Легко ли стать безработным?

Лищук Е.Н.1,2, Капелюк С.Д.1,3
1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Россия, Новосибирск
2 Сибирский государственный университет водного транспорта, Россия, Новосибирск
3 Новосибирский государственный технический университет, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 8 (Август 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49375194
Цитирований: 8 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Переход государственных служб занятости России на цифровой формат оказания услуг потребовал использование Единой цифровой платформы «Работа в России». Анализ зарубежного опыта и рекомендаций Международной организации труда показал, что данный формат соответствует передовым практикам, однако требует наличия цифровых компетенций у всех субъектов рынка труда. Целью исследования является выявление проблем, с которыми сталкиваются граждане при регистрации в службах занятости в условиях цифровизации. В ходе исследования авторами использованы следующие методы: статистический анализ обращений в Государственную трудовую инспекцию, контент-анализ отзывов граждан о деятельности служб занятости, а также включенное наблюдение. Объектом последнего выступил отдел занятости населения одного из районов г. Новосибирска. Авторами статьи установлено, что реформа ограничила доступность государственных услуг в сфере занятости и привела к занижению уровня регистрируемой безработицы. Последний снизился до минимальных значений, несмотря на сохранение максимального размера пособия по безработице и новый экономический кризис. Сформулированы рекомендации по повышению доступности услуг в сфере занятости в условиях цифровизации. Авторы считают, что своевременное выявление и оперативное решение подобных проблем позволит улучшить качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения. А значит, внесет значимый вклад в стабилизацию ситуации на российском рынке труда.

Ключевые слова: безработица, занятость, трудоустройство

Финансирование:
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Акторы, драйверы, последствия социальных изменений в современном обществе: теория и эмпирика», № 121040100280-1.

JEL-классификация: J63, J65, J68

Тезисы (Highlights):

  • • Федеральные округа России так и не смогли восстановить в полной мере численность занятых после пандемии Covid-19.
  • • Влияние внешней среды на занятость населения задало для ученых новый вектор в исследованиях рынка труда.
  • • Деятельность служб занятости активно вовлечена в цифровизацию оказания государственных услуг, что соответствует мировому тренду.
  • • Основными категориями проблем граждан, обратившихся в органы службы занятости, являются пособие по безработице, регистрация в службе занятости, государственная поддержка безработных граждан.
  • • Снижение доступности получения услуг по содействию занятости, обусловленное нехваткой необходимых цифровых компетенций у населения, привело к снижению регистрируемой безработицы.

Источники:

1. Алексеева А.А. Отзывы пациентов родильных домов Новосибирска и Лондона: репрезентация оценки (на материале сайтов flamp.ru и nhs.uk) // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2015. – № 5(37). – c. 5-25. – doi: 10.17223/19986645/37/1.
2. Баранова Н.С. История трудового законодательства в России в 1917–1920 гг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2016. – № 1(174). – c. 31-34.
3. Гимпельсон В.Е. Зарплата и потоки на российском рынке труда в условиях коронакризиса // Вопросы экономики. – 2022. – № 2. – c. 69-94. – doi: 10.32609/0042-8736-2022-2-69-94.
4. Дрейзис Ю.И. Влияние современных информационных технологий на динамику занятости населения в России // Вестник Академии знаний. – 2018. – № 1(24). – c. 65-74.
5. Капелюшников Р.И. Анатомия коронакризиса через призму рынка труда // Вопросы экономики. – 2022. – № 2. – c. 33-68. – doi: 10.32609/0042-8736-2022-2-33-68.
6. Копыток В.К., Кузьмина Ю.В. Безработица времен COVID-19: что могут рассказать административные данные?. - М.: Центр перспективных управленческих решений, 2020. – 38 c.
7. Леонидова Г.В. Качество трудового потенциала и занятости в условиях пандемии коронавируса Covid-19 // Социальное пространство. – 2021. – № 5. – doi: 10.15838/sa.2021.5.32.2.
8. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Проблемы регулирования оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей // Экономика региона. – 2020. – № 1. – c. 97-113. – doi: 10.17059/2020-1-8.
9. Лукьянова А.Л. Цифровизация и гендерный разрыв в оплате труда // Экономическая политика. – 2021. – № 2. – c. 88-117. – doi: 10.18288/1994-5124-2021-2-88-117.
10. Новикова И.В. Оценка информационного потенциала занятости населения в России // Информационное общество. – 2017. – № 4-5. – c. 28-34.
11. Одегов Ю.Г., Разинов А.Е. Пандемия COVID-19 и её влияние на мировой рынок труда: анализ складывающихся тенденций (Часть первая) // Уровень жизни населения регионов России. – 2021. – № 1. – c. 9-20. – doi: 10.19181/lsprr.2021.17.1.1.
12. Онлайнинспекция.рф. Федеральная служба по труду и занятости. [Электронный ресурс]. URL: http://онлайнинспекция.рф (дата обращения: 18.05.2022).
13. Acemoglu D., Restrepo P. Robots and Jobs: Evidence from US Labor Markets // Journal of Political Economy. – 2020. – № 6. – p. 2188-2244. – doi: 10.1086/705716.
14. Avila Z. Public Employment Services pressing ahead with digitalization should beware of the digital divide. International Labour Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/documents/publication/wcms_814289.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
15. Balsmeier B., Woerter M. Is this time different? How digitalization influences job creation and destruction // Research Policy. – 2019. – № 8. – doi: 10.1016/j.respol.2019.03.010.
16. Frey C.B., Osborne M.A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. – 2017. – p. 254-280. – doi: 10.1016/j.techfore.2016.08.019.
17. Global report: Technology adoption in public employment services: Catching up with the future. International Labour Organization. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/documents/publication/wcms_840767.pdf (дата обращения: 02.06.2022).

Страница обновлена: 23.07.2025 в 22:16:20

 

 

Is it easy to become an unemployed?

Lishchuk E.N., Kapelyuk S.D.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 8 (August 2022)

Citation:

Abstract:
The transition of the state employment services of Russia to the digital format of providing services to citizens required the use of the Unified Digital Platform "Work in Russia". Analysis of foreign experience and recommendations of the International Labour Organization has shown that this format corresponds to best practices, but requires digital competencies for all labour market participants. The purpose of the study is to identify the problems faced by citizens when registering with employment services in the context of digitalization. The authors used the following methods: statistical analysis of appeals to the State Labour Inspectorate, content analysis of job seekers' feedback on the activities of employment services, and participant observation. The authors of the article found that the reform restricted the availability of employment services and led to an underestimation of the registered unemployment rate. The latter fell to its lowest levels, despite the maximum amount of unemployment benefits and the new economic crisis. As a result, the article identifies the main obstacles to registering in the public employment service as an unemployed. The article suggests recommendations to improve the availability of public employment services, taking into account the digital transformation. The authors believe that the identification and solution of revealed problems will improve the quality of public employment services. This means that it will make a significant contribution to the stabilization of the Russian labour market.

Keywords: unemployment, employment, hiring

Funding:
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Акторы, драйверы, последствия социальных изменений в современном обществе: теория и эмпирика», № 121040100280-1.

JEL-classification: J63, J65, J68

Highlights:

  • • Федеральные округа России так и не смогли восстановить в полной мере численность занятых после пандемии Covid-19.
  • • Влияние внешней среды на занятость населения задало для ученых новый вектор в исследованиях рынка труда.
  • • Деятельность служб занятости активно вовлечена в цифровизацию оказания государственных услуг, что соответствует мировому тренду.
  • • Основными категориями проблем граждан, обратившихся в органы службы занятости, являются пособие по безработице, регистрация в службе занятости, государственная поддержка безработных граждан.
  • • Снижение доступности получения услуг по содействию занятости, обусловленное нехваткой необходимых цифровых компетенций у населения, привело к снижению регистрируемой безработицы.