Основные тенденции и перспективы развития экспорта Республики Узбекистан в Российскую Федерацию

Исламов Б.А.1, Турдибаева М.М.2
1 Ташкентский филиал Российского Экономического Университета им Г.В. Плеханова
2 Международный Вестминстерский университет в городе Ташкенте, Узбекистан, Ташкент

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59499142

Аннотация:
В данной работе авторы проанализировали современные тенденции внешней экспорта Республики Узбекистан в Российскую Федерацию за 2016-2022 годы. Особое внимание уделяется развитию чистого экспорта товаров и услуг, что отличается от традиционных подходов к анализу экспорта. Авторы предприняли попытку выделить основные современные тенденции развития экспорта в данном географическом направлении, исходя из таких факторов, как динамика реального ВВП России, относительная цена экспорта, пандемия ковид-19 и специальная военная операция (СВО). Авторами представлены сценарии перспективного развития узбекистанского экспорта в Россию в 2023-2025 гг. на основе авторегрессионной модели c распределённым лагом и даны соответствующие рекомендации по дальнейшему развитию экспортного потенциала Республики Узбекистан в данном географическом направлении.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, реальный ВВП, относительная цена экспорта, валютный курс, пандемия Covid-19

JEL-классификация: B17, B27, F17, F18



Введение

В Республике Узбекистан происходят серьезные изменения в структуре экономики и внешней торговли в связи с существенными структурными экономическими реформами, проводимыми правительством с конца 2016 года. Утвержденная по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 гг. стала главным ориентиром для последовательных реформ в системе государственного управления, а также в правовой, экономической, социальной и внешнеполитической сфере [1]. В частности, в 2017 году была проведена реформа валютной политики, которая привела к переходу от режима ограниченной конвертируемости валюты к режиму полной конвертируемости. В то же время правительству удалось в некоторой степени либерализовать внешнюю торговлю, в том числе путем снижения импортных тарифов и отмены их для сотен товаров. Впоследствии была проведена налоговая реформа, которая привела к снижению налогового бремени и упрощению процедур сбора налогов. Кроме того, процесс либерализации торговли и валютного рынка сопровождался многими другими структурными реформами, в результате реализации которых заметно вырос сектор малого бизнеса. Если в 2016 году в республике было зарегистрировано 27 тысяч малых предприятий, то в 2022 году их было уже более 500 тысяч. В республике по итогам 2022 года действовало 15801 предприятие с иностранным капиталом, из которых 3156 – с участием российского бизнеса (20% от общего числа предприятий с иностранным капиталом).

По данным Евразийского банка развития, в период с 2016 по 2020 год Россия вложила в Узбекистан около 9 млрд долл. США, т.е. за 5 лет суммарный накопленный объем российских инвестиций в Узбекистан удвоился. В целом капиталовложения в узбекистанскую экономику составили до четверти от общей суммы российских инвестиций в странах СНГ (второе место среди стран СНГ после Казахстана, который получил российских инвестиций на сумму 11,2 млрд долл. США). Больше всего инвестиций пришлось на нефтегазовую сферу, что связано с российскими добывающими проектами в Узбекистане. И это неудивительно, поскольку российские инвесторы в условиях санкционных ограничений стали чаще присматриваться к рынкам соседних стран СНГ – в том числе и к Узбекистану. Узбекистан сильно выиграл за счет IT-экспорта, обеспеченного российскими релокантами, экспорта бытовой техники, притока инвестиций и капитала в страну. В итоге позитивные тенденции в экономике позволили Узбекистану в 2022 году продемонстрировать рост ВВП на 5,7% по сравнению с 2021 годом, доведя его объем до 80,4 млрд долл. США.

Эти реформы и макроэкономическая политика, направленная на увеличение прямых иностранных инвестиций, и стимулирующая фискальная политика, несомненно, существенно повлияли на динамику внешней торговли Узбекистана, включая торговлю, с самым крупным внешнеторговым партнером – Российской Федерацией по итогам 2022 года.

Указом Президента Республики Узбекистан был утверждена «Стратегия развития Республики Узбекистан на 2022–2026 гг.», которая ставит еще более масштабные задачи во всех сферах общества, включая продолжение политики либерализации экономики и расширения экспорта [2].

В связи с этим в современных условиях изучение вопросов повышения потенциала экспорта Узбекистана в Российскую Федерацию, которая является крупнейшим внешнеторговым партнером Узбекистана, становится крайне актуальным.

Имеется ряд исследований, посвященных анализу факторов, определяющих современную внешнюю торговлю Узбекистана. Так, Исламов и др. (2002) проанализировав географические аспекты экспорта Узбекистана с применением эконометрической гравитационной модели, выявили, что русскоязычное пространство и торговля в рамках зоны свободной торговли СНГ являются значимыми факторами для наращивания экспорта республики [3] (Islamov, Turdibaeva, Yusupov, 2022). Кроме этого, Исламов и Юсупов (2022) изучили механизм влияния государственной политики правительства Узбекистана в сфере внешнеэкономической деятельности на его экономический рост, при этом, особо выделив значимую роль государства в наращивании внешнеторгового оборота [4] (Islamov, Yusupov, 2022). Эканаяке и др. (2010) проанализировали влияние региональных торговых соглашений (РТС) на развитие и диверсификацию торговли в Азии и их влияние на внутрирегиональные торговые потоки, используя годовые данные о торговле за период 1980–2009 гг. [5] (Ekanayake, Mukherjee, Veeramacheneni, 2010). Некоторые авторы пытались обосновать концептуальные подходы к вступлению Узбекистана в ВТО, диверсификации географии и структуры его внешней торговли, а также расширению внешнеэкономического сотрудничества республики с мировыми и региональными державами, странами СНГ и Центральной Азии, уделяя особое внимание вопросам эффективного взаимодействия с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), а также смягчению последствий от пандемии Covid-19 на национальную экономику (см., например, Зиядуллаев и Зиядуллаев, 2020) [6] (Ziyadullaev, Ziyadullaev, 2020).

Помимо научных разработок, изучение зарубежного опыта политики продвижения экспорта (например, Южной Кореи) также может быть очень полезным для выработки рекомендаций по наращиванию экспортного потенциала страны [7] (Mah, 2010). Это также касается изучения процессов региональной торговой интеграции на примере стран – членов АСЕАН.

Необходимо отметить, что в научной литературе имеется значительный пробел именно в эконометрическом моделировании билатеральных функций спроса на экспорт, оцененных на примере стран СНГ. Нехватка знаний в данной области еще более усугубляется, если в качестве объекта исследования определять торговые отношения между Узбекистаном и Россией, а именно экспорт Узбекистана в Россию. Из-за этого становятся неясными и проблематичными не только вопросы анализа повышения экспортного потенциала Узбекистана в данном географическом направлении, но и вопросы сценарного прогнозирования экспорта республики.

Целью данного исследования является сценарный эконометрический анализ динамики экспорта Республики Узбекистан в Российскую Федерацию, выявление его основных факторов, и выработка рекомендаций по повышению экспортного потенциала республики в данном географическом направлении.

Авторами делается попытка эконометрического моделирования спроса на экспорт Узбекистана со стороны России и сценарного эконометрического анализа динамики экспорта Республики Узбекистан в Российскую Федерацию на основе многомерной авторегрессионной модели с распределенным лагом, причем это исследование осуществляется впервые на примере торговли между этими странами.

В соответствии с рабочей гипотезой, выдвинутой в рамках данного исследования, двумя самыми важными факторами, влияющими на экспорт Узбекистана в Россию, являются реальный ВВП России и относительная цена экспорта Узбекистана в Россию, причем первый фактор влияет на экспорт положительно, а второй – отрицательно. В рамках данной гипотезы предполагается, что существуют дополнительные факторы, такие как обменный курс рубля по отношению к суму, пандемия Covid-19 и специальная военная операция, влияние которых необязательно должно быть значимым, но они могут выполнять роль так называемых контрольных переменных в предлагаемой модели функции спроса на экспорт Узбекистана со стороны России.

Методология исследования

Эконометрическая модель, представленная ниже для эмпирического исследования, показывает долгосрочную и краткосрочную связь между зависимой переменной и независимыми переменными:

REXP=f(RGDP_RU, REL_PR, EXR_RUB_UZS, COVID19, RUS_UKR_C)+u,

где REXP – реальный объем экспорта Узбекистана в Россию, REL_PR – относительная цена экспорта Узбекистана в Россию и реальным ВВП России, EXR_RUB_UZS – номинальный обменный курс российского рубля по отношению к узбекскому суму, COVID-19 – фиктивная переменная, измеряющая влияние пандемии Covid-19, RUS_UKR_C фиктивная переменная, измеряющая влияние российско-украинского конфликта и u – случайная ошибка, распределенная в соответствии с законом нормального распределения.

Мы использовали ежемесячный экспорт Республики Узбекистан в РФ (в долларах США), разделенный на индекс экспортных цен в соответствующем месяце, чтобы получить данные о ежемесячном реальном экспорте (REXP). Но данные временных рядов индекса экспортных цен недоступны на ежемесячной основе. Следовательно, мы интерполировали годовые индексы экспортных цен в ежемесячные с помощью метода интерполяции, предложенного Чоу и Лином [8] (Chow, Lin, 1971).

Экономическая теория утверждает, что иностранные доходы являются важным фактором, определяющим экспорт. Мы использовали переменную RGDP_RU в качестве прокси для измерения влияния реального объема ВВП России на экспорт Узбекистана в эту страну.

Относительная цена (которая является мерой конкурентоспособности) измеряется отношением индекса экспортных цен Узбекистана и ИПЦ в РФ в каждом периоде времени (REL_PR).

Наконец, в исследовании используется двусторонний номинальный обменный курс рубля по отношению к суму (EXR_RUB_UZS), поскольку широко распространено мнение, что обменный курс также играет важную роль, влияя на экспорт и импорт страны.

В исследовании используются ежемесячные данные за период с января 2016 года по декабрь 2022 года.

В данном исследовании мы использовали: ежемесячные данные об экспорте Узбекистана в Россию (в тыс. долл. США), публикуемые Агентством по статистике при Президенте Республики Узбекистан; данные о среднемесячом обменном курсе доллара США на узбекские сумы, публикуемые Центральным Банком Республики Узбекистан; индексы стоимости единицы экспорта Республики Узбекистан взяты из базы данных ЮНКТАД; ежеквартальные данные о номинальном ВВП Российской Федерации, а также дефляторе ВВП исходят из Федеральной Службы государственной статистики Российской Федерации.

Прежде чем приступить к эмпирической оценке, каждая из макроэкономических переменных первоначально проверяется на предмет наличия у нее свойств стационарности и порядка интегрирования. Для этой цели используется расширенный тест Дики Фуллера (ADF) и Филлипса Перрона (PP) [9] (Dickey, Fuller, 1979).

Затем используется подход “bound testing” к модели ARDL, разработанный Песараном, Шином и Смитом [10] (Pesaran, Shin, Smith, 2001), для проверки того, являются ли переменные коинтегрированными или нет. Этот подход имеет ряд преимуществ по сравнению с методом коинтеграции Йохансена и Юзелиуса (1990) [11] (Johansen, Juselius, 1990).

Коэффициент коррекции ошибок в модели ARDL измеряет скорость, с которой отклонение от долгосрочного равновесия корректируется в каждом периоде, и ожидается, что коэффициент коррекции ошибок будет иметь отрицательный знак и статистически значимым, т.е. будет иметь место долгосрочная связь между зависимой и отдельными независимыми переменными.

Динамика и структура экспорта Узбекистана в Россию

По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Узбекистан, за 2017–2022 гг. внешнеторговый оборот республики увеличился почти в 1,9 раза, при этом объем экспорта увеличился в 1,5 раза, а объем импорта – в 2,2 раза, то есть дефицит внешней торговли за этот период увеличился в 7,8 раза с примерно 1,5 млрд долл. США до 11,4 млрд долл. США. В частности, внешнеторговый оборот Узбекистана в 2022 году достиг 50 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 7,84 млрд долл. США, или 18,6%: экспорт за 2022 год увеличился до 19,31 млрд долл. США, т.е. на 15,9%, импорт – до 30,67 млрд долл. США, т.е. на 20,4%: дефицит внешней торговли был на 28,7% больше, чем в 2021 году [12].

По итогам 2022 года Республика Узбекистан осуществляла торговлю с 204 странами мира. Наибольший объем внешнеторгового оборота зафиксирован с Российской Федерацией (18,6%), КНР (17,8%), Казахстаном (9,2%), Турцией (6,4%), Республикой Корея (4,7%), Кыргызстаном (2,5%) и Германией (2,3%). При этом Россия обогнала Китай и стала основным внешнеторговым партнером Узбекистана. Так, внешнеторговый оборот с Россией увеличился на 22,9% и составил 9,3 млрд долл. США (59% внешнеторгового оборота Узбекистана со странами ЕАЭС), из них: экспорт – 3,1 млрд долл. США, а импорт – $6,2 млрд долл. США. Говоря иначе, чистый экспорт Узбекистана в Россию в ходе структурных реформ стал традиционно отрицательным. Однако во многом благодаря значительным объемам инвестиций и денежных переводов из России, отток валюты из республики полностью компенсируется. Для сравнения отметим, что в 2001 году объем взаимной торговли этих стран составлял всего лишь почти 1 млрд долл. США, причем в тогдашнее время экспорт Узбекистана превышал импорт из России из-за жесткой политики импортозамещения и валютного рационирования, которая проводилась тогдашним правительством республики.

В 2022 году на Россию приходилась наибольшая доля экспорта Узбекистана (3,06 млрд долларов) и вторая наибольшая доля импорта (6,21 млрд долларов). При этом Китай оставался основным поставщиком товаров в страну (6,4 млрд долларов) и вторым по величине экспортным рынком (2,51 млрд долларов). Помимо этих двух стран, в число основных торговых партнеров Узбекистана вошли Казахстан (4,62 млрд долларов), Турция (3,22 млрд долларов) и Южная Корея (2,34 млрд долларов).

По группам стран наибольший объем внешней торговли приходится на страны СНГ – 19,2 млрд долларов, из них на страны ЕАЭС – 17,1 млрд долларов, товарооборот с другими странами составил 30,8 млрд долларов, в том числе со странами ЕС – 4,5 млрд долларов. Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте Узбекистана в рассматриваемом периоде по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. увеличилась на 0,6%, составив 38,4% за январь – декабрь 2022 г.

Основными партнерами Республики Узбекистан по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте в январе – декабре 2022 года стали такие страны, как Российская Федерация, КНР, Турция, Казахстан, Кыргызстан, Афганистан и Таджикистан. Их доля в общем объеме экспорта достигла 55,5%. При этом доля Российской Федерации оказалась самой высокой и составила 16,9%, а доля Китая, который оказался на втором месте, – 11,9%.

Таблица 1

Географическая структура экспорта Узбекистана, 2017–2022 гг., %

2017
2018
2019
2020
2021
2022
Экспорт, всего
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
1. Российская Федерация
14.4
15.0
14.8
8.9
12.1
16.9
2. Китай
13.8
19.9
13.0
10.2
13.1
11.9
3. Турция
8.3
7.9
8.2
7.5
11.7
9.5
4. Казахстан
9.8
12.4
9.3
5.8
7.3
8.1
5. Кыргызская Республика
1.7
3.0
4.7
5.6
5.5
6.0
6. Афганистан
5.0
4.3
3.2
4.4
3.6
3.9
7. Таджикистан
0.7
1.3
1.6
2.2
2.4
2.7
8. Канада
0.0
0.0
0.0
1.1
1.4
1.3
Источник: составлено авторами. Расчеты на основе официальных данных Национальной страницы сводных данных (НСДП) – Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://nsdp.stat.uz/ (дата обращения: 25.08.2023).

По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Узбекистан за 2017–2022 гг., в товарной структуре экспорта Республики Узбекистан первое место занимает золото (21,3%, или 4,1 млрд долларов), второе – услуги (20,5%, 3,96 млрд долларов), третье – текстиль и швейные изделия, трикотаж (16,5%, 3,18 млрд долларов), а четвертое – продовольствие (9,4%, 1,8 млрд долларов), в то время как доля цветных металлов составила 7,5%, химических продуктов и сопутствующих товаров – 7,4%, машин и оборудования – 5,1%, природного газа – 4,8%.

Экономика Узбекистана, в основном, зависит от сельскохозяйственного производства и сферы торговли, поскольку большая часть его населения проживает в сельской местности. Следовательно, занятость в сельском хозяйстве в стране высока, что определяет товарную структуру ее внешней торговли, если абстрагироваться от экспорта золота. В результате экспорт Узбекистана в Россию, в основном, состоит из плодоовощной продукции и прочих сельскохозяйственных товаров сырьевого назначения. Так, общий объем экспорта плодоовощной продукции в 2022 году составил 1743,7 тыс. т и в стоимостном выражении достиг 1145,8 млн долл. США (около 6% всего стоимостного объема экспорта). По данным официальной статистики, российский рынок традиционно занимает первое место в поставках плодоовощной продукции из Узбекистана. Так, в 2022 году объем плодоовощного экспорта из Узбекистана в Россию вырос в 1,4 раза, до 542 тысяч тонн (486,7 млн долл. США), составив около 42,5% общего объема экспорта данной продукции.

Российский рынок продолжает лидировать в поставках текстильной и плодоовощной продукции из Узбекистана: 1,265 миллиарда долларов (рост в 1,39 раза по сравнению с 2021 годом, а доля России составила 39,8% в общих поставках узбекского текстиля за 2022 год) и 486,7 миллиона долларов (+18,5%, 42,5% от общего экспорта агропродукции из Узбекистана) соответственно. В структуре российского импорта преобладают промышленная продукция (42,3% общих поставок промтоваров в Узбекистан), машины и транспортное оборудование (6,5%), продовольственные товары.

В последнее время в научной литературе часто можно встретить анализы тенденций в международной торговле с учетом влияния на них пандемии Covid-19. Так, например, Долгов и Савинов рассматривают в своей научной работе появление и развитие вспышки нового коронавируса, его влияние на формирование трудностей в сфере производства, в частности в изготовлении многих узлов и компонентов, поставляемых из Китая для предприятий в государствах-партнерах, а также сложностей в транспортировке этих комплектующих в международной торговле [13] (Dolgov, Savinov, 2020).

Следует особо отметить, что в результате воздействия пандемии коронавируса на международные рынки внешнеторговый оборот Узбекистана в 2020 году составил 36,3 млрд долларов США и снизился на 13,1% по сравнению с 2019 годом. При этом экспорт в 2020 году уменьшился на 13,4%, а импорт – на 12,8%. В 2019 году торговый оборот Узбекистана с Россией составлял 6,669 млрд долларов, но в 2020-м из-за пандемии товарооборот упал до 5,659 миллиарда долларов. Однако это вполне соответствовало общей тенденции в мировой экономике, на которую пандемия Covid-19 оказала большое влияние. В 2021 году товарооборот между этими двумя странами не только восстановился до прежнего уровня, но и увеличился на 32,8% до 7,517 миллиарда долларов. По итогам 2021 года Россия вышла на первое место среди крупных стран-партнеров с долей в общем объеме внешнеторгового оборота в 17,9%. Следует отметить, что пандемия Covid-19, хотя и незначительно повлияла на географию внешней торговли Республики Узбекистан, тем не менее крупные торговые партнеры (Россия и Китай) сохранили за собой статус крупных партнеров республики.

В настоящее время существует ряд системных проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в процессе экспорта товаров в Россию. Проблемы в основном связаны со сложностями получения кредитных ресурсов экспортерами, отсутствием соответствующей транспортно-логистической инфраструктуры на местах, получением необходимых экспортных разрешений, решением налоговых вопросов, возвратом ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость, поиском иностранных заказчиков и другими аспектами.

Кроме того, из-за увеличивающихся рисков сокращения денежных переводов трудовых мигрантов, находящихся в России, ожидается снижение экономических показателей, что может негативно сказаться на плаежном балансе Узбекистана. Эта угроза требует от государства ускорения наращивания экспорта в основном готовой продукции (прежде всего, одежды и трикотажа, обуви, сельхозпродукции, автомобилей) и туристических услуг.

Таким образом, можно констатировать, что Узбекистан становится все более зависимым от России как главного торгового партнера, все больше расширяя торговые связи с Россией. Так, зависимость Узбекистана от экспортных рынков в СНГ увеличилась с 31,5% до примерно 41%, в основном за счет России.

В этой связи подтверждается тезис о том, что Россия является локомотивом интеграции на пространстве СНГ, что нужна не только торговая, но и хорошо скоординированная промышленная, научно-техническая, инновационная политика и идея сопряжения процессов ЕАЭС и ШОС с инициативой «Один пояс, один путь», если учесть, что наряду с Россией, Китай также является крупнейшим внешнеторговым партнером центрально-азиатских стран [14] (Islamov, Islamov, 2017) .

Сегодня почти 80 субъектов Российской Федерации развивают сотрудничество с Узбекистаном, треть из них имеют соглашения с Республикой Узбекистан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии. Одним из значимых субъектов Российской Федерации, поддерживающим самые тесные отношения с Республикой Узбекистан, является Республика Татарстан. Товарооборот Узбекистана с Татарстаном за 2022 год вырос почти на 50%. В ходе своего недавнего визита в Россию, состоявшегося 5–7 октября текущего года, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев сначала посетил Татарстан, где состоялся третий Форум межрегионального сотрудничества, по итогам которого между регионами двух стран подписаны различные соглашения и договоры по сохранению динамики товарооборота и расширению кооперационных связей на общую сумму в 3,5 млрд долл. Отдельного внимания заслуживают два промышленных технопарка, «Чирчик» и «Джизак», которые Татарстан помог создать в Узбекистане. На сегодняшний день на первом технопарке реализуется 34 проекта с общим объемом инвестиций 255 млн долларов, а на втором планируется разместить до 36 резидентов с объемом инвестиций не менее 100 млн долларов. На этих технопарках планируется создание в общей сложности более 3 тысяч рабочих мест. Президент Республики Узбекистан и Республики Татарстан поставили общую цель – довести товарооборот между Узбекистаном и Татарстаном до 1 млрд долларов, в том числе благодаря новым соглашениям о сотрудничестве и в области инвестпроектов. Всего в ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева в Российскую Федерацию было подписано почти 40 документов, в том числе межправительственные соглашения о содействии межрегиональному сотрудничеству, об организованном наборе и привлечении граждан Узбекистана для осуществления временной трудовой деятельности в РФ, о сотрудничестве в области туризма. Кроме этого, были подписаны соглашения о взаимном признании соответствующих институтов уполномоченного экономического оператора и реализации проекта организации скоростных железнодорожных перевозок «Агроэкспресс», что должно обеспечить ускорение взаимного товарооборота между этими странами. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев вместе с Президентами Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым и Российской Федерации Владимиром Путиным договорился о поставках российского природного газа в Узбекистан через территорию Казахстана, что должно обеспечить энергетическую безопасность Узбекистана, диверсификацию гарантированных источников поставок природного газа, а также устранение сезонных неравномерностей потребления, надежного и бесперебойное снабжение населения и бизнес-субъектов газом и электричеством. Последнее, в свою очередь, призвано обеспечить рост конкурентоспособности экономики и экспорта Узбекистана за счет недопущения удорожания цен на энергетические ресурсы.

Прогнозные параметры экспорта Узбекистана в Россию на краткосрочную и среднесрочную перспективу: 2023–2025 гг.

На основе разработанной авторами эконометрической модели авторегрессивного распределенного лага (Autoregressive Distributed Lag, ARDL), увязывающей динамику реального экспорта Узбекистана (в долларах США) с факторами, формирующими экспортный потенциал республики, были выполнены сценарные прогнозы экспорта Республики Узбекистан в Российскую Федерацию на период 2023–2025 гг. Эти прогнозы не учитывают возможную отмену санкций ряда страна Запада против России.

В число рассматриваемых факторов вошли: объем реального ВВП Российской Федерации, относительная цена экспорта Республики Узбекистан (мера конкурентоспособности Узбекистана), пандемия Covid-19, российско-украинский конфликт.

Хотя объем экспорта выражается в млн долл. США и в национальной валюте, мы предпочли измерять экспорт в млн долл. США, а не в сумах, поскольку доллар США колеблется меньше по сравнению с национальной валютой Узбекистана. Согласно постулатам экономической теории, иностранный доход является важным фактором, определяющим экспорт. Поэтому мы использовали объем реального ВВП России в качестве прокси для иностранного дохода – основного внешнего фактора экспорта Республики Узбекистан.

Изменение цен на хлопок не рассматривается в качестве рещающего фактора внешней среды, поскольку хлопок-волокно почти полностью перерабатывается в Узбекистане. Изменение цен на текстиль и швейно-трикотажную продукцию также не рассматривается в качестве важнейщего фактора, поскольку пока доля этой продукции в экспорте в направлении России остается невысокой.

Изменение цен на золото также не рассматривается в качестве предиктора экспорта Узбекистана в Россию, так как Россия – не основной потребитель золота из Узбекистана, хотя цена на золото должна приниматься в учет, если речь идет об общем экспорте из Узбекистана во все страны с учетом того, что доля золота в общем экспорте составляет порядка половины экспорта.

Следующим важнейiим фактором, влияющим на экспорт Узбекистана в Россию, является относительная цена, которая является мерой конкурентоспособности и измеряется отношением удельной стоимости экспорта Узбекистана к ИПЦ России. Этот индикатор охватывает влияние внутренней среды узбекистанского экспорта, поскольку отражает соотношение цены товаров, произведенных в Узбекистане, и цены товаров, потребляемых в России. Чем ниже издержки производства в Узбекистане, то при прочих равных условиях относительная цена узбекистанского экспорта снижается.

Таблица 2

Сценарные прогнозы объема экспорта Республики Узбекистан в Российскую Федерацию на 2023–2025 гг.

Годы
Объем реального ВВП Российской Федерации (в среднегодовом выражении)
Относительная цена экспорта Республики Узбекистан (мера конкурентоспособности Узбекистана)
Пандемия ковид-19
Российско-украинский конфликт
Реальный экспорт Республики Узбекистан
Факт
2017
2149.0
1.18
-
-
577.3
2018
2209.1
1.12
-
-
701.8
2019
2253.3
0.99
-
-
902.0
2020
2185.7
0.97
+
-
1023.7
2021
2288.5
1.06
+
-
1032.0
2022
2240.4
1.15
-
+
1036.9
Сцерарии изменения условий внутренней и внешней среды

И
П
О
И
П
О
И
П
О
И
П
О

2023
2285.2
2198.0
2353.8
1.03
1.1
1.0
-
+
-
+
+
-
2024
2330.9
2154.9
2400.9
1.04
1.1
0.9
-
+
-
+
+
-
2025
2377.6
2112.6
2448.9
1.04
1.2
0.9
-
+
-
+
+
-
Прогноз реального объема экспорта Республики Узбекистан


И
П
О
2023
В среднегодовом выражении, в млрд долл. США
2495.1
2380.3
2287.5
2024
2511.3
2109.9
2892.0
2025
2557.2
1970.0
3065.2
2023
в % к пред. году
105.3
100.5
115.6
2024
100.6
88.6
105.5
2025
101.8
93.4
106.0
Примечания: И, П, О – обозначения для инерционного, пессимистического и оптимистического сценариев.

Источник: составлено авторами. Расчеты на основе данных Национальной страницы сводных данных (НСДП)-Узбекистан (https://nsdp.stat.uz), а также данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (https://rosstat.gov.ru) и

Международного Валютного Фонда (https://www.imf.org/en/Home).

Прогнозы индикаторов экспорта на 2023–2025 гг. были осуществлены в рамках трех сценариев: инерционного (или базового), пессимистического и оптимистического (мобилизационного).

Инерционный сценарий предполагает неизменность внутренних и внешних условий экспорта Республики Узбекистан в рассматриваемом периоде. Согласно предварительному прогнозу Банка России, который был составлен в базовом сценарии, темп прироста реального ВВП России составит 1,5–2,5% в 2023, 0,5–2,5% в 2024 году и 1,5–2,5% в 2025 году [15]. Помимо этого, предполагается, что в инерционном сценарии относительная цена экспорта Республики Узбекистан возрастает всего лишь на 1% за 2023–2025 гг. Хотя в данном сценарии не предусматривается наступление пандемии Covid-19, тем не менее предполагается, что СВО будет оказывать негативное воздействие на динамику узбекистанского экспорта. Как показали расчеты, в рамках инерционного сценария темпы прироста узбекистанского экспорта в Россию сократятся и, в частности, с 5,3% в 2023 г. до 1,8% в 2025 г.

В рамках оптимистического сценария также наблюдается некоторый спад в темпах прироста узбекистанского экспорта в Россию с 15,6% в 2023 г. до 6% в 2025 г., но он существенно ниже, чем в инерционном сценарии, и в целом будет наблюдаться рост общего объема экспорта в Россию. Для этого необходимо, чтобы в прогнозном периоде сложилась следующая динамика внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на экспортный потенциал республики. Основными источниками роста экспорта Узбекистана в Россию в рамках оптимистического сценария станут:

· восстановление положительных темпов роста ВВП России и их сохранение на уровне 1,5–2,5% в год до 2025 года;

· сокращение относительной цены узбекистанского экспорта на 10%, что говорит о некотором росте конкурентоспособности экономики Узбекистана;

· либерализация внешнеэкономической деятельности, снижения тарифных пошлин и нетарифных барьеров в рамках начальных шагов по вступлению Узбекистана в ВТО, а также реализация экспортно ориентировнной полики, что положительно отразится на относительной цене экспортных товаров из Узбекистана;

· отсутствие повторения пандемии Сovid-19.

Пессимистический сценарий подразумевает изменений условий внутренней и внешней среды в худшую сторону. Например, объем реального ВВП Российской Федерации (в среднегодовом выражении) в 2023–2025 гг. сокращается ежегодно на 2%, а относительная цена экспорта Республики Узбекистан возрастает на 10%. Также предполагается, что повторно наступит пандемия Covid-19 и российско-украинский конфликт сохранится. Прогнозный спад объема экспорта, по пессимистическому сценарию, составит в 2025 году 6,4% по сравнению с вялым приростом, равным 0,5% в 2023 году.

Заключение

Приведенный в данной статье анализ выявил, что основными внутренними и внешними факторами, которые будут оказывать влияние на экспорт Узбекистана в Россию в долгосрочной перспективе, будут следующие: экономический рост в России и ценовая конкурентоспособность экспорта Узбекистана, причем если первый будет оказывать положительное влияние, то второй будет иметь отрицательный эффект. В краткосрочной перспективе значимыми факторами будут оставаться продолжающееся негативное влияние шока пандемии Сovid-19 и положительное влияние реального роста экономики России. Исследование выявило, что российско-украинский конфликт пока остается статистически незначимым фактором, влияющим на экспорт Узбекистана в Россию, скорее всего, из-за недостаточности наблюдений, но она играет важную роль контрольной переменной, стабилизирующей коэффициенты переменных реального объема ВВП России и относительной цены экспорта Узбекистана в Россию. Вместе с тем следует отметить, что на динамику экспорта влияют также другие факторы, не учтенные в прогнозной модели, использованной в рамках данного исследования. Например, снятие санкций в отношении России со стороны Запада, а также возможная волатильность курса российского рубля может отразиться на объемах экспорта и денежных переводов, в результате чего может измениться спрос на иностранную валюту и увеличиться давление на обменный курс. Кроме этого, возможными факторами являются – формальные и неформальные барьеры при проведении внешнеторговых операций; высокие издержки на логистику, неустойчивое финансовое положение крупных компаний и корпораций, основных экспортеров энергоносителей, металлов и химической продукции, возможные засухи и неурожаи, которые могут существенно ограничить экспорт плодоовощной продукции. Не последнюю роль может сыграть также фискальная и монетарная политика, проводимая правительствами в России и Узбекистане.


Источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» № УП-4947 от 7 февраля 2017 года
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» № УП-60 от 28 января 2022 года
3. Islamov B., Turdibaeva M., Yusupov A. Methodological Issues of Econometric Estimating Export Gravity Models // Proceedings of International Conference on Future Networks and Distributed Systems (ICFNDS´22). Tashkent, 2022. – p. 285-291.– doi: 10.1145/3584202.3584244.
4. Islamov B., Yusupov A. Foreign Economic Activities as a Driver for Economic Growth in New Uzbekistan // Integration of the Republic of Uzbekistan into the World Economy: New Tasks and Opportunities: Proceedings of the International Conference. Tashkent, 2022. – p. 122-125.
5. Ekanayake E.M., Mukherjee A., Veeramacheneni B. Trade Blocks and the Gravity Model: A Study of Economic Integration among Asian Developing Countries // Journal of Economic Integration. – 2010. – № 4. – p. 627-643. – doi: 10.2307/23000952.
6. Зиядуллаев У.С., Зиядуллаев Н.С. Внешнеторговые и интеграционные приоритеты Республики Узбекистан // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 6. – c. 63-82.
7. Mah J. Export Promotion Policies, Export Composition and Economic Development of Korea. - Sydney:The Law and Development Institute, 2010.
8. Chow G., Lin A. Best Linear Unbiased Interpolation, Distribution, and Extrapolation of Time Series by Related Series // Review of Economics and Statistics. – 1971. – № 4. – p. 372-375. – doi: 10.2307/1928739.
9. Dickey D.A., Fuller W.A. Distribution of the Estimators for Autoregressive Time-Series with a Unit Root // Journal of the American Statistical Assiciation. – 1979. – № 366. – p. 427-431. – doi: 10.2307/2286348.
10. Pesaran M.H., Shin Y., Smith R.J. Bounds Testing Approaches to the Analysis of Level Relationships // Journal of Applied Econometrics. – 2001. – № 3. – p. 289-326. – doi: 10.1002 /JAE.616.
11. Johansen S., Juselius K. Maximum Likelihood Estimation and Inference on Cointegration with Applications to the Demand for Money // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. – 1990. – № 2. – p. 169-210. – doi: 10.1111/J.1468-0084.1990.MP52002003.X.
12. Агентство по статистике при Президенте Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/en/quarterly-reports/21530-2022-eng; https://nsdp.stat.uz/ (дата обращения: 25.08.2023).
13. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 2. – c. 7-18.
14. Исламов Б., Исламов Д. Внешнеторговая интеграция и гармонизация национальных интересов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2017. – № 11. – c. 17-25.
15. Пресс-релиз Банка России от 21 июля 2023 года. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/pr/?file=21072023_133000Key.htm (дата обращения: 25.09.2023).

Страница обновлена: 02.12.2024 в 06:41:39