Оценка интегральной маркетинговой привлекательности региона
Пономарев И.Н.1
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, Белгород
Скачать PDF | Загрузок: 52 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Апрель 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45714409
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье на основе систематизации подходов к трактовке сущности и источников региональной конкурентоспособности подчеркнута актуальность использования маркетинговых технологий формирования преимуществ территориальных мезо-систем. Показано, что с точки зрения маркетинга территория трактуется как объект развития конкурентных преимуществ, ориентированных на разные целевые аудитории (бизнес, население, органы власти, туристы), а, следовательно, маркетинговое управление регионом имеет целью его развитие посредством формирования для жителей, туристов, инвесторов, местных компаний инновационной, креативной, адаптивной, экономически развитой среды. Сделан вывод о том, что маркетинговая привлекательность территории должна оцениваться интегрально по выделенным группам целевых аудиторий. Представлен методологический подход к измерению интегральной маркетинговой привлекательности региона, базирующийся на рейтинговом методе и позволяющий объединить оценки привлекательности территории для жителей, бизнеса, туристов. Предложенный инструментарий оценки базируется на данных Росстата, что обеспечивает его прозрачность и достоверность. Методика построена на формировании по каждому показателю рейтинга и консолидации частных рейтингов на основе их усреднения. Апробация методики выполнена на примере субъектов Российской Федерации. Ее результаты позволяют констатировать в целом стабильные позиции регионов в рейтинге с наличием немногих субъектов РФ, которые значительно изменили номер в совокупном рейтинге маркетингового потенциала за 2015-2019 гг. Разработки автора могут быть использованы для дальнейших исследований по проблематике маркетинга и брендинга территорий, а также органами региональной и муниципальной власти при формировании стратегий социально-экономического развития
Ключевые слова: привлекательность региона, маркетинговый потенциал территории, маркетинг территории, региональная конкурентоспособность, рейтинг российских регионов
Финансирование:
Исследование выполнено по проекту А-69/20 «Управление привлекательностью региона на основе маркетинговых технологий» в рамках мероприятий Программы развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова до 2021 года
JEL-классификация: M31, M38, R12, R!3
Введение
В условиях растущей конкуренции регионы как соперничающие за ресурсы субъекты нуждаются в формировании привлекающих целевые аудитории аспектов конкурентоспособности. В результате нестабильности и проявления трансформационных трендов в современной экономике требования целевых аудиторий региона изменяются, поэтому исследования, направленные на поиск ключевых аттрактивных ресурсов, оценку привлекательности территорий, поиск новых граней измерения и формирования пространственной конкурентоспособности, востребованы как с научной, так и с практической точки зрения.
Сравнение регионов, как правило, осуществляется для оценки результативности траектории их развития. Используемые для этих целей методики затрагивают различные аспекты региональной конкурентоспособности. Анализ источников по проблеме конкурентоспособности региона позволил структурировать подходы к трактовке региональной конкурентоспособности и выделить следующие:
1. Институционально-ресурсный подход. Региональная конкурентоспособность объясняется через концепты «благоприятная среда» и «совокупность ресурсов». Составляющими региональной конкурентоспособности в рамках данного подхода А.В. Золотухиной, Г.Г. Карачуриной, Е.В. Путенковой [4, с. 30–32] (Zolotukhina, Karachurina, Putenikhina, 2010, р. 30–32), Е. Амирбекулы, А.Ч. Тазабековой [1, с. 8–9] (Amirbekuly, Tazabekova, 2018, р. 8–9) считаются: экономико-географическое положение, природные ресурсы, исторические предпосылки развития, развитие информационно-коммуникационных технологий, финансы, туризм, транспортная и социальная инфраструктура, новые технологии, качество подготовки кадров, межрегиональное взаимодействие, производственный и внешнеэкономический потенциал, человеческий капитал, производственная, социальная, рыночная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, развитие транспортной сети и логистики, научно-технический потенциал и число наукоемких предприятий, инвестиционная привлекательность, состояние экологии и имидж территории. А.В. Волошин подчеркивает специфичность ресурсов и факторов, образующих конкурентоспособность региона и отражающих его потенциал [2, с. 118] (Voloshin, Aleksandrov, Shestov, Belonogova, 2016, р. 118).
2. Инновационно-креативный подход. Обобщив мнения Е.Д. Щетининой, И.Б. Кондрашова [12, с. 246–247] (Shchetinina, Kondrashov, 2016, р. 246–247), М.С. Стариковой, Э.А. Безуглова, В.В. Шахова [7, с. 236–238] (Starikova, Bezuglyy, Shakhov, 2018, р. 236–238), Э. Дж. Малецки [23, с. 645–648] (Malecki, 2007, р. 645–648), отметим, что конкурентоспособность территории трактуется как способность внедрять основанные на креативных знаниях инновации, предоставляющие устойчивые и долговременные конкурентные преимущества. Другими словами, данная способность основывается не исключительно на накопленном богатстве, а в большей степени на нематериальных активах.
3. Предпринимательско-отраслевой подход. Он прослеживается в работах И.А. Новиковой [6, с. 101–102] (Novikova, 2018, р. 101–102), И.А. Султановой [8, с. 22] (Sultanova, 2018, р. 22), у которых регион рассматривается через призму формирования точек роста на основе сформированных у производителей конкурентных преимуществ и их положения на внутреннем и инорегиональных рынках. Добавим, что актуальными в настоящее время факторами конкурентоспособности становятся выработанный предпринимателями потенциал импортозамещения, наличие отраслей специализации, сформированный в ведущих отраслях региона человеческий, экономический и финансовый потенциал, эффективность институтов управления регионом, уровень развития инфраструктуры.
4. Адаптивный подход прослеживается у Л.Н. Чайниковой [11, с. 60] (Chaynikova, 2012, р. 60). Региональная конкурентоспособность трактуется как адаптивность с уклоном на опережение. В качестве составляющих региональной конкурентоспособности в рамках данного подхода называют: прибыльность, инновационную, инвестиционную, предпринимательскую активность, уровень здравоохранения и образования.
5. Маркетинговый подход. Региональная конкурентоспособность понимается как соответствие ожиданиям потребителей [10, с. 57–58] (Khabekirov, 2017, р. 57–58), как наличие дифференцированных качеств и уникальных атрибутов территорий [9, с. 4] (Frolov, 2013, р. 4). В рамках данного подхода детерминантами региональной конкурентоспособности становятся стоимость капитала, рабочей силы, сырья и материалов, уровень инноваций, степень экологической безопасности, стоимость национальной валюты.
Таким образом, синтезируя перечисленные подходы, можно представить конкурентоспособность региона как способность его менеджмента построить на основе имеющихся ресурсов и конкурентных преимуществ с учетом факторов внешнего окружения адаптивную, отвечающую потребностям всех целевых аудиторий социально-экономическую систему. Учитывая то, что в выделенной нами системе концепций региональной конкурентоспособности маркетинговый подход рассматривает территорию как объект развития конкурентных преимуществ, ориентированных на разные целевые аудитории (бизнес, население, органы власти и пр.), а следовательно, имеет целью ее развитие посредством формирования благоприятной (иными словами, инновационной, креативной, адаптивной, экономически развитой) для жителей, туристов, инвесторов, местных компаний среды, можно трактовать его как подход, интегрирующий ключевые аспекты всех перечисленных выше концепций.
Гипотезой исследования является предположение о возможности выражения конкурентоспособности региона через концепт маркетинговой привлекательности. Цель исследования – анализ и оценка маркетинговой привлекательности региона в разрезе дифференцированных целевых аудиторий. Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма оценки интегральной маркетинговой привлекательности региона и доведении его до уровня рекомендации по рейтингованию территориальных субъектов.
Теоретическое обоснование проблемы оценки маркетинговой привлекательности региона
Вопросы определения маркетинговой привлекательности региона лежат в плоскости исследования маркетинга территорий. Территория представляется в трудах современных ученых как нетрадиционный товар [21, с. 28], привлечением к которой потребителей должны заниматься руководители на уровне муниципального, регионального и государственного управления [22, с. 79] (Kozlova, Sevryugina, Schetinina, 2013, р. 79). Основной задачей маркетинга в отношении мест является привлечение интересующих аудиторий [25, с. 34] (Ward, 1998, р. 34).
Территориальный маркетинг призван конструировать место по критерию удовлетворения потребностей целевых рынков. Состав целевых рынков варьируется в исследованиях различных авторов. Ф. Котлер [20, с. 250] (Kotler, Gertner, 2002, р. 250) полагает, что целевыми аудиториями региона являются производители товаров и услуг, головные офисы корпораций, внешние инвесторы и экспортеры, туристы, новые резиденты. Г. Амажид, М. Суаф, Эль Вазани [13, с. 112] (Amajid, Souaf, El Wazani, 2016, р. 112) выделяют таких потребителей территории, как жители, туристы и инвесторы. Б. Мейронин [24, с. 37] оперирует понятием «источники привлекательности» и относит к ним географические, природные и человеческие ресурсы; историю, культуру и организацию; экономичные компоненты и инфраструктуру; оборудование для общественного досуга.
В данной статье в качестве основных целевых аудиторий маркетинга территорий рассматриваются: 1) жители (территория имеет высокий потенциал привлекательности для населения, если высок процент иммиграции и рождаемости); 2) бизнес (территория интересна, если бизнес в ней развивается за счет внутренних и внешних инвестиций, используя потенциал внутреннего и внешнего рынка); 3) туризм (притягательная территория «продает» свои ресурсы туристам и посетителям, в том числе прибывающим по вопросам ведения бизнеса).
С одной стороны, объекты воздействия (целевые аудитории) связаны с потреблением аттрактивных ресурсов территории. И в этом смысле маркетинг необходим для усиления отдачи от производственных факторов, которыми наделена территория. Проблема измерения ресурсов привлекательности территории состоит в том, что квинтэссенция любого бренда (и регионального в частности) базируется на идентичности и отношении заинтересованных сторон [18, с. 69] (Kavaratzis, Hatch, 2013, р. 69). Кроме того, задуманные, воспринимаемые и воплощенные измерения привлекательности места могут иметь разные значения, что делает категорию маркетинговой привлекательности места довольно неуловимой [19, с. 3] (Kavaratzis, Hatch, 2019, р. 3). Поэтому ее измерение может быть основано на оценке результирующих признаков, демонстрирующих желание жителей оставаться в рассматриваемом месте для постоянного пребывания, желание инвесторов развиваться в регионе, желание посетителей приезжать на данную территорию.
Наличие у территории маркетинговой привлекательности определяет ее потенциал экономически развиваться. Следует отметить, что в отечественной традиции вместо категории «привлекательность места» иногда используется понятие маркетингового потенциала места, в зарубежной литературе аналогами данного явления выступают бренд места [15, с. 269–270] (Chan, Peters, Marafa, 2016, р. 269–270) или капитал бренда места [14, с. 617] (Bose, Roy, Tiwari, 2016, р. 617). Несмотря на то, что в настоящее время еще не выработано унифицированного понимания категорий «маркетинговый потенциал территории» и «привлекательность территории», существует понимание значимости оценок региона с точки зрения концепции маркетинга. Например, у Данилова Н.А. [3, с. 66-67] (Danilov, 2018, р. 66–67) маркетинговый потенциал отражает интегральную способность региона удовлетворять потребности разных групп потребителей. У Е.С. Куликовой, О.А. Дурандиной [5, с. 12] (Kulikova, Durandina, 2017, р. 12) маркетинговый потенциал проявляется через конкурентные преимущества региона и базируется на поддержании его благосостояния.
Привлекательность территории рассматривается как способность предлагать благоприятные условия для всех целевых потребителей с помощью таких инструментов, как проекты по трансформации общественных пространств [17, с. 10–11] (Ingallina, 2007, р. 10–11), привлечение новых инвестиций [16, с. 41] (Hatem, 2007, р. 41), создание стабильной, выдающейся местной идентичности, способствующей продвижению уникальности территории и гарантирующей безопасность [13, с. 112] (Amajid, Souaf, El Wazani, 2016, р. 112).
Обобщая приведенные дефиниции, можно отметить, что маркетинговая привлекательность региона (МПР) – это мера его способности привлекать и удерживать население, бизнес, туристов.
Методология исследования
Исходя из представленного теоретического обоснования, предлагается оценивать маркетинговую привлекательность региона с использованием трех компонент: привлекательность региона для населения; привлекательность региона для бизнеса; привлекательность региона для туристов.
Частные показатели сформированы как удельные величины, чтобы нивелировать различия в экономических и географических размерах территорий. Ограничения, накладываемые невозможностью расширить перечень собираемых Росстатом данных, позволяют трактовать каждую компоненту маркетингового потенциала региона так, как показано в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты и показатели оценки маркетинговой привлекательности региона
Компонента МПР
|
Показатель
|
Измеритель в соответствии с данными
Росстата
|
Пояснение
|
Привлекательность региона для населения
|
Миграционный прирост
|
Коэффициенты миграционного прироста (абсолютная
величина разности между числом прибывших на данную территорию и числом
выбывших за пределы этой территории за определенный промежуток времени) на 10
000 человек населения
|
Чем больше людей прибывает на территорию, тем она
более привлекательна для жизни
|
Уровень рождаемости
|
Общие коэффициенты рождаемости (число родившихся
на 1000 человек населения)
|
Чем выше уровень рождаемости, тем выше оценки
стабильности и перспективности региона для проживающих в нем людей
| |
Объем ввода жилья
|
Ввод в действие жилых домов на 1000 человек
населения (м2 общей площади жилых помещений)
|
Чем больше население инвестирует в расширение и
обновление жилплощади, тем сильнее уверенность в правильности выбора места
для постоянного проживания
| |
Численность студентов
|
Численность студентов человек на 10 тысяч человек
населения, на начало учебного года
|
Чем выше число обучающихся студентов, тем больше
вероятность их дальнейшего трудоустройства в данном регионе
| |
Среднегодовая численность занятых
|
Среднегодовая численность занятых в численности
населения (в процентах)
|
Чем выше уровень занятости, тем ниже стремление
сменить место жительство с целью улучшения благосостояния
| |
Привлекательность региона для бизнеса
|
Размер инвестиций
|
Инвестиции в основной капитал на душу
населения (в фактически действовавших ценах в рублях)
|
Чем выше уровень инвестиций, тем выше уверенность
бизнеса в приемлемости территории для развития предпринимательской
деятельности
|
Уровень обновления основных фондов
|
Ввод в действие основных фондов в
стоимости основных фондов (в процентах)
|
Чем выше уровень обновления основных фондов, тем
привлекательнее территория как место развития бизнеса
| |
Валовый региональный продукт (ВРП)
|
ВРП на душу населения (в рублях)
|
Чем выше ВРП, тем более благоприятна среда для
ведения бизнеса на территории региона
| |
Привлекательность региона для туристов и
посетителей
|
Число туристов и посетителей
|
Численность размещенных в коллективных
средствах размещения лиц, соотнесенная с численностью населения
|
Чем выше удельная численность туристов, тем более
привлекательна территория для временного пребывания
|
Число детей, отдохнувших в регионе
|
Число детей, отдохнувших в детских
оздоровительных лагерях, соотнесенное с численностью населения
|
Чем выше удельный показатель отдохнувших детей,
тем выше возможности региона в части организации детского отдыха
|
В качестве инструмента оценки целесообразно использовать рейтинговый метод по причине различия единиц измерения частных показателей, составляющих каждую компоненту. Интегральную оценку маркетинговой привлекательности региона предлагается определять по формуле:
,
где – рейтинг привлекательности региона для населения; – рейтинг привлекательности региона для бизнеса; – рейтинг привлекательности региона для туристов.
В свою очередь, рейтинги привлекательности региона для населения, бизнеса и туристов определяются на основе усреднения рейтингов по частным показателям, обозначенным в таблице 1.
Результаты исследования
В результате проведенной оценки на основе имеющихся данных за 2015 и 2019 гг. (табл. 2, 3) был построен рейтинг российских регионов по маркетинговой привлекательности (табл. 4).
Таблица 2
Исходные данные для построения и оценка рейтинга привлекательности региона для населения
Субъект
РФ
|
Коэффициенты миграционного прироста на 10 тыс. чел.
|
Общие коэффициенты рождаемости, число родившихся на 1000 чел.
населения
|
Ввод в действие жилых домов кв. м на 1000 чел. населения
|
Численность студентов, чел. на 10 тыс. человек населения
|
Среднегодовая численность занятых в численности населения.
проценты
|
Рейтинг по миграционному приросту
|
Рейтинг по рождаемости
|
Рейтинг по вводу в действие жилых домов
|
Рейтинг по численности студентов
|
Рейтинг по среднегодовой численности занятых
|
Рейтинг привлекательности региона для населения (среднее
по частным рейтингам)
| |||||||||||
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
| |
Белгородская
область
|
38
|
60
|
11,5
|
8,5
|
1004
|
814
|
158
|
208
|
48,6
|
48,7
|
13
|
8
|
11,5
|
8,5
|
4
|
8
|
58
|
62
|
28
|
22
|
34
|
33
|
Брянская
область
|
-15
|
-0,3
|
11,4
|
8,3
|
524
|
340
|
160
|
209
|
44,7
|
44,8
|
47
|
38
|
11,4
|
8,3
|
41
|
60
|
54
|
61
|
59
|
62
|
54
|
58
|
Владимирская
область
|
-11
|
20
|
11,6
|
8,1
|
461
|
547
|
149
|
212
|
47,6
|
46,8
|
43
|
24
|
11,6
|
8,1
|
46
|
29
|
67
|
57
|
35
|
28
|
51
|
42
|
Воронежская
область
|
52
|
42
|
11,1
|
8,4
|
698
|
808
|
150
|
192
|
46,8
|
47,6
|
10
|
12
|
11,1
|
8,4
|
13
|
9
|
65
|
71
|
40
|
24
|
40
|
36
|
Ивановская
область
|
-22
|
8
|
11,4
|
7,9
|
252
|
330
|
148
|
202
|
43,8
|
44,5
|
56
|
31
|
11,4
|
7,9
|
74
|
62
|
68
|
65
|
66
|
48
|
67
|
56
|
Калужская
область
|
17
|
-11
|
12,6
|
8,9
|
788
|
790
|
156
|
197
|
50,3
|
49,7
|
19
|
49
|
12,6
|
8,9
|
9
|
11
|
60
|
69
|
13
|
14
|
30
|
40
|
Костромская
область
|
-10
|
-5
|
12,5
|
9,1
|
494
|
333
|
178
|
233
|
46,0
|
43,7
|
40
|
43
|
12,5
|
9,1
|
45
|
61
|
33
|
31
|
51
|
53
|
44
|
47
|
Курская
область
|
70
|
39
|
11,6
|
8,4
|
507
|
501
|
192
|
250
|
46,5
|
45,8
|
7
|
13
|
11,6
|
8,4
|
44
|
36
|
15
|
20
|
43
|
33
|
34
|
34
|
Липецкая
область
|
22
|
16
|
11,6
|
8,6
|
917
|
1098
|
152
|
212
|
48,9
|
49,6
|
17
|
26
|
11,6
|
8,6
|
7
|
4
|
63
|
57
|
24
|
14
|
35
|
33
|
Московская
область
|
120
|
144
|
12,9
|
9,5
|
1323
|
1127
|
102
|
135
|
46,0
|
44,7
|
2
|
4
|
12,9
|
9,5
|
1
|
3
|
80
|
80
|
49
|
41
|
35
|
34
|
Орловская
область
|
-21
|
-9
|
11,2
|
8,1
|
629
|
411
|
168
|
214
|
44,2
|
40,7
|
55
|
45
|
11,2
|
8,1
|
23
|
54
|
50
|
54
|
62
|
60
|
52
|
57
|
Рязанская
область
|
0,01
|
21
|
11,1
|
8,3
|
588
|
719
|
188
|
217
|
44,7
|
44,6
|
31
|
23
|
11,1
|
8,3
|
27
|
12
|
20
|
52
|
60
|
41
|
42
|
40
|
Смоленская
область
|
-6
|
-4
|
10,5
|
7,5
|
534
|
455
|
169
|
220
|
48,1
|
44,0
|
33
|
41
|
10,5
|
7,5
|
39
|
42
|
47
|
50
|
31
|
47
|
46
|
52
|
Тамбовская
область
|
-52
|
-18
|
9,8
|
7,7
|
782
|
920
|
178
|
238
|
47,6
|
45,1
|
68
|
58
|
9,8
|
7,7
|
10
|
6
|
33
|
27
|
33
|
34
|
45
|
41
|
Тверская
область
|
-14
|
5
|
11,2
|
8,4
|
424
|
506
|
161
|
214
|
48,3
|
47,1
|
45
|
34
|
11,2
|
8,4
|
55
|
33
|
52
|
54
|
30
|
24
|
51
|
42
|
Тульская
область
|
19
|
-4
|
10,5
|
7,6
|
510
|
442
|
141
|
203
|
49,3
|
48,1
|
18
|
41
|
10,5
|
7,6
|
42
|
46
|
73
|
64
|
21
|
21
|
46
|
50
|
Ярославская
область
|
37
|
8
|
12,2
|
8,9
|
563
|
619
|
176
|
256
|
50,0
|
48,4
|
15
|
31
|
12,2
|
8,9
|
34
|
20
|
38
|
15
|
17
|
20
|
32
|
29
|
г.
Москва
|
92
|
38
|
11,6
|
10,7
|
320
|
409
|
96
|
117
|
69,7
|
70,0
|
4
|
15
|
11,6
|
10,7
|
71
|
55
|
81
|
81
|
1
|
1
|
44
|
34
|
Республика
Карелия
|
-12
|
-12
|
12,2
|
8,9
|
429
|
450
|
164
|
225
|
45,1
|
43,4
|
44
|
51
|
12,2
|
8,9
|
53
|
44
|
51
|
43
|
56
|
44
|
52
|
48
|
Республика
Коми
|
-102
|
-94
|
13,7
|
9,6
|
244
|
287
|
186
|
241
|
51,1
|
48,8
|
78
|
82
|
13,7
|
9,6
|
76
|
71
|
23
|
25
|
10
|
18
|
43
|
47
|
Архангельская
область
|
-68
|
-26
|
12,4
|
9
|
334
|
299
|
161
|
243
|
47,6
|
44,9
|
76
|
70
|
12,4
|
9
|
69
|
68
|
52
|
24
|
34
|
31
|
57
|
49
|
Вологодская
область
|
-17
|
-18
|
13,7
|
9,6
|
726
|
503
|
169
|
234
|
46,6
|
44,9
|
50
|
58
|
13,7
|
9,6
|
12
|
35
|
47
|
28
|
41
|
31
|
36
|
38
|
Калининградская
область
|
82
|
129
|
12,7
|
9,2
|
1241
|
966
|
178
|
221
|
49,0
|
47,3
|
6
|
5
|
12,7
|
9,2
|
3
|
5
|
33
|
48
|
23
|
19
|
22
|
25
|
Ленинградская
область
|
68
|
204
|
9
|
7,2
|
1307
|
1574
|
80
|
103
|
47,3
|
41,8
|
8
|
2
|
9
|
7,2
|
2
|
1
|
82
|
82
|
36
|
43
|
42
|
42
|
Мурманская
область
|
-57
|
-65
|
11,9
|
9
|
44
|
60
|
179
|
231
|
50,3
|
48,9
|
72
|
78
|
11,9
|
9
|
81
|
80
|
31
|
33
|
14
|
17
|
51
|
52
|
Новгородская
область
|
7
|
14
|
11,9
|
8,7
|
582
|
479
|
171
|
225
|
48,5
|
46,6
|
24
|
28
|
11,9
|
8,7
|
28
|
39
|
43
|
43
|
29
|
19
|
37
|
38
|
Псковская
область
|
-1
|
28
|
11
|
8,4
|
540
|
481
|
133
|
197
|
45,8
|
45,0
|
32
|
19
|
11
|
8,4
|
38
|
38
|
76
|
69
|
52
|
26
|
55
|
44
|
г.
Санкт-Петербург
|
49
|
27
|
13,6
|
10,9
|
582
|
644
|
146
|
192
|
60,6
|
59,0
|
11
|
21
|
13,6
|
10,9
|
28
|
16
|
72
|
71
|
5
|
4
|
30
|
25
|
Республика
Адыгея
|
56
|
214
|
12,5
|
9,1
|
658
|
560
|
136
|
160
|
34,4
|
32,8
|
9
|
1
|
12,5
|
9,1
|
19
|
26
|
74
|
79
|
80
|
53
|
46
|
42
|
Республика
Калмыкия
|
-103
|
-65
|
13,6
|
10,3
|
451
|
372
|
217
|
269
|
40,1
|
38,5
|
79
|
78
|
13,6
|
10,3
|
49
|
58
|
2
|
7
|
75
|
45
|
47
|
43
|
Республика
Крым
|
86
|
44
|
12,6
|
10
|
133
|
418
|
103
|
169
|
44,7
|
44,6
|
5
|
10
|
12,6
|
10
|
80
|
53
|
79
|
76
|
58
|
28
|
54
|
40
|
Краснодарский
край
|
105
|
64
|
13,5
|
10,8
|
847
|
800
|
173
|
232
|
46,2
|
46,2
|
3
|
7
|
13,5
|
10,8
|
8
|
10
|
40
|
32
|
47
|
19
|
27
|
17
|
Астраханская
область
|
-49
|
-78
|
14,5
|
10,9
|
564
|
315
|
204
|
256
|
47,1
|
45,9
|
67
|
81
|
14,5
|
10,9
|
33
|
66
|
8
|
15
|
38
|
19
|
33
|
39
|
Волгоградская
область
|
-22
|
-19
|
11,5
|
8,4
|
357
|
293
|
177
|
230
|
46,2
|
44,4
|
56
|
61
|
11,5
|
8,4
|
64
|
70
|
37
|
35
|
46
|
28
|
54
|
52
|
Ростовская
область
|
4
|
32
|
12,1
|
9
|
568
|
622
|
175
|
244
|
46,0
|
45,7
|
27
|
17
|
12,1
|
9
|
32
|
19
|
39
|
22
|
48
|
21
|
41
|
26
|
г.
Севастополь
|
439
|
167
|
13,5
|
9,6
|
258
|
1275
|
113
|
165
|
41,4
|
44,4
|
1
|
3
|
67
|
65
|
72
|
2
|
77
|
78
|
73
|
26
|
52
|
30
|
Республика
Дагестан
|
-45
|
-20
|
18,3
|
14,8
|
603
|
329
|
152
|
206
|
35,3
|
35,7
|
65
|
64
|
70
|
71
|
25
|
63
|
63
|
63
|
78
|
45
|
47
|
48
|
Республика
Ингушетия
|
38
|
59
|
18,5
|
16,4
|
560
|
558
|
136
|
224
|
32,4
|
37,0
|
13
|
9
|
63
|
74
|
36
|
28
|
74
|
46
|
81
|
42
|
42
|
26
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
-41
|
-7
|
14,6
|
11,5
|
435
|
547
|
148
|
185
|
41,4
|
42,4
|
64
|
44
|
74
|
66
|
52
|
29
|
68
|
74
|
72
|
32
|
54
|
38
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
-54
|
-19
|
12,3
|
10,8
|
393
|
456
|
159
|
211
|
37,0
|
36,1
|
70
|
61
|
70
|
76
|
59
|
41
|
57
|
59
|
77
|
42
|
63
|
44
|
Республика
Северная Осетия – Алания
|
-61
|
-54
|
14,6
|
12,3
|
247
|
327
|
160
|
210
|
41,9
|
39,2
|
73
|
76
|
47
|
58
|
75
|
64
|
54
|
60
|
70
|
37
|
57
|
49
|
Чеченская
Республика
|
-8
|
-11
|
23,1
|
20,3
|
682
|
434
|
210
|
253
|
35,1
|
36,6
|
37
|
49
|
50
|
49
|
16
|
49
|
6
|
19
|
79
|
40
|
28
|
32
|
Ставропольский
край
|
-6
|
43
|
13
|
10
|
446
|
420
|
179
|
218
|
43,4
|
44,8
|
33
|
11
|
63
|
66
|
50
|
52
|
31
|
51
|
68
|
23
|
45
|
34
|
Республика
Башкортостан
|
-15
|
-14
|
14,5
|
10,3
|
661
|
586
|
183
|
258
|
43,7
|
40,8
|
47
|
53
|
63
|
64
|
18
|
22
|
26
|
14
|
67
|
34
|
35
|
30
|
Республика
Марий Эл
|
-30
|
8
|
14,4
|
9,8
|
640
|
586
|
182
|
227
|
44,8
|
41,1
|
61
|
31
|
42
|
44
|
21
|
22
|
27
|
40
|
57
|
33
|
37
|
33
|
Республика
Мордовия
|
26
|
-10
|
9,7
|
7,5
|
402
|
439
|
169
|
200
|
48,8
|
49,2
|
16
|
47
|
72
|
74
|
57
|
47
|
47
|
66
|
27
|
13
|
46
|
51
|
Республика
Татарстан
|
9
|
11
|
14,7
|
10,9
|
623
|
686
|
190
|
226
|
50,4
|
49,7
|
23
|
29
|
74
|
71
|
24
|
13
|
17
|
42
|
12
|
11
|
17
|
22
|
Удмуртская
Республика
|
-19
|
-21
|
14,6
|
9,7
|
427
|
505
|
190
|
261
|
48,9
|
45,9
|
51
|
65
|
78
|
80
|
54
|
34
|
17
|
11
|
25
|
17
|
32
|
33
|
Чувашская
Республика
|
-19
|
-16
|
13,8
|
9,5
|
673
|
538
|
172
|
229
|
45,6
|
41,2
|
51
|
57
|
80
|
78
|
17
|
31
|
42
|
36
|
53
|
29
|
38
|
39
|
Пермский
край
|
-15
|
-14
|
14,7
|
10,2
|
438
|
450
|
205
|
272
|
45,6
|
42,9
|
47
|
53
|
72
|
66
|
51
|
44
|
7
|
5
|
54
|
27
|
34
|
32
|
Кировская
область
|
-28
|
-22
|
12,7
|
8,8
|
559
|
398
|
170
|
225
|
46,0
|
44,2
|
60
|
67
|
78
|
79
|
37
|
57
|
46
|
43
|
50
|
23
|
47
|
50
|
Нижегородская
область
|
2
|
20
|
12,3
|
9
|
386
|
439
|
171
|
228
|
50,7
|
51,0
|
29
|
24
|
56
|
58
|
60
|
47
|
43
|
39
|
11
|
7
|
39
|
34
|
Оренбургская
область
|
-33
|
-1
|
14,2
|
10
|
596
|
507
|
198
|
254
|
46,6
|
44,7
|
62
|
39
|
63
|
20
|
26
|
32
|
11
|
17
|
42
|
19
|
33
|
28
|
Пензенская
область
|
-10
|
-34
|
10,7
|
7,9
|
689
|
638
|
155
|
199
|
46,9
|
44,5
|
40
|
72
|
56
|
58
|
14
|
17
|
61
|
67
|
39
|
19
|
46
|
50
|
Самарская
область
|
-6
|
28
|
12,8
|
9,3
|
689
|
579
|
189
|
231
|
54,2
|
50,9
|
33
|
19
|
29
|
40
|
14
|
25
|
19
|
33
|
7
|
8
|
23
|
26
|
Саратовская
область
|
5
|
-23
|
11,5
|
8,3
|
458
|
494
|
180
|
227
|
46,2
|
43,4
|
26
|
69
|
53
|
53
|
47
|
37
|
30
|
40
|
45
|
20
|
43
|
47
|
Ульяновская
область
|
-9
|
-19
|
11,9
|
8,8
|
742
|
826
|
155
|
198
|
46,3
|
45,0
|
38
|
61
|
29
|
40
|
11
|
7
|
61
|
68
|
44
|
17
|
43
|
43
|
Курганская
область
|
-64
|
-30
|
13,4
|
9,2
|
338
|
302
|
187
|
229
|
41,7
|
37,6
|
74
|
71
|
44
|
47
|
67
|
67
|
21
|
36
|
71
|
22
|
54
|
49
|
Свердловская
область
|
4
|
15
|
14,4
|
10,7
|
572
|
560
|
212
|
264
|
49,4
|
46,7
|
27
|
27
|
82
|
82
|
30
|
26
|
5
|
9
|
19
|
13
|
20
|
19
|
Тюменская
область
|
11
|
39
|
16,6
|
12,5
|
944
|
684
|
150
|
191
|
61,1
|
59,4
|
20
|
13
|
59
|
53
|
5
|
14
|
65
|
73
|
4
|
3
|
20
|
22
|
Челябинская
область
|
10
|
5
|
13,9
|
9,9
|
509
|
434
|
185
|
240
|
49,1
|
50,9
|
21
|
34
|
59
|
63
|
43
|
49
|
24
|
26
|
22
|
6
|
27
|
30
|
Республика
Алтай
|
-10
|
25
|
18,8
|
13,6
|
530
|
452
|
234
|
292
|
39,8
|
37,1
|
40
|
22
|
76
|
66
|
40
|
43
|
1
|
1
|
76
|
20
|
32
|
18
|
Республика
Бурятия
|
-76
|
-12
|
23,8
|
18,6
|
346
|
343
|
200
|
289
|
31,3
|
30,8
|
77
|
51
|
32
|
14
|
66
|
59
|
9
|
2
|
82
|
20
|
47
|
27
|
Республика
Тыва
|
6
|
-15
|
14,7
|
10,4
|
562
|
463
|
158
|
234
|
44,2
|
41,3
|
25
|
56
|
50
|
49
|
35
|
40
|
58
|
28
|
63
|
17
|
38
|
34
|
Республика
Хакасия
|
-19
|
-18
|
12,6
|
9,1
|
374
|
326
|
148
|
217
|
44,4
|
43,9
|
51
|
58
|
32
|
28
|
62
|
65
|
68
|
52
|
61
|
15
|
58
|
48
|
Алтайский
край
|
10
|
-10
|
14,4
|
10,5
|
458
|
591
|
182
|
244
|
49,7
|
49,0
|
21
|
47
|
47
|
31
|
47
|
21
|
27
|
22
|
18
|
9
|
26
|
25
|
Забайкальский
край
|
-25
|
-14
|
15,3
|
11,8
|
382
|
428
|
191
|
254
|
48,0
|
45,3
|
58
|
53
|
36
|
18
|
61
|
51
|
16
|
17
|
32
|
12
|
35
|
29
|
Красноярский
край
|
-7
|
-9
|
12,5
|
9
|
368
|
287
|
185
|
245
|
45,2
|
44,3
|
36
|
45
|
17
|
14
|
63
|
71
|
24
|
21
|
55
|
12
|
46
|
40
|
Иркутская
область
|
45
|
37
|
14,2
|
10,7
|
940
|
629
|
160
|
213
|
49,4
|
47,3
|
12
|
16
|
67
|
66
|
6
|
18
|
54
|
56
|
20
|
9
|
23
|
24
|
Кемеровская
область
|
-9
|
-63
|
14,4
|
9,8
|
397
|
278
|
215
|
276
|
47,2
|
45,9
|
38
|
77
|
58
|
53
|
58
|
73
|
4
|
3
|
37
|
10
|
31
|
40
|
Новосибирская
область
|
1
|
30
|
13,6
|
9,9
|
650
|
407
|
187
|
224
|
44,1
|
46,4
|
30
|
18
|
36
|
40
|
20
|
56
|
21
|
46
|
64
|
9
|
33
|
33
|
Омская
область
|
-20
|
11
|
17,3
|
12,7
|
423
|
272
|
195
|
266
|
40,5
|
37,3
|
54
|
29
|
5
|
4
|
56
|
74
|
13
|
8
|
74
|
11
|
41
|
26
|
Томская
область
|
-56
|
-2
|
17,1
|
13,2
|
570
|
580
|
217
|
270
|
50,3
|
51,9
|
71
|
40
|
4
|
3
|
31
|
24
|
2
|
6
|
15
|
5
|
25
|
16
|
Республика
Саха (Якутия)
|
-66
|
-52
|
15,4
|
11,8
|
217
|
204
|
195
|
262
|
43,9
|
43,2
|
75
|
74
|
14
|
13
|
78
|
77
|
13
|
10
|
65
|
8
|
48
|
36
|
Камчатский
край
|
-53
|
-50
|
13,1
|
10,5
|
228
|
142
|
171
|
221
|
53,8
|
52,8
|
69
|
73
|
54
|
18
|
77
|
79
|
43
|
48
|
8
|
4
|
47
|
46
|
Приморский
край
|
-14
|
4
|
12,7
|
9,6
|
258
|
294
|
181
|
234
|
50,0
|
49,5
|
45
|
36
|
14
|
9
|
72
|
69
|
29
|
28
|
16
|
5
|
41
|
36
|
Хабаровский
край
|
-37
|
-21
|
14,3
|
10,9
|
337
|
223
|
196
|
260
|
51,2
|
50,7
|
63
|
65
|
2
|
1
|
68
|
76
|
12
|
12
|
9
|
4
|
35
|
34
|
Амурская
область
|
-47
|
0,2
|
13,3
|
10
|
323
|
259
|
200
|
273
|
48,8
|
49,1
|
66
|
37
|
41
|
31
|
70
|
75
|
9
|
4
|
26
|
4
|
42
|
30
|
Магаданская
область
|
-118
|
-53
|
11,9
|
9,1
|
141
|
53
|
173
|
260
|
64,6
|
64,6
|
81
|
75
|
17
|
28
|
79
|
81
|
40
|
12
|
3
|
2
|
52
|
44
|
Сахалинская
область
|
-27
|
-22
|
13,7
|
11,9
|
640
|
678
|
178
|
229
|
59,1
|
56,9
|
59
|
67
|
19
|
37
|
21
|
15
|
33
|
36
|
6
|
2
|
30
|
26
|
Еврейская
автономная область
|
-120
|
-65
|
14
|
10,6
|
356
|
147
|
109
|
172
|
42,3
|
40,3
|
82
|
78
|
81
|
80
|
65
|
78
|
78
|
75
|
69
|
2
|
64
|
51
|
Чукотский
автономный округ
|
-117
|
111
|
13,6
|
10,5
|
44
|
26
|
148
|
167
|
66,2
|
67,0
|
80
|
6
|
11
|
14
|
81
|
82
|
68
|
77
|
2
|
1
|
53
|
38
|
Таблица 3
Исходные данные для построения и оценка рейтинга привлекательности региона для бизнеса и туристов
Субъект
РФ
|
Инвестиции в основной капитал на душу населения, рублей
|
Ввод в действие основных фондов в стоимости основных фондов,
процент
|
ВРП на душу населения, руб.
|
Рейтинг по инвестициям в основной капитал
|
Рейтинг по вводу в действие основных фондов
|
Рейтинг по ВРП на душу населения
|
Рейтинг привлекательности региона для бизнеса (среднее
по частным рейтингам)
|
Численность детей, отдохнувших детских оздоровительных лагерях,
тыс. человек
|
Численность размещенных в
коллективных средствах размещения лиц, тыс. человек
|
Рейтинг по численности отдохнувших в регионе
|
Рейтинг по численности размещенных в коллективных средствах
размещения лиц
|
Рейтинг привлекательности региона для туристов (среднее
по частным рейтингам)
| ||||||||||||
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
|
2015
|
2019
| |
Белгородская
область
|
95036
|
108098
|
6,83
|
21
|
27
|
38
|
21
|
27
|
38
|
63
|
15
|
17
|
25
|
36
|
83,4
|
82,4
|
163
|
337
|
21
|
17
|
60
|
45
|
41
|
31
|
Брянская
область
|
50641
|
53450
|
6,99
|
62
|
71
|
35
|
62
|
71
|
35
|
72
|
63
|
59
|
53
|
67
|
46,4
|
37,6
|
153
|
234
|
39
|
44
|
63
|
58
|
51
|
51
|
Владимирская
область
|
51030
|
66136
|
6,11
|
61
|
61
|
47
|
61
|
61
|
47
|
80
|
53
|
46
|
54
|
62
|
49,3
|
46,6
|
624
|
704
|
36
|
32
|
22
|
25
|
29
|
29
|
Воронежская
область
|
113475
|
128126
|
8,85
|
14
|
20
|
17
|
14
|
20
|
17
|
3
|
33
|
43
|
21
|
22
|
61,2
|
62,4
|
523
|
709
|
27
|
23
|
25
|
23
|
26
|
23
|
Ивановская
область
|
24882
|
37967
|
2,91
|
81
|
82
|
81
|
81
|
82
|
81
|
82
|
75
|
74
|
79
|
79
|
39,8
|
21,3
|
229
|
263
|
48
|
60
|
48
|
52
|
48
|
56
|
Калужская
область
|
91777
|
107608
|
11,48
|
24
|
29
|
5
|
24
|
29
|
5
|
31
|
37
|
25
|
22
|
28
|
31,2
|
28,6
|
520
|
602
|
53
|
50
|
26
|
28
|
40
|
39
|
Костромская
область
|
41881
|
41229
|
5,92
|
72
|
80
|
48
|
72
|
80
|
48
|
77
|
58
|
62
|
59
|
73
|
24,3
|
21,9
|
152
|
301
|
57
|
58
|
64
|
49
|
61
|
54
|
Курская
область
|
65920
|
131075
|
5,73
|
42
|
19
|
54
|
42
|
19
|
54
|
40
|
45
|
40
|
47
|
33
|
28,3
|
33,9
|
202
|
211
|
55
|
46
|
53
|
62
|
54
|
54
|
Липецкая
область
|
100377
|
135796
|
6,25
|
19
|
18
|
45
|
19
|
18
|
45
|
27
|
24
|
33
|
29
|
26
|
41,4
|
45,7
|
161
|
283
|
46
|
34
|
61
|
51
|
54
|
43
|
Московская
область
|
85764
|
136669
|
8,79
|
26
|
17
|
18
|
26
|
17
|
18
|
16
|
18
|
14
|
21
|
16
|
98,9
|
112,2
|
3895
|
5025
|
17
|
8
|
3
|
4
|
10
|
6
|
Орловская
область
|
62927
|
75870
|
5,65
|
47
|
50
|
56
|
47
|
50
|
56
|
17
|
50
|
52
|
51
|
40
|
32,0
|
23,8
|
111
|
130
|
51
|
56
|
69
|
73
|
60
|
65
|
Рязанская
область
|
47839
|
62251
|
7,64
|
63
|
65
|
25
|
63
|
65
|
25
|
34
|
48
|
47
|
45
|
49
|
28,5
|
26,1
|
263
|
400
|
54
|
52
|
44
|
40
|
49
|
46
|
Смоленская
область
|
57234
|
73893
|
5,53
|
54
|
52
|
59
|
54
|
52
|
59
|
45
|
51
|
51
|
55
|
49
|
22,6
|
16,9
|
187
|
242
|
60
|
64
|
56
|
56
|
58
|
60
|
Тамбовская
область
|
111365
|
119225
|
5,79
|
16
|
24
|
51
|
16
|
24
|
51
|
44
|
46
|
54
|
38
|
41
|
55,0
|
55,5
|
172
|
186
|
28
|
28
|
58
|
65
|
43
|
47
|
Тверская
область
|
56082
|
68183
|
4,14
|
57
|
58
|
75
|
57
|
58
|
75
|
59
|
55
|
50
|
62
|
56
|
54,1
|
54,0
|
366
|
578
|
29
|
29
|
35
|
30
|
32
|
30
|
Тульская
область
|
69953
|
120698
|
10,69
|
41
|
23
|
10
|
41
|
23
|
10
|
28
|
41
|
37
|
31
|
29
|
49,6
|
41,3
|
267
|
475
|
32
|
40
|
42
|
35
|
37
|
38
|
Ярославская
область
|
59317
|
71702
|
4,43
|
52
|
55
|
73
|
52
|
55
|
73
|
41
|
31
|
34
|
52
|
43
|
49,5
|
41,6
|
683
|
861
|
34
|
39
|
16
|
20
|
25
|
30
|
г.
Москва
|
125866
|
225904
|
5,20
|
13
|
8
|
65
|
13
|
8
|
65
|
65
|
4
|
4
|
27
|
26
|
31,8
|
12,0
|
5870
|
15550
|
52
|
69
|
1
|
1
|
27
|
35
|
Республика
Карелия
|
51865
|
78173
|
5,36
|
60
|
48
|
63
|
60
|
48
|
63
|
50
|
38
|
28
|
54
|
42
|
9,7
|
4,8
|
412
|
483
|
75
|
81
|
31
|
33
|
53
|
57
|
Республика
Коми
|
197456
|
138886
|
5,62
|
6
|
16
|
57
|
6
|
16
|
57
|
81
|
8
|
10
|
24
|
36
|
24,2
|
25,5
|
272
|
233
|
58
|
54
|
41
|
59
|
50
|
57
|
Архангельская
область
|
146111
|
166383
|
7,95
|
8
|
11
|
22
|
8
|
11
|
22
|
37
|
11
|
12
|
14
|
20
|
41,0
|
35,6
|
353
|
360
|
47
|
45
|
37
|
43
|
42
|
44
|
Вологодская
область
|
73245
|
169345
|
3,99
|
33
|
10
|
78
|
33
|
10
|
78
|
74
|
22
|
26
|
44
|
37
|
33,8
|
31,8
|
412
|
477
|
50
|
49
|
31
|
34
|
41
|
42
|
Калининградская
область
|
70953
|
102286
|
12,85
|
39
|
32
|
3
|
39
|
32
|
3
|
13
|
29
|
30
|
24
|
25
|
44,7
|
43,8
|
535
|
656
|
42
|
35
|
24
|
26
|
33
|
31
|
Ленинградская
область
|
127119
|
225110
|
5,69
|
11
|
9
|
55
|
11
|
9
|
55
|
23
|
14
|
15
|
27
|
16
|
42,6
|
66,9
|
635
|
1171
|
44
|
22
|
21
|
13
|
33
|
18
|
Мурманская
область
|
131399
|
230098
|
4,46
|
10
|
7
|
72
|
10
|
7
|
72
|
62
|
12
|
11
|
31
|
27
|
11,4
|
7,3
|
216
|
320
|
73
|
77
|
50
|
46
|
62
|
62
|
Новгородская
область
|
112340
|
74753
|
4,11
|
15
|
51
|
76
|
15
|
51
|
76
|
33
|
26
|
38
|
39
|
41
|
23,1
|
20,4
|
363
|
354
|
59
|
61
|
36
|
44
|
48
|
53
|
Псковская
область
|
42179
|
53359
|
4,04
|
70
|
72
|
77
|
70
|
72
|
77
|
75
|
65
|
63
|
71
|
70
|
17,6
|
11,9
|
372
|
427
|
66
|
71
|
34
|
36
|
50
|
54
|
г.
Санкт-Петербург
|
92811
|
128125
|
7,56
|
23
|
21
|
26
|
23
|
21
|
26
|
20
|
7
|
7
|
19
|
16
|
75,8
|
32,2
|
3170
|
6105
|
22
|
48
|
4
|
3
|
13
|
26
|
Республика
Адыгея
|
34988
|
92350
|
5,88
|
76
|
38
|
49
|
76
|
38
|
49
|
76
|
72
|
69
|
66
|
61
|
9,5
|
5,4
|
82
|
144
|
77
|
80
|
74
|
71
|
76
|
76
|
Республика
Калмыкия
|
59380
|
58975
|
10,99
|
51
|
66
|
8
|
51
|
66
|
8
|
61
|
73
|
61
|
44
|
63
|
8,5
|
8,0
|
40
|
45
|
78
|
75
|
77
|
78
|
78
|
77
|
Республика
Крым
|
25023
|
104497
|
1,28
|
80
|
30
|
82
|
80
|
30
|
82
|
6
|
79
|
76
|
80
|
37
|
71,1
|
77,9
|
1626
|
2380
|
24
|
21
|
6
|
5
|
15
|
13
|
Краснодарский
край
|
107029
|
77649
|
9,70
|
18
|
49
|
12
|
18
|
49
|
12
|
38
|
30
|
39
|
20
|
42
|
174,3
|
199,0
|
5560
|
8299
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
Астраханская
область
|
110955
|
94718
|
10,77
|
17
|
36
|
9
|
17
|
36
|
9
|
58
|
42
|
19
|
23
|
38
|
21,0
|
16,8
|
208
|
261
|
62
|
65
|
51
|
53
|
57
|
59
|
Волгоградская
область
|
78455
|
79819
|
5,54
|
31
|
46
|
58
|
31
|
46
|
58
|
46
|
47
|
49
|
45
|
47
|
84,6
|
78,9
|
513
|
707
|
20
|
20
|
27
|
24
|
24
|
22
|
Ростовская
область
|
72997
|
67373
|
11,88
|
34
|
59
|
4
|
34
|
59
|
4
|
64
|
49
|
48
|
29
|
57
|
120,4
|
62,0
|
883
|
1277
|
10
|
25
|
13
|
11
|
12
|
18
|
г.
Севастополь
|
16088
|
96427
|
7,47
|
82
|
35
|
27
|
82
|
35
|
27
|
18
|
80
|
64
|
63
|
39
|
7,5
|
5,5
|
301
|
240
|
80
|
79
|
40
|
57
|
60
|
68
|
Республика
Дагестан
|
65791
|
72543
|
8,89
|
44
|
53
|
16
|
44
|
53
|
16
|
43
|
71
|
78
|
44
|
58
|
18,1
|
17,8
|
137
|
168
|
65
|
63
|
66
|
67
|
66
|
65
|
Республика
Ингушетия
|
42190
|
47556
|
18,42
|
69
|
78
|
1
|
69
|
78
|
1
|
22
|
82
|
82
|
51
|
61
|
13,6
|
13,7
|
4
|
9
|
71
|
66
|
82
|
82
|
77
|
74
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
32883
|
50843
|
7,00
|
78
|
74
|
34
|
78
|
74
|
34
|
73
|
78
|
80
|
63
|
76
|
12,2
|
9,3
|
105
|
162
|
72
|
74
|
72
|
69
|
72
|
72
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
41944
|
48515
|
9,09
|
71
|
76
|
15
|
71
|
76
|
15
|
47
|
77
|
79
|
54
|
67
|
8,1
|
6,2
|
193
|
105
|
79
|
78
|
54
|
74
|
67
|
76
|
Республика
Северная Осетия – Алания
|
36134
|
47035
|
14,39
|
75
|
79
|
2
|
75
|
79
|
2
|
36
|
74
|
75
|
50
|
63
|
17,6
|
12,0
|
49
|
86
|
66
|
69
|
76
|
76
|
71
|
73
|
Чеченская
Республика
|
42572
|
56309
|
5,15
|
68
|
68
|
67
|
68
|
68
|
67
|
15
|
81
|
81
|
72
|
55
|
0,0
|
11,1
|
33
|
98
|
82
|
72
|
79
|
75
|
81
|
74
|
Ставропольский
край
|
45081
|
64305
|
7,41
|
65
|
64
|
28
|
65
|
64
|
28
|
60
|
62
|
66
|
52
|
63
|
75,0
|
80,1
|
849
|
1124
|
23
|
19
|
14
|
14
|
19
|
17
|
Республика
Башкортостан
|
78046
|
79639
|
8,79
|
32
|
47
|
19
|
32
|
47
|
19
|
52
|
39
|
41
|
30
|
47
|
208,6
|
200,5
|
892
|
1285
|
1
|
1
|
12
|
10
|
7
|
6
|
Республика
Марий Эл
|
58737
|
39221
|
5,18
|
53
|
81
|
66
|
53
|
81
|
66
|
68
|
57
|
65
|
59
|
71
|
20,7
|
21,6
|
111
|
142
|
63
|
59
|
69
|
72
|
66
|
66
|
Республика
Мордовия
|
65272
|
65825
|
5,40
|
45
|
62
|
61
|
45
|
62
|
61
|
66
|
61
|
60
|
56
|
63
|
21,2
|
24,3
|
102
|
150
|
61
|
55
|
73
|
70
|
67
|
63
|
Республика
Татарстан
|
159800
|
164285
|
9,84
|
7
|
12
|
11
|
7
|
12
|
11
|
9
|
13
|
13
|
10
|
11
|
164,4
|
152,0
|
1782
|
2335
|
5
|
6
|
5
|
6
|
5
|
6
|
Удмуртская
Республика
|
53942
|
66825
|
5,78
|
59
|
60
|
52
|
59
|
60
|
52
|
69
|
35
|
35
|
49
|
55
|
64,5
|
61,4
|
265
|
410
|
25
|
26
|
43
|
37
|
34
|
32
|
Чувашская
Республика
|
45036
|
52123
|
7,19
|
66
|
73
|
30
|
66
|
73
|
30
|
55
|
69
|
71
|
55
|
66
|
45,8
|
32,6
|
237
|
306
|
40
|
47
|
47
|
48
|
44
|
48
|
Пермский
край
|
85826
|
111745
|
6,96
|
25
|
26
|
36
|
25
|
26
|
36
|
56
|
21
|
22
|
27
|
35
|
121,3
|
110,8
|
642
|
754
|
9
|
9
|
20
|
21
|
15
|
15
|
Кировская
область
|
42862
|
56031
|
5,27
|
67
|
69
|
64
|
67
|
69
|
64
|
49
|
64
|
67
|
65
|
62
|
52,1
|
51,3
|
249
|
319
|
31
|
31
|
45
|
47
|
38
|
39
|
Нижегородская
область
|
71991
|
91183
|
6,35
|
37
|
39
|
42
|
37
|
39
|
42
|
32
|
36
|
31
|
38
|
34
|
121,4
|
104,7
|
1089
|
1269
|
8
|
12
|
8
|
12
|
8
|
12
|
Оренбургская
область
|
84709
|
108028
|
8,25
|
29
|
28
|
20
|
29
|
28
|
20
|
39
|
25
|
23
|
25
|
30
|
89,8
|
86,4
|
373
|
408
|
19
|
16
|
33
|
38
|
26
|
27
|
Пензенская
область
|
65852
|
68931
|
7,11
|
43
|
57
|
31
|
43
|
57
|
31
|
70
|
54
|
56
|
43
|
61
|
49,5
|
41,7
|
137
|
295
|
34
|
38
|
66
|
50
|
50
|
44
|
Самарская
область
|
94376
|
90408
|
7,10
|
22
|
40
|
32
|
22
|
40
|
32
|
30
|
23
|
27
|
26
|
32
|
103,4
|
93,6
|
662
|
1019
|
14
|
13
|
17
|
16
|
16
|
15
|
Саратовская
область
|
56270
|
69056
|
6,92
|
56
|
56
|
37
|
56
|
56
|
37
|
78
|
56
|
58
|
50
|
64
|
62,2
|
59,0
|
329
|
484
|
26
|
27
|
38
|
32
|
32
|
30
|
Ульяновская
область
|
63060
|
58357
|
7,73
|
46
|
67
|
23
|
46
|
67
|
23
|
53
|
59
|
57
|
43
|
59
|
45,5
|
43,7
|
225
|
397
|
41
|
36
|
49
|
41
|
45
|
39
|
Курганская
область
|
32156
|
48425
|
3,63
|
79
|
77
|
79
|
79
|
77
|
79
|
79
|
66
|
70
|
75
|
75
|
43,4
|
39,3
|
149
|
174
|
43
|
42
|
65
|
66
|
54
|
54
|
Свердловская
область
|
80847
|
104423
|
4,70
|
30
|
31
|
70
|
30
|
31
|
70
|
67
|
19
|
20
|
40
|
39
|
187,8
|
184,6
|
1160
|
1624
|
2
|
3
|
7
|
8
|
5
|
6
|
Тюменская
область
|
489902
|
567166
|
6,48
|
2
|
1
|
41
|
2
|
1
|
41
|
25
|
2
|
2
|
15
|
9
|
146,8
|
153,6
|
1054
|
1656
|
6
|
5
|
9
|
7
|
8
|
6
|
Челябинская
область
|
62086
|
86156
|
7,07
|
49
|
44
|
33
|
49
|
44
|
33
|
42
|
32
|
42
|
38
|
43
|
144,5
|
146,9
|
849
|
991
|
7
|
7
|
14
|
18
|
11
|
13
|
Республика
Алтай
|
56824
|
98336
|
9,35
|
55
|
33
|
14
|
55
|
33
|
14
|
14
|
70
|
73
|
46
|
40
|
10,9
|
10,2
|
183
|
227
|
74
|
73
|
57
|
60
|
66
|
67
|
Республика
Бурятия
|
41130
|
53674
|
11,22
|
73
|
70
|
6
|
73
|
70
|
6
|
4
|
67
|
77
|
49
|
50
|
20,7
|
19,0
|
35
|
41
|
63
|
62
|
78
|
79
|
71
|
71
|
Республика
Тыва
|
55828
|
64786
|
5,39
|
58
|
63
|
62
|
58
|
63
|
62
|
12
|
76
|
36
|
65
|
37
|
34,6
|
26,2
|
157
|
188
|
49
|
51
|
62
|
64
|
56
|
58
|
Республика
Хакасия
|
32988
|
49621
|
4,22
|
77
|
75
|
74
|
77
|
75
|
74
|
26
|
40
|
72
|
64
|
58
|
166,7
|
170,6
|
661
|
727
|
4
|
4
|
18
|
22
|
11
|
13
|
Алтайский
край
|
138636
|
148596
|
11,01
|
9
|
15
|
7
|
9
|
15
|
7
|
21
|
68
|
8
|
28
|
15
|
111,4
|
105,3
|
644
|
862
|
11
|
11
|
19
|
19
|
15
|
15
|
Забайкальский
край
|
85372
|
150011
|
6,75
|
27
|
14
|
40
|
27
|
14
|
40
|
19
|
60
|
16
|
42
|
16
|
96,4
|
92,1
|
973
|
1009
|
18
|
14
|
10
|
17
|
14
|
16
|
Красноярский
край
|
62643
|
111755
|
6,18
|
48
|
25
|
46
|
48
|
25
|
46
|
35
|
9
|
44
|
34
|
35
|
99,0
|
80,3
|
486
|
587
|
16
|
18
|
30
|
29
|
23
|
24
|
Иркутская
область
|
59698
|
88733
|
7,70
|
50
|
43
|
24
|
50
|
43
|
24
|
24
|
20
|
32
|
31
|
33
|
107,7
|
110,4
|
560
|
1115
|
12
|
10
|
23
|
15
|
18
|
13
|
Кемеровская
область
|
47626
|
88970
|
6,30
|
64
|
42
|
44
|
64
|
42
|
44
|
71
|
44
|
45
|
51
|
53
|
99,6
|
62,3
|
489
|
502
|
15
|
24
|
29
|
31
|
22
|
28
|
Новосибирская
область
|
97575
|
89223
|
6,83
|
20
|
41
|
39
|
20
|
41
|
39
|
51
|
28
|
21
|
29
|
38
|
49,6
|
46,1
|
110
|
227
|
32
|
33
|
71
|
60
|
52
|
47
|
Омская
область
|
36945
|
72240
|
6,31
|
74
|
54
|
43
|
74
|
54
|
43
|
5
|
43
|
68
|
53
|
42
|
41,7
|
37,8
|
325
|
407
|
45
|
43
|
39
|
39
|
42
|
41
|
Томская
область
|
206651
|
393136
|
5,76
|
5
|
5
|
53
|
5
|
5
|
53
|
1
|
17
|
6
|
25
|
4
|
47,2
|
43,6
|
191
|
201
|
38
|
37
|
55
|
63
|
47
|
50
|
Республика
Саха (Якутия)
|
70291
|
81550
|
4,95
|
40
|
45
|
69
|
40
|
45
|
69
|
11
|
6
|
55
|
38
|
37
|
48,0
|
41,1
|
205
|
258
|
37
|
41
|
52
|
54
|
45
|
48
|
Камчатский
край
|
72151
|
150511
|
5,80
|
35
|
13
|
50
|
35
|
13
|
50
|
29
|
10
|
9
|
32
|
17
|
15,1
|
12,8
|
133
|
165
|
69
|
67
|
68
|
68
|
69
|
68
|
Приморский
край
|
72085
|
94433
|
3,34
|
36
|
37
|
80
|
36
|
37
|
80
|
57
|
27
|
24
|
48
|
39
|
105,4
|
90,6
|
959
|
1328
|
13
|
15
|
11
|
9
|
12
|
12
|
Хабаровский
край
|
85308
|
122473
|
5,44
|
28
|
22
|
60
|
28
|
22
|
60
|
10
|
16
|
18
|
35
|
17
|
53,6
|
53,3
|
490
|
646
|
30
|
30
|
28
|
27
|
29
|
29
|
Амурская
область
|
126537
|
429416
|
4,97
|
12
|
4
|
68
|
12
|
4
|
68
|
8
|
34
|
29
|
38
|
14
|
24,5
|
25,6
|
240
|
364
|
56
|
53
|
46
|
42
|
51
|
48
|
Магаданская
область
|
412113
|
254437
|
7,20
|
3
|
6
|
29
|
3
|
6
|
29
|
7
|
5
|
5
|
12
|
6
|
9,6
|
7,9
|
65
|
70
|
76
|
76
|
75
|
77
|
76
|
77
|
Сахалинская
область
|
494963
|
473876
|
9,50
|
1
|
3
|
13
|
1
|
3
|
13
|
54
|
1
|
1
|
5
|
19
|
15,3
|
23,2
|
166
|
248
|
68
|
57
|
59
|
55
|
64
|
56
|
Еврейская
автономная область
|
71826
|
97354
|
4,66
|
38
|
34
|
71
|
38
|
34
|
71
|
48
|
52
|
53
|
54
|
45
|
15,0
|
12,4
|
31
|
38
|
70
|
68
|
80
|
80
|
75
|
74
|
Чукотский
автономный округ
|
290634
|
518386
|
8,15
|
4
|
2
|
21
|
4
|
2
|
21
|
2
|
3
|
3
|
9
|
2
|
3,9
|
4,3
|
10
|
28
|
81
|
82
|
81
|
81
|
81
|
82
|
Таблица 4
Рейтинг регионов РФ по маркетинговой привлекательности
Субъект
РФ
|
Рейтинг регионов по интегральной маркетинговой привлекательности
| |
2015
|
2019
| |
Тюменская
область
|
2
|
1
|
Республика
Татарстан
|
1
|
2
|
Республика
Саха (Якутия)
|
17
|
3
|
Красноярский
край
|
8
|
4
|
Краснодарский
край
|
3
|
5
|
Свердловская
область
|
5
|
6
|
Иркутская
область
|
22
|
6
|
г.
Санкт-Петербург
|
6
|
8
|
Московская
область
|
10
|
9
|
Новосибирская
область
|
7
|
10
|
Самарская
область
|
4
|
11
|
Калининградская
область
|
8
|
12
|
Хабаровский
край
|
23
|
13
|
Оренбургская
область
|
15
|
14
|
Амурская
область
|
42
|
15
|
Ленинградская
область
|
26
|
16
|
Пермский
край
|
13
|
17
|
Воронежская
область
|
19
|
18
|
Нижегородская
область
|
21
|
19
|
Сахалинская
область
|
14
|
20
|
Республика
Башкортостан
|
12
|
21
|
Челябинская
область
|
11
|
22
|
г.
Москва
|
26
|
23
|
Приморский
край
|
31
|
24
|
Липецкая
область
|
30
|
25
|
Ярославская
область
|
29
|
26
|
Белгородская
область
|
20
|
27
|
Республика
Крым
|
73
|
28
|
Республика
Бурятия
|
49
|
29
|
Ростовская
область
|
18
|
30
|
Республика
Алтай
|
44
|
31
|
Кемеровская
область
|
33
|
32
|
Чукотский
автономный округ
|
51
|
33
|
Калужская
область
|
16
|
34
|
Томская
область
|
28
|
35
|
Курская
область
|
40
|
36
|
Вологодская
область
|
35
|
37
|
Забайкальский
край
|
47
|
38
|
Магаданская
область
|
50
|
39
|
Ставропольский
край
|
39
|
40
|
Удмуртская
Республика
|
32
|
41
|
Архангельская
область
|
38
|
42
|
Республика
Хакасия
|
59
|
42
|
г.
Севастополь
|
74
|
44
|
Омская
область
|
25
|
45
|
Тульская
область
|
37
|
46
|
Камчатский
край
|
54
|
46
|
Тамбовская
область
|
41
|
48
|
Новгородская
область
|
36
|
49
|
Астраханская
область
|
24
|
50
|
Республика
Тыва
|
67
|
50
|
Рязанская
область
|
48
|
52
|
Тверская
область
|
61
|
52
|
Алтайский
край
|
60
|
54
|
Волгоградская
область
|
51
|
55
|
Владимирская
область
|
55
|
56
|
Республика
Коми
|
34
|
56
|
Республика
Ингушетия
|
64
|
58
|
Мурманская
область
|
56
|
59
|
Ульяновская
область
|
45
|
60
|
Чеченская
Республика
|
65
|
61
|
Республика
Карелия
|
69
|
62
|
Саратовская
область
|
43
|
63
|
Чувашская
Республика
|
46
|
64
|
Республика
Марий Эл
|
57
|
65
|
Кировская
область
|
62
|
66
|
Пензенская
область
|
53
|
67
|
Смоленская
область
|
62
|
68
|
Орловская
область
|
72
|
69
|
Псковская
область
|
77
|
69
|
Еврейская
автономная область
|
81
|
71
|
Республика
Адыгея
|
76
|
72
|
Республика
Дагестан
|
58
|
73
|
Республика
Калмыкия
|
68
|
74
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
79
|
75
|
Костромская
область
|
66
|
76
|
Республика
Мордовия
|
70
|
77
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
80
|
78
|
Курганская
область
|
78
|
79
|
Республика
Северная Осетия – Алания
|
75
|
80
|
Брянская
область
|
71
|
81
|
Ивановская
область
|
82
|
82
|
В процессе оценки были выявлены субъекты РФ, являющиеся лидерами в координатах привлекательности для каждой группы потребителей территориальных ресурсов (табл. 5).
Таблица 5
Топ-15 российских регионов по целевым аудиториям маркетинговой привлекательности
Топ-15
по привлекательности для населения
|
Топ-15
по привлекательности для бизнеса
|
Топ-15
по привлекательности для туристов и визитеров
| ||||||
Регион РФ
|
2015
|
2019
|
Регион РФ
|
2015
|
2019
|
Регион РФ
|
2015
|
2019
|
Томская
область
|
7
|
1
|
Чукотский
автономный округ
|
2
|
1
|
Краснодарский
край
|
1
|
1
|
Краснодарский
край
|
9
|
2
|
Республика
Саха (Якутия)
|
17
|
2
|
Республика
Башкортостан
|
4
|
2
|
Республика
Алтай
|
16
|
3
|
Магаданская
область
|
4
|
3
|
Свердловская
область
|
2
|
2
|
Свердловская
область
|
2
|
4
|
Тюменская
область
|
6
|
4
|
Московская
область
|
7
|
4
|
Республика
Татарстан
|
1
|
5
|
Республика
Татарстан
|
3
|
5
|
Республика
Татарстан
|
3
|
4
|
Тюменская
область
|
3
|
6
|
Амурская
область
|
34
|
6
|
Тюменская
область
|
5
|
4
|
Иркутская
область
|
5
|
7
|
Красноярский
край
|
22
|
7
|
Нижегородская
область
|
6
|
7
|
Алтайский
край
|
8
|
8
|
Московская
область
|
9
|
8
|
Приморский
край
|
11
|
7
|
Калининградская
область
|
4
|
9
|
Ленинградская
область
|
19
|
8
|
Челябинская
область
|
8
|
9
|
г.
Санкт-Петербург
|
12
|
10
|
г.
Санкт-Петербург
|
7
|
10
|
Новосибирская
область
|
18
|
9
|
Республика
Ингушетия
|
40
|
11
|
Иркутская
область
|
40
|
11
|
Республика
Крым
|
15
|
11
|
Омская
область
|
37
|
12
|
Хабаровский
край
|
32
|
12
|
Алтайский
край
|
9
|
11
|
Сахалинская
область
|
12
|
13
|
Камчатский
край
|
30
|
13
|
Самарская
область
|
17
|
13
|
Самарская
область
|
5
|
14
|
Сахалинская
область
|
1
|
14
|
Пермский
край
|
14
|
14
|
Ростовская
область
|
38
|
15
|
Архангельская
область
|
5
|
15
|
Красноярский
край
|
15
|
14
|
Как показал анализ, позиции регионов в рейтинге остаются относительно стабильными по большинству сравниваемых объектов. Регионами, улучшившими свои позиции в рейтинге на 10 пунктов и более, стали Республика Крым, г. Севастополь, Амурская область, Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, Республика Хакасия и Республика Тыва, Иркутская область. Республики Саха (Якутия) и Алтай, Магаданская область, Хабаровский край, Ленинградская область, Еврейская автономная область.
Как правило, рейтинги по частным и интегральному показателям маркетинговой привлекательности не совпадают, что свидетельствует о сложности развития разных направлений позиционирования. Следовательно, целесообразно типизировать регионы по их целевой направленности с точки зрения привлекательности для различных аудиторий и разрабатывать на данной основе институциональную базу маркетинга и брендинга территорий, а также учитывать ее при корректировке стратегии социально-экономического развития.
Заключение
В результате систематизации подходов к оценке конкурентоспособности регионов обосновано, что маркетинговый подход является наиболее точным по сравнению с институционально-ресурсным, инновационно-креативным, предпринимательско-отраслевым и адаптивным, поскольку рассматривает территорию как объект развития конкурентных преимуществ, ориентированных на разные целевые аудитории, и его можно трактовать как подход, интегрирующий ключевые аспекты всех имеющихся концепций региональной конкурентоспособности.
В рамках развития маркетинговой концепции региональной конкурентоспособности предложена авторская методика оценки интегральной привлекательности территории, под которой автор понимает меру ее способности привлекать и удерживать население, бизнес, туристов. В основу методики положена методология оценки рейтинга, поскольку она позволяет интегрировать показатели, имеющие различные единицы измерения. Частные показатели, составляющие рейтинг привлекательности региона для населения, инвесторов, туристов, приведены к удельному виду, что позволяет учитывать разницу в относительном размере территориальных образований.
Апробация методики на российских регионах позволила определить лидирующие по привлекательности раздельно для населения, инвесторов и туристов регионы. Отмечено малое количество регионов, способных сформировать аттрактивные ресурсы для трех рассматриваемых типов аудиторий. Из этого следует вывод о возможной нецелесообразности повсеместного использования интегрирующего различные аудитории подхода к маркетингу территорий и необходимости рассмотрения целевого маркетинга как инструмента регионального развития.
Предлагаемая методика дает возможность отслеживать позиции региона в структуре спроса на территории, предъявляемого со стороны населения, бизнеса, туризма. Оценка может быть проведена в динамике, что позволяет дополнить существующие измерения эффективности предпринимаемых мер по продвижению региональных ценностей и скорректировать региональные стратегии.
Ограничения применения предложенной методики связаны с трудностью сопоставления оценок маркетинговой привлекательности российских регионов и регионов других стран в силу существующих различий в собираемых статистических данных. Направления совершенствования методики связаны с расширением собираемых Росстатом данных в разрезе регионов. Вектор дальнейших исследований лежит в плоскости формирования дифференцированных по целевым аудиториям стратегий маркетинга и брендинга регионов.
Источники:
2. Волошин А.В., Александров Ю.Л., Шестов С.Н., Белоногова Е.В. Конкурентоспособность региона как предмет исследования экономической науки // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10-1. – c. 113-118.
3. Данилов Н.А. Маркетинговый потенциал региона. Предпосылки формирования маркетингового потенциала // Вопросы управления. – 2018. – № 3 (33). – c. 66-69.
4. Золотухина А.В., Карачурина Г.Г., Путенихина Е.В. Инновационная конкурентоспособность региона и ее влияние на устойчивость экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 21. – c. 29-34.
5. Куликова Е.С., и Дурандина О.А. Оценка маркетингового потенциала территории как основа устойчивого развития региона на примере Свердловской области // Муниципалитет: экономика и управление. – 2017. – № 4 (21). – c. 10-21.
6. Новикова И.А. Развитие точек роста региональной конкурентоспособности // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 1. – c. 101-105.
7. Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. Креативный потенциал как основа инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 235-254.
8. Султанова Л.Ф. Условия и факторы, влияющие на конкурентоспособность региона как целостной социально-экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2018. – № 2 (140). – c. 22-26.
9. Фролов Д. П. Маркетинговая парадигма регионального развития. / монография. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. – 157 c.
10. Хабекиров Б.Т. Методологические подходы и инструменты управления конкурентоспособностью экономики регионов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2017. – № 1. – c. 55-60.
11. Чайникова Л.Н. Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью регион // Управленческие науки. – 2012. – № 4. – c. 60-65.
12. Щетинина Е.Д., Кондрашов И.Б. Нематериальные активы региона: сущность, роль и функции в системе управления региональной конкурентоспособностью // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2016. – № 12. – c. 245-251.
13. Amajid G., Souaf M., El Wazani Y. Territorial marketing and its effects on Development, aproach from the literature // Revue Marocaine de recherche en management et marketing. – 2016. – № 13. – p. 111-129.
14. Bose S., Roy S.K., Tiwari A.K. Measuring customer-based place brand equity (CBPBE): an investment attractiveness perspective // Journal of strategic marketing. – 2016. – № 7. – p. 617-634.
15. Chan C.-S., Peters M., Marafa L.M. An assessment of place brand potential: familiarity, favourability and uniqueness // Journal of Place Management and Development. – 2016. – № 3. – p. 269-288.
16. Hatem F. Le marketing territorial. Principes, méthodes et pratiques. - Editions EMS, 2007.
17. Ingallina P. L’attractivite des territories. - L’attractivite des territoires, regards croises, 2007. – 9–18 p.
18. Kavaratzis M., Hatch M.J. The dynamics of place brands: An identity-based approach to place branding theory // Marketing theory. – 2013. – № 1. – p. 69-86.
19. Kavaratzis M., Hatch M.J. The Elusive Destination Brand and the ATLAS Wheel of Place Brand Management // Journal of travel research. – 2019. – № 60(1). – p. 3-15.
20. Kotler P., Gertner D. Country as brand, product, and beyound: A place marketing and brand management perspective // Special Issue Brand Management. – 2002. – № 4-5. – p. 249-261.
21. Kotler, Ph. (1999). Marketing places Europe: How to attract investments, industries residents and visitors to cities, communities, regions and nations in Europe / Ph. Kotler, C. Asplund, I. Rein, D.H. Haider. Pearson Education, Harlow
22. Kozlova N.V., Sevryugina N.S., Schetinina E.D. Conceptual approaches to the mechanism of the formation of the model of the recreational territorial zoning // World Applied Sciences Journal. – 2013. – № 1. – p. 78-82.
23. Malecki E. J. Cities and regions competing in the global economy: Knowledge and local development policies // Environment and Planning C: Government and policy. – 2007. – № 25(5). – p. 638-654.
24. Meyronin, B. (2012). Le marketing territorial: enjeux et pratiques. (Vuibert, Ed.) (2e ed.). 2012
25. Ward S.V. Selling Places: The marketing and promotion of towns and cities 1850-2000. - E & FN Spon, London, 1998.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 15:22:57