Стратегирование деятельности лесного комплекса региона

Мураев И.Г.1
1 Правительство Архангельской области

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обозначена актуальность темы исследования, связанная с стратегированием деятельности лесного комплекса региона. Предметом настоящего исследования выступает процесс разработки и реализации стратегии развития лесного комплекса на региональном уровне. В качестве объекта анализа был выбран один регион Российской Федерации, богатый лесными ресурсами – Архангельская область. Основной целью исследования является выявление приоритетных стратегических направлений деятельности лесного комплекса в регионе. В ходе проведенных экспертных дискуссий с участием специалистов лесного сектора Архангельской области были выявлены ключевые стратегические приоритеты развития для государства: государственное регулирование лесного комплекса, оптимизация ресурсов, инновационное развитие, социально-экономическое развитие, экологическое состояние. Стратегии развития лесного сектора региона, направленные на повышение эффективности экономической деятельности предприятий, должны выходить за рамки рассмотрения только эффективности, которые позволяют обеспечить доходность бюджета всех уровней. Поэтому помимо экономической эффективности, основными стали: оптимизация ресурсов, оптимизация рынка, социально-экономическое развитие (трудовые ресурсы), инвестиционно-инновационное и инфраструктурное развитие. Данные приоритеты сформулированы на основании анализа существующей ситуации в отрасли, а также прогнозов и рекомендаций участников экспертных панелей. Следовательно, общая стратегия развития лесного комплекса должна быть многовекторной и включать в себя комплекс взаимосвязанных показателей и механизмов. Данное исследование имеет практическую ценность и может быть использовано в качестве основы для выработки стратегических программ развития лесного сектора региона.

Ключевые слова: лесной комплекс, стратегирование деятельности лесного комплекса, многовекторность стратегии, направления стратегии

JEL-классификация: Q23, L51, R50



Введение

В условиях современной экономики стратегическое планирование отраслей, комплексов, регионов, организаций является основной эффективного управления. Поэтому тема исследования вопросов стратегирования и прогнозирования деятельности лесного комплекса региона становится всё более важным. Научно-обоснованное стратегирование деятельности лесного комплекса региона позволяет выработать долгосрочные планы, учитывающие социально-экономические и экологические цели государственных органов управления бизнеса. Прогнозирование деятельности лесного комплекса региона помогает предвидеть тенденции и потенциальные угрозы, и в первую очередь изменение спроса и предложения на лесопродукцию, что требует комплексного анализа данных и интеграции современных технологий.

Нормативно-правовые аспекты регулирования этого процесса включают в себя не только федеральные законы, но и подзаконные акты, учитывающие специфические особенности различных отраслей [1-6]. Эти документы предназначены для создания четкой структуры, позволяющей органам власти, организациям разрабатывать долгосрочные стратегии, ориентируясь на социально-экономические цели страны. Одним из важнейших аспектов нормативного регулирования является необходимость координации действий различных субъектов стратегического планирования. Законы и регламенты должны предусматривать механизмы взаимодействия между государственными, частными и общественными инстанциями, что способствует более эффективному использованию ресурсов и реализации намеченных планов. Кроме того, актуальными становятся вопросы прозрачности процесса стратегического планирования и вовлеченности граждан в его обсуждение. Это создает условия для более взвешенного подхода к формированию государственных и муниципальных стратегий, что, в свою очередь, способствует повышению уровня доверия общества к власти [1-6].

В качестве анализируемого региона выбран один из ведущих лесообеспеченных регионов Российской Федерации – Архангельской области. Цель исследования - выделить стратегические направления деятельности лесного комплекса региона.

Обзор научных исследований по теме исследования

Обзор научных исследований по теме стратегирования и прогнозирования деятельности лесного комплекса региона показал, что работ действительно недостаточно для более глубокого понимания проблемы. Одной из причин недостаточности исследований является сложность и многогранность деятельности лесного комплекса, что делает проведение полноценного анализа трудоемким и затратным процессом. Также существует проблема недостаточной междисциплинарности в исследованиях. Часто различные научные области не пересекаются, и, как результат, теряется возможность интеграции знаний и методов. Это также сдерживает развитие новых подходов и решений, которые могли бы создать более полное представление о проблеме.

В работе А. Роговой [16] и А. М. Фролова [16] рассматриваются природа и методология метода Delphi (Форсайт), а также принципы его функционирования. Авторы анализирует применяемые в рамках данного метода техники. Приводится аргументация, доказывающая целесообразность использования метода Delphi для исследований в лесной отрасли.

Группа учёных И. Ф. Кузьминов [17], П. А. Лобанова [17], И. В. Логинова [17], П. Д. Бахтин [17] в статье анализирует трудности, которые мешают стратегическому развитию лесного комплекса России. Учёные провели анализ российских и зарубежных стратегических документов, которые показал, что стратегическое планирование в России до сих пор было сосредоточено на решении актуальных проблем лесного комплекса. Для преодоления этой проблемы авторы предлагают внедрение в систему государственного управления лесным комплексом механизма мониторинга и прогнозирования научно-технического развития отрасли.

Е. Ю. Дюйзен [9] и В. К. Резанов [9] представили процесс стратегического планирования в компаниях лесного комплекса Хабаровского края [9]. Авторы опираются на ресурсно-рыночный подход к разработке стратегии развития, который включает модифицированную методику оценки стратегического потенциала компании. Модификация заключается в комплексной оценке ресурсного потенциала, а также применении экспертных методов для выявления организационных возможностей и устойчивости к факторам внешней среды. Разработанный механизм выбора стратегии развития на основе матрицы «Потенциал – устойчивость» и алгоритма последовательной оценки с использованием экспертных методов был протестирован на примере холдинга Russian forest products group. В результате исследования была определена наиболее целесообразная стратегия — стратегия концентрированного роста, направленная на увеличение объемов глубокой переработки древесины и строительство завода по производству пиломатериалов. Это позволит расширить ассортимент продукции и освоить новые производства.

А. С. Стойлова [18], Л. В. Машкина [18], Ю. Ш. Блам [18] в статье В статье представлен метод моделирования, позволяющий на базе Оптимизационной Межрегиональной Межотраслевой Модели (ОМММ) создать отраслевую модель лесного комплекса производственно-транспортного типа. Данная модель учитывает процессы заготовки и переработки древесины, производство промежуточных и конечных продуктов, функционирование существующих и перспективных мощностей, нагрузку на лесной комплекс со стороны экономики, а также импорт, экспорт и транспортную взаимосвязь между регионами. Перевод задачи максимизации конечного потребления в задачу минимизации затрат на производство с конвертацией стоимостных показателей в натуральные позволяет оптимизировать модель для анализа специфики отрасли и прогнозирования ее развития.

М. К. Кравцов [10] разработал комплексную динамическую межотраслевую модель для среднесрочного прогнозирования ключевых макроэкономических показателей белорусской экономики предлагается использовать интегрированный подход, объединяющий методы системного анализа, эконометрического моделирования и балансовых расчетов. В основе модели лежит межотраслевой баланс, позволяющий учесть взаимосвязи между секторами экономики и оценить воздействие структурных изменений на макроэкономические показатели. Для повышения точности прогнозов в модель интегрированы динамические элементы, включающие временные лаги, адаптивные ожидания и механизмы обратной связи.

А. А. Мартынюк [11] и М. К. Рафаилов [11] провели актуализацию документов стратегического планирования для лесного комплекса.

О.П. Сушко [19, 20] предложила комплексный подход к формированию механизмов хозяйственной деятельности лесного комплекса, учитывающий, как социально-экономические, так и экологические аспекты. Ее методология базируется на принципах устойчивого развития, что позволяет сбалансировать интересы бизнеса, государства и общества. Важным элементом предложенной методологии является разработка механизмов государственного регулирования, направленных на стимулирование ответственного лесопользования. Сушко О.П. [19, 21, 22] подчеркивает необходимость совершенствования законодательной базы, а также создания условий для привлечения инвестиций в лесной сектор, которые включают развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности отечественной лесопродукции на мировом рынке. Также автор акцентирует внимание на важности интеграции научных исследований и практической деятельности. Предложенные подходы предусматривают активное использование данных мониторинга и анализа для принятия обоснованных управленческих решений. Это позволяет не только оптимизировать процессы в лесном комплексе, но и прогнозировать долгосрочные последствия принимаемых мер.

Кластеризация лесного комплекса в северных странах, как представлено в работах А.В. Пластинина [14, 25], демонстрирует уникальные подходы, основанные на интеграции природных ресурсов, технологий и человеческого капитала. В частности, Финляндия и Швеция успешно реализуют модели, где лесное хозяйство тесно связано с перерабатывающей промышленностью, что позволяет минимизировать потери и максимизировать добавленную стоимость. Важным аспектом является развитие инновационных технологий, таких как биорефайнинги и цифровизация процессов, что способствует повышению конкурентоспособности на мировом рынке. Опыт северных стран также подчеркивает значимость государственной поддержки в формировании кластеров. Это включает не только финансовые инструменты, но и создание благоприятной нормативной базы, стимулирующей инвестиции в лесной сектор. Особое внимание уделяется экологической устойчивости, что соответствует глобальным трендам и требованиям международных стандартов [7-8].

В работах других учёных также рассматриваются некоторые аспекты стратегического планирования лесного комплекса России на национальном или региональном уровне [12-15, 24-27].

Результаты и интерпретация исследования

Первый этап стратегирования и прогнозирования деятельности лесного комплекса региона начинается с выбора стратегических направлений на уровне государственного органа власти, так и на уровне бизнес-субъектов, которые будут определять дальнейшее развитие сектора. Данный этап позволяет определить приоритетные направления и цели развития лесного комплекса в регионе. На основе проведенных экспертных панелей с участием представителей лесного комплекса Архангельской области были определены основные стратегические направления развития (табл. 1). Эти направления являются результатом обсуждений и анализа текущего состояния лесного комплекса, а также прогнозов и предложений участников экспертных панелей.

Таблица 1 – Реестр стратегий основных интересов для государственного органа субъекта и для бизнес-субъектов лесного комплекса

Наименование стратегии государственного органа власти региона
Наименование стратегии бизнес-субъектов лесного комплекса региона
Государственное регулирование лесного комплекса (А1)
Экономическая эффективность (B1)
Оптимизация ресурсов (А2)
Оптимизация ресурсов (B2)
Инновационное развитие (А3)
Оптимизация рынка (B3)
Социально-экономическое развитие (А4)
Социально-экономическое развитие (трудовые ресурсы) (B4)
Экологическое состояние (А5)
Инвестиционно-инновационное и инфраструктурное развитие (B5)
Источник: разработано автором по экспериментальным данным

Среди стратегий государственного органа власти региона важной является «Государственное регулирование лесного комплекса» (А1). Основными результативными показателями эффективного регулирования деятельности лесного комплекса являются доходы бюджета от использования леса и налоговые поступления в бюджет. Анализ поступлений в бюджеты всех уровней за период с 2017 - 2023 гг. свидетельствует о существенном росте доходов (рис. 1). В частности, федеральные доходы от лесопользования в 2023 г. достигли 1743 млн руб., что превышает уровень 2017 г. более чем в 2,3 раза. Аналогичная тенденция наблюдается и в динамике поступлений от лесопользования в бюджет субъекта Российской Федерации: рост составил 2,8 раза в 2023 г. по сравнению с 2017 г.

Рисунок 1 – Доходы от использования леса в бюджеты разных уровней

Источник: составлено автором по открытым данным

Динамика налоговых поступлений от субъектов лесного комплекса Архангельской области, демонстрирующая неравномерные темпы роста и снижения, требует детального анализа, выходящего за рамки констатации фактов (рис.2).

Рисунок 2 – Налоговые поступления от экономической деятельности лесного комплекса в бюджет Архангельской области

Источник: составлено автором по данным [1]

Наибольшие налоги поступают от деятельности предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП). Пик налоговых платежей от предприятий ЦБП в 2018 г. связан с благоприятной конъюнктурой на мировом и внутреннем рынках, высоким спросом и, соответственно, увеличением выручки от реализации целлюлозы, картона и бумаги. После значительного роста налоговых платежей от целлюлозно-бумажных предприятий в 2018 г. наблюдалось снижение в течении последующих двух лет. Данное снижение связано с действием нескольких факторов: снижение мирового спроса на продукцию ЦБП, усиление конкуренции на рынке, затратные экологические модернизации предприятий, изменение валютных курсов, а также влияние пандемии COVID-19, которая существенно повлияла на глобальные цепочки поставок лесопродукции [21, 22]. В последующий период зафиксирован рекордный объём поступлений налогов, после которого начался новый период спада. Рекордные поступления налогов в 2021 г. от предприятий ЦБП — это результат воздействия ряда взаимосвязанных факторов. Во-первых, восстановление мирового спроса после спада, вызванного пандемией. Во-вторых, успешная реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности производства и расширение мощностей в Архангельской области. Последующий спад, начавшийся после 2021 г., связан с геополитической нестабильностью с введением санкционных ограничений, что привело к росту логистических затрат и издержек на энергоносители и сырье, к проблемам с привлечением инвестиций, к снижению объёмов экспорта лесопродукции. На финансовые результаты предприятий ЦБП постоянно влияет колебание цен на древесину, являющуюся основным сырьем для производства. Повышение цен на древесину приводит к увеличению себестоимости продукции и снижению прибыли, что, в свою очередь, отражается на налоговых поступлениях.

В динамике налоговых поступлений от других отраслей лесного комплекса не наблюдаются резкие колебания, что может свидетельствовать о меньшей чувствительности к общеэкономической ситуации и большей связанности с рыночными факторами. Также необходимо учитывать влияние региональных и федеральных программ поддержки лесного комплекса, которые могут оказывать как стимулирующее, так и сдерживающее воздействие на налоговые поступления. Следовательно, динамика налоговых поступлений от лесного комплекса Архангельской области – это сложный процесс, зависящий от множества взаимосвязанных факторов, как внутренних, так и внешних [21, 22].

Стратегии развития лесного комплекса региона, ориентированные на эффективность хозяйственной деятельности предприятий, не могут ограничиваться лишь доходами бюджета от использования леса и налоговыми поступлениями. Максимизация налоговых поступлений без учета экологических последствий и социальной ответственности приведет к нерациональному и истощительному использованию лесных ресурсов и, в конечном счете, к снижению долгосрочной доходности. Поэтому общая стратегия должна быть многовекторной и включать в себя комплекс взаимосвязанных показателей и механизмов. Эффективное регулирование должно учитывать следующие стратегические аспекты: оптимизацию ресурсов (А2), инновационное развитие (А3), социально-экономическое развитие (А4), экологическое состояние (А5).

Стратегическое направление по оптимизации ресурсов (А2) может включать оценку комплекса различных показателей, но основными могут быть объём эксплуатационных лесов, расчётная лесосека, количество лесных пожаров, незаконная рубка, загрязнение/захламление, самовольное использование. Долгосрочная лесная политика субъектов Российской Федерации должна быть направлена на повышение эффективности использования лесных ресурсов, опираясь на принципы интенсивной модели лесопользования как фундамента устойчивого управления лесным фондом. Ключевым элементом лесохозяйственной деятельности является лесоустройство, служащее основой для планирования и организации лесного хозяйства. Архангельский лесной комплекс демонстрирует успешные практики решения задач лесоустройства, внедрения интенсивной модели ведения лесного хозяйства и лесовосстановления. Это подтверждается высокими показателями актуализации лесоустройства: в 2023 г. она составила 53,6%, а к 2025 г. планируется достичь 93% охвата лесных массивов. Расчетная лесосека выросла на 27% за период с 2008 г. по 2023 г. (рис. 4)

Рисунок 4 – Лесные ресурсы Архангельской области

Источник: составлено автором по данным ЕМИИС

Анализ неправомерного использования лесных ресурсов Архангельской области, связанного с незаконной рубкой, показывает положительные примеры. Так незаконная рубка леса снижается, что говорит об эффективности государственного регулирования деятельности субъектов лесного комплекса. В последние годы внедрение современных технологий мониторинга и контроля, таких как спутниковые снимки и автоматизированные системы учета, значительно улучшило ситуацию в области охраны лесов [21, 22].

Стратегическое направление инновационного развития (А3) ориентировано на поддержку инноваций, внедрение новых технологий и цифровизации лесозаготовок и переработки лесных ресурсов. Цифровизация и информатизация лесного сектора связаны с внедрением инноваций, информационных систем в бизнес-процессы. Важным этапом цифровизации лесного комплекса стало создание платформы ЛесЕГАИС, которая была создана для отслеживания древесины.

Стратегическое направление, связанное с социально-экономическим развитием (А4), ориентировано на поддержку уровня трудовых ресурсов. Социальный аспект охватывает занятость населения в лесной отрасли, социальную защищенность работников, развитие инфраструктуры в лесных районах, создание высокопроизводительных рабочих мест, обеспечение безопасных условий труда и повышение квалификации работников. За последние 15 лет численность населения Архангельской области сократилась более чем на 20% (рис. 6).

Рисунок 5 – Среднесписочная численность работников в экономике и в лесном комплексе Архангельской области

Источник: составлено автором по данным [2]

За последние несколько лет доля занятых в лесном комплексе сохранялась на одном уровне, что говорило о периоде стабилизации хозяйственной деятельности (табл.2).

Таблица 2 - Среднесписочная численность занятых в лесном комплексе Архангельской области

Показатели
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Всего по всем видам детальности, тыс. чел
353,41
349,67
345,82
342,36
336,08
329,61
328,54
лесоводство и лесозаготовки, тыс. чел
6,92
6,75
8,74
8,64
8,74
8,67
7,33
деревообрабатывающая отрасль, тыс. чел
7,55
9,42
7,61
7,30
7,03
6,74
5,61
целлюлозно-бумажная промышленность, тыс. чел
6,81
6,77
6,96
6,93
6,78
6,63
6,66
Всего по лесному комплексу, тыс. чел
21,28
22,95
23,30
22,87
22,55
22,04
19,61
Доля занятых лесного комплекса от общей занятости, %
6,02
6,56
6,74
6,68
6,71
6,69
5,96
Источник: составлено автором по данным [3]

Внедрение современных технологий в производственный процесс, при одновременном сохранении или сокращении штатной численности сотрудников, способствует повышению производительности труда, оптимизации использования рабочего времени и уменьшению расходов на заработную плату. Средняя заработная плата по лесному комплексу в 2024 г. составила 85 тыс. руб., что выше средней заработной платы в целом по всем видам деятельности Архангельской области на 5,6%. Но это не означает, что во всех отраслях лесного комплекса ситуация с оплатой труда позитивная, поскольку уровень оплаты труда зависит от финансово-экономического положения предприятий. Трендовое повышение заработной платы на предприятиях лесного комплекса наблюдалось на протяжении последних пять лет. (рис.6).

Рисунок 6 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников лесного комплекса Архангельской области

Источник: составлено автором по данным [4]

Будущее лесного комплекса Архангельской области во многом зависит от решения проблем, связанных с нарастающим дефицитом профессиональных лесных кадров, и увеличивается спрос на высококвалифицированных специалистов. Поэтому в настоящее время в университете реализуются новые направления обучения студентов (рис.7).

Рисунок 7 - Новые направления обучения студентов высшего образования в Архангельской области для лесного комплекса, чел.

Источник: составлено автором по данным [5]

Таким образом, стратегическое социально-экономическое направление модели стратегирования развития лесного комплекса Архангельского региона, требует оптимизации процессов использования трудовых ресурсов.

Экологическая составляющая стратегии должна быть неотъемлемой частью стратегического развития лесного комплекса региона. Стратегическое направление по улучшению экологического состояния (А5) связано с анализом таких ключевых показателей как состояние лесных экосистем, уровень лесистости, биоразнообразие, объемы лесовосстановления и рекультивации нарушенных земель. Регулирование должно обеспечивать сбалансированное использование лесных ресурсов, предотвращая деградацию лесов и сохраняя их экологическую функцию. Необходимо внедрение систем мониторинга состояния лесов с использованием современных технологий, строгий контроль за вырубками и запрещение незаконной лесозаготовки. Внедрение принципов устойчивого лесопользования – необходимое условие для долгосрочного сохранения лесных ресурсов и получения стабильного экономического эффекта. Динамика лесовосстановления в последний период показывает значительные темпы прироста (рис.8).

Рисунок 8 – Динамика лесовосстановления в Архангельской области

Источник: составлено автором по данным ЕМИИС

Таким образом, стратегии государственного органа власти по развитию лесного комплекса требуют интегрированного подхода, учитывающего взаимосвязь экономических, инновационных, экологических и социальных направлений.

Для бизнес-субъектов лесного комплекса региона основными стратегическими направлениями являются: экономическая эффективность (B1), оптимизация ресурсов (B2), оптимизация рынка (B3), социально-экономическое развитие (трудовые ресурсы) (B4), инвестиционно-инновационное и инфраструктурное развитие (B5).

Экономическая эффективность бизнес-субъектов лесного комплекса должна оцениваться по таким показателям, как объемы производства лесной продукции с учетом ее качества, валовая добавленная стоимость в отрасли, экспортная выручка. В 2022 году суммарный объем продаж предприятий лесного комплекса увеличился вдвое по сравнению с 2017 г. и в 4,5 раза - по сравнению с 2010 г. (табл. 4). Однако, уже в 2022 г. наблюдается тенденция к снижению оборота, обусловленная трудностями в поставках лесопродукции на международные рынки.

Таблица 4 - Динамика показателей деятельности предприятий лесной отрасли

Показатели
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Число организаций (на конец года), ед.
827
768
691
607
561
557
528
493
Сальдированный финансовый результат, млн руб.
9573
13338
7716
1745
36824
18974
-756,4
-343
Оборот организаций, млн. руб.
68879
89091
93382
90919
142285
139524
118928

Инвестиций в основной капитал. млн. руб.
17328
19327
15227
20119
16624
9866
8674
6366
Источник: составлено автором по данным [6]

Стратегическое направление бизнес-субъектов лесного комплекса региона по оптимизации рынка (B3) предполагает поддержание баланса поставок лесопродукции на внутренний и внешний рынки. На фоне санкций, российские лесопромышленные компании столкнулись с необходимостью искать новые рынки сбыта. Однако, несмотря на усилия по диверсификации экспорта, предприятия испытывают трудности в установлении связей с зарубежными покупателями, так как многие из них опасаются попасть под вторичные санкции. Это приводит к снижению объемов поставок и, как следствие, снижению доходов от торговли. Кроме того, внутренний рынок также ощущает давление из-за падения экспортных объемов. Снижение спроса на древесину извне создает избыток предложений внутри страны, что в свою очередь приводит к падению цен. Эти изменения негативно сказываются на финансовом состоянии компаний, работающих в лесной отрасли, и угрожают рабочим местам в регионах, которые зависят от лесной промышленности. Общий объём экспорта лесопродукции Архангельской области в 2023 г. значительно снизился по сравнению с 2021 г. Так, весовой объём экспорта лесопродукции за два года уменьшился на 50 % или 1032 тыс. т. (рис.9). Стоимостной объём экспорта Архангельской области в 2023 г. снизился более значительно – на 60 % или на 495 млн. долл.

Рисунок 9 - Экспорт лесопродукции Архангельской области за 2021 - 2023 гг., тыс. тонн

Источник: составлено автором по данным ЕМИИС

Таким образом, анализ экспорта лесного комплекса Архангельской области показал, что на фоне санкций, лесной бизнес столкнулся с необходимостью искать новые рынки сбыта.

Ранее был подробно рассмотрен вопрос о стратегической ориентации предприятий лесного комплекса на социально-экономическое развитие, в частности, касательно трудовых ресурсов. Не менее важным направлением стратегии развития предприятий данной отрасли в регионе является инвестиционно-инновационное и инфраструктурное развитие (B5). Роль инвестиционно-инновационного и инфраструктурного развития для лесного комплекса региона очень велика, так как это является основой устойчивого роста и сохранения конкурентоспособности. Динамика инвестиций лесного комплекса Архангельской области за период 2017-2023 гг. имеет неравномерную. В 2022 г. и 2023 г. произошло значительное снижение инвестиций (рис.10).

Рисунок 10 – Инвестиции лесного комплекса Архангельской области

Источник: составлено автором по данным ЕМИИС

Инвестиционный рост в лесном комплексе демонстрировался до 2022 года. В настоящее время наблюдается стагнация инвестиций в данной сфере, которая, по прогнозам, сохранится в обозримом будущем. Существенное изменение динамики инвестиций в лесную отрасль возможно лишь при реализации комплекса условий: рост внутреннего спроса на лесопродукцию, увеличение экспорта в страны, поддерживающие дружественные отношения с Россией, развитие присутствия на новых сегментах мирового рынка. В качестве альтернативного сценария позитивного развития отрасли может быть рассмотрено снятие санкций. Возвращение части европейского рынка в сочетании с освоением новых сегментов потребует увеличения объёмов производства лесопродукции. Это, в свою очередь, послужит драйвером для ускоренного инвестиционного развития комплекса, включающего расширение производственных мощностей и модернизацию существующих предприятий.

Заключение

В результате исследований стратегического потенциала лесного комплекса Архангельской области выявлено его неэффективное использование. Для решения данной проблемы требуется формирование концептуального подхода по разработке эффективной стратегии развития лесного комплекса региона, первым этапом которого является оценка текущего состояния. На втором этапе разрабатываются стратегические направления. На основе проведенных экспертных панелей с участием представителей лесного комплекса Архангельской области были определены основные стратегические направления развития: государственное регулирование лесного комплекса, оптимизация ресурсов, инновационное развитие, социально-экономическое развитие, экологическое состояние, экономическая эффективность, оптимизация ресурсов, оптимизация рынка, социально-экономическое развитие (трудовые ресурсы), инвестиционно-инновационное и инфраструктурное развитие. Необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон и согласовывать свои действия для достижения общих целей и задач, и тогда можно говорить о успешном и устойчивом развитии лесного комплекса в регионе. Следовательно, общая стратегия развития лесного комплекса должна характеризоваться многогранностью и охватывать совокупность взаимоувязанных показателей и инструментов.

Полученные первичные результаты будут положены в основу дальнейших исследований, которые связаны с разработкой модели биматричной неантогонистической игры стратегирования деятельности лесного комплекса с целью определения доминирующих стратегий в матрицах, и их последующим прогнозированием развития.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегических программ развития лесного комплекса региона, для управления внешнеэкономической деятельностью лесного комплекса.

[1] САФУ. - URL: https://narfu.ru/ (Дата обращения15.11.2024)

[2] САФУ. - URL: https://narfu.ru/ (Дата обращения15.11.2024)

[3] Управление Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу — Архангельская область [Электронный ресурс]. URLhttp:https://29.rosstat.gov.ru/ofstatistics11/ (дата обращения 31.10.2023)

[4] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URLhttp://gks.ru/ (дата обращения 31.10.2023)

[5] САФУ. - URL: https://narfu.ru/ (Дата обращения15.11.2024)

[6] Управление Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу — Архангельская область [Электронный ресурс]. URLhttp:https://29.rosstat.gov.ru/ofstatistics11/ (дата обращения 31.10.2023)


Источники:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 10.01.2025).
2. О внесении изменений в порядок разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 495. Portalnano.ru. [Электронный ресурс]. URL: www.portalnano.ru/read/documents/government/495_14.
3. Федеральные целевые программы России. Programs-gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.programs-gov.ru (дата обращения: 10.01.2025).
4. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов: утверждены распоряжением Правительства. Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/10/01/lesa-site-dok.html (дата обращения: 10.01.2025).
5. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Минпромторга России № 248, Минсельхоза России № 482 от 31.10.2008. СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2025).
6. Государственная программа «Развитие лесного комплекса Архангельской области (2014-2020 годы)»: утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 459-пп (в ред. от 08.07.2015). АО «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/462604782 (дата обращения: 10.01.2025).
7. Безрукова Т.Л., Морковина С.С. Прогнозирование кризисных явлений и его роль в управлении устойчивым функционированием предприятий лесного комплекса // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2006. – c. 148-154.
8. Бруммер В., Коннола Т., Сало А. Разработка национальных приоритетов для технологической платформы лесного сектора // Форсайт. – 2010. – № 2. – c. 44-57.
9. Дюйзен Е.Ю., Резанов В.К. О выборе стратегии развития лесопромышленной компании Russian forest products group // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2019. – № 4. – c. 27-35.
10. Кравцов М.К. Методический подход к построению комплексной динамической межотраслевой модели среднесрочного прогнозирования основных макропоказателей белорусской экономик // Экономика. – 2017. – № 11. – c. 202-213.
11. Мартынюк А.А., Рафаилов М.К. Об актуализации системы документов стратегического планирования в лесном комплексе // Лесохозяйственная информация. – 2017. – № 1. – c. 5-15.
12. Междисциплинарный словарь терминов: менеджмент, бизнес-планирование, информационные технологии в бизнесе, проектное управление, логистика. / Учебное пособие. - М.: Издательский Дом Академия Естествознания, 2020. – 166 c.
13. Шварц Е., Шматков Н., Кобяков К., Родионов А., Ярошенко А. Некоторые причины кризиса лесного сектора и пути выхода из него // Устойчивое лесопользование. – 2018. – № 3. – c. 4-16.
14. Пластинин А.В., Сушко О.П. К вопросу кластеризации лесного комплекса: результаты и опыт северных стран. Инновационная наука, образование, производство и транспорт: экономика, менеджмент, география и геология, сельское хозяйство, архитектура и строительство, медицина и фармацевтика / Институт морехозяйства и предпринимательства. / Глава в книге. - Одесса: Куприенко Сергей Васильевич, 2018. – 9-22 c.
15. Прядилина Н.К. Подход к экономическому планированию развития лесного сектора на региональном уровне (на примере Свердловской области) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 1А. – c. 122-134.
16. Рогова А., Фролов А.М. Форсайт как современный подход к прогнозированию в лесном комплексе // Лесной комплекс сегодня. Взгляд молодых исследователей 2016: Международная конференция. Московский государственный университет леса. Москва, 2016. – c. 254-257.
17. Кузьминов И.Ф., Лобанова П.А., Логинова И.В., Бахтин П.Д. Система научно-технологического прогнозирования и стратегического планирования в лесном комплексе Российской Федерации // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. – 2020. – № 1. – c. 54-73. – doi: 10.21178/2079-6080.2020.1.54.
18. Стойлова А.С., Машкина Л.В., Блам Ю.Ш. Информационное согласование народнохозяйственной и отраслевой модели на примере лесного комплекса РФ // Информационные и математические технологии в науке и управлении. – 2020. – № 4. – c. 124-131. – doi: 10.38028/ESI.2020.20.4.011.
19. Сушко О.П. Направления и перспективы цифровизации лесного комплекса // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 5127-5142. – doi: 10.18334/epp.13.11.118935.
20. Сушко О.П,, Пластинин А.В., Скворцов Д.А. Методологические подходы к оценке эффективности функционирования институтов лесопромышленного комплекса. / Монография. - М.: Издательство Перо, 2022. – 138 c.
21. Сушко О.П. Методологические аспекты формирования механизмов хозяйственной деятельности лесного комплекса в России // Региональная экономика: теория и практика. – 2024. – № 1. – c. 174-189. – doi: 10.24891/re.22.1.174.
22. Сушко О.П., Пластинин А.В. Прогнозирование ценовой динамики целлюлозно-бумажной продукции российских и мировых производителей. / Монография. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2015. – 136 c.
23. Сушко О.П Трудовой потенциал Российской Арктики // Арктика и Север. – 2014. – № 16. – c. 72-83.
24. Paya A. Critical rationalism as a theoretical framework for futures studies and foresight // Futures. – 2018. – № 96. – p. 104-114.
25. Plastinin A., Sushko O.P. Changes in the Territorial Clusters of the Russian Timber Industry // Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects (HSSNPP 2019): Proceedings of the Internation Conference on Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects\" (HSSNPP 2019). Novosibirsk, 2019. – p. 646-650.– doi: 10.2991/hssnpp-19.2019.123.
26. Prior T., Giurco D., Mudd G., Mason L., Behrisch J. Resource depletion, peak minerals and the implications for sustainable resource management // Global Environmental Change. – 2012. – № 3. – p. 577-587.
27. Salo A., Gustafsson T. A group support system for foresight processes // International Journal of Foresight and Innovation Policy. – 2004. – № 1. – p. 249-269.

Страница обновлена: 13.01.2025 в 23:02:28