Методика оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнёрства

Грачева М.Л.1
1 Ивановский государственный химико-технологический университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 3 (Март 2015)

Цитировать:
Грачева М.Л. Методика оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнёрства // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 3. – С. 355-364. – doi: 10.18334/ce.9.3.172.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23295042
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования существующих подходов к оценке инвестиционной привлекательности инновационных проектов и разработанная автором методика оценки инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнёрства.

Ключевые слова: инновации, государственно-частное партнерство, проект, инвестиционная привлекательность



Важнейшую роль в решении задачи инновационного обновления российской экономики должны играть финансово-инвестиционные механизмы государственно-частного партнёрства (ГЧП). Это утверждение обосновано, прежде всего, включённостью как государственных, так и частных инвестиционных источников в действующий механизм финансирования инновационной деятельности. В свою очередь необходимость активизации участия инновационно-активных предприятий в механизмах ГЧП актуализирует задачу оценки целесообразности реализации того или иного инновационного проекта в формате предложенных моделей государственно-частного партнёрства. По нашему мнению, методическую основу подобных оценок должны формировать показатели инвестиционной привлекательности соответствующих проектов.

Семантика словосочетания «инвестиционная привлекательность» позволяет в наиболее общем плане трактовать его как заманчивость того или иного объекта с точки зрения вложения инвестиций. Существуют различные точки зрения относительно составляющих элементов инвестиционной привлекательности, однако совокупность таких элементов определяется особенностями того или иного объекта инвестирования. В целях проводимого нами исследования необходимо конкретизировать особенности проектов ГЧП в сфере трансфера инноваций.

Так, А.К. Захаров в своём исследовании [2] выделяет такие критерии привлекательности инновационных проектов, как:

¾ научно-технический уровень создаваемого результата по сравнению с имеющимися аналогами и уровень технической реализуемости (с учетом сроков реализации);

¾ конкурентоспособность результата;

¾ сложность внедрения;

¾ стадия разработки инновационного проекта;

¾ возможность использования и степень использования собственных интеллектуальных ресурсов компании;

¾ возможность усиления ключевых компетенций научного комплекса компании в результате выполнения инновационного проекта;

¾ правовая защита, возможности и перспективы коммерциализации результатов инновационного проекта;

¾ уровень рисков инновационного проекта;

¾ срок окупаемости инновационного проекта;

¾ финансовые показатели инновационного проекта.

По нашему мнению перечисленные критерии отбора инновационных проектов не в полной мере отражают их инвестиционную привлекательность и нуждаются в определённой систематизации. В рассматриваемом нами аспекте оценка инвестиционной привлекательности ГЧП должна давать ответ на два вопроса:

¾ Привлекателен ли проект ГЧП для государства?

¾ Привлекательны ли для инвестора условия проектов государственно-частного партнёрства в данной отрасли?

По нашему мнению, особенности инновационного проекта, рассматриваемого в качестве объекта инвестирования в рамках модели ГЧП, формируются следующими аспектами:

¾ Привлекательность конкретного инновационного проекта с точки зрения приоритетов государственной научно-технической политики. Так, согласно Указу Президента РФ [1] к приоритетным направлением развития науки, технологий и техники относятся безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Данный критерий позволяет оценить предполагаемую интенсивность государственной поддержки того или иного инновационного проекта.

¾ Доходность инвестиций в рассматриваемый инновационный проект, которая для частного инвестора характеризуется традиционными показателями чистого приведённого дохода, срока окупаемости, индекса доходности, внутренней нормы рентабельности, а для публичного инвестора – показателями бюджетной эффективности инвестиций. Критерий доходности позволяет оценить целесообразность вложений в тот или иной инновационный проект вне зависимости от реализации схемы государственно-частного партнёрства.

¾ Уровень риска реализации инновационного проекта, который в значительной степени определяет ожидания инвестора относительно доходности вложений в тот или иной инновационный проект. Данный критерий важен как для частного инвестора, так и для публичного, поскольку степень риска существенно влияет на показатели эффективности инвестиций.

Имея возможность выбора того или иного проекта ГЧП потенциальный частный инвестор, очевидно, должен оценить и сравнить их инвестиционную привлекательность. Для того чтобы определить весомость данных факторов при формировании интегральной модели оценки инвестиционной привлекательности проектов ГЧП нами исследованы экспертные оценки специалистов в сфере государственного управления ЖКХ [5]. Причиной выбора сферы опроса послужил тот факт, что в данной отрасли накоплен наиболее богатый опыт разработки и реализации проектов государственно-частного партнёрства. Результаты опроса показали, что эксперты в числе наиболее значимых факторов выделили следующие:

¾ срок действия соглашения;

¾ объём частных инвестиций в соответствии с установленной инвестиционной программой;

¾ размер концессионной (лицензионной) платы;

¾ коммерческая эффективность инвестиций;

¾ технико-экономические показатели объекта соглашения;

¾ финансовое состояние объекта ГЧП.

Учитывая тот факт, что инновационные проекты могут осуществляться в различных отраслях народного хозяйства, указанный перечень параметров следует дополнить рядом показателей, отражающих инвестиционную привлекательность того или иного отраслевого комплекса. Конкретизируя соответствующие количественные и качественные характеристики инвестиционной привлекательности проектов ГЧП в инновационной сфере, мы будем придерживаться концептуальных основ методики, предложенной В.И. Перцуховым [4]. По его мнению инвестиционную привлекательность объекта следует рассматривать в разрезе трёх показателей приоритета для потенциального инвестора:

¾ экономический рост – характеризует особенности социально-экономического развития объекта инвестирования;

¾ доходность – характеризует эффективность функционирования объекта инвестирования;

¾ риск – характеризует степень изменчивости основных параметров развития объекта инвестирования, стимулирующих инвестиционную активность.

Каждый из указанных параметров инвестиционной привлекательности представляет собой интегральный показатель, исчисляемый на основе использования ряда частных критериев. Взяв за основу предложенную В.И. Перцуховым градацию индикаторов, мы адаптировали эту систему показателей к условиям проектов ГЧП в сфере инновационной деятельности. Предложенная нами методика оценки инвестиционной привлекательности проектов ГЧП в сфере инноваций основана на группировке индикаторов по следующим параметрам:

¾ привлекательность отраслевого комплекса:

¾ удельный вес произведённой в отрасли продукции в ВВП (ВРП);

¾ удельный вес объёма капитальных вложений в отрасль в общем объёме капитальных вложений по РФ (по региону);

¾ удельный вес объёма финансовых вложений предприятий отрасли в совокупном объёме финансовых вложений предприятий по РФ (по региону);

¾ коэффициент рентабельности активов в среднем по отрасли;

¾ коэффициент рентабельности продукции в среднем по отрасли;

¾ привлекательность условий конкретного проекта ГЧП:

¾ объём частных инвестиций в соответствии с установленной инвестиционной программой;

¾ размер концессионной (лицензионной) платы;

¾ чистый приведённый доход от реализации проекта;

¾ внутренняя норма рентабельности инвестиций в проект;

¾ оценка кредитоспособности (вероятности банкротства) основных потребителей.

¾ интенсивность государственной поддержки:

¾ удельный вес государственных капитальных вложений в совокупном объёме капитальных вложений в соответствующей сфере науки;

¾ удельный вес государственных инвестиций в рамках государственных целевых программ, связанных с финансированием инвестиционных проектов в соответствующей сфере науки.

В процессе оценки инвестиционной привлекательности необходимо использовать обоснованный алгоритм расчёта, позволяющий представить различные индикаторы в качестве интегрального показателя. Иллюстрация содержания основных этапов предложенной методики оценки инвестиционной привлекательности проектов ГЧП представлена на рис. 1.

Расчет интегрального инвестиционной привлекательности проекта рекомендуется производить по формуле средне взвешенной арифметической:

(1)

где - значение критерия привлекательности отраслевого комплекса; - значение критерия привлекательности условий проекта; - значение критерия интенсивности государственной поддержки; - коэффициенты весомости соответствующих критериев.

В основе количественной оценки каждого критерия лежит расчёт относительных балльных показателей: по каждому критерию из ряда сравниваемых проектов выбирается показатель с максимальным значением, которому присваивается уровень в 10 баллов. Балльная величина по остальным проектам определяется пропорционально установленному максимуму:

(2)

где Б – относительная оценка критерия в баллах; сi – фактическое значение критерия для i-ого проекта; сmax – максимальное фактическое значение данного критерия среди сравниваемых проектов.

Критерий привлекательности отраслевого комплекса определится как:

(3)

где IAI1 – относительный показатель удельного веса произведённой в отрасли продукции в ВВП (в ВРП); IAI 2 – относительный показатель удельного веса объёма капитальных вложений в отрасль в общем объёме капитальных вложений по РФ (по региону); IAI 3 – относительный показатель удельного веса объёма финансовых вложений предприятий отрасли в совокупном объёме финансовых вложений предприятий по РФ (по региону); IAI 4 – относительный показатель коэффициента рентабельности активов в среднем по отрасли; IAI 5 – относительный показатель коэффициента рентабельности продукции в среднем по отрасли; - коэффициенты весомости соответствующих критериев.

Критерий привлекательности условий проекта определится как:

(4)

где IAP1 - относительный показатель объёма частных инвестиций в соответствии с установленной инвестиционной программой; IAP2 - относительный показатель размера концессионной (лицензионной) платы; IAP3 - относительный показатель чистого приведённого дохода от реализации проекта; IAP4 - относительный показатель внутренней нормы рентабельности инвестиций в проект; IAP5 - относительный показатель оценки кредитоспособности (вероятности банкротства) основных потребителей; - коэффициенты весомости соответствующих критериев.

Критерий интенсивности государственной поддержки определится как:

(5)

где S1 – относительный показатель удельного веса государственных капитальных вложений в совокупном объёме капитальных вложений в соответствующей сфере науки; S2 – относительный показатель удельного веса государственных инвестиций в рамках государственных целевых программ, связанных с финансированием инвестиционных проектов в соответствующей сфере науки; - коэффициенты весомости соответствующих критериев.

Отметим, что предложенная методика оценка инвестиционной привлекательности инновационных проектов может также успешно использоваться в ходе проведения конкурса соответствующих заявок, который представляет собой торги, победителями которых признаются определённое количество проектов, в наибольшей степени соответствующих критериям привлекательности с точки зрения участия в них государства на условиях ГЧП.

При этом целесообразно заменить отдельные критерии вектора привлекательности условий проекта ГЧП:

¾ чистый приведённый доход от реализации проекта заменяется оценкой величины чистого дисконтированного дохода бюджета;

¾ внутренняя норма рентабельности инвестиций в проект заменяется оценкой величины внутренней нормы доходности бюджета;

¾ оценка кредитоспособности (вероятности банкротства) основных потребителей заменяется оценкой финансового состояния частного партнёра по проекту.

Таким образом, предложенная методика может быть успешно использована в том случае, если у потенциального инвестора есть возможность выбора объекта инвестирования (проекта ГЧП) из ряда альтернативных. Учитывая масштабность и ресурсоёмкость инновационных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнёрства, подобная всесторонняя и объективная оценка инвестиционной привлекательности является необходимым условием для повышения вероятности положительного результата его реализации.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:15:08