Актуальные вопросы оценки инвестиционной привлекательности и факторы активизации инвестиционных потоков

Курпаяниди К.И.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (9), Сентябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17678818
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе рассмотрено современное состояние привлечения иностранных инвестиций в структуре региональной политики государства. Разработаны современная методика и критерии оценки инвестиционной привлекательности регионов Узбекистана. Предложены меры активизации привлечения международного капитала в региональную экономику.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционная оценка региона, инвестиционный потенциал Ферганского региона, критерии оценки инвестиционной привлекательности



Проблема привлечения инвестиций — одна из ключевых проблем современного общества. Инвестиционные ресурсы ограничены, и удовлетворить всю имеющуюся потребность в них практически невозможно. Данный тезис особенно актуален в условиях финансово-экономического кризиса, когда инвесторы, учитывая резко возросшие риски, еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования [1].

В структурном отношении категория «инвестиционная привлекательность» представляет собой определенный набор показателей, стандартизированных по единым принципам с целью корректного сравнения. Однако для принятия управленческих решений потенциальному инвестору необходима объективная информация о региональной дифференциации инвестиционной привлекательности, которая позволит выявить наиболее приоритетные виды экономической деятельности.

При изучении связи понятий «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат» возникает множество дискуссий. Здесь можно выделить следующие подходы:

  • 1. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность тождественные понятия
  • Данного мнения, придерживаются специалисты российского рейтингового агентства «Эксперт РА» [6]. С нашей точки зрения, данный подход — наименее состоятельный из всех перечисленных.

  • 2. Инвестиционный климат более широкое и емкое понятие, чем инвестиционная привлекательность
  • По мнению В.В. Кирюхина существуют инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска, они формируют инвестиционную привлекательность региона. Инвестиционная привлекательность региона определяет инвестиционную активность. Инвестиционный климат определяется инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью (рис. 1.)

    Рис 1. Связь понятий инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность и инвестиционный климат [3]

    Относительно данного подхода можно сделать следующие замечания. Согласно приведенным определениям, инвестиционный климат — это совокупность условий (факторов), влияющих на желание инвестора осуществить вложения, т.е. инвестиционная активность — результативный признак не только для инвестиционной привлекательности, но и для инвестиционного климата. Таким образом, являясь результатом (следствием), инвестиционная активность никак не может быть составной частью инвестиционного климата.

    Более того, на практике оценить инвестиционный климат как совокупность инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности затруднительно, так как инвестиционная активность — следствие инвестиционной привлекательности. Очевидно, что включение в модель линейно взаимозависимых факторов приводит к возникновению явления мультиколлинеарности (тесной корреляционной взаимосвязи между отбираемыми для анализа факторами, совместно воздействующими на общий результат), которое отрицательно сказывается на качестве модели. Корректность коэффициента E, который является отношением двух взаимозависимых переменных, также вызывает сомнения.

    3. Инвестиционная привлекательность — один из результирующих показателей оценки инвестиционного климата

    Инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск региона, можно говорить о его инвестиционной привлекательности [4].

    В Узбекистане пока не существует единой общепринятой методики оценки инвестиционной привлекательности, обеспечивающей создание общегосударственной классификационной системы региональных рейтингов по данному критерию. Это обусловлено, очевидно, низким уровнем развития национального рынка кредитных финансовых ресурсов. Публикуемые в журналах («Экономическое обозрение», «Рынок, деньги, кредит», «Экономический вестник Узбекистана», газет «Бизнес вестник Востока», «Деловой партнер Узбекистана» и других) отечественные рейтинги ориентированы, в основном, на определение инвестиционного потенциала исходя из уровня экономического развития региона, определяемого на основе учета показателей, среди которых: ВВП на душу населения региона, валовая продукция промышленности и сельского хозяйства на душу населения, объем капитальных вложений на душу населения и др.

    Анализ современных отечественных и зарубежных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов позволяет сделать вывод о том, что построение региональных рейтингов по критерию инвестиционной привлекательности должно базироваться на системном анализе региональной ситуация и возможных путей ее развития, определении факторов, влияющих на реализацию инвестиционных проектов.

    На наш взгляд, инвестиционная привлекательность Ферганского региона формируется под влиянием системы генерирующих и лимитирующих факторов политического, производственного, ресурсно-сырьевого, инновационного, социального, кадрового, финансового, инфраструктурного, инвестиционного, потребительского и экологического характера. Степень влияния вышеуказанных факторов отражается определенным набором показателей, определяющих уровень инвестиционной привлекательности.

    Для оценки инвестиционной привлекательности регионов предлагается перечень региональных характеристик, оценивающих:

  • экономико-географическое положение, которое характеризуется близостью региона к границам государства, степенью развития производственной инфраструктуры, наличием транспортных коридоров, приграничных терминалов, газопроводов, близостью к столице и промышленным центрам страны. Удобное экономико-географическое положение предоставляет инвестору существенные преимущества в сфере рыночных коммуникаций и возможности превентивных действий в инвестиционной сфере;
  • природно-ресурсный потенциал, который предполагает наличие минеральных, водных, земельных, фаунистических и рекреационных ресурсов;
  • трудовой потенциал, характеризующийся образовательно-квалификационным уровнем трудовых ресурсов, половозрастной структурой, уровнем заболеваемости населения. Кроме того, учету подлежат такие показатели, как: общая численность занятых, среднемесячная оплата труда, количество безработного населения;
  • экономический потенциал, который определяется на основе ВРП в расчете на душу населения. Важным критерием развития экономики региона является так же структура экспорта и импорта. Важным элементом в формировании производственного потенциала являются особенности отраслевой специализации предприятий региона;
  • емкость потребительского рынка, розничный товарооборот и объем реализованных услуг, оплаченных населением;
  • инфраструктурный потенциал, обеспечивающий возможность снабжения электроэнергией, газом, водой промышленные предприятия и население;
  • научно-технический потенциал, оценка которого определяется по количеству специалистов, выполняющих научно-технические работы, объему научных и научно-технических работ (на душу населения), объему затрат на НИОКР, и выступает одним из наиболее важных элементов воспроизводственного процесса в регионе;
  • инвестиционные преференции, которые характеризуются наличием свободных экономических зон, территорий приоритетного развития в регионе, выступающих действенными механизмами эффективного использования инвестиционных преференций;
  • инвестиционные риски. Оценка данной группы факторов основана на анализе законодательных (условия инвестирования в те или иные отрасли, степень развития законодательной базы, наличие механизмов гарантий и защиты инвестиций и уровень их охвата), политических (авторитетность местной власти, распределение власти между различными политическими группами и партиями), социальных, экономических и экологических рисков.
  • Множество разнообразных факторов, которые должны быть учтены в процессе оценки, явные и неявные противоречия между ними приводят к необходимости рассмотрения нескольких вариантов инвестиционных решений, из которых нужно выбрать наиболее оптимальный. Однако при традиционном подходе нет объективной уверенности в том, что избранный вариант, действительно является лучшим. Более того, в условиях много вариантности и роста потенциально возможных вариантов решений, действительно оптимальный вариант, как правило, исчезает из поля зрения исследователей и экспертов. В этой ситуации актуальным является использование оценочной методики на основе применения математического моделирования, которая дает возможность инвестору получить разностороннюю, системную информацию об экономических, социальных и экологических аспектах функционирования региональной системы, устранить многие недостатки традиционно существующих методик оценивания, а также найти действительно оптимальный ва­ри­ант в сравнительно короткие сроки и с меньшими затратами средств и труда.

    Под инвестиционной привлекательностью Ферганского региона следует понимать интегральный, комплексный критерий, характеризующий эффективность капиталовложений в какой-либо проект в пределах региона. В структурном отношении категория «инвестиционная привлекательность» представляет собой определенный набор показателей, стандартизированных по единым принципам с целью корректного сравнения.

    Причины для отбора Ферганской области как инвестиционного предназначения, естественно, изменятся в зависимости от отрасли экономики. Ниже мы выдвигаем на первый план некоторые из широких преимуществ:

    В 2010 г. объем ВРП составил 4095,5 млрд. сум или 15,1% доли ВВП республики. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 106,8%.

    Доля промышленной продукции составила 51% от объема ВРП [5]. Внешнеторговый оборот по итогам 2010 г. составил 921,6 млн. долл. США, в том числе экспорт — 450,8 млн. долл. США. В структуре экспорта наибольший удельный вес имеют энергоносители — более 40%, химическая продукция — 14,6%, продовольственные товары — 13,5% и хлопковое волокно — 16,5 %. Прослеживается устойчивая тенденция роста экспорта готовой продукции. В целом, на экспорт было поставлено более 50 наименований продукции в 75 стран мира, в том числе в Российскую Федерацию, Украину, Китай, Латвию, Иран. Основной импортируемой продукцией являются машины и оборудование, химическая продукция, цветные и черные металлы, продовольственные товары. В области продолжается формирование рыночной инфраструктуры. Хозяйственную деятельность в начале 2011 г. ведут порядка 50730 предприятий и организаций.

    Проведенный системный мониторинг показывает, что привлечение иностранного капитала сдерживают следующие условия:

  • слабое развитие рыночной инфраструктуры: страховых компаний, аудиторских фирм, торговых домов, консультационных пунктов, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов;
  • реально не задействована на региональном уровне Программа привлечения иностранного инвестора [2];
  • недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов;
  • отсутствие отечественного предпринимательского ноу-хау привлекательного для инвестора;
  • существующий жесткий пресс бюрократического аппарата;
  • излишнее наличие контролирующих и дублирующих функций органов республиканской и местной власти;
  • имеющиеся некоторые прямые нарушения законодательства о ВЭД.
  • Предполагается, что новыми приоритетными направлениями инвестирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу в индустриальном секторе экономики могут быть:
  • в машиностроительном комплексе на отдельных стадиях технологического процесса (производство отливок, паковок, штамповок, сварных металлоконструкций);
  • в AПK, где основной сферой инвестирования должна стать переработка сельхозпродукции, производство цельномолочной продукции, хлебобулочных изделий, особенно традиционно-национального ассортимента, безалкогольных напитков;
  • создание небольших узкоспециализированных предприятий по производству сосисок, мороженого, овощных и фруктовых консервов, джемов, приправ, сухофруктов и др.;
  • в социальной сфере, где нужно принять широкое участие в решении жилищной программы, развитии торговли и общественного питания, совершенствовании бытового обслуживания.
  • Вывод

    Таким образом, для повышения эффективности иностранного инвестирования в Ферганском регионе, по мнению автора, необходима разработка конкретных мероприятий, направленных на:

  • дальнейшее создание условий, препятствующих вмешательству органов республиканской и местной власти в деятельность ПИИ и отвлечению их оборотных средств на нецелевое использование;
  • разработку законодательных и нормативных документов по разграничению прав собственности хозяйственного ведения и оперативного управления;
  • создание оптовых рынков для сырьевого и товарного (производственное оборудование, технологии) обеспечения предпринимателей;
  • дальнейшее расширение доступных лизинговых услуг, систем страхования инвестиционных рисков;
  • замену прямого кредитования системной гарантией;
  • развитие системы коммерческих и частных банков поддержки малого бизнеса;
  • создание с участием иностранного капитала гарантийных фондов для иностранных инвестиций;
  • подготовку соответствующей кадровой базы путем развития высокоэффективных форм отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных тренинговых методов, использованием кооперативных и других форм организации бизнеса.

    Источники:

    1. Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. — Доклад Президента Ислама Кaримoва на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 г. и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово, 30 января 2010 г.
    2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства». 7 февраля 2011 г., № ПП-1474 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2011. — № 6. ст. 47.
    3. Кирюхин В.В. Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 3 (19).
    4. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. — СПб.: Питер, 2009.
    5. Основные показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2010 году. Т.: Госкомстат, 2011.
    6. http://www.raexpert.ru/ratings/

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:05