Разработка мер по обеспечению занятости населения в Центральной Азии (на примере Республики Узбекистан)

Курбанов С.П.1
1 Ташкентский Государственный Экономический Университет

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59499145

Аннотация:
В данной статье проводится исследование текущих стратегий правительства Узбекистана по улучшению уровня занятости населения, помимо этого анализируются методы по борьбе с безработицей, их эффективность, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию этих методов. Особое внимание уделяется значимости занятости населения для экономической стабильности и процветания, что особенно актуально для Узбекистана с его динамично развивающейся экономикой. Статья будет полезна для политиков, экономистов и ученых, поскольку предоставляет комплексный анализ государственных стратегий и методов по улучшению занятости населения. Предложенные в статье рекомендации могут послужить основой для разработки новых политических инициатив и экономических реформ в Центральной Азии, а также предоставить ценные уроки и выводы для других стран с похожими экономическими условиями. Исследование также способствует более глубокому пониманию динамики рынка труда в регионе, что имеет важное значение для принятия обоснованных решений в области социально-экономического планирования

Ключевые слова: занятость населения, безработица, экономическое развитие, рынок труда

JEL-классификация: J21, J23, J24



Введение. Актуальность темы определяется рядом факторов. Во-первых, Узбекистан занимает стратегическое положение в регионе и играет ключевую роль в экономических процессах Центральной Азии. Во-вторых, страна претерпевает значительные экономические преобразования и начинает активно входить в мировую экономическую систему, что требует разработки и реализации эффективных мер по увеличению уровня занятости. В-третьих, рост численности населения и динамичные демографические изменения ставят перед правительством задачу создания новых рабочих мест и предотвращения увеличения безработицы. Помимо этого. актуальность также обусловлена глобальными экономическими вызовами, такими как технологическая революция и изменения структуры мирового рынка труда, которые требуют от страны гибкой и адаптивной политики в области занятости.

Литературный обзор подтверждает, что вопросы занятости и борьбы с безработицей получили значительное внимание в работах Беркинова Б. [5], Ахмедова У. [5], Соловьевой С.В. [6], Алишева Т.Б. [7], Гильмутдинова А.Х. [7], Боровиковой И.В. [8], Каюмова Р.И. [11], Алимовой Г.А. [12], Каримовой Д.М. [13]. Однако существует научный пробел в исследованиях эффективности новейших мер по стимулированию занятости в контексте Узбекистана, что и определило направление данного исследования.

Целью статьи является повышение мер по обеспечению занятости Республики Узбекистан. Научная новизна заключается в комплексном подходе к оценке реализуемых в стране стратегий и разработке уникальных предложений, адаптированных к условиям развивающейся экономики Узбекистана.

Авторская гипотеза предполагает, что применение целенаправленных мер, основанных на местных социально-экономических условиях и мировом опыте, может значительно повысить уровень занятости и экономическое благополучие населения.

Методология исследования базируется на анализе статистических данных, обзоре научной, а также применении методов качественного и количественного анализа. Это позволит всесторонне оценить текущую политику и разработать основу для эффективных стратегий управления рынком труда.

Результаты. Для начала выясним, что под собой подразумевает понятие «занятость населения». В научной литературе часто понятия «занятость» и «рынок труда» считаются синонимами, при этом понятие «рынок труда» имеет универсальный характер. К понятию «занятость населения» существуют «широкий» и «узкий» подходы.

В широком смысле, занятость населения подразумевает участие граждан в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей. Эта деятельность также предполагает получение заработной платы или другого дохода. В узком смысле, занятость населения представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с участием граждан в хозяйственной деятельности, которая обеспечивает им рабочие места [1].

Перейдём к обзору рынка труда в Узбекистане.

Рассмотрим динамику занятого населения с 2014 года по 2022 год.

Рисунок 1 – Динамика занятого населения в Узбекистане [2]

В период с 2013 по 2018гг. можно увидеть стабильный рост занятого населения, рассмотрим с чем это может быть связано.

В период с 2013 по 2018 годы в Узбекистане был проведен ряд экономических методов, которые напрямую или косвенно способствовали увеличению занятого населения, рассмотрим их подробнее:

1. В сентябре 2017 года в Узбекистане началась либерализация валютного рынка. Это дало толчок для привлечения иностранных инвестиций и стимулировало экспорт, что в свою очередь помогло создать новые рабочие места [3].

2. Создание Свободных Экономических Зон, предоставляющих льготные условия для предпринимательства. Эти зоны привлекли множество компаний, что опять же способствовало увеличению новых рабочих мест [4].

3. Также правительство Узбекистана активизировало меры поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляя кредиты, налоговые льготы и обучение предпринимателям.

4. За данный период произошло развитие инфраструктуры, в связи с тем, что правительство начало вкладываться в транспортную и социальную инфраструктуры, что помогло создать новые рабочие места, причем не только на этапе строительства, но и в долгосрочной перспективе, обеспечивая работу в сферах обслуживания и эксплуатации.

5. Правительство Узбекистана начало процесс диверсификации аграрного сектора, сокращая зависимость от хлопка и развивая другие сельскохозяйственные культуры, что увеличило количество вакансий на рынке труда [5].

6. Произошла активизация международного сотрудничества и создание благоприятного инвестиционного климата, что привело к увеличению иностранных инвестиций в различные сектора экономики Узбекистана, включая производство, сельское хозяйство и услуги.

7. Также без внимания не осталась и образовательная отрасль, с учетом быстро меняющегося экономического ландшафта и потребности в квалифицированных кадрах, правительство уделило внимание реформированию системы образования, а также программам профессиональной подготовки.

Именно эти методы создали благоприятные условия для экономического роста и увеличения занятости в Узбекистане в период с 2013 по 2017гг.

Рассмотрим период с 2018 по 2022гг. В эти годы произошла пандемия Covid-19, в связи с этим можно увидеть снижение занятости в 2020г., но в 2022г. произошел огромный скачок роста, что свидетельствует об успешном восстановлении страны. Помимо этого в Узбекистане за данный период было уделено внимание развитию туристической инфраструктуры, также государство оказывало поддержку малому бизнесу, стартапам и т.п.

Следует отметить, что в Узбекистане был разработан целый ряд программ с целью уменьшения безработицы, поддержки предпринимательства и повышения рабочих мест, рассмотрим их подробнее:

Программы обучения и переквалификации: целью этих программ является обучение молодежи и взрослых людей новым профессиям, а также повышение квалификации уже работающих граждан. Особое внимание уделяется профессиям, которые востребованы на рынке труда.

Микрокредитование и финансовая поддержка: правительство Узбекистана запустило программы микрокредитования для малого и среднего бизнеса, чтобы стимулировать создание новых рабочих мест. Это также включает в себя кредиты для стартапов и молодых предпринимателей.

Поддержка женского предпринимательства: специализированные программы, направленные на стимулирование женского предпринимательства, предоставляют женщинам необходимые ресурсы и обучение для создания и развития своего бизнеса.

Программы для молодежи: учитывая высокий уровень безработицы среди молодежи, были разработаны специальные программы, которые помогают молодым людям интегрироваться в рынок труда, в том числе через стажировки, обучение и предпринимательство.

Содействие трудоустройству мигрантов: для граждан, вернувшихся из-за рубежа или из других регионов страны, разработаны программы, помогающие им быстро найти работу или начать свой бизнес.

Развитие социального предпринимательства: государственные программы поощряют создание предприятий, которые, помимо получения прибыли, решают определенные социальные проблемы, такие как занятость инвалидов или социализация бывших заключенных.

Через эти и многие другие программы Узбекистан старается обеспечить высокий уровень занятости населения, поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность в стране.

Другие страны также сталкиваются с проблемой занятости и используют разнообразные методы для её решения, сравним их в таблице 1 совместно с методами Туркменистана, которые мы рассматривали раннее.

Таблица 1 – Сравнение методов решения проблем с занятостью населения в Туркменистане и других странах [6;7;8;9;10]

Страна
Метод
Описание
Плюсы
Минусы
Германия
Система двойного образования
Объединение теоретического обучения в школе с практическим опытом на рабочем месте
Высокая занятость молодёжи, сочетание теории и практики
Требует тесного сотрудничества между школами и бизнесом
Сингапур
Программы непрерывного образования
Программы для взрослых, которые помогают им приобретать новые навыки и адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда
Развитие навыков рабочей силы, улучшение карьерных возможностей
Необходимость регулярного обновления учебных материалов
Норвегия
Активные программы реабилитации
Программы для интеграции людей с ограниченными возможностями на рынке труда
Инклюзивность, социальная адаптация
Высокие затраты
Корея
Система кредитования навыков
Люди получают «кредиты» за определенные новые навыки или обучение, которые можно потратить при трудоустройстве или переходе на новую работу
Обновление навыков, стимул к непрерывному образованию и саморазвитию
Зависимость от государственного финансирования
Бразилия
Bolsa Familia
Программа социальных трансфертов, которая предоставляет семьям денежные выплаты при условии, что их дети регулярно посещают школу и проходят медицинские осмотры
Сокращение бедности, стимулирование образования детей
Зависимость от социальных выплат
Туркменистан
Либерализация валютного рынка
Реформа валютного регулирования
Улучшение экономической ситуации, привлечение инвестиций
Риски экономической неустойчивости
Создание Свободных Экономических Зон
Зоны с льготным налогообложением для стимулирования бизнеса
Привлечение иностранных инвестиций
Ограниченные ресурсы и инфраструктура
Окончание таблицы 1

Страна
Метод
Описание
Плюсы
Минусы
Туркменистан
Поддержка малого и среднего бизнесов
Государственные программы и кредиты для стимулирования бизнеса
Развитие экономической отрасли, создание рабочих мест
Риски нерационального расходования средств
Вклад в транспортную и социальную инфраструктуры
Государственные инвестиции в дороги, мосты, больницы и школы
Улучшение качества жизни, создание новых рабочих мест
Ограниченные финансовые ресурсы
Диверсификация аграрного сектора
Развитие различных видов сельского хозяйства
Уменьшение зависимости от одного экспортного товара
Необходимость инвестиций и обучения
Международное сотрудничество
Развитие дипломатичных и торговых отношений
Расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций
Зависимость от внешнеполити-ческих факторов
Создание благоприятного инвестиционного климата
Улучшение условий иностранных инвесторов
Привлечение иностранных инвестиций
Возможные риски связанные с изменениями в экономической политике
Различные страны применяют разнообразные методы и реформы для обеспечения занятости населения. Основной акцент делается на образование, профессиональное обучение и создание благоприятного инвестиционного климата.

Важность непрерывного обучения подчеркивается в странах, таких как Германия и Сингапур, которые считают его ключевым элементом для поддержания уровня занятости населения.

Социальные программы, такие как Bolsa Familia в Бразилии, показывают, что государственные стимулы могут иметь двойное преимущество: поддержка наименее обеспеченных и стимулирование образования. Однако такие программы также могут создавать риски, связанные с зависимостью от государственной поддержки.

Создание благоприятного инвестиционного климата, особенно в развивающихся странах, как Туркменистан, является ключевым для экономического роста и создания новых рабочих мест.

Таким образом, проанализировав и мировые практики стимулирования занятости, можно сделать вывод, что правительство Узбекистана, учитывая индивидуальный подход страны, национальные особенности и прочее может применить их, так как они помогут создать основу для долгосрочного роста уровня занятости и экономической стабильности страны.

Проанализировав информацию были предложены рекомендации мер по обеспечению занятости населения, а также рассмотрены сценарии развития с учетом предлагаемых мер в таблице 2.

Таблица 2 – Рекомендации по обеспечению занятости населения и возможные сценарии [11;12;13]

Отрасль
Рекомендации
Оптимистичный сценарий
Реалистичный сценарий
Пессимистичный сценарий
Промышленность
- Организация обучающих программ для рабочих.
- Развитие малого и среднего бизнеса в данной отрасли.
Создание тысячи новых рабочих мест благодаря новым предприятиям и расширению действующих
Появление сотен рабочих мест
Замедление темпов создания новых рабочих мест
Сельское хозяйство
- Обучение фермеров современным методам ведения хозяйства.
- Развитие кооперативов.
Привлечение тысяч молодых специалистов к земледелию, рост числа фермерских хозяйств
Умеренное увеличение числа фермеров
Отток молодежи из сельской местности
Туризм
- Обучение в сфере гостеприимства.
- Развитие регионального и внутреннего туризма.
Создание десяткой тысяч рабочих мест в туризме и сфере гостеприимства
Увеличение занятости на 10-20%
Стагнация в секторе из-за отсутствия инноваций
IT и цифровизация
- Обучение молодежи программированию и цифровым навыкам.
- Создание IT-инкубаторов и акселераторов
Рост IT-стартапов в 2-3 раза, создание десятков тысяч рабочих мест
Увеличение числа IT-специалистов на 30%
Отток квалифицирован-ных кадров за границу.
Транспорт и логистика
- Подготовка специалистов в сфере логистики.
- Развитие городского транспорта.
Создание новых маршрутов и логистических центов, тысячи новых рабочих мест
Постепенное улучшение транспортной сети
Устаревание транспортной инфраструктуры
Строительство
- Подготовка кадров для строительства.
- Развитие инфраструктур-ных проектов.
Запуск крупных стройплощадок, десятки тысяч новых рабочих мест
Умеренное увеличение числа объектов строительства
Замедление темпов строительства
Таким образом, для достижения стабильной занятости и экономического роста в Узбекистане требуется комплекс мер, адаптированных под особенности каждой отрасли, и активное участие как государства, так и частного сектора.

Заключение. Таким образом, для успешного устранения проблемы безработицы и обеспечения занятости населения требуется применение целостного подхода. Этот подход должен включать в себя не только государственные меры регулирования, но и активную роль частного сектора, образовательных институтов и общественных организаций. Особое внимание должно уделяться образованию и наличию квалифицированных кадров.

Из опыта других государств видно, что такие методы как система двойного образования, программы непрерывного образования, активные программы реабилитации, система кредитования навыков и Bolsa Familia, направленных на повышение уровня занятости, могут быть эффективно адаптированы и внедрены в Узбекистане, способствуя тем самым улучшению состояния рынка труда.

Правительству Узбекистану следует активно заимствовать лучшие международные практики и инновационные методы, а также применять всесторонний подход в вопросах трудоустройства и занятости населения для поддержания устойчивого экономического развития и повышения общественного благосостояния.


Источники:

1. Аглиуллина Г.Р. Занятость населения как экономическая категория // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2016. – № 1 (73). – c. 74-76.
2. Узбекистан - Занятое население. Trading-economics. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/uzbekistan/employed-persons (дата обращения: 11.10.2023).
3. Как изменился внутренний валютный рынок после либерализации. Spot. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spot.uz/ru/2018/01/22/currency/ (дата обращения: 13.10.2023).
4. Специальные экономические зоны в Узбекистане. Azizovpartners. [Электронный ресурс]. URL: https://azizovpartners.uz/ru/2021/10/22/specialnye-ekonomicheskie-zony-v-uzb/ (дата обращения: 14.10.2023).
5. Беркинов Б., Ахмедов У. Аграрные реформы и развитие домашних хозяйств сельского населения Узбекистана // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2015. – № 5. – c. 42-45.
6. Соловьева С. В. Дуальная система профессионального образования в Германии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2013. – № 4 (32). – c. 95-99.
7. Алишев Т. Б., Гильмутдинов А. Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. – 2010. – № 4. – c. 227-247.
8. Боровикова И.В. Реабилитация инвалидов в Норвегии: от медицинского к комплексному подходу // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 18 (60). – c. 50-52.
9. Bolsa Familia. Internationalrelations. [Электронный ресурс]. URL: https://internationalrelations.org/bolsa-familia/ (дата обращения: 14.10.2023).
10. OECD (2021), OECD Skills Strategy Implementation Guidance for Korea: Strengthening the Governance of Adult Learning, OECD Skills Studies, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/f19a4560-en (дата обращения: 23.10.2023).
11. Каюмов Р.И. Надвигающийся мировой экономический кризис и развитие экономики Узбекистана в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 3-2 (97). – c. 31-36. – doi: 10.24412/2411-0450-2023-3-2-31-36.
12. Алимова Г. А. Образование как фактор инновационного развития и сокращения безработицы в стране // Развитие территорий. – 2020. – № 3(21). – c. 37-39. – doi: 10.32324/2412-8945-2020-3-37-39.
13. Каримова Д. М. Сокращение бедности в Узбекистане: факторный анализ и прогнозы // Стратегические инициативы и практические рекомендации по устойчивому развитию экономики: потенциал и риски: Материалы XIII Форума экономистов, Ташкент, 05 октября 2021 года / Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан. – Ташкент: Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан. Ташкент, 2021. – c. 14-17.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:09