Повышение уровня занятости населения в Узбекистане на основе развития видов современного предпринимательства

Курбанов С.П.1
1 Ташкентский Государственный Экономический Университет

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Март 2024)

Цитировать:
Курбанов С.П. Повышение уровня занятости населения в Узбекистане на основе развития видов современного предпринимательства // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 305-316. – doi: 10.18334/et.11.3.120614.

Аннотация:
В данной статье автор освещает актуальную тему повышения уровня занятости в Узбекистане через развитие различных форм современного предпринимательства. Статья представляет собой уникальное исследование, в котором анализируются текущие тенденции в предпринимательской сфере Узбекистана и их влияние на рынок труда. Автор вносит новый вклад в научное понимание того, как инновационные бизнес-модели и предпринимательские стратегии могут способствовать созданию рабочих мест и улучшению экономического климата в стране. Решается научная проблема определения эффективных путей стимулирования занятости населения через развитие предпринимательства, особенно в контексте постсоветского экономического пространства. Статья будет особенно интересна экономистам, социологам, политикам, предпринимателям, а также всем, кто интересуется социально-экономическим развитием Узбекистана и постсоветского региона в целом.

Ключевые слова: занятость населения, предпринимательство, экономика Узбекистана, социально-экономическое развитие, экономика

JEL-классификация: J21, J23, J24

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. В условиях глобализации и перехода к рыночной экономике, особое значение приобретает вопрос повышения уровня занятости населения в Узбекистане. Это напрямую связано с необходимостью развития новых форм предпринимательства, адаптированных к современным экономическим условиям. Исследование опирается на работы ученых, занимающихся вопросами занятости и предпринимательства. Особое внимание уделено исследованиям Ким А. Г. [4], Ойбека Отабековича Хамраева [6], Надиры Викторовны Юлдашевой [6], Салимова Абдумажида Абдувахобовича [8], Надирханова У. [9], Ахмедовой М. [10], которые анализирует тенденции на рынке труда в постсоветских странах, предоставляют ценный анализ предпринимательской среды и ее влияния на экономическое развитие. Также важны исследования по вопросам инновационных бизнес-моделей и их вклада в социально-экономическое развитие страны. Несмотря на обширный литературный фон, остается малоизученным вопрос взаимодействия современных видов предпринимательства и уровня занятости населения в контексте Узбекистана. Целью данной работы является анализ влияния развития различных форм современного предпринимательства на уровень занятости в Узбекистане. Исследование вносит вклад в понимание специфики узбекского рынка труда и предпринимательской среды, выявляя новые аспекты их взаимосвязи. Предполагается, что развитие инновационных предпринимательских практик в Узбекистане может значительно улучшить ситуацию с занятостью населения, влияя на снижение уровня безработицы и улучшение качества рабочих мест. Исследование базируется на комплексном анализе статистических данных, кейс-стади, а также применении методов экономического анализа и социологических исследований для оценки влияния предпринимательской деятельности на рынок труда Узбекистана.

Результаты. В соответствии с информацией от Министерства по вопросам занятости и трудовых отношений Узбекистана, уровень безработицы в стране непрерывно увеличивается. В связи с этим, ряд государственных организаций, включая специализированные министерства и службы по трудоустройству, активно занимаются поиском решений данной проблемы. Особое внимание уделяется проблеме трудоустройства выпускников учебных заведений, испытывающих затруднения с нахождением первого места работы.

Рассмотрим основные характеристики рынка труда Узбекистана. Почти половина рабочей силы Узбекистана приходится на молодежь, что открывает значительные возможности для развития и укрепления экономики страны. Однако, трудовые ресурсы распределены неравномерно, ведя к значительным проблемам с трудоустройством в отдельных областях. Вопросы качества трудовых ресурсов, их соответствия культурным и религиозным особенностям, а также мотивации к труду на производственных предприятиях остаются нерешенными. Законодательство поддерживает равенство всех форм собственности и предоставляет право гражданам не работать, не влекущее за собой юридические последствия, при этом стимулируя предпринимательскую активность через государственные субсидии [1].

В 2023 году трудовой рынок Узбекистана испытал значительные трансформации, включающие создание новых рабочих мест и появление органов, задачи которых заключаются в регулировании занятости, поддержке безработных и разработке стратегий для стимулирования трудоустройства. Основным органом, отвечающим за эти процессы, является Министерство занятости и трудовых отношений, централизованно расположенное в столице и имеющее филиалы по всей стране. Несмотря на эти шаги, трудовой рынок страны продолжает своё развитие, сталкиваясь с проблемами распределения ресурсов и ограниченной гибкости, что требует дальнейшей адаптации и внедрения новых инструментов рыночной экономики.

Рассмотрим в таблице 1 количество занятого населения по регионам с 2000 по 2022 гг.

Таблица 1 – Уровень занятости населения в Узбекистане по регионам [2]

Регионы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Республика Узбекистан
68,2
68,7
69,2
67,4
68,1
66,0
67,0
67,2
Республика Каракалпакстан
58,1
58,1
58,3
62,9
62,9
62,0
61,1
61,6
Окончание таблицы 1

Регионы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Андижанская
71,5
72,3
73,0
69,6
70,1
66,5
68,2
69,5
Бухарская
73,4
72,9
72,5
70,7
69,3
68,3
67,2
67,2
Джизакская
58,1
59,1
60,0
61,6
67,1
66,2
67,5
66,2
Кашкадарьинская
63,3
64,3
65,4
64,8
63,9
60,9
62,2
61,9
Навоийская
73,2
72,8
72,4
69,2
69,5
66,8
68,3
67,7
Наманганская
60,5
61,9
63,4
63,8
66,4
65,0
65,5
64,8
Самаркандская
67,6
68,7
69,7
66,3
65,3
63,2
63,7
64,7
Сурхандарьинская
64,3
65,4
66,6
65,2
67,0
63,9
64,5
64,2
Сырдарьинская
72,2
71,7
71,1
70,5
68,9
64,8
64,5
64,0
Ташкентская
75,3
75,4
75,2
71,4
71,4
68,2
72,4
71,0
Ферганская
69,1
69,6
69,9
66,0
67,5
65,1
66,2
67,1
Хорезмская
65,6
66,3
66,9
64,6
66,1
63,7
64,0
64,7
г. Ташкент
81,1
81,0
80,8
77,5
80,1
81,7
81,3
82,5
Анализируя данные уровня занятости в Узбекистане по регионам с 2015 по 2022 год, можно отметить общую стабильность с небольшим снижением в 2020 году, вероятно, связанным с глобальными экономическими вызовами, такими как пандемия COVID-19. Особо выделяются город Ташкент с самым высоким уровнем занятости и постоянным ростом, а также такие регионы как Республика Каракалпакстан и Джизакская область, где уровень занятости традиционно ниже среднего по стране. Эти данные указывают на региональные различия в экономическом развитии и потенциальные направления для целенаправленных государственных и экономических вмешательств для стимулирования занятости и сокращения бедности.

Анализ рынка труда Узбекистана за первую половину 2023 года показывает, что средняя зарплата варьируется в зависимости от региона и отрасли.

С 1 мая 2023 года минимальный размер оплаты труда в Узбекистане составляет 980 000 сўм [3].

По прошествии двух кварталов текущего года среднемесячный уровень оплаты труда по Республике составляет 4 332 700 сўм.

Наибольшие зарплаты наблюдаются в столичном регионе, Навоийской, Андижанской и Бухарской областях.

Финансовый и информационный сектора предлагают самые высокие зарплаты (12 446 600 сўм и 9 518 600 сўм), в то время как в сферах образования и здравоохранения зарплаты наиболее низкие (3 042 800 и 2 862 400 сўм) – это можно увидеть на рисунке 2 [3].

Таблица 2 – Среднемесячный уровень заработной платы по регионам в 2023 году [3]

Регион
Среднемесячная зарплата (сўм)
Изменение год к году (%)
Ташкент
7 016 400
+27,1
Ташкентская область
4 368 200
+18,9
Навоийская область
5 687 400
+17,5
Окончание таблицы 2

Регион
Среднемесячная зарплата (сўм)
Изменение год к году (%)
Андижанская область
3 767 400
+22,7
Бухарская область
3 719 600
+21,5
Респ. Каракалпакстан
3 647 600
+21,9
Хорезмская область
3 596 600
+22,8
Сырдарьинская область
3 513 300
+18,0
Джизакская область
3 354 400
+21,9
Наманганская область
3 260 400
+20,2
Ферганская область
3 254 800
+21,4
Сурхандарьинская область
3 254 100
+19,1
Самаркандская область
3 227 500
+21,4
Кашкадарьинская область
3 197 600
+15,6
Республика Узбекистан
4 332 700
+22,0

Факторы, способствующие росту безработицы в Узбекистане, включают проблемы, идущие еще от неосмотрительной демографической политики периода 1970-1990 годов, приведшей к высоким темпам роста населения и последующему замедлению роста рабочей силы. Также заметна неспешность в переходе к рыночной экономике и изменения в структуре производства, вытесняющие старшее поколение работников. Дополнительные проблемы включают: отсутствие стимулов для переквалификации, устаревшее образовательное оборудование, низкую заработную плату учителей, финансовую неграмотность и недостаточную квалификацию трудовых ресурсов, а также расширение теневой экономики [1].

Предпринимательство играет ключевую роль в создании рабочих мест и стимулировании экономического роста. Оно способствует диверсификации экономики, внедрению инноваций и развитию новых отраслей. Новые и расширяющиеся предприятия требуют рабочей силы, что напрямую снижает уровень безработицы. Предпринимательская активность также может вести к созданию косвенных рабочих мест через цепочки поставок и увеличивает спрос на услуги. Кроме того, успешное предпринимательство может улучшить качество рабочих мест, повысить доходы и улучшить жизненный уровень населения [4].

В Узбекистане существуют различные формы ведения бизнеса, включая индивидуальное предпринимательство и разнообразные типы юридических лиц, такие как акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, частные предприятия и хозяйственные товарищества. Законодательство страны предусматривает определённые требования к минимальному размеру уставного капитала и государственной пошлине в зависимости от выбранной организационно-правовой формы. С 2017 года были проведены реформы для упрощения процесса регистрации и стимулирования инвестиционной активности [5].

Согласно информации от Государственного комитета статистики Республики Узбекистан, к 1 октября 2022 года число предпринимательских субъектов достигло 513 333 единиц, что вдвое больше показателя 2018 года. В таблице 3 демонстрируются ключевые показатели развития малого бизнеса и частного предпринимательства по отраслям экономики, выраженные в процентном отношении к общему объему за период с 2020 по 2022 годы.

Таблица 3 – Основные показатели малого бизнеса и частного предпринимательства в отраслях экономики в процентах к общему объёму за 2020-2022 гг. [6]

Показатели
2020
2021
2022 (II кв)
2022 (III кв)
2022 (IV кв)
ВВП
55,7
54,9
50,5
52,8
51,8
Промышленность
27,9
27,0
23,2
24,2
25,9
Строительство
72,5
72,4
74,9
73,8
71,6
Занятость
74,5
74,4
74,8
74,6
74,9
Экспорт
20,5
22,3
17,6
27,4
29,5
Импорт
51,7
48,7
44,7
48,8
49,4
9 июня 2022 года глава Узбекистана издал указ, направленный на совершенствование деятельности Национального фонда поддержки предпринимательства. Настоящим указом вводится система компенсаций для проектов малого бизнеса, покрывающая часть процентных ставок, превышающих базовую ставку Центрального банка, на срок до трех лет, ограниченную 30% от ставки, для кредитов и лизинга на сумму до 5 млрд. сумов по ставке, не превышающей в 1,5 раза центральную ставку. Кроме того, Фонд предоставит 50% гарантию по банковским кредитам для малых предприятий, с максимальной гарантией по кредиту в размере 2,5 млрд. сўм.

Государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности также предусматривалось создание 389 097 новых рабочих мест субъектами предпринимательства [7].

Предприниматели в Узбекистане сталкиваются со многими препятствиями и трудностями. К ним относятся бюрократические барьеры, которые могут проявляться в длительных процедурах регистрации бизнеса и получения необходимых лицензий и разрешений. Проблемы с доступом к финансированию, особенно для малого и среднего бизнеса, могут ограничивать возможности роста и расширения. Законодательные и налоговые системы иногда бывают сложными и недостаточно адаптированными для поддержки предпринимательской инициативы. Кроме того, предприниматели могут столкнуться с недостаточной развитостью инфраструктуры, логистических цепочек, информационных систем, маркетинга, менеджмента и логистических служб, а также с проблемами в области квалификации и подготовки рабочей силы [8].

Рассмотрим несколько примеров успешных стартапов и бизнес-проектов в Узбекистане, а также их вклад в экономику и занятость:

1. Artel Electronics LLC — это крупнейший производитель бытовой техники и электроники в Центральной Азии. Основанный в Узбекистане, Artel способствует экономическому росту, создавая тысячи рабочих мест и продвигая экспорт узбекской продукции.

2. Payme — это финансовый стартап, который предоставляет услуги онлайн-платежей. Этот проект упрощает платежные операции для жителей Узбекистана и способствует развитию электронной коммерции в стране.

3. Super Dispatch - стартап, разработавший платформу для упрощения логистики и транспортных операций. Основанный узбекистанцем, он не только способствует оптимизации грузоперевозок, но и демонстрирует потенциал узбекского IT-сектора.

4. Edu-Action - инновационный образовательный проект, направленный на повышение качества образования в Узбекистане. Проект оказывает значительное влияние на образовательную систему, способствуя подготовке квалифицированных кадров.

Проведем прогнозы и сценарии развития предпринимательства в Узбекистане в таблице 4.

Таблица 4 – Прогнозы и сценарии развития предпринимательства в Узбекистане

Сценарий
Особенности
Влияние на предпринимательство
Позитивный
Усиление государственной поддержки
Рост малого и среднего бизнеса, упрощение ведения бизнеса
Позитивный
Развитие инфраструктуры
Улучшение доступности ресурсов, развитие новых предприятий
Позитивный
Инвестиции в образование и технологии
Стимулирование инновационных стартапов, развитие IT-сектора
Позитивный
Интеграция с мировой экономикой
Увеличение экспорта, привлечение иностранных инвестиций
Негативный
Экономическая нестабильность
Сдерживание развития бизнеса, риск инфляции
Негативный
Проблемы с регулированием
Затруднения в ведении бизнеса, особенно для МСБ
Негативный
Недостаток квалифицированных кадров
Ограничение роста отраслей с высокой квалификацией
составлено автор.

Теперь проведем сравнительный анализ развития предпринимательства в Узбекистане с другими странами в таблице 5.

Таблица 5 – Сравнительный анализ развития предпринимательства в Узбекистане с другими странами

Узбекистан
Россия
Казахстан
Киргизия
Туркменистан
Государственная поддержка и регулирование
Усилия по улучшению регулирования, поощрение малого и среднего бизнеса, упрощение налоговой системы.
Разработка программ поддержки бизнеса, но бюрократия остаётся проблемой.
Активное развитие государственных программ поддержки, улучшение бизнес-климата.
Насыщенная, но сложная система регулирования, местами проблемы с коррупцией.
Сильное государственное регулирование, ограниченный доступ к ресурсам и информации.
Инновационная активность
Умеренное развитие инноваций, особенно в IT-секторе и сфере услуг.
Высокий уровень технологического развития, значительные инвестиции в исследования и разработки.
Умеренное развитие инноваций, акцент на традиционные отрасли.
Ограниченное развитие инновационной деятельности, малые инвестиции в НИОКР.
Низкий уровень инновационной активности, фокус на традиционных отраслях.
Окончание таблицы 5

Экономическая среда
Относительно стабильная экономика, улучшение инвестиционного климата.
Вызовы, связанные с геополитическими факторами и санкциями, влияют на экономическую стабильность.
Стабильная экономика с уклоном в нефтегазовую отрасль, усилия по диверсификации.
Экономика с переменчивой динамикой, зависимость от внешних экономических факторов.
Закрытая экономика с ограниченным доступом к международным рынкам.
Культура предпринимательства
Растущий интерес к предпринимательству, поощрение инноваций.
Смешанное отношение: с одной стороны, есть поддержка инноваций, с другой - проблемы с коррупцией и законодательством.
Позитивное отношение к бизнесу, поощрение предпринимательства.
Позитивное отношение к малому и среднему бизнесу, но проблемы с доступом к ресурсам.
Традиционное отношение к бизнесу, меньшая склонность к риску и инновациям.
составлено автор.

В целом, каждая из рассмотренных стран имеет свои уникальные характеристики и вызовы в контексте развития предпринимательства. Узбекистан, в частности, демонстрирует значительный потенциал для дальнейшего роста и развития, особенно в области улучшения бизнес-среды и поощрения инноваций.

На основе проведенного анализа текущего состояния предпринимательства и занятости в Узбекистане, можно разработать следующие предложения и рекомендации по улучшению ситуации:

1. Снижение административных барьеров и упрощение процедур для регистрации бизнеса и получения лицензий.

2. Внедрение налоговых льгот и субсидий для стимулирования малого и среднего бизнеса, особенно в инновационных и технологических секторах.

3. Создание и поддержка платформ для развития стартапов и инновационных предприятий.

4. Повышение инвестиций в научные исследования и разработки, сотрудничество с университетами и научными институтами.

5. Улучшение транспортной, информационной и логистической инфраструктуры для упрощения ведения бизнеса и расширения рынков сбыта.

6. Стимулирование экспортной деятельности и участия в международных торговых сетях.

7. Развитие системы профессионального образования и переподготовки, с упором на востребованные навыки и компетенции.

8. Поддержка самозанятости и индивидуального предпринимательства, в том числе через обучающие программы и микрофинансирование.

9. Внедрение программ по предпринимательству в школьные и университетские курсы.

10. Разработка специальных программ для поддержки женщин и молодежи в бизнесе.

11. Развитие цифровых платформ для упрощения взаимодействия бизнеса с государственными органами.

12. Стимулирование развития электронной коммерции и онлайн-бизнеса.

13. Поощрение бизнес-моделей, направленных на решение социальных проблем, включая безработицу, образование и здравоохранение.

Эти предложения направлены на создание благоприятной среды для развития предпринимательства, что в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест и улучшению общего социально-экономического климата в Узбекистане.

Заключение. Основной проблемой является увеличение уровня безработицы, особенно среди молодежи и выпускников учебных заведений, что частично связано с неравномерным распределением трудовых ресурсов, недостаточной адаптацией образовательной системы к требованиям современного рынка труда и ограниченной гибкостью экономики. Для решения этих проблем предлагается ряд мер, включающих усиление государственной поддержки и регулирования с целью упрощения процедур для запуска и ведения бизнеса, предоставления налоговых льгот и финансовых стимулов для малого и среднего предпринимательства, особенно в инновационных секторах. Ключевым направлением является поддержка инновационной активности через создание технологических инкубаторов и акселераторов, повышение инвестиций в научные исследования и разработки, а также сотрудничество с учебными заведениями для подготовки высококвалифицированных специалистов. Немаловажно и улучшение экономической среды, включая развитие инфраструктуры, интеграцию с международными рынками, а также стимулирование экспортной деятельности. На основе проведенного анализа выделяются также перспективы развития цифровой экономики и социального предпринимательства как возможных путей решения проблемы занятости. В заключение, автор подчеркивает необходимость дальнейших исследований в области социально-экономической адаптации образовательной системы к потребностям рынка труда, разработки эффективных механизмов государственной поддержки инновационного предпринимательства, а также изучения влияния глобализации и цифровизации на динамику занятости. Эти исследования позволят сформировать более полное и глубокое понимание проблемы и способов её решения, способствуя социально-экономическому развитию Узбекистана.


Источники:

1. Безработица в Узбекистане. Visasam. [Электронный ресурс]. URL: https://visasam.ru/emigration/pereezdsng/bezrabotica-v-uzbekistane.html (дата обращения: 25.11.2023).
2. Рынок труда. Stat.Uz. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/uz/rasmiy-statistika/labor-market-2 (дата обращения: 25.11.2023).
3. Анализ рынка труда в Узбекистане за первую половину 2023 года. Investi.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://investi.uz/uzbekistan-analiz-rynka-truda-2023/ (дата обращения: 28.11.2023).
4. Ким А. Г. Предпринимательство как лекарство от безработицы. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 2 (6). – c. 150-158.
5. Формы ведения бизнеса в Узбекистане. Legal.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://vl-legal.uz/ru/?Id=193:formy-vedeniya-biznesa-v-uzbekistane (дата обращения: 28.11.2023).
6. Хамраев О.О., Юлдашева Н.В. О мерах по поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Узбекистан в 2022-2026 годах // Science and Education. – 2023. – № 4 (3). – c. 871-881.
7. Информация о финансовой помощи, предоставляемой государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности. Statefund.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://statefund.uz/ru/ (дата обращения: 02.12.2023).
8. Салимов А.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в республике Узбекистан // Бюллетень науки и практики. – 2022. – № 8 (5). – c. 462-466. – doi: 10.33619/2414-2948/78/54.
9. Надирханов У. Развитие совместного предпринимательства в республике Узбекистан:основные формы, тенденции, перспективы // Экономика И Образование. – 2021. – № 1. – c. 117–121.
10. Ахмедова М. Бизнес и предпринимательство в Узбекистане // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 6 (48). – c. 64-67.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 13:02:31