Стратегическая диагностика лесного комплекса Архангельской области как объекта стратегирования
Мураев И.Г.1, Сметанин А.В.2, Сушко О.П.3,4
1 Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
2 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
4 Московский государственный технический университет гражданской авиации
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899424
Аннотация:
Научная проблема данного исследовании связана с выявлением и обобщением результатов деятельности лесного комплекса как объекта стратегирования. В статье представлены некоторые результаты диагностики лесного комплекса Архангельской области. Технологически структурный и многоукладный лесной комплекс Архангельской области квалифицируется для эффективного стратегического управления как трудная социально-экономическая система. Диагностика включала основные направления деятельности лесного комплекса, главными из которых стали ресурсная база, инновационно-технологический потенциал, финансово-экономические результаты, производственные и рыночные показатели, кадровый потенциал. Результаты диагностики показали неоднозначные результаты. Так, использование ресурсной базы, инновационно-технологического потенциала, кадрового потенциала имеют недостаточный уровень. Финансово-экономические результаты, производственные и рыночные показатели в целом имели положительную динамику за исключение экстраординарных периодов 2022 – 2023 гг. Полученные результаты диагностики лесного комплекса позволили сформировать основные проблемы, препятствующие развитию, которые должны быть учтены при стратегическом планировании и прогнозировании. Научная значимость полученных результатов заключается в том, что исследование на базе комплексного анализа деятельности лесного комплекса с выделением основных направлений диагностики привносит вклад в методологию стратегирования. Прикладная значимость обусловлена возможностью использования результатов исследования для формирования стратегии развития лесных регионов России.
Ключевые слова: лесной комплекс, ресурсная база, инновационно-технологический потенциал, финансово-экономические результаты, производственные и рыночные показатели, кадровый потенциал, проблемы развития
JEL-классификация: JEL L51, R11, R12, R13, R58
Введение
Актуальность темы исследования подтверждается значимостью и приоритетностью лесного комплекса для национальной и мировой экономик. Лесные ресурсы представляют не только национальное, но и общемировое значение, которое определяется большими запасами и их многоаспектной ролью. Экономический аспект включения лесных ресурсов в процессы предполагает эффективное производство лесопродукции, основанного на рациональном распределении сырья между отраслями, выпуском продукции глубокой степени переработки и высокой добавленной стоимостью. Социальный аспект лесных ресурсов базируется на его природно-климатической, рекреационной, эстетической и экологической ролью. Архангельская область является крупным лесным регионом страны, ведущим производителем и экспортёром лесопродукции. Для регионального лесного комплекса Архангельской области характерны те же особенности и затянувшиеся системные проблемы функционирования и развития, что и для макроэкономического уровня. К институциональным и инфраструктурным проблемам деятельности регионального и национального лесного комплекса в настоящий период геополитической и экономической напряжённости добавились новые препятствия, которые усиливают кризисное состояние и требуют проведение комплексной диагностики и разработки новых стратегических программ развития [9, 10, 11].
Исследование лесного комплекса как будущего объекта стратегирования должно быть комплексным, включающим все направления деятельности. Отбор показателей диагностики объекта стратегирования должен раскрывать разнообразные направления деятельности лесного комплекса, главными из которых являются ресурсная база, инновационно-технологический потенциал, финансово-экономические результаты, производственные и рыночные показатели, кадровый потенциал (рис.1).
Рисунок 1 - Стратегическая диагностика лесного комплекса
Источник: разработано авторами по экспериментальным данным
Методы и подходы исследования
Научная проблема данного исследовании связана с выявлением и обобщением результатов деятельности лесного комплекса как объекта стратегирования. Исследовательским объектом стратегирования стал лесной комплекс Архангельской области. Лесной комплекс Архангельской квалифицируется для эффективного стратегического управления как трудная социально-экономическая система в связи с многоукладностью и разветвлённой технологической структурой, включающей несколько отраслей в единый конгломерат, связанных между собой использованием лесных ресурсов. Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа деятельности лесного комплекса с выделением основных направлений диагностики, что необходимо для разработки стратегии. Некоторые задачи научного исследования заключаются в следующем:
- актуализировать основные направления деятельности лесного комплекса Архангельской области как объекта стратегирования;- исследовать ресурсную базу, инновационно-технологический потенциал, финансово-экономические результаты, производственные и рыночные показатели, кадровый потенциал лесного комплекса Архангельской области;- с учётом стратегической диагностики провести идентификацию и разделение по направлениям диагностики основных проблем развития лесного комплекса. Теоретико-методологической основой исследований стали научные положения системного подхода, которые позволили провести комплексный и всесторонний анализ и диагностику лесного комплекса. В комплексном исследовании разнообразных направлений деятельности лесного комплекса использовались разнообразные эмпирические методы, и в особенности инструменты статического анализа. Информационная база включает статистические данные, материалы официальных органов власти, и другие источники.
Основные направления исследований
Большая значимость лесных ресурсов для обеспечения эколого-экономической безопасности конкурентоспособности России обусловливает постоянное внимание и проведение исследований в области долгосрочного планирования развития лесного комплекса. В научных работах, связанных с исследование проблем развития и управления лесным комплексом в России, доминируют макроэкономические подходы. Учёные А. А. Мартынюк [14], М. К. Рафаилов [14], И. Г. Трушина [14], Т. В. Рыкова [14] внесли вклад в развитие методики разработки региональных государственных программ, обосновали применение программно-целевого планирования и системы мониторинга выполнения государственных программ. И. А. Секушина [7] исследовала институциональные основы управления лесным комплексом регионов Европейского Севера России, установила, что управление лесами возлагается на органы власти субъектов РФ, и часто с разделением компетенций между разными органами. А. А. Даев [4], А. С. Савенко [4], А. Ш. Субхонбердиев [4] и Е. В. Титова [4] анализировали существующие проблемы деятельности лесного комплекса, среди которых выделили устойчивое развитие лесного комплекса, управленческие проблемы, демографические, географические и климатические проблемы в отдельных регионах, деградация природных ресурсов. И. Ф. Кузьминов [8], П. А. Лобанова [8], И. В. Логинова [8], П. Д. Бахтин [8] провели анализ стратегических документов и выявили проблемы, которые препятствуют эффективному развитию лесного комплекса России. Для решения возникающих проблем учёные предложили внедрить системы мониторинга и прогнозирования развития лесного комплекса. Е.В. Ащеулова [1] сформировала стратегические направления повышения эффективности лесных комплексов Сибири. Учёные Н. Б. Пинягина [5], А. А. Савицкий [5] и Н. С. Горшенина [5] работают над стратегическим развитием лесного комплекс. Современным и актуальным являются форсайт исследования в сфере управления ресурсами, которые применялись при разработке политик в ряде странах [12, 13]. Применительно к стратегированию развития лесного комплекса появляются экспериментальное применение форсайта для разработки дорожной карты инвестиции Дальнего Востока, дорожной карты повышения эффективности функционирования и развития лесного комплекса в Якутии и др. [2].
Анализ отечественных и зарубежных исследований по стратегированию развития лесного комплекса показал, что они связаны с разработкой эффективных стратегий и поиском действенных методов управления лесным комплексом. Для стратегирования лесного комплекса важно применять инновационные технологии и методологию, включающие мониторинг, прогнозирование, разработку программы развития лесного комплекса, комплексно объединяющей технологически взаимосвязанные отрасли.
Результаты исследования
Ресурсная база лесного комплекса Архангельской области
Одним из основных принципов разработки стратегии является ресурсообеспеченность, поскольку реализация стратегических приоритетов гарантируется объёмом и качеством необходимых ресурсов. Площади лесного фонда в Архангельской области составляют 28,1 млн. га [3, 15]. Большую часть территории области занимают эксплуатационные леса – 19,6 млн га, защитные леса - 8,7 млн га [3]. Лесные площади включают 83% хвойные породы и 17% лиственные. Расчетная лесосека в Архангельской области оценивается в 27,8 млн м куб, в том числе по хвойному хозяйству – 17,3 млн м куб [3, 11, 12]. При таких объёмах древесных ресурсов уровень использования годовой расчётной лесосеки составляет 50 - 60%%, что связано со слабой инфраструктурой лесных массивов, в особенности это отмечается на востоке области. Основные лесозаготовки ведутся в районах близких к Архангельску и Коряжме, районах рек (Северная Двина, Вычегда, Вага), районах близких к магистралям. Объем лесозаготовки имел положительную динамику с 2016 г. В 2022 г. объём лесозаготовки составил 14,1 млн куб м (рис.2). При недостатке сырья древесина поставляется из Вологодской и Кировской областей.
Рисунок 2 – Динамика лесозаготовок Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [15]
Лесовосстановление в Архангельской области является стратегической целью достижения баланса лесозаготовки и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 г. [10]. Поэтому динамика лесовосстановления имеет в целом положительный тренд на протяжении длительного периода (рис. 3), и в 2022 г. объём лесовосстановления составил 80,7 тыс. га [10]. Площадь искусственного лесовосстановления - 4,7 тыс. га в 2020 г. и 4,8 тыс. га в 2021 г. [10].
Рисунок 3 – Лесовосстановление в Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [3, 15]
Кадровый потенциал лесного комплекса Архангельской области
Все большее внимание уделяется развитию человеческого потенциала как фактора социального-экономического развития лесного комплекса, поэтому важным компонентом стратегической диагностики является анализ трудовых ресурсов. По данному направлению стратегической диагностики лесного комплекса можно выделить множество элементов анализа, но в данном исследовании проанализируем заработную плату, уровень обеспеченности кадрами и численность занятых. Для занятых в лесном комплексе не превышает 7% от общего числа занятых по всем видам деятельности в Архангельской области. В лесном комплексе Архангельской области число занятых за последние пять лет менялось от 21,3 до 23,3 тыс. чел. [3, 15]. Наибольшее число занятых в лесозаготовительной отрасли - около 40% общей численности занятых в лесном комплексе. В деревообрабатывающей отрасли и целлюлозно-бумажной промышленности по 30% занятых (табл.1) [3, 15]. Причём в целлюлозно-бумажной промышленности наблюдается снижение численности – за последние пять лет 24%, что отчасти связано с автоматизацией предприятий.
Таблица 1 – Среднесписочная численность занятых в лесном комплексе Архангельской области
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Всего,
тыс. чел
|
353,41
|
349,67
|
345,82
|
342,36
|
336,08
|
329,61
|
лесоводство и лесозаготовки, тыс. чел
|
6,92
|
6,75
|
8,74
|
8,64
|
8,74
|
8,67
|
деревообрабатывающая отрасль, тыс. чел
|
7,55
|
9,42
|
7,61
|
7,30
|
7,03
|
6,74
|
целлюлозно-бумажная промышленность, тыс. чел
|
6,81
|
6,77
|
6,96
|
6,93
|
6,78
|
6,63
|
Всего по лесному комплексу, тыс. чел
|
21,28
|
22,95
|
23,30
|
22,87
|
22,55
|
22,04
|
Доля от занятых по всем видам детальности, %
|
6,02
|
6,56
|
6,74
|
6,68
|
6,71
|
6,69
|
Средняя заработная плата по лесному комплексу в 2022 г. составила 68 тыс. руб., что выше средней заработной платы в целом по всем видам деятельности Архангельской области (рис.4). Но это не означает, что во всех отраслях лесного комплекса ситуация с оплатой труда позитивная, поскольку уровень оплаты труда зависит от финансово-экономического положения предприятий. Выше заработная плата на крупных предприятиях, в особенности в целлюлозно-бумажной промышленности. На предприятиях деревообрабатывающей отрасли средняя заработная плата ниже. Несмотря на продолжающийся кризис в лесном комплексе, массовых сокращений на предприятиях отрасли не наблюдается. Средняя заработная плата по лесной отрасли региона за январь-апрель 2023 г. составила 71,4 тыс. рублей (100,2% от уровня января-апреля 2022 г.), в апреле 2023 г. по отношению к соответствующему месяцу прошлого года выросла на 2,8% [3, 15].
Рисунок 4 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников лесного комплекса Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [15]
Инновационно-технологический потенциал лесного комплекса Архангельской области
Анализ технологической среды и оценка потенциала деятельности лесного комплекса играют важную роль в определении перспектив развития при разработке стратегии. В стратегировании деятельности лесного комплекса компонент инновации и технологии позволяет генерировать эффективность развития на протяжении стратегируемого периода. Анализ динамики инвестиций в основной капитал за последние пять лет показывает его снижение. Наибольший объём инвестиций в лесном комплексе наблюдался в 2018 г. -21,5 млрд руб., а наименьший в 2022 г. - 10,3 млрд. руб. (рис.5) [3, 10, 15]. Доля инвестиций лесного комплекса в общем объеме инвестиций по Архангельской области снизилась до 9,6 % в I кв. 2023 г. [3, 15].
Рисунок 5 – Динамика инвестиций в основной капитал лесного комплекса Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [3, 15]
К настоящему времени за последние пять лет реализовано 10 приоритетных инвестиционных проектов и часть проектов в стадии реализации [3]. Построены новые лесопильные производства, модернизированы фанерные, картонные, бумажные производства, введены в действие цеха по производству пеллет и бумаг (рис.6).
Рисунок 6 – Приоритетные проекты лесного комплекса Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [3, 15]
Финансово-экономическое состояние лесного комплекса Архангельской области
Существенная характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости любого субъекта является его финансово-экономическое состояние, соответственно данный компонент должен быть положен в стратегирование. Региональный вклад лесного комплекса Архангельской области существенный. В 2022 г. доля лесного комплекса в валовом региональном продукте составила 16,9%, что выше чем в 2021 г. (14,2%). Финансовые результаты предприятий лесного комплекса за последние несколько лет значительно меняются, поскольку национальная и мировая экономическая обстановка преподносит кризисы, локдауны, санкционные ограничения, и другие испытания. Так, 2020 г. показал снижение финансовых показателей, что связано с короновирусом, и в первой половине 2020 г. многие предприятия перестали справляться нагрузкой в полном объёме. Самым успешным и прибыльным за всю историю функционирования лесного комплекса стал 2021 г., после которого произошёл обвал. Введение санкций, изменение и удорожание логистики, прекращение импортных поставок оборудования и химикатов, девальвация национального курса, циклическое снижение цен на лесопродукцию и другие испытания, которые обрушились на лесной комплекс негативно отразились на результатах деятельности. В итоге в 2022 г. финансовые результаты предприятий значительно снизились (рис.7). Наибольшее снижение финансовых результатов по итогам 2022 г. по сравнению с 2021 г. произошло в деревообрабатывающей отрасли. Объём выручки снизился на 10-30%% по разным отраслям лесного комплекса.
Рисунок 7 - Финансовый результат предприятий лесного комплекса Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [15]
Аналогичная динамика наблюдается и показателю налоговых платежей. Налоговые платежи архангельских предприятий лесного комплекса в областной бюджет снизились более чем на 31% в 2022 г. Снижение продолжилось в 2023 г. (табл.2). Сумма налоговых отчислений предприятий лесного комплекса в консолидированный бюджет Архангельской области за I п/г 2023 г. составила 3,5 млрд. руб. (61% по сравнению с I п/г 2022 г.) [3, 15].
Таблица 2 – Налоговые платежи лесного комплекса Архангельской области
Наименование
показателя |
2021 г.
|
% к
2020 г. |
2022 г.
|
% к
2021 г. |
3 мес.
2023 г. |
% к
3 мес. 2022 г. |
Сумма
налоговых платежей в бюджет области по лесному комплексу,
млрд. руб. |
12,1
|
303
|
8,3
|
69
|
1,5
|
56
|
Доля
лесного комплекса в общем объеме налоговых платежей в бюджете области, %
|
15,7
|
х
|
9,7
|
х
|
6,8
|
х
|
Инфраструктурная специфика лесного комплекса проявляется в низкой концентрации производства в лесозаготовительной отрасли (7-10%%) с большим количеством малых предприятий. Так, в лесозаготовительной отрасли Архангельской области за пять лет число предприятий менялось от 10 до 28 ед., и изменчивость связана объёмами заготовки древесины (рис.8). В противоположность лесозаготовительной отрасли высокая концентрация производства имеется в целлюлозно-бумажной промышленности (35-40%%), и число предприятий не меняется.
Рисунок 8 – Число предприятий лесного комплекса Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [15]
Анализ затрат предприятий лесного комплекса Архангельской области показывает значительный рост за последние пять лет – в целом по комплексу в 2,3 раза в 2022 г. к уровню 2017 г. (рис.9). Наибольший рост отмечается в лесозаготовительной отрасли – в 4 раза, наименьший на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности – 1,8 раза [3, 15].
Рисунок 9 – Затраты предприятий лесного комплекса Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [15]
Состояние производства лесного комплекса Архангельской области
Анализ состояния производства лесного комплекса как стратегического объекта включает множество элементов: масштабы производства, загрузка производственных мощностей, инфраструктура, логистика и сбыт продукции, и др. В данном исследовании представлены результаты анализа производства отгрузки лесопродукции, загрузки мощностей. В области функционируют три крупных лесоперерабатывающих центра, которые расположены вблизи транспортных коммуникаций (рис.9). Можно ожидать, что в перспективе сформируется четвёртый лесоперерабатывающий центр на северо-западе Архангельский области, который сегодня представлен предприятием АО «Онежский ЛДК».
Рисунок 10 – Лесоперерабатывающие центры Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [15]
Производство деревообрабатывающей продукции Архангельской области имело значительные колебания на всём анализируемом временном отрезке, и значительный спад в 2022 г. (рис.10). Динамика производства целлюлозно-бумажной промышленности в целом более статична, и в 2022 г. снижение не столь критичное по сравнению с другими отраслями лесного комплекса. В отличии от производственных показателей динамика отгрузки продукции деревообрабатывающей отрасли имеет положительный тренд до 2022 г. (рис.11). Несколько отличается динамика отгрузки целлюлозно-бумажной продукции, что связано со многими причинами, одной из которых является значительная волатильность цен.
Рисунок 11 – Динамика производства лесопродукции Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [15]
Рисунок 12 – Динамика отгрузки лесопродукции Архангельской области
Источник: разработано авторами по данным [15]
Производственные показатели подтверждаются и уровнем загрузки мощностей, которые снизились в 2022 г. по всем видам производства лесопродукции (табл.3), но в меньшей степени это затронуло производство целлюлозы, бумаги и картона. Производители лесопродукции снижали производственные мощности, так как произошло затоваривание внутреннего рынка теми объёмами лесопродукции, которые ранее экспортировались.
Таблица 3 – Использование производственной мощности предприятиями лесного комплекса Архангельской области, %
Вид лесопродукции
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Лесоматериалы
|
71,2
|
75,2
|
84,8
|
85,1
|
86,1
|
70,9
|
Фанера
|
100,0
|
95,2
|
93,1
|
100,0
|
92,2
|
65,7
|
Целлюлоза
|
99,2
|
99,9
|
94,8
|
99,4
|
99,3
|
97,7
|
Бумага и картон
|
99,3
|
99,6
|
92,5
|
99,0
|
99,4
|
98,5
|
Тетради школьные ученические
|
80,0
|
75,2
|
76,7
|
80,8
|
76,8
|
-
|
Рыночное позиционирование лесного комплекса Архангельской области
Главное назначение деятельности лесного комплекса состоит в обеспечении потребностей внутреннего рынка и повышении конкурентоспособности на внешнем рынке. Лесной комплекс России является традиционно экспортно-ориентированным по многим видам продукции, а внутренний рынок имеет недостаточную ёмкость для потребления выработанной лесопродукции. В результате ограничения европейского рынка для российской лесопродукции в прошлом году на внутреннем рынке по многим сегментам сложился дисбаланс спроса и предложения, что стало одной из причин снижения цен. Для стабилизации рыночного равновесия российские предприятия вынуждены осваивать новые внешние региональные сегменты рынка. Увеличились экспортные потоки в страны Азии, страны Ближнего зарубежья. Для производителей лесопродукции Архангельской области поставки на данные внешние рынки приводят к росту логистических затрат. Несмотря на сложности архангельским лесопромышленникам удаётся удерживать рыночные позиции. В Архангельской области производится более 16 % бумаги и картона, свыше 17 % топливных гранул, более 25% целлюлозы от общего производства в России [3, 15]. В Северо-Западном федеральном округе Архангельская область занимает первые места по объемам производства пиломатериалов, топливных гранул, целлюлозы, бумаги и картона (табл.4).
Таблица 4 – Рыночные позиции лесного комплекса Архангельской области
Вид
лесопродукции
|
2021
|
2022
| ||||
Доля, %
|
Место
|
Доля, %
|
Место
| |||
В Российской Федерации
| ||||||
Лесоматериалы необработанные
|
9,1
|
4
|
8,9
|
4
| ||
Пиломатериалы
|
8,3
|
3
|
8,3
|
3
| ||
Фанера
|
3,0
|
16
|
2,9
|
13
| ||
Гранулы топливные
|
22,0
|
1
|
17,1
|
1
| ||
Целлюлоза по варке
|
26,2
|
2
|
25,7
|
2
| ||
Бумага и картон
|
16,6
|
1
|
16,3
|
1
| ||
В Северо-Западном Федеральном округе
| ||||||
Лесоматериалы необработанные
|
26,9
|
2
|
27,8
|
2
| ||
Пиломатериалы
|
30,2
|
1
|
32,1
|
1
| ||
Фанера
|
10,4
|
5
|
10,1
|
5
| ||
Гранулы топливные
|
47,8
|
1
|
45,6
|
1
| ||
Целлюлоза по варке
|
43,6
|
1
|
44,6
|
1
| ||
Бумага и картон
|
31,5
|
1
|
31,7
|
1
| ||
Выводы
Таким образом, комплексная диагностика направлений деятельности лесного комплекса Архангельской области, необходимая для планирования и прогнозирования, для разработки стратегического развития, показала неоднозначные результаты. Так, использование ресурсной базы, инновационно-технологического потенциала, кадрового потенциала имеют недостаточный уровень. Финансово-экономические результаты, производственные и рыночные показатели в целом имели положительную динамику за исключением экстраординарных периодов 2022 – 2023 гг. Результаты диагностики лесного комплекса позволили провести идентификацию и разделение по направлениям диагностики проблем функционирования лесного комплекса, препятствующие развитию, которые должны быть учтены при стратегическом планировании (рис.13).
Рисунок 13 – Проблемы развития лесного комплекса Архангельской области
Источник: разработано авторами по экспериментальным данным
Научная значимость полученных результатов заключается в том, что исследование на базе комплексного анализа деятельности лесного комплекса с выделением основных направлений диагностики привносит вклад в методологию стратегирования. Прикладная значимость обусловлена возможностью использования результатов исследования для формирования стратегии развития лесных регионов России.
Источники:
2. Крайнов А.И., Пластинин А.В., Сушко О.П. Оценка бизнес-сообществом лесных концессий как эффективной формы государственно-частного партнерства // Финансовая экономика. – 2019. – № 4. – c. 947-949.
3. Министерство природных ресурсов Архангельской области. [Электронный ресурс]. URL: https://dvinaland.ru/gov/ (дата обращения: 10.08.2023).
4. Пинягина Н.Б., Савицкий А.А., Горшенина Н.С. Стратегические приоритеты развития лесного комплекса России // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. – 2016. – № 6. – c. 53-66.
5. Даев А.А., Савенко А.С., Субхонбердиев А.Ш., Титова Е.В. Политика устойчивого развития регионального лесопромышленного комплекса // Повышение эффективности управления устойчивым развитием лесопромышленного комплекса: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г. Ф. Морозова. Воронеж, 2020. – c. 184-188.– doi: 10.38006/907345-73-7.2020.184.188.
6. Петров А.И. Анализ развития механизмов стимулирования государственно-частного партнерства в зарубежных странах // Вестник российской академии естественных наук (санкт-петербург). – 2011. – № 4. – c. 53-56.
7. Секушина И.А. Институциональные и нормативно-правовые основы управления лесопромышленным комплексом регионов Европейского Севера России // Журнал экономических исследований. – 2018. – № 9. – c. 62-74.
8. Кузьминов И.Ф., Лобанова П.А., Логинова И.В., Бахтин П.Д. Система научно-технологического прогнозирования и стратегического планирования в лесном комплексе Российской Федерации // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. – 2020. – № 1. – c. 54-73. – doi: 10.21178/2079-6080.2020.1.54.
9. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года утверждена распоряжением Администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года № 278-ра/48. Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.08.2023).
10. Стратегия развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 года утверждена Распоряжением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 22 мая 2014 года № 381-р. Dvinaland.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dvinaland.ru/-2m5atddc (дата обращения: 15.08.2023).
11. Стратегия развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 года утверждена Распоряжением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 22 мая 2014 года № 381-р. Dvinaland.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dvinaland.ru/-2m5atddc.
12. Сушко О.П., Пластинин А.В., Скворцов Д.А. Методологические подходы к оценке эффективности функционирования институтов лесопромышленного комплекса. / Монография. - Москва: Издательство «Перо», 2022. – 138 c.
13. Сушко О.П., Пластинин А.В. Структурное моделирование развития лесного кластера // Финансовая экономика. – 2020. – № 10. – c. 99-103.
14. Мартынюк А.А., Рафаилов М.К., Трушина И.Г., Рыкова Т.В. Об основных результатах реализации в 2014 году государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы // Актуальные проблемы лесного комплекса. – 2015. – № 41. – c. 54-59.
15. Управление Федеральной службы государственной статистки по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://29.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.08.2023).
Страница обновлена: 29.11.2024 в 20:58:22