Повышение уровня занятости населения в Узбекистане на основе развития видов современного предпринимательства
Курбанов С.П.1
1 Ташкентский Государственный Экономический Университет
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Март 2024)
Цитировать:
Курбанов С.П. Повышение уровня занятости населения в Узбекистане на основе развития видов современного предпринимательства // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 305-316. – doi: 10.18334/et.11.3.120614.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65632767
Аннотация:
В данной статье автор освещает актуальную тему повышения уровня занятости в Узбекистане через развитие различных форм современного предпринимательства. Статья представляет собой уникальное исследование, в котором анализируются текущие тенденции в предпринимательской сфере Узбекистана и их влияние на рынок труда. Автор вносит новый вклад в научное понимание того, как инновационные бизнес-модели и предпринимательские стратегии могут способствовать созданию рабочих мест и улучшению экономического климата в стране. Решается научная проблема определения эффективных путей стимулирования занятости населения через развитие предпринимательства, особенно в контексте постсоветского экономического пространства. Статья будет особенно интересна экономистам, социологам, политикам, предпринимателям, а также всем, кто интересуется социально-экономическим развитием Узбекистана и постсоветского региона в целом.
Ключевые слова: занятость населения, предпринимательство, экономика Узбекистана, социально-экономическое развитие, экономика
JEL-классификация: J21, J23, J24
Введение. В условиях глобализации и перехода к рыночной экономике, особое значение приобретает вопрос повышения уровня занятости населения в Узбекистане. Это напрямую связано с необходимостью развития новых форм предпринимательства, адаптированных к современным экономическим условиям. Исследование опирается на работы ученых, занимающихся вопросами занятости и предпринимательства. Особое внимание уделено исследованиям Ким А. Г. [4], Ойбека Отабековича Хамраева [6], Надиры Викторовны Юлдашевой [6], Салимова Абдумажида Абдувахобовича [8], Надирханова У. [9], Ахмедовой М. [10], которые анализирует тенденции на рынке труда в постсоветских странах, предоставляют ценный анализ предпринимательской среды и ее влияния на экономическое развитие. Также важны исследования по вопросам инновационных бизнес-моделей и их вклада в социально-экономическое развитие страны. Несмотря на обширный литературный фон, остается малоизученным вопрос взаимодействия современных видов предпринимательства и уровня занятости населения в контексте Узбекистана. Целью данной работы является анализ влияния развития различных форм современного предпринимательства на уровень занятости в Узбекистане. Исследование вносит вклад в понимание специфики узбекского рынка труда и предпринимательской среды, выявляя новые аспекты их взаимосвязи. Предполагается, что развитие инновационных предпринимательских практик в Узбекистане может значительно улучшить ситуацию с занятостью населения, влияя на снижение уровня безработицы и улучшение качества рабочих мест. Исследование базируется на комплексном анализе статистических данных, кейс-стади, а также применении методов экономического анализа и социологических исследований для оценки влияния предпринимательской деятельности на рынок труда Узбекистана.
Результаты. В соответствии с информацией от Министерства по вопросам занятости и трудовых отношений Узбекистана, уровень безработицы в стране непрерывно увеличивается. В связи с этим, ряд государственных организаций, включая специализированные министерства и службы по трудоустройству, активно занимаются поиском решений данной проблемы. Особое внимание уделяется проблеме трудоустройства выпускников учебных заведений, испытывающих затруднения с нахождением первого места работы.
Рассмотрим основные характеристики рынка труда Узбекистана. Почти половина рабочей силы Узбекистана приходится на молодежь, что открывает значительные возможности для развития и укрепления экономики страны. Однако, трудовые ресурсы распределены неравномерно, ведя к значительным проблемам с трудоустройством в отдельных областях. Вопросы качества трудовых ресурсов, их соответствия культурным и религиозным особенностям, а также мотивации к труду на производственных предприятиях остаются нерешенными. Законодательство поддерживает равенство всех форм собственности и предоставляет право гражданам не работать, не влекущее за собой юридические последствия, при этом стимулируя предпринимательскую активность через государственные субсидии [1].
В 2023 году трудовой рынок Узбекистана испытал значительные трансформации, включающие создание новых рабочих мест и появление органов, задачи которых заключаются в регулировании занятости, поддержке безработных и разработке стратегий для стимулирования трудоустройства. Основным органом, отвечающим за эти процессы, является Министерство занятости и трудовых отношений, централизованно расположенное в столице и имеющее филиалы по всей стране. Несмотря на эти шаги, трудовой рынок страны продолжает своё развитие, сталкиваясь с проблемами распределения ресурсов и ограниченной гибкости, что требует дальнейшей адаптации и внедрения новых инструментов рыночной экономики.
Рассмотрим в таблице 1 количество занятого населения по регионам с 2000 по 2022 гг.
Таблица 1 – Уровень занятости населения в Узбекистане по регионам [2]
Регионы
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Республика Узбекистан
|
68,2
|
68,7
|
69,2
|
67,4
|
68,1
|
66,0
|
67,0
|
67,2
|
Республика Каракалпакстан
|
58,1
|
58,1
|
58,3
|
62,9
|
62,9
|
62,0
|
61,1
|
61,6
|
Регионы
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Андижанская
|
71,5
|
72,3
|
73,0
|
69,6
|
70,1
|
66,5
|
68,2
|
69,5
|
Бухарская
|
73,4
|
72,9
|
72,5
|
70,7
|
69,3
|
68,3
|
67,2
|
67,2
|
Джизакская
|
58,1
|
59,1
|
60,0
|
61,6
|
67,1
|
66,2
|
67,5
|
66,2
|
Кашкадарьинская
|
63,3
|
64,3
|
65,4
|
64,8
|
63,9
|
60,9
|
62,2
|
61,9
|
Навоийская
|
73,2
|
72,8
|
72,4
|
69,2
|
69,5
|
66,8
|
68,3
|
67,7
|
Наманганская
|
60,5
|
61,9
|
63,4
|
63,8
|
66,4
|
65,0
|
65,5
|
64,8
|
Самаркандская
|
67,6
|
68,7
|
69,7
|
66,3
|
65,3
|
63,2
|
63,7
|
64,7
|
Сурхандарьинская
|
64,3
|
65,4
|
66,6
|
65,2
|
67,0
|
63,9
|
64,5
|
64,2
|
Сырдарьинская
|
72,2
|
71,7
|
71,1
|
70,5
|
68,9
|
64,8
|
64,5
|
64,0
|
Ташкентская
|
75,3
|
75,4
|
75,2
|
71,4
|
71,4
|
68,2
|
72,4
|
71,0
|
Ферганская
|
69,1
|
69,6
|
69,9
|
66,0
|
67,5
|
65,1
|
66,2
|
67,1
|
Хорезмская
|
65,6
|
66,3
|
66,9
|
64,6
|
66,1
|
63,7
|
64,0
|
64,7
|
г. Ташкент
|
81,1
|
81,0
|
80,8
|
77,5
|
80,1
|
81,7
|
81,3
|
82,5
|
Анализ рынка труда Узбекистана за первую половину 2023 года показывает, что средняя зарплата варьируется в зависимости от региона и отрасли.
С 1 мая 2023 года минимальный размер оплаты труда в Узбекистане составляет 980 000 сўм [3].
По прошествии двух кварталов текущего года среднемесячный уровень оплаты труда по Республике составляет 4 332 700 сўм.
Наибольшие зарплаты наблюдаются в столичном регионе, Навоийской, Андижанской и Бухарской областях.
Финансовый и информационный сектора предлагают самые высокие зарплаты (12 446 600 сўм и 9 518 600 сўм), в то время как в сферах образования и здравоохранения зарплаты наиболее низкие (3 042 800 и 2 862 400 сўм) – это можно увидеть на рисунке 2 [3].
Таблица 2 – Среднемесячный уровень заработной платы по регионам в 2023 году [3]
Регион
|
Среднемесячная зарплата (сўм)
|
Изменение год к году (%)
|
Ташкент
|
7
016 400
|
+27,1
|
Ташкентская
область
|
4
368 200
|
+18,9
|
Навоийская
область
|
5
687 400
|
+17,5
|
Регион
|
Среднемесячная зарплата (сўм)
|
Изменение год к году (%)
|
Андижанская
область
|
3
767 400
|
+22,7
|
Бухарская
область
|
3
719 600
|
+21,5
|
Респ.
Каракалпакстан
|
3
647 600
|
+21,9
|
Хорезмская
область
|
3
596 600
|
+22,8
|
Сырдарьинская
область
|
3
513 300
|
+18,0
|
Джизакская
область
|
3
354 400
|
+21,9
|
Наманганская
область
|
3
260 400
|
+20,2
|
Ферганская
область
|
3
254 800
|
+21,4
|
Сурхандарьинская
область
|
3
254 100
|
+19,1
|
Самаркандская
область
|
3
227 500
|
+21,4
|
Кашкадарьинская
область
|
3
197 600
|
+15,6
|
Республика
Узбекистан
|
4
332 700
|
+22,0
|
Факторы, способствующие росту безработицы в Узбекистане, включают проблемы, идущие еще от неосмотрительной демографической политики периода 1970-1990 годов, приведшей к высоким темпам роста населения и последующему замедлению роста рабочей силы. Также заметна неспешность в переходе к рыночной экономике и изменения в структуре производства, вытесняющие старшее поколение работников. Дополнительные проблемы включают: отсутствие стимулов для переквалификации, устаревшее образовательное оборудование, низкую заработную плату учителей, финансовую неграмотность и недостаточную квалификацию трудовых ресурсов, а также расширение теневой экономики [1].
Предпринимательство играет ключевую роль в создании рабочих мест и стимулировании экономического роста. Оно способствует диверсификации экономики, внедрению инноваций и развитию новых отраслей. Новые и расширяющиеся предприятия требуют рабочей силы, что напрямую снижает уровень безработицы. Предпринимательская активность также может вести к созданию косвенных рабочих мест через цепочки поставок и увеличивает спрос на услуги. Кроме того, успешное предпринимательство может улучшить качество рабочих мест, повысить доходы и улучшить жизненный уровень населения [4].
В Узбекистане существуют различные формы ведения бизнеса, включая индивидуальное предпринимательство и разнообразные типы юридических лиц, такие как акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, частные предприятия и хозяйственные товарищества. Законодательство страны предусматривает определённые требования к минимальному размеру уставного капитала и государственной пошлине в зависимости от выбранной организационно-правовой формы. С 2017 года были проведены реформы для упрощения процесса регистрации и стимулирования инвестиционной активности [5].
Согласно информации от Государственного комитета статистики Республики Узбекистан, к 1 октября 2022 года число предпринимательских субъектов достигло 513 333 единиц, что вдвое больше показателя 2018 года. В таблице 3 демонстрируются ключевые показатели развития малого бизнеса и частного предпринимательства по отраслям экономики, выраженные в процентном отношении к общему объему за период с 2020 по 2022 годы.
Таблица 3 – Основные показатели малого бизнеса и частного предпринимательства в отраслях экономики в процентах к общему объёму за 2020-2022 гг. [6]
Показатели
|
2020
|
2021
|
2022 (II кв)
|
2022 (III кв)
|
2022 (IV кв)
|
ВВП
|
55,7
|
54,9
|
50,5
|
52,8
|
51,8
|
Промышленность
|
27,9
|
27,0
|
23,2
|
24,2
|
25,9
|
Строительство
|
72,5
|
72,4
|
74,9
|
73,8
|
71,6
|
Занятость
|
74,5
|
74,4
|
74,8
|
74,6
|
74,9
|
Экспорт
|
20,5
|
22,3
|
17,6
|
27,4
|
29,5
|
Импорт
|
51,7
|
48,7
|
44,7
|
48,8
|
49,4
|
Государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности также предусматривалось создание 389 097 новых рабочих мест субъектами предпринимательства [7].
Предприниматели в Узбекистане сталкиваются со многими препятствиями и трудностями. К ним относятся бюрократические барьеры, которые могут проявляться в длительных процедурах регистрации бизнеса и получения необходимых лицензий и разрешений. Проблемы с доступом к финансированию, особенно для малого и среднего бизнеса, могут ограничивать возможности роста и расширения. Законодательные и налоговые системы иногда бывают сложными и недостаточно адаптированными для поддержки предпринимательской инициативы. Кроме того, предприниматели могут столкнуться с недостаточной развитостью инфраструктуры, логистических цепочек, информационных систем, маркетинга, менеджмента и логистических служб, а также с проблемами в области квалификации и подготовки рабочей силы [8].
Рассмотрим несколько примеров успешных стартапов и бизнес-проектов в Узбекистане, а также их вклад в экономику и занятость:
1. Artel Electronics LLC — это крупнейший производитель бытовой техники и электроники в Центральной Азии. Основанный в Узбекистане, Artel способствует экономическому росту, создавая тысячи рабочих мест и продвигая экспорт узбекской продукции.
2. Payme — это финансовый стартап, который предоставляет услуги онлайн-платежей. Этот проект упрощает платежные операции для жителей Узбекистана и способствует развитию электронной коммерции в стране.
3. Super Dispatch - стартап, разработавший платформу для упрощения логистики и транспортных операций. Основанный узбекистанцем, он не только способствует оптимизации грузоперевозок, но и демонстрирует потенциал узбекского IT-сектора.
4. Edu-Action - инновационный образовательный проект, направленный на повышение качества образования в Узбекистане. Проект оказывает значительное влияние на образовательную систему, способствуя подготовке квалифицированных кадров.
Проведем прогнозы и сценарии развития предпринимательства в Узбекистане в таблице 4.
Таблица 4 – Прогнозы и сценарии развития предпринимательства в Узбекистане
Сценарий
|
Особенности
|
Влияние на предпринимательство
|
Позитивный
|
Усиление государственной поддержки
|
Рост малого и среднего бизнеса, упрощение
ведения бизнеса
|
Позитивный
|
Развитие инфраструктуры
|
Улучшение доступности ресурсов,
развитие новых предприятий
|
Позитивный
|
Инвестиции в образование и технологии
|
Стимулирование инновационных
стартапов, развитие IT-сектора
|
Позитивный
|
Интеграция с мировой экономикой
|
Увеличение экспорта, привлечение
иностранных инвестиций
|
Негативный
|
Экономическая нестабильность
|
Сдерживание развития бизнеса, риск
инфляции
|
Негативный
|
Проблемы с регулированием
|
Затруднения в ведении бизнеса,
особенно для МСБ
|
Негативный
|
Недостаток квалифицированных кадров
|
Ограничение роста отраслей с высокой
квалификацией
|
Теперь проведем сравнительный анализ развития предпринимательства в Узбекистане с другими странами в таблице 5.
Таблица 5 – Сравнительный анализ развития предпринимательства в Узбекистане с другими странами
Узбекистан
|
Россия
|
Казахстан
|
Киргизия
|
Туркменистан
|
Государственная поддержка и
регулирование
| ||||
Усилия
по улучшению регулирования, поощрение малого и среднего бизнеса, упрощение
налоговой системы.
|
Разработка
программ поддержки бизнеса, но бюрократия остаётся проблемой.
|
Активное
развитие государственных программ поддержки, улучшение бизнес-климата.
|
Насыщенная,
но сложная система регулирования, местами проблемы с коррупцией.
|
Сильное
государственное регулирование, ограниченный доступ к ресурсам и информации.
|
Инновационная активность
| ||||
Умеренное
развитие инноваций, особенно в IT-секторе и сфере услуг.
|
Высокий
уровень технологического развития, значительные инвестиции в исследования и
разработки.
|
Умеренное
развитие инноваций, акцент на традиционные отрасли.
|
Ограниченное
развитие инновационной деятельности, малые инвестиции в НИОКР.
|
Низкий
уровень инновационной активности, фокус на традиционных отраслях.
|
Экономическая среда
| ||||
Относительно
стабильная экономика, улучшение инвестиционного климата.
|
Вызовы,
связанные с геополитическими факторами и санкциями, влияют на экономическую
стабильность.
|
Стабильная
экономика с уклоном в нефтегазовую отрасль, усилия по диверсификации.
|
Экономика
с переменчивой динамикой, зависимость от внешних экономических факторов.
|
Закрытая
экономика с ограниченным доступом к международным рынкам.
|
Культура предпринимательства
| ||||
Растущий
интерес к предпринимательству, поощрение инноваций.
|
Смешанное
отношение: с одной стороны, есть поддержка инноваций, с другой - проблемы с
коррупцией и законодательством.
|
Позитивное
отношение к бизнесу, поощрение предпринимательства.
|
Позитивное
отношение к малому и среднему бизнесу, но проблемы с доступом к ресурсам.
|
Традиционное
отношение к бизнесу, меньшая склонность к риску и инновациям.
|
В целом, каждая из рассмотренных стран имеет свои уникальные характеристики и вызовы в контексте развития предпринимательства. Узбекистан, в частности, демонстрирует значительный потенциал для дальнейшего роста и развития, особенно в области улучшения бизнес-среды и поощрения инноваций.
На основе проведенного анализа текущего состояния предпринимательства и занятости в Узбекистане, можно разработать следующие предложения и рекомендации по улучшению ситуации:
1. Снижение административных барьеров и упрощение процедур для регистрации бизнеса и получения лицензий.
2. Внедрение налоговых льгот и субсидий для стимулирования малого и среднего бизнеса, особенно в инновационных и технологических секторах.
3. Создание и поддержка платформ для развития стартапов и инновационных предприятий.
4. Повышение инвестиций в научные исследования и разработки, сотрудничество с университетами и научными институтами.
5. Улучшение транспортной, информационной и логистической инфраструктуры для упрощения ведения бизнеса и расширения рынков сбыта.
6. Стимулирование экспортной деятельности и участия в международных торговых сетях.
7. Развитие системы профессионального образования и переподготовки, с упором на востребованные навыки и компетенции.
8. Поддержка самозанятости и индивидуального предпринимательства, в том числе через обучающие программы и микрофинансирование.
9. Внедрение программ по предпринимательству в школьные и университетские курсы.
10. Разработка специальных программ для поддержки женщин и молодежи в бизнесе.
11. Развитие цифровых платформ для упрощения взаимодействия бизнеса с государственными органами.
12. Стимулирование развития электронной коммерции и онлайн-бизнеса.
13. Поощрение бизнес-моделей, направленных на решение социальных проблем, включая безработицу, образование и здравоохранение.
Эти предложения направлены на создание благоприятной среды для развития предпринимательства, что в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест и улучшению общего социально-экономического климата в Узбекистане.
Заключение. Основной проблемой является увеличение уровня безработицы, особенно среди молодежи и выпускников учебных заведений, что частично связано с неравномерным распределением трудовых ресурсов, недостаточной адаптацией образовательной системы к требованиям современного рынка труда и ограниченной гибкостью экономики. Для решения этих проблем предлагается ряд мер, включающих усиление государственной поддержки и регулирования с целью упрощения процедур для запуска и ведения бизнеса, предоставления налоговых льгот и финансовых стимулов для малого и среднего предпринимательства, особенно в инновационных секторах. Ключевым направлением является поддержка инновационной активности через создание технологических инкубаторов и акселераторов, повышение инвестиций в научные исследования и разработки, а также сотрудничество с учебными заведениями для подготовки высококвалифицированных специалистов. Немаловажно и улучшение экономической среды, включая развитие инфраструктуры, интеграцию с международными рынками, а также стимулирование экспортной деятельности. На основе проведенного анализа выделяются также перспективы развития цифровой экономики и социального предпринимательства как возможных путей решения проблемы занятости. В заключение, автор подчеркивает необходимость дальнейших исследований в области социально-экономической адаптации образовательной системы к потребностям рынка труда, разработки эффективных механизмов государственной поддержки инновационного предпринимательства, а также изучения влияния глобализации и цифровизации на динамику занятости. Эти исследования позволят сформировать более полное и глубокое понимание проблемы и способов её решения, способствуя социально-экономическому развитию Узбекистана.
Источники:
2. Рынок труда. Stat.Uz. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/uz/rasmiy-statistika/labor-market-2 (дата обращения: 25.11.2023).
3. Анализ рынка труда в Узбекистане за первую половину 2023 года. Investi.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://investi.uz/uzbekistan-analiz-rynka-truda-2023/ (дата обращения: 28.11.2023).
4. Ким А. Г. Предпринимательство как лекарство от безработицы. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 2 (6). – c. 150-158.
5. Формы ведения бизнеса в Узбекистане. Legal.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://vl-legal.uz/ru/?Id=193:formy-vedeniya-biznesa-v-uzbekistane (дата обращения: 28.11.2023).
6. Хамраев О.О., Юлдашева Н.В. О мерах по поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Узбекистан в 2022-2026 годах // Science and Education. – 2023. – № 4 (3). – c. 871-881.
7. Информация о финансовой помощи, предоставляемой государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности. Statefund.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://statefund.uz/ru/ (дата обращения: 02.12.2023).
8. Салимов А.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в республике Узбекистан // Бюллетень науки и практики. – 2022. – № 8 (5). – c. 462-466. – doi: 10.33619/2414-2948/78/54.
9. Надирханов У. Развитие совместного предпринимательства в республике Узбекистан:основные формы, тенденции, перспективы // Экономика И Образование. – 2021. – № 1. – c. 117–121.
10. Ахмедова М. Бизнес и предпринимательство в Узбекистане // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 6 (48). – c. 64-67.
Страница обновлена: 06.08.2024 в 10:46:57