Зарубежная практика ESG-стратегирования легкой промышленности и индустрии моды

Хворостяная А.С.1
1 Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать:
Хворостяная А.С. Зарубежная практика ESG-стратегирования легкой промышленности и индустрии моды // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 5. – С. 1863-1878. – doi: 10.18334/ce.16.5.114637.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611722
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Легкая промышленность и индустрия моды развиваются под влиянием стратегических закономерностей и трендов. В данной научной статье проводится анализ лучших практик внедрения ESG-стандартов крупных стратегических лидеров разных ценовых сегментов – Kering, Richemont, Nike и других. Выявленные стратегические решения в области корпоративного управления, окружающей среды и социального развития позволили сформировать авторские рекомендации для совершенствования стратегий развития акторов отечественного отраслевого рынка.

Ключевые слова: ESG-стандарты, фэшн-стратегировние, стратегия, легкая промышленность, индустрия моды



Введение

Понятие ESG стало пользоваться популярностью во всем мире в 21 веке после работы экс-генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который ввел в ежедневный дискурс понятия ESG-принципов: environment – окружающая среда, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление. Основной целью ESG является поддержка концепции устойчивого развития (sustainable development) и осмысленное инвестирование в компании, которым не безразлична окружающая среда и социум. Все это связано с социальным развитием общества в целом, демократизацией, свободой отдельного индивида и осознанием того, сколько промышленных отраслей приносит загрязнений в окружающую среду. С появлением и активным внедрением ESG-принципов были также сформированы специальные индексы для рейтинговая компаний, позволяющие учитывать их экономическую и общественную эффективность. Таким образом, корпоративный сектор экономики, желающий быть на высоких позициях в международных системах ранжирования, должен соответствовать стандартам развития всех трех категорий, включая социальную, управленческую и экологическую.

Легкая промышленность является важной отраслью народного хозяйства и глобальным промышленным комплексом. Она вносит 3 триллиона долларов в мировое производство и обеспечивает занятостью 75 миллионов человек по всему миру по всей цепочке создания стоимости [3, с.16] (Khvorostyanaya, 2021). Индустрии моды свойственны все характеристики экономических объектов – от наращивания сделок слияния и поглощения до коммерциализации объектов интеллектуальной собственности [3] (Khvorostyanaya, 2021). Она активно подвержена влиянию глобальных, региональных и национальных трендов, поэтому активное внедрение различных инициатив по ESG-трансформации в рамках реализации стратегических приоритетов акторов рынка является логичным следствием взаимосвязанности. Индустрия моды негативно влияет на окружающую среду – экологи отмечают значительное потребление энергии, загрязнение океана и сточных вод микропластиком и химикатами, деградацию почв вследствие выпаса скота, а также кризис избыточного производства и потребления. Изменение потребительских предпочтений, возникновение и распространение культуры осознанности побуждают крупных стратегических лидеров отрасли активно внедрять ESG-стандарты в свои бизнес-процессы.

Повестка ESG-стратегирования стала актуальна для предприятий индустрии моды и легкой промышленности с начала 2000-х годов ­– это является серьезным глобальным трендом, который влияет на всю цепочку добавленной стоимости в индустрии моды ­– от дизайна до конечной продажи коммерческой продукции. Данный тренд должен быть учтен при разработке стратегий развития акторов отрасли – фэшн-стратегировании [3, с. 34] (Khvorostyanaya, 2021). Согласно Отчету о глобальном рынке этической моды за 2021 год, рынок переживает бурный рост. Рынок этичной моды состоит из доходов, получаемых учреждениями, которые в основном занимаются проектированием, производством, розничной торговлей и покупкой одежды этичной моды. Этическая мода — это разработка и производство одежды, которая заботится о людях и сообществах, сводя к минимуму воздействие на окружающую среду [6]. Она фокусируется как на экономической, так и общественной эффективности. Прогнозируется, что рынок вырастет на 9,2 % к 2025 году и станет равным 8,3 трлн долларов США, а наибольший вклад окажут следующие отраслевые акторы – Christian Dior SE, H&M, NIKE Inc, Adidas AG, Pact, Entree и Eileen Fisher [19]. Это открывает новые стратегические возможности для предприятий отрасли в плане балансирования интересов потребителей, общества, поставщиков, акционеров и государственных органов.

Несмотря на внешний шок коронавирусной инфекции COVID-2019, который, несомненно, поменял в краткосрочном и среднесрочном периоде стратегические планы многих акторов рынка, вынудив некоторых даже обратиться к процедуре банкротства (J.Crew, Brooks Brothers, John Varvatos и другие), на ESG-стандарты это шок повлиял опосредованно. Например, на таких этапах производственной цепочки как дизайн и производство были достигнуты почти нулевые выбросы углекислого газа, что полностью соответствует повестке ESG: предприятия стали активнее разрабатывать виртуальные лукбуки и цифровые прототипы одежды, обуви, аксессуаров и предметов гардероба, Аналогично этап сбыта тоже пережил трансформацию, удовлетворяющую ESG-стандартам – переход предприятий на онлайн-показы моды, рост интернет-коммерции, цифровых каналов продаж и платформенных решений [3, с. 101-105] (Khvorostyanaya, 2021).

ESG повестка она значима как для инвесторов, которые придерживаются концепции импакт-инвестирования, так и самих компаний как элемента стратегического управления рисками и обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. Целью данного исследования является выявление лучших зарубежных практик ESG-трансформации легкой промышленности и индустрии моды, которые применяют международных стратегические лидеры ­– глобальные отраслевые холдинги. Авторская гипотеза состоит в том, что мировые компании используют разные инструменты ESG-трансформации. Научные исследования отечественных и зарубежных специалистов в разных сферах послужили ключевой базой для формирования фундамента статьи. Так, в теоретических работах разными авторами подчеркивается роль ESG в развитии мирового бизнес-сообщества:

· соблюдение принципов ESG позволяет получить длинные инвестиции для стратегического развития [15] (Smirnova, 2021);

· отражает современные глобальные требования к инвестициям [5] (Dovbiy, Kobylyakova, 2021);

· общее направление ESG-подхода к управлению социально-экономическим развитием на всех уровнях - от федерального до корпоративного, тесно связан с международными трендами по устойчивому развитию [21] (Zhukova, 2021);

· ESG-принципы - модель устойчивого развития бизнеса, за счет которой достигается стратегическая цель выполнения задач компаний в решении экологических, социальных и управленческих задач [12] (Mazhorina, 2021);

· переход к принципам устойчивого развития и ESG-повестке и связанные с этим изменения требуют от компаний, регионов и государств перехода к внедрению зеленого менеджмента для сохранения конкурентоспособности [10] (Makarov, Shepelev, Kondaurov, Nazarenko, 2021); [9] (Li, Zhang,Zhao, 2021);

· факторы ESG играют жизненно важную роль в повышении корпоративных финансовых показателей (CFP) как для рыночных, так и для бухгалтерских [11] (Mardini, 2022);

· несмотря на то, что принципы ESG основаны на концепции устойчивого развития и не являются правовыми, тем не менее, особое внимание со стороны заинтересованных лиц и государств позволяет им оказывать существенное влияние на разработку правовых инструментов [16] (Sokolova, Teymurov, 2022);

· компании, соблюдающие социальные, экологические и управленческие стандарты, создают стоимость за счет применения инструментов ESG, становятся более эффективными, устойчивыми, снижают риски убеждений, создают положительную репутацию и привлекают более качественные инвестиции [18] (Thame, 2021);

· во время внешнего шока (пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 компании, которые следовали высоким стандартам ESG, превзошли компании с низким рейтингом ESG [14] (Pizzutilo, 2021).

Целью исследования является выявление лучших практик разных акторов индустрии моды в области внедрения ESG-стандартов для обобщения и систематизации международного делового опыта. Научная новизна полученных результатов в ходе исследования связана с выявлением конкретных форм, инструментов и механизмов отраслевого применения ESG-стандартов. Полученные инструменты могут быть использованы отечественными предприятиями для своей собственной трансформации.

В статье использованы следующие методы и инструменты: анализ и синтез, сравнение и обобщение, системный анализ и бенчмаркинг. ESG-трансформация затрагивает главный аспект стратегирования, которому уделяется большое внимание в отечественной школе стратегирования академика В.Л.Квинта: для успешной реализации стратегии в стратегических приоритетах должны быть учтены все интересы акторов [8].

Зарубежный анализ стратегических инициатив в области ESG-повестки в индустрии моды

Крупные стратегические лидеры индустрии моды давно провозгласили ESG-повестку как инструмент долгосрочного развития целой отрасли. Следует отметить, что изменение стратегических приоритетов в сторону экологичности характерно для предприятий разных ценовых сегментов.

Одним из пионеров трансформации бизнеса в сторону ESG-стандартов в индустрии моды является французский конгломерат Kering в сегменте роскоши, имеющий в своем портфеле брендов более 12 активов – Домов Моды, среди которых Saint Laurent, Gucci, Bottega Veneta, Brioni, Balenciaga и прочее. Данная группа компаний ведет системную работу по внедрении стандартов ESG c 2017 года, обобщая отдельные стратегические инициативы предыдущих периодов.

Одну из самых ярких стратегических инициатив компании стоит подчеркнуть в области законодательного и нормативного регулирования. Kering разработала ряд детальных стандартов, касающихся сырья и производственных процессов. На каждой стадии производственной цепочки исследуется объем использованных ресурсов (вода, электроэнергия, земля), количество выбросов парниковых газов и прочее:

• Непосредственное управление магазинами, офисами и складами

• Изготовление и сборка конечного продукта

• Изготовление и подготовка промежуточных комплектующих

• Переработка сырья

• Производство и добыча сырья

Также существует набор стандартов защиты животных для поставщиков, которые включают в себя:

• Крупный рогатый скот: кожа, которая в основном поставляется из Европы

• Телячья кожа: кожа, которая в основном поставляется из Европы

• Овцы: шерсть, кожа и овечья шерсть, поставляемые по всему миру

• Коза: кожа, кашемир, мохер и овчина, поставляемые по всему миру [7]

Практические реалии поиска поставщиков, такие как сертификация и сложность цепочки поставок, подчеркивают необходимость увеличения рыночного спроса, инноваций и стратегических решений. В связи с этим, Kering действует лаборатория Materials Innovation Lab (MIL), которая работает с каждым брендом (Модным домом) и их уникальными соответствующими цепочками поставок: поставщиками, субподрядчиками и другими организациями вплоть до источников сырья, чтобы разработать высококачественные и инновационные варианты, к которым могут получить доступ внутри группы компаний Kering. MIL также исследует устойчивые альтернативы на рынке и включает их в библиотеку материалов Kering, а также продвигает долгосрочное развитие и инновационные подходы, такие как экономика замкнутого цикла внутри и за пределами Kering.

В качестве экономического механизма группа компаний Kering использует собственный разработанный подход – экологический отчет о прибылях и убытках (Environmental Profit & Loss, EP&L), который позволяет компании понять последствия принятия разных решений и уменьшить негативные последствия. Подход EP&L основан на концепции природного капитала и применяется к повседневным деловым действиям. EP&L измеряет ресурсы, потребляемые по всей цепочке поставок, такие как вода и земля, а также результаты, такие как загрязнение воды, загрязнение воздуха и отходы. Затем Kering оценивает влияние, чтобы сказать, сколько каждый из них стоит для общества. Группа компаний Kering является первой компанией в мире, разработавшей и внедрившей такой инструмент, поэтому компания стремится распространить успешную практику с любой заинтересованной организацией, включая конкурентов, правительства и университеты. Для распространения компания использует протокол о природном капитале (Natural Capital Protocol, NCC) – это глобальная платформа с открытым исходным кодом с участием многих заинтересованных сторон для поддержки разработки методов оценки природного капитала бизнесом. NCC содержит четкие рекомендации о том, как компании могут измерять и оценивать различные типы воздействий и зависимостей для различных бизнес-приложений.

В 2019 году другая группа компаний в высоком ценовом сегменте – Richemont приступила к реализации своей трансформационной стратегии. Она основана на почти 20-ти летнем опыте внедрения принципов корпоративной социальной ответственности и непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Компания установила для себя четыре стратегических направления для глубинных изменений: люди, сообщества, источники и окружающая среда. Эти четыре области охватывают вопросы эффективного стратегического управления, активного вовлечения заинтересованных стейкхолдеров, непрерывные инновации в материалах и бизнес-процессах.

Компания соотносит свою операционную деятельности и достижение результатов по Целям в области устойчивого развития (ЦУР), установленные Организацией Объединенных Наций (ООН) в 2015 году: 17 глобальных целей варьируются от искоренения нищеты до сотрудничества и партнерства, где каждая цель имеет согласованные целевые показатели. Для этого она разработала специальную методологию, учитывающая как отраслевую специфику, так и специфику своей организации.

Ниже приведены стратегические решения группы компаний Richemont в соответствии с определенными ЦУР.

ЦУР 5.5: Обеспечить всестороннее и эффективное участие женщин и равные возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни. Для достижения этой цели Richemont расширила свою программу льгот для услуг по уходу за детьми, включая отпуск по уходу за ребенком. Некоторые из предприятий в группе компаний взяли на себя обязательство следовать принципам ООН по расширению прав и возможностей женщин. В цепочке поставок Richemont продвигает равное вознаграждение для женщин и мужчин, равные возможности с помощью схем сертификации (Responsible Jewelry Council).

ЦУР 8: Содействовать инклюзивному и устойчивому экономическому росту, полной и продуктивной занятости и достойной работе для всех. Группа компаний подчеркивает важность таланта и обучения на протяжении всей жизни для сохранения мастерства и возможности трудоустройства в секторе предметов роскоши, поэтому, например, Richemont создала академии розничной торговли предметами роскоши в Азии и Северной Америке.

ЦУР 13: Принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями. Группа компаний взяла на себя обязательства по достижению научно обоснованных целей в соответствии с Парижским соглашением 2015 года. Также Richemont взяла на себя обязательство снизить выбросы углерода при совершении деловых поездок и к 2025 году использовать 100% возобновляемую электроэнергию.

ЦУР 17: Партнерство для достижения целей. Политика по защите прав человека и трудовых норм в цепочке поставок, а также положительное социальное влияние являются стратегическими приоритетами компании. В связи с этим, компании требуется обеспечить прозрачность и отслеживаемость источников сырья, для этого она работает в области заключения партнерских отношений с поставщиками и дистрибьюторами. Для реализации данной ЦУР в компании создана отдельная организационная структура, курирующий данных вопрос [17].

Компания Richemont инвестирует в различные образовательные и климатические инициативы. В 2019-2020 гг. году общий объем пожертвований на инициативы, связанные с инвестициями в сообщество, составил более 34 миллионов евро [17, c. 16-17]. Среди их бенефициаров - благотворительные организации, занимающиеся вопросами здравоохранения, социального и экономического развития, образования, благополучия женщин и детей [17, c. 17-18].

Другой ценовой сегмент в индустрии моды также активно инвестирует в ESG-повестку, повышаю свою экономическую эффективность. В августе 2019 года американская транснациональная корпорация Nike, Inc. приобрела бостонскую компанию по прогнозной аналитике Celect. С приобретением цифровой платформы Celect Nike значительно совершенствует свой набор конкурентных преимуществ, так как данная платформа предиктивной аналитики, помогает розничным торговцам оптимизировать свои запасы с помощью цифровых решений, что положительно влияет и на общественную эффективность тоже. Использование цифровых платформ также является одним из глобальных трендов, распространенных в разных сферах экономики [4].

Рынок этичной моды также ориентирован на инновации в сфере материалов. И в данном случае трансфер технологий может быть качественным инструментом, соединяющим научные подразделения и индустриальных партнеров для решения технологических задач [1]. Природные материалы и ресурсы могут быть альтернативой текстильным волокнам предприятиями отрасли с меньшим негативным эффектом для внешней среды. Например, альтернативой натуральной коже или нефтяным волокнам могут быть целлюлозные волокна из ананаса ­- Pinatex. Промышленный процесс, используемый для создания Pinatex, производит биомассу, которая может быть преобразована в удобрение, которое фермеры могут вносить в почву для выращивания следующего урожая ананаса [13]. В ответ на тренд осознанности у потребителей, компании исследуемой отрасли открыли сезонные или целые линии, соответствующие ESG-стандартам: Organic Basics, MATE The Label, Pact, Thought, Brook There и другие.

Развитие одной из функции стратегического управления, а именно, мотивации и контроля [8] –­ еще один долгосрочный фронтир развития предприятий отрасли, нацеленной на удовлетворения стандартов ESG. Оценка вовлеченности сотрудников в работу ­– Know Global – установлена на рабочих местах на фабриках для сбора цифровых данных и формированию отчетов о благосостоянии трудовых ресурсов.

Учитывая взаимосвязанность легкой промышленности и индустрии моды с другими отраслями, полноценное стратегическое развитие отрасли не может быть в отрыве от глобальной ESG-повестки. Только путем стратегических партнерств и коллабораций между разными участниками рынка можно изменить ситуацию в сторону совершенствования бизнес-процессов. В 2018 году запущена Хартия индустрии моды по борьбе с изменением климата под эгидой ООН по изменению климата ­– в 2021 году данную Хартию уже подписали более 100 подписантов. Создан и функционирует Альянс устойчивой моды для продвижения и координации усилий в рамках ООН. В частности, Альянс работает над поддержкой координации между органами ООН, работающими в сфере моды, и продвижением проектов и политики, которые гарантируют, что цепочка создания стоимости в индустрии моды способствует достижению целей в области устойчивого развития [20]. Активно развивается коалиция ответственного бизнеса (RBC) — это уникальная коммуникационная сеть генеральных директоров, преподавателей, исследователей и лидеров некоммерческих организаций, которые совместно работают над преобразованием бизнеса. Стратегическое видение RBC заключается в улучшении воздействия отраслей промышленности на окружающую среду, социальную сферу и управление (ESG) во всем мире и содействии достижению ЦУР ООН [6].

Использование успешных зарубежных практик для трансформации отечественной индустрии моды

Анализ зарубежных практик показал, что предприятия используют разные инструменты и механизмы для решения правильного взаимодействия корпоративных интересов и производства общественного блага.

Для внедрения стандартов ESG в национальную отрасль легкой промышленности и индустрии моды автором предложены следующие стратегические инициативы:

Во-первых, должна быть разработана полноценная стратегия долгосрочного развития отрасли на длительную перспективу с учетом ESG-стандартов. Обязательным условием для формирования и реализации в дальнейшем стратегических приоритетов должно быть выявление всех групп интересов акторов рынка. К разработке стратегии должны быть привлечены:

1) Федеральные и региональные исполнительные органы власти – Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России – для формирования финансовых инструментов поддержки и мониторинга долгосрочного развития отрасли;

2) Корпоративный сектор экономики – ФПМ Симплекс Полимер, ХБК Шуйские ситцы, Группа компаний «ЧАЙКОВСКИЙ ТЕКСТИЛЬ», СВЕРДЛОВСКИЙ КАМВОЛЬНЫЙ КОМБИНАТ, ООО «МИРТЕКС», промышленно-торговая обувная компания «ПАРИЖСКАЯ КОММУНА», ОАО «ПУШКИНСКИЙ ТЕКСТИЛЬ» и другие крупные производители конечных продуктов (одежды, предметов гардероба, обуви, аксессуаров) и сырья (нити, волокна, ткани). Также будет полезен опыт компаний – стратегических лидеров из других отраслей, которые уже имеют навыки и реальные кейсы внедрения таких принципов в свою деловую практику: Сбер, ОАО «РЖД», ПАО «Роснефть», ПАО «Сибур-холдинг». Участие данных акторов рынка требуется для формирования новых рабочих мест, типов бизнеса и производственно-сбытовых цепочек.

3) Высшие учебные заведения и научные организации - ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет» (Текстильный институт), ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» – для формирования научно-исследовательской и образовательной политики, а также для кадрового обеспечения отрасли.

4) Отраслевые объединения и некоммерческий сектор – Союзлегпром, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Агентство социальной информации и другие – для формирования системы мониторинга общественной эффективности и ранжирования стратегических инициатив.

В соответствии с изученным международным опытом, также должна быть создана профессиональная национальная ассоциация, посвященная обмену лучшим практикам и внедрению единых стандартов ESG, включая вопросы трансфера технологий [2]. Ассоциация как потенциальный механизм распространения лучших практик может быть в том числе региональным центром развития отрасли, который снимает нормативно-законодательные барьеры, проводит обучающие программы, популяризирует вопросы корпоративной социальной ответственности и экономики замкнутого цикла.

Выводы

Учитывая изменения внешней среды, рост значимости стратегических тенденций осознанности, зеленой экономики, возрастает и корпоративная социальная ответственность. Крупные стратегические лидеры легкой промышленности и индустрии моды работают над внедрением ESG принципов в свою деловую практику, фокусируя свои усилия на всех этапах цепочки добавленной стоимости. Они для этого разрабатывают собственные методики, создают систему метрик экономической и общественной эффективности, вырабатывают единый свод стандартов, осуществляют импакт-инвестирование и осуществляют реализацию стратегических сценариев в соответствии с интересами. Основная проблема состоит в стратегическом ресурсе времени, который требуется для перестройки производственной цепочки. Как показывает опыт зарубежных компаний исследуемой отрасли, к результатам 2022 года, которые они имеют, они прошли достаточно длинный путь, который, в свою очередь, занял не одно десятилетие. Достижение ESG-принципов на примере международного опыта доказывает необходимость объединения, взаимодействия и коллабораций отечественных акторов отрасли для обеспечения их стратегического развития.

Новые геополитические риски и санкционное давление в 2022 году на весь мир безусловно повлияют на стратегическое развитие легкой промышленности и индустрии моды в контексте ESG-стандартов. Тенденция роста цен на природные ресурсы удорожит производство сырья и материалов. По этой причине, предприятия будут вынуждены перекладывать свои операционные расходы и иные издержки на поставщиков и сокращать программы, ориентированные на социальное развитие трудовых ресурсов швейной и текстильной промышленности, включая мотивационные программы. Изменениям будут подтверждены и логистические цепи поставок, системы распределения складских излишков, что может негативно повлиять не только на экономическую эффективность, но и на общественную. В связи с этим, тематика оценки влияния на скорость внедрения ESG-стандартов компаниями легкой промышленности и индустрии моды в новых условиях может быть одной из перспективных направлений дальнейших исследований.


Источники:

1. Квинт В.Л., Хворостяная А.С., Сасаев Н.И. Авангардные технологии в процессе стратегирования // Экономика и управление. – 2020. – № 11(181). – c. 1170-1179. – doi: 10.35854/1998-1627-2020-11-1170-1179.
2. Хворостяная А.С. Разработка программы Стратегии развития отраслевой ассоциации трансфера технологий (на примере индустрии моды и легкой промышленности) // Экономика промышленности. – 2019. – № 2. – c. 147-158. – doi: 10.17073/2072-1633-2019-2-147-158.
3. Хворостяная А.С. Стратегирование индустрии моды: теория и практика. / Монография. - Санкт-Петербург: Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, 2021. – 272 c.
4. Хворостяная А.С. Стратегическая архитектура цифровой промышленной платформы // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. – c. 109-113.
5. Довбий И.П., Кобылякова В.В., Минкин А.А. Методологические аспекты имплементации esg-факторов в новый инвестиционный цикл регионов // Вестник челябинского государственного университета. – 2021. – № 10(456). – c. 77-86. – doi: 10.47475/1994-2796-2021-11008.
6. Ethical Fashion Global Market Report 2021: COVID-19 Growth and Change to 2030. Researchandmarkets.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5321427/ethical-fashion-global-market-report-2021-covid (дата обращения: 07.02.2022).
7. Kering animal welfare standards. Keringcorporate.dam.kering.com. [Электронный ресурс]. URL: https://keringcorporate.dam.kering.com/m/163ccd09fe07f9ab/original/Document-Kering-Animal-Welfare-Standards.pdf (дата обращения: 07.02.2022).
8. Kvint V.L. Strategy for the Global Market: Theory and practical applications. - New York: Routledge Taylor and Francis Group, 2016. – 519 p.
9. Li H., Zhang X., Zhao Y. ESG and Firm's Default Risk // Finance Research Letters. – 2022. – doi: 10.1016/j.frl.2022.102713.
10. Макаров И.Н., Шепелев М.И., Кондауров В.С., Назаренко В.С. Зеленый менеджмент в условиях смены технологических укладов и декарбонизации производственных систем // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1879-1892. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114014.
11. Mardini G.H. ESG Factors and Corporate Financial Performance // International Journal of Managerial and Financial Accounting. – 2022. – doi: 10.1504/IJMFA.2022.10045742.
12. Мажорина М.В. Esg-принципы в международном бизнесе и «устойчивые контракты» // Actual Problems of Russian Law. – 2021. – № 12(133). – doi: 10.17803/1994-1471.2021.133.12.185-198.
13. Pinatex. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ananas-anam.com (дата обращения: 07.02.2022).
14. Pizzutilo F. Is ESG-ness the vaccine? // Applied Economics Letters. – 2021. – doi: 10.1080/13504851.2021.1994124.
15. Смирнова Т.С. Устойчивое развитие как базовая составляющая деятельности компании // Управленческий учет. – 2021. – № 11-3. – c. 704-710. – doi: 10.25806/uu11-32021704-710.
16. Соколова Н.А., Теймуров Э.С. Соотношение целей устойчивого развития и esg-принципов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2021. – № 12(88). – c. 171-183. – doi: 10.17803/2311-5998.2021.88.12.171-183.
17. Sustainability report. Richemont.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.richemont.com/media/4ksenvnu/sustainability_report_2020.pdf (дата обращения: 07.02.2022).
18. Thame D. ESG socio-environmental and corporate governance. DEIMA // International Economic Law and Environment. – 2021.
19. Trends for Sustainability in 2020 – Creating Alignment and Action. Textileexchange.org. [Электронный ресурс]. URL: https://textileexchange.org/trends-for-sustainability-in-2020-creating-alignment-and-action-2 (дата обращения: 07.02.2022).
20. UN Alliance for Sustainable Fashion. [Электронный ресурс]. URL: https://unfashionalliance.org (дата обращения: 07.02.2022).
21. Жукова Е.В. Основные тенденции развития esg-повестки: обзор в россии и в мире // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2021. – № 6(120). – c. 68-82. – doi: 10.21686/2413-2829-2021-6-68-82.

Страница обновлена: 04.08.2024 в 16:17:02