Стратегирование сферы креативных индустрий: цифровая трансформация, технологии, обучение
Журавлев Д.М.1, Чаадаев В.К.1
1 МГУ им. М.В. Ломоносова
Скачать PDF | Загрузок: 30
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 4 (Апрель 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65658524
Аннотация:
Масштабное проникновение цифровых технологий во все сектора общественного производства создает новые перспективы и возможности для развития сферы креативных индустрий, для создания новых, востребованных социумом инноваций и услуг. Цель статьи заключается в выборе инструментария, позволяющего максимально полно учесть внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на цифровое развитие объекта стратегирования сферы креативных индустрий, и, увязав их диалектическом взаимодействии, сформировать достижимые цели, построить соответствующую стратегию. Показано, что универсальным инструментом в этом случае является теория стратегии и методологии академика В.Л. Квинта. Приведены примеры технологий, обеспечивающих создание и поддержку единого информационного пространства объекта стратегирования при осуществлении процесса цифровой трансформации. Показано, что критическим фактором успеха достижения целей цифровой трансформации является наличие профессиональной команды, работающей под началом креативного стратегического лидера.
Ключевые слова: креативные индустрии, программное обеспечение, производительность труда, Президентский фонд культурных инициатив, технологический суверенитет, управление проектами, учебный курс, цифровая трансформация
Финансирование:
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, договор № ПФКИ-23-2-014314.
JEL-классификация: L82, O14, C80, J24
Введение
На современном этапе экономического, политического и социального развития общества стратегически важную роль играют NBIC-технологии [1], цифровые знания и информация являются ключевыми факторами производства, современные информационные сети – важными носителями, а информационно-коммуникационные технологии – важным компонентом повышения производительности посредством экономической деятельности [20]. Масштабное проникновение цифровых технологий во все сектора общественного производства создает новые перспективы и возможности для развития сферы креативных индустрий [2], для создания новых, востребованных социумом инноваций и услуг.
Креативные индустрии признаются основной движущей силой экономического роста, так как их развитие, в первую очередь требует технологических изменений, накопления инноваций и творческих элементов [3, 4, 14]. Развитие креативных индустрий несет множественные позитивные эффекты для экономики и общества, включая рост малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение качества человеческого капитала за счет привлечения талантов и формирования востребованных компетенций (рис. 1) [2, 12, 19].
Рис. 1. Роль и значение креативных и цифровых компетенций в повышении конкурентоспособности национальной экономики
Источник: составлено авторами
В 2019 году на креативные индустрии пришлось 2,4% внутреннего валового продукта (ВВП) России, что сопоставимо с долей этой отрасли в мировом ВВП (3,1%). Близкими к России по доле креативных индустрий в ВВП оказались Мексика, Грузия, Гватемала и Турция. В креативных отраслях России было занято 4,9 млн человек, то есть 6,8% всей рабочей силы [3].
В 2022 году по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ) креативные индустрии составили 4,87% в ВВП страны (порядка 6,5 трлн руб.), что сопоставимо с такими секторами экономической деятельности, как строительство, финансы и страхование [4].
Численность работающих в сфере креативных индустрий в России в 2022 году составила 5,9 млн человек, или 8,1% от общей численности занятых, за шесть лет темп роста составил 1,4% (рис. 2).
Рис. 2. Динамика численности работающих в сфере креативных индустрий, 2017-2022 гг.
Источник: Минэкономразвития РФ, Росстат
Значимость креативных индустрий для национальной экономики обуславливает необходимость, с одной стороны, наличия качественного теоретического и практического фундамента методологии стратегирования цифрового развития (цифровой трансформации), а с другой стороны – обучение, поиск и выявление стратегических лидеров, обладающих комплексом соответствующих знаний и умений (менеджмент, цифровые технологии и маркетинг, коммуникативные навыки), способных организовать работу в команде, правильно выстроить стратегию жизненного цикла производства цифровых продуктов.
На основании изложенного, цель настоящей статьи заключается в формировании алгоритма стратегирования и определении приоритетных направлений цифровой трансформации организаций сферы креативных индустрий.
Методология
«В условиях высокого уровня неопределенности особое значение приобретает формирование долгосрочного видения развития страны. Инструментом решения этой задачи является, как известно, стратегическое планирование. Именно оно призвано определить такую траекторию развития, которая позволит обществу добиться на соответствующем временном отрезке максимума возможного при существующих ограничениях – ресурсных, экологических, политических» [16].
Сложность задачи по обоснованию и выбору приоритетных направлений опережающего развития сложных социально-экономических систем определяет необходимость интеграции различных подходов к стратегированию в целях получения эффекта синергии. Целесообразность подобных действий обусловлена потребностью в гарантированно успешной реализации такой совокупности организационных, технических, управленческих и нормативно-правовых решений, которые, при прочих равных условиях, обеспечили бы достижение поставленных целей. То есть подход к стратегированию должен содержать в себе как классические, проверенные временем и практикой, способы управления проектами развития, так и современные методы, в которых максимальный приоритет имеет возможность целевого точечного воздействия на реперные точки. Только таким образом может быть обеспечена гибкость объекта стратегирования в части его адаптации к быстро изменяющимся и нестабильным условиям внешней среды и ориентации на максимально полное удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон [5, 9].
В самом общем случае концепцию стратегического менеджмента можно представить, как слагаемое из трех основных элементов:
1. Стратегическая позиция (англ. strategic position) – оценка влияния долгосрочные цели организации факторов внешней и внутренней среды, анализ и оценка доступных ресурсов и компетенций персонала (в случае, если речь идет о цифровой трансформации, наиболее важной составляющей ресурсного обеспечения являются возможности и состояние ИТ-инфраструктуры), прогноз возможных действий со стороны заинтересованных лиц (конкурентов, потребителей, регулирующих органов). Не менее важным представляется и проведение оценки инновационного потенциала в части анализа сильных и слабых сторон, необходимого для целостного представления будущего.
2. Стратегический выбор (англ. strategic choices) – разработка возможных сценариев (вариантов) достижения поставленных стратегических целей. Основой для разработки сценариев являются установленные приоритеты развития (новые продукты, сервисы и услуги, новые рынки, изменения предпочтений групп потребителей и пр.) и приоритеты организационно-структурного развития (новые технологии, новые принципы управления, кадровая политика и пр.).
3. Стратегия в действии (англ. strategy into action) – приведение в соответствие организационной структуры и бизнес-процессов целям стратегического развития, рациональное распределение ресурсов по задачам, организация мониторинга контроля исполнения принятых решений, проведение оценки эффективности каждого реализованного действия.
Современные подходы к стратегированию основаны на правилах стратегического мышления, сформулированных академиком В.Л. Квинтом, а под стратегированием в общем случае понимается совокупность последовательных действий по прогнозированию, планированию, управлению и контролю, то есть реализация процесса формирования будущего с возможностью осознанного (расчетного) влияния на формирующие его процессы [10].
Процесс разработки и реализации стратегий является одним из направлений отечественной научной школы стратегирования академика В.Л. Квинта, в соответствии с методологией которой сущностно, любая стратегия, в том числе и развития сложных социально-экономических систем, является результатом глубокого анализа, сопряженного с системным и стратегическим мышлением [11].
Результаты
На рис. 3 представлено видение концептуальной схемы стратегирования цифровой трансформации при условии наличия формализованной миссии, целей, задач, стратегических приоритетов и адекватной оценки доступных ресурсов.
Рис. 3. Концептуальная схема стратегирования цифровой трансформации
Источник: составлено авторами
Данная схема наглядно демонстрирует взаимосвязь результатов стратегирования, включая поэтапный алгоритм реализации мероприятий цифровой трансформации, а также систему стратегического управления, предназначенную для обеспечения движения объекта стратегирования по выбранной траектории цифровых преобразований:
1. Стратегия цифровой трансформации. Документ, являющийся планом цифрового развития сложной системы, разработанный в результате OTSW- анализа, оценки существующих трендов и перспективных технологий, обеспечивающих перспективный прирост добавленной стоимости.
2. Дорожная карта. План действий, реализующий процесс управления с нечетким интерфейсом внутренних коммуникаций. Дорожная карта необходима для достижения наиболее полного совместного понимания участниками процесса управления потребностей сложной системы и путей их удовлетворения.
3. Подготовка к цифровой трансформации. Описание сложной системы, ее организационной структуры, доступных ресурсов, возможностей, перспектив и пр., дающее наглядное понимание того, что необходимо предпринять до начала проекта цифровой трансформации. Документальное подтверждение готовности к цифровым преобразованиям служит определенной гарантией того, что выбранные методы и технологии будут с минимальными издержками интегрированы и внедрены в существующий производственный процесс. По результатам анализа документа осуществляется корректировка (при необходимости) разделов стратегии (изменение приоритетов, технологий, сроков, структуры и пр.).
4. Система стратегического управления цифровой трансформацией. Набор инструментов, позволяющих осуществлять процедуры стратегических управления, мониторинга и контроля реализации цифровой трансформации. Организационно реализуется центром компетенций проведения цифровой трансформации, технологически – единым информационным пространством.
5. Ключевые показатели эффективности. Контроль и мониторинг результатов функционирования сложной системы.
6. Обратная связь. Ее качественные характеристики (достоверность и актуальность) позволяют осуществлять оперативные управленческие воздействия, имеющие положительные значения.
Можно утверждать, что решающее значение для успешного применения цифровой трансформации имеет правильная организация процессов, включающая в себя: сбор данных об объекте стратегирования, моделирование (концептуальное, имитационное, экономико-математическое), проектирование системы стратегического управления, разработка корпоративных стандартов (правил, положений, регламентов и пр.), формирование единого информационного пространства (рис. 4) [15, 21].
Рис. 4. Схема интеллектуальной технологии и ее взаимодействие с процессами хозяйственной деятельности и единым информационным пространством предприятия
Источник: составлено авторами
Примером единого информационного пространства, построенной на концептуальном объединении базовых и специализированных компонентов модели цифровой трансформации является «Система Тоталити» (https://www.totality.ru) – универсальный инструмент поддержки операционной работы руководителей всех уровней: от дирекции предприятия до руководителей подразделений и сотрудников в процессе постановки и исполнения задач как хозяйственного, так и административно-организационного характера.
Использование подобных приложений в практике работы обеспечивает достижение конкретных экономических результатов: увеличение производительности труда, выявление точек роста и процессов опережающего развития. Получение указанных эффектов обеспечивается интегрированной бизнес-логикой, выстроенной в соответствии с современными требованиями к системам управления стратегированием цифровой трансформации на основе процессного подхода.
Обсуждение
Очевидно, что любая социально-экономическая сложная система не может функционировать автономно, без человека, являющегося основным генератором технологической и управляющей информации. Только конвергенция человека труда и интеллектуальной машины приведет к росту эффективности и производительности, что являются результирующей целью цифровой трансформации [1]. В этом ключе, при построении стратегии развития человеческого капитала необходимо основываться на использовании международного и национального трудового законодательства, так как в условиях формирующегося глобального рынка труда работники могут быть привлечены не только с национального рынка, но и из других государств (так называемая реальная и виртуальная миграция персонала), если это экономически обосновано [6, 8, 13, 17]. Основными нормативными документами, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития человеческого капитала являются конвенция Международной организации труда (МОТ), национальное законодательство (трудовой кодекс, закон о занятости и т.д.), национальное законодательство стран, из которых планируется привлечение трудовых ресурсов, положения инициативы Глобальной комиссии по вопросам будущего сферы труда «Работать ради лучшего будущего», которые предусматривают вложения ресурсов в:
1. Развитие способностей человека (реализацию всеобщего права на обучение в течение всей жизни, позволяющего людям приобретать профессиональные навыки, переучиваться и повышать квалификацию), увеличения инвестиций в учреждения, политику и стратегии, которые будут поддерживать людей во время переходных процессов в будущей сфере труда (молодежь, пожилые работники, женщины, выходящие после отпуска по уходу за ребенком и т.д.).
2. Достойную и стабильную занятость (формирование стимулов, поощряющих инвестиции в ключевых областях в целях обеспечения достойной и стабильной занятости; изменение структуры стимулирования бизнеса в интересах долгосрочных инвестиционных подходов и формирования дополнительных показателей развития человека и его благосостояния) [18].
Основные национальные тренды и основанные на них возможности в России определены Указом Президента РФ В.В. Путиным «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающим и утверждающим национальные проекты России по таким направлениям как [5]:
1. Человеческий капитал: образование (цифровая образовательная среда, молодые профессионалы, новые возможности для каждого, социальная активность, экспорт образования, социальные лифты для каждого), культура (культурная среда, творческие люди, цифровая культура).
2. Экономический рост: наука (развитие научно-производственной кооперации, развитие передовой инфраструктуры, кадры для исследований и разработок), цифровая экономика (кадры дня цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление); производительность труда и поддержка занятости (создание условий для повышения производительности труда, поддержка повышения производительности труда, увеличение эффективности рынка труда).
Решение означенных задач поддерживается различными структурами, в частности, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn--p1ai/) Научно-исследовательским институтом социальных систем при МГУ им. М.В. Ломоносова разработан учебный курс «Лови будущее!» (https://obr.niiss.ru/), ориентированный на развитие теоретического и проактивного мышления в области цифровизации сферы креативных (творческих) индустрий.
Заключение
Базовой компонентой решения по цифровой трансформации является бизнес-модель, основой для которой является стратегия цифрового развития. Проведение цифровой трансформации является довольно сложным процессом, влекущим за собой изменение сложившихся на предприятии технических и организационных пропорций, порядка функционирования производства и т.п. В связи с этим проблемы методологии и выбора подходов к разработке занимают очень важное место при принятии решения о проведении цифровой трансформации. При этом, критическим фактором успеха является наличие профессиональной команды, работающей под началом креативного стратегического лидера.
[1] Конвергенция четырех отраслей знаний, касающихся нанотехнологий, биотехнологий, информационной и когнитивной технологий
[2] Креативные индустрии – экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью.
[3] Министерство экономического развития Российской Федерации. Подведены итоги Международного года креативной экономики. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/podvedeny_itogi_mezhdunarodnogo_goda_kreativnoy_ekonomiki.html#:~:text=%D0%92%202019%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5,%2C8%25%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B (дата обращения: 04.03.2024)
[4] Путин отметил вклад креативных индустрий в экономику России. – URL: https://iz.ru/1520929/2023-05-30/putin-otmetil-vklad-kreativnykh-industrii-v-ekonomiku-rossii (дата обращения: 04.03.2024)
[5] Национальные проекты Российской Федерации. – URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects (дата обращения: 30.01.2024)
Источники:
2. Акимова О.Е., Волков С.К., Симонов А.Б. Креативные индустрии в России: тенденции развития и потенциал роста // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2022. – № 1. – c. 96-114. – doi: 10.38050/01300105202215.
3. Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. Развитие креативной экономики России в контексте современных вызовов // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 2(54). – c. 213-220. – doi: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-12.
4. Гамбеева Ю.Н., Смей В.М. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 6(452). – c. 89-96. – doi: 10.47475/1994-2796-2021-10610.
5. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Подходы к исследованию креативных индустрий для управления в цифровой экономике // Russian Journal of Economics. – 2023. – № 1. – c. 63-89. – doi: 10.21202/2782-2923.2023.1.63-89.
6. Деревянко К.И., Орловская В.П., Филиппова И.Г. Креативное мышление как элемент Soft Skills специалиста индустрии событий // Экономика и управление. – 2022. – № 3. – c. 267-280. – doi: 10.35854/1998-1627-2022-3-267-280.
7. Е Лю. Влияние национальных инвестиций в человеческий капитал на прирост индивидуального человеческого капитала в Китае // Russian Economic Bulletin. – 2022. – № 2. – c. 123-130.
8. Иванов М.И., Медведева О.В. Роль человеческого капитала и его креативного компонента в обеспечении регионального развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 2-1. – c. 72-80. – doi: 10.34670/AR.2021.36.94.008.
9. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. / Монография. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. – 170 c.
10. Квинт В.Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. / Учебное пособие. - Москва: Бизнес атлас, 2012. – 626 c.
11. Козырев А.А. Исследуя методологические основы стратегирования социально-экономического развития // Экономика промышленности. – 2020. – № 4. – c. 434-447. – doi: 10.17073/2072-1634-2020-4-434-447.
12. Королева И.Б., Соколова И.Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal Research Journal. – 2022. – № 3. – doi: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).14.
13. Молчанов И.Н. Творческие индустрии: механизмы развития человеческого потенциала // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – № 2. – c. 52-62. – doi: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-52-62.
14. Морданов М.А. Характеристика современного состояния и направления развития креативных индустрий как эффективного инструмента регионального развития // Креативная экономика. – 2022. – № 1. – c. 245-260. – doi: 10.18334/ce.16.1.114123.
15. Назаренко Т.С., Новикова И.В. Цифровая трансформация государственного управления как стратегическое общественное благо // Стратегирование: теория и практика. – 2023. – № 2(8). – c. 140-157. – doi: 10.21603/2782-2435-2023-3-2-140-157.
16. Некипелов А.Д. Об экономической стратегии и экономической политике России в современных условиях // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 4. – c. 76-89. – doi: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-76-89.
17. Новикова И.В. Стратегический лидер в цифровой экономике: роль, качества и характеристики // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 4(45). – c. 150-160. – doi: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-150-160.
18. Работать ради лучшего будущего – Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда. - Женева: Международное бюро труда, 2019. – 91 c.
19. Смирнов С.Н., Николаенко Е.А. Статистика креативной экономики в России // Экономические и социальные проблемы России. – 2022. – № 4(52). – c. 61-76. – doi: 10.31249/espr/2022.04.03.
20. Акаев А.А., Ичкитидзе Ю.Р., Петряков А.А., Сарыгулов А.И. Цифровая трансформация экономики: эмпирические факты и математические модели. - Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. – 336 c.
21. Чаадаев В.К. Подготовка задачи имитационного моделирования бизнес-процесса // Вестник университета. – 2007. – № 1(19). – c. 330-338.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:01:44