Оценка инвестиционной привлекательности и системы государственного управления инвестиционными процессами: региональный аспект (на примере Ростовской области)
Солод Т.В.1
1 Ростовский государственный университет путей сообщения
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2021)
Цитировать:
Солод Т.В. Оценка инвестиционной привлекательности и системы государственного управления инвестиционными процессами: региональный аспект (на примере Ростовской области) // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 11. – С. 4253-4272. – doi: 10.18334/ce.15.11.113798.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47370862
Аннотация:
Обеспечение стабильности развития народнохозяйственной системы страны и благоприятных экономических условий требует от государства реализации мероприятий по созданию новых и модернизации старых инфраструктурных объектов путем реализации крупных инвестиционных проектов. Кроме того, ситуация, сложившаяся на макроуровне страны, подталкивает регионы к разработке государственных мер по улучшению инвестиционной привлекательности и поиску стимулов роста их конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках. В связи с этим все больше внимания уделяется вопросам совершенствования системы государственного управления инвестиционными процессами, как основы привлечения инвестиций в регионы и заложения фундамента стабильности. В рамках статьи проводится оценка инвестиционной привлекательности Ростовской области и анализируется сформированная в регионе система государственного управления инвестиционными процессами, с выявлением проблем в последней и предложением некоторых путей ее совершенствования.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционные процессы, государственное управление, Ростовская область, нормативно-правовая база
JEL-классификация: H54, R12, R13
Введение
В условиях реформирования экономики государственная роль в управлении инвестиционными процессами и формировании инвестиционной привлекательности приобретает особое значение. Ведь именно инвестиционные вливания в современной экономике часто становятся основой ее развития и формирования «опорных» точек. Поэтому важными являются оценка созданных государством условий для осуществления инвестиционной деятельности и определение предпосылок для ее устойчивого развития.
В данном исследовании мы ставим целью на основе оценки инвестиционной привлекательности и анализа особенностей государственного управления инвестиционными процессами в Ростовской области сделать рекомендации по совершенствованию последнего.
При написании статьи были использованы методы: общенаучные – анализ научной литературы, изучение мнений о развитии и состоянии государственного управления инвестиционными процессами; формально-логические – метод дедукции; эмпирические – изучение результатов деятельности.
1. Оценка инвестиционной активности Ростовской области
В современной экономике довольно распространен рейтинг инвестиционной привлекательности стран и регионов. По сути, он представляет собой комплексную оценку соответствия потенциала региона определенным интересам инвесторов с ранжированием возможностей окупаемости инвестиционных вложений и ожидаемых инвестиционных рисков. На инвестиционную активность в равной степени оказывают влияние группы факторов, указанные на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы, влияющие на инвестиционную активность региона
Источник: составлено автором по [24] (Trachenko, 2018).
Отметим, что инвестиционную привлекательность (имидж) и инвестиционный климат не стоит путать, первая – больше субъективная категория, которая зависит от мнения и типа инвестора, вторая – объективная, поскольку включает в себя реальные тенденции в разных сферах народнохозяйственной системы региона (страны).
Несмотря на пандемическое настоящее, статистика и эксперты подтверждают, что экономика Ростовской области развивается стабильно. Показатели индекса промышленного производства, некоторых отраслей обрабатывающих производств, производства машин и оборудования, добычи полезных ископаемых в Ростовской области опережают средние темпы развития по России. Доля агропромышленного комплекса выросла на 10% по сравнению с показателями 2019 года. Область находится на лидерских позициях по объему экспорта в рамках Южного федерального округа и занимает седьмое место по России [11].
Если рассматривать статистику в рамках выбранной темы исследования, то она также показывает стабильно положительный результат (рост отмечается небольшой, но в условиях пандемии стабильный) кроме сокращения количества реализуемых инвестиционных проектов (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели инвестиционной деятельности в Ростовской области
№ п/п
|
Показатель
|
2019
|
2020
|
1
|
ВРП,
млрд руб.
|
1 516,5
|
1 531,5
|
2
|
Инвестиции
в основной капитал, млрд руб.
|
282,9
|
284,2
|
3
|
Инвестиционные
проекты, шт.
|
650
|
590
|
Отдельно на рисунке 2 представлена динамика инвестиций в основной капитал за период 2017–2020 гг.
Рисунок 2. Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб.
Источник: составлено автором по [11].
Данные, представленные на рисунке, подтверждают рост инвестиционной популярности региона, объем инвестиций увеличился в два раза за последние 2 года.
В Ростовской области сформирован и функционирует «Инвестиционный портал Ростовской области», на этом электронном ресурсе размещена карта инвестиционных проектов Ростовской области и сформирован их реестр. Также представлен перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов». Сайт «Инвестиции и инновации» предлагает ознакомиться с инвестиционным паспортом Ростова-на-Дону. Структуру реализуемых в Ростовской области инвестиционных проектов можно условно разделить на две части: проекты, направленные на внутреннюю среду региона, и на внешнюю (рис. 3).
Рисунок 3. Структура инвестиционных проектов Ростовской области
Источник: составлено автором по [8, 11, 17, 21] (Endovitskiy, Korobeynikov, Sysoeva, 2019; Romanenko, 2017; Polyatykina, 2017).
В экономике сформировано достаточно большое число методик оценки инвестиционной привлекательности регионов (экономико-математические, факторный анализ, экспертный метод, авторские методики, кстати, все они имеют свои недочеты), но самыми доступными выступают рейтинги различных профильных министерств, ведомств и независимых организаций. Кроме того, рейтинги являются достаточно информативными, с четко прописанными методиками расчетов. Например, с 2014 года Агентство стратегических инициатив проводит исследование и формирует национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. История присутствия Ростовской области в рейтинге представлена в таблице 2.
Таблица 2
Место Ростовской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, 2014–2021 гг.
Год
|
Место Ростовской области в рейтинге инвестиционной
привлекательности
|
Пояснения
|
2014
|
11
|
–
|
2015
|
8
|
Группа
регионов с комфортными условиями для бизнеса
|
2016
|
–
|
Регион
не вошел в топ-20 (были рассмотрены только 20 регионов)
|
2017
|
16
|
Улучшение
позиций, вошел в топ-20
|
2018
|
–
|
2-я
группа по интегральному индексу, входят регионы с лучшими результатами по
двум направлениям, но у которых встречается оценка D (самая низкая)
по некоторым направлениям
|
2019
|
26
|
2-я
группа по интегральному индексу, входят регионы с лучшими результатами по
двум направлениям, но у которых встречается оценка D (самая низкая) по
некоторым направлениям
|
2020
|
31
|
Регион
не вошел в топ-30
|
2021
|
12
|
Регион
вошел в первую группу регионов по инвестиционной привлекательности
|
При этом, согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов RAEX, в 2020 году Ростовская область входила в группу 2В «средний потенциал – умеренный риск» [22]. Кроме того, область опустилась в рейтинге «рисковости» с 24 до 26-го места, имея 9-й ранг инвестиционного потенциала (2019 год – тоже было 9-е место), т.е. риски при инвестировании в регион увеличились. Главными конкурентами в инвестиционной сфере для региона выступают Москва, Московская область, Санкт–Петербург, Краснодарский край.
Отметим, что несмотря на подъем в рейтинге, Ростовская область показывает высокие показатели только по направлению «Инфраструктура и ресурсы» и значительно проседает по остальным направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса и поддержка малого предпринимательства (этот факт даже зафиксирован в Стратегии инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года). Исходя из тематики, выбранной для исследования, мы обращаем внимание на факт проседания пунктов «регуляторная среда» и «институты для бизнеса», иными словами, в регионе недостаточно развиты сервисы и возможности, необходимые для эффективного функционирования предпринимательского сектора, в том числе в сфере инвестиционной деятельности, что требует изучения.
Положительную динамику в повышении инвестиционной привлекательности региона многие эксперты объясняют наличием ряда как прямых (изменение фактора оказывает 100%-ное влияние на инвестиционную привлекательность региона), так и косвенных факторов (влияния может не быть). К числу прямых факторов относят выгодное экономико-географическое положение, рост объемов финансирования в разных формах (субсидирование, дотации, проектное финансирование и пр.), налоговые преференции, высокий научно-образовательный потенциал. К косвенным – рост внимания к проблемам инвестирования и реализации инвестиционных проектов со стороны властей региона [1] (Berekchiyan, 2018).
В таблице 3 приведено описание наиболее привлекательных для инвестиционного проектирования отраслей Ростовской области.
Таблица 3
Приоритетные для инвестиционного проектирования отрасли Ростовской области
№
п/п
|
Отрасль
|
Доля
в общей структуре промышленного производства, %
|
Отраслевые
предприятия региона
|
1
|
Машиностроение
|
24
|
«Ростсельмаш»,
Новочеркасский электровозостроительный завод, «Красный Котельщик»
|
2
|
Пищевая
промышленность
|
22,5
|
«Тавр»,
«Аква-Дон», «Аксинья», «Иверская», «Балтика», Ростовский мукомольный завод
|
3
|
Сельское
хозяйство
|
15
|
«Астон»,
«Юг Руси»
|
Соответственно, высокая доля отраслей в общей структуре промышленного производства выступает очень привлекательным фактором, привлекающим интерес инвесторов, как российских, так и иностранных. Единственное, власти региона должны отслеживать долю иностранных инвестиций и в целом рассматривать целесообразность иностранных вложений в стратегически важные отрасли региональной экономики. Можно последовать федеральному опыту и разработать список отраслей, не доступных для иностранных инвесторов, с учетом региональной специфики.
По итогу отметим, что несмотря на тяжелые условия функционирования региональной экономики, власти продолжили реализацию ряда крупных инвестиционных проектов, удачно продвигали регион на международной арене, повышали его инвестиционную привлекательность, что позволило региону занять достойное место в рейтинге. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о довольно высоком уровне прочности региональной экономики, что может привести к росту интереса со стороны инвесторов и увеличению количества проектов.
2. Государственное управление инвестиционными проектами в регионе
Первично отметим, что в регионе введена в действие «формула «Семь И», курируемая губернатором региона. Расшифровка довольно проста: инвестиции, инновации, индустриализация, инфраструктура, институты, интеллект, инициатива. На наш взгляд, в приведенной «формуле» инвестиции не зря поставлены на первое место, ведь без них нет гарантии, что все остальные элементы «формулы» будут достижимы. Поэтому в регионе достаточно развита система государственного регулирования инвестиционного проектирования, по крайней мере если рассматривать ее в разрезе национальной экономики.
В регионе достаточно развита нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность. Кроме федерального законодательства, в регионе разработан и принят Областной закон № 151 – ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» от 01.10.2014 г. [18]. Так, в ст. 2 закреплено понятие инвестиционного проекта в полном соответствии с федеральным законодательством, в ст. 5 указанного документа прописаны формы поддержки инвестиционной деятельности в Ростовской области, к числу которых относят: субсидии, установление понижающих коэффициентов, разработка социально значимых инвестиционных проектов, финансирование за счет средств областного бюджета и пр. При этом в некоторых случаях возможно оказание нескольких форм поддержки одновременно. В главе 5 этого документа отмечены госгарантии прав субъектов инвестиционной деятельности (рис. 4).
Рисунок 4. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности в Ростовской области
Источник: составлено автором по [16, 11] (Nemchinov, 2021).
В ст. 15 Областного закона зафиксированы ситуации «защиты» инвестиций вне зависимости от формы собственности и организационно-правовых форм инвесторов в соответствии с федеральным законодательством. Также, в частности, инвестору на период заключенных договоров (инвестиционных договоров, договоров о предоставлении субсидий) правительство региона дает гарантии сохранения условий оказания государственной поддержки.
В Ростовской области разработана и действует «Инвестиционная стратегия 2030», в рамках которой также закреплены инструменты поддержки разработчиков и инвесторов инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона, и закреплены ориентиры для развития инвестиционной деятельности.
Изучение Областного закона и Инвестиционной стратегии позволило, во-первых, выявить некоторые несоответствия, в частности, в Стратегии закреплена мера поддержки – гранты от властей региона, а в Областном законе – поддержка в получении грантов международных организаций. А также, во-вторых, автор отмечает нереальность достижения поставленных целей, в частности в аспекте прогноза роста инвестиций в основной капитал, что подтверждает выводы о целесообразности пересмотра стратегий и прогнозов развития региона исходя из меняющихся условий внешней и внутренней среды.
Согласно инвестиционному паспорту Ростова-на-Дону, в регионе на практике применяются меры государственной поддержки, приведенные в таблице 4.
Таблица 4
Действующие меры государственной поддержки инвесторов в Ростовской области
№
п/п
|
Мера
государственной поддержки
|
Структура
|
1
|
Финансовая
|
Устранение
налога на имущество организаций
|
Льготы
по налогу на имущество
| ||
Льготы
по налогу на прибыль
| ||
Инвестиционный
налоговый вычет
| ||
Субсидии
на возмещение затрат на капитальное строительство
| ||
Субсидии
на возвращение части затрат по уплате процентов по кредитам коммерческих
банков
| ||
2
|
Информационная
|
Федеральный
уровень (http://economy.gov.ru)
|
Региональный
уровень (http://invest–don.com)
| ||
Муниципальный
уровень (http://investrostov.ru)
| ||
3
|
Организационная
|
Федеральный
уровень (разработка нормативно–правовых актов)
|
Региональный
уровень (предоставление инвесторам земельных участков в аренду без проведения
торгов)
| ||
Муниципальный
уровень (сопровождение инвестиционных проектов из «Перечня инвестпроектов
Ростова-на-Дону»)
|
Например, информационная поддержка на муниципальном уровне включает такие моменты, как предоставление потенциальному инвестору разработанной базовой дорожной карты по возможным шагам реализации инвестиционного проекта, дорожной карты по его реализации, в том числе на условиях муниципально-частного партнерства (последнее предложено для г. Ростова-на-Дону). Отметим, что нефинансовые меры, кроме информационной поддержки в Ростовской области, не используются на практике, что, на наш взгляд, рассматривается в качестве упущения.
Краткая схема базовой карты по возможным шагам реализации инвестиционного проекта, предлагаемая властями региона, представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Базовая схема поддержки процесса реализации инвестиционного проекта в Ростовской области
Источник: составлено автором по [11].
Отметим, что для инвестиционных проектов стоимостью свыше 10 млн рублей на региональном уровне доступны субсидии и налоговые льготы.
На рисунке 6 приведены перспективные направления инвестиционного развития Ростовской области, выделенные из инвестиционной стратегии развития Ростовской области до 2030 года.
Рисунок 6. Перспективные направления инвестиционного развития Ростовской области
Источник: составлено автором по [11].
Реализация политики достижения выделенных перспективных направлений инвестиционного развития направлена на ускорение темпов экономического роста и активное привлечение в регион инвестиционного капитала.
В рамках проводимого исследования было проведено сравнение методов государственного управления инвестиционными процессами и проектами в Ростовской области и странах мировой экономики. Результаты сравнения приведены в таблице 5.
Таблица 5
Методы государственного управления инвестиционными процессами и проектами: сравнение Ростовской области и мирового опыта
Параметры
|
Ростовская
область
|
Мировой
опыт
|
Подход
к управлению инвестициями и инвестиционными проектами
|
Ведомственный
|
Комплексный
|
Связь
со стратегий СЭР
|
Да
|
Да
|
Связь
с бюджетным планированием
|
Нет
|
Да
|
Наличие
координационного органа государственного управления инвестиционной
инфраструктурой
|
Да
|
Да
|
Управление
инвестициями на основе жизненного цикла активов
|
Нет
|
Да
|
Оценка
результативности инвестиционных проектов
|
Только
предварительная
|
Проводится
на каждой стадии ЖЦ проекта
|
Государственное управление инвестиционными процессами в регионе проигрывает мировым практикам, в частности, не обнаружена связь с бюджетным планированием, управление инвестиционными проектами не привязывается к их жизненному циклу, а оценка результативности инвестиционных проектов носит предварительный характер. Устранение данных недочетов значительно повысит индекс инвестиционной привлекательности региона.
Заключение
В регионе сформирована достаточно комплексная нормативно-правовая база, регулирующая сферу инвестиционного проектирования, но она во многом схожа с национальной и часто не учитывает региональных специфик развития, также были выделены некоторые несоответствия в нормативных документах, требующие коррекции.
Отметим также, что в регионе довольно высоки риски, связанные с квалификацией кадров, привлекаемых к реализации проектов в регионе. Дело в том, что вузы, предлагающие профессиональное образование в данной сфере, в России редки, и зачастую рабочая группа складывается из людей, имеющих не конкретное представление о проектах или использующих нормы «старой» школы. Что по итогу приводит к еще одной проблеме – дефицит компетенций и грамотно структурированных проектов, что подтверждают даже эксперты. Ситуация обстоит так, что в некоторых случаях рекомендованные к реализации проекты не могут привлечь инвесторов в силу низкого качества их оформления и предпроектной подготовки. Конечно, инвестор может сам доработать проект, но это значительно увеличивает временные издержки, которые, в свою очередь, влияют на рост стоимости проекта.
Исходя из сравнения регионального опыта государственного регулирования инвестиционными процессами с мировым, рекомендовано внедрить в практику управление инвестиционными проектами на основе жизненного цикла. Возможно создание специализированного органа контроля реализации инвестиционных проектов по стадиям жизненного цикла. Это бы позволило отказаться от неэффективных инвестиционных проектов еще на первых стадиях цикла и минимизировало бы затраты, позволило сохранить бюджетные деньги и оптимизировало инвестиционные процессы в регионе.
Источники:
2. Богачева О.В., Смородинов О.В. Подходы к государственному управлению инвестициями в инфраструктуру в России в свете международного опыта // Финансы и кредит. – 2018. – № 9(777). – c. 2166-2183. – doi: 10.24891/fc.24.9.2166 .
3. Ворона-Сливинская Л.Г. Особенности организации и управления инвестиционными проектами // Colloquium-journal. – 2019. – № 17-9(41). – c. 38-40. – doi: 10.24411/2520-6990-2019-10575 .
4. Гираев В.К. Теоретические подходы и практика оценки инвестиционной привлекательности региона // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2019. – № 5. – c. 17-29. – doi: 10.24411/2412-2025-2019-00003 .
5. Грязнов С.А. Как оценивать инвестиционные проекты // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 2-1(72). – c. 54-56. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-2-1-54-56 .
6. Евсеева М.В. Управление портфелем проектов и программ: современные требования // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – № 2. – c. 165-171. – doi: 10.18500/1994-2540-2019-19-2-165-171 .
7. Егорова Е.М., Шабанов Ш.Э. Эффективность инвестиционного проекта // Научный журнал. – 2017. – № 9. – c. 74-75.
8. Ендовицкий Д.А., Коробейников Л.С., Сысоева Е.Ф. Практикум по инвестиционному анализу. / Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 240 c.
9. Ершов Д.Н. Использование государственных гарантий при управлении рисками инвестиционных проектов // Финансовый журнал. – 2019. – № 1(47). – c. 34-43. – doi: 10.31107/2075-1990-2019-1-34-43 .
10. Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной деятельности предприятия. / Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2016. – 237 c.
11. Инвестиционный портал Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://invest–don.com/ru (дата обращения: 11.10.2021).
12. Лапин А.Е., Вуйко М.Б. Модели регионального развития в Российской Федерации и инвестиционные стратегии // Регионология. – 2019. – № 1(106. – c. 10-29. – doi: 10.15507/2413-1407.106.027.201901.010-029 .
13. Лапшина В.Э., Сегаев И.Н. Стратегии принятия решения по инвестиционным проектам // Вестник науки и образования. – 2019. – № 10-2 (64). – c. 61-64.
14. Матюнин Л.В. Инвестиционные проекты: содержание, структура // Вестник университета. – 2020. – № 4. – c. 33-36.
15. Морозов А.А. Состояние развития теории анализа и оценка эффективности инвестиционных проектов в России и за рубежом // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 3. – c. 54-61.
16. Немчинов О.А. Совершенствование государственного управления инвестиционными проектами в рамках государственно-частного партнерства // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2021. – № 2. – c. 132-139. – doi: 10.18287/2542-0461-2021-12-2-132-139 .
17. Романенко О.О. Риски инвестиционного проекта // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 7. – c. 59-61.
18. Областной закон от 01.10.2014 № 151–ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» (ред. от 28.10.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 14. – Ст. 2., Ст. 5., Ст. 6
19. Плаксин В.К. Основные формы государственно-частного партнерства // Инновационная наука. – 2020. – № 1. – c. 51-52.
20. Полякова Ф.Я. Роль государственного регулирования инвестиционных процессов // Экономика. – 2020. – № 11. – c. 198-204.
21. Полятыкина Е.В. Инвестиционная стратегия и ее роль в развитии региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 1(19). – c. 286-296.
22. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов RAEX за 2020 год. Raex–a.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://raex–a.ru/ratings/regions/2020 (дата обращения: 15.09.2021).
23. Симаков А.А., Джойс Э.А. Электронные платежные системы в государственном управлении инвестиционными проектами // Закон и право. – 2019. – № 5. – c. 156-159. – doi: 10.24411/2073-3313-2019-10227 .
24. Траченко М.Б. Экспресс–анализ инвестиционной привлекательности регионов // Финансы и кредит. – 2018. – № 9(777). – c. 2151-2165. – doi: 10.24891/fc.24.9.2151 .
25. Троицкая Н.Н. Управление рисками инвестиционного проекта // Индустриальная экономика. – 2020. – № 2. – c. 27-31.
26. Юрченко Н.Ю., Юсифов Т.М. Инвестиционные проекта в СПГ–индустрии // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 6. – c. 23-28. – doi: .
27. Яруллин Р.Р., Бодров С.Ю. Обоснование способа финансирования инвестиционного проекта // Международный журнал гуманитарных наук. – 2020. – № 9-1(48). – c. 213-215. – doi: 10.24411/2500-1000-2020-11014 .
28. Kirpichenko Е.А. Features of state regulations of investment processes under modern economic conditions // Education and Science without Limits Fundamental and Applied Researches. – 2020. – p. 14-18. – doi: 10.36683/2500-249X/2020-11/14-18 .
Страница обновлена: 01.08.2024 в 07:21:29