Стратегирование развития энергетического машиностроения

Шувалов Д.С.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Энергетическое машиностроение – доминирующая отрасль, создающая фундамент для отечественной индустрии и обеспечивающая высокую степень энергетической безопасности [9]. Энергетическая безопасность объединяет два ключевых аспекта: устойчивый доступ потребителей к необходимым энергетическим ресурсам и стабильный выход поставщиков на рынок сбыта. В российской трактовке это понятие включает защиту государства, его граждан и экономики от угроз, способных подорвать надежные поставки энергии [7] (Seliverstov, Vatulin, 2015). В Западной Европе акцент смещается на гарантированное и бесперебойное снабжение ресурсами с упором на поддержание приемлемых и стабильных цен [1, 6, 15] (Denchev, 2010; Marij, Igisheva, 2014). Энергетическая безопасность охватывает как защиту от перебоев, так и поддержание экономически обоснованных условий для всех участников процесса.

Энергетическое машиностроение отвечает за производство оборудования для генерации, передачи и потребления энергии, что позволяет удовлетворять запросы множества отраслей экономики [8] (Skazochkin, Balash, Serezhkin, Perov, 2022). Однако в последние годы, на фоне возросшей научно-технической зависимости от импортного оборудования, комплектующих и технологий усилились риски для стабильности отечественной энергетики. Санкции, введенные недружелюбными странами, значительно усложнили работу сектора, затронув стратегически важные направления производства и поставок. Например, более 80% газовых турбин и их компонентов поступали из-за границы, что ярко иллюстрирует высокую зависимость отрасли от внешних факторов [2, 14] (Zajcev, Shevko, Malyutin, Sirotin, 2022). Кроме того, предприятия российской электроэнергетики оснащены импортным оборудованием примерно на 80%, что делает сектор особенно уязвимым к изменениям на внутреннем и международных рынках [9].

Современные реалии диктуют отрасли необходимость непрерывной модернизации и создания инновационных решений. Растущий спрос на энергосбережение, усиление экологических стандартов и активный переход к возобновляемым источникам энергии требуют от производителей разработки более эффективных и экологичных технологий. В таких условиях энергетическое машиностроение не может ограничиваться следованием мировым трендам – оно должно стремиться опережать их, предлагая технологии, которые способны поддерживать устойчивое развитие как экономики в целом, так и энергетической инфраструктуры в частности [12] (Shcheglov, 2018). Таким образом, обеспечение устойчивого и опережающего развития энергетического машиностроения становится важнейшей задачей для укрепления экономической безопасности и стабильного роста России. Для достижения таких целей отрасли следует сосредоточиться на стратегическом менеджменте, что делает стратегирование основополагающим инструментом для долгосрочного обеспечения конкурентоспособности и устойчивого роста.

В трудах известного экономиста и академика Владимира Львовича Квинта заложена методологическая база, направленная на создание долгосрочных стратегий, обеспечивающих развитие отрасли. В.Л. Квинт выделял стратегию как «систему поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечивает долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации» [16] (Kvint, 2015). Согласно его подходу, именно такая система позволяет выявить ключевые направления для эффективной деятельности и последовательно воплотить их, несмотря на внешние факторы неопределенности. При этом необходимо принимать во внимание не только внутренние ресурсы и потенциал отрасли, но и внешние условия, которые способны оказать влияние на ее развитие.

Стратег, «обладающий глубокими знаниями о фундаментальных ценностях и интересах объекта стратегирования для приумножения успеха и репутации этого объекта», не просто реагирует на внешние изменения, но активно создает устойчивые конкурентные преимущества, закладывая основу для долгосрочного роста и укрепления позиций управляемого объекта [3] (Kvint, 2022). В условиях нестабильности мира именно такие стратегические решения, основанные на глубоком понимании, играют ключевую роль в обеспечении стабильного успеха.

Методология стратегирования, предложенная В. Л. Квинтом, охватывает такие аспекты, как выявление стратегических возможностей, формирование стратегических интересов и приоритетов, оценка конкурентных преимуществ, определение миссии, видения и эффективности [3] (Kvint, 2022). Эти составляющие помогают разрабатывать долгосрочные стратегии, направленные на повышение конкурентоспособности и технологической независимости, что способствует успешной интеграции отечественного энергетического машиностроения в мировые рынки. Стратегирование в конечном счете обеспечивает устойчивое развитие отрасли, позволяя ей гибко реагировать на будущие вызовы, например, такие как переход на возобновляемые источники энергии и повышение энергоэффективности.

Целью научного исследования является разработка эффективных стратегических решений для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития предприятий энергетического машиностроения в условиях внешнеэкономических ограничений и технологической зависимости. Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать основные компоненты, составляющие стратегическую концепцию развития отрасли энергетического машиностроения.

OTSW-анализ как инструмент стратегического развития

Одним из центральных инструментов для стратегирования в энергомашиностроительной сфере становится OTSW-анализ (Opportunities, Threats, Strengths и Threats), который, как подчеркивает Владимир Львович Квинт, «соответствует процессу формирования стратегического видения, приоритетов объекта, так как более эффективно подготавливает … к неожиданно возникающим возможностям или угрозам» [3] (Kvint, 2022). Проведение такого анализа позволяет не только определить ключевые внешние возможности (Opportunities) и угрозы (Threats), но и глубже исследовать внутренние сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны отрасли, закладывая тем самым основу для устойчивого развития [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024).

В современной российской экономике развитие энергетического машиностроения сопряжено с рядом серьезных трудностей, что наглядно подтверждают результаты проведенного OTSW-анализа (таблица 1).

Таблица 1

OTSW-анализ отечественного энергетического машиностроения

Возможности
Угрозы
· создание программы импортозамещения;
· развитие государственных инвестиционных программ;
· развитие энергоэффективных и экологически чистых технологий (ВИЭ);
· цифровизация и внедрение интеллектуальных систем управления;
· модернизация энергетической инфраструктуры;
· международное сотрудничество и расширение экспорта;
· создание новых партнерств с дружественными странами;
· децентрализация энергосистем и создание микросетей.
· зависимость от импортного оборудования, комплектующих и технологий;
· отставание в модернизации производственных мощностей от мировых аналогов;
· ограниченные возможности в экспорте продукции на традиционные западные рынки;
· недостаточное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;
· возрастание издержек на производство продукции;
· участие на глобальном рынке с растущей конкуренцией;
· ужесточение экологических стандартов и требований к углеродному следу.
Сильные стороны
Слабые стороны
· научный и технологический потенциал;
· технологическое лидерство в атомной энергетике;
· наличие научно-производственной базы;
· государственное стимулирование;
· обладание богатыми природными ресурсами;
· крупные внутренние потребности;
· производство оборудования, соответствующего международным стандартам качества;
· диверсификация производственных мощностей.
· недостаток инвестиций в научные исследования и разработки;
· зависимость от зарубежных технологий;
· существенная изношенность основных фондов;
· отсутствие гибкости производственных процессов;
· низкая доля цифровизации производственных процессов;
· высокие производственные затраты;
· низкая энергоэффективность оборудования;
· фрагментация системы подготовки кадров;
· слабое присутствие на международных рынках;
· сложности с созданием гибких управленческих решений;
· ограничение гибкости бизнеса из-за необходимости участия в государственных заказах.
Источник: составлено автором.

Ключевыми барьерами для развития энергетического машиностроения выступают изношенные производственные мощности, высокая зависимость от импортных технологий и оборудования, а также дефицит квалифицированных кадров. Эти проблемы серьезно затрудняют процесс модернизации отрасли и ослабляют позиции отечественных производителей на мировом рынке.

В условиях геополитической нестабильности Россия активизировала усилия по реализации программ импортозамещения и государственной поддержки ключевых отраслей. Среди применяемых мер – налоговые льготы, субсидии и инвестиционные инициативы, направленные на сокращение зависимости от импортных технологий [11] (Shuvalova, Ovchinnikova, Lykova, 2022). Дальнейшие перспективы энергомашиностроения кроются в цифровизации и автоматизации производственных процессов, а также в развитии научно-исследовательской деятельности [10] (Shinkevich, Lubnina, Rajskij, 2021). Важным шагом для устойчивого роста является модернизация, укрепление технологической независимости и расширение международных связей с дружественными странами, что обеспечит отрасли уверенное развитие.

Результаты проведенного OTSW-анализа служат основой для определения, изучения и формирования ключевых компонентов стратегического развития в сфере энергетического машиностроения: стратегических интересов, возможностей, приоритетов, миссии, видения и показателей эффективности. Все эти элементы формируют основу стратегии, ориентированной на повышение результативности и устойчивое развитие отрасли в долгосрочной перспективе [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024).

Стратегические интересы, согласно В. Л. Квинту, определяются как «интересы объекта стратегирования, на достижение которых и направлен весь процесс разработки и реализации стратегии – стратегирование» [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024). Они ориентированы на достижение долгосрочных целей, что важно для укрепления позиций участников отрасли. Для компаний в энергомашиностроении ключевыми интересами становятся технологическое обновление, повышение энергоэффективности и расширение продуктового ряда. Существенную роль играет также развитие кадрового потенциала, позволяющее адаптировать бизнес к вызовам цифровизации и новым экологическим стандартам.

С позиции государства стратегические интересы заключаются в технологическом суверенитете, повышении экспортного потенциала и укреплении позиций на мировых рынках оборудования [13] (Shcheglov, 2024). Это согласуется с задачами инновационного развития и диверсификации экономики, укрепляя национальную энергетическую безопасность и снижая зависимость от зарубежных технологий. Меры государственной поддержки, включая субсидии, налоговые льготы и поощрение научных исследований, направлены на реализацию этих задач, создавая благоприятные условия для роста отрасли [9].

Крупные компании и государственные организации, являясь основными потребителями оборудования, стремятся к повышению надежности и энергоэффективности решений, предоставляемых предприятиями энергетического машиностроения. Их стратегические интересы сосредоточены на сокращении эксплуатационных затрат, укреплении устойчивости энергетической инфраструктуры и внедрении современных технологий, которые соответствуют международным стандартам. Эти интересы тесно связаны с актуальными национальными и глобальными тенденциями, включая переход к низкоуглеродной экономике, активное развитие возобновляемых источников энергии и повышение значимости энергоэффективных технологий. Эти изменения не только определяют ключевые направления развития отрасли, но и способствуют реализации стратегии, ориентированной на долгосрочный рост и устойчивое развитие предприятий.

Опираясь на методологию В. Л. Квинта, можно утверждать, что четко сформулированные интересы и их согласование между участниками позволяют выстроить стратегию, интегрирующую экономические, технологические и социальные аспекты. В энергомашиностроении стратегия должна быть направлена не только на преодоление существующих трудностей, но и на реализацию стратегических возможностей, которые позволят достичь устойчивого роста и укрепления конкурентоспособности.

В рамках концепции стратегирования определение подобных возможностей опирается на всесторонний анализ тенденций, охватывающих глобальный, национальный, региональный и отраслевой уровни, что позволяет создать устойчивую стратегическую основу для развития отрасли [4] (Kvint, 2019).

Определение приоритетов, направленных на наиболее эффективное использование выявленных возможностей и достижение стратегических целей, является ключевым аспектом развития. В рамках методологии В. Л. Квинта приоритеты играют роль «консолидирующего эпицентра завершенной версии стратегии, в котором ярко проявляется весь практический смысл стратегии» [4] (Kvint, 2019). Это указывает на то, что именно через четко сформулированные приоритеты выражаются интересы участников стратегического процесса, а стратегия охватывает только те направления, которые подкреплены инновационными и эффективно реализуемыми конкурентными преимуществами [4] (Kvint, 2019).

В энергетическом машиностроении стратегические приоритеты формируются в ответ на актуальные и будущие потребности отрасли, а также под влиянием глобальных тенденций, таких как переход к низкоуглеродной экономике, цифровизация и необходимость модернизации производственных процессов.

Для успешного стратегирования в этой сфере выделяются несколько ключевых приоритетов. Во-первых, это интеграция производства и научно-технических разработок на основе внедрения передовых технологий и систем управления. Сюда входят активное использование цифровых решений, автоматизация и применение интеллектуальных систем управления, что позволяет повысить эффективность и адаптивность производственных мощностей, снижая издержки, улучшая качество продукции и оперативно реагируя на рыночные изменения. Вторым приоритетом является внедрение и развитие энергоэффективных и экологически чистых технологий. Глобальная тенденция к снижению углеродного следа и переходу к устойчивым источникам энергии требуют от отрасли разработки технологий, соответствующих высоким экологическим стандартам. Это не только улучшает международную репутацию компаний, но и открывает новые экспортные возможности в странах с высокими экологическими требованиями. Третьим важным направлением становится развитие международного сотрудничества и расширение экспортного потенциала. Укрепление партнерских связей с зарубежными компаниями, научными и образовательными учреждениями позволяет предприятиям обмениваться опытом и инновациями, что способствует улучшению продукции и освоению новых рынков, снижая зависимость от ограниченного внутреннего спроса. Наконец, для устойчивого развития отрасли необходимо повышать квалификацию и развивать кадровый потенциал через взаимодействие с образовательными и научными организациями. Создание программ, интегрирующих обучение с производственными процессами, позволяет подготовить квалифицированные кадры, готовые работать с новыми технологиями и инновациями, что служит залогом стабильного развития энергетического машиностроения.

Стратегические приоритеты играют решающую роль в стратегии, определяя ее практическую ценность через набор ключевых направлений. В данной отрасли приоритеты должны быть не только четко сформулированы, но и основаны на конкурентных преимуществах, которые позволяют уверенно достигать стратегических целей. Такие приоритеты выполняют двойную задачу: с одной стороны, они усиливают эффективность стратегии, с другой – служат фильтром, фокусируя ресурсы на направлениях с наибольшим потенциалом роста и развития, избегая тех, что не обеспечат долгосрочную устойчивость. Таким образом, основная цель стратегирования – сформировать и поддерживать уникальные конкурентные преимущества. Это достигается через внедрение инновационных подходов в производственные процессы, активное сотрудничество с научными и образовательными учреждениями, цифровую трансформацию и автоматизацию, а также усиление международных партнерских связей. Эти меры позволяют не только использовать новые возможности, но и закрепить конкурентное положение компаний на глобальном уровне, обеспечивая их долгосрочный успех.

На следующем этапе стратегического развития первостепенной задачей становится четкое определение миссии и видения [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024). Миссия не просто обозначает направление деятельности объекта стратегирования, но и придает смысл его существованию, определяя, в каких регионах он будет присутствовать, почему был создан и какую уникальную ценность предоставляет потребителям и партнерам. Именно миссия закладывает фундамент стратегического направления, отражая причины существования объекта, его особые преимущества и отличия от конкурентов. Через миссию становится очевидной значимость объекта, а также те конкурентные преимущества, которые обеспечивают ему устойчивое положение и признание на рынке.

Миссия предприятий энергетического машиностроения направлена на создание и выпуск оборудования, которое не только отвечает международным стандартам, но и полностью соответствует современным требованиям к энергоэффективности, инновационности и экологической безопасности. В основе лежит стремление обеспечить потребности энергетических компаний и инфраструктурных проектов, способствующих устойчивому развитию. Приоритетом становится применение передовых технологий, акцент на энергоэффективность и минимизация экологического ущерба. В долгосрочной перспективе стратегическая цель ориентирована на содействие модернизации и цифровизации энергетической сферы, укрепление ее технологической самостоятельности и повышение конкурентоспособности на глобальном уровне, что делает отрасль более устойчивой и прогрессивной.

В отличие от миссии, видение сосредотачивается на внутреннем развитии и организационном улучшении, отражая стремление отрасли к устойчивому и долговременному росту. В рамках подхода В. Л. Квинта видение должно раскрывать долгосрочные цели, отражать социальную ответственность и создавать единый фокус для всех участников производства. В энергетическом машиностроении такое видение воплощается в активном внедрении инноваций, развитии цифровых технологий, повышении профессионализма кадров и создании безопасного, надежного оборудования. Оно формирует общее направление для всех заинтересованных сторон – сотрудников, партнеров, конечных потребителей и общества – на достижение целей устойчивого и экологически ответственного роста. Тем самым закладывается база для будущих успехов и технологического лидерства.

На основе сформулированных миссии и видения можно определить ключевую цель и задачи для развития отрасли энергетического машиностроения. Главная цель – создать высокоэффективную, инновационную систему производства энергетического оборудования, опирающуюся на новейшие технологии и принципы устойчивого развития. Такая система должна быть ориентирована на выпуск продукции мирового уровня, используя цифровые и интеллектуальные решения, адаптированные под потребности глобального рынка и поддерживающие переход к низкоуглеродной экономике. Важнейшие акценты делаются на модернизации производственных процессов, улучшении энергоэффективности и повышении экологической безопасности [7] (Seliverstov, Vatulin, 2015). Все это нацелено на укрепление технологической независимости и увеличение конкурентоспособности отечественного энергетического машиностроения на мировом рынке, закладывая прочную основу для долгосрочного успеха отрасли.

Задачи развития отрасли энергетического машиностроения включают:

1. Проведение промышленной политики, ориентированной на внедрение передовых решений и обновление производственных мощностей. Это создаст условия для выпуска оборудования, отвечающего международным стандартам.

2. Разработка программ импортозамещения и усиление международных связей, направленных на снижение зависимости от зарубежных компонентов, укрепление технологической независимости, а также расширение экспортного потенциала, чтобы продвигать отечественные технологии на внешнем рынке.

3. Увеличение энергоэффективности и экологической устойчивости процессов производства, акцентируя разработку и внедрение передовых технологий, оптимизацию ресурсопотребления и минимизацию выбросов. Приоритет отдается поддержке перехода к низкоуглеродной экономике посредством развития технологий для использования возобновляемых источников энергии.

4. Развитие цифровых и интеллектуальных управленческих решений, служащих для повышения оптимизации эффективности производственных процессов.

5. Введение системы контроля качества, охватывающей все этапы производства, с усилением процессов стандартизации, сертификации и мониторинга, что обеспечит надежность и долговечность выпускаемой продукции.

6. Создание и укрепление программ обучения и повышения квалификации для технических специалистов, направленных на развитие ключевых навыков и подготовку сотрудников к работе с передовыми технологиями.

7. Развитие и укрепление продуктивного сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, направленное на активизацию инновационной деятельности и коллективную разработку передовых технологий и новинок продукции.

Сформулированные миссия и видение послужили основой для постановки главной цели и конкретных задач, направленных на всестороннее развитие отрасли энергетического машиностроения. Эти задачи охватывают приоритетные направления: от усовершенствования производства и повышения уровня энергоэффективности до цифровой трансформации и расширения международного взаимодействия.

В рамках методологии В. Л. Квинта, «миссия, видение, цели и задачи стратегии» обозначаются не просто как шаги разработки, а как формализованные, автономные, но при этом тесно взаимосвязанные части стратегии [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024). Итогом стратегического процесса является утверждение и реализация стратегии на практике.

Выводы

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:

– раскрыть содержание концепции энергетического машиностроения, подчеркнуть ее значимость для обеспечения промышленной независимости и энергетической безопасности России;

– выполнить OTSW-анализ, позволивший выявить возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны российской отрасли энергетического машиностроения. Анализ показал, что развитие отрасли сопровождается значительными трудностями, такими как зависимость от импортных компонентов и технологий, высокая степень износа оборудования и дефицит квалифицированных специалистов, что требует дополнительных усилий для обеспечения технологической независимости;

– сформулировать и выявить основные элементы стратегии развития энергетического машиностроения России. Стратегия включает стратегические интересы, возможности, приоритеты, миссию, видение, цели и задачи, которые нацелены на укрепление конкурентоспособности и устойчивое развитие отрасли.


Страница обновлена: 13.01.2025 в 14:19:31