Многоуровневая методика оценки инвестиционной привлекательности малых и средних предприятий сферы сервиса
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Цитировать:
Болодурина М.П., Елизарьева Е.А. Многоуровневая методика оценки инвестиционной привлекательности малых и средних предприятий сферы сервиса // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – Том 15. – № 1. – doi: 10.18334/epp.15.1.122126.
Введение
Актуальность. Гармоничное и равномерное развитие структуры российской экономики как одна из целевых стратегических установок влечет за собой необходимость поиска и обоснования инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования с учетом вида, масштаба и специфики деятельности. При этом большинство исследований посвящено оценке инвестиционной привлекательности средних и крупных промышленных предприятий, в виду доступности статистической и публичной информации. Научным пробелом является оценка инвестиционной привлекательности малых и средних предприятий (МСП), которые являются объектом инвестиционного интереса предпринимателей, бизнес-структур и государства [3].
Целью исследования является разработка многоуровневой методики оценки инвестиционной привлекательности малых и средний предприятий сферы сервиса. Уникальность методики заключается в том, что помимо регионального, муниципального и локального уровня оценки, она учитывает такие свойства МСП сферы сервиса как: резильентность, адаптируемость, гибкость, способность к регенерации.
Гипотеза исследования. Предприятия сферы сервиса разрабатывающие инвестиционную политику согласно концепции социально ответственного инвестирования имеют более высокую инвестиционную привлекательность.
Методология. Использован интеграционный подход для оценки инвестиционной привлекательности МСП сферы сервиса. Достижение поставленной цели обеспечивалось использованием методов сравнительного анализа, аналогий, обобщений, экспертных оценок, системного и структурного подходов.
Характеристика факторов, формирующих инвестиционную привлекательность МСП сферы сервиса
Оценивая инвестиционную привлекательность сферы сервиса необходимо учитывать тот факт, что происходящие изменения политического, социального, экологического характера, а также изменения региональных и отраслевых программ поддержки, налогового законодательства могут напрямую влиять на инвестиционную привлекательность таких компании (рисунок 1).
Рисунок 1 – Позиция сервисных предприятий в инвестиционном процессе
Источник: составлено авторами
Сложившиеся экономические условия, в которых функционируют предприятия сферы сервиса, сформировали ряд отличительных особенностей: высокую устойчивость к цикличности экономических процессов; максимальную выживаемость и адаптацию к рыночной конъюнктуре в агрессивных условиях внешних изменений; оперативность переключения на новые виды деятельности; формирование инновационной культуры в кризисных условиях [4].
В свою очередь, позиция сервисных предприятий в инвестиционном процессе зависит от макроэкономических, политических, климатических и т.п. факторов, при этом инвесторы, анализируя интересующий их рынок, обращают внимание на отрасль и расположение (регион, округ), к которым принадлежит предприятие. Каждая отрасль и территория имеют собственный уровень инвестиционной привлекательности. Таким образом, формируется инвестиционная среда, в которой сам объект рынка обладает индивидуальной инвестиционной привлекательностью (формирующейся под влиянием внешних и внутренних факторов), также, он одновременно попадает под влияние и сам влияет на всех участников инвестиционного рынка. Изменения, которые происходят в системах «высокого уровня» (внешняя политика, нестабильность, изменения в законодательстве и т.д.), непосредственно влияют на инвестиционную привлекательность всех сервисных организаций.
Исходя из позиции предприятий сферы сервиса в инвестиционном процессе можно отметить, что методика оценки инвестиционной привлекательности может быть комплексной, включающей как анализ региональных, отраслевых показателей так и деятельности самого предприятия или же ограничена изучением только конкретных преимуществ предприятия в занимаемой рыночной нише с учетом его индивидуальных характеристик и результатов деятельности.
Степень разработанности уровней оценки инвестиционной привлекательности предприятий сферы сервиса
В настоящее время не существует единого подхода к выбору и обоснованию методик оценки инвестиционной привлекательности предприятий сферы сервиса, это объясняется сложностью выбора метода объективной оценки финансового положения самих предприятий, инвестиционной привлекательности региона в общей парадигме развития бизнеса, а также базовых стратегий институтов развития и форм поддержки предпринимательства.
Процесс оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ, выявления факторов, ее определяющих, не теряет своей актуальности и методически совершенствуется отечественными учеными и практиками. Оценки инвестиционной привлекательности регионов посвящены труды таких авторов, как Е.С. Губановой и О.С. Москвиной [6], Н.В. Медведевой и Н.А. Маслюк [10], А.П. Соколова [12], М.А. Федотовой, О.В. Лосевой и Т.В. Тазихиной [13], Н.О. Якушева и Е.А. Мазилова [15] и пр.
М.А. Федотова, О.В. Лосева оценивают инвестиционный потенциал региона путем экспертных мнений, используя интегральные оценки на основе среднеарифметического значения [13]. Инвестиционной потенциал рассматривается в тесной связи с интеллектуальным, кадровым, технологическим, инновационными потенциалами. Менее важное значение в данной методике отдается социально-производственному и ресурсному потенциалам.
Методика оценки привлекательности инвестиций в экономику регионов, предложенная А.П. Соколовым включает ряд шагов, которые выполняются в следующей последовательности: происходит стандартизация показателей, осуществляется признание эталона, далее осуществляется корректировка показателей и вычисление интегрального индекса для каждого аспекта привлекательности экономики [12]. В конце процесса формируется общая интегральная оценка, отражающая инвестиционную привлекательность экономической среды регионов.
Авторы Е.С. Губанова и О.С. Москвина подчеркивают важность разработки методики оценки инвестиционного и инновационного потенциала региона [6], утверждая о том, что данная методика должна основываться на последовательном анализе инвестиционного и инновационного потенциала, сопоставление которых позволит определить уровень способности региона использовать инвестиционные ресурсы для достижения целей развития через инновационные процессы. При этом, авторы группирует имеющийся региональный потенциал по двум основным составляющим – ресурсная (трудовой, материально-технический, финансовый потенциалы) и результативная (образовательный, научно-технический, информационно-коммуникационный, финансовый потенциалы).
Так как зачастую предприятия сферы сервиса имеют локацию, ограниченную конкретным муниципалитетом, то следующим логическим этапом является оценка инвестиционной привлекательности на уровне муниципалитета. Результат такой оценки представлен в исследовании Н.В. Медведевой и Н.А. Маслюк [10], в котором представлены обобщенные подходы к рейтинговой оценке инвестиционной привлекательности муниципалитета (таблица 1).
Таблица 1 – Набор универсальных показателей рейтинговой оценки муниципальных образований по формированию инвестиционного климата
Показатель
|
Критерий оценки
|
Метод сбора информации
|
Оценка
эффективности деятельности органов местного самоуправления и процедур выдачи
разрешения / легкость введения бизнеса
|
Фактический
|
Опрос
|
Оценка
личной вовлеченности органов государственной власти в решении вопросов
улучшения инвестиционного климата
|
Расчетный
|
Опрос
|
Количество
заключенных инвестиционных соглашений
|
Расчетный
|
Экспертная оценка
|
Изменение
количества субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных
предпринимателей, зарегистрированных на территории муниципального образования
|
Расчетный
|
Фактические данные муниципального
образования
|
Доля
субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся мерами
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, от общего
количества субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на
территории муниципального образования
|
Расчетный
|
Фактические данные муниципального
образования
|
Удовлетворенность
деятельностью местной администрации/муниципального фонда поддержки по
выделению предусмотренных ассигнований на меры поддержки субъектов малого и
среднего бизнеса
|
Расчетный
|
Опрос
|
Авторы также отмечают, что данный перечень показателей не является полным и не исключает введения дополнительных показателей [10]. Система сбора данной информации достаточно сложная и требует обработки большого количества анкетных данных.
Н.О. Якушев и Е.А. Мазилов, анализируя привлекательность региона для инвестиций рассматривают различные методы оценки, включающие экономико-математические расчеты, факторный анализ, использование экспертных и рейтинговых оценок [15], что также широко применяется и другими вышеперечисленными авторами.
Рейтинговая оценка является достаточно популярной среди инвесторов при оценке объектов инвестирования. До начала периода санкционных ограничений в российской инвестиционной практике широко применялись результаты оценок иностранных рейтинговых агентств, однако на сегодняшний день возросла роль российских рейтинговых агентств и результатов их деятельности, так одобрение от Центрального Банка России для осуществления своей деятельности в сфере рейтингов имеют такие агентства, как АКРА, «Эксперт РА», НРА и НКР, значительный вклад в работу вносят и такие рейтинговые организации, как RAEX и Агентство стратегических инициатив, последнее из которых было учреждено Правительством РФ.
Обобщенная характеристика методов оценки инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, используемых рейтинговыми агентствами, представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Характеристика методов оценки региональной инвестиционной привлекательности
Наименование
|
Характеристика
|
Кредитное
рейтинговое агентство «Эксперт РА»
|
Рейтинговая
оценка инвестиционной привлекательности регионов включает в себя 67
показателей, разделенных на пять основных блоков: обеспеченность
инфраструктурой, социальное развитие, уровень экономики, финансовые ресурсы и
состояние окружающей среды
|
Национальное
рейтинговое агентство (НРА)
|
Рейтинговая
оценка инвестиционной привлекательности регионов включает 56 показателей,
разделенные на три основные группы: статистические показатели, опросы
предпринимательского сообщества, экспертные оценки
|
Агентство
стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АНО)
|
Рейтинговая
оценка инвестиционной привлекательности регионов включает 44 показателя,
разделенных на 4 направления: инфраструктура и ресурсы, регуляторная среда,
институты для бизнеса, поддержка малого бизнеса и показатели вне рейтинга
|
Рейтинговое
агентство «РИА Рейтинг»
|
Рейтинговая
оценка инвестиционной привлекательности проводится на основе двух
составляющих: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска
|
Ассоциация
инновационных регионов России
|
Рейтинг
инновационных регионов представляет актуальные результаты инновационного
развития всех субъектов Российской Федерации, при этом в основе рейтинга
лежат количественные показатели, позволяющие объективно оценивать сильные и
слабые стороны развития каждого региона
|
Национальный
инвестиционный рейтинг
|
Национальный
рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных
властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие
практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на
региональном уровне. Методика
включает в себя 4 направления – регуляторная среда, институты для бизнеса,
инфраструктура и ресурсы, поддержка МСП. Оценка проводится по 70 показателям.
|
Оценивая инвестиционный потенциал любого предприятия, стратегические инвесторы в обязательном порядке оценивают ресурсы региона, к которым относят не только его ресурсные и экономические возможности, но и социальное положение, демографическую политику, налоговые льготы, оценка происходит с позиций доступности, емкости, риска и потенциала использования. В данном случае оценка инвестиционного климата региона является обязательным этапом оценки инвестиционной привлекательности для предприятий любой отрасли в том числе и сферы услуг.
Помимо оценки регионального потенциала инвестиционной привлекательности важное значение имеет оценка деятельности региональных субъектов МСП, так Ю.В. Котелевская отмечает важность проведения сравнительной комплексной оценки, которая позволяет оценить деятельность МСП по конкретному критерию в определенный период времени (таблица 3) [9].
Таблица 3 – Комплексная оценка деятельности малого и среднего предпринимательства по Ю.В. Котелевской
Показатель
|
Аналитическая пригодность
|
Доля
малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте, %
|
Характеризует
вклад субъектов МСП в развитие региона
|
Оборот
субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по
отношению к показателю 2014 года, млрд. руб.
|
Характеризует
востребованность товаров и услуг субъектов МСП в регионе
|
Численность
работников в организациях МСП, тыс. чел.
|
Характеризует
место субъектов МСП на региональном рынке труда
|
Число
субъектов МСП в расчете на 1000 человек населения
|
Характеризует
эффективность мероприятий, направленных на развитие предпринимательской среды
(бизнесов) в регионе
|
Коэффициент
«рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства (количество
созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс.
действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий)
|
Характеризует
бюджетную эффективность реализуемых мер развития предпринимательской среды
(бизнесов) и создания субъектов МСП
|
Коэффициент
ликвидации субъектов МСП
|
Автор методики объясняет выбор данных показателей оценки инвестиционной привлекательности субъектов МСП тем, что они отражают степень согласованности действий участников инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и содержатся в документе «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года», согласно которой сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению [1].
При оценке инвестиционной привлекательности компаний инвесторами и аналитиками применяются различные подходы, которые можно разделить на два основных направления: первое включает методы, которые обеспечивают финансовую оценку, обобщая результаты анализа финансового состояния компании, второе направление охватывает методы, которые расширяют анализ за счет учета внутренних и внешних критериев, определяющих особенности функционирования предприятия, в частности: прогрессивность технологий управления, кадровый потенциал предприятия и эффективность его использования, качественные и количественные характеристики техники и технологий, которые применяются на предприятии, инновационную политику и результаты инновационной деятельности и т.д.
К инструментам оценки относятся экспертная оценка, сравнительный анализ, финансовый и аналитический подходы, сценарное планирование, моделирование процессов ведения бизнеса, а также информационно-аналитические модели и алгоритмы, помогающие в оценке инвестиционного потенциала.
Вопросы анализа инвестиционной привлекательности предприятия нашли свое отражение в научных трудах отечественных ученых, среди которых Ивашковская И.В., Ю.А. Макеева и К.А. Попов [8], Федотова М.А, Лосева О.В. и Тазихина Т.В. [13] и пр. Значения анализируемых показателей рассчитываются на основе данных финансовой отчетности организаций в соответствии со стандартами МСФО, при этом наиболее полную и открытую информацию как правило предоставляют средние и крупные предприятия, чего нельзя сказать о малых компаниях и индивидуальных предпринимателях, которые представляют основной корпус сервисных предприятий. Так, применение обозначенных методик в рамках оценки экономических результатов предприятий сферы сервиса с позиции их инвестиционной привлекательности не всегда дает полноценную картину результатов их финансово-хозяйственной деятельности, снижая объективность и эффективность такого инвестиционного анализа.
Информационной основой оценки инвестиционной привлекательности средних и крупных предприятий зачастую являются статистические данные, которые позволяют в динамике оценить количество действующих субъектов на территории региона, выявить объем инвестиций в основной капитал, определить количество занятых, количества «вновь созданных» компаний и пр. Однако, сфера сервиса представляет собой иную картину, так как является смешанным экономическим сектором. При этом основная часть его участников – это малые и средние предприятия, итоги деятельности которых достаточно сложно оценить (из-за ограниченности статистических данных и других объективных информационных источников), несмотря на то что они являются полноправными участниками рыночных отношений в РФ. Это обстоятельство, а также значимые различия в масштабах деятельности затрудняют применение существующих методик оценки инвестиционной привлекательности и требует разработки методики, учитывающей специфические особенности финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий сферы сервиса (МСПСС).
Многоуровневая методика оценки инвестиционной привлекательности малых и средних предприятий сферы сервиса
Растущий интерес бизнес-структур к инвестициям в сферу сервиса выявил потребность в разработке и совершенствовании существующих методик оценки инвестиционной привлекательности МСПСС, путем усложнения и добавления новых количественных и качественных характеристик, а также введения дополнительных индикаторов, отражающих не только общую оценку финансовой устойчивости и эффективности бизнеса на макро- (инвестиционная привлекательность региона) и микро- (инвестиционная привлекательность компании) уровнях, но и учитывающих принципы социальной ответственности бизнеса.
Эффективность управления МСП играет ключевую роль при определении своеобразного «запаса хода» в условиях сдвигов бизнес-среды, запас формируется не только из финансовых, материальных и кадровых ресурсов, но и включает такие критерии, как: своевременность и актуальность хозяйственных процессов, скорость реакции на изменения в бизнес-среде и обществе, предпринимательских и креативных способностей собственников бизнеса.
С учетом вышеизложенного, предлагаемая многоуровневая методика оценки инвестиционной привлекательности малых и средних предприятий сферы сервиса расширяет зону оценки за границы показателей финансового состояния и включает оценку инвестиционного потенциала региона, учитывает специфику развития муниципалитетов, оценивает условия и легкость ведения бизнеса в регионе присутствия для МСПСС (таблица 4).
Таблица 4 – Многоуровневая методика оценки инвестиционной привлекательности МСПСС
Уровень оценки
|
Направления оценки
|
Показатели
|
Информационный источник
|
Инвестиционная
привлекательность региона
|
Оценка
результатов социально-экономического развития региона
|
–
инвестиции в основной капитал;
– валовый региональный продукт; – численность проживающего населения в регионе; – численность населения трудоспособного возраста |
Данные
Росстата
|
Рейтинговая
оценка инвестиционной привлекательности региона
|
Применение
результатов ведущих рейтинговых агентств «Эксперт РА» и «НРА»
|
Официальный
сайт «Эксперт РА» – https://raexpert.ru
Официальный сайт «НРА» – http://www.ra-national.ru/ | |
Оценка
региональной гранатовой поддержки
|
–
количество обращений за грантовой поддержкой;
– количество выданных грантов; – количество заключенных инвестиционных соглашений |
Информационные
платформы субъектов РФ, сайт Фонда президентских грантов
| |
Оценка
соответствия региональным стратегиям развития
|
–
количество новых производств;
– количество резидентов особых экономических зон; – совокупное количество новых рабочих мест |
Официальные
информационные порталы регионов РФ, муниципальных образований, региональные
статистические сборники
| |
Инвестиционная
привлекательность муниципальных образований
|
Оценка качества
материальной городской среды и условий ее формирования
|
–
жилье и прилегающие пространства;
– улично-дорожная сеть; – озелененные пространства; – общественно-деловая инфраструктура; – социально-досуговая инфраструктура; – общегородское пространство. |
Официальный
сайт индекса качества городской среды – https://индекс-городов.рф/#/
|
Инвестиционная
привлекательность МСП в регионе
|
Оценка
общего состояния МСП
|
–
количество субъектов МСП;
– численность работников в организациях МСП, тыс. чел.; – количество МСП, имеющие статус «вновь созданные»; – динамика налоговых поступлений МСП в бюджет; – коэффициент «рождаемости» субъектов МСП |
Единый
реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – https://ofd.nalog.ru/
Официальный портал города (например, Оренбурга – https://orenburg.ru/) |
Оценка
процессов акселерации субъектов МСП
|
–
количество МСП, получивших государственную поддержку;
– количество МСП применяющих специальный налоговый режим; – количество МСП на упрощенной и патентной системах налогообложения и применяющих «налоговые каникулы» |
Портал
поддержки малого и среднего бизнеса – https://мойбизнес.рф/,
(для Оренбургской области https://мойбизнес56.рф/ и официальный портал города Оренбурга - https://orenburg.ru/) | |
Оценка
социальной ответственности субъектов МСП
|
–
количество участников в системном обновлении профессиональных навыков, чел.;
|
Портал
поддержки малого и среднего бизнеса – https://мойбизнес.рф/
(для Оренбургской области https://мойбизнес56.рф/ и официальный портал города Оренбурга - https://orenburg.ru/) | |
–
количество трудоустроенного населения в рамках инклюзивной бизнес-модели,
чел.;
– количество трудоустроенных ветеранов СВО, чел.; – количество ветеранов СВО зарегистрировавших свой бизнес-проект, ед.; |
Инвалидность
в регионах России – https://tochno.st/materials/ invalidnost-v-regionakh-rossii-new
(для Оренбургской области - https://tochno.st/problems /disability/regions /orenburgskaya_oblast) |
Соединение трех уровней оценки инвестиционной привлекательности в единую методику оценки субъектов МСПСС соответствует концепции социально ответственного инвестирования, согласно которой инвестиционные решения должны приниматься с учетом не только планируемого экономического эффекта, но и эффектов на окружающую среду, общество, а также этичности осуществляемых инвестиций [8]. Предлагаемая многоуровневая методика оценки инвестиционной привлекательности МСПСС строится на трех иерархических ступенях, которые включают методическую оценку инвестиционной привлекательности региона, входящих в него муниципальных образований и инвестиционную привлекательность МСП в регионе.
Общий анализ инвестиционной привлекательности основывается на:
– оценке результатов социально-экономического развития региона, включающей комплекс показателей: инвестиции в основной капитал; валовый региональный продукт; численность проживающего населения в регионе; численность населения трудоспособного возраста;
– рейтинговой оценке инвестиционной привлекательности региона («РА Эксперт», «НРА»). В основе методик рейтинговой оценки «РА Эксперт» и НРА лежат данные ФСГС, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а также данные Центрального Банка РФ, а также анкетирование представителей бизнеса и иных аналитиков;
– оценке региональной гранатовой поддержки, включающая в себя количество обращений за грантовой поддержкой и выданных грантов; количество заключенных инвестиционных соглашений;
– оценке соответствия региональным стратегиям развития, которая строится на изучении количества новых производств в регионе, резидентов особых экономических зон и количестве новых рабочих мест.
Предложенные выше индикаторы инвестиционной привлекательности региона позволяют определить основные аспекты, влияющие на особенности социально-экономического развития рассматриваемой территории.
Инвестиционную привлекательность МСПСС с позиции муниципальных образований рекомендуется оценивать с помощью индекса качества городской среды, который формируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Значительные экономические, социальные и политические изменения последних 20 лет повлекли за собой и существенную трансформацию российского гражданского общества, повысив потребительские запросы к сфере услуг. Степень развития сферы услуг и привлекательность городов для инвесторов зависят от качества инфраструктуры, доступности ресурсов, образовательного и культурного уровня населения и эффективности работы местных властей.
На благоприятное развитие инвестиционного климата на прямую влияет качество городской среды, где учтены ключевые принципы развития городов: приоритет пешеходной доступности, возможности разнообразного досуга и минимизация временных затрат на дорогу до работы, разнообразие типов общественных пространств в городе и степень доступности инфраструктуры. Индекс качества городской среды оценивает 36 различных индикаторов максимальная оценка каждого индикатора равна 10 баллам, индекс города измеряется по шкале от 0 до 360 баллов [22]. Такая бальная оценка позволяет выявить каким территориям и каким сферам необходимо пристальное внимание со стороны местных органов власти, своевременное решение возникающих проблем в целом позволяет повысить инвестиционную привлекательность городской территории. Критерии входящие в оценку индекса городской среды представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Критерии входящие в оценку индекса городской среды [24]
Источник: составлено авторами по данным исследования Индекса качества городской среды [22]
Основные методы сбора информации для формирования индекса – государственная статистика, данные геоинформационных систем и дистанционного зондирования территорий [22].
В зависимости от итогового балла определяется качество городской среды:
– неблагоприятная городская среда – индекс города находится в диапазоне от 0 до 180 баллов;
– благоприятная городская среда – индекс города находится в диапазоне от 181 до 360 баллов.
В настоящее время положительные изменения в отношении опорного каркаса страны – малых городов – касаются в первую очередь тенденции формирования комфортной городской среды. Исходя из чего к оценке инвестиционного потенциала каждого муниципального образования необходимо подходить индивидуально, учитывать не только географическую и климатическую составляющие, но и историю создания, национальность большего числа проживающего населения и их культурный код, что на прямую влияет на развитие сервисных предприятий и специфики их деятельности.
Резкая сменность экономических процессов и нестабильность ключевых рыночных показателей функционирования бизнеса в стране приводит к повышению значимости малого и среднего предпринимательства, как субъекта рыночных отношений, исходя из чего инвестиционную привлекательность МСП в регионе предлагается оценивать по следующим направлениям:
– оценка общего состояния МСП состоящая из таких показателей, как количественная субъектов МСП; численность работников в организациях МСП, тыс. чел.; количество МСП, имеющие статус «вновь созданные»; динамика налоговых поступлений МСП в бюджет; коэффициент «рождаемости» субъектов МСП;
– оценка процессов акселерации субъектов МСП, включающая показатели количества МСП, получивших государственную поддержку; количество МСП применяющих специальный налоговый режим; количество МСП на упрощенной и патентной системах налогообложения и применяющих «налоговые каникулы»;
– оценка социальной ответственности субъектов МСП включает следующие показатели: количество участников в системном обновлении профессиональных навыков, чел.; количество трудоустроенного населения в рамках инклюзивной бизнес-модели, чел; количество трудоустроенных ветеранов СВО, чел.; количество ветеранов СВО зарегистрировавших свой бизнес-проект, ед. При этом, представленные показатели отражают наиболее приоритетные социальные направления такие как: увеличение занятости и вовлечение в трудовую деятельность лиц пред и пенсионного возраста (за счет реализации программ переподготовки и повышения квалификации); интеграции участников СВО в экономические процессы в условиях гражданской жизни (за счет расширения программ социального контракта, введения системы льгот для компаний, которые трудоустраивают ветеранов спецоперации, реализации мероприятий по повышению предпринимательской активности ветеранов СВО).
Оценку инвестиционной привлекательности непосредственно сервисных предприятий предлагается проводить на основе частных показателей в зависимости от сферы функционирования объектов оценки.
Представленная в табл. 4 методика предполагает четырехуровневую оценку инвестиционной привлекательности, где каждый уровень состоит из блоков, включающих определенную совокупность показателей. Оценку элементов представленной методики инвестиционной привлекательности МСП предлагается провести с помощью бальной оценки, где балл выставляется путем экспертной оценки на основании анализа соответствия фактического состояния показателя максимальным критериям оценки (таблица 5).
Таблица 5 – Бальная оценка инвестиционной привлекательности МСП
Уровень
|
Показатели
|
Баллы
| ||
1
|
2
|
3
| ||
Инвестиционная привлекательность
региона (ИПР)
| ||||
Оценка
результатов социально-экономического развития региона (ИПР1)
|
1)
инвестиции в основной капитал (ИОК)
2) валовый региональный продукт (ВРП) 3) численность проживающего населения в регионе (ЧПН) 4) численность населения трудоспособного возраста (ЧТВ) |
снижение показателя
|
отсутствие значимых изменений
|
увеличение показателя
|
Рейтинговая
оценка инвестиционной привлекательности региона (ИПР2)
|
5)
рейтинговая оценка НРА
|
уровень понижен
|
уровень подтвержден
|
уровень повышен
|
Оценка
региональной гранатовой поддержки (ИПР3)
|
6)
количество обращений за грантовой поддержкой;
7) количество выданных грантов. 8) количество заключенных инвестиционных соглашений |
снижение показателя
|
отсутствие значимых изменений
|
увеличение показателя
|
Оценка
соответствия региональным стратегиям развития (ИПР4)
|
9)
количество новых производств;
10) количество резидентов особых экономических зон; 11) совокупное количество новых рабочих мест |
снижение показателя
|
отсутствие значимых изменений
|
увеличение показателя
|
Средний
бал ИПР
|
ИПР = (∑ИПР1 + ИПР2
+∑ИПР3 + ∑ИПР4) / 11 (общее количество показателей)
| |||
Инвестиционная привлекательность
муниципальных образований (ИПМО)
| ||||
Оценка
качества материальной городской среды и условий ее формирования (ОКгс)
|
1)
жилье и прилегающие пространства;
2) улично-дорожная сеть; 3) озелененные пространства; 4) общественно-деловая инфраструктура; 5) социально-досуговая инфраструктура; 6) общегородское пространство. |
до 20 баллов
|
до 40 баллов
|
свыше 40 баллов
|
Средний
бал ОКгс
|
ИПМО = ∑ОКгс / 6 (общее количество
показателей)
| |||
Инвестиционная привлекательность МСП в
регионе (ИпМСПр)
| ||||
Оценка
общего состояния МСП (ИпМСП1)
|
1)
количество субъектов МСП,
2) численность работников в организациях МСП, тыс. чел. 3) количество МСП, имеющие статус «вновь созданные»; 4) динамика налоговых поступлений МСП в бюджет; 5) коэффициент «рождаемости» субъектов МСП. |
снижение показателя
|
отсутствие значимых изменений
|
увеличение показателя
|
Оценка
процессов акселерации субъектов МСП (ИпМСП2)
|
6)
количество МСП, получивших государственную поддержку;
7) количество МСП применяющих специальный налоговый режим 8) количество МСП на упрощенной и патентной системах налогообложения и применяющих «налоговые каникулы». |
снижение показателя
|
отсутствие значимых изменений
|
увеличение показателя
|
Оценка
социальной ответственность субъектов МСП (ИпМСП3)
|
9)
количество участников в системном обновлении профессиональных навыков;
10) количество трудоустроенного населения в рамках инклюзивной бизнес-модели, чел.; 11) количество трудоустроенных ветеранов СВО, чел.; 12) количество ветеранов СВО зарегистрировавших свой бизнес-проект, ед. |
снижение
показателя
|
отсутствие
значимых изменений
|
увеличение
показателя
|
Средний
бал ИпМСП(р)
|
ИпМСП(р) = (∑ИпМСП(р)1 +
∑ИпМСП(р)2 +∑ИпМСП(р)3) / 12 (общее количество
показателей)
| |||
Уровень
инвестиционной привлекательности МСП (ИпМСП)
|
ИпМСП = ИПР + ИПМО + ИпМСП(р)
|
Пороговое значение при определении уровня инвестиционной привлекательности составляет 9 баллов, минимальное значение 3 балла, исходя из чего можно считать МСПСС привлекательными для инвестиционных вложений если соблюдается следующие условия:
– от 1 до 3 баллов – сфера сервиса в регионе имеет низкую инвестиционную привлекательность для МСП;
– от 3,5 до 6,5 баллов – сфера сервиса в регионе имеет устойчивую инвестиционную привлекательность для МСП;
– свыше 6,5 баллов – сфера сервиса в регионе резильетна и динамична, что является благоприятной средой для инвестиционных вложений в МСП. При этом к обязательным факторам эффективной работы хозяйствующих субъектов, как правило, относят степень устойчивости, обновления, способность к восстановлению и трансформации, что в целом формирует экономическую резильетность предпринимательской среды.
Заключение
Предложенную многоуровневую методику рекомендуется применять при оценке инвестиционной привлекательности МСПСС, так представленные критерии имеют дифференцированный подход, соответствующий инвестиционному механизму сферы сервиса. Сведение в единую методику четырех уровней оценки: регионального, с учетом специфики региональной грантовой поддержки МСП и соответствия региональным стратегиям развития; муниципального, с учетом особенностей развития городской среды и условий ее формирования; локального, с учетом общего состояния МСП в регионе, процессов акселерации субъектов МПССС, а также их социальной ответственности.
Оценка социальной ответственности МСПСС включает наиболее приоритетные социальные направления такие как: увеличение занятости и вовлечение в трудовую деятельность лиц пред и пенсионного возраста (за счет реализации программ переподготовки и повышения квалификации); интеграции участников СВО в экономические процессы в условиях гражданской жизни (за счет расширения программ социального контракта, введения системы льгот для компаний, которые трудоустраивают ветеранов спецоперации, реализации мероприятий по повышению предпринимательской активности ветеранов СВО).
При этом разработанная многоуровневая методика оценки инвестиционной привлекательности МСПСС достаточно гибкая и может быть дополнена новыми показателями, имеющими вес для принятия обоснованных инвестиционных и управленческих решений, учитывающих важность приоритетных направлений развития бизнес-среды, региональных стратегий развития, а также расширяет границы оценки за пределы экономической эффективности и оценивает вклад бизнеса в социально-экономическое развитие регионов присутствия.
Дальнейшее направление исследований инвестиционной привлекательности и эффективности деятельности МСПСС, на наш взгляд, должны сосредоточиться на аспектах, способствующих развитию данного сектора экономики через увеличение численности и состава участников, оценке вклада бизнеса в образовательные и региональные программы развития, инклюзии рабочих мест с учетом социальных запросов общества, а также учитывать государственные и институциональные меры поддержки предприятий сферы сервиса.
Страница обновлена: 15.11.2024 в 11:08:12