Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Республике Узбекистан
Ибрагимов А.Г.1
1 Ташкентский институт ирригации и мелиорации
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2016)
Цитировать:
Ибрагимов А.Г. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Республике Узбекистан // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – Том 3. – № 3. – С. 203-210. – doi: 10.18334/ppib.3.3.36579.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29675803
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье проанализированы достигнутые результаты реформ в аграрной сфере Узбекистана на основе официальных статистических данных, освещены проблемы продовольственной безопасности. Определены условия обеспечения продовольственной безопасности страны, разработаны рекомендации относительно конкретных институциональных мер, направленных на улучшение различных аспектов продовольственной безопасности в Узбекистане.
Ключевые слова: сельское хозяйство, рыночные отношения, аграрная реформа, продовольственная безопасность, сельскохозяйственное производство, потери в сельском хозяйстве, модернизация и инновационное производство
JEL-классификация: Q18, F52, O30
Введение
Аграрная реформа в Республике Узбекистан была направлена на повсеместное внедрение рыночных отношений. Качественным результатамиом проводимых реформ в сельском хозяйстве стало повышение эффективности производства – выросла урожайность по основным сельскохозяйственным культурам и продуктивность животноводства, повысилась рентабельность в частных фермерских хозяйствах, произошли положительные сдвиги в плане устойчивого производства продовольственной продукции, обеспечившие продовольственную безопасность страны.
Объект исследования
Продовольственная безопасность.
Методология исследования
Диалектический метод, системный и сравнительный анализ, индукция и дедукция, монографическое исследование, наблюдения и другие.
Результаты исследования
На всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной в 1974 году ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций), в Риме под продовольственной безопасностью понималось «наличие в любое время необходимых мировых продовольственных запасов основных продуктов питания, достаточных для поддержания устойчивого и расширенного потребления, и для компенсации колебания производства и цен» [1]. В 1986 году в Докладе Всемирного банка о бедности и голоде, посвященного вопросам динамики продовольственной безопасности было подчеркнуто различие между хроническим отсутствием продовольственной безопасности, связанным с проблемами бедности и низких доходов, и временным отсутствием продовольственной безопасности, вызванным стихийными бедствиями, экономическими кризисами или военными конфликтами [2].
На Всемирном саммите 2009 года по продовольственной безопасности, состоявшемся в Риме, указаны основы продовольственной безопасности – это наличие, доступ, использование и стабильность, – а также подчеркнуто, что «…продовольственная безопасность существует, когда все люди всегда имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному количеству безопасного и питательного продовольствия, для удовлетворения своих диетических потребностей и пищевых предпочтений для ведения активной и здоровой жизни» [3]. Продовольственная безопасность принципиально оценивается с помощью четырех основных показателей:
ü доступность (физическое наличие) продовольствия;
ü доступ к продовольствию (экономический и физический);
ü полезность (питательность) продовольствия;
ü стабильность поставок продовольствия.
Таким образом, продовольственная безопасность – это постоянная способность страны обеспечивать доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
Достижение продовольственной безопасности предполагает решение таких важных задач, как:
ü проведение эффективной аграрной политики и создание стабильных экономических условий в целях достижения устойчивого, интенсивного и разнообразного производства продовольствия, повышение его эффективности, обеспечение равных возможностей для субъектов хозяйствования;
ü содействие инвестированию аграрной сферы и внедрению инновационных технологий в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия;
ü совершенствование размещения и специализации сельского хозяйства, направленных на самообеспечение регионов сырьем и продовольствием, проведение эффективной политики в области занятости населения и осуществление социальной политики, направленной на искоренение бедности и неравенства в части доступности продовольствия;
ü проведение активной внешнеэкономической деятельности, оптимизация экспортно-импортной деятельности.
В результате ускоренного развития промышленности и сферы услуг за годы независимости в Республике Узбекистан доля сельского хозяйства в ВВП снизилась с 37,4 % в 1991 году до 16,8 % в 2014 году [4]. В настоящее время 99,9 % производимой сельскохозяйственной продукции приходится на негосударственный сектор. За период 2000–2014 гг. среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства составил 6 %. Изменилась секторальная структура валовой продукции сельского хозяйства. Доля растениеводства составила 58 % в 2014 году против 50 % в 2000 году, доля животноводства, соответственно, снизилась с 42 % до 50 %.
В системе мер по реформированию сельского хозяйства особое внимание уделяется кардинальному улучшению мелиоративного состояния поливных земель [5]. Эта задача была и остается на перспективу одним из важнейших приоритетов, ведь от состояния плодородия земель, постоянного их улучшения всецело зависят продуктивность всего сельскохозяйственного производства, экономическая и продовольственная безопасность страны, материальное благополучие не только сельских тружеников, но и всего населения Узбекистана. В результате принятых мер обеспечено улучшение мелиоративного состояния 1,7 миллиона гектаров орошаемых земель. Площади земель с критическим уровнем залегания грунтовых вод (до 2 метров) сократились почти на 500 тысяч гектаров, или более чем на треть, а сильно- и среднезасоленных земель – на 100 тысяч гектаров, или на 12 процентов. На площадях, где были проведены мелиоративные мероприятия, урожайность хлопчатника повысилась в среднем на 2–3 центнера с гектара, зерновых колосовых культур – на 3–4 центнера. Меняются структуры посевных площадей за счет оптимизации посевов под хлопчатник и увеличения площадей под зерновые колосовые культуры, овощеводство, садоводство и виноградарство. В результате было высвобождено более 30 тысяч гектаров поливных земель, на которых размещены зерновые культуры, овощи, картофель, сады и виноградники. В 2004–2013 годах производство овощей в Республике в ценовом выражении, в долларах, выросло в 7,7 раза, плодов и фруктов – 5,1, бахчевых – 7,8, винограда – в 8,7 раза (таблица 1) [6].
Таблица 1
Динамика производства фруктов, овощей, картофеля и винограда на душу населения в Республике Узбекистан
Название продукции
|
Годы
|
Годовая норма на 1 человека, кг
|
Разница в 2013 году по сравнению с
нормой (+,-)
| ||||||
2000
|
2005
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
тонна
|
процент
| ||
Овощи
|
108,0
|
133,1
|
266,6
|
240,2
|
262,8
|
283,1
|
109,2
|
+174,1
|
259,1
|
Бахчевые
продукты
|
18,4
|
23,6
|
42,2
|
44,5
|
48,0
|
50,8
|
24,8
|
+26,0
|
204,8
|
Картофель
|
29,9
|
35,5
|
60,5
|
64,0
|
69,6
|
76,0
|
54,6
|
+21,4
|
139,1
|
Фрукты
|
32,3
|
36,5
|
61,1
|
64,5
|
69,4
|
76,9
|
65,3
|
+11,6
|
117,8
|
Виноград
|
25,5
|
24,7
|
35,3
|
37,4
|
40,8
|
43,2
|
13,9
|
+29,3
|
310,9
|
В итоге при стабильном объеме производства хлопка-сырца за период 2012–2014 годы производство овощей возросло на 16,3 процента, бахчевых культур – на 16,6, плодов – почти на 21 процент. А к 2020 году производство плодоовощной продукции, винограда и бахчевых по сравнению с 2014 годом предусматривается увеличить не менее чем в 2,3 раза.
В настоящее время в составе потребительской корзины доля продовольственных товаров составляет менее 50 процентов, что говорит о положительной динамике роста благосостояния населения Республики Узбекистан (таблица 2) [7].
Таблица 2
Изменение состава потребительской корзины в Республике Узбекистан в 1996–2014 годах (в процентах)
Показатели
|
1996
г.
|
2001 г.
|
2005 г.
|
2010 г.
|
2014 г.
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
– продукты питания
|
73,9
|
72,1
|
63,2
|
58,1
|
49,2
|
– непродовольственные товары
|
17,8
|
18,9
|
21,4
|
24,3
|
31,8
|
– услуги
|
8,3
|
9,0
|
15,4
|
17,6
|
19,0
|
В то же время опасные изменения в климате, ухудшение качества земли, нарастающие проблемы, связанные с водообеспечением, представляют угрозу будущей стабильности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности.
Повсеместное применение несбалансированных норм минеральных удобрений, поливной воды и других ресурсов с ориентацией на получение максимальных урожаев без более тщательного учета особенностей каждого поля, природных факторов и сохранения окружающей среды привели к ухудшению мелиоративного состояния земель, эрозии почв, загрязнению подземных вод химикатами, нарушению экологического равновесия орошаемых полей и снижению уровня их плодородия. Свыше 3 млн га угодий страдают от ветровой и водной эрозии – за сезон средние потери плодородного слоя по этой причине достигают 80 тонн/га [8]. Несмотря на то, что за последние 10–15 лет объемы использования пестицидов и минеральных удобрений уменьшились в 3–4 раза, сегодня около 54 % почв загрязнено пестицидами, более 80 % имеют повышенное содержание вредных веществ. Уровень концентрации CO2 в атмосфере сегодня почти достиг экологического порога и может его превысить, если соответствующие меры не будут приняты в ближайшем будущем.
По оценкам потеря ресурсной базы для сельскохозяйственного производства обходится стране приблизительно в $ 1 млрд ежегодно. Только за счет снижения возможностей сельскохозяйственного производства вследствие засоленности и деградации земель страна ежегодно теряет $ 35 млн, а ежегодные экономические потери вследствие вывода сельхозугодий из оборота составляют $ 14 млн.
К 2050 году возможно сокращение водных ресурсов по бассейну реки Амударьи на 10–15 %. По бассейну реки Сырдарьи возможно сокращение на 2–5 %. В условиях современного дефицита водных ресурсов в Средней Азии даже небольшое, но устойчивое их уменьшение представляет серьезную проблему.
Высокие потери вследствие неэффективного земле- и водопользования указывают на необходимость:
1) повышения эффективности использования водных ресурсов и предотвращения дальнейшего засоления и ухудшения качества земли за счет широкого использования водосберегающих технологий;
2) модернизации водохозяйственных и ирригационных систем;
3) внедрения и стимулирования технологии капельного орошения, которое обеспечивает экономию до 50 % воды и рост урожайности до 20–40 %;
4) внедрения системы интегрированного управления водными ресурсами путем вовлечения всех заинтересованных сторон и ее увязки с управлением земельными ресурсами;
5) внедрения засухоустойчивых высокоурожайных сортов;
6) институционального развития в сфере водопользования и водопотребления;
7) поддержки в проведении ряда сельскохозяйственных реформ и усиления роли ассоциации водопользователей;
8) развития правовых механизмов регулирования водно-земельных отношений;
9) развития регионального мониторинга за состоянием водных ресурсов;
10) разработки социально-экономических сценариев и планов долгосрочного развития аграрного сектора.
В этих условиях сельское хозяйство остро нуждается в модернизации и инновационном развитии, обновлении основного капитала на принципиально новой, конкурентоспособной основе. Поэтому проблему обновления производственного аппарата невозможно решить с помощью старых подходов, когда экономическая политика осуществлялась централизованно и главным образом за счет бюджетных источников и фондов министерств, а предприятия выступали в роли пользователей государственных средств.
Сейчас требуется формирование и развитие таких новых направлений, как предпринимательство и инновационные процессы, которые способствуют повышению конкурентоспособности продукции отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках, решению проблем экономического роста производства и др.
В связи с этим становится очевидной необходимость разработки научно обоснованной программы развития отраслей агропромышленного комплекса на основе эффективного использования инновационного потенциала страны.
Реализуемая в республике Продовольственная программа предусматривает модернизацию сельского хозяйства, повышение его эффективности и увеличение производства продукции. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется дальнейшему реформированию отрасли на основе национального и мирового опыта с привлечением финансовых ресурсов, а также улучшению мелиоративного состояния земель и системы ирригации, повышению плодородия почвы, созданию необходимой инфраструктуры для доставки продукции потребителю.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, никакая программа не может реализовываться без развития экономики страны в целом. Следовательно, осуществляя продовольственную программу, необходимо одновременно решать много взаимосвязанных вопросов. Прежде всего, создать мощный экономический потенциал и, самое главное, изменить отношение людей к продовольствию, которое является бесценным благом, дается большим трудом, и его надо всегда ценить. Это касается и реализации соответствующих мер по наращиванию производства продовольственной продукции, привлечению иностранных инвестиций в сферу, внедрению высокотехнологичного оборудования, увеличению экспортного потенциала.
Это позволит держать на высоком уровне обеспечение продовольственной безопасности как составной части социально-экономического развития [9].
Заключение
Важнейшим направлением устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства, повышения эффективности использования водных ресурсов, предотвращения дальнейшего засоления и ухудшения качества земли является перевод его на интенсивные методы ведения за счет внедрения современных агротехнологий и оснащения высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой. При этом необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку отраслей сельского хозяйства и производств, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке для дальнейшего экономического роста, модернизации и диверсификации экономики.
Источники:
Chapter 2. Food security: concepts and measurement // Trade reforms and food security [Электронный ресурс] // Fao.org. - 2003. - URL: http://www.fao.org/docrep/005/Y4671E/y4671e06.htm
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fao.org/home/ru/
Статистические данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stat.uz
Адаптация к изменению климата в целях охраны здоровья человека [Электронный ресурс] // Who.int. - URL: http://www.who.int/globalchange/projects/adaptation/ru/index.html
Рассчитано на основе данных Государственного Комитета по статистике
Рассчитано на основе данных Государственного Комитета по статистике
Europe and Central Asia. Agriculture and Rural Development Program Snapshot. -
World Bank, 2012. - 45 p. - P. 38
Важнейшие резервы реализации продовольственной программы в Узбекистане: Материалы конференции. - Ташкент, 2014. - С. 22
Страница обновлена: 25.10.2024 в 10:08:35