Становление и развитие государственной службы занятости населения

Вашаломидзе Е.В., Рыжов Д.А., Рыжов Д.А., Талбацкий Я.П.1, Вешкурова А.Б2,3
1 Федеральная служба по труду и занятости, Россия
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
3 Российский университет транспорта

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены современные подходы к становлению и развитию государственной службы занятости населения Советской России. Целью статьи является изучение развития государственной службы занятости населения с точки зрения исторической ретроспективы. Авторы предлагает декомпозировать историю становления государственной службы занятости на этапы исходя из сущности изменений в деятельности органов занятости, обусловленных изменением законодательства и потребностей рынка труда. Данный подход послужит основой для формирования оптимального представления об изменениях, происходящих в сфере государственного содействия занятости и регулировании рынка труда на различных исторических этапах. Научная новизна статьи заключается в том, что проведен анализ ключевых факторов, влияющих на трансформацию службы занятости, включая изменения государственной политики, экономических условий, технологий и структуры занятости. Статья будет интересна исследователям, специалистам в области занятости.

Ключевые слова: занятость, становление и развитие службы занятости, центр содействия занятости

JEL-классификация: E20, E24, J20, J21



Введение

Государственная служба занятости играет важную роль в поддержке социальной стабильности и развитии экономики нашей страны. В нынешних условиях, когда рынок труда стремительно меняется под влиянием глобализации и новых технологических трендов, значение этой структуры становится еще более весомым. Изучение истории становления и развития государственной службы занятости помогает лучше понять причины успехов и ошибок прошлых лет, что может оказаться полезным при разработке современной политики в области занятости.

Цель данного исследования – изучить процесс формирования и развития государственной службы занятости населения в Советском Союзе, используя исторический подход. Мы стремимся выделить ключевые этапы этого процесса, проследив связь между изменениями в законодательстве и потребностями рынка труда. Такой анализ поможет нам составить полную картину того, как регулировалась занятость и управлялся рынок труда на протяжении различных периодов времени.

Рынок труда - общественно-экономическая форма движения рабочей силы, вносящая большой вклад в экономическое развитие страны. Государство на своей территории устанавливает нормативно правовое регулирование и создает специальные органы, наделяя их соответствующими полномочиями. Изучение участников рынка труда, в том числе государственных институтов, в частности государственной службы занятости на всех этапах ее становления и развития, позволяет оценить роль государства - регулятора в сложной и важнейшей системе взаимоотношений между спросом и предложением рабочей силы.

Политические и экономические перемены, которые происходят в нашей стране, взаимоувязаны с изменениями в сфере занятости. Движению рабочей силы на рынке труда способствуют социально-экономические, политические, технологические и иные факторы. Система государственного управления в сфере занятости посредством наделения государственных органов полномочиями отвечает вызовам современности решая текущие и перспективные задачи по разрешению проблематики занятости с точки зрения эффективной реализации трудового потенциала граждан.

Советские Биржи труда оказали значительное влияние на достижение всеобщей занятости населения, сыграв важную роль в планомерной организации трудовой деятельности [1].

Становление и развитие государственной службы занятости населения в Советской России

Идея разрешения проблематики занятости населения России посредством создания и обеспечения деятельности специализированных учреждений выдвигалась еще в 19-ом веке «в интересах отправляющихся в столицу на заработки». При этом активная деятельность созданного в 1909 году, государственного института – «Биржа труда», началась с января 1915 года. Целеполагание современников создания такого учреждения представлялось в посредничестве между спросом и предложением труда. Кроме этого, Биржи труда выполняли ряд важнейших функции на рынке труда, среди которых, например, были: «предоставление бесплатных или льготных проездов в места спроса; устройство ожидальных комнат с читальней и библиотекой, дешевых столовых, гостиниц для безработных; организация культурных развлечений, школ общих и профессиональных» [2].

Деятельность государственных институтов в сфере трудовых отношений с одной стороны имеет социальную направленность, и заключается в оказании помощи гражданам готовым «продать» свой труд, а так же поддержке граждан, столкнувшихся с временной невозможностью реализовать свое право на труд по причине отсутствия рабочих мест - безработицей, с другой стороны стимулирует увеличение производства на территории страны благ при помощи труда, тем самым способствую ускоренному развитию экономики и увеличению благосостояния граждан.

Начало 19-ого века характеризуется ростом производств и усилением миграции трудовых ресурсов из сельской местности в городские образования, на территории которых объективно лучше развиты «блага цивилизации» и существует более широкая вариативность применения своих трудовых способностей, с учетом сложившейся ситуации как никогда остро стоял вопрос развития форм, способов и механизмов по обеспечению занятости населения государства.

После революции в 1917 года в России временным Правительством первые биржи труда создавались в городах с численностью жителей более 20-ти тысяч человек и находились под управлением профсоюзов, комитеты которых состояли преимущественно из представителей рабочих. Во многом такая ситуация обусловлена индустриализацией связанной с развитием промышленности.

Фабрики и производства организовывались с учетом существующей инфраструктуры, как логистической, так и технологической. Кроме того, необходимо отметить, что наряду с фактором индустриализации в результате первой мировой войны и революции 1917 года в России, граждане, ранее фактически занятые участием в конфликтах, возвращались к мирной жизни и было необходимо обеспечить их нормальное существование и применение трудового потенциала.

«В декабре 1917 года в пределах Советской России было зарегистрировано 164 670 безработных граждан, а на 10 апреля 1918 года — 324 000, треть безработных граждан составляли квалифицированные рабочие кадры» [3].

Стремительное увеличение численности безработных граждан, почти в 2 раза за 1 квартал 1918 года, обуславливает высокую необходимость регулирования рынка труда со стороны государства и актуальность создания специального государственного института.

31 января 1918 года обнародован Закон о биржах труда, регулирующий учреждение Всероссийского центра бирж труда, создание Совета бирж и порядок проведения их съездов (порядок внутреннего управления).

Биржа труда - специализированный государственный институт, имеющий ярко выраженную социальную функцию в сфере трудовых отношений, созданный в целях регуляторной политики в отношении взаимоотношений между гражданами, ищущими работу, и экономическими субъектами (работодателями) по вопросам купли-продажи рабочей силы, а также оказывающий социально-экономическую помощь гражданам, оказавшимся в ситуации безработицы.

Меры по сдерживанию безработицы, предпринятые государством, показали положительные результаты, так «в крупных городах безработица постепенно рассасывалась: если в начале 1918 года трудоустраивалось только 30 % безработных граждан, то в середине 1918 года — 85 % безработных граждан. Формирование политики занятости населения происходило в условиях преимущественно административных мер противодействия безработице» [4].

В 1924 году структура Бирж труда подверглась значительным изменениям: число бирж уменьшилось вдвое, а оставшиеся организации существенно ограничили свою деятельность. Основной упор был сделан на усиление мер по учету безработных граждан и созданию иллюзии сокращения уровня безработицы. Подобная политика привела к ослаблению государственного контроля над рынком труда и фактически сделала безработицу незаконной.

В 1930 году Биржи труда были реорганизованы в территориальные органы, отвечавшие за обеспечение народного хозяйства рабочей силой. Им предоставлялось право привлекать безработных к выполнению срочных работ в обязательном порядке. Все безработные направлялись на рабочие места, выплата пособий прекратилась. Освобожденные ресурсы использовались для организации профессионального обучения при государственных органах труда, после чего обученные граждане распределялись на работу.

Предпринятые государством меры позволили повысить долю квалифицированных кадров в общем численности трудовых ресурсов, при этом закрывать существующие кадровые потребности предприятий и учреждений более качественными трудовыми ресурсами. Вместе с тем, данный подход во многом ограничил возможность граждан на выбор объекта применения высвобождающегося трудового потенциала перечнем программ обучения.

К началу 30-х годов XX века в Советском союзе территориальные органы по обеспечению народного хозяйства рабочей силой рапортовали о достижении полной занятость трудоспособного населения. «В очередную годовщину Октябрьской революции газета «Правда» от 7 ноября 1930 г., информируя читательскую аудиторию об успехах страны Советов, достигнутых за 1917–1930 гг., рапортовала «об окончательной ликвидации проклятого наследия капитализма – безработицы» [2, там же].1931 год стал годом закрытия последней биржи труда в СССР. Вместе с тем, даже с учетом оптимистичной оценки положения на рынке труда необходимость регулирования в данной сфере оставалась актуальной. Экономика в условиях индустриализации остро нуждалось в кадрах, производства испытывали настоящий кадровый голод, а вопросы переселения и миграции трудовых ресурсов решался в приоритетном порядке: «учитывая неравномерность заселения территории СССР одной из ключевых задач является политика переселения и миграции трудовых ресурсов, главным образом в Сибирь и на Дальний Восток, сочетавшая в себе добровольные и принудительные начала. С данной целью в 1930-1950 гг. были созданы специальные государственные органы, деятельность которых в полной мере отражена в научной литературе» [2, 5, 6, 7, 8, 9].

Во второй половине 1960-х годов в СССР начала формироваться общегосударственная система трудоустройства населения нового типа на основе создания специализированных органов по территориальному принципу.

В декабре 1966 года идея создания единого ведомства была реализована в законодательстве. Совместным постановлением ЦК КПСС и Советом министров СССР было предписано создать при республиканских правительствах государственные комитеты по использованию трудовых ресурсов с их филиалами на местах. Положение Государственного комитета Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов определяющее его структуру утверждено в мае 1967 года.

Реализация государственной политики в сфере занятости населения на основе системного и единообразного подхода к управлению трудовыми ресурсами позволила государству усилить контроль на рынке труда.

Государственный комитет был наделен полномочиям по:

- организованному набору граждан в целях планового переселения;

- перераспределению и переподготовке рабочих;

- изучению трудоспособного населения, в том числе не занятого в общественном хозяйстве;

- обеспечению контроля за выполнением хозяйственными субъектами обязательств по созданию необходимых производственных и жилищно-бытовых условий для рабочих и служащих, направляемых на предприятия и стройки;

- «участию в разработке плана размещения нового промышленного строительства, с учетом наиболее полной и рациональной занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве» [2, там же].

Создается и начинает функционировать Центральная научно-исследовательская лаборатория по изучению трудовых ресурсов, таким образом можно утверждать, что принимаемые решения в данной сфере становятся более научно обоснованными, так как изучение предполагает накопление информации о текущей ситуации и построение на ее основе прогноза развития.

Государственный комитет и его отделы (управления) в субъектах РСФСР возвращаются к задаче по обеспечению работой незанятного населения страны, в ведомстве создается Управление трудоустройства и информации населения. Приказом Госкомитета от 14 ноября 1967 г. утверждается инструкция о деятельности местных органов в данной сфере.

В 1968 году Государственным комитетом осуществлен успешный (по оценке специалистов Госкомитета) эксперимент по деятельности пунктов трудоустройства в следующих городах: Архангельск, Владимир, Краснодар, Куйбышев, Ставрополь, Тула, Томск, Уфа, Черкесск. В результате в адрес Совета Министров РСФСР был направлен проект постановления об организации в городах с населением, превышающем 100 тыс. человек: «бюро по трудоустройству и информации населения о потребности предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих» [11]. «Такое решение правительством РСФСР было принято 28 февраля 1969 г» [12].

«В 1970 г. при Госкомитете Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов было создано Центральное бюро по трудоустройству и информации населения, координировавшее деятельность соответствующих организаций на местах» [13].

Дефицит рабочей силы в условиях советской производственной модели создал предпосылки к расширению полномочий бюро по трудоустройству. Так, «в августе 1980 г. республиканским Госкомитетом указывалось, что наряду с прежними функциями, обязанностями бюро становились: осуществление мероприятий профориентационной деятельности и обеспечение работой молодежи, окончившей общеобразовательную школу, а также привлечение пенсионеров на имевшиеся вакантные должности, самозанятых или не занятых на общественном производстве в полной мере» [14].

Позднее, в 1986 году, к обязанностям бюро по трудоустройству было отнесено: «закреплять на производстве лиц, подавших заявление об увольнении» [15].

Бюро по трудоустройству населения осуществляли всего в нескольких городах, к их задачами относились: выявление кадровой потребности предприятий; организация опубликования в печатных изданиях объявления о существовавших вакансиях; выдача обратившимся к ним гражданам направлений на предприятия для трудоустройства. Таким образом, характер деятельности бюро по трудоустройству населения был в основном информационным. Ключевыми сложностями и препятствиями для эффективной работы бюро по трудоустройству населения являлись: неполнота сведений о свободных места, предоставляемых предприятием, а также качество рабочих мест — в основном это были рабочие места с тяжелыми условиями труда и низшей квалификации для соискателей. В таких условиях назрела потребность в преобразовании бюро по трудоустройству населения из информационной службы в орган по перераспределению трудовых ресурсов.

В результате преобразований права и обязанности государственной службы занятости расширились, а ее подразделения на местах стали называться «Государственное бюро по трудоустройству и информации населения». Вместе с тем, работа реорганизованных бюро не была выстроена таким образом, чтобы работодатель и гражданин, ищущий работу, были заинтересованы в предоставляемых бюро услугах.

Следующим шагом на пути преобразований государственной службы занятости в 1988 году были созданы центры по трудоустройству, обучению и профориентации, которые осуществляли деятельность на базе осуществивших государственных бюро по трудоустройству.

Центры действовали под контролем местных Советов народных депутатов, заключая договоры и сотрудничая с предприятиями и организациями. Основные направления их работы включали:

· учет перемещений трудоспособного населения;

· создание баз данных о потребностях в рабочей силе и возможностях их покрытия;

· информирование населения о наличии открытых вакансий у работодателей;

· проведение мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан;

· оказание помощи предприятиям в наборе необходимого персонала;

· профессиональная ориентация и консультирование всех групп населения по вопросам изменения профессии;

· организация повышения квалификации и профессионального обучения.

Формирование центров по трудоустройству, обучению и профессиональной ориентации населения, а также расширение их полномочий и обязанностей способствовали упорядочению работы ранее разобщённых Государственных бюро по трудоустройству и информированию населения, что позволило создать единую государственную систему трудоустройства. К 1988 году сеть таких центров, образованных на базе бывших государственных бюро, охватила всю страну, включая союзный, республиканский, краевой, областной и городской уровни. Таким образом, была заложена основа для формирования современной сетевой организации государственной службы занятости населения.

Предшественником государственной службы занятости населения являлся Государственный комитет по занятости.

В 1990 году в создании закона «О создании Государственной службы занятости населения» активное участие принимали: представители Правительства СССР, от Верховного Совета СССР: А. Уткин, Ю. Кузьмин, И. Шешвиашвили; от Министерства труда: Ю.В. Рощин, В.А. Похвощев, В.Д. Голанц, Е.Г. Антосенков, К.Г. Кязимов; от центров по трудоустройству: А.А. Арзамасцев, С.А. Карташов, Л.А. Захаров, О.А. Колесникова, А.И. Чекина, М.С. Тукашкин, А.А. Волчик и др.

Велась работа в сфере международного права, в частности по ратификации конвенций Международной организации труда по проблемам занятости населения, в том числе конвенция «О политике занятости населения». В соответствии с рекомендациями Конвенции о содействии занятости населения и защиты от безработицы, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда, каждому государству предлагалось создать государственную службу занятости, определить политику в области занятости, выстроить систему защиты от безработицы и выработать методы поддержки населения в данной сфере.

В Законе «О занятости населения», принятом 19 апреля 1991 года, были сформулированы основные принципы занятости населения на основе рыночных механизмов. Данный закон был первым в СССР «рыночным законом», в нем впервые зафиксировано право всех граждан страны распоряжаться своими способностями к труду, и определено право собственности на свою рабочую силу в полном объеме (владение, распоряжение, использование).

Функции ранее действовавшей системой трудоустройства населения с созданием Государственной службы занятости населения в значительной степени были расширены.

Председателем Государственного комитета по занятости населения в июне 1991 года Правительством РСФСР был назначен А.А. Арзамасцев, заместителями Председателя государственного комитета по занятости населения были утверждены В.Д. Галанц, А.К. Илларионова и К.Г. Кязимов, принимавшие участие в разработке нормативных документов по проблематике занятости населения.

Временное положение о Государственной службе занятости и Временное положение о Государственном фонде занятости населения РСФСР были утверждены 4 июля 1991 года Постановлением Правительства РСФСР. Принятие данных нормативных правовых актов свидетельствует об активизации реализации государственной политики занятости населения.

Главным вектором трансформации выступает переход к капитализму, в экономической сфере – это изменение форм собственности и ее перераспределение, в социальной сфере – демонтаж государственных гарантий в сфере занятости.

Развитие государственной службы занятости населения в постсоветской России

Эволюционный путь государственной службы занятости в Российской Федерации отражает последовательную адаптацию к изменяющейся социально-экономической среде. На протяжении 1990-х годов система столкнулась с необходимостью трансформации в условиях динамично развивающегося рынка труда. Государственные органы инициировали создание сети региональных центров занятости, призванных более эффективно справляться с проблемами безработицы на местном уровне. Одновременно началось формирование программ активного содействия в поиске работы, включающих проведение ярмарок вакансий и консультативную помощь по вопросам трудоустройства.

На рубеже 21 века процесс модернизации инфраструктуры службы занятости получил дальнейшее развитие. В этот период были разработаны специализированные программы для отдельных социальных групп, таких как молодёжь, женщины, люди с инвалидностью и лица предпенсионного возраста. Значительное внимание уделялось внедрению информационных технологий и автоматизации процедур оказания услуг. Важнейшим достижением стало создание электронных баз данных вакансий и резюме, что существенно облегчило процесс подбора рабочих мест.

Последние десятилетия ознаменовались дальнейшими шагами по модернизации службы занятости, направленными на интеграцию новейших технологических решений и методов работы. Ключевую роль играла цифровизация услуг, позволившая перевести значительную часть взаимодействий с гражданами в онлайн-среду. Так, пользователи получили возможность регистрации в статусе безработных, подачи заявлений на получение пособий и доступа к информации о вакансиях посредством специализированных интернет-платформ.

Особое внимание в этот период уделялось поддержке предпринимательской активности и самозанятого населения. Были реализованы программы, ориентированные на стимулирование создания малых предприятий и индивидуального предпринимательства, что оказывало положительное влияние на снижение уровня безработицы.

Пандемия стала серьёзным испытанием для службы занятости. Резкий рост числа обращений граждан привёл к значительному увеличению рабочей нагрузки на сотрудников при отсутствии адекватного увеличения численности персонала, что потребовало интенсификации работы инспекторов и внедрения новых технологий взаимодействия с клиентами.

Модернизация центров занятости началась в 2019 году в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Основные направления модернизации включали создание единой структуры под брендом «Работа России» Данный шаг предполагает унификацию подходов к оказанию услуг по трудоустройству и переобучению граждан, что позволит обеспечить централизованный доступ к информации о рынке труда. Службы занятости должны стать ведущими аналитическими центрами, прогнозирующими востребованные профессии и компетенции, чтобы предоставлять обучение и переобучение в соответствии с реальными запросами рынка. Кроме того, организация работы служб занятости опиралась на принципы бережливого производства.

Изменение подходов уже нашло отражение в масштабных поправках, внесенных в Закон о занятости в 2021 году, в частности, например, введение стандартов полномочий взамен федеральных государственных стандартов [16].

Можно отметить ряд изменений в работе служб занятости за последние несколько лет.

Во-первых, все центры занятости подключены к единой цифровой платформе «Работа России», что обеспечило широкий доступ к информации о рынке труда. Данная платформа позволила сформировать базу вакансий, предоставлять широкий спектр услуг как населению, так и работодателям.

Во-вторых, изменился подход к работе с клиентами. Теперь службы занятости решают запросы комплексно: помогают составить карьерную траекторию, готовят к собеседованиям и предоставляют консультации по профориентации. Услуги ориентированы на индивидуальные потребности соискателей и работодателей, что позволяет добиваться конкретных результатов, например, успешного трудоустройства или подбора квалифицированных специалистов.

В-третьих, модернизация затронула инфраструктуру центров занятости. В новых учреждениях созданы комфортные условия для посещения, включая родителей с детьми и людей с ограниченными возможностями. Оборудованы цифровые зоны, где граждане могут самостоятельно искать вакансии с помощью портала «Работа России» или получить поддержку специалистов. Также проводятся ярмарки вакансий, профориентационные занятия и обучающие мероприятия.

В-четвертых, укрепилось сотрудничество с работодателями. Центры занятости предлагают новые услуги, например, проведение первичных собеседований для компаний, у которых нет собственной кадровой службы. Это позволяет не только быстрее подбирать персонал, но и повышать качество найма.

В-пятых, в регионах создаются специализированные центры карьерного консультирования, которые работают по принципу «одного окна», предоставляя соискателям полный спектр услуг. В частности, для подростков организуются профориентационные занятия и предлагаются вакансии, подходящие для их возраста.

В-шестых, продолжается активная цифровизация услуг. Теперь большинство операций доступны в электронном формате, что значительно упрощает взаимодействие между гражданами и службами занятости. Все услуги предоставляются бесплатно, что делает их доступными для широкого круга граждан.

Модернизация службы занятости — это не просто обновление инфраструктуры, а трансформация подходов к работе с людьми. Службы занятости стали инструментом проектирования карьерных траекторий, помощи в сложных жизненных ситуациях и поддержки работодателей.

Сводные данные о ключевых этапах эволюции государственной службы занятости представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы развития государственной службы занятости в России

Этап
Цели
Ключевые изменения
1917–1918
Регулирование рынка труда и борьбы с растущей безработицей
Принятие закона о биржах труда (1918), создание Всероссийского центра бирж труда
1918–1924
Укрепление регуляторной политики и уменьшение безработицы
Сокращение числа бирж труда вдвое, ограничение их функционала, официальное признание безработицы вне закона.
1930–1931
Обеспечение полной занятости через плановые меры и ликвидацию безработицы
Преобразование бирж труда в территориальные органы, введение принудительных работ, закрытие последней биржи труда в 1931 году.
1930-1950-е
Переселение и миграция трудовых ресурсов для ликвидации кадрового дефицита в условиях индустриализации
Создание государственных органов для управления переселением, комбинирование добровольных и принудительных методов
1960-е – начало 1970-х
Создание общегосударственной системы трудоустройства на основе территориальных органов
Создание Государственных комитетов по использованию трудовых ресурсов (1966–1967), проведение экспериментов по организации бюро трудоустройства в крупных городах
1970-е – 1980-е
Углубление планового регулирования занятости, расширение функций служб трудоустройства
Создание Центрального бюро по трудоустройству (1970), развитие профориентации, трудоустройство молодежи, привлечение пенсионеров
1988
Создание единой системы трудоустройства, обучения и профориентации
Организация центров трудоустройства, обучения и профориентации, систематизация функций и создание сети центров на всех уровнях
1990–1991
Переход к рыночным механизмам регулирования занятости, создание Государственной службы занятости населения
Принятие Закона «О занятости населения» (1991), расширение функций служб занятости, ратификация конвенций МОТ по занятости
1990-е годы
Адаптация к рыночным условиям труда. Создание региональных центров занятости
Организация региональных центров занятости, внедрение программ активного поиска работы (ярмарки вакансий, консультации)
Конец 1990-х – 2000-е годы
Расширение услуг для различных категорий населения. Внедрение технологий автоматизации
Создание специализированных программ для молодежи, женщин, инвалидов; разработка электронных баз данных вакансий и резюме
2010-е годы
Модернизация инфраструктуры и цифровизация услуг
Переход на онлайн-сервисы: регистрация, подача заявлений на пособия, доступ к вакансиям через интернет-порталы
2019 – по настоящее время
Усиление аналитической роли служб занятости. Комплексное решение запросов клиентов, цифровизация и улучшение инфраструктуры
Унификация услуг под брендом «Работа России». Создание крупнейшей цифровой платформы для рынка труда. Внесение изменений в Закон о занятости. Введение новых стандартов полномочий, прогнозирование востребованных профессиц
Источник: составлено авторами

Государственная служба занятости в России прошла долгий путь эволюции, постоянно адаптируясь под меняющиеся экономические условия. От усиленного контроля за распределением трудовых ресурсов во времена СССР до появления современных цифровых платформ вроде «Работа России», каждый новый виток развития этой системы был связан с расширением её функционала, совершенствованием инфраструктуры и внедрением передовых методов работы. Модернизация позволила службе занятости выйти за рамки чисто информационной и административной деятельности, превратившись в полноценный инструмент поддержки граждан и бизнеса.

Заключение

Анализ этапов развития и становления государственной службы занятости в России свидетельствует о нарастающей необходимости регулирования рынка труда по мере эволюции трудовых отношений и возрастающей роли государства в данной сфере.

Роль государственного регулятора рынка труда – государственной службы занятости сложно переоценить. Социальная направленность органов занятости при оказании помощи гражданам в поиске работы и в ситуации безработицы прослеживается на всех этапах становления и развития государственного института.

Кроме того, достижение высоких темпов производства и увеличение благосостояния граждан во многом заслуга государственной службы занятости.

Основным рычагом регулирования рынка труда в Советской России являлся административный ресурс. На отдельных этапах развития государственной службы занятости наблюдается искажение реальной ситуации на рынке труда и формальный подход к проблеме безработицы.

Вместе с тем, достаточно четко прослеживается ритмичное движение к систематизации мер в сфере занятости и внедрению научно-обоснованного подхода в сфере занятости.

Рассмотренный этап раскрывает перспективы применения государственной службы занятости как инструмента для регулирования рынка труда и обеспечения эффективной занятости населения, а так же дает представление о возможностях повышения эффективности службы по средством улучшения ее организационной структуры, социальной открытости и информированности о системе трудоустройства при помощи института государственной службы занятости, внедрения механизмов модерирования карьеры и гибкой подстройки трудовых ресурсов под потребности экономики.

На данный момент модернизация идет полным ходом. Службы занятости стремятся стать не только посредниками между работодателями и соискателями, но и ключевыми звеньями в управлении трудовыми ресурсами. Открытие современных кадровых центров, таких как «Работа России», нацелено на повышение доступности и удобства услуг для граждан и работодателей.

Однако для достижения поставленных целей необходимо продолжать работу по оптимизации процессов, развитию аналитических инструментов и внедрению цифровых технологий, которые позволят более эффективно управлять трудовыми ресурсами в регионах.

Реализовать потенциал государственной службы занятости возможно только при условии адекватных условий законодательно-нормативном обеспечении и достаточного финансирования всех звеньев системы государственной службы занятости на различных уровнях.

В итоге можно утверждать, что дальнейшее изучение практики реформирования государственной службы занятости является полезным и необходимым, так как оптимальное функционирование российского рынка труда и сферы занятости населения являются ключевыми факторами национального благосостояния и конкурентоспособности страны.


Источники:

1. Сирица Я.А. Историко-сравнительный анализ целей Службы занятости в СССР и российской Федерации // Омский научный вестник. – 2008. – № 2(66). – c. 12-14.
2. Пискунов С.А., Баранов А.В. История становления и деятельности органов по трудоустройству населения в РСФСР, 1967–1987 гг // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2022. – № 3. – c. 40-55. – doi: 10.31862/2500-2988-2022-13-3-40-55.
3. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Никонова Т.В., Журавлев П.В. История бирж труда. / Поиск работы: проблемы и решения (теоретические основы и практические рекомендации). - М.: Изд-во Рос. Экономической акад., 1995. – 62 c.
4. Карташов С.А., Кязимов К.Г., Тохтиева Л.Н., Шапиро С.А. Становление и развитие государственной службы занятости населения в РФ. / Монография. - Москва: Директ-Медиа, 2022. – 9(236) c.
5. Занданова Л.В. Основные этапы складывания советской переселенческой политики и формирования переселенческих органов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2007. – № 1. – c. 27-45.
6. Крушанова Л.А. Миграционная политика СССР на Дальнем Востоке (середина 1940-х – 1970-е гг.). - Владивосток: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2014. – 268 c.
7. Лескова Т.А. Государственное регулирование миграционных процессов на юге дальнего востока россии в 20-30-е гг. xx в. (исторический опыт). / Дис. … канд. ист. наук. - Благовещенск, 2002. – 219 c.
8. Пикалов Ю.В. Переселенческая политика и изменение социально-классового состава населения Дальнего Востока РСФСР (ноябрь 1922 – июнь 1941 гг.). / Монография. - Хабаровск: Част. коллекция, 2003.
9. Пискунов С.А. НКВД и добровольное аграрное переселение 1930-х гг.: миф или реальность?. / Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского: Сб. докладов. Выпуск 20. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2020. – 134-137 c.
10. Пискунов С.А. Плановое сельскохозяйственное переселение в РСФСР: опыт второй половины 1940-х – 1980-х гг. / Монография. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2016. – 340 c.
11. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10005 (Государственный комитет РСФСР по труду). Оп. 1. Д. 146. Л. 24–26; Там же. Д. 147. Л. 159–160
12. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10005 (Государственный комитет РСФСР по труду). Оп. 1. Д. 4. Л. 113–114
13. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10005 (Государственный комитет РСФСР по труду). Оп. 1. Д. 35. Л. 36–40
14. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10005 (Государственный комитет РСФСР по труду). Оп. 1. Д. 861. Л. 38–39
15. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10005 (Государственный комитет РСФСР по труду). Оп. 1. Д. 1211. Л. 35
16. Талбацкий Я.П. Оценка деятельности государственной службы занятости населения в структуре системы управления ею: выработка новых подходов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6089-6102. – doi: 10.18334/epp.13.12.120193.

Страница обновлена: 26.12.2024 в 14:10:23