Strategizing and forecasting the activities of the forest complex in the region
Muraev I.G.1
1 Правительство Архангельской области
Download PDF | Downloads: 11
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 1 (January 2025)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80404154
Abstract:
The article highlights the relevance of the research topic related to the strategy of the forest complex in the region. This research examines the formulation and execution of a regional strategy for forest complex development. The Arkhangelsk Region, a Russian Federation constituent rich in forestry resources, serves as the case study.The primary objective of this study is to determine key strategic priorities for the region's forest sector. Through expert consultations involving specialists from the Arkhangelsk Region's forestry industry, crucial state-level development priorities were identified, including governmental regulation of the forest complex, resource optimization, innovative development, socio-economic development, ecological status. Strategies for the development of the forest sector in the region aimed at improving the efficiency of economic activity of enterprises should go beyond the consideration of only regional budget revenues from forest management and tax revenues. Therefore, in addition to economic efficiency, the main ones are: resource optimization, market optimization, socio-economic development (labor resources), investment, innovation and infrastructure development. These priorities are formulated based on an analysis of the current situation in the industry, as well as forecasts and recommendations of the participants of the expert panels. Therefore, the overall strategy for the development of the forest complex should be multi-vector and include a set of interrelated indicators and mechanisms. This research has practical value and can be used as a basis for developing strategic programs for the development of the forest sector in the region.
Keywords: the forest complex, the strategizing of the forest complex, the multi-vector strategy, the directions of the strategy
JEL-classification: Q23, L51, R50
Введение
В условиях современной экономики стратегическое планирование отраслей, комплексов, регионов, организаций является основной эффективного управления. Поэтому тема исследования вопросов стратегирования и прогнозирования деятельности лесного комплекса региона становится всё более важным. Научно-обоснованное стратегирование деятельности лесного комплекса региона позволяет выработать долгосрочные планы, учитывающие социально-экономические и экологические цели государственных органов управления бизнеса. Прогнозирование деятельности лесного комплекса региона помогает предвидеть тенденции и потенциальные угрозы, и в первую очередь изменение спроса и предложения на лесопродукцию, что требует комплексного анализа данных и интеграции современных технологий.
Нормативно-правовые аспекты регулирования этого процесса включают в себя не только федеральные законы, но и подзаконные акты, учитывающие специфические особенности различных отраслей [1-6]. Эти документы предназначены для создания четкой структуры, позволяющей органам власти, организациям разрабатывать долгосрочные стратегии, ориентируясь на социально-экономические цели страны. Одним из важнейших аспектов нормативного регулирования является необходимость координации действий различных субъектов стратегического планирования. Законы и регламенты должны предусматривать механизмы взаимодействия между государственными, частными и общественными инстанциями, что способствует более эффективному использованию ресурсов и реализации намеченных планов. Кроме того, актуальными становятся вопросы прозрачности процесса стратегического планирования и вовлеченности граждан в его обсуждение. Это создает условия для более взвешенного подхода к формированию государственных и муниципальных стратегий, что, в свою очередь, способствует повышению уровня доверия общества к власти [1-6].
В качестве анализируемого региона выбран один из ведущих лесообеспеченных регионов Российской Федерации – Архангельской области. Цель исследования - выделить стратегические направления деятельности лесного комплекса региона.
Обзор научных исследований по теме исследования
Обзор научных исследований по теме стратегирования и прогнозирования деятельности лесного комплекса региона показал, что работ действительно недостаточно для более глубокого понимания проблемы. Одной из причин недостаточности исследований является сложность и многогранность деятельности лесного комплекса, что делает проведение полноценного анализа трудоемким и затратным процессом. Также существует проблема недостаточной междисциплинарности в исследованиях. Часто различные научные области не пересекаются, и, как результат, теряется возможность интеграции знаний и методов. Это также сдерживает развитие новых подходов и решений, которые могли бы создать более полное представление о проблеме.
В работе А. Роговой [16] и А. М. Фролова [16] рассматриваются природа и методология метода Delphi (Форсайт), а также принципы его функционирования. Авторы анализирует применяемые в рамках данного метода техники. Приводится аргументация, доказывающая целесообразность использования метода Delphi для исследований в лесной отрасли.
Группа учёных И. Ф. Кузьминов [17], П. А. Лобанова [17], И. В. Логинова [17], П. Д. Бахтин [17] в статье анализирует трудности, которые мешают стратегическому развитию лесного комплекса России. Учёные провели анализ российских и зарубежных стратегических документов, которые показал, что стратегическое планирование в России до сих пор было сосредоточено на решении актуальных проблем лесного комплекса. Для преодоления этой проблемы авторы предлагают внедрение в систему государственного управления лесным комплексом механизма мониторинга и прогнозирования научно-технического развития отрасли.
Е. Ю. Дюйзен [9] и В. К. Резанов [9] представили процесс стратегического планирования в компаниях лесного комплекса Хабаровского края [9]. Авторы опираются на ресурсно-рыночный подход к разработке стратегии развития, который включает модифицированную методику оценки стратегического потенциала компании. Модификация заключается в комплексной оценке ресурсного потенциала, а также применении экспертных методов для выявления организационных возможностей и устойчивости к факторам внешней среды. Разработанный механизм выбора стратегии развития на основе матрицы «Потенциал – устойчивость» и алгоритма последовательной оценки с использованием экспертных методов был протестирован на примере холдинга Russian forest products group. В результате исследования была определена наиболее целесообразная стратегия — стратегия концентрированного роста, направленная на увеличение объемов глубокой переработки древесины и строительство завода по производству пиломатериалов. Это позволит расширить ассортимент продукции и освоить новые производства.
А. С. Стойлова [18], Л. В. Машкина [18], Ю. Ш. Блам [18] в статье В статье представлен метод моделирования, позволяющий на базе Оптимизационной Межрегиональной Межотраслевой Модели (ОМММ) создать отраслевую модель лесного комплекса производственно-транспортного типа. Данная модель учитывает процессы заготовки и переработки древесины, производство промежуточных и конечных продуктов, функционирование существующих и перспективных мощностей, нагрузку на лесной комплекс со стороны экономики, а также импорт, экспорт и транспортную взаимосвязь между регионами. Перевод задачи максимизации конечного потребления в задачу минимизации затрат на производство с конвертацией стоимостных показателей в натуральные позволяет оптимизировать модель для анализа специфики отрасли и прогнозирования ее развития.
М. К. Кравцов [10] разработал комплексную динамическую межотраслевую модель для среднесрочного прогнозирования ключевых макроэкономических показателей белорусской экономики предлагается использовать интегрированный подход, объединяющий методы системного анализа, эконометрического моделирования и балансовых расчетов. В основе модели лежит межотраслевой баланс, позволяющий учесть взаимосвязи между секторами экономики и оценить воздействие структурных изменений на макроэкономические показатели. Для повышения точности прогнозов в модель интегрированы динамические элементы, включающие временные лаги, адаптивные ожидания и механизмы обратной связи.
А. А. Мартынюк [11] и М. К. Рафаилов [11] провели актуализацию документов стратегического планирования для лесного комплекса.
О.П. Сушко [19, 20] предложила комплексный подход к формированию механизмов хозяйственной деятельности лесного комплекса, учитывающий, как социально-экономические, так и экологические аспекты. Ее методология базируется на принципах устойчивого развития, что позволяет сбалансировать интересы бизнеса, государства и общества. Важным элементом предложенной методологии является разработка механизмов государственного регулирования, направленных на стимулирование ответственного лесопользования. Сушко О.П. [19, 21, 22] подчеркивает необходимость совершенствования законодательной базы, а также создания условий для привлечения инвестиций в лесной сектор, которые включают развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности отечественной лесопродукции на мировом рынке. Также автор акцентирует внимание на важности интеграции научных исследований и практической деятельности. Предложенные подходы предусматривают активное использование данных мониторинга и анализа для принятия обоснованных управленческих решений. Это позволяет не только оптимизировать процессы в лесном комплексе, но и прогнозировать долгосрочные последствия принимаемых мер.
Кластеризация лесного комплекса в северных странах, как представлено в работах А.В. Пластинина [14, 25], демонстрирует уникальные подходы, основанные на интеграции природных ресурсов, технологий и человеческого капитала. В частности, Финляндия и Швеция успешно реализуют модели, где лесное хозяйство тесно связано с перерабатывающей промышленностью, что позволяет минимизировать потери и максимизировать добавленную стоимость. Важным аспектом является развитие инновационных технологий, таких как биорефайнинги и цифровизация процессов, что способствует повышению конкурентоспособности на мировом рынке. Опыт северных стран также подчеркивает значимость государственной поддержки в формировании кластеров. Это включает не только финансовые инструменты, но и создание благоприятной нормативной базы, стимулирующей инвестиции в лесной сектор. Особое внимание уделяется экологической устойчивости, что соответствует глобальным трендам и требованиям международных стандартов [7-8].
В работах других учёных также рассматриваются некоторые аспекты стратегического планирования лесного комплекса России на национальном или региональном уровне [12-15, 24-27].
Результаты и интерпретация исследования
Первый этап стратегирования и прогнозирования деятельности лесного комплекса региона начинается с выбора стратегических направлений на уровне государственного органа власти, так и на уровне бизнес-субъектов, которые будут определять дальнейшее развитие сектора. Данный этап позволяет определить приоритетные направления и цели развития лесного комплекса в регионе. На основе проведенных экспертных панелей с участием представителей лесного комплекса Архангельской области были определены основные стратегические направления развития (табл. 1). Эти направления являются результатом обсуждений и анализа текущего состояния лесного комплекса, а также прогнозов и предложений участников экспертных панелей.
Таблица 1 – Реестр стратегий основных интересов для государственного органа субъекта и для бизнес-субъектов лесного комплекса
Наименование стратегии
государственного органа
власти региона
|
Наименование стратегии
бизнес-субъектов лесного
комплекса региона
|
Государственное регулирование лесного комплекса
(А1)
|
Экономическая эффективность (B1)
|
Оптимизация ресурсов (А2)
|
Оптимизация ресурсов (B2)
|
Инновационное развитие (А3)
|
Оптимизация рынка (B3)
|
Социально-экономическое развитие (А4)
|
Социально-экономическое развитие (трудовые
ресурсы) (B4)
|
Экологическое состояние (А5)
|
Инвестиционно-инновационное и инфраструктурное
развитие (B5)
|
Среди стратегий государственного органа власти региона важной является «Государственное регулирование лесного комплекса» (А1). Основными результативными показателями эффективного регулирования деятельности лесного комплекса являются доходы бюджета от использования леса и налоговые поступления в бюджет. Анализ поступлений в бюджеты всех уровней за период с 2017 - 2023 гг. свидетельствует о существенном росте доходов (рис. 1). В частности, федеральные доходы от лесопользования в 2023 г. достигли 1743 млн руб., что превышает уровень 2017 г. более чем в 2,3 раза. Аналогичная тенденция наблюдается и в динамике поступлений от лесопользования в бюджет субъекта Российской Федерации: рост составил 2,8 раза в 2023 г. по сравнению с 2017 г.
Рисунок 1 – Доходы от использования леса в бюджеты разных уровней
Источник: составлено автором по открытым данным
Динамика налоговых поступлений от субъектов лесного комплекса Архангельской области, демонстрирующая неравномерные темпы роста и снижения, требует детального анализа, выходящего за рамки констатации фактов (рис.2).
Рисунок 2 – Налоговые поступления от экономической деятельности лесного комплекса в бюджет Архангельской области
Источник: составлено автором по данным [1]
Наибольшие налоги поступают от деятельности предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП). Пик налоговых платежей от предприятий ЦБП в 2018 г. связан с благоприятной конъюнктурой на мировом и внутреннем рынках, высоким спросом и, соответственно, увеличением выручки от реализации целлюлозы, картона и бумаги. После значительного роста налоговых платежей от целлюлозно-бумажных предприятий в 2018 г. наблюдалось снижение в течении последующих двух лет. Данное снижение связано с действием нескольких факторов: снижение мирового спроса на продукцию ЦБП, усиление конкуренции на рынке, затратные экологические модернизации предприятий, изменение валютных курсов, а также влияние пандемии COVID-19, которая существенно повлияла на глобальные цепочки поставок лесопродукции [21, 22]. В последующий период зафиксирован рекордный объём поступлений налогов, после которого начался новый период спада. Рекордные поступления налогов в 2021 г. от предприятий ЦБП — это результат воздействия ряда взаимосвязанных факторов. Во-первых, восстановление мирового спроса после спада, вызванного пандемией. Во-вторых, успешная реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности производства и расширение мощностей в Архангельской области. Последующий спад, начавшийся после 2021 г., связан с геополитической нестабильностью с введением санкционных ограничений, что привело к росту логистических затрат и издержек на энергоносители и сырье, к проблемам с привлечением инвестиций, к снижению объёмов экспорта лесопродукции. На финансовые результаты предприятий ЦБП постоянно влияет колебание цен на древесину, являющуюся основным сырьем для производства. Повышение цен на древесину приводит к увеличению себестоимости продукции и снижению прибыли, что, в свою очередь, отражается на налоговых поступлениях.
В динамике налоговых поступлений от других отраслей лесного комплекса не наблюдаются резкие колебания, что может свидетельствовать о меньшей чувствительности к общеэкономической ситуации и большей связанности с рыночными факторами. Также необходимо учитывать влияние региональных и федеральных программ поддержки лесного комплекса, которые могут оказывать как стимулирующее, так и сдерживающее воздействие на налоговые поступления. Следовательно, динамика налоговых поступлений от лесного комплекса Архангельской области – это сложный процесс, зависящий от множества взаимосвязанных факторов, как внутренних, так и внешних [21, 22].
Стратегии развития лесного комплекса региона, ориентированные на эффективность хозяйственной деятельности предприятий, не могут ограничиваться лишь доходами бюджета от использования леса и налоговыми поступлениями. Максимизация налоговых поступлений без учета экологических последствий и социальной ответственности приведет к нерациональному и истощительному использованию лесных ресурсов и, в конечном счете, к снижению долгосрочной доходности. Поэтому общая стратегия должна быть многовекторной и включать в себя комплекс взаимосвязанных показателей и механизмов. Эффективное регулирование должно учитывать следующие стратегические аспекты: оптимизацию ресурсов (А2), инновационное развитие (А3), социально-экономическое развитие (А4), экологическое состояние (А5).
Стратегическое направление по оптимизации ресурсов (А2) может включать оценку комплекса различных показателей, но основными могут быть объём эксплуатационных лесов, расчётная лесосека, количество лесных пожаров, незаконная рубка, загрязнение/захламление, самовольное использование. Долгосрочная лесная политика субъектов Российской Федерации должна быть направлена на повышение эффективности использования лесных ресурсов, опираясь на принципы интенсивной модели лесопользования как фундамента устойчивого управления лесным фондом. Ключевым элементом лесохозяйственной деятельности является лесоустройство, служащее основой для планирования и организации лесного хозяйства. Архангельский лесной комплекс демонстрирует успешные практики решения задач лесоустройства, внедрения интенсивной модели ведения лесного хозяйства и лесовосстановления. Это подтверждается высокими показателями актуализации лесоустройства: в 2023 г. она составила 53,6%, а к 2025 г. планируется достичь 93% охвата лесных массивов. Расчетная лесосека выросла на 27% за период с 2008 г. по 2023 г. (рис. 4)
Рисунок 4 – Лесные ресурсы Архангельской области
Источник: составлено автором по данным ЕМИИС
Анализ неправомерного использования лесных ресурсов Архангельской области, связанного с незаконной рубкой, показывает положительные примеры. Так незаконная рубка леса снижается, что говорит об эффективности государственного регулирования деятельности субъектов лесного комплекса. В последние годы внедрение современных технологий мониторинга и контроля, таких как спутниковые снимки и автоматизированные системы учета, значительно улучшило ситуацию в области охраны лесов [21, 22].
Стратегическое направление инновационного развития (А3) ориентировано на поддержку инноваций, внедрение новых технологий и цифровизации лесозаготовок и переработки лесных ресурсов. Цифровизация и информатизация лесного сектора связаны с внедрением инноваций, информационных систем в бизнес-процессы. Важным этапом цифровизации лесного комплекса стало создание платформы ЛесЕГАИС, которая была создана для отслеживания древесины.
Стратегическое направление, связанное с социально-экономическим развитием (А4), ориентировано на поддержку уровня трудовых ресурсов. Социальный аспект охватывает занятость населения в лесной отрасли, социальную защищенность работников, развитие инфраструктуры в лесных районах, создание высокопроизводительных рабочих мест, обеспечение безопасных условий труда и повышение квалификации работников. За последние 15 лет численность населения Архангельской области сократилась более чем на 20% (рис. 6).
Рисунок 5 – Среднесписочная численность работников в
экономике и в лесном комплексе Архангельской области
Источник: составлено автором по данным [2]
За последние несколько лет доля занятых в лесном комплексе сохранялась на одном уровне, что говорило о периоде стабилизации хозяйственной деятельности (табл.2).
Таблица 2 - Среднесписочная численность занятых в лесном комплексе Архангельской области
Показатели
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Всего
по всем видам детальности, тыс. чел
|
353,41
|
349,67
|
345,82
|
342,36
|
336,08
|
329,61
|
328,54
|
лесоводство и лесозаготовки, тыс. чел
|
6,92
|
6,75
|
8,74
|
8,64
|
8,74
|
8,67
|
7,33
|
деревообрабатывающая отрасль, тыс. чел
|
7,55
|
9,42
|
7,61
|
7,30
|
7,03
|
6,74
|
5,61
|
целлюлозно-бумажная промышленность, тыс. чел
|
6,81
|
6,77
|
6,96
|
6,93
|
6,78
|
6,63
|
6,66
|
Всего по лесному комплексу, тыс. чел
|
21,28
|
22,95
|
23,30
|
22,87
|
22,55
|
22,04
|
19,61
|
Доля занятых лесного комплекса от общей занятости, %
|
6,02
|
6,56
|
6,74
|
6,68
|
6,71
|
6,69
|
5,96
|
Внедрение современных технологий в производственный процесс, при одновременном сохранении или сокращении штатной численности сотрудников, способствует повышению производительности труда, оптимизации использования рабочего времени и уменьшению расходов на заработную плату. Средняя заработная плата по лесному комплексу в 2024 г. составила 85 тыс. руб., что выше средней заработной платы в целом по всем видам деятельности Архангельской области на 5,6%. Но это не означает, что во всех отраслях лесного комплекса ситуация с оплатой труда позитивная, поскольку уровень оплаты труда зависит от финансово-экономического положения предприятий. Трендовое повышение заработной платы на предприятиях лесного комплекса наблюдалось на протяжении последних пять лет. (рис.6).
Рисунок 6 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников лесного комплекса Архангельской области
Источник: составлено автором по данным [4]
Будущее лесного комплекса Архангельской области во многом зависит от решения проблем, связанных с нарастающим дефицитом профессиональных лесных кадров, и увеличивается спрос на высококвалифицированных специалистов. Поэтому в настоящее время в университете реализуются новые направления обучения студентов (рис.7).
Рисунок 7 - Новые направления обучения студентов высшего образования в Архангельской области для лесного комплекса, чел.
Источник: составлено автором по данным [5]
Таким образом, стратегическое социально-экономическое направление модели стратегирования развития лесного комплекса Архангельского региона, требует оптимизации процессов использования трудовых ресурсов.
Экологическая составляющая стратегии должна быть неотъемлемой частью стратегического развития лесного комплекса региона. Стратегическое направление по улучшению экологического состояния (А5) связано с анализом таких ключевых показателей как состояние лесных экосистем, уровень лесистости, биоразнообразие, объемы лесовосстановления и рекультивации нарушенных земель. Регулирование должно обеспечивать сбалансированное использование лесных ресурсов, предотвращая деградацию лесов и сохраняя их экологическую функцию. Необходимо внедрение систем мониторинга состояния лесов с использованием современных технологий, строгий контроль за вырубками и запрещение незаконной лесозаготовки. Внедрение принципов устойчивого лесопользования – необходимое условие для долгосрочного сохранения лесных ресурсов и получения стабильного экономического эффекта. Динамика лесовосстановления в последний период показывает значительные темпы прироста (рис.8).
Рисунок 8 – Динамика лесовосстановления в Архангельской области
Источник: составлено автором по данным ЕМИИС
Таким образом, стратегии государственного органа власти по развитию лесного комплекса требуют интегрированного подхода, учитывающего взаимосвязь экономических, инновационных, экологических и социальных направлений.
Для бизнес-субъектов лесного комплекса региона основными стратегическими направлениями являются: экономическая эффективность (B1), оптимизация ресурсов (B2), оптимизация рынка (B3), социально-экономическое развитие (трудовые ресурсы) (B4), инвестиционно-инновационное и инфраструктурное развитие (B5).
Экономическая эффективность бизнес-субъектов лесного комплекса должна оцениваться по таким показателям, как объемы производства лесной продукции с учетом ее качества, валовая добавленная стоимость в отрасли, экспортная выручка. В 2022 году суммарный объем продаж предприятий лесного комплекса увеличился вдвое по сравнению с 2017 г. и в 4,5 раза - по сравнению с 2010 г. (табл. 4). Однако, уже в 2022 г. наблюдается тенденция к снижению оборота, обусловленная трудностями в поставках лесопродукции на международные рынки.
Таблица 4 - Динамика показателей деятельности предприятий лесной отрасли
Показатели
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
Число организаций (на конец
года), ед.
|
827
|
768
|
691
|
607
|
561
|
557
|
528
|
493
|
Сальдированный финансовый
результат, млн руб.
|
9573
|
13338
|
7716
|
1745
|
36824
|
18974
|
-756,4
|
-343
|
Оборот
организаций, млн. руб.
|
68879
|
89091
|
93382
|
90919
|
142285
|
139524
|
118928
|
|
Инвестиций
в основной капитал. млн. руб.
|
17328
|
19327
|
15227
|
20119
|
16624
|
9866
|
8674
|
6366
|
Стратегическое направление бизнес-субъектов лесного комплекса региона по оптимизации рынка (B3) предполагает поддержание баланса поставок лесопродукции на внутренний и внешний рынки. На фоне санкций, российские лесопромышленные компании столкнулись с необходимостью искать новые рынки сбыта. Однако, несмотря на усилия по диверсификации экспорта, предприятия испытывают трудности в установлении связей с зарубежными покупателями, так как многие из них опасаются попасть под вторичные санкции. Это приводит к снижению объемов поставок и, как следствие, снижению доходов от торговли. Кроме того, внутренний рынок также ощущает давление из-за падения экспортных объемов. Снижение спроса на древесину извне создает избыток предложений внутри страны, что в свою очередь приводит к падению цен. Эти изменения негативно сказываются на финансовом состоянии компаний, работающих в лесной отрасли, и угрожают рабочим местам в регионах, которые зависят от лесной промышленности. Общий объём экспорта лесопродукции Архангельской области в 2023 г. значительно снизился по сравнению с 2021 г. Так, весовой объём экспорта лесопродукции за два года уменьшился на 50 % или 1032 тыс. т. (рис.9). Стоимостной объём экспорта Архангельской области в 2023 г. снизился более значительно – на 60 % или на 495 млн. долл.
Рисунок 9 - Экспорт лесопродукции Архангельской области за 2021 - 2023 гг., тыс. тонн
Источник: составлено автором по данным ЕМИИС
Таким образом, анализ экспорта лесного комплекса Архангельской области показал, что на фоне санкций, лесной бизнес столкнулся с необходимостью искать новые рынки сбыта.
Ранее был подробно рассмотрен вопрос о стратегической ориентации предприятий лесного комплекса на социально-экономическое развитие, в частности, касательно трудовых ресурсов. Не менее важным направлением стратегии развития предприятий данной отрасли в регионе является инвестиционно-инновационное и инфраструктурное развитие (B5). Роль инвестиционно-инновационного и инфраструктурного развития для лесного комплекса региона очень велика, так как это является основой устойчивого роста и сохранения конкурентоспособности. Динамика инвестиций лесного комплекса Архангельской области за период 2017-2023 гг. имеет неравномерную. В 2022 г. и 2023 г. произошло значительное снижение инвестиций (рис.10).
Рисунок 10 – Инвестиции лесного комплекса Архангельской области
Источник: составлено автором по данным ЕМИИС
Инвестиционный рост в лесном комплексе демонстрировался до 2022 года. В настоящее время наблюдается стагнация инвестиций в данной сфере, которая, по прогнозам, сохранится в обозримом будущем. Существенное изменение динамики инвестиций в лесную отрасль возможно лишь при реализации комплекса условий: рост внутреннего спроса на лесопродукцию, увеличение экспорта в страны, поддерживающие дружественные отношения с Россией, развитие присутствия на новых сегментах мирового рынка. В качестве альтернативного сценария позитивного развития отрасли может быть рассмотрено снятие санкций. Возвращение части европейского рынка в сочетании с освоением новых сегментов потребует увеличения объёмов производства лесопродукции. Это, в свою очередь, послужит драйвером для ускоренного инвестиционного развития комплекса, включающего расширение производственных мощностей и модернизацию существующих предприятий.
Заключение
В результате исследований стратегического потенциала лесного комплекса Архангельской области выявлено его неэффективное использование. Для решения данной проблемы требуется формирование концептуального подхода по разработке эффективной стратегии развития лесного комплекса региона, первым этапом которого является оценка текущего состояния. На втором этапе разрабатываются стратегические направления. На основе проведенных экспертных панелей с участием представителей лесного комплекса Архангельской области были определены основные стратегические направления развития: государственное регулирование лесного комплекса, оптимизация ресурсов, инновационное развитие, социально-экономическое развитие, экологическое состояние, экономическая эффективность, оптимизация ресурсов, оптимизация рынка, социально-экономическое развитие (трудовые ресурсы), инвестиционно-инновационное и инфраструктурное развитие. Необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон и согласовывать свои действия для достижения общих целей и задач, и тогда можно говорить о успешном и устойчивом развитии лесного комплекса в регионе. Следовательно, общая стратегия развития лесного комплекса должна характеризоваться многогранностью и охватывать совокупность взаимоувязанных показателей и инструментов.
Полученные первичные результаты будут положены в основу дальнейших исследований, которые связаны с разработкой модели биматричной неантогонистической игры стратегирования деятельности лесного комплекса с целью определения доминирующих стратегий в матрицах, и их последующим прогнозированием развития.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегических программ развития лесного комплекса региона, для управления внешнеэкономической деятельностью лесного комплекса.
[1] САФУ. - URL: https://narfu.ru/ (Дата обращения15.11.2024)
[2] САФУ. - URL: https://narfu.ru/ (Дата обращения15.11.2024)
[3] Управление Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу — Архангельская область [Электронный ресурс]. URLhttp:https://29.rosstat.gov.ru/ofstatistics11/ (дата обращения 31.10.2023)
[4] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URLhttp://gks.ru/ (дата обращения 31.10.2023)
[5] САФУ. - URL: https://narfu.ru/ (Дата обращения15.11.2024)
[6] Управление Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу — Архангельская область [Электронный ресурс]. URLhttp:https://29.rosstat.gov.ru/ofstatistics11/ (дата обращения 31.10.2023)
References:
Mezhdistsiplinarnyy slovar terminov: menedzhment, biznes-planirovanie, informatsionnye tekhnologii v biznese, proektnoe upravlenie, logistika [Interdisciplinary dictionary of terms: management, business planning, information technology in business, project management, logistics] (2020). (in Russian).
Bezrukova T.L., Morkovina S.S. (2006). Prognozirovanie krizisnyh yavleniy i ego rol v upravlenii ustoychivym funktsionirovaniem predpriyatiy lesnogo kompleksa [Forecasting of crisis phenomena and its role in managing the sustainable functioning of forestry enterprises]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Tekhnicheskie nauki. 148-154. (in Russian).
Brummer V., Konnola T., Salo A. (2010). Razrabotka natsionalnyh prioritetov dlya tekhnologicheskoy platformy lesnogo sektora [Development of national priorities for the forest sector technology platform]. Foresight. (2). 44-57. (in Russian).
Dyuyzen E.Yu., Rezanov V.K. (2019). O vybore strategii razvitiya lesopromyshlennoy kompanii Russian forest products group [On the choice of the development strategy of the Russian forest products group forestry]. «FES: Finance. Economy. Strategy ». 16 (4). 27-35. (in Russian).
Kravtsov M.K. (2017). Metodicheskiy podkhod k postroeniyu kompleksnoy dinamicheskoy mezhotraslevoy modeli srednesrochnogo prognozirovaniya osnovnyh makropokazateley belorusskoy ekonomik [Methodical approach to the development of an integrated, dynamic intersectoral model for the medium-term forecasting of the main macroeconomic indicators of belarusian economy]. Economics. (11). 202-213. (in Russian).
Kuzminov I.F., Lobanova P.A., Loginova I.V., Bakhtin P.D. (2020). Sistema nauchno-tekhnologicheskogo prognozirovaniya i strategicheskogo planirovaniya v lesnom komplekse Rossiyskoy Federatsii [The system of scientific and technological forecasting and strategic planning in the forest complex of the Russian Federation]. Trudy Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatelskogo instituta lesnogo khozyaystva. (1). 54-73. (in Russian). doi: 10.21178/2079-6080.2020.1.54.
Martynyuk A.A., Rafailov M.K. (2017). Ob aktualizatsii sistemy dokumentov strategicheskogo planirovaniya v lesnom komplekse [The actualization of the system of documents of strategic planning in the forest sector]. Lesokhozyaystvennaya informatsiya. (1). 5-15. (in Russian).
Paya A. (2018). Critical rationalism as a theoretical framework for futures studies and foresight Futures. (96). 104-114.
Plastinin A., Sushko O.P. (2019). Changes in the Territorial Clusters of the Russian Timber Industry Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects (HSSNPP 2019). 646-650. doi: 10.2991/hssnpp-19.2019.123.
Plastinin A.V., Sushko O.P. (2018). K voprosu klasterizatsii lesnogo kompleksa: rezultaty i opyt severnyh stran. Innovatsionnaya nauka, obrazovanie, proizvodstvo i transport: ekonomika, menedzhment, geografiya i geologiya, selskoe khozyaystvo, arkhitektura i stroitelstvo, meditsina i farmatsevtika / Institut morekhozyaystva i predprinimatelstva [On the issue of clusterization of the forest complex: results and experience of the Nordic countries. Innovative science, education, production and transport: economics, management, geography and geology, agriculture, architecture and construction, medicine and Pharmacy / Institute of Marine Management and Entrepreneurship] Odessa. (in Russian).
Prior T., Giurco D., Mudd G., Mason L., Behrisch J. (2012). Resource depletion, peak minerals and the implications for sustainable resource management Global Environmental Change. 22 (3). 577-587.
Pryadilina N.K. (2019). Podkhod k ekonomicheskomu planirovaniyu razvitiya lesnogo sektora na regionalnom urovne (na primere Sverdlovskoy oblasti) [Approach to economic planning of forest sector development at the regional level (on the example of Sverdlovsk region)]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 8 (1A). 122-134. (in Russian).
Rogova A., Frolov A.M. (2016). Forsayt kak sovremennyy podkhod k prognozirovaniyu v lesnom komplekse [Foresight as a modern approach to forecasting in the forest complex] The forest complex today. The view of young researchers 2016. 254-257. (in Russian).
Salo A., Gustafsson T. (2004). A group support system for foresight processes International Journal of Foresight and Innovation Policy. (1). 249-269.
Shvarts E., Shmatkov N., Kobyakov K., Rodionov A., Yaroshenko A. (2018). Nekotorye prichiny krizisa lesnogo sektora i puti vyhoda iz nego [Some causes of the forest sector crisis and ways out of it]. Ustoychivoe lesopolzovanie. (3). 4-16. (in Russian).
Stoylova A.S., Mashkina L.V., Blam Yu.Sh. (2020). Informatsionnoe soglasovanie narodnokhozyaystvennoy i otraslevoy modeli na primere lesnogo kompleksa RF [Information coordination of the national economic and industry models on the example of the Russian Federation forestry]. Informatsionnye i matematicheskie tekhnologii v nauke i upravlenii. (4). 124-131. (in Russian). doi: 10.38028/ESI.2020.20.4.011.
Sushko O.P (2014). Trudovoy potentsial Rossiyskoy Arktiki [Labor potential of the Russian Arctic]. Arktika i Sever. (16). 72-83. (in Russian).
Sushko O.P,, Plastinin A.V., Skvortsov D.A. (2022). Metodologicheskie podkhody k otsenke effektivnosti funktsionirovaniya institutov lesopromyshlennogo kompleksa [Methodological approaches to assessing the effectiveness of the functioning of timber industry institutions] Moscow. (in Russian).
Sushko O.P. (2023). Napravleniya i perspektivy tsifrovizatsii lesnogo kompleksa [Directions and prospects of the forest complex digitalization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (11). 5127-5142. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.11.118935.
Sushko O.P. (2024). Metodologicheskie aspekty formirovaniya mekhanizmov khozyaystvennoy deyatelnosti lesnogo kompleksa v Rossii [Methodological aspects of the formation of the mechanisms of economic activity of the forest complex in Russia]. Regional Economics: Theory and Pactice. 22 (1). 174-189. (in Russian). doi: 10.24891/re.22.1.174.
Sushko O.P., Plastinin A.V. (2015). Prognozirovanie tsenovoy dinamiki tsellyulozno-bumazhnoy produktsii rossiyskikh i mirovyh proizvoditeley [Forecasting the price dynamics of pulp and paper products from Russian and global manufacturers] Arkhangelsk. (in Russian).
Страница обновлена: 17.05.2025 в 22:29:06