IT companies as employers: the impact on graduate employment

Pshenichnikov N.V.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (March 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the impact of IT companies on the employment processes of graduates of higher education institutions, due to their key role in the transformation of the modern labor market in the context of the digitalization of the economy. The relevance of the research is determined by the constantly growing importance of the IT sector, which creates a high demand for qualified specialists who are able to adapt to rapidly changing professional conditions. The main factors that determine the attractiveness of IT companies as employers, including competitive working conditions, professional development programs, flexible organizational models, and the use of modern project management technologies, are analyzed. The research methodology is based on the analysis of current data on the situation in the labor market and the study of best practices of interaction between educational institutions and leading companies in the industry. Special attention is paid to the assessment of the role of educational capital, the level of development of professional skills and the importance of practical experience in improving the competitiveness of young professionals. The study focuses on the need for systematic cooperation between universities and IT companies, including the development of adapted educational programs, the implementation of internships and project forms of study, as well as the integration of digital technologies into the educational process. The results of the research have theoretical and applied significance for improving the mechanisms of personnel training and optimizing the processes of their integration into the professional environment of the digital economy.

Keywords: IT company, labor market, graduate employment, digital economy, professional competency, educational program, university-employer interaction, digital technology, labor market competitiveness

JEL-classification: J21, J23, J24



ВВЕДЕНИЕ

Современный рынок труда характеризуется структурными преобразованиями, обусловленными влиянием цифровизации, глобализацией и ускоренными развитием технологий. Особую роль в этих процессах играет сектор информационных технологий, выступающий не только как драйвер инноваций, но и как мощный трансформатор структуры занятости на рынке труда страны.

ИТ-компании формируют повышенный спрос на специалистов с высокой квалификацией, обладающих востребованным человеческим капиталом, включая развитые технические компетенции, способность к адаптации и опыт участия в различной проектной деятельности

Трудоустройство выпускников вузов в таких условиях становится сложным и многогранным процессом, требующим оптимального сочетания теоретических знаний, практических навыков и профессиональных компетенций. Современные исследования в области экономики труда подтверждают, что эффективная система интеграции молодых специалистов в профессиональную среду невозможна без системного подхода на уровне взаимодействия между образовательными учреждениями (университетами и колледжами) и работодателями.

Сотрудничество между образовательными учреждениями и организациями напрямую влияет на: уровень подготовленности выпускников образовательных учреждений, их процент трудоустройства в профильные организации с учетом полученной квалификации за период обучения, а также на их способность адаптироваться к динамично меняющимся требованиям рынка труда.

Кроме того, различные исследования акцентируют внимание на роли социальной и институциональной инфраструктуры в создании устойчивых связей между академическим сообществом и бизнесом.

Однако, не смотря на важность университетско-индустриальных партнерств, сохраняются существующие барьеры, препятствующие успешному трудоустройству молодых специалистов. Среди них можно выделить:

· институциональный разрыв между академическими программами и требованиями рынка;

· недостаточность интеграции вуза в современные рыночные процессы;

· ограниченность механизма карьерного консультирования студентов и продвижения на уровне образовательных организаций.

Целью данного исследования является анализ роли ИТ-компаний как ключевых работодателей, напрямую влияющих на занятость выпускников образовательных организаций.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Анализ форм и инструментов взаимодействия между университетами и индустрией;

2. Выявление барьеров, препятствующих реализации совместных программ;

3. Разработка рекомендаций для совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В условиях трансформации и цифровизации экономики ИТ-компании страны, становятся стратегически важными субъектами рынка труда, выполняя функции не только работодателей, но и трансформаторов экономической системы занятости. Они задают новые параметры качества человеческого капитала, включая высокую технологическую компетентность и адаптивность работников, а также формируют специфические стандарты профессиональной подготовки [9].

Деятельность ИТ-компаний приобретает особую значимость, поскольку они способствуют трансформации структуры занятости, стимулируя формирование сегментов с высокой добавленной стоимостью труда. С точки зрения правового регулирования, деятельность ИТ-компаний определяется комплексом законодательных и подзаконных актов, регулирующих вопросы создания, функционирования и социальной ответственности бизнеса в данной сфере [10].

Основополагающим документом является Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» [1], который закрепляет правовые основы работы с информационными системами и технологическими платформами. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» [2], дополнительно регулирует вопросы обработки данных, обеспечивая баланс между защитой частной информации и потребностями экономики труда в данных для автоматизации процессов.

В современной практике, под ИТ-компаниями, следует понимать организации, осуществляющие деятельность в области любых информационных технологий [4]. Данное понятие весьма условно и не может быть ограничено, учитывая постоянно развивающийся рынок ИТ. Такие организации занимаются разработкой и/или сопровождением (поддержкой) продуктов, например программного обеспечения (а также компьютерные программы, мобильного приложения, бизнес-сети, антивируса и др.).

В последние годы в Российской Федерации наблюдается значительный дефицит ИТ-специалистов [11]. По открытым данным Министерства цифрового развития, на начало 2024 года нехватка кадров в ИТ-секторе оценивалась в 500-700 тысяч человек, при общем объеме занятых в отрасли около 740 тысяч сотрудников. Дефицит кадров охватывает различные направления ИТ-сектора. Согласно исследованию HR-холдинга Ventra от 20 ноября 2024 года, 57,2% компаний испытывают нехватку разработчиков программного обеспечения, 38,5% - специалистов по информационной безопасности, 35% - тестировщиков, а также бизнес и продуктовых аналитиков [18]. Эти данные также подтверждаютcя открытой аналитика портала hh.ru, согласно которым, уровень конкуренции среди соискателей существенно варьируется в зависимости от региона (рисунок 1) [19].

Рис. 1. Топ-10 регионов с самым низким и самым высоким hh. Индексом в сфере ИТ за 2024 г.

Источник: hh. статистика [17]

Анализ показывает, что уровень конкуренции среди соискателей существенно варьируется в зависимости от региона. Наиболее высокая конкуренция наблюдается в Ненецком автономном округе, где на одну вакансию приходится почти 30 резюме, в Ингушетии – 29, а в Кабардино-Балкарии – 26,7. В то же время, в Чукотском автономном округе этот показатель составляет – 2,4, в Приморском крае – 5,1, а в Херсонской и Свердловской областях – по 5,4. В Москве, несмотря на высокую концентрацию работодателей, на одну вакансию претендует в среднем 6 соискателей.

Также для более детального представления, необходимо рассмотреть специфику в разрезе опыта специалистов, чтобы доказать один из барьеров при выходе молодых специалистов на рынок труда ИТ. Обращаясь снова к данным портала hh.ru, мы можем провести анализ реальных карьерных перспектив, которые есть у молодых специалистов (таблица 1).

Таблица 1

Предпочтения работодателей в сфере ИТ (график работы, тип занятости и опыт работы) в 2024 г.

График работы
Показатель
Полный день
72,3%
Удаленная работа
22,6%
Гибкий график
3,0%
Сменный график
1,8%
Вахта
0,3%
Тип занятости
Показатель
Полная занятость
96,1%
Частичная занятость
2,3%
Стажировка
1,2%
Проектная работа
0,5%
Опыт работы
Показатель
От 1 года до 3 лет
46,4%
От 3 до 6 лет
36,2%
Нет опыта
13,2%
Более 6 лет
4,2%
Источник: hh. статистика [17]

Кризис 2022 года оказал значительное влияние на рынок труда молодых специалистов в ИТ-индустрии. Компании были вынуждены пересмотреть свои стратегии найма и оптимизировать расходы, что привело к сокращению стажерских программ и иных адаптационных мероприятий для молодых специалистов [13]. Это в свою очередь имеет под собой перспективы в долгосрочной перспективе получить ситуацию кадрового дефицита молодых специалистов.

Немаловажно, обращая внимание на данные из таблицы 1, указать на то, что большинство работодателей в 2024 году искали сотрудников с опытом от 1 до 3 лет (46,4%) и от 3 до 6 лет (36,2%). Это подтверждает тезис о том, что рынок ориентирован на специалистов с минимальной практической подготовкой, но с базовыми навыками. Молодым специалистам без опыта приходится конкурировать за ограниченные вакансии, что создает дополнительные барьеры перехода в профессию. Всего 13,2% вакансий открыты для кандидатов без опыта, что соответствует высокой конкуренции на рынке труда молодых специалистов. Для большинства компаний сейчас попросту выгоднее из-за нестабильной экономической ситуации подбирать «готовых» специалистов, с определенным опытом и набором необходимых навыков, нежели набирать «вчерашних» студентов учебных заведений. Для повышения шансов трудоустройства начинающим ИТ-специалистам важно на этапе обучения в образовательной организации развивать практические навыки и пытаться попадать на стажировки от различных организации ИТ рынка, в свою очередь государств и бизнес должны быть к этому причастны, для того чтобы нивелировать разрыв между специалистами и компаниями, при выходе на рынок труда.

Взаимодействие образовательных организаций и ИТ-компаний играет ключевую роль в подготовке специалистов, развитии инноваций и формировании цифровой экономики в стране. Современные подходы к такому сотрудничеству охватывают разнообразные формы, каждая из которых имеет свои преимущества, недостатки и особенности реализации.

Одним из наиболее перспективных подходов является дуальное образование, которое совмещает традиционное обучение в университете и работу в компании [3]. Например, МФТИ реализует совместные проекты с ведущими компаниями, такими как Яндекс и Сбер, предоставляя своим студентам возможность участвовать в реальных производственных процессах. В ИТМО около 30% учебного времени студенты проводят в компаниях-партнерах, что в свою очередь повышает их профессиональную подготовку и шансы потенциального трудоустройства в будущем.

Еще одним вариантом формы взаимодействия образовательных организаций с предприятиями могут быть исследовательские центры и лаборатории, которые создают на базе учебных организаций. Такие лаборатории есть у передовых производственных компаний, которые также представлены на ИТ рынке страны. Например, Сколтех совместно с компанией Samsung создал несколько центров для исследования в области искусственного интеллекта и анализа данных, что позволило привлечь инвестиции на сумму более 1,5 млрд рублей. Однако реализация таких проектов требует в свою очередь значительных и долгосрочных инвестиций [20].

Также создание консорциумов между образовательными организациями и ИТ-компаниями позволяет объединять ресурсы для разработки современных образовательных программ. Университет Иннополис стал ярким примером такой модели, сотрудничая с «Лабораторией Касперского» и Mail.ru Group. Эти партнерства обеспечивают студентам доступ к передовым технологиям и знаниям. Однако консорциумы зачастую ограничиваются крупными образовательными центрами, оставляя региональные вузы на периферии [6,8].

Для эффективного сотрудничества между образовательными организациями и ИТ-компаниями в России в настоящее время применяются различные формы взаимодействия, каждая из которых обладает своими преимуществами и недостатками. В таблице 2 представлен сравнительный анализ основных форм взаимодействия, который позволяет оценить их слабые и сильные стороны.

Таблица 2

Сравнительный анализ основных форм и взаимодействия образовательных учреждений и ИТ-компаний

Форма взаимодействия
Примеры вузов / компаний
Преимущества
Недостатки
Дуальное образование
МФТИ / Яндекс, Сбер ИТМО / JetBrains, T-systems
Практическая подготовка Рост востребованности выпускников
Сложность интеграции учебного плана и рабочего графика для студентов
Образовательные консорциумы
Иннополис / «Лаборатория Касперского», Mail.ru Group
Быстрая адаптация программ Доступ к технологиям
Ограниченная вовлечённость регионов
Исследовательские центры R&D
Сколтех / Samsung
Привлечение инвестиций Развитие науки
Высокие затраты Долгосрочная отдача
Источник: составлено автором

В свою очередь реализация совместных программ между образовательными организациями и ИТ компаниями сталкивается с рядом препятствий, ограничивающих их эффективность [5,12]. Ключевыми барьерами являются:

· несоответствие образовательных программ требованиям индустрии;

· низкая вовлечённость региональных вузов;

· отсутствие устойчивого финансирования;

· сложности в юридических процедурах;

· недостаток преподавателей с практическим опытом в ИТ-сфере.

Для совершенствования подготовки кадров необходимо предпринимать системные меры. Во-первых, следует интегрировать стандарты ИТ-индустрии в образовательные программы, регулярно обновляя их с учётом актуальных требований рынка. Привлечение экспертов из компаний к разработке курсов и проведению лекций.

Во-вторых, важно стимулировать развитие региональных центров компетенций, что обеспечит подготовку специалистов для локальных рынков. Такие центры могут быть оснащены современными лабораториями и работать в тесном контакте с местными ИТ-компаниями.

Третьей ключевой мерой является создание долгосрочных государственных программ финансирования университетско-индустриальных проектов [7,14]. Это обеспечит стабильность их развития, как это реализовано в Германии, где подобные инициативы поддерживаются на национальном уровне.

Кроме того, необходимо упростить юридические процедуры, разработав типовые соглашения для взаимодействия университетов и компаний [15,16]. Это снизит бюрократическую нагрузку, особенно для небольших вузов.

Наконец, повышение квалификации преподавателей через стажировки в ИТ-компаниях позволит адаптировать их знания к современным требованиям и повысить уровень подготовки студентов.

Комплексная реализация указанных рекомендаций позволит устранить существующие барьеры, повысить качество образовательных программ и создать благоприятные условия для подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие цифровой экономики невозможно без создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных кадров. ИТ-компании играют ключевую роль не только как работодатели, но и как активные участники процесса формирования нового уровня образовательных стандартов. Текущее взаимодействие между образовательными организациями и индустрией сталкивается с рядом препятствий, ограничивающих его потенциал. Среди них — разрыв между содержанием образовательных программ и реальными требованиями рынка труда, недостаточная вовлечённость региональных вузов и сложность реализации долгосрочных совместных инициатив.

Особое внимание необходимо уделять модификации существующих форм сотрудничества, таких как дуальное образование, образовательные консорциумы и исследовательские лаборатории. Эти инструменты демонстрируют свою эффективность в подготовке специалистов, однако их реализация требует системной поддержки. Без тесного взаимодействия образовательных организаций и ИТ-компаний многие молодые специалисты остаются недостаточно подготовленными для решения актуальных задач индустрии.

Важно обеспечить адаптацию образовательных программ к текущим и перспективным запросам рынка, включая участие представителей ИТ-компаний в их разработке. Региональные вузы должны стать центрами подготовки специалистов, соответствующих потребностям локальных экономик, что требует как материальных ресурсов, так и экспертной поддержки. Государство, со своей стороны, должно играть активную роль, предоставляя долгосрочное финансирование совместных образовательных проектов и упрощая юридические процедуры для университетов и бизнеса.

Выводы исследования подчеркивают необходимость обновления подходов к подготовке кадров. Интеграция лучших практик, таких как создание региональных центров компетенций, привлечение бизнеса к обучению студентов и стажировке преподавателей, позволит сократить разрыв между академической средой и потребностями рынка. Только через системный подход, объединяющий усилия государства, университетов и индустрии, можно создать условия для подготовки специалистов, способных успешно интегрироваться в цифровую экономику и вносить вклад в её развитие.


References:

Frolov Yu.V., Chumov D.K. (2023). Analiz tendentsiy na rynke truda molodyh spetsialistov v sfere IT-industrii [Analysis of trends in the labor market of young specialists in the IT industry]. Vestnik MGPU. Seriya: Ekonomika. (1(35)). 103-109. (in Russian). doi: 10.25688/2312-6647.2023.35.1.06.

Knyazeva E.G., Samkov K.N. (2023). Ot rezultativnosti k effektivnosti finansirovaniya gosudarstvennyh programm subektov Rossiyskoy Federatsii [From performance to efficiency of government programmes’ financing in the subjects of the russian federation]. Journal of New Economy. 24 (2). 6-27. (in Russian). doi: 10.29141/2658-5081-2023-24-2-1.

Konkin A.A. (2020). Tsifrovizatsiya obrazovaniya: preodolenie barerov i riskov na puti k tsifrovomu universitetu budushchego [Digitalization of education: overcoming barriers and risks on the way to the digital university of the future]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. (2(27)). 136-140. (in Russian). doi: 10.36809/2309-9380-2020-27-136-140.

Petrova P.V. (2023). Informatsionnye tekhnologii v kompanii: ispolzovanie i rezultat [Information technology in the company: use and result]. The young scientist. (20(467)). 15-16. (in Russian).

Platonova R.I., Petrova T.N. (2021). Formirovanie konsortsiumov v vysshem obrazovanii kak strategicheskaya zadacha [Formation of consortia in higher education as a strategic task]. Vestnik severo-vostochnogo federalnogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya. (4(24)). 84-91. (in Russian).

Pshenichnikov N.V. (2024). Vliyanie realizatsii natsionalnogo proekta «Tsifrovaya ekonomika» na IT-segment rynka truda [The impact of the digital economy national project on the IT segment of the labor market]. Leadership and management. 11 (1). 177-188. (in Russian). doi: 10.18334/lim.11.1.120508.

Pshenichnikov N.V., Shubenkova E.V. (2024). Sistema regulirovaniya vzaimodeystviya vnutrennego i vneshnego rynkov truda v IT-sfere: tekushchee sostoyanie i perspektivy razvitiya [The system of regulation of interaction between internal and external labour markets in the IT sphere: current state and prospects of development]. Innovation and Investment. (9). 322-326. (in Russian).

Pushkarev O.N., Shaynurova A.Z. (2021). Upravlenie personalom v IT-kompanii [HR management in an IT company]. The young scientist. (2(344)). 279-280. (in Russian).

Tsibareva M.E. (2023). Nekotorye aspekty otsenki kadrovoy sostavlyayushchey ekonomicheskoy bezopasnosti IT-kompaniy v Rossii [Some aspects of the assessment of the personnel component of the economic security of it companies in Russia]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 14 (4). 134-140. (in Russian). doi: 10.18287/2542-0461-2023-14-4-134-140.

Vodolazskiy K.D., Vasilenko N.V. (2023). Podkhody k klassifikatsii IT-kompaniy v kontekste tsifrovoy transformatsii rossiyskoy ekonomiki [Development of classification of iIT companies in the context of digital transformation of the Russian economy]. Innovation and Investment. (6). 388-392. (in Russian).

Volik M.V. (2024). Formirovanie kadrovyh ekosistem v IT-sfere: obzor problem i perspektiv [Formation of personnel ecosystems in the IT sector: overview of problems and prospects]. Discussion. (1(122)). 63-72. (in Russian). doi: 10.46320/2077-7639-2024-1-122-63-72.

Yakushkina N.A., Gavrilyuk E.S. (2024). Modeli i formy vzaimodeystviya universiteta i korporativnyh partnerov [Models and forms of interaction between university and corporate partners]. Ekonomika. Pravo. Innovatsii. (1). 24-33. (in Russian). doi: 10.17586/2713-1874-2024-1-24-33.

Yarotskaya A.S., Zavyalova E.K. (2024). Upravlenie protsessom adaptatsii personala IT-kompaniy v usloviyakh relokatsii [Management of the process of IT companies’ personnel onboarding in the conditions of relocation (in Russian)]. Organizatsionnaya psikhologiya. 14 (1). 77-95. (in Russian). doi: 10.17323/2312-5942-2024-14-1-77-95.

Zarzhitskaya A.S., Ostrikova A.A. (2022). Vazhnost formirovaniya brenda rabotodatelya dlya IT-kompaniy [The importance of forming an employer's brand for IT companies]. The young scientist. (25420)). 379-380. (in Russian).

Страница обновлена: 02.04.2025 в 12:20:05