О внедрении организационно-экономического механизма стратегирования в инновационной деятельности НИУ
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (83), Ноябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034624
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Организационно-экономический механизм стратегирования в инновационной деятельности национального исследовательского университета имеет процессный, функциональный и прогностический характер. Поскольку речь идет об организационно-экономическом механизме, в статье показано, что методически реализация организационно-экономического механизма инновационного стратегирования базируется на методологии институционального реформирования организации, включающего в себя два направления – институциональную реструктуризацию и институциональную рефункционализацию.
Ключевые слова: инновационная деятельность, организационно-экономический механизм, институциональный менеджмент, стратегирование
С точки зрения институционального подхода, объединяющего функциональный и процессный подходы, «организационно-экономический механизм инновационного стратегирования» является институциональным элементом системы стратегического управления инновационной деятельностью, реализующим организационные, координационные, контрольные и мотивационные функции через материальные, финансовые, информационные, коммуникативные и кадровые потоки соответствующим образом упорядоченных бизнес-процессов.
Поскольку речь идет об организационно-экономическом механизме, методически реализация организационно-экономического механизма инновационного стратегирования базируется на методологии институционального реформирования организации, включающего в себя два направления – институциональную реструктуризацию и институциональную рефункционализацию [1-3].
Функциональная модель инновационного стратегирования
Институциональный менеджмент (ИМ) относят к функциональному разделу институциональной экономики, направленному на исследование способов и разработку методов, повышающих эффективность управления в институциональных системах [4-6].
В качестве предмета ИМ может выступать комплекс функциональных экономических отношений акторов [1] организации, обеспечивающий эффективность закрепления разного рода функций в соответствующем комплексе норм, правил, стандартов, регламентов, статусов и распорядков (см. рис. 1).
Создание и функционирование любой организационной единицы направлено на структурное и инфраструктурное обеспечение реализации конкретных функций, которые закрепляются за акторами данной структурной единицы. Данные функции отражают процессы разделения и кооперации труда внутри организации. Дифференциирование в рамках организации производительных функций требует, в свою очередь, интегрированной реализации посредством структурирования, при котором формируется инфраструктура, осуществляющая вспомогательные функции, которые способствуют повышению эффективности в основных видах деятельности. При этом возникает возможность и обратных процессов, при которых реструктуризацию сопровождает реинфраструктуризация и соответствующая им рефункционализация.
Структурно такая инновационная организация, как, например, Пермский государственный национальный исследовательский университет, может рассматриваться как комплекс бизнес-единиц, которые осуществляют конкретную деятельность (производство «знаний», выпуск специалистов и т.д.) и интегрируют для этого относительно обособленные структуры («бизнесы»), осуществляемые в рамках специализированных или взаимосвязанных подразделений (факультеты, кафедры, лаборатории и др.), образованных группами сотрудников.
При осуществлении любых бизнес-процессов рождаются специфические конфигурации этих субструктур организации – его функционально ориентированные органы.
НИУ как комплекс взаимосвязанных экономических видов деятельности
Согласно отечественным и зарубежным исследованиям национальный исследовательский университет в функциональном аспекте может рассматриваться в виде комплекса отдельных, но взаимосвязанных экономических видов деятельности. Основные и вспомогательные функции (институции) при этом возложены на индивидуальных и ассоциированных субъектов. Закрепленные за субъектами функции определяют их статус и роль в воспроизводственном процессе университета. При этом любые бизнес-процессы отображаются в исследованиях в виде потоков действий и операций в результате реализации субструктурами университета функций (институций). Подобный подход представлен в таблице 1.
Таблица 1
Составляющие организационно-экономического механизма инновационного стратегирования и их структура
Составляющие организационно-экономического механизма инновационного стратегирования
|
Структура составляющих организационно-экономического механизма инновационного стратегирования
|
1. Элементы
|
институциональные (организационные, управленческие); экономические; финансовые; производственные; технологические; информационные; маркетинговые; экологические; социальные
|
2. Методы
|
организация; планирование; регулирование; стимулирование; контроль
|
3. Принципы
|
системности; целеполагания; иерархичности; обратной связи; эффективности
|
4. Функции
|
организационная; координационная; контрольная; мотивационная
|
5. Потоки
|
материальные; финансовые; информационные; коммуникативные; кадровые
|
Анализ исследований показывает, что доминирующая в последние годы парадигма реструктуризации является результатом, игнорирующим институциональный подход в развитии предпринимательских структур. Чаще всего реструктуризация трактуется в качестве стратегии организационных изменений, которое в этом случае рассматривается в виде сложного институционального комплекса. В этом случае рефункционализацию можно рассматривать в качестве стратегии институциональных изменений национального исследовательского университета.
В этом случае рефункционализацию уместно рассматривать как основную институциональную технологию стратегического менеджмента, которая связана с целенаправленными изменениями в системе функций, социально закрепляемыми при внутрифирменном разделении труда за акторами и субструктурами. При этом очевидно пересечение институциональности рефункционализации с ее стратегичностью, поскольку стратегией развития национального исследовательского университета определяется конкретная конфигурация по видам его деятельности и согласование видов деятельности между собой. Различие стратегических позиций требуют согласование по видам деятельности при производстве конкретных видов работ и услуг, в нашем случае - университета.
Рефункционализация и реструктуризация имеют неразрывную связь, но рефункционализация логически первична, так как предполагаемые или уже произведенные функциональные изменения являются основой организационных «сдвигов», служащих повышению эффективности реализуемых приоритетных функций. То есть, при реализации модели организационно-экономического механизма инновационного стратегирования в национальном исследовательском университете важно координирование не только структурных, но, в первую очередь, функциональных параметров университета.
Рефункционализация и реструктуризация являются дополняющими друг друга сторонами в едином процессе эволюции (преобразования, реформирования) университета, в связи с чем их разграничение представляет собой научную абстракцию, необходимую при более полном раскрытии всего спектра их характеристик. Реструктуризацию и рефункционализацию невозможно осуществлять отдельно, так как только в результате взаимодействий функций и структуры осуществляется развитие университета. В результате рефункционализации университета изменяют статусы отдельные подразделения, рабочие группы и сотрудники. Она инициализирует трансформацию в нормах и правилах, институциональных процедурах и системах контрактов, задает стимулы для инноваций, вызывает смену традиций и сложившихся стереотипов мышления. Рефункционализация инициируется «недрами» наноэкономики, поскольку именно индивидуальным акторам университета свойственно быть «носителями институций».
То есть, в процессе рефункционализации национального исследовательского университета предполагается возрастание его функциональной гибкости в результате отбора и инноваций новых институций, к которым относится и организационно-экономический механизм инновационного стратегирования.
Вывод
Организационно-экономический механизм инновационного стратегирования может и должен стать ключевым звеном, повышающим в стратегической перспективе мобильность диверсификации результатов деятельности и университетских образовательных и исследовательских технологий, подготовки и переподготовки персонала, совершенствования управления стратегическим развитием национального исследовательского университета.
[1] Акторы – это индивидуумы, множества которых образуются, поддерживаются и распадаются при участии самих индивидуумов
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:11:02