Разработка мер по обеспечению занятости населения в Центральной Азии (на примере Республики Узбекистан)
Курбанов С.П.1
1 Ташкентский Государственный Экономический Университет
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59499145
Аннотация:
В данной статье проводится исследование текущих стратегий правительства Узбекистана по улучшению уровня занятости населения, помимо этого анализируются методы по борьбе с безработицей, их эффективность, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию этих методов. Особое внимание уделяется значимости занятости населения для экономической стабильности и процветания, что особенно актуально для Узбекистана с его динамично развивающейся экономикой. Статья будет полезна для политиков, экономистов и ученых, поскольку предоставляет комплексный анализ государственных стратегий и методов по улучшению занятости населения. Предложенные в статье рекомендации могут послужить основой для разработки новых политических инициатив и экономических реформ в Центральной Азии, а также предоставить ценные уроки и выводы для других стран с похожими экономическими условиями. Исследование также способствует более глубокому пониманию динамики рынка труда в регионе, что имеет важное значение для принятия обоснованных решений в области социально-экономического планирования
Ключевые слова: занятость населения, безработица, экономическое развитие, рынок труда
JEL-классификация: J21, J23, J24
Введение. Актуальность темы определяется рядом факторов. Во-первых, Узбекистан занимает стратегическое положение в регионе и играет ключевую роль в экономических процессах Центральной Азии. Во-вторых, страна претерпевает значительные экономические преобразования и начинает активно входить в мировую экономическую систему, что требует разработки и реализации эффективных мер по увеличению уровня занятости. В-третьих, рост численности населения и динамичные демографические изменения ставят перед правительством задачу создания новых рабочих мест и предотвращения увеличения безработицы. Помимо этого. актуальность также обусловлена глобальными экономическими вызовами, такими как технологическая революция и изменения структуры мирового рынка труда, которые требуют от страны гибкой и адаптивной политики в области занятости.
Литературный обзор подтверждает, что вопросы занятости и борьбы с безработицей получили значительное внимание в работах Беркинова Б. [5], Ахмедова У. [5], Соловьевой С.В. [6], Алишева Т.Б. [7], Гильмутдинова А.Х. [7], Боровиковой И.В. [8], Каюмова Р.И. [11], Алимовой Г.А. [12], Каримовой Д.М. [13]. Однако существует научный пробел в исследованиях эффективности новейших мер по стимулированию занятости в контексте Узбекистана, что и определило направление данного исследования.
Целью статьи является повышение мер по обеспечению занятости Республики Узбекистан. Научная новизна заключается в комплексном подходе к оценке реализуемых в стране стратегий и разработке уникальных предложений, адаптированных к условиям развивающейся экономики Узбекистана.
Авторская гипотеза предполагает, что применение целенаправленных мер, основанных на местных социально-экономических условиях и мировом опыте, может значительно повысить уровень занятости и экономическое благополучие населения.
Методология исследования базируется на анализе статистических данных, обзоре научной, а также применении методов качественного и количественного анализа. Это позволит всесторонне оценить текущую политику и разработать основу для эффективных стратегий управления рынком труда.
Результаты. Для начала выясним, что под собой подразумевает понятие «занятость населения». В научной литературе часто понятия «занятость» и «рынок труда» считаются синонимами, при этом понятие «рынок труда» имеет универсальный характер. К понятию «занятость населения» существуют «широкий» и «узкий» подходы.
В широком смысле, занятость населения подразумевает участие граждан в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей. Эта деятельность также предполагает получение заработной платы или другого дохода. В узком смысле, занятость населения представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с участием граждан в хозяйственной деятельности, которая обеспечивает им рабочие места [1].
Перейдём к обзору рынка труда в Узбекистане.
Рассмотрим динамику занятого населения с 2014 года по 2022 год.
Рисунок 1 – Динамика занятого населения в Узбекистане [2]
В период с 2013 по 2018гг. можно увидеть стабильный рост занятого населения, рассмотрим с чем это может быть связано.
В период с 2013 по 2018 годы в Узбекистане был проведен ряд экономических методов, которые напрямую или косвенно способствовали увеличению занятого населения, рассмотрим их подробнее:
1. В сентябре 2017 года в Узбекистане началась либерализация валютного рынка. Это дало толчок для привлечения иностранных инвестиций и стимулировало экспорт, что в свою очередь помогло создать новые рабочие места [3].
2. Создание Свободных Экономических Зон, предоставляющих льготные условия для предпринимательства. Эти зоны привлекли множество компаний, что опять же способствовало увеличению новых рабочих мест [4].
3. Также правительство Узбекистана активизировало меры поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляя кредиты, налоговые льготы и обучение предпринимателям.
4. За данный период произошло развитие инфраструктуры, в связи с тем, что правительство начало вкладываться в транспортную и социальную инфраструктуры, что помогло создать новые рабочие места, причем не только на этапе строительства, но и в долгосрочной перспективе, обеспечивая работу в сферах обслуживания и эксплуатации.
5. Правительство Узбекистана начало процесс диверсификации аграрного сектора, сокращая зависимость от хлопка и развивая другие сельскохозяйственные культуры, что увеличило количество вакансий на рынке труда [5].
6. Произошла активизация международного сотрудничества и создание благоприятного инвестиционного климата, что привело к увеличению иностранных инвестиций в различные сектора экономики Узбекистана, включая производство, сельское хозяйство и услуги.
7. Также без внимания не осталась и образовательная отрасль, с учетом быстро меняющегося экономического ландшафта и потребности в квалифицированных кадрах, правительство уделило внимание реформированию системы образования, а также программам профессиональной подготовки.
Именно эти методы создали благоприятные условия для экономического роста и увеличения занятости в Узбекистане в период с 2013 по 2017гг.
Рассмотрим период с 2018 по 2022гг. В эти годы произошла пандемия Covid-19, в связи с этим можно увидеть снижение занятости в 2020г., но в 2022г. произошел огромный скачок роста, что свидетельствует об успешном восстановлении страны. Помимо этого в Узбекистане за данный период было уделено внимание развитию туристической инфраструктуры, также государство оказывало поддержку малому бизнесу, стартапам и т.п.
Следует отметить, что в Узбекистане был разработан целый ряд программ с целью уменьшения безработицы, поддержки предпринимательства и повышения рабочих мест, рассмотрим их подробнее:
Программы обучения и переквалификации: целью этих программ является обучение молодежи и взрослых людей новым профессиям, а также повышение квалификации уже работающих граждан. Особое внимание уделяется профессиям, которые востребованы на рынке труда.
Микрокредитование и финансовая поддержка: правительство Узбекистана запустило программы микрокредитования для малого и среднего бизнеса, чтобы стимулировать создание новых рабочих мест. Это также включает в себя кредиты для стартапов и молодых предпринимателей.
Поддержка женского предпринимательства: специализированные программы, направленные на стимулирование женского предпринимательства, предоставляют женщинам необходимые ресурсы и обучение для создания и развития своего бизнеса.
Программы для молодежи: учитывая высокий уровень безработицы среди молодежи, были разработаны специальные программы, которые помогают молодым людям интегрироваться в рынок труда, в том числе через стажировки, обучение и предпринимательство.
Содействие трудоустройству мигрантов: для граждан, вернувшихся из-за рубежа или из других регионов страны, разработаны программы, помогающие им быстро найти работу или начать свой бизнес.
Развитие социального предпринимательства: государственные программы поощряют создание предприятий, которые, помимо получения прибыли, решают определенные социальные проблемы, такие как занятость инвалидов или социализация бывших заключенных.
Через эти и многие другие программы Узбекистан старается обеспечить высокий уровень занятости населения, поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность в стране.
Другие страны также сталкиваются с проблемой занятости и используют разнообразные методы для её решения, сравним их в таблице 1 совместно с методами Туркменистана, которые мы рассматривали раннее.
Таблица 1 – Сравнение методов решения проблем с занятостью населения в Туркменистане и других странах [6;7;8;9;10]
Страна
|
Метод
|
Описание
|
Плюсы
|
Минусы
|
Германия
|
Система
двойного образования
|
Объединение
теоретического обучения в школе с практическим опытом на рабочем месте
|
Высокая
занятость молодёжи, сочетание теории и практики
|
Требует
тесного сотрудничества между школами и бизнесом
|
Сингапур
|
Программы
непрерывного образования
|
Программы
для взрослых, которые помогают им приобретать новые навыки и адаптироваться к
меняющимся требованиям рынка труда
|
Развитие
навыков рабочей силы, улучшение карьерных возможностей
|
Необходимость
регулярного обновления учебных материалов
|
Норвегия
|
Активные
программы реабилитации
|
Программы
для интеграции людей с ограниченными возможностями на рынке труда
|
Инклюзивность,
социальная адаптация
|
Высокие
затраты
|
Корея
|
Система
кредитования навыков
|
Люди
получают «кредиты» за определенные новые навыки или обучение, которые можно
потратить при трудоустройстве или переходе на новую работу
|
Обновление
навыков, стимул к непрерывному образованию и саморазвитию
|
Зависимость
от государственного финансирования
|
Бразилия
|
Bolsa
Familia
|
Программа
социальных трансфертов, которая предоставляет семьям денежные выплаты при
условии, что их дети регулярно посещают школу и проходят медицинские осмотры
|
Сокращение
бедности, стимулирование образования детей
|
Зависимость
от социальных выплат
|
Туркменистан
|
Либерализация
валютного рынка
|
Реформа
валютного регулирования
|
Улучшение
экономической ситуации, привлечение инвестиций
|
Риски
экономической неустойчивости
|
Создание
Свободных Экономических Зон
|
Зоны
с льготным налогообложением для стимулирования бизнеса
|
Привлечение
иностранных инвестиций
|
Ограниченные
ресурсы и инфраструктура
|
Страна
|
Метод
|
Описание
|
Плюсы
|
Минусы
|
Туркменистан
|
Поддержка
малого и среднего бизнесов
|
Государственные
программы и кредиты для стимулирования бизнеса
|
Развитие
экономической отрасли, создание рабочих мест
|
Риски
нерационального расходования средств
|
Вклад
в транспортную и социальную инфраструктуры
|
Государственные
инвестиции в дороги, мосты, больницы и школы
|
Улучшение
качества жизни, создание новых рабочих мест
|
Ограниченные
финансовые ресурсы
| |
Диверсификация
аграрного сектора
|
Развитие
различных видов сельского хозяйства
|
Уменьшение
зависимости от одного экспортного товара
|
Необходимость
инвестиций и обучения
| |
Международное
сотрудничество
|
Развитие
дипломатичных и торговых отношений
|
Расширение
рынков сбыта, привлечение инвестиций
|
Зависимость
от внешнеполити-ческих факторов
| |
Создание
благоприятного инвестиционного климата
|
Улучшение
условий иностранных инвесторов
|
Привлечение
иностранных инвестиций
|
Возможные
риски связанные с изменениями в экономической политике
|
Важность непрерывного обучения подчеркивается в странах, таких как Германия и Сингапур, которые считают его ключевым элементом для поддержания уровня занятости населения.
Социальные программы, такие как Bolsa Familia в Бразилии, показывают, что государственные стимулы могут иметь двойное преимущество: поддержка наименее обеспеченных и стимулирование образования. Однако такие программы также могут создавать риски, связанные с зависимостью от государственной поддержки.
Создание благоприятного инвестиционного климата, особенно в развивающихся странах, как Туркменистан, является ключевым для экономического роста и создания новых рабочих мест.
Таким образом, проанализировав и мировые практики стимулирования занятости, можно сделать вывод, что правительство Узбекистана, учитывая индивидуальный подход страны, национальные особенности и прочее может применить их, так как они помогут создать основу для долгосрочного роста уровня занятости и экономической стабильности страны.
Проанализировав информацию были предложены рекомендации мер по обеспечению занятости населения, а также рассмотрены сценарии развития с учетом предлагаемых мер в таблице 2.
Таблица 2 – Рекомендации по обеспечению занятости населения и возможные сценарии [11;12;13]
Отрасль
|
Рекомендации
|
Оптимистичный
сценарий
|
Реалистичный
сценарий
|
Пессимистичный
сценарий
|
Промышленность
|
- Организация
обучающих программ для рабочих.
- Развитие малого и среднего бизнеса в данной отрасли. |
Создание
тысячи новых рабочих мест благодаря новым предприятиям и расширению
действующих
|
Появление
сотен рабочих мест
|
Замедление
темпов создания новых рабочих мест
|
Сельское
хозяйство
|
- Обучение
фермеров современным методам ведения хозяйства.
- Развитие кооперативов. |
Привлечение
тысяч молодых специалистов к земледелию, рост числа фермерских хозяйств
|
Умеренное
увеличение числа фермеров
|
Отток
молодежи из сельской местности
|
Туризм
|
- Обучение
в сфере гостеприимства.
- Развитие регионального и внутреннего туризма. |
Создание
десяткой тысяч рабочих мест в туризме и сфере гостеприимства
|
Увеличение
занятости на 10-20%
|
Стагнация
в секторе из-за отсутствия инноваций
|
IT и цифровизация
|
- Обучение
молодежи программированию и цифровым навыкам.
- Создание IT-инкубаторов и акселераторов |
Рост
IT-стартапов в 2-3 раза, создание
десятков тысяч рабочих мест
|
Увеличение
числа IT-специалистов на 30%
|
Отток
квалифицирован-ных кадров за границу.
|
Транспорт
и логистика
|
- Подготовка
специалистов в сфере логистики.
- Развитие городского транспорта. |
Создание
новых маршрутов и логистических центов, тысячи новых рабочих мест
|
Постепенное
улучшение транспортной сети
|
Устаревание
транспортной инфраструктуры
|
Строительство
|
- Подготовка
кадров для строительства.
- Развитие инфраструктур-ных проектов. |
Запуск
крупных стройплощадок, десятки тысяч новых рабочих мест
|
Умеренное
увеличение числа объектов строительства
|
Замедление
темпов строительства
|
Заключение. Таким образом, для успешного устранения проблемы безработицы и обеспечения занятости населения требуется применение целостного подхода. Этот подход должен включать в себя не только государственные меры регулирования, но и активную роль частного сектора, образовательных институтов и общественных организаций. Особое внимание должно уделяться образованию и наличию квалифицированных кадров.
Из опыта других государств видно, что такие методы как система двойного образования, программы непрерывного образования, активные программы реабилитации, система кредитования навыков и Bolsa Familia, направленных на повышение уровня занятости, могут быть эффективно адаптированы и внедрены в Узбекистане, способствуя тем самым улучшению состояния рынка труда.
Правительству Узбекистану следует активно заимствовать лучшие международные практики и инновационные методы, а также применять всесторонний подход в вопросах трудоустройства и занятости населения для поддержания устойчивого экономического развития и повышения общественного благосостояния.
Источники:
2. Узбекистан - Занятое население. Trading-economics. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/uzbekistan/employed-persons (дата обращения: 11.10.2023).
3. Как изменился внутренний валютный рынок после либерализации. Spot. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spot.uz/ru/2018/01/22/currency/ (дата обращения: 13.10.2023).
4. Специальные экономические зоны в Узбекистане. Azizovpartners. [Электронный ресурс]. URL: https://azizovpartners.uz/ru/2021/10/22/specialnye-ekonomicheskie-zony-v-uzb/ (дата обращения: 14.10.2023).
5. Беркинов Б., Ахмедов У. Аграрные реформы и развитие домашних хозяйств сельского населения Узбекистана // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2015. – № 5. – c. 42-45.
6. Соловьева С. В. Дуальная система профессионального образования в Германии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2013. – № 4 (32). – c. 95-99.
7. Алишев Т. Б., Гильмутдинов А. Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. – 2010. – № 4. – c. 227-247.
8. Боровикова И.В. Реабилитация инвалидов в Норвегии: от медицинского к комплексному подходу // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 18 (60). – c. 50-52.
9. Bolsa Familia. Internationalrelations. [Электронный ресурс]. URL: https://internationalrelations.org/bolsa-familia/ (дата обращения: 14.10.2023).
10. OECD (2021), OECD Skills Strategy Implementation Guidance for Korea: Strengthening the Governance of Adult Learning, OECD Skills Studies, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/f19a4560-en (дата обращения: 23.10.2023).
11. Каюмов Р.И. Надвигающийся мировой экономический кризис и развитие экономики Узбекистана в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 3-2 (97). – c. 31-36. – doi: 10.24412/2411-0450-2023-3-2-31-36.
12. Алимова Г. А. Образование как фактор инновационного развития и сокращения безработицы в стране // Развитие территорий. – 2020. – № 3(21). – c. 37-39. – doi: 10.32324/2412-8945-2020-3-37-39.
13. Каримова Д. М. Сокращение бедности в Узбекистане: факторный анализ и прогнозы // Стратегические инициативы и практические рекомендации по устойчивому развитию экономики: потенциал и риски: Материалы XIII Форума экономистов, Ташкент, 05 октября 2021 года / Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан. – Ташкент: Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан. Ташкент, 2021. – c. 14-17.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:09