных выше данных можно констатировать наличие перспектив участия ИТ-компании в сервисах удаленного налогового контроллинга и аудита, что представляется важным в контексте построения архитектуры цифрового развития государств центральноазиатского региона.
Рисунок 1. Соотношение цифрового и традиционного налогового консалтинга и аудита в странах ОЭСР, % от доли рынка налогового аутсорсинга в ценовом выражении
Источник: составлено по [14].
Рисунок 2. Оценочные показатели удельного веса цифрового налогового консалтинга и аудита в общем объеме предоставляемых услуг по налоговому аутсорсингу в странах ОЭСР, Казахстане и Кыргызстане по состоянию на 2017 (по ОЭСР – 2016 год), %
Источник: составлено по [14], материалы экспертных оценок.
Поскольку речь в любом случае идет о догоняющем (в сравнении с индустриально развитыми странами) развитии, то следует учитывать и первичный опыт внедрения новой концепции цифровых сервисных услуг в сфере налогового консалтинга, включая следующие проблемы [15]:
– нехватку собственных специалистов в сфере налогового аудита и контроля;
– непонимание клиентами сути операций, постоянное (и неэффективное с позиций конечного экономического результата) стремление дублировать процедуры и услуги;
– привязку клиентов к традиционным консультантам и аудиторам, невозможность ретроспективного нахождения их применения на обновленном рынке;
– неурегулированность правового статуса новых цифровых услуг.
В связи со сказанным представляется целесообразным рекомендовать следующие мероприятия по развитию системы новых услуг высокотехнологических компаний региона в области налогового контроллинга и аудита с активным государственным вмешательством:
– на национальном уровне следует обеспечить формирование комплексной системы гибридного очно-дистанционного налогового консалтинга и аудита (контроллинга), в рамках которой на протяжении определенного периода времени сосуществовали бы обе формы; предпочтительными клиентами новых сервисов ИТ-компаний были бы субъекты малого и среднего бизнеса, другие ИТ-компании, некоторые другие субъекты, что позволило бы расширить доступ к профессиональному налоговому консультированию всех заинтересованных субъектов и снизить риски «детского этапа» развития ИТ-сервисных услуг;
– сформировать комплексное правовое регулирование дистанционных цифровых услуг с учетом зарубежного опыта;
– под эгидой отраслевого сообщества и при участии государства подготовить и приступить к реализации проектов по перепрофилированию деятельности, включая переквалификацию, традиционных налоговых консультантов и аудиторов в ИТ-специалистов или преподавателей, ученых-исследователей по направлению;
– активно, совместными отраслевыми и государственными усилиями продвигать новые технологии, широко распространять информацию об их преимуществах.
Заключение. В «цифровую эпоху» меняются контуры системы налогового консультирования, на передовой план в которой выходят ИТ-компании, которые помимо традиционной разработки платформ для автоматизации налогового учета, управления и аудита сами становятся поставщиками услуг в сфере удаленного налогового контроллинга и аудита. ИТ-компании Центральной Азии по-прежнему достаточно инертны по направлению, однако между тем отсутствие обширного опыта внедрения соответствующих услуг позволяет приступить к реализации мер по их развитию комплексно и системно, учитывая негативные аспекты опыта индустриально развитых стран.
Источники:
2. Ержанов М.С., Ержанова A.M. Проблемы развития налогового аудита в современных рыночных условиях // Статистика, учет и аудит. – 2013. – № 4(51). – c. 47-52.
3. Кулова Э.У. Налоговое консультирование, как основной вид сопутствующих услуг налогового аудита // Наука, новые технологии и инновации. – 2016. – № 9. – c. 109-111.
4. Шахбанова С.Р. Налоговое консультирование как инструмент повышения налоговой культуры предпринимателей // Актуальные вопросы современной экономики. – 2014. – № 3. – c. 243-247.
5. Кращенко Л. Всепроникающая автоматизация // Эксперт. – 2006. – № 14. – c. 132-134.
6. Садовский Г.Л. Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности // Молодой ученый. – 2017. – № 14(148). – c. 427-430.
7. Барулин С.В., Барулина Е.В. Налоговый контроллинг. / Учебник. - М.: Ruscience, 2016. – 167 c.
8. Халевинская А.Б. Будущее учетно-аналитических профессий в цифровой экономике // Инновационное развитие. – 2017. – c. 410-412.
9. Ерыгина Л.В., Золотарева Г.И., Денисенко Г.В. Особенности проведения налогового аудита // Аудитор. – 2017. – № 4. – c. 11-17. – doi: 10.12737/article_58f07004dae0e6.03859962 .
10. Цветков В.А., Шутьков А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Цифровая экономика и цифровые технологии как вектор стратегического развития национального агропромышленного сектора // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – № 1. – c. 45-64.
11. Абрамов Е.Г. Информация в информационной экономике // Креативная экономика. – 2007. – № 6(6). – c. 55-61.
12. Finance A.T.C.C. Industry 4.0 Challenges and solutions for the digital transformation and use of exponential technologies. Finance, Audit Tax Consulting Corporate: Zurich, Swiss. - 2015
13. De Simone L., Ege M.S., Stomberg B. Internal control quality: The role of auditor-provided tax services // Accounting Review. – 2015. – № 4. – p. 1469-1496.
14. Deloitte. 2016 Deloitte Digital Technology Outlook. - 2016
15. Li J. Protecting the Tax Base in a Digital Economy. United Nations Handbook on Selected Issues in Protecting the Tax Base of Developing Countries. - 2015
Страница обновлена: 08.11.2024 в 14:52:56