Подходы к управлению механизмом обеспечения устойчивости модели антикризисного управления организации сервиса в транспортной сфере

Мордовец В.А.1, Кошелева Т.Н.2,1, Слесарев В.В.3
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
2 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
3 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Мордовец В.А., Кошелева Т.Н., Слесарев В.В. Подходы к управлению механизмом обеспечения устойчивости модели антикризисного управления организации сервиса в транспортной сфере // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 12. – С. 4679-4692. – doi: 10.18334/ce.17.12.119718.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997319

Аннотация:
В статье авторы предложили авторский подход к понятиям «система сервисного обслуживания», «процесс управления» и «устойчивость функционирования системы», в качестве подходов к управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания предложены три вида возможных моделей обеспечения устойчивости функционирования, этапы реализации и алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления. Алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления авторы предложили выстраивать в соответствии с этапами реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания. Сформулированы методологические подходы к управлению механизмом обеспечения устойчивости (разработаны принципы и факторы обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания). Данная статья может быть интересна предпринимателям и управленцам среднего и высшего звена, преподавателям и исследователям в области обеспечения устойчивости предприятий, в том числе сервисных организаций, и факторов проявления кризисных явлений в транспортной сфере.

Ключевые слова: менеджмент, устойчивость сервисных организаций, система сервисного обслуживания, сфера транспорта, обеспечение устойчивости, процесс управления, модели обеспечения устойчивости, этапы реализации механизма обеспечения устойчивости, выбор механизма обеспечения устойчивости, факторы обеспечения устойчивости, принципы функционирования моделей антикризисного управления

JEL-классификация: H12, L91, Q01

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Механизм обеспечения устойчивости сервисных организаций сферы транспорта в настоящее время крайне необходим так как в условиях цифровой трансформации всей архитектуры системы сервисного обслуживания в рамках активной модификации транспортных направлений и цифровой качественной перестройки транспортной логистики растёт неопределённость и накапливаются кризисные предпосылки в геометрической прогрессии. Механизм обеспечения устойчивости сервисных организаций сферы транспорта требует целенаправленных управленческих воздействий в направлении накопления кумулятивных компонентов активизации элементов хозяйственного производственного процесса, позволяющих снизить негативное влияние кризисных факторов и способствующих положительной динамике реализации рисковых проявлений переходного периода цифровой трансформации архитектуры системы сервисного обслуживания, что и предопределило актуальность поднятой в статье проблеме. Прогноз экономических явлений, происходящих в ближайшем и далеком будущем необходим в рамках разработки управленческих решений в рамках обеспечения устойчивости системы сервисного обслуживания и в том числе в транспортной сфере [15]. Попытки разработать реалистичный и относительно достоверный прогноз будущих негативных экономических тенденций обычно осуществляются в условиях относительной устойчивости рыночной среды [15], о которых в последнее время говорить не приходится, что также подтверждает необходимость рассмотреть подходы к управлению механизма обеспечения устойчивости модели антикризисного управления организации сервиса в транспортной сфере.

В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к процессу управления обеспечением устойчивости организаций, в том числе и организаций сервиса в транспортной сфере, а именно подходы Алмазова К.В. и Бургонова О.В. [1, с. 340-350], Бургонова О.В. [2, с. 15-20], Ксенофонтовой Т. Ю. [9, с. 85-89], Овчинникова Д.Е., Ксенофонтовой Т. Ю., Тарасевич Е.А., Юз Ван [12, с. 9-11], Дробкина А.С. [4, с. 189-193], Круглова Д.В. [8, с. 1399-1416], а также подходы к обеспечению стратегической устойчивости предпринимательских структур в свете разработки инструментов антикризисного управления при внедрении цифровых технологий, в том числе подходы Бутровой Е.В. [3], Есикова Д. О. [5], Лебеденко Е.А. [10], Рылина С. И. [14, с. 337-341], Поленова Н.А. [13], Шиленкова Е. М. [15] и др. и обоснована возможность формирования моделей обеспечения устойчивости функционирования, разработаны этапы реализации и предложен алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости предложенных моделей антикризисного управления системы сервисного обслуживания. Основной целью данной статьи выступает обоснование возможных подходов к формированию моделей антикризисного управления организации сервиса в транспортной сфере в рамках разработки подходов к управлению механизмом обеспечения устойчивости предлагаемых моделей. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке возможных моделей антикризисного управления, которые также можно использовать в организациях сервиса в транспортной сфере, включающей разработку этапов реализации, предложение алгоритма выбора механизмов обеспечения устойчивости предложенных моделей, а также обоснование типа классификации ряда внутренних факторов проявления кризисных явлений, выступающим одним из инструментов антикризисного управления, в зависимости от предложенных моделей. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование теоретических подходов к понятиям «система сервисного обслуживания», «процесс управления» и «устойчивость функционирования системы» и развитие инструментов антикризисного управления таких как принципы функционирования моделей, выделение общих и специфических факторов обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания, а также предположение о том, что алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления целесообразно выстраивать в соответствии с этапами реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания.

Основная часть

Для начала определимся с подходами к понятиям «система сервисного обслуживания», «процесс управления» и «устойчивость функционирования системы» в целях обеспечения относительно долгосрочной устойчивости организаций в условиях цифровой трансформации системы сервисного обслуживания. Понятие «система сервисного обслуживания» авторы предлагают трактовать как упорядоченную совокупность технологических, организационных и информационных сетей в их инфраструктурном взаимодействии, предназначенную и обеспечивающую предоставление услуг как в реальном выражении, так и в виртуальном пространстве, удовлетворяющую потребности клиентов, в том числе в сфере сервисной инженерии, дизайна и маркетинга транспортных услуг. «Процесс самого управления» в целях обеспечения относительно долгосрочной устойчивости организаций авторы предлагают представить в качестве одного из инструментов механизма выявления и классификации ограничений функционирования сервисных организаций, включающих в себя и методы, формы и направления преобразования стратегических подходов к управлению степени неопределённости рыночной среды в условиях цифровой трансформации сервисного обслуживания транспортной сферы. Под «устойчивостью функционирования системы» авторы предлагают понимать способность системы сервисного обслуживания сферы транспорта выполнять определённые возложенные на неё функции в целях получения на выходе изначально обусловленных показателей качества системы в условиях воздействия дестабилизирующих факторов и условий [5].

Инструменты и механизмы антикризисного управления, которые, например, использовались в 2008–2009 гг., в сегодняшней реальности не могут быть достаточно эффективными, так как изменились внешние условия: макроэкономические и микроэкономические факторы, изменились подходы к организации и ведению хозяйственной деятельности благодаря повсеместной цифровизации бизнес-процессов [3]. появились новые возможности для своевременного оперативного реагирования на слабые сигналы.

Подходы к управлению механизмом обеспечения устойчивости сервисных организаций сферы транспорта в рамках формирования модели антикризисного управления в основном определяется в процессе прогнозирования проявления в реальности кризисных явлений, негативных для сохранения равновесного состояния сервисной организации, не задачами их предотвращения, а нацелены на нивелирование отрицательных последствий [14, с. 337-341; 15] и могут быть реализованы исключительно в рамках имитационного моделирования.

Каждый отдельно взятый элемент в любой системе способен обладать качествами, присущими им только в рамках системного взаимодействия этих элементов, аналогично тому, что сама система обладает такими качествами в результате проявления синергетического эффекта, которыми не способны обладать элементы системы по отдельности, а сами элементы в рамках системного взаимодействия могут в своём развитии привести, при бездействии управленческого персонала на определённом этапе функционирования системы, к достаточно неблагоприятным нарушениям устойчивости как самой системы, так и сервисной организации в качестве элемента транспортной системы [15].

К кризисным целесообразно относить такие обстоятельства в процессе функционирования сервисной компании, когда у самой сервисной компании не хватает ресурсов, в том числе финансовых, временных и управленческих, осуществить мероприятия по нейтрализации негативных кризисных факторов и оперативной реализации антикризисной стратегии [10; 11, с. 92].

Наиболее эффективными, по мнению авторов, для обеспечения устойчивости функционирования системы являются следующие подходы к управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы [5; 7, с. 141-154]:

– совершенствование информационно-вычислительного процесса, в том числе в части взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта;

- обеспечение ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания в процессе функционирования как внутри системы, так и вне её непосредственного влияния, учитывая реальное рыночное и интернет-пространство в целях обеспечения её устойчивости;

– создание высоконадежных технологичных подсистем сбора, хранения, резервирования и использования полученной информации.

Среди подходов к управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания и разработки модели антикризисного управления в процессе организации деятельности сервисной компании в транспортной сфере целесообразно рассмотреть виды возможных моделей обеспечения устойчивости функционирования системы и в рамках управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы авторы предлагают рассмотреть этапы реализации и алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления. Виды возможных моделей обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания можно классифицировать в соответствии с рассмотренными выше подходами к обеспечению устойчивости функционирования системы: модель обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания с технологиями искусственного интеллекта; модель обеспечения ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания с учётом внутренних и внешних факторов и условий нарушения равновесия системы в реальном рыночном и интернет-пространстве; модель технологичных информационных подсистем в условиях активного проникновения элементов системы сервисного обслуживания в пространство нейросетевого обслуживания, как в сфере реального сектора логистических цепочек, так и в сфере виртуального обслуживания.

Авторы предлагают рассмотреть этапы реализации механизмов обеспечения устойчивости общие для вышеобозначенных моделей антикризисного управления, так как сами модели целесообразно выбирать в условиях относительно стабильно функционирующего этапа становления и развития системы сервисного обслуживания в целом, а алгоритм выбора самой модели должен опираться на региональные особенности транспортной сферы, на демографические вызовы, на отраслевые, энергетические и инфраструктурные возможности данной системы сервисного обслуживания. Среди этапов реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания можно назвать следующие: этап прогнозирования и проектирования функционирования системы со всеми внутренними и внешними, влияющими на неё факторами; этап накопления ресурсов и формирования инфраструктурных элементов взаимодействия внутри системы; этап накопления ресурсов для выхода за пределы системного радиуса взаимодействия системы (в целях повышения внутренней устойчивости элементов системы); этап поддержания динамической устойчивости системы (за счёт инновационной составляющей как на уровне развития реального регионального рынка обслуживания в транспортной сфере, так и в виртуальном пространстве логистических взаимоотношений системы).

Алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления можно представить в виде ряда последующих действий в соответствии с этапами реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания: на этапе прогнозирования и проектирования - наиболее приемлемым может выступать рациональное распределение элементов и информационных массивов и ресурсов системы по наиболее уязвимым в отношении сохранения равновесности каждого элемента системы вне зависимости от вида модели антикризисного управления; на этапе накопления ресурсов и формирования инфраструктурных элементов взаимодействия внутри системы, равно как и на этапе выхода за пределы системного радиуса взаимодействия системы более целесообразным представляется авторами перераспределение уже частично накопленных ресурсов и рациональное их использование в процессе формирования механизма функционирования системы сервисного обслуживания. На этапе поддержания динамической устойчивости системы наиболее верным представляется авторам поиск инфраструктурных элементов, позволяющих обеспечить реализацию относительно доступных всем участникам системы антикризисных мероприятий, позволяющих обеспечить долгосрочный относительно устойчиво – положительный синергетический эффект, в том числе в рамках оптимизации затрат, включающий перевод части сервисных элементов обслуживания – в интернет-пространство, преобразование части реальных услуг в частично - удалённое взаимодействие, часть взаимных услуг участниками системы также целесообразно максимально перевести в формат технологического нейросетевого системного взаимодействия и т.д.

Далее рассмотрим внешние и внутренние факторы обеспечения устойчивости моделей, присущих каждой в отдельности и всем одновременно. Общие для всех предлагаемых моделей выступают следующие внешние факторы: уровень экономического развития транспортной отрасли в целом, уровень государственной поддержки развития транспортной отрасли. Среди внутренних, общих для предлагаемых моделей факторов, необходимо выделить следующие: уровень жизни населения региона, демографический состав населения, уровень экономического развития отраслей системы и региона в целом. Основными внутренними факторами, присущими модели обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания с технологиями искусственного интеллекта необходимо выделить – наличие технологической доступности и соответствующего уровня образования и навыков работы с технологиями искусственного интеллекта у сотрудников организаций системы сервисного обслуживания транспортной сферы. Наиболее значимыми внутренними факторами, характеризующими возможность обеспечения устойчивости модели обеспечения ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания выступают: наличие достаточных собственных ресурсов и достаточность активов, способных выступить в качестве залоговых активов в случае необходимости получения кредитных ресурсов, а также наличие положительной кредитной истории у организаций - участников системы сервисного обслуживания транспортной сферы. У модели технологичных информационных подсистем в условиях активного проникновения элементов системы сервисного обслуживания в пространство нейросетевого обслуживания в качестве определяющих возможность обеспечения устойчивости внутренних факторов, кроме наличия технологической доступности и соответствующего уровня образования сотрудников, могут выступать: относительно развитая нейросетевая инфраструктура и наличие нейросетевых элементов сервисного взаимодействия в рыночном интернет-пространстве функционирования системы сервисного обслуживания в транспортной сфере.

Общие принципы функционирования моделей антикризисного управления [6, с. 146-149; 13]; регулярности (регулярность выявления реальных факторов нарушения устойчивости системы); тотальности (полный сплошной охват анализа симптомов нарушения устойчивости в деятельности сервисных организаций в рамках системы сервисного обслуживания); допустимых отклонений (допустимые возможные отклонения показателей, отражающих нарушение устойчивости организаций, участников системы сервисного обслуживания транспортной сферы, таких как обеспеченность собственными оборотными средствами и текущая ликвидность и ряда др.)

Заключение

Таким образом, в качестве подходов к управлению механизма обеспечения устойчивости модели антикризисного управления организации сервиса в транспортной сфере, авторы сформулировали понятия «система сервисного обслуживания», «процесс управления» и «устойчивость функционирования системы» в целях обеспечения относительно долгосрочной устойчивости организаций в условиях цифровой трансформации системы сервисного обслуживания, под которыми они предлагают понимать следующие понятия: понятие «система сервисного обслуживания» - упорядоченная совокупность технологических, организационных и информационных сетей в их инфраструктурном взаимодействии, предназначенную и обеспечивающую предоставление услуг как в реальном выражении, так и в виртуальном пространстве, удовлетворяющую потребности клиентов. Под «процессом управления» в целях обеспечения относительно долгосрочной устойчивости организаций авторы предложили понимать один из инструментов механизма выявления и классификации ограничений функционирования сервисных организаций, включающий в себя и методы, формы и направления преобразования стратегических подходов к управлению степени неопределённости рыночной среды в условиях цифровой трансформации сервисного обслуживания транспортной сферы. Под «устойчивостью функционирования системы» авторы понимают способность системы сервисного обслуживания сферы транспорта выполнять определённые возложенные на неё функции в целях получения на выходе изначально обусловленных показателей качества системы. Подходы к управлению механизмом обеспечения устойчивости сервисных организаций сферы транспорта в рамках формирования модели антикризисного управления определяется, по мнению авторов, в процессе прогнозирования проявления в реальности кризисных явлений, негативных для сохранения равновесного состояния сервисной организации и нацелены на нивелирование отрицательных последствий. Наиболее эффективными, по мнению авторов, для обеспечения устойчивости функционирования системы являются следующие подходы: совершенствование информационно-вычислительного процесса в части взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта; обеспечение ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания в процессе функционирования как внутри системы, так и вне её непосредственного влияния; создание высоконадежных технологичных подсистем сбора, хранения, резервирования и использования полученной информации. Среди подходов к управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания предложено рассмотреть виды возможных моделей обеспечения устойчивости функционирования (модель обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания с технологиями искусственного интеллекта; модель обеспечения ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания с учётом внутренних и внешних факторов и условий нарушения равновесия системы; модель технологичных информационных подсистем в условиях активного проникновения элементов системы сервисного обслуживания в пространство нейросетевого обслуживания) и этапы реализации и алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления (этап прогнозирования и проектирования функционирования системы; этап накопления ресурсов и формирования инфраструктурных элементов взаимодействия внутри системы; этап накопления ресурсов для выхода за пределы системного радиуса взаимодействия системы; этап поддержания динамической устойчивости системы), а алгоритм выбора самой модели должен опираться на региональные особенности транспортной сферы, на демографические вызовы, на отраслевые, энергетические и инфраструктурные возможности данной системы сервисного обслуживания. Алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления авторы предложили выстраивать в соответствии с этапами реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания. Авторы выделили общие внешние (уровень экономического развития транспортной отрасли в целом, уровень государственной поддержки развития транспортной отрасли) и внутренние (уровень жизни населения региона, демографический состав населения, уровень экономического развития отраслей системы и региона в целом) факторы обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания и выявили и классифицировали ряд внутренних факторов, присущих отдельным моделям антикризисного управления, в зависимости от ресурсной достаточности, технологической доступности, уровня квалификации сотрудников, уровня развитая нейросетевой инфраструктуры и др. Среди общих принципов функционирования моделей антикризисного управления авторы выделили: принцип регулярности, принцип тотальности и принцип допустимых отклонений.


Источники:

1. Бургонов О.В., Алмазов К.В. Формирование системы сбалансированных показателей для комплексной оценки эффективности системы управления организации // Экономика и управление. – 2022. – № 4. – c. 340-350. – doi: 10.35854/1998-1627-2022-4-340-350.
2. Бургонов О.В. Управление предпринимательскими структурами и минимизации рисков в условиях цифровизации экономики // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. – c. 15-20.
3. Бутрова Е.В. Особенности антикризисного управления предприятием в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 579-590. – doi: 10.18334/epp.11.3.111775.
4. Добкин А.С., Мордовец В.А. Стратегия развития промышленного предприятия в условиях нарастающей неопределенности и активизации цифровой трансформации // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 189-193.
5. Есиков Д.О. Задачи обеспечения устойчивости функционирования распределенных информационных систем // Программные продукты и системы. – 2015. – № 4(112). – c. 133-141.
6. Кошелева Т.Н. Подходы к управлению процессами обеспечения устойчивости в условиях формирования цифровой платформы в транспортной сфере сервисного обслуживания // Институциональная трансформация научной среды в условиях цифровизации: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Уфа, 2023. – c. 146-149.
7. Кошелева Т.Н. Управление формированием модели устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания с учетом особенностей цифровой инфраструктуры // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 141-154. – doi: 10.18334/epp.13.1.117054.
8. Мордовец В.А., Круглов Д.В., Новоселов А.В. Текущее состояние и перспективы обеспечения современного ВУЗа человеческими ресурсами // Креативная экономика. – 2023. – № 4. – c. 1399-1413. – doi: 10.18334/ce.17.4.117441.
9. Ксенофонтова Т.Ю., Кошелева Т.Н., Коклева Н.Е. К вопросу о применении инновационных технологий в сфере оказания транспортных услуг в условиях цифровой экономики // Современная экономика: глобальные тренды и приоритеты устойчивого развития: Сборник научных трудов Национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. – c. 85-89.
10. Лебеденко Е.А., Лопатка О.И., Васютинский И.О. Стратегия антикризисного управления: оценка и совершенствование // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: Материалы ХII Международной научно-практической конференции. Междуреченск, 2023. – c. 241-245.
11. Мордовец В.А., Малых Е.Б., Кяримова А.Д., Круглов Д.В., Пастухов А.Л., Мордовец А.И., Самотуга В.Н., Кошелева Т.Н., Афанасьева Т.С., Василенко Н.В. Обеспечение стратегической устойчивости предпринимательских структур при внедрении цифровых технологий с учетом инновационных приоритетов. / Монография. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. – 92 c.
12. Ксенофонтова Т.Ю., Овчинников Д.Е., Тарасевич Е.А., Ван Юэ. Региональный инвестиционный процесс как ключевой механизм формирования источников устойчивого развития территории // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 10. – c. 9-11.
13. Поленов Н.А. Направления, принципы и функции антикризисного управления предприятием // Финансовые рынки и банки. – 2023. – № 3. – c. 90-93.
14. Рылин С.И., Кошелева Т.Н. Теоретические аспекты формирования стратегии устойчивого развития предприятия с учётом применения элементов маркетинга // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. – c. 337-341.
15. Шиленков Е.М. Особенности антикризисного управления в условиях цикличности экономики // Вестник евразийской науки. – 2023.

Страница обновлена: 10.02.2024 в 23:35:32